Речевые ошибки в предложениях с деепричастным оборотом. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом


У потребление деепричастного оборота Правило: Если предложение начинается с Д.О., далее должно следовать подлежащее, обозначающее действующее лицо, которое выполняет и главное действие (выраженное сказуемым), и добавочное действие (выраженное деепричастием). задание


Пример: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. 2. этого было достаточно для поступления… 3. дальнейшее обучение Радищева проходило за границей. 4. двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. ответ ответ






I.Найдите ошибку и исправьте её.(ответ).(ответ) 1. Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость.(ответ).(ответ) (ответ) (ответ) 2. Читая данное стихотворение, по коже у меня пробегал мороз. (ответ) (ответ) (ответ) 3. Войдя с мороза в дом, я почувствовал усталость и поспешил раздеться и прилечь. (ответ) (ответ) (ответ) 4. Пользуясь калькулятором, расчет производится быстрее. (ответ) (ответ) Задание 2










II. Найдите ошибку и исправьте её (ответ) (ответ) 1). Взяв ее за руку, они пошли вместе.(ответ).(ответ) (ответ) 2). Купаясь в море, он всегда испытывал огромное удовольствие. (ответ) (ответ) (ответ) 3). Прочитав опровержение в газете, мне стало даже смешно. (ответ) (ответ) (ответ) 4). Услышав голос матери, его сердце забилось чаще. (ответ) (ответ) (ответ) 5). Пообедав в кафе, он направился на вокзал. (ответ) (ответ)


Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот - речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

  • Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).

    Примеры ошибок : Заваривая чай , у него упала чашка. Убирая в комнате , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок : Наблюдая за облаками , мне было спокойно. Выйдя на улицу , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок : Решив задачу , я буду отдыхать. Посещая выставки , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок : Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот - речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок : Игрушки, украшаемые новогоднюю елку , красиво переливались (правильно : украшавшие ). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно : собранных ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок : Обласканное поле солнцем зеленело (правильно : поле, обласканное солнцем , зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно : скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы .

    Примеры ошибок : Нам бы мебель, сделанную бы на заказ . Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие? );
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры :
Роман Достоевского, читаемый во многих странах , был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах - причастный оборот, отвечает на вопрос - какой? , согласуется с существительным роман , в предложении является обособленным определением). Заваривая чай , она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай - деепричастный оборот, отвечает на вопрос - что делая? , зависит от глагола-сказуемого добавляет , в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 24.

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Деепричастный оборот не может употребляться: В предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам или предметам: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. В безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. В страдательной конструкции: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.

Отметьте правильный вариант 1. Едва овладев грамотой,.. А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык. 2. Взобравшись на крышу сарая, .. А) Павке хорошо был виден сад Лещинских; Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

Отметьте правильный вариант 3. Глядя на эту картину,.. А) мы невольно чувствуем грусть; Б) у нас невольно сжимается сердце. 4. Живя в монастыре,.. А) Какие мечты преследовал Мцыри? Б) О чем мечтал Мцыри?

Ответы 1б 2б 3А 4б

Проверка 1. Едва овладев грамотой,.. А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык. 2. Взобравшись на крышу сарая, .. А) Павке хорошо был виден сад Лещинских; Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

Проверка 3. Глядя на эту картину,.. А) мы невольно чувствуем грусть; Б) у нас невольно сжимается сердце. 4. Живя в монастыре,.. А) Какие мечты преследовал Мцыри? Б) О чем мечтал Мцыри?

К ошибке ведет и нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. Встретившись с гроссмейстером, шахматист одержал победу.

Отметьте правильный вариант 1. а) Читая, б) Прочитав… интересную статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 2. а) Изучая, б) Изучив… маршруты Кавказа, я летом поеду туда путешествовать.

Отметьте правильный вариант 3. а) Стирая, б) Постирав… белье, хозяйка вывесила его на балкон. 4. а) Подведя, б) Подводя… итоги проверки, мы можем отметить улучшение условий труда работников предприятия.

Ответы 1б 2б 3б 4а,б

Проверка 1. а) Читая, б) Прочитав… интересную статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 2. а) Изучая, б) Изучив… маршруты Кавказа, я летом поеду туда путешествовать.

Проверка 3. а) Стирая, б) Постирав… белье, хозяйка вывесила его на балкон. 4. а) Подведя, б) Подводя… итоги проверки, мы можем отметить улучшение условий труда работников предприятия.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 1. Оказавшись вне стен университета, бродя по улице без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства. 2. Сейчас уточняются и корректируются планы, конкретно касаясь каждого района.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 3. Учитывая это и ряд других моментов, основываясь на Законе об акционировании, такое решение было принято в Перми и Пермской области. 4. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось детство. 5. Продумывая планы отпуска, я летом, вероятно, поеду в Крым.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 6. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора. 7. Прочитав эту повесть, мы наблюдаем удивительную свежесть выразительных средств, используемых автором. 8. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

Ответы 1 2 3 4 5 6 7

Проверка 1. Оказавшись вне стен университета, бродя по улице без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства. 2. Сейчас уточняются и корректируются планы, конкретно касаясь каждого района.

Проверка 3. Учитывая это и ряд других моментов, основываясь на Законе об акционировании, такое решение было принято в Перми и Пермской области. 4. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось детство. 5. Продумывая планы отпуска, я летом, вероятно, поеду в Крым.

Проверка 6. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора. 7. Прочитав эту повесть, мы наблюдаем удивительную свежесть выразительных средств, используемых автором. 8. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

Итоговый тест Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов

1. Подъехав к станции, поезда уже не было видно. 2. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов. 3. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист приглашен на главный турнир. 4. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

5. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. 6. Выпекая хлеб, дарующий жизнь, люди часто умирали от голода прямо возле печи. 7. Подъезжая к озеру, мы остановили лошадей, соскочили на землю и недолго думая бросились в воду.

Ответы 1 3 4 7

Проверка 1. Подъехав к станции, поезда уже не было видно. 2. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов. 3. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист приглашен на главный турнир. 4. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

Проверка 5. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. 6. Выпекая хлеб, дарующий жизнь, люди часто умирали от голода прямо возле печи. 7. Подъезжая к озеру, мы остановили лошадей, соскочили на землю и недолго думая бросились в воду.