Классификация конфликтов в обществе. Виды конфликтов и их характеристика

Федеральный закон о государственной тайте являет собой положение или документ, который содержит исчерпывающую информацию о том, что собой представляет эта самая государственная тайна Российской Федерации, как она охраняется, и какая существует ответственность за нарушение закона (разглашение информации).

Текст данного акта, а также сфера его работы крайне затруднительны для понимания их рядовым гражданином, поэтому последняя и действующая редакция (от 1997 года) далее будет нами подробно рассмотрена.

Закон о государственной тайне: описание и краткое содержание ФЗ

Указанный закон РФ (первая редакция от 21 июля 1993 года) об удержании важной информации в тайне был принят в целях защиты интересов России. Предыдущий ФЗ о государственной тайне утратил свою силу ввиду принятия новой Конституции (во время образования новой России). Особый порядок охраны секретной информации заключается в том, что таковая имеет огромное стратегическое значение, и ее разглашение может серьезно навредить стране. Утверждение этого Федерального закона одобряет Президент Российской Федерации.

Обеспечение и исполнение норм, а также положения о защите тайны подкрепляются также некоторыми дополнительными актами. Определение описываемому ФЗ можно дать следующее: в нем не содержится какой-либо секретной информации, а лишь указываются общие элементы работы в данном направлении. Соответственно, под определение защиты информации подпадают правила:

  • обязательная сертификация;
  • государственный контроль со стороны исполнительного органа;
  • порядок сертификации;
  • допуск (перечень сведений указан в тексте ФЗ).

В дополнение этому можно также заметить, что ФЗ 5485 предусматривает исполнение его ном на всей территории нашего государства, без возможных исключений. Подобные процессы призвана регулировать Федеральная Служба Безопасности. При этом, сотрудники данной структуры также являются субъектами, которым открыт доступ к некоторым секретным сведениям.

Закон о государственной тайне РФ — на 2018

Настоящий ФЗ о государственной тайне претерпел некоторые изменения в ноябре, декабре 2015 года. В частности расширилась статья 5 (в ней содержится перечень секретных сведений). Внесение каких-либо изменений в текст происходит под контролем Генерального Прокурора РФ и некоторых подчиненных ему служащих. При этом, закон о допуске к государственной тайне, а также правила засекречивания и рассекречивания отдельных данных являются составными частями рассматриваемого нами документа (ст. 12, 13, 14, 21, 22 раздела 4,6 ФЗ). Статья 26 (часть 1) содержит общие предписания относительно ответственности.

Федеральный закон о государственной тайне последняя редакция доступны по

Область действия ФЗ о тайне страны в последней редакции с изменениями распространяется далеко за пределами нашей страны. Получается, что лицо, которому известны секретные данные, даже за границами РФ должно соблюдать нормы ФЗ — т.е. не разглашать известную ему информацию. Отдельный интерес представляет отношение к данному ФЗ некоторых зарубежных стран (к примеру, Украина, Таджикистан и другие республики). Ведь известно, что именно соседние государства заинтересованы в получении подобной информации. Поэтому, властям стран периодически приходится вступать в связь по этому поводу.

К государственной тайне относятся сведения, засекреченные органами или государством. Распространение таких сведений может повлечь за собой нанесение ущерба Российской Федерации, поэтому был принят закон 5485-1. Этот закон регулирует, регламентирует и контролирует все правоотношения и процессы, возникающие в описываемой области.

Общие сведения

Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;
  • В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;
  • В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;
  • В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;
  • В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;
  • В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;
  • В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;
  • В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.

Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

Читайте также основные положения ФЗ 99

Какое предусмотрено наказание за разглашение гостайны по закону?

Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

Последние изменения Федерального закона №159

Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

Последние поправки

ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна - это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

  • Носители государственных тайн - какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
  • Средства для защиты засекреченной информации - программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  • Система защиты гос. тайн - органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
  • Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  • Доступ к государственным тайнам - разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  • Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
  • В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
  • Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

Скачать действующую редакцию закона

Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности. Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.

Проблема классификации конфликтов, определения их типических свойств – узловая в конфликтологии. В зарубежной и отечественной конфликтологии нет единства мнений по определению критериев классификации разнородных конфликтов в особые типы. Наиболее простой и легкой объяснимой является классификация, основанная на выделении субъектов конфликта и сфер их проявления, (таблица 10. 1.)

Рассмотрим характеристики основных видов конфликтов.

В зависимости от сферы проявления конфликты можно разделить на экономические, политические в т. ч. межнациональные, бытовые, культурные. Стоит обратить внимание на экономические конфликты, суть и степень распространенности которых при переходе общества к рыночной экономике заметно изменяются. Конфликты в политической сфере – обычное явление в демократическом обществе. Их особенность состоит в том, что они могут перерастать в крупномасштабные общественные события: восстания, массовые беспорядки.

В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия выделяют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта - самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой. В процессе производственной деятельности в рабочих группах устанавливаются нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольства по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией и т. д.

В зависимости от возможных последствий выделяют функциональные и дисфункциональные конфликты.

Функциональный конфликт лучше всего определить как низкий и управляемый уровень возражений, который может пробудить мотивацию творческих или незапрограммированных решений. Такой конфликт позволяет выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большее количество альтернатив, обратиться к неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития организации. Например, конфликт может быть более функционален в группах, которые принимают новые, нестандартные подходы: исследование, реклама, и т.д..

Функциональный конфликт может быть противопоставлен дисфункциональной или разрушительной форме конфликта. Дисфункциональный конфликт вызывает безудержное возражение и недовольство, разрушает связи внутри организации, подрывает мораль, поднимает борьбу между членами, и в конечном счете оказывает неблагоприятное воздействие на эффективность работы организации. В чрезвычайной форме этот тип конфликта может серьезно разрушить функциональность коллектива.

Для определения отличий функционального конфликта от дисфункционального необходимо определить тип конфликта. Существует три типа конфликтов: связанных с задачей, отношением, процессом.

Конфликт, связанный с задачей, касается содержания и целей работы. Конфликт отношений сосредотачивается на межличностных отношениях. Конфликт процесса касается того, как необходимо выполнять работу. Практика показывает, что конфликты, связанные с отношениями внутри группы, почти всегда являются дисфункциональными, т.к. трение и межличностная неприязнь, свойственные столкновениям индивидуумов, ведут к увеличению конфликтных ситуаций и уменьшают взаимное понимание, препятствуя выполнению организационных задач. С другой стороны, низкий уровень конфликта, связанного с процессом выполнения работы, и низкий уровень конфликта задачи приводят к функциональности этих типов конфликтов. Последствия функциональных и дисфункциональных конфликтов представлены в таблице 10.2.


Таблица 10.1. Классификация конфликтов

№ п\п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта. Экономические Политические Социально-бытовые Культурные В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия в политических убеждениях В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия во взглядах, культурных ценностях
Степень длительности и напряженности Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий. Связаны с не очень острыми противоречиями или пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер.
Субъекты конфликтного взаимодействия. Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность-группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности. Субъекты конфликта: с одной стороны - личность, с другой группа. Субъектами конфликта выступают социальные группы.
Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. В основе таких конфликтов лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы.
Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты. Нереалистичные (беспредметные) конфликты. Имеют четкий предмет. Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта.

Таблица 10.2. Различия между функциональным и дисфункциональным конфликтом.

Дисфункциональный конфликт Функциональный конфликт
Отклоняет энергию от выполнения реальной задачи Улучшает качество решения проблемы
Уничтожает мораль, снижает дисциплину Помогает рассматривать проблему в манере сопоставления
Поляризует индивидуумов и группы Увеличивает причастность (вовлечение)
Затрудняет совместное взаимодействие Способствует увеличению производительности
Вызывает безответственное поведение Снимает «синдром покорности» у подчиненных
Создает подозрение и недоверие Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию
Углубляет различия и противоречия Способствует выявлению управленческих проблем в организации

Центральной задачей руководителей относительно организационных конфликтов является управление процессом конфликта – выполнение всех возможных действий с целью максимизации положительных эффектов и минимизации отрицательных.

Причины конфликтов.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причина конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов выделяют общие и частные причины. Общие причины проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся:

Ø Социально-политические и экономические причины (связаны с конкретной ситуацией в стране);

Ø Социальные - демографические причины (отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этическим группам и т.д.);

Ø Социально-психологические причины (отражают социально-психологические явления в группах);

Ø Индивидуально психологические причины (отражают психологические особенности личности: характер мотивы, способности и т.д.)

Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Охарактеризуем некоторые из них.

Распределение ресурсов.

В любой организации ресурсы ограничены. Поэтому именно руководство решает, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным способом достичь целей в организации. При этом полностью удовлетворить всех участников производственного процесса в тех или иных видах ресурсов практически не возможно. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

1) Взаимозависимость задач.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определенные типы организационных структур увеличивают возможность возникновения конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной стркутуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

2) Различия в целях.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбивается на подразделения. Это происходит потому что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации.

3) Различия в представлениях и ценностях.

Представление, о какой то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.

4) Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

5) Неудовлетворительные коммуникации.

Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт – неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должные обязанности и функции всех сотрудников и подразделении, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

6) Несовершенство организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей.

Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Нарушение принципа единоначалия чаще всего приводит к ролевым конфликтам.

7) Недостаточный уровень профессиональной подготовки.

В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В итоге одни работники недогружены работой, а другие перегруженные ею.

8) Неопределенность перспектив роста.

Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.

9) Неблагоприятные физические условия.

Посторонний шум, жара, или холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.

10) Психологический феномен.

Индивидуальные черты характера (завистливость, агрессивность, подозрительность и т. д.) и особенности психологического воспитания действительности способствуют возникновению межличностных конфликтов.

11) Недостаточность благожелательного внимание со стороны менеджера.

Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных и т. д.

12) Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников.

Этапы конфликта.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта (рисунок 10.1) и фазы конфликта.


Источники конфликта


Рисунок 10.1 –Этапы конфликта

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Конфликт - это процесс, протекающий во времени. Вначале возникают условия для его проявления, которые впоследствии развиваются в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, при определенных условиях, может перерасти в конфликт. С этого момента погасить конфликт значительно труднее.

На практике управленческая ситуация воздействует на источники конфликта 1, 2, ..., n, вследствие чего формируется конфликтная ситуация. В зависимости от характера и силы управленческого воздействия, на форми­рование конфликтной ситуации может оказывать влияние разное число источников. Зачастую конфликтные ситуации существуют еще до воздействия управленческой ситуа­ции - как последствия прошлых конфликтов. В этом случае возникшая управленческая ситуация усиливает возмож­ность разрастания конфликта. В ряде случаев конфликт возникает от незначительного источника, который ранее никогда не вызывал такой реак­ции. Видимо, дальнейшее развертывание событий опреде­ляется индивидом. Говоря о конфликте, следует иметь в виду объективные и субъективные факторы, а именно:

Ø эмоциональное состояние индивида;

Ø особенности восприя­тия;

Ø предшествующие условия.

Эмоциональное состояние работника может ускорить назревавший конфликт, если это происходит в условиях стресса, взволнованности при неуравновешенных харак­терах конфликтующих. И, наоборот, спокойная обстановка, выдержка и уравновешенность не дают возможности для перерастания конфликтной ситуации в конфликт.

Особенности восприятия индивидом конфликтной ситуации определяются его внутренним миром, системой жизненных ценностей. Например, одна и та же конфликт­ная ситуация по-разному может быть воспринята двумя работниками; событие, заставившее волноваться женщину, совершенно не задевает мужчину, и наоборот.

Предшествующие условия - это почва, на которой раз­вивается конфликт. Они также могут ускорить или затор­мозить развитие конфликтной ситуации и ее перерастание в конфликт, особенно при недостатке ресурсов, разного рода разногласиях. В отличие от первых двух состояний, предшествующие условия - фактор более объективный, чем субъективный. Кроме этого, имеют значение и возмож­ные размеры потерь от конфликта. По мнению экспертов, люди неохотно идут на конфронтацию, если, по их убеждению, затраты будут большими, чем возможный выигрыш.

Если конфликтная ситуация вследствие реакции индивида не перерастает в конфликт, то процесс будет повторяться в других управленческих ситуациях до тех пор, пока не перерастет в конфликт. Это почти всегда неизбежно – ибо не устранена причина конфликта.

Фазы конфликта.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фаза конфликта могут повторяться циклически. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рисунок 10.2).


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов»

Факультет Конфликтологии

Кафедра Конфликтологии

Курсовая работа

Тема: Классификация конфликтов и их характеристика

Исполнитель: Алиев Даниил Марифович,

Студент группы ДФ13К0011

Научный руководитель: Гуревич А. М.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры конфликтологии

Санкт-Петербург

Введение

Глава 1. Понятие классификации. Субъекты конфликта

1.1 Внутриличностные конфликты

1.2 Межличностный конфликт

1.3 Конфликт между личностью и группой

1.4 Межгрупповые конфликты

Глава 2. Классификация на основании различных признаков

2.1 В зависимости от сферы жизнедеятельности

2.2 По характеру возникновения

2.3 По позициям субъектов

2.4 По степени проявления

2.5 По характеру существования (с позиции психологии)

2.6 По характеру объектов

2.8 По территории охвата

2.9 По цели

2.10 В зависимости от степени проявления

Глава 3. Последствия конфликтов

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликт - это столкновение, противоборство двух людей, групп, их потребностей, целей, интересов, мотивов, отношений, ценностей, которые имеют существенную значимость, как для отдельной личности так и для целых групп.

Конфликты проявляются во всех областях жизнедеятельности человека. Это неотъемлемая часть любых отношений, и поэтому можно сказать, что они существуют на протяжении всего бытия человечества. Современные ученые рассматривают конфликты как неизбежное явление общественной жизни, которые берут свое начало из самой человеческой природы. конфликт межличностный последствие

Конфликты представляют собой продолжение объективных противоречий, неизбежно возникающих во всех сферах жизни, однако, зачастую, сложно найти связь между самим конфликтом и противоречием, которое его породило. Это происходит потому, что между ними находится множество "посредников" и само развитие конфликта проходит множество этапов.

Следующий важный факт, на который мы в дальнейшем будем опираться, заключается в том, что конфликтующие стороны обязательно должны быть действенными субъектами своего поведения. Этот вывод вытекает из того, что при установлении конфликта мы используем категорию цели. Без установления данной категории, любое определение конфликта приобретает слишком широкое и размытое толкование этого типа взаимодействия. Итак, выделяя конфликтующие стороны, рассматриваются только те, которые способны к сознательному поведению. Они осознают как свои цели и позиции, так и других участников конфликта. Также они сознательно действуют и используют средства для достижения цели.

Одним из важнейших методов объективизации того большого поля, которое составляют конфликты, является классификация. Она позволяет представить феноменологию конфликтов, что является необходимым условием для ориентировки, детального изучения и понимания сущности конфликтов и их видов. Также этот метод необходим для сравнительного изучения их признаков, функций, связей, уровней организации и т.п.

Итак, основная цель курсовой работы:

Классифицировать, т.е. привести в систему определенное количество понятий, характеризующих конфликты;

Выявить характерные черты каждого из понятий и критерия деления;

Получить новые знания об объекте науки, что расширит понятийно-категориальный аппарат конфликтологии.

Глава 1. Понятие кл ассификации. Субъекты конфликта

Классификация - научный метод, заключающийся в разделении всего объёма понятия на объекты с целью дальнейшего объединения их в группы на основе какого-либо признака. Критерием деления является признак, его выраженность или отсутствие, и он также является основанием классификации.

Внутренние и внешние конфликты.

Внутренние проявляются внутри одной системы, а внешние - между системами, стоит уточнить, что системой может являться как отдельный человек, так и группа. По традиционной классификации внутренние конфликты делятся на: внутриличностные; внешние: межличностные, конфликты между группами, между личностью и группой.

Наличие субъектов конфликта -- признак, субъект -- это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления -- конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного, категоричного, эмоционального типа мышления.

По субъектам конфликта выделяют:

1.1 Внутриличностные конфликты

Основой для внутриличностных конфликтов является ценностно-мотивационная сфера личности. Такие конфликты возможно представить как борьба позитивного и негативного в психике человека. Тенденции могут содержать как положительные так и отрицательные моменты одновременно. Это один из самых сложных психологических конфликтов, так как он происходит во внутреннем мире человека. Они могут характеризоваться неизбежностью возникновения, исходя из самой человеческой природы.

А) мотивационные

· стремление-стремление

· избегание-избегание

· стремление-избегание

· двойное стремление-избегание

Первый тип рассматривается на примере ситуации, названной проблемой "буриданова осла", когда личность не может выбрать между двумя равными привлекательными мотивационными альтернативами. Характерно то, что эти альтернативы являются взаимоисключающими, т.е. при выборе одного из вариантов, исключается второй.

Второй тип характеризуется как выбор из двух наименее привлекательных вариантов. Также этот тип можно назвать выбором "меньшего зла".

Третий возникает при ситуации, когда имеющаяся альтернатива имеет привлекательные и отталкивающие стороны. В межличностном плане этот тип можно охарактеризовать как активно-пассивный: одна сторона проявляет активность, а другая избегает решения вопроса.

Последний тип характеризуется наличием двух альтернатив, каждая из которых притягивает и отталкивает.

Б) нравственный

Такой конфликт возникает между желанием и долгом, "хочу" и "надо". В противоречие вступают моральные принципы, желания, привязанности, требования общества, осознание собственного долга и необходимость его выполнения.

В) нереализованное желание

Основанием такого конфликта может являться комплекс неполноценности. Потребности и желания человека сталкиваются с действительным положением вещей, которое не позволяет им реализоваться. Зачастую случается так, что личность сама блокирует их удовлетворение на основе вымышленных или реальных недостатков.

Г) ролевой

Рассматривается как состояние психологического конфликта, имеющего свое развитие в ходе выполнения социальной роли. Он может основываться либо на противоречии в понимании личностью собственной роли и пониманием этой роли обществом, либо на невозможности реализации сразу нескольких ролей.

Д) невротический

Невротическим конфликтом является конфликт прежде всего бессознательный, т.е. он развивается между полностью или частично бессознательными устремлениями. Он может возникать как следствие длительного развития у личности любого внутреннего конфликта.

Е) адаптивный

Адаптивный конфликт принято рассматривать с двух позиций: в широком понимании это непосредственное переживание личностью нарушения равновесия между ним и самой средой; в узком понимании это нарушение процесса социальной и профессиональной адаптации и связанные с ними переживания.

Такой конфликт понимают как возникновение противоречия между реальными возможностями и способностями человека и теми требованиями, которые предъявляются к нему окружающей действительностью.

Ж) конфликт неадекватной самооценки

В основном наблюдаются расхождения между уровнем притязаний и оценкой реальных возможностей, которые ведут к глубинным переживаниям личности, тревожности, эмоциональным срывам и проч.

Выделяют три условия возникновения конфликта неадекватной самооценки:

Завышенная самооценка субъекта и сравнение с реальными возможностями;

Заниженная самооценка и сравнение с объективными достижениями;

Желание повысить уровень притязаний, но в то же время их снижение с целью избежать неудачи и возникновения разочарования.

1.2 Межличностный конфликт

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека. Это открытое столкновение субъектов, вызванное противоречиями, в основе которых лежат противоположные цели, потребности, желания, мотивы, интересы. Это, бесспорно, один из самых распространенных типов конфликтов. В основе лежит открытое противостояние двух или более сторон, в котором каждая пытается отстоять свою позицию, доказать правоту. Также к межличностным конфликтам относят противоречия между личными потребностями человека и внешней объективной реальностью.

Одной из особенностей межличностных конфликтов является противоборство, которое происходит здесь и сейчас. В них практически в полном объеме проявляются индивидуальные социально-психологические особенности участников конфликта. Именно эти особенности влияют на динамику конфликта, его характер и развитие. Зачастую эмоциональная сторона в конфликте преобладает над рациональной, что способствует более быстрому входу в фазу эскалации.

Потребность является главным объектом конфликта, а способ её удовлетворения выступает в роли причины.

к видам межличностных конфликтов относят:

А) конфликт в организации

В основе таких конфликтов лежат объективные причины, например:

Распределение ресурсов (как правило, их ограниченность является конфликтогеном);

Взаимозависимость задач (в любой организации существуют отношения, когда один человек зависит от другого, такое положение безусловно характеризуется наличием конфликтных ситуаций);

Различия в целях (множество различных подразделений, сложность структуры организации может влиять на конфликтную ситуацию в целом, создавая "путанницы", снижая продуктивность и т.п.);

Различия в способах достижения цели;

Неудовлетворительные коммуникации (основой данной причины являются способы передачи информации, которые зачастую бывают неэффективными, либо в этом процессе присутствуют неточности);

Различия в психологических особенностях (так как в коллективе неизбежно присутствуют люди различных типов, взглядов, моральных принципов и проч., это может послужить базой для зарождения конфликта).

Б) конфликт в обществе

Основой для этого типа является наличие в обществе различных социальных отношений между субъектами социального взаимодействия.

К конфликтам в обществе относят:

Экономические конфликты (основой является противоположность экономических интересов);

Политические конфликты (непосредственно, столкновение участников социального взаимодействия - наций, государств, партий, классов и др.);

Социальные конфликты (противоборство личности и государства, проявляющееся в ущемлении и нарушении прав граждан);

Духовные конфликты (в основе лежат противоположные интересы в отношении производства и потребления духовных ценностей).

В) конфликт в семье

Семья - древнейший институт в системе человеческих отношений. В условиях близкого и долгого нахождения субъектов взаимодействия не могут не появляться конфликтные ситуации. Конфликт в семье - это противостояние между членами семьи в условиях столкновения интересов, мотивов, взглядов. К ним относят конфликты между супругами, между родителями и детьми и между родственниками (вмешательство родственников в структуру одной семьи).

Трудности семейных отношений проявляются в закономерностях и механизмах, которые представляют собой систему из пяти групп:

Общие социально-психологические, характерные для малой группы;

Общие, характерные для межличностных отношений;

Специфические семейные механизмы, закономерности;

Специфические, характерные для межличностных семейных отношений;

Объективные и субъективные механизмы, закономерности функционирования семейных трудностей.

1.3 Конфликт между личностью и группой

В основе подобного типа конфликтов лежат противоречия, возникшие внутри группы. Субъект занимает позицию, которая отличается от мнения группы, чем и провоцирует конфликтную ситуацию. С позиции психологии, как причину выделяют попытку какого-либо изменения внутри группы. Более того, само участие в группе может являться конфликтом, т.к. с одной стороны личность нуждается в группе для осуществления собственных целей, а с другой, эта личность вынуждена подчиняться групповым нормам. Именно несоответствие групповых норм и взглядов, ценностей, мотивов отдельного субъекта, порождает противоречие, которое в дальнейшем развивается в полноценный конфликт.

Выделяют 3 основные причины, по которым член группы может нарушить групповые правила или нормы:

Преследование личных целей;

Случайно, или из-за недостаточного усвоения норм;

Невозможность выполнения данных норм, субъект не в состоянии их осуществлять.

Зачастую, желание изменить собственную позицию в группе порождает структурные или статусно-ролевые конфликты.

В данную классификацию типа "группа-личность" входят:

· "руководитель-коллектив" - причиной может быть появление нового руководителя, или же противостояние лидера и макро-групп. Недовольство стилем управления, некомпетентность, излишнее влияние - всё это может привести к конфликту;

· "член коллектива - коллектив" - причина появления кроется в свойствах личности, нарушении групповых норм, неадекватной оценки статуса;

· "лидер - группа" - в основном проявляется в случае превышения полномочий лидерства или изменения сознания целой группы.

1.4 Межгрупповые конфликты

Этот тип выражается в столкновении интересов групп. Группы могут быть малые, средние и большие. Характерно деление людей на "своих" и "чужих". Сравнивая и противопоставляя, субъект идентифицирует себя с определенной группой, общностью. Интересной особенностью межгрупповых конфликтов является то, что они способствуют объединению и укреплению отношений внутри группы, для борьбы с "врагом".

· Трудовой конфликт - в качестве объекта выступают трудовые отношения, их условия обеспечения. Трудовой конфликт возникает между: трудовым коллективом и организацией, трудовым коллективом и профсоюзными органами, профкомом и администрацией, трудовым коллективом и руководителем, трудовыми коллективами различных организаций, государственными органами и трудовыми коллективами. Для урегулирования таких конфликтов могут использоваться коллективные договоры, обращения к комиссиям и судам, деятельность советов и конференций трудовых коллективов.

· Межэтнический конфликт - происходит между отдельными представителями или группами различных этносов. Как выделяет Анцупов, то в конечном счете, это есть борьба за контролем над распределением материальных и духовных ресурсов.

Для появления конфликта необходим уровень национального самосознания. Он может быть завышенным, заниженным и адекватным. Первые два приводят к этноцентристским настроениям и устремлениям. Также необходимы проблемы, которые должны оказывать давление на многие стороны национального существования. .

· Внутриполитический конфликт - политический конфликт характеризуется столкновением противоположно направленных общественных сил, которые преследуют различные цели и интересы. Все эти интересы и цели связаны с желанием обладать властью. К основным внутриполитическим конфликтам относят:

1) классовые, - как обычно, носят антагонистический характер и зачастую приобретают общегражданский.

2) между партиями, - борьба между политическими партиями.

3) между группировками за лидерство в государстве, - характерно то, что такие группировки официально не оформлены, однако, как и политические партии, ведут борьбу за власть.

· Межгосударственный конфликт - разновидность международных конфликтов, стороны представлены в виде государств. В основе лежат национально-государственные интересы. Также, межгосударственный конфликт четко выражает позицию государства в отношении внешней политики.

Глава 2. Классификация н а основании различных признаков

2.1 В зависимости от сферы жизнедеятельности людей выд еляют следующие типы конфликтов

А) бытовые

Социально бытовые конфликты - прежде всего, связаны с противоречиями, которые возникают в ходе преследования и столкновения интересов чисто бытового характера: вопросы жилья, пользование бытовыми услугами, распределение обязанностей, предоставление услуг и др.;

Семейно-бытовые - противоречия в семейных отношениях.

Б) трудовые

Основой конфликтов выступают трудовые отношения.

В) воинские

Причинами являются противоречия различного рода: экономические, территориальные, религиозные. Вооруженный конфликт прежде всего выступает именно как форма разрешения противоречий, путем насилия.

Г) учебно-педагогические

Межличностные конфликты между учителем и учеником, родителем и ребенком; межгрупповые конфликты в случае возникновения противоречий между учителем и воспитываемой группой. Статус участников конфликта определяет характер самого конфликта, также немаловажную роль играет наличие юридической, профессиональной и моральной ответственности за жизнь и здоровье учащихся. Причин для данного типа существует большое множество, но если рассматривать в общем виде, то для них характерно всё то же противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов, недостаточный уровень коммуникативной культуры, т.е. причины для любого межличностного конфликта.

Д) экономические

Основными субъектами выступают государства, союзы, крупные объединения, корпорации, монополии и др. Такие конфликты могут проявляться на двух уровнях: микроэкономический и макроэкономический.

Е) политические

О них уже говорилось чуть ранее. Лишь повторим, что выделяют два типа: межгосударственные и внутриполитические.

Ж) социальные

Необходимым условием является наличие двух противоборствующих сторон, которые стремятся удовлетворить собственные потребности, достичь целей, корни которых лежат в обладании ресурсами и во влиянии на других субъектов конфликта.

2.2 По х арактеру возникновения выделяют

А) объективные - присутствует объективная причина, которая адекватно воспринимается. Чаще всего такой конфликт разрешается конструктивно.

Б) субъективные - такие конфликты возникают в следствие личностных причин. В основном подобные конфликты разрешаются деструктивно.

2.3 По по зициям субъектов можно выделить

А) вертикальные

Как правило, возникают между руководителем и подчиненным. Руководитель пытается усилить свою власть, укрепить позицию и распространить влияние как можно шире, усилить контроль, а подчиненный этому сопротивляется. Совершенно неравные позиции вызывают неверное осознание собственной роли, что и приводит к конфликту.

Б) горизонтальные

Основной принцип выражается в позиции - "равный против равного". Наиболее частыми проблемами являются разделение задач и ответственности, различия между целями и интересами отделов.

2.4 По степени проявления разделяют на

Бурные быстротекущие, - довольно опасный вид конфликтов, характеризуется проявлением индивидуальных психологических особенностей личности и агрессивностью при протекании;

Острые длительные, - возникают и удерживаются долгое время. Основой служат глубокие противоречия, которые не дают конфликту разрешиться;

Слабовыраженные и вялотекущие, - противоречия выражены не ярко, даже скрыто. Характерно то, что зачастую конфликт по прогнозу должен возникнуть, но этого не происходит из-за пассивности одной из сторон;

Слабовыраженные и вялотекущие, - причины не являются острыми, носят поверхностный характер. Проявляются эпизодически.

2.5 По характеру сущес твования (с позиции психологии)

А) подавленные, - возможны в случае административного или правового разрешения при наличии психологической обработки. Существует возможность перехода в хронические и латентные формы, когда человек вынужден искать поводы для разрядки, что и приводит к возникновению множества актуальных конфликтов.

Б) потенциальные, - когда сам конфликт ещё не существует, но все условия для его возникновения уже имеются. Осознание его возможности может стимулировать незаинтересованную в нем сторону к его предотвращению.

В) актуальные, - когда путем оценки ситуации с позиции актуальности появляется возможность прогнозировать возникновение конфликта.

2.6 По характеру объектов конфликта

А) ресурсные - объектом конфликта является материальные или духовные ресурсы, за которые идет борьба;

Б) статусно-ролевые - межличностный конфликт, объектом является статус в отношениях или роль в группе.

В) социокультурные - основанием является неприятие других культур разными социумами. В свою очередь, социокультурные делятся на:

· конфликт интерпретаций, - столкновение фактов настоящего и прошлого, интерпретация этих фактов как несоответствие базовым основам культуры;

· нормативно-ценностный конфликт, - столкновение местной и иностранной культур, воспринимается как культурно пагубное влияние;

· депривационный конфликт, - обновление образа жизни на базе новых технологий, экономики, политических событий. Конфликт между новой и старой, традиционной, культурой;

· цивилизационный конфликт, - берет своё начало и обоснование в рассмотрении эволюции культуры (от архаических форм до современных).

Г) идеологические - борьба за принципы, идеи, взгляды.

2.7 По адекватности

А) реалистичный - когда причиной является конкретная цель, способы её достижения и противоречия, вызванные действиями противоборствующей стороной. Он направлен на достижение конкретного результата.

Б) нереалистичный конфликт - проявляется в основном эмоциональный план субъектов конфликта. Цели, как таковой, в принципе, нет, или во всяком случае она не четко сформулирована.

2.8 По территории охвата

А) локальный - это противоборство, столкновение, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций.

Б) региональный - характеризуется наличием конфликта между частями единого государства, разделенных административной границей, также рассматриваются конфликты между центром и регионами.

В) международный - в данном типе основными субъектами, как правило, являются государства. Выделяют:

Межгосударственные конфликты

Национально освободительные войны (антиколониальные, войны народов, борьба против расизма, в которых одной из сторон является государство)

Внутренние интернационализированные конфликты (в этом случае одно государства выступает в роли помощника другому государству)

Конфликт идеологий

Территориальный конфликт

Религиозный конфликт и др.

2.9 По цели

А) стабилизационные - характеризуются тем, что главное направление конфликтов заключено в удержании какой-либо ситуации. В приоритете стоит сохранение определенного положения, которое и обеспечивают стабилизационные конфликты

Б) прогрессивные - направлены на изменение ситуации в сторону роста, накопления, ускорения, повышения. В основном, такие конфликты приводят к дальнейшему развитию и расширению сознания субъектов конфликта.

В) регрессивные - ясно и четко направлены на изменения положения дел в сторону уменьшения, замедления, понижения, прекращения.

2.10 В зависимости от степени проявления выделяют

А) явные и латентные конфликты

Явный конфликт - объективно существует, проявляется открыто и осознается так же.

Латентный конфликт - не проявлен открыто и зачастую не осознается противоборствующими сторонами.

Б) случайные и хронические

Случайный конфликт - возникает за счет влияния второстепенных причин, которые не зависят от главных. Носит не тяжелый и не затяжной характер.

Хронический конфликт - противоборствующие стороны не меняют тактику взаимоотношений, что приводит к систематическим столкновениям, увеличивает напряженность и негативность по отношению к каждому субъекту.

Глава 3. Последствия конфликтов

А) Конструктивные - конфликты, которые позитивно влияют на структуру, динамику и результативность социального процесса и служат источником самосовершенствования и развития личности. В таких конфликтах конструктивные функции преобладают над деструктивными. Стоит заметить, что для этого типа характерно как разрушение, так и созидание. Зачастую цель у сторон конфликта общая, а процедура взаимодействия определена и согласована. Конструктивные конфликты выводят стороны на новые уровни отношений. В их основе также лежат объективные противоречия, а в результате такого конфликта наблюдается развитие организации, субъекта или другой социальной системы.

Б) Деструктивные - характеризуются наличием негативных последствий, которые заметно превосходят позитивные результаты конфликта. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей. Кроме того, конфликты оказывают существенное негативное воздействие на взаимоотношения оппонентов и в группе в целом, качество индивидуальной и совместной деятельности, закрепляют в опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Конфликты и их результаты часто отрицательно влияют на развитие личности. В целом деструктивные функции конфликтов как способов завершения социальных противоречий намного превосходят их позитивные последствия. Стоит уточнить, что для данного типа характерно: направленность на разрушение, наличие взаимоисключающих целей у участников, несогласованность процедуры взаимодействия участников.

Заключение

Проведя классификацию и разделив общие представления о конфликте, мы замечаем, что классификация не может быть осуществлена без какого-либо признака. В связи с тем, что конфликты имеют место во всех сферах нашей жизнедеятельности, вся широта понятия "конфликт" может быть представлена в самых различных классификациях. Основополагающим моментом в каждой из них является признак, по которому мы выделяем и разделяем сферы и характеристики конфликтных ситуаций. Именно благодаря классификации, изучение конфликтологии позволяет приблизиться к сути понимания природы конфликта, т.к. перед нами встает целая система признаков, связей, функций, отношений, уровней и т.д. Однако, классификация это не только процесс приведения в систему объема понятий, которыми мы на данный момент уже можем располагать, это ещё и получение новых знаний, открытие новых связей и приближение к возможности управления конфликтами. Выделяя те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов, мы получаем возможность более детально разобрать каждую сторону этого многогранного, сложного и актуального вопроса. Более того, именно классификация дает возможность открыть новые стороны, исследовать конфликты, ибо систематизация знания упорядочивает наши представления, позволяя с легкостью усвоить уже имеющийся материал и смело пойти дальше, всё более и более расширяя наше сознание и понимание.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 2010г., - 551 с.

3. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1.С. 202--212

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003. - 98с.

5. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. -- Ярославль, 2000.

6. Кошарный А. Социология управления и духовной жизни. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Белгород, 1999.- С.74-78.

7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. -- СПб.: Речь, 2000

8. Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008.

9. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Понятие внутриличностного конфликта, его основные виды. Структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт: мотивы, ценности, самооценка. Переживание как основа внутриличностного конфликта. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2008

    Понятие, особенности и формы проявления внутриличностного конфликта, его типология и конструктивные функции. Способы предотвращения и разрешения внутриличностных конфликтов. Группы противоречий, приводящих к возникновению внутриличностного конфликта.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2015

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте. Особенности личностной агрессивности и конфликтности. Соотношение ценности и доступности как особенности внутреннего конфликта у подростков.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Понятие и основные виды конфликта. Структура конфликта и его классификации. Поведение в конфликтах. Сетка Томаса-Килменна. Основные методы преодоления конфликтов. Процедура исследования и его интерпретация. Особенности межличностного конфликта.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Внутриличностные конфликты и противоречия. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов. Структурные характеристики внутриличностного конфликта. Анализ внутриличностного конфликта с точки зрения К. Хорни в её работе "Базисный конфликт".

    курсовая работа , добавлен 07.11.2012

    Характеристика конфликта. Причины возникновения конфликтов. Развитие конфликта. Последствия конфликта. Методы профилактики конфликтов в организации. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Изучение сущности и видов конфликта - столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезных разногласий; споров, грозящих осложнениями. Анализ причин конфликтов - конфликтогенов. Особенности межличностного и внутриличностного конфликта.

Введение.

1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.

2. Основные виды классификации конфликтов.

3. Динамика конфликта.

Заключение.

Введение.

Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.

Однако среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов, – это кладбище. «Если в вашей жизни нет конфликтов, – иронически замечает один из американских конфликтологов, – проверьте, есть ли у вас пульс» . Другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент. Один из современных отечественных авторов считает, что место конфликта в общении не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последовательную, ненасильственную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов.

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, последняя точка зрения выглядит как утопичная, а ее сторонников становится все меньше.

Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня вокруг решения следующих основных теоретических задач:

– выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;

– определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;

– установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.

Как видно, эти задачи носят не только теоретический, но в значительной мере и практический, прикладной характер, и разработка классификации конфликтов имеет немаловажное значение.

1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», что означает столкновение. Поэтом под конфликтом в современном управлении понимают столкновение, борьбу сторон, мнений, сил, процесс перерастания конфликтной ситуации в открытое для окружающих столкновение.

Конфликт в обязательном порядке содержит в себе ситуацию, которая воспринимается участниками в качестве конфликтной. Конфликтная ситуация – это объективно воспринимаемые людьми взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование любых средств для их достижения.

Но иногда конфликт в теоретическом плане рассматривают и в качестве системы отношений, процесса развития взаимодействия субъектов внутри социума (организации), детерминированного различиями мотивов, интересов, ценностей участников. При таком подходе конфликт считается естественным условием существования взаимодействующих друг с другом людей, внутренним генератором развития организации. При этом хотя и признается наличие некоторых негативных последствий конфликтов, но в целом, на значительном отрезке времени их деструктивное воздействие не столь разрушительно по сравнению с последствиями ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

Такой дуалистический характер оценки и определения понятия и сущности конфликтов проистекает из слабой теоретической разработанности научного направления, именуемого конфликтологией. В настоящее время нет общепризнанной теории конфликтов, объясняющей их природу, причины, детерминанты, влияние на развитие коллективов, общества в целом.

«Отцами» конфликтологии считаются Гераклий Эфесский (535 – 475 гг. до н.э.), утверждавший, что «раздор есть отец всего» и Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Но основным корифеем конфликтологического взгляда на мир считают немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) с его учением о противоречиях и конфликтах (борьбе) противоположностей, которые выступают как внутренние источники «восхождения от абстрактного к конкретному» и описываемые в виде триад.

Начало учению о конфликтах как теории конфликтологии положили Вудберри Смола (1854 – 1926 гг.), Уильям Грэм Самнер (1840 – 1910 гг.) и другие. В 60-х годах XX века немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал концепцию «конфликтной модели общества», согласно которой социальная стратификация общества строится на отношениях господства и подчинения, присущих любым обществам и цивилизациям и с неизбежностью порождающих конфликты.

В настоящее время конфликты изучаются в рамках научного направления – конфликтологии – в философско-социологическом аспекте – социологического конфликта (причины, факторы и тенденции на макро-уровне); в организационно-управленческом – управление персоналом (причины, генезис и динамика конфликтов в организации); в индивидуально-психологическом плане (психологические и психофизиологические особенности личности, влияющие на поведение в конфликте).

2. Основные виды классификации конфликтов

Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классификации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логических требований, предъявляемых к научной классификации. В частности, основание классификации должно быть четко выделено и последовательно проведено, в результате чего классификация должна оказаться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.

Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нарушаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

3. «Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало иди совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат – по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна.

Одной их общепринятых классификаций конфликтов в конфликтологии является разделение их на четыре основных типа на основании сторон, вступающих в конфликт: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Эта классификация универсальна, она может применятся как к социальным конфликтам вообще, так и к частным – например, к производственным конфликтам. Рассмотрим эти виды конфликтов подробнее.

Внутриличностный (психологический) конфликт. Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.