Мазепа предательство полтавская битва. Иван степанович мазепа биография

Мазепа, Иван Степанович - гетман малороссийский. Происходил из белоцерковской (Киевской губернии) православной шляхты.


Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Мазепа воспитывался при дворе польского короля Яна-Казимира и состоял в списке "покоевых дворян" (род камер-юнкеров). Думают, что неудачно исполненное Мазепой поручение, в 1663 г., к гетману Тетере прервало его придворную карьеру. В 1665 г., после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Мазепа получил звание черниговского подчашего. К этому времени относят и его любовные приключения с Фальбовской и Загоровской, с которыми некоторые связывают переход Мазепы к казакам. Впоследствии Мазепа женился на вдове белоцерковского полковника Фридриковича. Были ли у Мазепы дети от этого брака - неизвестно. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда Мазепа увидел, что дело Дорошенко проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. Есть известие, что Мазепа был воспитателем детей Самойловича. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. Участие Мазепы в интригах и доносе на Самойловича не доказано. После свержения Самойловича на коломацкой раде 1687 г. Мазепа был избран гетманом. Избранием он был обязан подкупу князя В.В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнего Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся. Против него поднялось было народное восстание в 1692 г., под начальством Петрика Мазепы удалось усмирить его. Мазепа опирался на старшину, щедро раздавал ей имения; права крестьян при Мазепе истолковывались в ограничительном смысле. Покровительствовал также Мазепа духовенству, церквам и монастырям. Отношения Мазепы к Москве были долгое время вполне корректными. Поездка в Москву, встреча с Петром в Киеве, беспрекословное исполнение распоряжений Петра I - все давало повод последнему считать Мазепу в числе преданных себе лиц. Мазепа умел использовать свое положение и устранять с дороги опасных и популярных в народе лиц. Так, он добился того, что организатор казачества на правом берегу Днепра, белоцерковский полковник Семен Палий , пользовавшийся большой популярностью, был сослан в Томск. Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 г., когда он обсуждал ее со вдовой княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже Мазепа вел переговор с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским, а в октябре 1707 г. открылся своему генеральному писарю Филиппу Орлику. Переговоры велись тайно, и содержание их остается неизвестным. До самого последнего момента Мазепа сумел сохранить доверие Петра. Доносы на Мазепу не раз посылались Петру из Украины. Он оставлял их без внимания. Весной 1708 г. донос на Мазепу отправил через своего родственника, полковника Искру, генеральный судья Василий Кочубей . Кочубей был раздражен на гетмана за романические отношения Мазепы к дочери Кочубея (об этом новые данные в книге Ф.М. Уманца и в "Заметках" А.М. Лазаревского). Петр отдал доносчиков в руки Мазепы, и они были казнены. Рассказ, будто бы Мазепа призвал Карла на Украину, не имеет твердых оснований. О переговорах Мазепы с самим Карлом ничего пока неизвестно. Движение Карла на Украину для Мазепы было, по-видимому, неожиданным. Когда шведский король вступил на территорию Украины, Мазепа с некоторыми полковниками передался на его сторону. Какое между ними состоялось соглашение, неизвестно. Из позднейших актов можно заключить, что Украина должна была оставаться свободной, сохранить целость границ и неприкосновенность своих привилегий. Получив известие об измене Мазепы, Петр немедленно же распорядился об избрании гетмана. Гетманом был избран Иван Скоропадский. Мазепа был предан анафеме. С полтавской битвой дело Мазепы оказалось проигранным. Он убежал вместе с Карлом и 18 марта 1710 г. умер в Бендерах. Тело его перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Переход Мазепы на сторону Швеции некоторые из историков считают фактом случайным, делом эгоистических стремлений Мазепы. Но в последнее время выдвинута и иная точка зрения. Союз Украины со Швецией назревал и подготовлялся давно, и

шаг Мазепы был не шагом только эгоиста, но шагом политическим, рассчитанным только неверно, а потому и не имевшим успеха. Личность Мазепы интересовала многих писателей и поэтов, как Пушкина, Байрона, Готшалля, Словацкого. Их поэтические изображения очень далеки, однако, от исторической действительности.

Государственный и политический деятель Украины Иван Степанович Мазепа (Мазепа Колединский) родился на хуторе Каменцы (впоследствии село Мазепинцы) под Белой Церковью (Речь Посполитая), в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен (1629, 1633, 1639, 1644). Иван Мазепа в детстве освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже отец послал Ивана Мазепу ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе "покоевых" дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Иван Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи .

В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван Мазепа получил должность черниговского подчашего. Эту должность с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году он перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу.

В 1682 - 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.

После неудачной Крымской кампании 1687 года гетман Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа (по старому стилю 25 июля) 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины.

Официально его титул именовался "гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра". Иван Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.

Длительное время Иван Мазепа был одним из ближайших сподвижников и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в империи) был награжден высшей российской наградой - орденом Святого Андрея Первозванного.

Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году Мазепа предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском Мазепа открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на сторону Мазепы перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев Мазепы перешли на сторону россиян. Таким образом, ко времени

Понимание именно этого исторического периода украинской истории, известного почти всей Европе, крайне важно для каждого украинца. Развитие государства невозможно без национального самоосознания. Подобное самоосознание присуще всем нациям, создавшим свое государство. И Украина не может быть в этом смысле исключением.

От легенды до исторического символа

Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы) неподалеку от Белой Церкви, что на Киевщине, в семье украинской шляхты.

Мать — Мария Магдалина — была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Она до конца дней своих (1707 г.) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 13 лет жизни она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря.

Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства превратит в академию. Любимыми авторами Мазепы были Цицерон, Тит Ливий, Тацит.

По окончании коллегии отец Ивана Мазепы Степан-Адам (довольно деловая фигура в свите гетмана Выговского) посылает сына ко двору польского короля пажем, откуда его как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки.

Стройный, невероятно привлекательный внешне, Иван был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским и французским языками, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи. С юных лет и до поздней старости Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уж о женщинах. Через его жизнь проходит ряд любовных приключений.

Главный герой поэмы Байрона «Мазепа», вспоминая свою молодость, говорит:

Я очень был красив тогда;
Теперь за семьдесят года
Шагнули, — мне ль бояться слов?
Немного мужей и юнцов, —
Вассалов, рыцарей, — со мной
Могли поспорить красотой.

Заклятый враг Мазепы при дворе польского короля, один из многих, кто завидовал успехам украинца, сделал все, чтобы Иван Степанович утратил королевскую благосклонность. В своих «Споминах» (мемуарах) этот мастер пера описал легенду об одном из любовных приключений Мазепы, которая, по мнению автора, должна была навеки опозорить бывшего королевского любимца. Но вышло наоборот...

Легенда эта рассказывала о том, что Мазепа, имея любовницу — жену крупного польского магната, был пойман «на горячем», привязан голышом к дикому коню, который помчал парня по степи из Польши до самой Украины. И хотя эта выдумка была маловероятной, она стала своеобразным символом. Красивая, привлекательная история была подхвачена поэтами, художниками и композиторами, когда настало время восхваления одного из выдающихся гетманов Украины, государственного деятеля, созидателя, покровителя культуры, знатока и мастера литературной нивы.

Европейцы Вольтер (1731 г.), Францишак Госецкий (1732 г.), Анри Констана д’Орвиль (1764 г.), Генрих Бертуха (1812 г.), американец Джон Говард Пейн (1852 г.) — вот лишь несколько авторов, основавших мировую мазепиану. В XIX веке ее пополнили оперы, музыкальные симфонии, этюды, романы, повести, поэмы, художественные полотна.

В Киеве музыкант и композитор Селецкий, знакомый с Листом, Мендельсоном и Мейербером, в своих воспоминаниях пишет, что по предложению Варвары Репниной он хотел создать оперу «Мазепа», либретто к которой должен был написать Шевченко. Но при встрече с поэтом Селецкий настаивал, чтобы либретто было на русском языке. Шевченко не согласился.

В западноевропейской литературе Мазепа, благодаря романтической поэзии, остался легендарным героем. Английский поэт Байрон, французы — писатель и поэт Гюго и живописец Верне, венгерский композитор Лист, используя эту легенду, создали бессмертные произведения, вознесшие своего героя на уровень исторического символа.

«Возможно, когда-то он пригодится родине»

Мир между Украиной и Польшей, как всегда, не был долгим. Опального Мазепу отсылают с польским войском, уже в который раз пошедшим войной на Украину. Но оказавшись у Белой Церкви, Мазепа оставил королевское окружение и поехал на свою родину — в Мазепинцы.

В то время на Украину посягали три могущественных соперника — Польша, Россия и Турция. Каждое из этих государств имело в Украине своего гетмана. Самый знаменитый из них — Петр Дорошенко хотел объединить растерзанную Украину в единое государство при помощи султана. К нему и пришел Мазепа. Образованный, с дипломатическими способностями, он быстро становится комендантом гетманской гвардии, а вскоре — почетным генеральным писарем, то есть главой дипломатического ведомства казачьего государства.

Казачий «министр иностранных дел» Правобережной Украины Иван Степанович Мазепа ведет переговоры с Левобережным гетманом Самойловичем, с турецким султаном и крымским ханом, с московским царем и польским королем, даже с французским — Людовиком XIV. Современниками Мазепы были Корнель, Лафонтен, Буало, Паскаль, Ларошфуко — все они не могли не повлиять на мировоззрение будущего гетмана.

Ларошфуко в одной из своих сентенций говорил: «Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний, а затем осуществлять их поочередно». Руководствуясь этим принципом, молодой Иван Мазепа вступает в брак с богатой вдовой, которая вскоре умирает, оставляя ему большое наследство. Мазепа становится одним из богатейших дидычей (помещиков) Украины. В его имениях насчитывалось более 100 тысяч крестьян.

Украина во второй половине XVII века переживала страшные времена: турки, татары, поляки и московиты нападали на ее земли. Летописец тех времен Величко так описывает этот край: «Многие города и замки опустели, разрушены... Поля опустошены, леса, озера и болота покрыты мхом... На всех дорогах белеют кучи высушенных человеческих черепов...». Богатые и плодородные земли Украины стали пустыней. К тому же одна украинская верхушка тянется к Москве, другая — к Турции, третья — к Польше.

Мазепа так описывает те времена:
Всі покою щиро прагнуть,
Та не в єдин гуж всі тягнуть.
Той направо, той наліво,
А все браття — тото диво!
(Что, к сожалению, остается актуальным в Украине и сегодня...)

В 1674 г. по поручению гетмана Дорошенко Мазепа отправился в Турцию. Он вел небольшой отряд охраны из татар и 15 невольников в качестве дара для хана. В Крыму на этот «дипломатический корпус» напал известный запорожский атаман Иван Сирко. Запорожцы татар перерезали, а невольников освободили. По казачьему кодексу чести считалось наибольшим преступлением выдавать христиан в руки басурман, поэтому Мазепу приговорили к смертной казни. И только красноречие спасло его от смерти. Известно, что под влиянием его речи, которую, к сожалению, не донесла до нас история, Сирко после продолжительных раздумий сказал запорожцам пророческие слова: «Не убивайте его... Возможно, когда-то он пригодится родине». И Сирко передал Мазепу в руки своего союзника, Левобережного пророссийского гетмана Самойловича. Не без московского влияния у Самойловича отнимают гетманскую булаву, отправляют его в Москву, а затем, обвинив в измене по доносу Кочубея, Гамалия и других, ссылают с семьей в Сибирь в Тобольск.

В 1687 году гетманом Украины казачья верхушка выбирает Мазепу, когда ему уже пошел пятый десяток. Избрание гетмана Левобережной Украины состоялось 25 июля (4 августа по новому стилю) на казачьей Раде в полковом поселке Коломак (сейчас поселок в Валкивском районе Харьковской области). При этом были подписаны исторически известные Коломакские статьи, ограничивающие права гетмана, но усиливающие власть российского царизма в Украине. И хотя по этим статьям запрещалось избирать гетмана и назначать казачьих старшин без разрешения царя, все же старшины получали ряд привилегий — нерушимость владения имениями, предоставление сана дворянства и широких полномочий для борьбы с антифеодальными движениями, подавления восстаний «сіроми» и т.п.

Во время выборов гетмана Мазепы по традиции был зачитан договор, подписанный в свое время Богданом Хмельницким и ратифицированный Москвой, где были изложены основные положения отношений между Украиной и Московщиной. Правда, этот договор был несколько искажен и отличался от оригинала, хранящегося только в Москве, поскольку киевский экземпляр сгорел в Киево-Печерской лавре при довольно загадочных обстоятельствах. Как известно, российско-украинский договор 1654 года прежде всего провозглашал военный союз автономии Украины и России против Польши. А через два года (1656 г.) после подписания этого соглашения россияне с поляками подписывают в Вильно сепаратное перемирие без участия Украины, что означало фактически расторжение российско-украинского договора. Говорят, что Богдан Хмельницкий незадолго до своей смерти говорил о необходимости официального разрыва договора. Но смерть гетмана в 1657 году не позволила сделать это. А его преемнику, сыну Юрию (недалекому и безвольному), подсунули фальшивку, ставшую со временем единственным официальным текстом договора, который подписывали все гетманы.

Дополненные и переработанные в Москве статьи российско-украинского соглашения предусматривали уже не военный союз, а полное подчинение Украины Москве, без права вести самостоятельные переговоры, военные действия, почти до согласования с царем кандидатур на должность гетмана, казачьих полковников и т.п. А митрополит Киевский должен был признать власть Московского патриархата. Последнее вообще противоречило всем тогдашним международным нормам и церковным канонам, поскольку украинская церковь была в подчинении Константинополя.

Но вернемся к началу гетманства Мазепы. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа переписывается со многими европейскими учеными и политическими деятелями, берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета, строит для академии новое трехэтажное здание. Он превращает Черниговский коллегиум в высшую школу-лицей, во многих городах и селах строит за свои средства школы, типографии, церкви. Мазепа восстанавливает монастырь Киево-Печерской лавры, окружив его монументальной стеной с чудесно украшенными воротами в виде церкви. Во времена Мазепы строится множество каменных церквей, в том числе и за средства гетмана. «Собор Мазепин сяє, біліє», — с гордостью писал Тарас Шевченко.

В начале XVIII века, в конце Мазепинского периода, в Украине была одна школа на 1000 жителей (через столетие, в 1875 году — уже одна школа на почти 7000 жителей). Во времена Мазепы (1708 г.) Киево-Могилянская академия насчитывала 2000 спудеев (студентов), но уже в 1709 году их становится 161, а почти через век это количество увеличивается, но всего до 800—1000 человек. Сегодня воскрешенная академия имеет более 2000 студентов. Во времена Мазепы среди слушателей университетов Сорбонны и Праги было много украинцев. Почти вся казачья старшина в Украине имела высшее образование.

Как глава государства Мазепа не отличался кротостью, жестоко расправлялся с врагами и с теми, кто посягал на его власть, власть аристократической верхушки. Он хотел, чтобы Украина была независимой, но его не очень беспокоила судьба бедноты и крестьянства. Поэтому «сірома», восстававшая против московского ярма, против польской шляхты и украинских господ, беспощадно подавлялась. И это одобрял Петр I. Было подавлено восстание во главе с Петриком, предводителем бедноты. В Сибирь сослан фастовский полковник Семен Палий, боровшийся против польского угнетения в Украине.

Для меня лично в этом вопросе «вопроса» нет – всё ясно. Мазепа – предатель. Почему? Да потому, что, будучи поставленным Петром I «главным по Малороссии», он предал своего государя, нарушил присягу и перебежал на сторону другого суверена – шведского короля Карла ХII. Поэтому, если абстрагироваться от страны действия, от ситуации – то перед нами предательство в его кристально чистом виде. Неслучайно, специально для Мазепы Петр отдал распоряжение изготовить «орден Иуды».
Всё остальное вокруг Мазепы – это наслоение политики.
Об этом статья корреспондента ресурса сайт, живущего в Малороссии-Украине.

Мазепа – герой или предатель?

Есть хорошая китайская мудрость: не верь сказанным словам – слова могут обмануть. Не верь поступкам – поступки тоже могут обмануть. Ищи мотивы, которые принуждают человек говорить и совершать те или иные поступки. Именно мотивы определяют суть человека.

Давайте, опираясь на эту китайскую мудрость, попытаемся повнимательнее рассмотреть личность гетмана Украины Ивана Мазепы; в честь которого в Украине сейчас так старательно переименовывают улицы, площади и проспекты.

В Российской Империи Мазепу считали предателем. Советская историческая школа тоже считала Мазепу предателем. Современная же «независимая» украинская власть почитает его национальным героем. В 1996 году в Украине вводится в оборот национальная денежная единица – гривна. И на 10 гривенной купюре, совершенно неожиданно для подавляющего большинства граждан, появляется портрет Мазепы.

Всеми возможными способами народу пропагандируются лозунги: «Мазепа – борец за долю народную!». И: «Мазепа – борец за независимость Украины от русского ярма!» При чём, исходя из того, что его портрет помещён на 10 гривенной купюре, а портрет Ярослава Мудрого, князя Владимира и Богдана Хмельницкого на меньших номиналах, обыватель подсознательно делает вывод, что вклад Мазепы в борьбу за долю народную и независимость куда значительнее Ярослава Мудрого. Ситуация же с современной украинской политической элитой и того хуже. К сожалению, дальше лозунга брошенного Кучмой «Украина – не Россия» продвинуться ей не удалось. По той простой причине, что это просто не выгодно. Иначе, пришлось бы как-то объяснять, почему при Ярославе Мудром князе Новгородском, князе Ростовском и князе Киевском в Киеве был составлен свод законов русского права, который вошёл в историю, как «Русская правда», по которому и жила тогда территория теперешней Украины.

Просто представьте себе: Ярославу Мудрому, при котором Киев, как и остальная Русь, жил по «Русской правде» какой-то провидец рассказывает, вот де скоро родится недалеко от Киева, под Белой Церковью Мазепа, который станет бороться за освобождение Руси от русского ярма… Или того лучше: за освобождение Украины от русского ярма! Да Ярослав Мудрый даже не понял бы про что речь!

Кстати, вы никогда не задумывались, почему за 25 лет так называемой «независимости», на западной Украине, считающей себя форпостом «незалежности» так и не появилось ни одного памятника Мазепе? Кандидатура ведь отменная: дружил с настоящим европейцем — королём Карлом, «мужественно» сражался за независимость Украины от русского тирана Петра; и даже был удостоен от него ордена Иуды. А памятника от поборников «независимости» так и не дождался. Обидно. Зато, непосильные труды Мазепы на поприще завоевания независимости, были сполна оценены, угадайте кем?

Даю подсказку: самым «демократичным» государством на нашей планете. Да-да-да, именно США сполна оценили труды Мазепы, назвав в честь украинского гетмана аж четыре населённых пункта: Мазепа (Пенсильвания).

Мазепа (Миннесота), Мазепа (тауншип в округе Уабаша. Миннесота) и Мазепа – посёлок, расположенный в округе Грант, штат Южная Дакота.

Итак, давайте всё же вернёмся к китайской мудрости: не верь сказанным словам – слова могут обмануть. Не верь поступкам – поступки тоже могут обмануть. Ищи мотивы, которые принуждают человек говорить и совершать те или иные поступки. Именно мотивы определяют суть человека.

Что же всё-таки заставило Мазепу перейти на сторону шведского короля Карла?

На мой взгляд, первое, на что нужно обратить внимание, это уникальные, огромные богатства Мазепы. Мазепа за время службы царевне Софье, а затем Петру I, стал одним из богатейших людей не только в Малороссии, но и в России. Он был владельцем 19 654 дворов в Малороссии и 4 117 дворов в России (это более 100 000 душ). Мазепа был самым богатым гетманом за всю историю Украины – Малороссии. (здесь я не беру во внимание лишь гетмана Кирилла Розумовского /1750—1764/ , так как он был родным братом фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Розумовского и поэтому сравнивать их было бы не совсем тактично) Так что факт остаётся фактом: среди гетманов, Мазепа был самым богатым; оставив далеко позади себя всех гетманов. Для сравнения: (в порядке убывания) Мазепа – 23 771 дворов, гетман Скоропадский – 18 882, гетман Апостол – 9 103 двора… И т.д…

Второе: именно Мазепа ввел в Малороссии панщину. Украинские историки, при прямой постановке вопроса, делают ударение на то, что при Мазепе панщина была «человечной» — всего то два дня в неделю. Всего-то треть от панщины польских и российских селян. Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке:

«... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней».

Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину. Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О.Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю.

Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы. По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю.Моцика и С.Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси.

Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы???

Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1.5 тыс, а по другим с 3 тысячами казаков. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1.5 тыс. казаков. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». 7000 или 600 — большая разница. К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды.

И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры (Молдавия). И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте – 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» — молодой позавидует, и тут на тебе – такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой (один орден Андрея Первозванного – высший орден Российской империи чего стоит), и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства. Я думаю, он поверил в непобедимость Карла. После побед шведов над Саксонией, Польшей, после сокрушительного поражений русских под Нарвой вся Европа признала Карла непобедимым – «новым Александром Македонским». И Мазепа выбрал с его точки зрения беспроигрышный вариант – стал на сторону «непобедимого Карла». Исходя из всего выше наведённого, мотив Мазепы предельно прост и понятен: как самый богатый, он стремился лишь к сохранению своих несметных богатств и власти. Поэтому, перефразируя Тараса Бульбу, и сдох, пропал бесславно, как подлая собака!

Я приведу вам такой житейский пример, наверняка и вы, если внимательно присмотритесь, найдёте что-то подобное и в своём опыте… Это был ещё СССР. Сосед по лестничной площадке, работая забойщиком в шахте, насобирал денег и купил в тридорога, с рук, подержанную «Волгу». Лелеял её, мыл ежедневно, выезжал только по праздникам. И тут подвернулась возможность поехать «на север» на заработки. Через год он вернулся. Первым делом побежал в гараж к нажитой непосильным трудом «Волге»… Открыл гараж и умер – инфаркт. Оказалось, он перед отъездом тщательно вымыл её, а потом зачем-то накрыл чехлом, да ещё и клеёнкой сверху обкрутил (видно в школе плохо учился, не знал что такое конденсат) И машина за год просто сгнила. Соседи, очевидцы рассказывали, что он лишь размотал клеёнку, увидел сгнившую машину, схватился за сердце, и сразу же умер… Масштаб потерь соседа конечно же несопоставим с потерями Мазепы, но, суть одна и та же.

Господа придумавшие «проект независимая Украина», не ошиблись, разместив на бумажных купюрах портрет иуды Мазепы. Но, «местные товарищи» убедив себя в непобедимости заокеанских господ, и оглашающих, что «Украина не Россия!» идут уже пройдённым путём Мазепы.

Уверен, они не могут не понимать истинных мотивов поступков Мазепы. Я допускаю, что упиваясь богатствами выжатыми из народа, они не осознают унизительности выбранного ими пути, но я не верю, что они настолько примитивны, чтобы не видеть причинно-следственной связи между жизнью и смертью Мазепы.

С.Михайличенко

Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории остается по сей день Гетман Мазепа . По традиции, идущей от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада. Недавно появилась и другая тенденция — к героизации Мазепы; особенно это характерно для нынешней Украины, ищущей исторических скреп. И то, и другое — явные кривды. Демоном во плоти знаменитый гетман не был. Но, несомненно, некая патология в поведении гетмана Мазепы по отношению к соратникам прослеживается.

Гетман Иван Мазепа, юные годы

Иван Степанович Мазепа происходил из православной шляхетской семьи. Он появился на свет в 1639 году в родовом имении Мазепинцы неподалеку от Белой Церкви. Образование получил, согласно своему статусу, превосходное — сначала в Киево-Могилянской коллегии, затем в иезуитском коллегиуме в Варшаве, а впоследствии учился в Италии, Голландии, Франции и Германии. Свободно владел европейскими языками и латынью.

Известно, что в молодые годы гетман Мазепа состоял при дворе польского короля Яна Казимира, где числился среди «покоевых дворян». Придворная участь молодого «схизматика» была, конечно, незавидна. Н. И. Костомаров пишет:

«Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь».

Карьерист

На Волыни, согласно Костомарову, Иван Мазепа имел романтическое приключение. Он вступил в связь с молодой женой некоего престарелого пана Фальбовского, за что был жестоко им проучен. Фальбовский подкараулил соперника, раздел его донага, привязал к спине лошади и, нахлестав ее, пустил вскачь. Лошадь, не разбирая пути, через кусты, ринулась к дому, и через некоторое время ошарашенные слуги Мазепы снимали с нее своего окровавленного господина. Впоследствии этот сюжет не раз вдохновлял живописцев.

Имело ли место это происшествие в действительности, мы не знаем. Дальнейшая личная судьба Мазепы складывалась вполне благополучно и здраво — до роковой истории с Мотрей Кочубей. В 1665 году он после смерти отца получил должность подчашего Черниговского, в 1668 году женился на вдове белоцерковского полковника Анне Фридкевич, не упуская из виду, вероятно, той пользы, которую мог принести ему в его карьере тесть — генеральный обозный Семен Половец. Расчет оказался верен. Именно по протекции Половца Мазепа вошел в ближний круг гетмана Петра Дорошенко и сравнительно скоро дослужился до звания генерального писаря.

В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь просить помощи у турецкого султана (а за несколько месяцев до того по его же поручению Иван Мазепа был в Переяславле на казацкой раде, где свидетельствовал о желании гетмана пойти под руку московского царя; такая вот «школа измены»).

Мазепа меняет высоких друзей

С поездкой в Туретчину связана резкая перемена в биографии Мазепы. Правда, в Константинополь он так и не попал. Костомаров повествует:

«Кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к Чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены».

К Самойловичу он также умел войти в доверие. Тот поставил его наблюдать за воспитанием своих сыновей, а затем пожаловал чином генерального есаула. По поручениям гетмана Мазепа не раз бывал в Москве, где свел близкое знакомство с . Голицын, с его полонофильством, не мог, конечно, не очароваться образованным и учтивым на польский манер посланником гетмана. И именно ему Мазепа был обязан избранием в гетманы. Когда после неудачного крымского похода (первого) Самойлович оказался «во всем виноват», Голицын устроил ссылку гетмана в Сибирь и продвижение своего учтивого друга на его место. Интриговал ли сам Мазепа против Самойловича, некогда, по чести говоря, его облагодетельствовавшего? Неизвестно. Но плодами интриг воспользовался. И, сколько можно судить, не без удовольствия.

В очередной свой приезд в Москву гетман Мазепа обнаружил здесь перемены. И, с легкостью отрекшись от голицынско-софьинской партии, обаял молодого Петра.

«Мазепа ведает любовь»

Уже из этих успехов гетмана Мазепы можно заключить нечто о его характере. Но на Петре он, кажется, успокоился. Впрочем, лишь до времени.

Что же касается ситуации в Малороссии, безраздельно подвластной Мазепе, то она была очень непроста. Мазепа «панствовал», народ роптал. Против гетмана беспрестанно составлялись доносы. Но царь не имел веры им, всецело положившись на своего соратника. Тот же умело поддерживал в нем убеждение в собственной незаменимости, постоянно подчеркивал лукавство и ненадежность казаков. Даже донос Кочубея оказался неопасен для него.

Справедливости ради следует сказать, что у любого возникли бы сомнения в правдивости этого доноса: слишком известна была вражда между Мазепой и Кочубеем, которого дочь Матрена (в пушкинской «Полтаве» — Мария) сбежала в 1704 году к гетману «без венца». Гетман и не прочь был повенчаться, но Мотря приходилась ему крестницей. Он отослал девушку к родителям, однако продолжал писать любовные письма, где называл ее своим «серденьком». Ясно было, что опозоренный Кочубей пойдет на все, лишь бы отомстить. Но месть вышла боком ему самому: в 1708 году бывшего генерального писаря Войска Запорожского после пыток казнили через отсечение головы.

Гетман Мазепа - Кавалер ордена Иуды


В 1708 году гетман Мазепа, захватив с собой гетманскую казну, бежал к Карлу XII, стоявшему лагерем неподалеку от Новгорода-Северского. Для Петра I, ожидавшего военной помощи от гетмана, весть об его измене стала оглушающим ударом. Покуда войска не сошлись в решающей битве, в ход были пущены приемы информационной войны. Жестоко разорив руками Меншикова гетманскую столицу Батурин, Петр назначил выборы нового гетмана в Глухове. Было всенародно объявлено, что:

«Иоан Мазепа изменил и пристал к еретическому королю шведскому, малороссийские отчизни отчуждился, хотя оную под иго работы лядской поддати и храмы Божии на проклятую обратити унею»,

Мазепа, в свою очередь, научил Карла XII распространить слух, что Петр сам ведет переговоры с Римом об искоренении правой веры и насаждении «латинства». Но в это мало кто верил.

Вообще, союз Мазепы с Карлом оказался несчастен и для того, и для другого. Народ, никогда ничего доброго от гетмана не видевший, за ним не пошел. Те немногие казаки, что пристали к нему, быстро образумились и явились с покаянием к Петру. При бывшем гетмане остались едва ли не только самые отчаянные запорожцы. Но от них уж добра ждать не приходилось никому. Известно, что за обедом в палатке Мазепы (чуть ли не в присутствии короля) некие из них так упились, что стали грабить со стола посуду. Кто-то сделал им замечание. И тотчас был зарезан.

После Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом XII в Бендеры, где вскоре умер. Он, без сомнения, знал, что Петр тщится выкупить его у османов, желая предать позорной казни. Знал и о том, что специально для него в единственном экземпляре изготовлен серебряный орден Иуды...