Доцент зубарева е.в. кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии тема: онтогенез

СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

Волгоград – 2018

Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГАФК» Куропаткина Н.А.,

кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Агеева В.А.

Допущено к изданию решением Учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГАФК» в качестве учебно-методического пособия

Печатается по решению Ученого совета ФГБОУ ВО «ВГАФК»

Рудаскова Е.С. СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ. Рабочая тетрадь / Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018.- 91с.

Учебно – методическое пособие: рабочая тетрадь по «Спортивной морфологии» по учебной дисциплине «Спортивная морфология» профессионального цикла является 2-м переработанным и дополненным изданием по практическому курсу данной дисциплины. Предназначено для студентов, обучающихся в спортивных вузах по направлениям 49.03.01 – Физическая культура очной и заочной формах обучения, для слушателей курсов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по физической культуре и спорту. Так же рабочая тетрадь может быть использована аспирантами академий и колледжей спортивного профиля, учителями физической культуры и тренерами.

© Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В., 2018

© ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018

Введение
Практическое занятие №1. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ АНТРОПОМЕТРИИ. МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЧКИ, ПРОДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА.
Практическое занятие №2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ И ОБХВАТНЫХ РАЗМЕРОВ ТЕЛА. РАСЧЕТ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА ВЕСА ТЕЛА.
Практическое занятие №3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ТЕЛА. ЖИРОВОЙ И МЫШЕЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ВЕСА ТЕЛА.
Практическое занятие № 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ТЕЛА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА.
Практическое занятие № 5. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯПО МЕТОДУ АПАНАСЕНКО.
Практическое занятие № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
Практическое занятие № 7. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ ДЕРМАТОГЛИФИКИ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВАНИИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Вопросы к зачету
Рекомендуемая литература
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ



Учебно-методическое пособие - «Рабочая тетрадь: спортивная морфология» является вторым изданием, подготовленным в связи с изменениями количества часов практических занятий, согласно новым государственным стандартам, а так же добавлением новой методики расчета по комплексной оценке уровня здоровья, некоторых современных методик к определению половой конституции. Так же внесены изменения и добавления в контрольные вопросы к тестовым заданиям, требованиям к зачету, перечень рекомендуемой литературы.

Спортивная морфология - это специальный курс анатомии, в котором подробно изучаются особенности строения тела спортсмена. Известно, что каждый вид спорта предъявляет определенные требования к строению тела человека, причем, чем выше квалификация спортсмена, тем строже требования. Поэтому, при спортивном отборе следует ориентироваться в первую очередь на рост, вес и тип телосложения. Следовательно, изучение морфологических особенностей физического развития спортсменов позволяет решить ряд практических задач, то есть подойти к вопросам спортивного отбора и спортивной ориентации, а также к вопросу индивидуализации тренировочного процесса с научно-обоснованных позиций.

В настоящее время программа морфологического обследования спортсменов расширена и носит более функциональный характер. В нее, кроме тотальных и парциальных размеров тела, особенно важных при отборе спортсменов и индивидуализации спортивной тренировки, включены такие показатели, как поверхность тела, характеризующая энергопроцессы в организме; мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры; показатели, характеризующие состояние позвоночного столба, грудной клетки и т.п. Так же в настоящее время большое внимание отводится изучению уровня здоровья спортсмена, так как начиная с определенного уровня энергопроизводительности, организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска.



Изучение специфических особенностей состава тела спортсменов - костной, жировой и мышечной массы - приобретает большое значение для динамических наблюдений в тех видах спорта, где принято разделение спортсменов на весовые категории (методику определения костной, мышечной и жировой компонентов веса тела см. в разделе 2 и 3 данного пособия). Перераспределение жировой и мышечной массы необходимо учитывать при проведении тренировочного процесса, при подборе физической нагрузки.

В основе широкого морфологического обследования спортсменов лежит антропометрия (от греч. “anthropos” - человек, “metreo” - мерю). Антропометрия - это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и функциональных размеров его тела.

Для тренеров и спортсменов антропометрические данные представляют значительный интерес, т.к. дают возможность постоянно следить за особенностями физического развития, рекомендовать начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта, а также индивидуально планировать нагрузку.

Основной целью данного курса является подготовка студентов к научно обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена, а также овладение практическими навыками антропометрического обследования спортсменов. Антропометрия является одним из основных методов обследования спортсменов, поэтому каждый студент обязан научиться владеть им и применять его на практике.

Используемые в спортивной антропометрии размеры тела можно разделить на продольные, поперечные (диаметры) и обхватные. Для обеспечения точности их измерения используют так называемые антропометрические точки, в качестве которых служат костные выступы - отростки, бугры, мыщелки, края сочленяющихся костей, специфические кожные образования (пупок) и др. Расположение той или иной антропометрической точки находят путем прощупывания с последующим обозначением дерматографическим карандашом на период обследования. Местоположение наиболее часто используемых антропометрических точек и методика измерения продольных размеров тела приводятся в 1 разделе данного пособия (см. практическое занятие № 1).

Поперечные размеры тела определяются толстотным циркулем как проекционное расстояние во фронтальной или сагиттальной плоскости между антропометрическими точками, на которых фиксируют ножки циркуля. Обхватные размеры тела, или периметры, измеряют сантиметровой лентой. Методика определения поперечных и обхватных размеров описана во 2 разделе пособия (практическое занятие № 2).

Исследования пальцевых узоров - дерматоглифика, является интересной методикой так как являются адекватными генетическими маркерами анатомо-физиологических задатков человека и могут применяться в спортивной практике для определения прогностических функциональных возможностей и развитие физических качеств у спортсмена. В практическом занятии №5 будет предложено студенту посмотреть собственные пальцевые узоры и сделать вывод о преобладающих двигательных качествах.

Определение собственного типа половой конституции по методикам, описанным в практическом занятии № 6, позволит сделать вывод о степени андрогинности, маскулинности или фемининности.

Рабочая тетрадь содержит необходимую информацию по практическому курсу дисциплины «Спортивная морфология» для студентов вузов спортивного профиля. Практический курс «Спортивной морфологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 3-го поколения высшего профессионального образования и направлен на развитие следующих компетенций.

Для направления 49.03.01 Физическая культура, профили подготовки «Физкультурное образование», «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»:

ОПК-1 способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста,

ОПК-5- способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений,

ПК-8 - способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции,

ПК-10 - способностью реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Зубарева Е.Е., Сигов В.К., Скрипкина В.А., Фетисова Л.Е., Кикоин Е.И., Марутич Т.Б.
Учебник. — М.: Высшая школа, 2004. — 551 с. — ISBN 5-06-004536-6.
Разрешение 600 dpi, текстовый слой, цветная обложка.В учебнике рассматривается художественная литература, специально предназначенная для детей или вошедшая в детское чтение. Важнейший материал представлен в обзорных и монографических главах устное народное творчество, возникновение и развитие детской литературы в России, детская литература и критика XIX - XX вв., зарубежная детская литература, художественная иллюстрация для детей.
Учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом по детской литературе.
Для студентов средних специальных учебных заведений.От редактора.
Введение.
Устное народное творчество.
Общее понятие об устном народном творчестве.
Детский фольклор.
Колыбельные песни.
Пестушки и потешки.
Прибаутки и небылицы.
Календарный фольклор. Заклички. Приговорки.
Игровой фольклор.
Неигровой фольклор.
Повествовательный фольклор. Сказки.
Несказочная проза.
Героико-эпические песни Былины.
Исторические песни.
Народная лирика. Песни.
Малые жанры фольклора.
Инонациональный фольклор.
Возникновение и развитие детской литературы в России.
Первые русские книги для детей.
Карион Истомин.
Петровская эпоха.
Вторая половина XVIII века.
Н.И. Новиков и первый русский журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Становление теории и критики детской литературы в России.
В.Г. Белинский.
Н.Г. Чернышевский.
Н.А. Добролюбов.
Детская литература первой половины XIX века.
Историко-биографическая и научно-популярная литература для детей.
Журналы для детей.
А. Погорельский.
В.Ф. Одоевский.
В.А. Жуковский.
А.С. Пушкин.
П.П. Ершов.
Детская литература второй половины XIX века.
К.Д. Ушинский.
Н.А. Некрасов.
Л.Н. Толстой.
А.А. Фет.
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Литературная сказка второй половины XIX века.
Проблематика детской литературы XX века. Обзор.
Под знаком преемственности.
Два потока — из одного источника.
Маргинальность героя в русской литературе XX века о детях и для детей.
Литературная сказка серебряного века.
Образ рассказчика в прозе для детей и юношества.
Научно-художественная литература для детей.
Природа и нравственность.
О юморе в детской литературе.
Русская периодика XX века для детей.
Поэзия XX века.
А.А. Блок.
С.А. Есенин.
К.И. Чуковский.
В.В. Маяковский.
С.Я. Маршак.
С.В. Михалков
А.Л. Барто.
И.П. Токмакова.
Проза XX века.
А.М. Горький.
Проза 20 - 30-х годов в детской и юношеской литературе.
А.Н. Толстой.
А.П. Гайдар.
В.П. Катаев.
Л.А Кассиль.
Л.Ф. Воронкова.
Н.Н. Носов.
С.А. Баруздин
А.Г. Алексин.
К.М. Моисеева.
Ю.В. Сотник.
В.К. Железников.
Обзор зарубежной детской литературы.
Художественно-воспитательные и дидактические функции иллюстрации в детской книге.
Методические рекомендации к изучению курса "Детская литература".
Вопросы и задания для самостоятельных и контрольных работ.
Литература.
Приложение.
Программа курса "Детская литература".

23 июля

Зубарева Елена Васильевна Распоряжением Администрации города Пскова назначена директором муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №9».

В 1982 году окончила среднюю школу № 12 города Пскова с золотой медалью. В том же году была принята на работу инструктором по пулевой стрельбе Псковского областного стрелково-спортивного клуба ДОСААФ, в котором с перерывами работала до мая 1987 года. В 1983 году стала чемпионкой России по пулевой стрельбе из пистолета среди юниоров и вошла в состав юниорской сборной России по пулевой стрельбе.

В том же 1983 году поступила на факультет иностранных языков ПГПИ им. С.М. Кирова. Окончила данный факультет в 1988 году с отличием по специальности «Учитель английского и немецкого языков». По распределению была направлена учителем английского языка в среднюю школу № 1 города Невеля Псковской области. В 1989 году переведена воспитателем группы продленного дня в среднюю школу № 3 города Пскова, где проработала до октября 1993 года. В октябре 1993 года была принята на работу учителем английского языка в среднюю школу № 23 города Пскова, где проработала более 10 лет.

В 1999 году мне была присвоена высшая квалификационная категория как учителю английского языка. С 2004 года переведена на должность заместителя директора по УВР со следующими должностными обязанностями: разработка стратегии развития и программ развития преподавания иностранных языков в школе, организация образовательного процесса, мониторинг и контроль качества обучения иностранным языкам в школе, организация, мониторинг и контроль качества образовательного процесса в 6-8 классах, развитие внешних, в т.ч. и зарубежных связей школы, организация сотрудничества с социальными партнерами по специфике школы (углубленное изучение английского языка), организация работы по охране труда в образовательном учреждении, в т.ч. профилактика травматизма среди учащихся. В 2006 году ей была присвоена высшая квалификационная категория как заместителю директора по УВР.

За период работы в должности заместителя директора по УВР Зубаревой Е.В., кроме основных обязанностей, разработана стратегия и программа развития школы, программа энергосбережения, принимала активное участие в подготовке школы к лицензированию в 2010 году, прохождению государственной аккредитации в 2007 и 2012 годах, отвечала за проведение аттестации рабочих мест в 2010г.

Зубарева Е.В. обладает опытом ведения экспериментальной работы. В ноябре 2006г. на XIII областной научно-практической конференции «Проектная организация исследований: проблемы становления в педагогической практике» ею был проведен мастер-класс с использованием ИКТ по обобщению опыта работы в рамках регионального эксперимента «Урок XXI века», который получил высокую оценку участников и организаторов конференции. В том же году получила Диплом академика Академии творческой педагогики за подписью Президента Академии профессора Я.С. Турбовского.

В 2011 году стала рецензентом учебно-методического пособия «Билингвальные экскурсии по Пскову», изданного Экспериментальной лабораторией билингвального регионоведения факультета иностранных языков ПсковГУ по итогам работы в рамках совместного проекта МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением английского языка», ПсковГУ, детского сада № 25 «Золотой ключик», ПОУНБ «Лингвистическое интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через организацию совместной работы (детский сад - школа - вуз).

С апреля по октябрь 2011 года исполняла обязанности директора школы № 23, проявила себя компетентным администратором, творческим руководителем и добросовестным организатором школьного коллектива.

Регулярно повышает свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации различного уровня. Каждые четыре года успешно проходит аттестационные курсы. Подтвердила высшую квалификационную категорию: как учитель в 2004 г. и как учитель английского языка и заместитель директора по УВР в 2006, 2010гг.

В знак признания профессиональных достижений награждена Почетной грамотой Комитета образования Псковской области за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения. Является победителем конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках ПНПО «Образование», обладателем Сертификата достижений в признание выдающихся успехов в преподавании английского языка и курсов страноведения, подтверждающий, что Зубарева Е.В. - победитель конкурса среди преподавателей английского языка Северо-Западного региона, сертификат заверен Министерством образования Российской Федерации и послом США в России, Бронзовой доски за выдающийся вклад в преподавание английского языка и курсов страноведения за печатями Государственного департамента США, Американских Советов по образованию, Учительской газеты, Министерства образования Российской Федерации за участие в конкурсе преподавателей страноведения США, отраслевой награды Министерства образования и науки РФ нагрудного знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования, иных Почетных грамот органов государственной власти Псковской области и местного самоуправления города Пскова.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

Е.В. Зубарева

МИКРОБИОЛОГИЯ

Курс лекций

Красноярск 2012

ББК 28.4 З 391

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Рецензент

Доктор биологических наук, профессор А.Н. Васильев

Кандидат биологических наук, доцент Е.Н. Афанасова

Зубарева Е.В.

З 391 Микробиология: курс лекций по дисциплине; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 168 с.

Изложены основные вопросы микробиологии и краткий курс вирусологии. Изначально курс лекций планировался только для студентов-биологов (бакалавров) 4 курса в рамках дисциплины «Микробиология с основами вирусологии». С введением новых ФГОС ВПО 3-го поколения материал был адаптирован и представлен в сжатом виде. Предназначен для подготовки сту- дентов-биологов 1 и 4 курсов к экзамену по дисциплинам «Микробиология с основами вирусологии» и «Микробиология» направления подготовки «Естественнонаучное образование», профиль «Биология».

© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2012

© Зубарева Е.В., 2012

Введение ...................................................................................

Лекция 1. Введение в предмет...............................................

Лекция 2, 3. Структура и функции прокариотной

клетки......................................................................................

Лекция 4, 5. Систематика прокариот..................................

Лекция 6, 7. Прокариоты и факторы внешней среды.......

Лекция 8. Рост и размножение прокариот.

Генетика прокариот...............................................................

Лекция 9. Питание прокариот.............................................

Лекция 10, 11. Процессы катаболизма в прокариотной

клетке......................................................................................

Лекция 12. Процессы анаболизма в прокариотной

клетке....................................................................................

Лекция 13, 14. Роль микроорганизмов в круговороте

веществ..................................................................................

Лекция 15. Основы вирусологии.......................................

Лекция 16, 17. Типы генетического материала и механизм

его репликации у различных вирусов................................

Вопросы к экзамену ..........................................................

Словарь ................................................................................

Введение

Микробиология – одна из стремительно развивающихся отраслей биологической науки. Она представляет интерес не только для теоретиков, изучающих биологические процессы, протекающие в микробной клетке, но и для практиков, чьи интересы лежат в сфере производства. Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности используются во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и др. Велика роль микроорганизмов в экологии нашей планеты. На протяжении тысячелетий микроорганизмы участвовали в формировании биосферы и поддерживали ее гомеостаз. Несомненно, наука микробиология имеет большое познавательное и практическое значение.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов-биологов глубоких базовых теоретических и практических знаний в области микробиологии с точки зрения современных представлений о разнообразии мира микроорганизмов как части биосферы и их роли в ее устойчивом развитии.

Задачами изучения дисциплины «Микробиология» являются:

формирование умений и навыков использования стандартных микробиологических методов для наблюдения и изучения микроорганизмов в лабораторных условиях, а также знакомство с современными методами микробиологических исследований;

формирование компетенций, соответствующих уровню подготовки бакалавра для научно-исследовательской и научно-производственной деятельности.

Лекция 1. Введение в предмет

1. Краткий исторический очерк.

2. Систематическое положение микроорганизмов в системе органического мира.

3. Сравнение строения эу- и прокариот.

4. Формы и размеры микроорганизмов.

5. Роль микроорганизмов в природе и жизни человека.

1. Краткий исторический очерк.

Микробиология – одна из самых новых наук, изучающая строение, систематику, физиологию, биохимию, генетику и экологию организмов, имеющих малые размеры и невидимых невооруженным глазом (глаз способен видеть 0,1 мм). Эти организмы получили названиемикроорганизмов или микробов (от греч. micros – малый). В таксономическом отношении микроорганизмы весьма разнообразны – бактерии, грибы, водоросли, простейшие и вирусы. Развитие микробиологии дало толчок развитию биохимии, генетики, молекулярной биологии, генной инженерии.

В ХVII в. первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландский мануфактурщик Антони Ван Левенгук (1632–1723). Он рассматривал все: воду из пруда, зубной налет, слюну, кровь и др. Открытие микромира вызвало интерес врачей, ученых и началсяописательный –морфологический – этап в микробиологии, который длился 150 лет.

Второй этап развития – физиологический . Связан с именем и деятельностью французского ученогоЛуи Пастера (1822–1895), который:

1. Открыл брожение с помощью микроорганизмов, их жизнедеятельности (молочнокислое, маслянокислое, спиртовое).

2. Открыл анаэробное дыхание «жизнь без кислорода» – анаэробиоз.

3. Разрешил спор о самозарождении жизни.

4. Открыл болезни животных, связанных с микробами.

5. Положил начало медицинской микробиологии, созданию вакцин.

Одним из основоположников медицинской микробиологии был наряду с Л. Пастером его ученик Роберт Кох

(1843–1910), который:

1. Занимался изучением возбудителя сибирской язвы.

2. Открыл возбудителя туберкулеза, названного «палочкой Коха».

3. Открыл возбудителя холеры.

4. Создал метод чистых культур (отделение одного вида от другого).

Родоначальником русской микробиологии является Лев Семенович Ценковский (1822–1887). Он изучал простейшие, водоросли, грибы, их морфологию и жизненный цикл.

Ученик Луи Пастера – Илия Ильич Мечников (1845– 1916). Открыл явление фагоцитоза (Нобелевская премия). В 1883 г. создал фагоцитарную теорию иммунитета.

Русский ученый микробиолог Сергей Николаевич Виноградский (1856–1953) – основоположник почвенной микробиологии, открыл новый хемолитоавтотрофный тип питания, а также явление азотфиксации у бактерий.

Отцом вирусологии считается Дмитрий Иосифович Ивановский (1864–1948). Открыл и выделил вирус табачной мозаики.

2. Систематическое положение микроорганизмов в системе органического мира.

В настоящее время нет единства во взглядах на общую систему живого мира. Р. Виттекер (Уиттекер) в 1992 г. предложил схему, по которой все живые организмы разделил на 3 надцарства :

Н/ц Вирусы

Прокариоты

Эукариоты

(безъядерные)

(ядерные)

ц. Настоящие

ц. Растения

бактерии

ц. Архебактерии

ц. Актиномицеты

Форма – видовой признак. Она поддерживается клеточной оболочкой: шаровидные, палочковидные, извитые. Встречаются в природе и другие, но реже (рис. 1).

1. Микрококки

2. Диплококки

3. Стрептококки (цепочки)

4. Стафилококки (виноградная гроздь)

5. Сарцинококки (пакет 4-8 особей)

Палочки различно изогнутые:

1. Палочки

2. Вибрионы

1. Спирилла от 4 до 6 витков

2. Спирохеты от 6 до 15 витков

Рис. 1. Форма бактерий:

1 - микрококк; 2 - диплококк; 3 - стрептококк; 4 - тетракокк; 5 - сарцина; 6 - стафилококк; 7 - маленькая палочка; 8 - большие палочки, соединенные в цепочку; 9 - яйцевидные кокки; 10 - трихомные клетки; 11 - вибрион; 12 - спирохета; 13 - червеобразная клетка; 14 - многоклеточная форма; 15 - звездообразная; 16 - палочки, расположенные под углом друг к другу; 17 - треугольные; 18 - ветвящиеся формы; 19 - тороидальные; 20 - почкующиеся клетки; 21 - гантелевидные клетки; 22 - нецилиндрические трихомы; 23 - палочки с заостренными концами; 24 - бобовидный диплококк; 25 - клетки со стебельком; 26 - пластинчатые клетки архебактерий; 27 - спирилла; 28 - амебоидная; 29 - ланцетовидный диплококк; 30 - клетка с гифами, на которых образуются почки; 31 - цепочка клеток, образующих петлю; 32 - соединение клеток в пластинки; 33 - звездообразная розетка из клеток; 34 - тубероидные клетки; 35 - слизистые стебельки бактерий; 36 - клетка с шипами.

5. Роль микроорганизмов в природе и жизни человека.


Теории онтогенеза Онтогенез – это совокупность взаимосвязанных и хронологически детерминированных событий, закономерно совершающихся в процессе осуществления организмом жизненного цикла. На каждом этапе индивидуального развития происходит реализация наследственной информации в тесном взаимодействии с окружающей средой.




Эмбриональный период Оплодотворение – процесс слияния половых клеток, в результате образуется зигота Фазы оплодотворения: - Сближение сперматозоида - Сближение сперматозоида с яйцеклеткой с яйцеклеткой - Активация яйцеклетки - Сингамия Яйцеклетка перед оплодотворением Оплодотворяемая яйцеклетка Яйцеклетка и сперматозоиды моллюска Оболочки яйцеклетки: 1. Блестящая 2. Зернистая 3. Соединительно тканная (наружная)








Эмбриональный период процесс образования двух- и трехслойного зародыша (гаструла)






Эмбриональный период Гисто- и органогенез Эктодерма Нервная система Эпидермис и его производные: сальные и потовые железы, ногти, волосы, рога, копыта Слизистая передней и задней кишки, слизистая органов дыхания Энтодерма Эпителий средней кишки, пищеварительные железы Хорда Органы дыхания


Эмбриональный период Мезодерма Сомиты (сегменты) 44 дерматом миотом спланхнотом склеротом нефрогонотом Дерма – собственно кожа мускулатура Хрящи, костный скелет мускулатура сердца, эпителий гонад, корковое вещество надпочечников Органы выделения, кровеносная, лимфатическая системы


Эмбриональное развитие человека Дробление зиготы человека – неравномерное, асинхронное 1- эмбриобласт 2 – трофобласт 3 - бластоцель А – два бластомера Б - Три бластомера В – четыре бластомера – вторые сутки Г – морула- третьи сутки Д – разрез морулы- Е – ранняя бластоциста- четвёртые сутки Ж – поздняя бластоциста- пятые сутки Начало имплантации – шестые, седьмые сутки



















Гены, регулирующие ход онтогенеза Хроногены – контролируют время наступления событий. Самые ранние из хроно генов – гены с материнским эффектом. Образуются в яйцеклетке. Некоторые из них транскрибируются и создается большое количество иРНК, которая начинает транслироваться сразу после оплодотворения. В 1985 году были открыты гены, контролирующие ход онтогенеза Регулируют все процессы дробления до гаструляции


Гены, регулирующие ход онтогенеза На стадии гаструляции начинают действовать гены пространственной организации – это собственные гены организма, контролирующие формообразовательные процессы. Они подразделяются на гены: Сегментации - отвечают за образование сегментов. Действуют до стадии поздней гаструлы. Компартментализации – отвечают за дифференцировку сегментов и образование компартиментов Гомеозисные гены – обеспечивают нормальное образование структур и расположение их в нужном месте.






Гомеозисные гены (HOM) Обеспечивают развитие органов и тканей в определенном месте Обеспечивают развитие органов и тканей в определенном месте В структуре гомеозисных генов обнаружены участки, так называемые ГОМЕОБОКСЫ. Они контролируют работу других генов. Гомеобоксы кодируют последовательность аминокислот, которая называется ГОМЕОДОМЕН



















Детерминация - Возникновение качественных различий между частями развивающегося зародыша, которые предопределяют дальнейшую судьбу этих частей. Детерминация предшествует дифференцировке и морфогенезу. Тканево-органный уровень регуляции Механизм:


Эмбриональная регуляция - Процесс восстановления нормального развития целого зародыша или зачатка после его естественного или искусственного нарушения путем: 1. Удаления части материала 2. Добавления избыточного материала 3. Перемешивание с помощь центрифугирования или сдавления. Опыты Тарковски и Минц


Г. Дриш (1891)- явление эмбриональной регуляции Онтогенез есть целостный процесс, а НЕ простая сумма однозначных причинно- следственных звеньев! Потенции – максимальные возможности элементов зародыша, которые могли бы осуществиться. В норме реализуется одно из них, а остальные могут быть выявлены в эксперименте. Тотипотентность –широкие потенции. Способность одной клетки создать целый организм.


Рекомендованная литература - Обязательная - Обязательная 1.Биология: учебник: в 2 кн/ ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высш.шк., Биология: учебник: в 2 кн/ ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высш.шк., Дополнительная - Дополнительная 1. Биология: учебник /ред. Н.В. Чебышев.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, Биология: учебник /ред. Н.В. Чебышев.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учебник/ А.П. Пехов.- М.: ГЭОТАР – Медиа, Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учебник/ А.П. Пехов.- М.: ГЭОТАР – Медиа, Электронные ресурсы -Электронные ресурсы ИБС КрасГМУ ИБС КрасГМУ БД МеdArt БД МеdArt БД Ebsco БД Ebsco