Кальций цвет. Свойства и применение кальция

Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.

С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.

В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».

Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали соседствовать зоны упадка.

Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».

Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.

С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.

Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.

ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.

Глава 2. 1963-1976 годы.

2 .1. «Левый центр».

Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.

В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.

  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.

    Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнер­гии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лиди­рующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъ­юнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продо­вольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создава­ло благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взры­вы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бре­мя ответственности за дальнейшее руководство миром. В услови­ях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных про­тив СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному пред­принимательству, развитие экономики после «нового курса» Руз­вельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохра­нены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Таф­та-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккар­ти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамерикан­ской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рам­ках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промыш­ленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.

    50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде все­го с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритян­ского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие рав­ноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы со­противлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.

    Проводились и другие преобразования в социальной сфере.

    Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступ­ности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.

    В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.

    Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти собы­тия стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

    В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.

    В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, на­званную «консервативной революцией». Были сокращены соци­альные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижа­лись и налоги. США взяли курс на развитие свободного пред­принимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лиде­ра СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.

    Крушение СССР и всего социалистического лагеря способство­вало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая си­туация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингто­не стоили жизни более 3 тыс. человек.

    Ведущие страны Западной Европы.

    Вторая мировая война подо­рвала экономику всех стран Европы. Огромные силы пришлось затратить на ее восстановление. Болезненные явления в этих стра­нах были вызваны крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Чер­чилля, стали «триумфом И трагедией». Англия окончательно пре­вратилась в «младшего партнера» США. К началу 60-х п. ХХ в. Англия потеряла почти все свои колонии. Серьезной проблемой с 70-х гг. ХХ в. стала вооруженная борьба в Северной Ирландии. Эко­номика Великобритании долго не могла возродиться после вой­ны, до начала 50-х гг. ХХ в. сохранялась карточная система. При­шедшие к власти после войны лейбористы провели национализа­цию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 50­60-е гг. ХХ в. происходил интенсивный экономический рост. Од­нако кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. нанесли стране силь­ный урон. Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерва­торов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценно­стей британского общества». На практике это выразилось в прива­тизации государственного сектора, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Во Франции после Второй мировой войны под влиянием ком­мунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, произошла национализация ряда крупных отраслей промышленности, была конфискована собственность пособников немцев. Расширились социальные права и гарантии народа. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвер­той республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме, Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.

    На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Ш. де Голль. Он провел референдум, принявший новую консти­туцию, резко расширяющую права президента. Наступил период Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых про­блем: французы ушли из Индокитая, получили свободу все коло­нии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью воен­ной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление репрессий против участников национально-освободи­тельной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов оттуда бежало во Францию. В стране была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира. С середины 60-х п. ХХ в. более независимой стала внешняя поли­тика Франции, она вышла из военной организации НАТО, был заключен договор с СССР.

    Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым вы­ступлениям студентов, рабочих в 1968 г. Под влиянием этих вы­ступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку. Его преемник Ж Пом­пиду сохранил прежний политический курс. В 70-е гг. ХХ в. поло­жение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президента м был избран лидер социалистической партии Ф. Мит­теран. После победы социалистов на парламентских выборах они сформировали свое правительство (с участием коммунистов). Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокра­щение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические проблемы заставили прави­тельство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль пра­вых партий, с правительствами которых должен был сотрудни­чать Миттеран, реформы были приостановлены. Серьезной про­блемой стало усиление националистических настроений во Фран­ции из-за массового наплыва в страну эмигрантов. Настроения СТОРОННИКОВ лозунга «Франция для французов» выражает Национальный фронт во главе с Ж -М.Ле Леном, который временами получает значительное число голосов. Влияние левых сил сокра­тилось. На выборах 1995 г. президентом стал правый политик гол­лист Ж Ширак.

    После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Гер­мании ее правительство возглавил лидер Христианско-демокра­тического союза (ХДС) Аденауэр, который оставался у власти до 1960 г. Он проводил политику создания социально ориентиро­ванной рыночной экономики при значительной роли государствен­ного регулирования. После завершения периода восстановления хозяйства развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами, чему способствовала помощь США. ФРГ превратилась в экономически мощную державу. В политической жизни происхо­дила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. ХХ в. К власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с В.Брандтом. Были проведены многие пре­образования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70-х гг. хх в. привели к yxyдшению положения страны. В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Г. Коль. Его правительство сократило государственное регулирова­ние экономики, проводило приватизацию. Благоприятная конъ­юнктура способствовала увеличению темпов развития. Произош­ло объединение ФРГ и ГДР. к концу 90-х гг. хх в. возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 Г. на выборах победи­ли социал-демократы во главе с Г. Шредером.

    В сере­дине 70-х гг. ХХ в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот свергнув диктаторский режим А. Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость коло­ниям. В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос 1. Со временем были достигнуты значитель­ные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения. После окончания Второй мировой войны в Греции разгоре­лась гражданская война (1946-1949) между прокоммунисти­ческими и прозападными силами, поддержанными Англией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «чер­ных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковни­ки» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка режима присоединить Кипр привела к его падению в 1974 г.

    Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Общего рын­ка, снимающего таможенные барьеры. В 70 - 80-е гг. хх в. количе­ство членов ЕЭС возросло до 12. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием. В 1991 г. в резуль­тате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Евро­пейский союз (ЕС). С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта - евро, что усилило экономические пози­ции этих стран в борьбе с США и Японией. Договоры предусмат­ривают расширение наднациональных полномочий ЕС. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Для принятия решений необходимо согласие 8 из 12 стран. В буду­щем не исключается создание единого европейского правитель­ства.

    Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия - разрушение экономики, потеря колоний, окку­пация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти по­стоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП). Японии очень быстро удалось восстановить свою экономику. С 50-х гг. ХХ в. начинается ее резкий подъем, получивший назва­ние японского «экономического чуда». Это «чудо» было, помимо благоприятной конъюнктуры, основано на особенностях орга­низации экономики и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоратив­но-общинные традиции населения позволяли японской эконо­мике успешно конкурировать. Был взят курс на развитие науко­емких отраслей, сделавших Японию лидером по производству электроники. Тем не менее на рубеже ХХ и XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономиче­ского роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индуст­риальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малай­зии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.

    Международные общественные движения

    После второй мировой войны на новую ступень развития

    поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-

    кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне

    рамок политических партий, отражая кризис политических

    партий как института демократического общества.

    Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,

    демократии и социального прогресса, против всех проявлений

    реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-

    ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-

    вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-

    щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую

    поддержку оказывают общественные движения справедливым

    требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.

    Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-

    чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-

    гих общественных движений значительно расширился. В неко-

    торые из них входят представители всех социальных слоев

    современных западных обществ.

    Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-

    ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,

    активное участие в движении Сопротивления в порабощенных

    ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно

    возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая

    партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-

    стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-

    няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность

    коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81

    партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.

    В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных

    правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,

    Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были

    избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-

    ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в

    странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран

    Азии, позднее – на Кубе.

    В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако

    зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи

    требовали укрепления интернациональных связей коммунис-

    тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание

    представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,

    Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и

    Италии. На совещании были заслушаны информационные со-

    общения о деятельности представленных на совещании партий.

    Был также обсужден вопрос о международном положении. В



    принятой Декларации перед компартиями ставились коренные

    задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-

    тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-

    динации деятельности компартий, обмена опытом работы было

    принято решение создать Информационное бюро и наладить

    издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне

    1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты

    документы о защите мира, необходимости крепить единство

    рабочего класса и коммунистов.

    Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-

    славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-

    ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.

    Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-

    партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-

    госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-

    ной основе.

    В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-

    щания представителей коммунистических партий. Наиболее

    актуальные проблемы коммунистического движения, демок-

    ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в

    принятых на совещаниях документах. Однако в последующие

    годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,

    связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-

    сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.

    В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений

    между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-

    мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело

    отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на

    маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-

    трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-

    участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-

    тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную

    интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание

    коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия

    продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать

    итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-

    льянская и австралийская, согласились подписать только один

    раздел, некоторые подписали документ с оговорками.

    В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий

    Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской

    (Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию

    против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое

    течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-

    ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.

    ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-

    шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-

    лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»

    высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-

    люционную роль.

    Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-

    ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-

    которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,

    Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-

    лось по две, а то и по три компартии.

    В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-

    но-политической ориентации коммунистических партий с ре-

    альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-

    дов, политики и организации коммунистических партий. Больше

    всего он поразил те партии, которые находились у власти и

    несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-

    ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-

    ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-

    смотра традиционных взглядов, политики и организации

    коммунистических партий, разработки ими новой идейно-

    политической ориентации, соответствующей происходящим в

    мире глубоким изменениям.

    Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-

    тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне

    был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-

    рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с

    1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-

    ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,

    Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-

    циалистические и социал-демократические партии, насчиты-

    вающие около 10 млн. человек.

    В программной декларации «Цели и задачи демократиче-

    ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-

    совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться

    трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-

    онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому

    учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что

    главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ

    и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило

    конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-

    ния – социал-демократической и коммунистической.

    В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-

    демократия существенно расширила массовую поддержку своей

    политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,

    которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-

    ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-

    става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических

    партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к

    ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-

    знавалась необходимость мирного сосуществования государств

    с различным общественным строем, содержался призыв к меж-

    дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-

    тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.

    В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и

    принципов «демократического социализма». Больше внимания

    стало уделяться проблемам социально-экономического поло-

    жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-

    зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную

    политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по

    вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-

    ние разрядки, против «холодной войны».

    В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-

    ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В

    ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-

    ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности

    80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-

    лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.

    Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не

    удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла

    угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-

    тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал

    новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в

    программных документах социал-демократических партий и в

    Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.

    Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,

    состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-

    нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-

    вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в

    ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации

    человека человеком, в гарантии всех условий для свободного

    развития каждой личности как условия свободного развития

    всего общества.

    Цели демократического социализма должны достигаться,

    подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-

    мократическими средствами, путем постепенной эволюции

    общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В

    послевоенные годы социал-демократы находились у власти в

    ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-

    ция, Норвегия, Финляндия).

    Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-

    зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности

    свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-

    щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту

    демократии, становление и развитие государства, благососто-

    яния, в улучшение материального положения трудящихся, в

    продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-

    ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-

    шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-

    ных проблем «третьего мира».

    В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.

    Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В

    ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-

    тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.

    Партии Социалистического интернационала представлены круп-

    ными фракциями в парламентах многих западных стран.

    листического интернационала. На съезда присутствовали 1200

    делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О

    важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-

    тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-

    мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди

    многих важных положений, отражающих современные пробле-

    мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-

    дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-

    шать представительную демократию», защищать «равновесие

    между правами и обязанностями».

    Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих

    странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-

    демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-

    ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-

    принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.

    Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.

    Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль

    профсоюзов – самой массовой организации работников наем-

    ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-

    народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.

    человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной

    на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре

    1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-

    жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-

    ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-

    ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности

    профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных

    масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-

    гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.

    Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-

    но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики

    международного профсоюзного движения, восстановлению

    единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,

    за мир и национальную независимость трудящихся были по-

    священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),

    в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в

    Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-

    торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-

    ном движении.

    На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-

    рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот

    документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации

    экономического и политического господства монополий, со-

    здания демократических институтов власти, обеспечения ак-

    тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В

    центре внимания были также вопросы единства международ-

    ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-

    жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-

    ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки

    вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-

    рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-

    ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,

    за демократические свободы. Важное место занимали вопросы

    единства действий. ВФП призывала другие международные

    профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту

    интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору

    монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-

    мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все

    многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-

    тересов трудящихся.

    Важную роль в международном профсоюзном движении

    играет Международная конфедерация свободных профсоюзов

    (МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых

    развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности

    входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-

    низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-

    канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская

    конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-

    но выступать в поддержку социально-экономических требова-

    ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против

    конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-

    ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в

    СССР, поддерживала усилия международного сообщества по

    оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-

    кращение региональных военных конфликтов.

    В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою

    деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В

    1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов

    (МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-

    новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-

    да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-

    ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,

    призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-

    зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-

    ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-

    ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,

    происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные

    изменения в международных отношениях.

    Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями

    рабочего движения, способствовали значительным его успе-

    хам, социальному прогрессу в целом.

    В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-

    считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что

    составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают

    всей массы наемных работников в развитых странах Запада,

    включая преимущественно занятых в традиционных отраслях

    материального производства.

    Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях

    связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-

    нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-

    нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-

    союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более

    широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-

    мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-

    ство с другими массовыми демократическими движениями.

    Другие массовые общественные движения. В послевоенные

    годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-

    тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих

    организаций стремились обрести больше свободы, не хотели

    мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно

    это было характерно для студенческой молодежи. Появилось

    множество различных групп, которые на добровольной основе

    объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-

    ной, ни общей идеологией.

    В условиях кризисных явлений в социально-экономической

    и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,

    охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-

    тов и политических взглядов.

    Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-

    ли различную направленность. Наиболее распространенными и

    оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-

    скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-

    ные движения.

    Представители экологического движения во многих стра-

    нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-

    рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-

    мание уделяется проблемам, связанным с опасностью

    перерастания экологического кризиса в экологическую ката-

    строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-

    вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-

    ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение

    и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-

    гическое движение рассматривает разоружение и связанную

    с ним конверсию военного производства как важнейший по-

    тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-

    альных и интеллектуальных, для решения экологических про-

    блем. Среди массовых общественных движений экологические

    течения являются наиболее организованными и развитыми в

    теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-

    гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-

    родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-

    парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное

    сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-

    ными организациями.

    Среди массовых движений в западных странах важное ме-

    сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-

    вой войны оно консолидировалось на демократической анти-

    фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой

    массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-

    грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира

    (ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-

    гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как

    преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-

    нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

    Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-

    ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В

    начале 70-х особый размах получило движение против войны

    во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-

    стники антивоенного движения активно выступали против ней-

    тронной бомбы, размещения американских и советских ракет

    средней дальности в Европе.

    В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-

    дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-

    павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не

    «сексуально разделенного» общества, и «социального созна-

    ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-

    вители женского движения в странах Запада активно выступа-

    ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное

    представительство женщин во всех сферах деятельности и всех

    социальных институтах.

    В последние десятилетия возросла гражданская активность

    женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,

    избираются в парламенты многих стран, занимают высокие

    государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-

    ным проблемам современности. Женщины активно участвуют

    в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-

    денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-

    вращении женского движения во влиятельную силу современ-

    ной демократии.

    На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада

    возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-

    жение возникло как реакция на специфические черты со-

    временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление

    поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-

    ский контроль, противоречие между демократической идео-

    логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-

    ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи

    получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е

    годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-

    да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью

    массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот

    увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-

    ментом традиционной культуры.

    В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие

    экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-

    вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-

    сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый

    радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-

    цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-

    ковали капитализм за социальное неравенство, подавление

    личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,

    забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной

    Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые

    экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне

    консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-

    изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-

    рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого

    экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-

    альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-

    но-демократическая партии в Германии, различные правора-

    дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).

    Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-

    гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-

    рористические акты.

    В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-

    кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-

    вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-

    дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной

    критикой всех современных ему форм социально-политического

    устройства и организации экономической жизни с позиций

    крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-

    вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-

    торые другие привилегированные слои развитых западных

    стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.

    Современные массовые общественные движения являют-

    ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-

    ными для них являются идеи мира, демократии, социального

    прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные

    движения в подавляющем большинстве являются сторонника-

    ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не

    могут быть достигнуты негуманными средствами.

    В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс

    получило развитие критическое отношение к современным

    процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-

    ное сопротивление особенно экономической глобализации,

    выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-

    пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и

    новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-

    водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-

    ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-

    лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся

    стран и на беднейшие социальные слои населения даже в

    развитых странах.

    В этих условиях новое социальное движение, направлен-

    ное против политики глобализации, стали называть «антигло-

    балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-

    теру, оно включает представителей самых различных движений

    протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-

    ально-экономического неравенства современного мира.

    ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

    Башкирцева Татьяна

    презентация по истории.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Восточная Европа во второй половине ХХ века Выполнила: Башкирцева Татьяна г руппа 24 Н

    Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма. Восточная Европа после второй мировой войны.

    Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в том, что Восточную Европу освободила Советская Армия, и там гораздо более значительной была роль коммунистических партий. Во-первых, потому что в некоторых из них(Югославия, Албания) компартии руководили партизанским движением и, опираясь на него, стали самой влиятельной политической силой; во-вторых, потому что пользовались поддержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всех послевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые” министерские посты. Когда началась “холодная война”, опираясь на уже завоёванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты сравнительно легко и бескровно установили свою безраздельную власть в 1947-1948 гг.

    Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”. Изменения в политической системе.

    В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики. Плановая экономика и внешняя политика Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.

    В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма. Итоги социалистических преобразований и политические кризисы Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.

    В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры. Перемены в политике.

    В других странах критика наиболее неприглядных сторон сталинского режима в СССР вызвала тревогу. Правящие лидеры были обеспокоены возможностью перенесения критики на них. Они не только не поддерживали перемены в Москве и некоторых восточноевропейских странах, но и постарались занять собственную позицию. Появляются первые признаки советско-китайских противоречий. В начале 60-х годов всё больше заявляют о своей самостоятельности Румыния и Северная Корея. Порывает связи с СССР Албания. Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.

    После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”. Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например, в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний. Усиление тоталитаризма.

    Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции. У худшение экономического положения.

    Спасибо за внимание!