Как найти свое предназначение в жизни? Обзор методов. Понятие метод, его назначение и использование

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ

Тымчик Татьяна Александровна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова


Аннотация
Для того, чтобы организация смогла добиться успеха или стала работать с большей эффективностью, требуются ее правильная организация и планирование деятельности.
Научное обоснование формирования организационных структур управления является актуальной задачей на современном этапе приспособлении хозяйствующих субъектов к условиям рыночной экономике. В данных условиях является необходимостью широкое использование принципов, методов организационного проектирования. Без модернизации методов организационного проектирования затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства.

ORGANIZATIONAL DESIGN, ITS PURPOSE AND METHODS

Tymchik Tatiana Alexandrovna
Plekhanov Russian University of Economics


Abstract
In order that the organization can succeed or began to work with greater efficiency requires proper organization and planning of activities.
Scientific substantiation of formation of organizational management structures is an actual task at the modern stage adaptation of economic entities to the market economy. In these conditions is the need for widespread use of the principles, methods and organizational design. Without the modernization of the methods of organizational design is difficult for management improvement and production efficiency.

Ни для кого не секрет, что любая модель эффективного управления ставит своей конечной и основной целью – решение определенных управленческих задач. Сегодня можно наблюдать глобализацию, а также все более нарастающую конкуренцию, а в этих условиях любой компании необходимо иметь возможность трансформироваться не только функционально, но и структурно, ведь именно от этого будет зависеть ее устойчивое положение на рынке.

Для адаптации в современных реалиях организационные структуры претерпевают ряд изменений, соответственно и методология организационного проектирования совершенствуется.

Формирование организационных структур управления – это очень важная и крайне актуальная задача нынешнего этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В сегодняшних реалиях существует необходимость более широко использовать принципы, а также и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Нужно отметить, что в случае если не развивать способы проектирования структур управления, тогда это значительно затруднить улучшение управления и увеличение эффективности производства в целом. Тому содействует ряд обстоятельств, а именно в новых условиях в большинстве своем нет возможности оперировать устаревшими организационными формами, которые в свою очередь не удовлетворяют требованиям рыночных взаимоотношений, а также создают опасность деформации самих задач управления.

В самом общем виде организационное проектирование вполне возможно квалифицировать как процесс упорядочения организационно-структурных характеристик системы для достижения или же совершенствования их производительности, адаптивности и результативности.

Главная цель организационного проектирования – это обеспечение высочайшего уровня организованности работы компании. Для того, чтобы обеспечить этот самый уровень, необходимо, чтобы деятельность была спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена важными инструкциями, информацией и ресурсами, осуществлялась по разумной для этих условий технологии.

К объектам организационного проектирования относят не только саму организацию в целом, но и все те процессы, которые в ней происходят.

Организационное проектирование необходимо при создании новых организаций, а также разработки инвестиционных проектов, особенно связанных с реструктуризацией предприятий, внедрением новой техники и технологии, выпуском новой продукции. В обоих случаях есть возможность составления реального документа: раздел бизнес-плана, организационный проект как составная часть технического проекта реконструкции и т. п.

Также отметим, что в качестве функции менеджмента организационное проектирование, как правило, применяется в действующей организации с целью ее совершенствования. В этом случае проектированию организационных связей, как показывает практика, предшествует анализ функционирования существующей системы .

Необходимость организационного проектирования обусловлена следующими факторами:

1. Условия меняются очень быстро, а потому уже нельзя использовать те организационные формы, которые были эффективны ранее, ведь они абсолютно не отвечают требованиям в условиях рыночных отношений.

2. Кроме того, сегодня уже нельзя использовать в управлении организациями механистический подход, т.к. он неэффективен.

3. Создание новых организаций, или же усовершенствование старых, должно строиться не только на опыте, аналогии, интуиции, волевом подходе, но также и на научных методах организационного проектирования.

Существует несколько методов организационного проектирования. Рассмотрим каждый из них подробно.

Итак, первый метод – это метод аналогий. Он представляет внедрение опыта проектирования структур управления в похожих организациях и берет во внимание выработку типовых структур управления в различных видах организаций, определение разных рамок, условий и механизма применения.

Второй метод – экспертный, который базируется на исследовании рекомендаций, а также предложений экспертов, в том числе опытных управленцев-практиков. К главной задаче метода следует отнести выявление специфических отличительных черт работы аппарата управления, возможные дефекты в деятельности разных звеньев организационных структур, обоснованные советы по их совершенствованию. Данный метод, являющийся более гибким и всеохватывающим, используется в узком сочетании с иными и имеет разнообразные формы реализации.

К экспертным способам надлежит отнести помимо прочего разработку и использование научных принципов формирования организационных структур управления.

Еще один метод – метод структуризации целей. Он содержится в выработке системы целей организации и ее дальнейшее совмещение с разрабатываемой организационной структурой.

Этот метод учитывает разработку системы («дерева») целей, экспертный анализ предлагаемых разновидностей организационной структуры с позиции организационной обеспеченности, и еще формирование карт прав и ответственности за достижение целей.

Ну и, наконец, последний метод – метод организационного моделирования. Суть метода заключается в разработке различных отображений распределения полномочий и ответственности в организации. Это в свою очередь является основой для построения, анализа и оценки множества вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.

Также необходимо отметить факторы организационного проектирования, главными из которых выступает корпоративная культура, базовой составляющей которой являются корпоративные ценности, которые определяют структуру организации, принципы ее функционирования, «выполняют роль системообразующего фактора» делая возможным успешность существования коллектива в долгосрочной перспективе. Именно «корпоративные ценности обеспечивают единое поведение сотрудников различных подразделений и бизнес-единиц», способствуя объединению сотрудников организации на базе одинакового понимания стоящих перед предприятием целей . Соответственно стиль правления и стиль лидерства должен соответствовать корпоративной культуре предприятия и сформировавшейся совокупности ценностей, идей, норм и правил поведения, принятых в организации .

Таким образом, подытожив, нужно отметить, что процесс проектирования организационной структуры управления должен основываться на применении всех тех методов, которым была дана краткая характеристика выше, а также с учетом принципов корпоративной культуры и корпоративных ценностей. Только при соблюдении данных условий можно получить достойный результат.

Также отметим, что очень важным элементом разработки, как плановых, так и проектных решений, является оценка их эффективности. Именно она дает возможность наиболее точно и четко квалифицировать уровень прогрессивности действующей структуры, разработанных проектов, также тех, которые находятся в процессе разработки. Благодаря оценке эффективности появляется возможность выбрать наиболее разумный и грамотный вариант структуры или же метода ее совершенствования.


Количество просмотров публикации: Please wait

Греч.metodos - способ изложения.

Деятельность педагога главным образом направлена на формирование педагогических задач, эффективность решения которых обеспечивается методами включения детей в планируемый вид работы.

Поэтому, метод обучения, правомерно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Следовательно, первостепенное значение метода - это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач.

Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».

Прием - это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» - являются приемом наглядного метода. «Страховка» - прием практического метода).

Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение.

Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.

Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.

Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.

Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих путь реализации образовательных и воспитательных задач.

Требования к выбору методов

Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:

1. Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.

2. Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).

3. Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.

4. Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.

Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.

Классификация методов

В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы - словесные, наглядные, практические. Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

Методы преподавания

Методы учения

Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:

Методы сообщения новых знаний

Методы закрепления и др.

В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:

Индивидуальные

Коллективные

На физкультурных занятиях

Вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).

Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.

Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.

1. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.

Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические.

Логические - методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися.

Гностические - т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые.

Кибернетические - т.е. методы управления и самоуправления учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.

2. Методы стимулирования и мотивации учения, т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный и т.д. опрос).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:

Цели занятий

Особенности учебного предмета

Возраста и подготовки детей

Условий учебной работы

Личностных качеств педагога

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.

4. Словесные методы

Особенностью данных методов является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Кроме того, при помощи слова устанавливаются взаимоотношения с детьми, ставятся задания, оцениваются результаты, подаются команды.

Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.

При использовании словесных методов необходимо строго учитывать их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:

Слово должно соответствовать задачам обучения. Так, в начальном обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.

В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать детали техники данного упражнения.

Слово помогает выявить взаимосвязь между отдельными двигательными действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях при выполнении упражнения.

В данном случае применяют (и раз, и два), отдельные возгласы типа «Руки!», «Бедро!» и др. Слово должно быть образным. Это повышает наглядность и перекидывает мост от имеющегося жизненного опыта ребенка к существу выполняемого упражнения, действия. Здесь, однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей и их жизненный опыт.

Почти все разновидности методов использования слова являются общепедагогическими, хотя и имеют некоторую специфическую особенность при освоении двигательных действий.

Так рассказ - наиболее распространенный метод, является устным описанием процессов и явлений, а также разбор действий занимающихся. Чаще всего применяется при организации игровой деятельности. Бывает кратким при ознакомлении с новым действием и подробным при детальном изложении.

Объяснение и пояснение, обычно отвечают на вопрос «Почему?», «Как?». Они применяются как по ходу демонстрации двигательного действия, так и в период выполнения действия и направлены на углубление восприятия, исправления движений.

Беседа - позволяет узнать мысли и соображения учащихся, повысить активность и оценить выполненную работу. Разбор отличается от беседы тем, что выполняется всегда после выполненного задания, может проводиться как педагогом, так и обоюдно - педагогом и ребенком, решая эффективно воспитательные задачи.

Команда и указание - это словесное воздействие, отличающееся повелительной формой. Относятся к числу основных приемов косвенного управления, указания выступают часто в виде инструкций.

Словесные оценки (в виде одобрения или неодобрения) являются одним из способов текущей коррекции действий, помогают вовремя устранить отклонения от правильного выполнения действия, мотивируют ученика.

Подсчет - позволяет задавать ученикам необходимый темп движений. Однако, используется на начальных этапах обучения ограниченно, чтобы не поставить в жесткие рамки индивидуальные особенности детей. Подсчет учит отличать один темп от другого и может видоизменяться по ходу занятия.

Метод слова используется в целях самообучения в виде самоприказов, самоподсчет, самопроговаривания, самообдумывания результатов и хода выполнения двигательной деятельности.

5. Наглядные методы обучения

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.

В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

Натуральной наглядности

Опосредствованной наглядности

Образной наглядности

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:

Готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)

Полнота представлений об объекте подражания

Интерес к двигательному действию

Желание и стремление выполнить наблюдаемое действие

Натуральный показ - это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный - вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.

При натуральном показе можно использовать учеников в следующих случаях:

педагог по состоянию здоровья не может демонстрировать упражнение, а учащийся имеет достаточно высокий уровень подготовки.

Снять страх у занимающихся перед выполняемым действием

Показать существенные ошибки

Когда педагогу неудобно и показывать и объяснять одновременно

К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной применимы следующие требования:

Отбор материала должен осуществляться в соответствии с целями и задачами занятия. Необходимо определить когда нужна натуральная, а когда опосредованная наглядность. Материал должен выдаваться постепенно, а не весь сразу, чтобы не падал интерес к демонстрации.

Проверить состояние демонстрируемых средств

Необходимо разъяснить цель демонстрации, объяснив ее содержание

Контролировать четкость восприятия действия занимающимися

Формулировать выводы (желательно самими учениками)

Виды опосредованной наглядности.

Рисунки, фотографии - действия в целом, так и его фазы. В изготовлении таких пособий необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

Предметно-модельная - муляжи, модели. - позволяет просмотреть упражнение в замедленном темпе.

Кино- и видеосъемка- позволяет увидеть действия в замедленном темпе.

Световая и звуковая сигнализация - создают необходимые зрительные ориентиры (например, о начале и окончании работы и т.д.)

Они могут составлять программу «обратной связи» о выполняемом движении, т.е. свидетельствовать о точности выполнения отдельных элементов, их качестве.

Кроме этого, могут применяться различные средства для создания мышечного чувства (это ограничители, тренажеры принудительного характера).

6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:

Методы, направленные на освоение двигательных действий;

К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.

Правда, строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку они взаимосвязаны.

Практические методы в процессе разучивания движений.

I.Метод целостного разучивания упражнения применяется:

Если действие просто для исполнения

Когда сложные действия невозможно разделить без нарушения его структуры

Применяется на заключительном этапе обучения любому двигательному действию, (т.е. он следует за методом разучивания по частям).

При опробовании нового действия, если оно не сопряжено с риском и высокой трудностью.

II.Метод разучивания по частям.

Используется тогда, когда действие поддается расчленению на самостоятельные элементы.

При данном методе облегчается процесс усвоения двигательного действия. Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.

Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывает у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.

Однако, следует помнить, что только грамотное, целесообразное расчленение способствует настоящему успеху обучения.

Необходимо также помнить, что не целесообразно каждый отдельный элемент изучаемого упражнения доводить до уровня навыка. Это может привести к косности изучаемого действия.

Методы, способствующие развитию двигательных качеств

I . Методы строго регламентированного упражнения

Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:

Строгого состава движений и их связи между собой;

Строго нормированной нагрузки;

В строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.

В качестве примера здесь можно привести ряд методов:

Метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный)

Метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод)

Комбинированные методы - повторно-переменный

Метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный)

Методы частично регламентированного упражнения

К данным методам относятся игровой и соревновательный.

Для игрового метода характерны:

Сюжетность действий

Разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры.

Возможность комплексного применения различных двигательных действий.

Важная особенность игры - это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.

Данные факты особенно следует учитывать при работе с младшими школьниками.

Во время игры учащиеся могут перенести без затруднений гораздо большую нагрузку, чем ту, которую можно дать в обычных занятиях.

Кроме того, игра представляет большие возможности к инициативе, находчивости, творчеству и способствует существенному развитию ловкости, быстроты ориентировки в пространстве.

Соревновательный метод. Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнований - это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.

Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло нравственную роль. В корне необходимо устранять грубость, чванство и чрезмерное честолюбие.

2. Требования к выбору методов

3. Классификация методов

4. Словесные методы обучения

5. Наглядные методы обучения

6. Практические методы обучения (метод строго-регламентированного упражнения и метод частично-регламентированного упражнения)

1. Понятие метод, его назначение и использование

Греч.metodos – способ изложения.

Деятельность педагога главным образом направлена на формирование педагогических задач, эффективность решения которых обеспечивается методами включения детей в планируемый вид работы.

Поэтому, метод обучения, правомерно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Следовательно, первостепенное значение метода – это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач.

Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».

Прием – это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» – являются приемом наглядного метода. «Страховка» – прием практического метода).

Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение.

Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.

Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.

Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.

Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих путь реализации образовательных и воспитательных задач.

2. Требования к выбору методов

Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:

1.Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.

2.Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).

3.Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.

4.Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.

Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.

3. Классификация методов

В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические. Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

Методы преподавания

Методы учения

Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:

Методы сообщения новых знаний

Методы закрепления и др.

В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:

Индивидуальные

Коллективные

На физкультурных занятиях

Вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).

Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.

Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.

1.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.

Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические.

Логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися.

Гностические – т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые.

Кибернетические – т.е. методы управления и самоуправления учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.

2.Методы стимулирования и мотивации учения, т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.

3.Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный и т.д. опрос).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:

Цели занятий

Особенности учебного предмета

Возраста и подготовки детей

Условий учебной работы

Личностных качеств педагога

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Это и есть проблемы метода. Сейчас речь пойдет о методах научного познания.

Метод (греч. methodos - способ познания) - путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, экономит силы и время (если он правильный), позволяет двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод не только служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, но и помогает избегать ошибок.

Научный метод понимается как «целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная иель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний» . 54

В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данной науки.

Понятие «метод» применяется в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле слова оно обозначает познавательный процесс, который включает несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т. д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Во все времена значение метода познания высоко оценивалось всеми исследователями. Так, Френсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. В качестве такого метода он рассматривал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента, с тем чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что лучше уж не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Существенный вклад в методологию научного познания внесла немецкая классическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) философия, достаточно глубоко разработавшая диалектический метод на идеалистической и материалистической основах соответственно.

Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще не освоенных) методологических идей был сформулирован представителями русской философии. Это, в частности, идеи о неразрывности метода и истины и недопустимости «пренебрежения методом» (Герцен и Чернышевский); об «органической логике» и ее методе - диалектике (Владимир Соловьев); о «методологической наивности», о диалектике как «ритме вопросов и ответов» (П. Флоренский); о законах логики как свойствах самого бытия, а не субъекта, не «мышления», о необходимости «преодоления кошмара формальной логики»

и о необходимости освобождения научного познания «от кошмара математического естествознания» (Бердяев и др.).

Важную роль метода для деятельности людей подчеркивали многие крупные ученые.

Так, выдающийся физиолог И. П. Павлов писал: «Метод самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»1. Наш известный психолог Л. С. Выготский говорил, что методология как совокупность методов научного познания подобна «костяку в организме животного», на котором весь этот организм держится.

Следовательно, метод научного познания - безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: во-первых, недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. (методологический негативизм); во-вторых, преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). Дело в том, что ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования.

В. П. Кохановский утверждает, что «любой метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как „руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекрашивания фактов. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов»2.

В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.

1. Метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что ко-56

нечныи результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько умело и эффективно используется «в деле» эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех методов в их взаимосвязи. Каждый элемент метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Вот почему очень важен методологический плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием методов и умелым их применением. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.

2. Всеобщей основой, «ядром» системы методологического знания является философия как универсальный метод. Ее принципы, законы и категории определяют общее направление и стратегию исследования, «пронизывают» все другие уровни методологии, своеобразно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каждом из них. В научном исследовании нельзя ограничиваться только философскими принципами, но недопустимо и оставлять их «за бортом» как нечто, не принадлежащее природе данной деятельности. Очевидно, что если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей, наиболее широкой форме, то ее можно считать «матерью всех научных исканий». История познания и практики подтвердили этот вывод.

3. В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальные или духовные, объективные или субъективные) и т. п. Тем самым содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда конкретно, ибо в каждом случае содержание одного метода или системы методов модифицируется в соответствии с природой исследуемого процесса.

Простой и действенный способ, который для меня сработал. Другие 10 техник не сработали.

  1. Берём лист. Пишем заголовок "Моё истинное предназначение в жизни:".
  2. Ставим номер и строчим любой ответ, который пришёл на ум.
  3. Продолжаем писать, пока не наступит эмоциональная реакция: чаще проливаются слёзки, или мороз по телу, или что-то другое заметное.


  • Писать дома. В хорошем и бодром настроении. Лучше на бумаге.
  • Выделить 1–3 часа. Прерывайтесь только по нужде, не теряйте поток.
  • Писать любую идею, а не анализировать. Лучше воспринимать, как шутку, а напишу-ка: "Моё предназначение - стать лучшим в мире балалайщиком".
  • Не париться, если ответ не приходит.
  • Ответ может состоять из одного слова: "музыка", "сцена", "семья", "помощь".
  • Развивайте ответы, которые часто повторяются в разных формах
  • Развивать приходящие идеи, задавать вопросы:
    • Чем вы любили заниматься в детстве?
    • Если бы у вас было 10 млн. $, чем бы вы занялись?
    • Какие у вас мечты?
    • Чем вам всегда хотелось заниматься?

Мой опыт

У меня эмоциональная реакция пошла на 116 пункте, после 40 минут. Но я её подавил. Зря писал в кафе - на людях слёзы пускать не удобно. Не поверил себе, продолжил писать варианты ещё час до 257 пункта.

№116.
Моё предназначение: помогать другим достигать их целей .

Пришёл домой довольный, но в замешательстве - начал перепроверять. Анализировать жизнь, сверять прошлые цели и желания.

Помог дневник целей и желаний, записанных за последние годы. В них часто проскакивает идея: помогать другим. Ещё 5 лет назад записал глобальную цель: помогать другим определять и выполнять их предназначение.

"Всё сходится, но слишком просто" - подумал я. Искал, искал, и тут - нашёл.

Повторил упражнение через 3 дня, уже дома. На 57 пункте - снова оно! Пошли слёзки, не ожидал, что сработает снова.

Эврика! Поиски завершились? — Нет, только начались.

Для себя я решил, раз до этого долго не находил, значит - нужно было научиться жить счастливо .

А сейчас пришло время, выполнять вторую часть - трудится на благо других. Этот сайт - результат следования моему предназначению. Хоть я и не вижу конечной цели.

Что изменилось?

Особо ничего. Я такой же счастливый, как и до того как нашёл предназначение.

Определить предназначение, это всё равно что купить абонемент в качалку на 10 лет. Элементарно. А пахать в зале 3 раза в неделю - действительно сложно.

Я думал, что найду ответ - станет всё просто и ясно: бери и делай. Но - нет. К счастью, просто не стало. Это лишь ещё один важный шаг в развитии.

Нужно привыкнуть - всю жизнь будет неопределённость. Лучше научиться её любить и обзавестись состоянием счастья, чтобы ориентироваться в этой неизвестности.

Авторы книг по саморазвитию и коучи (репетиторы жизни) - обещают:
"Найдёшь призвание и прыгнешь в развитии:" <но я не прыгнул>

  • Раскроешь свои таланты и реализуешь себя в жизни .
    Ага, вот так сразу. Чтобы это сделать - нужен огромный труд и лет 7.
  • Совершишь мощный прорыв .
    Скорее пауза, чтобы сменить накатанные рельсы жизни на новое направление.
  • Будешь просыпаться по утрам с улыбкой .
    Просыпаюсь, как и просыпался - с трудом. Не люблю просыпаться и бежать работать. Когда так происходит - значит не спалось, мучили идеи.
  • Обретёшь уверенность - станешь гармоничнее, жизнерадостнее .
    Чтобы всё это обрести - нужно пахать, а не разок сходить к коучу.

Универсальное предназначение

Жизнерадостные и здоровые люди - редкость. Важно быть не просто "нормальным" - в меру больным и несчастным.

Уже много сделаете для мира - если будете заняты своим развитием и оздоровлением. Приведите сферы колеса жизни на 7-10 пунктов. Когда справитесь с этой задачей, можете начать думать, куда приложить вашу энергию.

Ваше предназначение - жить счастливо , а всё остальное - ответ на вопрос "как стать счастливым?"

P.S. Напишите в комментариях о своём опыте. 99% людей не сделают это упражнение, а вы сделаете этот шаг в своём развитии?