Человек с точки зрения механики. Двигательные системы в организме человека

Неандерталец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis, в советской литературе: палеоантроп) – ископаемый вид людей, обитавших 300-24 тысяч лет назад. Считается, что череп неандертальца был впервые найден в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата (Западная Германия). Позже учёные доказали, что первый череп был найден в Гибралтаре еще в 1848 году, но был признан неандертальским только в 1864 году. С опубликованием эволюционной теории Дарвина в 1859 году антропологи стали рассматривать неандертальцев как промежуточное звено превращения обезьяны в человека.

Неандертальцы хоронили своих умерших. В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в эмбриональной позиции, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики.

Неожиданно, да? Давайте продолжим...

Европейские неандертальцы практиковали каннибализм, однако также они употребляли в пищу дельфинов, тюленей и морских моллюсков.

Культура неандертальцев – это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия Человека Прямоходящего; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время… появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» – кости с просверлёнными дырочками, которые, впрочем, могли служить для разведения огня, а не для музыкальных упражнений. Современные ученые больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку многие тысячи лет эти два вида сосуществовали вместе. В 2006 команде ученых удалось расшифровать гены неандертальцев, в результате чего выяснилось, что генетическое расхождение между современными людьми и неандертальцами составляет 500 тысяч лет.

40 тысяч лет назад человеческий род был представлен двумя биологическими видами - Homo neandertalensis и Homo sapiens. Особенных различий между ними не было, хотя, судя по анализу ДНК, они не могли иметь общих потомков. У неандертальцев было иное строение черепа, но у них сложились примитивные социальные институты и они овладели ручным трудом. Два вида более или менее мирно сосуществовали, но потом случилось то, что до сих пор ученые объяснить не могут. Неандертальцы бесследно исчезли с лица Земли, оставив собратьев по разуму в полном одиночестве. Настала пора ответить на вопрос о причинах этого исчезновения.

Школьный учитель Иоганн Карл Фухлротт, обнаруживший неандертальца

Во время Вюрмского оледенения Пиренейский полуостров был убежищем, где неандертальцы жили на протяжении еще нескольких тысячелетий после того, как вымерли в остальной Европе. Итак, термин "неандерталец" появился в 1856 году вскоре после того, как в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата школьным учителем Иоганном Карлом Фухлроттом (Johann Carl Fuhlrott) был обнаружен ископаемый череп. Он, очевидно, принадлежал человекоподобному существу, однако находка отличалась от черепов современных людей. Через три года после открытия вышла книга Чарльза Дарвина "Происхождение видов", и просвещенная публика под большим влиянием профессора Парижского Института Человеческой Палеонтологии Була (Boule) немедленно нашла для неандертальца место между обезьяной и человеком. Позже стало ясно, что это убеждение было ошибочным.

Последняя по времени попытка реконструкции Неандертальского ребёнка 4-х лет, Гибралтар (Институт антропологии, Цюрихский университет)

Какие же имеются «отличие» неандертальца от современных людей. Более высокий рост (около 180 см.), крупный череп, так называемая «неандарталоидность черепа»: выступающие надбровные дуги, образующие почти сплошной валик, и чрезвычайно низкий, убегающий лоб. Эти «отличия» и сейчас встречаются у эскимосов, живущих в наше с вами время в холодных климатических поясах. Эволюционисты приложили немало усилий, чтобы представить этих людей «первоначальным, примитивным видом человека», однако все находки говорят о том, что «неандерталец ничем не отличается от любого человека крупного телосложения, идущего сегодня по улице любого города Европы и мира».

Еще в конце 19 века Профессор Шафхаузен (Schaafhausen) изучив останки неандертальца, заявил, что скелет этот ни чем не отличается от скелета современного человека.

Рудольф Вирхов признал в этом черепе, а также и в костях конечностей, следы патологических изменений, вызванных рахитом, и высказал мнение, что это не расовый, а индивидуальный тип. Кроме того, он указал на некоторые черепа новейшего времени, выказывающие подобное развитие надбровных дуг и почти столь же покатый взад лоб. Кстати, знаменитый ученый, врач, физиолог, биолог и антрополог, Рудольф Вирхов много содействовал своими работами установлению анатомических особенностей рас. Устоял против увлечения столь распространенными во время его молодости исключительно механическими воззрениями на явления жизни и имел смелость отстаивать против общего течения лучших умов, обособленность элемента жизни как начала sui generis. Оттуда и знаменитый тезис его «omnis cellula e cellula» (клетка происходит только от клетки), завершивший, как казалось, собой знаменитый спор биологов о самозарождении организмов.

В 1957 году анатомы Страус (Straus) и Кейв (Cave) провели тщательный анализ останков, использовав современные методы исследования и подтвердили мнение Вирхова о рахитическом поражении. В 1970 году врач Иванхоэ (Ivanhoe) доказал наличие в останках дефицита D – бесспорного признак рахита. Доктору Корингу Брейсу (C. Coring Brace) принадлежит замечательная фраза «Неандерталец из Западной Европы – это просто сегодняшний западноевропеец».

Известный палеоантрополог университета Нью-Мексико, профессор Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus), свидетельствует: «При сравнительном анализе останков неандертальца и костей современного человека было обнаружено, что в анатомии неандертальца или же в движениях, в умении использовать инструменты, в уровне умственных способностей, способности говорить, нет ничего примитивного, что говорило бы об их отсталости от уровня развития современного человека».

Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии костоправа - человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70%, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.Во время раскопок была обнаружена 26-и тысячелетняя игла, совершенная по форме (на рисунке). Это интересная археологическая находка, свидетельствующая об умении неандертальца шить одежду еще несколько десятков тысяч лет назад. Интересно, как таким тонким «орудием труда» мог пользоваться обезьяноподобный Кутюрье.

Группой британских (не смейтесь!) и американских ученых удалось с помощью специальной методики орудия труда неандертальцев. Сравнив эффективность двух типов пластины-лезвия, ученые пришли к выводу, что неандертальские пластины были лучше «человеческих» лезвий. Найденные в графстве Суссекс наконечники копий и стрел неандертальцев были «совершенными орудиями убийства». Кроме того, неандертальцы с успехом охотились на дельфинов и тюленей, и очень любили моллюсков (этакие французские дикари-гурманы). Как известно, ловля тюленей и дельфинов требует от охотника большого мастерства и ловкости, и находки показали, что неандертальцы с успехом освоили сложное ремесло.

Эти «примитивные люди» могли составить серьезную конкуренцию нашим предкам, и так до конца и не понятно, почему именно Homo sapiens победили в гонке на выживание. Найденные останки и утварь свидетельствовали, что у неандертальцев были развиты многие ритуалы, они хоронили мертвых, изготавливали различные музыкальные инструменты, обладали развитой культурой, как и раса Homo sapiens, существовавшая в тот же период времени.

Неандертальцы были весьма сообразительны и высокоразвиты. Кстати, объем головного мозга доходил до 1900 кубических сантиметров (у современного человека он не превышает 1300 кубических сантиметров). Конечно, существенное значение имеет не столько объем мозга, сколько особенности его, которые «делают мозг более эффективным при меньших размерах». И, тем не менее, существует множество свидетельств того, что по интеллектуальным способностям неандертальцы не сильно уступали нашим предкам, а в некоторых аспектах даже превосходили их. После того как исследователям стали доступны генетические данные неандертальцев, появилась теория о том, что они были способны разговаривать. Основанием для такого предположения послужило обнаружение в ДНК H. neanderthalensis гена, который у человека связан с развитием речи. Однако внутреннее ухо неандертальца отличается от внутреннего уха современного человека. Сие означает, что неандертальцы, вряд ли были столь же "говорливы", как современный человек. (Оплачивая ежемесячный счет телефона моей жены, я сильно сомневаюсь, что сие есть действительно отрицательный признак).В 1997 году, используя специально разработанные технологии, Сванте Паабо (Svante Pääbo) и его команда смогли выделить и «прочитать» митохондриальную ДНК. Оценив число мутаций в ДНК митохондрий неандертальца и современного человека, исследователи заключили, что эти два вида никогда не смешивались друг с другом. Было выявлено, также, что неандертальцы, как и представители азиатских рас, да и некоторые европейцы, страдали от непереносимости лактозы. Возможно, это связано с тем, «одомашнение» дающих молоко животных произошло после того, как окончательно исчезли неандертальцы.

Немецкими биологами на основании частично расшифрованного генома неандертальца было установлено, что «неандертальцы вовсе не предки современного человека, а скорее двоюродные братья».

Кстати:

Недавно в Хорватии палеонтологи обнаружили скелет неандертальца, возраст которого был приблизительно равен 120 тысячам лет. На ребрах доисторического предка человека ученые обнаружили следы фиброзной дисплазии. Это заболевание возникло из-за сбоя в гене ACVR1, чем и вызвало рак. Данная находка дала медикам возможность утверждать, что на сегодняшний день онкологические заболевания бывают вызваны не только плохой экологической обстановкой. По словам врачей, найденный неандерталец обитал в экологически чистой среде, а умер от той же разновидности рака, от которой умирают живущие в современном мире люди. Сначала специалисты просканировали ребра найденного скелета с помощью микротомографа. После этого они проанализировали полученые снимки и установили, что рак у ископаемого неандертальца развился еще при его жизни, а причиной его возникновения стала поломка гена ACVR1. Ученые резюмировали, что увеличение заболеваемости раком связано не столько с плохой экологической ситуацией, сколько с увеличением средней продолжительности человеческой жизни. Следует отметить, что их заявление остается пока что гипотезой, которая нуждается в подтверждении.

Так как же сейчас отвечают на вопрос, поставленный в заглавии поста?

Ученые сравнили гены неандертальцев и гены "денисовского человека", останки которого нашли на Алтае в 2008 году в Денисовой пещере. Оказалось, что генетически эти неандертальцы, обитавшие в разных местах планеты и разных эпохах, почти не отличались

Отсюда был сделан вывод, что именно в этом кроется причина вымирания неандертальцев. Они не были генетически приспособлены к изменениям климата на планете. То есть климат менялся быстрее, чем неандертальцы эволюционировали. В первую очередь, у них были очень плохо развиты гены, отвечающие за скелетные изменения и эволюцию.

Драму неандертальцев попыталась расшифровать группа археологов, антропологов, геологов, климатологов под руководством профессора Тьерда ван Андела из Кембриджа. Ученые решили обобщить обширный банк биологических, экологических и социологических данных, которые относятся к периоду среднего палеолита 20-40 тысяч лет назад. В ту далекую пору человечество пребывало в каменном веке и имело на вооружении только два орудия труда - рубило и скребло. Пещерный человек был не так уж дик и темен. Он хоронил родичей и украшал могилы надгробными плитами. Неандерталец ухаживал за больными, умел добывать и сохранять огонь, владел приемами коллективной охоты и воспитывал детей. Жилищ он не строил и земледелием не занимался. Судя по каменным орудиям труда, у неандертальца была развитая кисть и он мог соединять кончики двух пальцев, что важно для тонких манипуляций. Но говорить неандерталец не умел. Хотя подъязычная кость у него имелась, а объем мозга был больше, чем у предка, гейдельбергского человека, и у родственника Homo sapiens. Подвели неразвитые лобные доли.

Кроме того, ученые впервые проследили пути миграции двух видов гоминидов. А также использовали современные модели климата и радиометрические датировки стоянок древнего человека. Всего было исследовано 400 археологических стоянок древнего человека на территории Европы.

Самая распространенная версия исчезновения неандертальцев сводится к тому, что они были уничтожены конкурентами. Почему нет - древние люди всех видов были каннибалами, особенно любили употреблять в пищу чужаков. Но ведь физически неандертальцы были крепче наших прямых предков. Их мускулатура была развита так, как не снилось нынешним олимпийским чемпионам. Самое же главное в том, что в последующие века ни одному из поколений кровожадных конкистадоров, которые обладали куда более совершенными орудиями уничтожения себе подобных, не удалось свести с лица Земли ни одну расу, ни один народ.

Неандертальцы благополучно жили на Земле около четверти миллиона лет. Что касается Европы, то здесь неандерталец господствовал безраздельно сотни тысяч лет. И лишь в конце этого периода, по историческим меркам внезапно, у него появился конкурент - человек разумный, перебравшийся сюда из Африки. В генетическом отношении самыми близкими родственником наших предков являются современные жители Танзании и юга Африки. Одновременно на Европу опустился суровый ледниковый период. И процветавший род неандертальцев приспособиться к новым обстоятельствам не сумел.

Теория дарвиновской эволюции пасует перед необходимостью объяснять эти взрывные процессы, хотя они играют принципиальную роль в истории планеты. Лишь методы теории катастроф и синергетики могут объяснить, каким образом самоорганизующаяся система, которая находится вблизи границы области устойчивости, может перейти в неустойчивое состояние благодаря самым малым воздействиям. Эволюционная судьба-злодейка распорядилась так, что неандерталец оказался на вершине своего исторического восхождения. Как, к слову, раньше это случилось с динозаврами. Маленький удар - и потерявшая способность к информационному обмену с окружающей средой система быстро деградирует. Homo sapiens, который тоже прекратил биологическую эволюцию, пока выручает другая, изобретенная им самим эволюция - социальная, которая в итоге и приведет к развитому современному обществу с автомобилями и самолетами.

Группа Тьерда ван Андела пришла к выводу, что неандертальцы не имели подходящей одежды, чтобы выдержать похолодание. 70 тысяч лет назад началось глобальное похолодание. Для одного поколения изменения были незаметны, средняя температура колебалась, но в масштабе столетий началось изменение флоры и фауны. Неандертальцы и кроманьонцы, достигшие своего эволюционного пика, не имели никакой защиты от новых факторов. С продвижением ледников они начали отступать на юг Европы. Судя по археологическим находкам, именно в этот период древний человек предпринял, видимо, от безысходности, попытки межвидового скрещивания. Но биологию не обманешь: такое потомство было обречено. 30 тысяч лет назад температура упала до минус 10 градусов. Этого уже не выдержали. Последний неандерталец был найден на Пиренеях, его возраст 29 000 лет. Физические данные внушительны: рост - около 180 см, вес - под 100 кг. По некоторым свидетельствам, неандертальцы жили в Европе до XVII века. А "снежного человека" встречают в разных неожиданных местах до сей поры, но это похоже на легенду.

А у кроманьонцев, которые превосходили родичей в социальной организации и умении приспосабливаться к жизни, судя по раскопкам на стоянках этого периода, кроме скребла и рубила появились новые орудия - копья, рыболовные сети, а также первые сшитые между собой шкуры, то есть меховая одежда. Видимо, со средствами массовой коммуникации в каменном веке дела обстояли не лучшим образом. Неандертальцы о спасительных изобретениях не узнали, избалованные жизнью, сами ни до чего додуматься не могли, так и жались, обреченные, у костра. Неандертальцы были аристократами каменного века - и выродились, вроде Бурбонов. А человек остался сиротой.

Все движения человека зависят от согласованности работы скелета, мышц, головного мозга, разветвленной сети нервов и органов чувств . Все вместе они образуют чрезвычайно сложную систему координации и контроля необходимую для выполнения различных движений.

Координация и контроль.

Любое наше действие – прикосновение к кончику носа, ходьба, акробатический номер – зависит от невероятно сложного взаимодействия разных систем организма: костно-мышечной, нервной и головного мозга, и системой чувств.

Когда человек выполняет любое движение легко, без видимых усилий, значит, системы организма взаимодействуют слаженно (координировано).

Легко ли положить конфету в рот? Сначала теменная область мозга получает информацию от органов чувств, и составляет карту положения тела по отношению к конфете. Затем информация передаётся в преддвигательную область мозга, где решается, как взять конфету. После чего соответствующий план действий передаётся в двигательную область (моторную), и та уже посылает сигналы мышцам, сообщая, как поднести конфету ко рту. И так далее…

Мы не всегда отдаёт себе отчет в том, что любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Центр управления всеми движениями – мозг.

Прежде чем какое-либо движение будет выполнено, должны появиться желание (волевой акт) и необходимая информация. Область мозга, отвечающая за подачу сигнала к действию называется преддвигательной (премоторной), а та, которая отвечает за соответствующие его выполнение – двигательной (моторной).

Рассмотрим это на простейшем виде повседневных действий, как питиё из чашки. Сигналы, благодаря которым осуществляется пространственное восприятие, поступают в теменную долю верхней части мозга. Получив от туда информацию, двигательная область даёт команду мышцам кисти и руки, чтобы поднять чашку и поднести её ко рту тогда, когда вы решили сделать глоток. Затем двигательная область приводит ряд других мускулов в действие, которые дают нам возможность втянуть в себя и проглотить жидкость.

Входе выполнения серии движений от нервов, находящихся в мышцах и суставах, в мозг непрерывно поступает информация о том, в каком положении и состоянии находятся эти мышцы – сокращения или расслабления. Чтобы взять в руки чашку, вы слегка подаётесь в перед, при этом центр тяжести вашего тела смещается. Тут же включаются рефлекторные механизмы равновесия, благодаря которым мышцы производят необходимы изменения. Такие адаптационные изменения регулируются мозжечком.

Для выполнения каких бы то ни было движений необходимо взаимодействие различных групп мышц. Например, только при одном шаге у человека работают 54 мышцы.

Как и большинство видов спорта, футбол требует большой согласованности движений ног и глаз. Такой уровень координации достигается путем длительных тренировок с самого раннего возраста.

Результат сложной работы , связанной с управлением всеми мышцами, задействованными в выполнении какого-либо движения, зависит от двигательных нервных волокон . Они тянутся к мышцам от головного мозга и позвоночного столба. Каждое волокно имеет ответвления, идущие к определенной группе мышечных волокон.

Когда от ветвей нервного волокна поступает импульс, в работу вступает вся группа управляемых им мышечных волокон. Такие группы мышечных волокон называются мышечными узлами. Количество мышечных волокон в узле зависит от точности выполняемого движения. Например, движения глазного яблока требуют очень высокой точности, поэтому в его мышцах всего около десяти мышечных волокон на каждый мышечный узел, а в бицепсах (мышцах руки), где столь высокой точности не требуется, каждый узел насчитывает свыше тысячи мышечных волокон.

И так, для того, чтобы совершить движение, нам требуется слаженная работа нескольких систем организма:

— двигательной, или еще ее называют костно-мышечной. Это кости и мышцы.

— нервной. Это головной мозг, спинной мозг и нервы.

— системы органов чувств. Это глаза, уши, рецепторы обоняния, вкуса, тактильные.

Мышцы.

Все движения тела возможны лишь благодаря мышцам. Без них мы даже не могли бы пережёвывать пищу, да и кровь не совершала свой бег. Вследствие чего мышечную систему можно назвать двигателем организма. 40% человеческого тела состоит из мышц, т.е. на каждые 10 кг веса человека приходится 4 кг мышц.

Ученые не могут прийти к единому мнению относительно того сколько мышц в теле человека. В зависимости от того как считать некоторые мышцы – по отдельности или как часть большой мышцы, количество их в теле человека колеблется между 656 и 850.

Самая большая мышца человеческого тела – большая ягодичная, к самым маленьким мышцам человеческого организма относятся мышцы, которые двигают глазное яблоко. Они же являются самыми активными. А вот самыми сильными являются челюстные мышцы. Работая вместе челюстные мышцы способны смыкать наши коренные зубы с силой 90,7 кг и больше. Работают, а значит, и тренируются, наши челюстные мышцы постоянно: когда мы разговариваем, поём, едим, что-то откусываем и даже когда зеваем или дышим через рот при насморке.

Функции мышц: осуществление движения туловища и конечностей, поддерживание равновесия тела, глотательные движения и прочие.

В организме различают три основных типа мышц. Первый — это поперечно-полосатые мышцы , которыми управляет головной мозг. Вместе с костями и сухожилиями они отвечают за все наши движения от улыбки до пробежки по лестнице. Второй — это гладкие мышцы , получившие такое название за то, что именно так они выглядят под микроскопом. Они отвечают за непроизвольные движения внутренних органов, скажем, кишечника и мочевого пузыря. И третий — это сердечная мышца, из которой почти целиком состоит сердце.

Сейчас мы говорим о движениях, совершаемых человеческим телом, а значит, о поперечно-полосатых мышцах.

Поперечно-полосатые мышцы широко распределены по всему нашему телу, даже у новорожденного младенца составляют значительную часть веса- до 25 %. Они управляют движениями самых разных частей скелета- от крохотной стремянной мышцы, двигающей стремечко в ухе, до большой ягодичной, которая образует ягодицу и командует тазобедренным суставом.

От моторных (управляющих движениями) участков коры головного мозга нервы проходят по спинному мозгу и разветвляются на множество контролирующих мышцы окончаний. Без подаваемых нервом сигналов мышца теряет способность сокращаться и постепенно атрофируется.

Когда у нас возникает желание согнуть руку, наш мозг посылает нервный импульс к мышце руки- бицепсу, он сжимается; мышца, напрягаясь, становится короче и толще. В то же время трицепс – мышца, противоположная бицепсу, — расслабляется (становится длиннее). Чтобы выпрямить руку, мышцы бицепса должны расслабиться, а мышцы трицепса- сжаться.

Мышцы можно тренировать с помощью физических упражнений. Когда мышцы работают- они развиваются, увеличиваются в размере, становятся более эластичными и выносливыми. Поэтому нас не удивляет тот факт, что у спортсменов, занимающихся велоспортом, заметно увеличены мышцы ног, а у культуристов, которые с помощью силовых упражнений развили мускулатуру, мышцы эффектно рельефны.

Штангист наращивает массу и силу мышц упорными тренировками. Без тренировок штангист перестанет так выглядеть. Бездействующие мышцы со временем атрофируются. И штангист уже не поднимет эту штангу.

Поперечные мышцы состоят из продолговатых клеток, которые располагаются параллельно. Благодаря своему строению и способности передавать нервные импульсы, поперечные мышцы выполняют команды мозга.

Нервная система и мозг.

Нервы «подключены» к мышечным волокнам в определенных участках их поверхности. «Электрическая» сила поступающего в мышцу нервного импульса ничтожна по сравнению с происходящими в ней «электрическими» изменениями, поэтому нужен усилитель. Подача сократительного импульса происходит в моторном окончании, где двигательный нерв стыкуется с мышечным волокном. Проходящий по нерву «электрический» импульс высвобождает вещество ацетилхолин, который заставляет мышцу сокращаться.

Чем бы мы не занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем действии. «Рабочими элементами» нервной системы являются миллионы взаимосвязанных клеток- нейронов, выполняющих ту же функцию, что и провода в сложной электрической машине. Нейроны принимают сигналы в одной части нервной системы и передают их в другую ее часть, где эти сигналы могут поступить на другие нейроны или вызвать какое-либо действие, например, сокращение мышечных волокон.

Нейрон — самая длинная клетка организма, к тому же долгожитель. Длина нейрона может достигать полутора метров, а продолжительность жизни может быть такой же, как и продолжительность жизни самого человека. В нервной системе человека более пятнадцати миллиардов нейронов, а общая их продолжительность равна расстоянию от Земли до Луны.

Нейрон — это структурно-функциональная единица нервной системы. Они бывают разных размеров и форм. Состоят из многочисленных разветвленных отростков (дендридов) и одного длинного отростка (аксона). Аксоны образуют нервные мякотные белые волокна, обволакивающие серое вещество позвоночных нервных клеток. Дендриды передают нервные импульсы другим нейронам, а по аксонам импульсы идут от тела клетки к мышцам или железам.

Нейроны — очень хрупкие клетки, которые легко могут быть повреждены или уничтожены в результате травм, инфекции, давления, химического воздействия или недостатка кислорода. Разрушенные нейроны не восстанавливаются, поэтому это чревато серьезными последствиями.

Нервная система разбита на две взаимосвязанные части. Одна из них- центральная нервная система (ЦНС) — состоит из головного и спинного мозга. Вторая- переферическая нервная система (ПНС) — включает все нервные ткани за пределами ЦНС. И ЦНС и ПНС состоят из ряда компонентов.

У ПНС два отдела: внешняя, или соматическая, нервная система и внутренняя, или вегетативная, нервная система.

Соматическая система играет двойную роль. Во-первых, она собирает информацию о органов чувств и посылает ее в ЦНС. Во-вторых, она перелает сигналы от ЦНС скелетным мышцам в ответ на полученную информацию, тем самым обуславливая движения.

Вегетативная нервная система отвечает за регулирование функций внутренних органов и желез, включая сердце, желудок, почки и поджелудочную железу.

То есть, за осознанные действия, например, как езда на велосипеде, отвечает соматическая система. Мы говорим о самом процессе движений, совершаемым человеком, а значит нам интересен соматический отдел ПНС.

Соматическая нервная система состоит из двух компонентов- сенсорной и моторной систем. Информация о внешнем мире воспринимается органами чувств, например, глазами, имеющими особые рефлекторные клетки. Другие подобные клетки воспринимают сигналы боли, осязания и температуры кожи. Сигналы от этих рецепторов передаются в ЦНС по чувствительным нервным волокнам. Совокупность таких сигналов, интенсивность которых достигает миллионов импульсов в секунду, дает нам необходимую информацию о внешнем мире.

По чувствительным нервным волокнам информация поступает в ЦНС, а оттуда команды передаются тем или иным мышцам по двигательным нервным волокнам. И чувствительные, и двигательные волокна входят в состав сенсорных и моторных нейронов. Все нейроны состоят из тела клетки и четырех рядов проводящих волокон. Тела клеток чувствительных нервных волокон находятся рядом с головным или спинным мозгом, а моторных нейронов- внутри головного или спинного мозга.

Возможности нервной системы наиболее ярко проявляются в молниеносной реакции первоклассных спортсменов.

Спинной мозг играет роль двустороннего проводящего пути между головным мозгом и ПНС. Вторая функция спинного мозга связана с управлением простыми рефлекторными действиями. Картинка д-п стр. 15 взаимодействие центральной соматической и вегетативной НС.

Человеческий мозг часто называю биологическим компьютером- «биологическим» , потому что он является частью живого организма, а «компьютером» , поскольку он, подобно обычному компьютеру способен собирать, обрабатывать, хранить и использовать самую разнообразную информацию. Большие полушария, или большой мозг, наиболее развитый отдел головного мозга, большую часть наружной поверхности которого составляет кора головного мозга.

Около 90 % мозга занимают два больших полушария. Они прикрывают собой сверху остальные отделы, которые значительно меньше по объему (10%), и переходят в верхнюю часть спинного мозга.

Хотя сравнение с компьютером дает некоторые представления о том, на сколько сложна умственная деятельность, это лишь часть общей картины. Дело в том, что наш мозг способен справляться с большим объемом данных, чем компьютер, и способы их обработки у него более разнообразны.

Вся информация в мозг поступает от органов чувств- глаз, ушей, носа, языка и кожи,- а также от рецепторов растяжения в мышцах и терморецепторов, которыми усеяно наше тело. Их можно сравнить с устройствами ввода компьютера. Данные поступают в особые входные, или сенсорные, области полушарий мозга. От головного мозга отходят двенадцать пар черепно-мозговых нервов и множество нервных проводников. Некоторые из этих нервов- чувствительные, они передают в мозг импульсы от органов чувств, например, зрительный нерв. Другие нервы- двигательные, они передают указания от мозга к мышцам, например, общий зрительный двигательный нерв.

На картинке каждая область тела представлена пропорционально частям мозга, отвечающим за ее работу. Пунктирные линии- отделы двигательных областей, сплошные- сенсорных.

В коре головного мозга имеется зона, отвечающая только за прием сенсорной информации. Другая зона занимается рассылкой нисходящих двигательных импульсов. Размер такого приемника или передатчика зависит от части тела. Так, обширная часть сенсорной зоны связана с губами, т.к. они очень чувствительны. А в двигательной зоне крупный участок выделен для рук.Человеческий мозг работает с невероятной быстротой. За долю секунды он анализирует изображение и звуки и мгновенно выдает двигательные команды.

Гипоталамус и гипофиз- это «устройства вывода» мозга, которые можно сравнить с дисплеем или принтером компьютера. Они получают команды от полушарий мозга («процессора») и отображают программы, управляющие другими органами. Еще одним «выводным устройством» являются мышцы. Получаю указания от «двигательных» участков мозга, они, сокращаясь, заставляют тело двигаться.

Определенные участки головного мозга отвечают за способность говорить, слышать, видеть, запоминать и т.д.

В отличие от компьютера, который можно выключить, мозг- этот «управляющий» человеческого организма работает круглые сутки, даже во время сна.

Функции мозга не ограничиваются одной обработкой информации. Здесь зарождаются наши чувства, эмоции и желания, он усваивает новые знания, мысли и творит.

Скелет

Если бы скелет не выполнял бы опорную функцию, то из-за значительной массы мягких тканей тело человека было бы округлым и сплющенным. Наше тело сохраняет форму благодаря твердым элементам, или костям, из которых состоит скелет.

Основные функции скелета:

— служить опорой тела и сохранять его прямое положение;

— защищать жизненно-важные внутренние органы;

— наряду с мускулатурой выполнять движения.

И последняя функция, к стати, самая главная. В скелете взрослого человека около 206 костей. Невозможно указать точное их количество, поскольку существуют так называемые дополнительные косточки, имеющиеся у одних и отсутствующие у других людей.

На кисти, руки, лодыжки и стопы наших ног приходится больше половины костей тела. А чем больше костей, тем больше суставов и мышц, а значит, в этом месте более гибким будет тело. Вот почему мы можем выполнять небольшие, точные движения руками и стопами ног, например, завязывать шнурки на ботинках или балансировать, стоя на цыпочках.

Самая длинная и самая крепкая кость в теле человека – бедренная кость, или бедро. Самая маленькая – стремечко, расположенное в среднем ухе.

Как работают мышцы и кости?

Наш мозг заставляет скелетные мышцы двигаться, посылая через нервную систему сигналы. Нервы в мышцах принимают сигнал и заставляют их сокращаться, т.е. мышцы становятся короче и толще. При сокращении мышцы тянут кости, к которым они прикреплены. Но эти мышцы не могут толкать, а только тянуть, поэтому заставит кость возвратиться в первоначальное положение другая мышца, действующая по второй команде, поступающей из мозга. Таким образом – в паре – работают многие мышцы.

Итак, из всего сказанного ранее, становится понятным, что для осуществления осознанного (произвольного) движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а еще – органы чувств.

Органы чувств.

Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. Самое интересное то, что, чтобы совершить многие движения, мы пользуемся зрением, и, одновременно, чтобы лучше рассмотреть предмет (объект, на который будет направлено движение) мы поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову, т.е. пользуемся движением. И, конечно же, все это не может быть совершено без мозга и нервов.

То, как мышцы выполняют действия, частично зависит от информации, которую они постоянно получают от органов чувств, контролирующих наши движения. Значимость такой обратной связи подтверждается экспериментами: человека просят что-нибудь написать, при этом свою руку он видит только на экране телевизора. Пока изображение на экране полностью совпадает с тем, как человек обычно видит и воспринимает движения своей руки, он пишет так, как всегда. Однако, стоит изменить положение камеры и показать человеку его руку с непривычной стороны, как его восприятие нарушается и писать становится очень трудно.

Обоняние и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание, и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных, и играют второстепенную роль. Однако, для многих истинная красота роз скрыта в их упоительном аромате. Лизнув мороженое кончиком языка, мы во всей полноте ощущаем его изумительный вкус!

Но чтобы почувствовать вкус и запах, мы опять задействуем целый ряд систем нашего организма. Нужно наклониться к розам или взять розу в руки и поднести к носу, потянуть носом воздух, чтобы захватить побольше пахучих частиц, т.е. хорошенько принюхаться. Для этого нам нужны и нервная система, и мышечная, и скелет, и, конечно же, органы чувств, такие как зрение, обоняние и осязание. То же и при лакомстве мороженным.

Когда мы дотрагиваемся до объектов разных форм и поверхностей, мозг получает более точные сигналы, чем те, что идут от органов слуха, зрения, обоняния и вкуса.

Человек обладает пятью чувствами: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием . Осязание словно подстраховывает иные чувства и удостоверяет, что перед нами на самом деле. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос и рот, осязательные ощущения воспринимаются по всему телу.

Вы отдернете руку от горячей поверхности прежде, чем она успеет вас обжечь. Касания позволяют передать самые разные эмоции, в том числе те, которые не выразить иным способом. Подчас нашим пальцам мы доверяем больше, чем другим впечатлениям; иногда не верится, что предмет реально существует, пока сам не дотронешься до него. Издавна существует поговорка о недоверчивом покупателе: «Ему нужно не просто товар посмотреть, а пощупать, понюхать и на зуб попробовать».

Обращение с помощью прикосновений особенно важно для маленьких детей, еще в большей степени, младенцев, — именно так ребенок чувствует, что кто-то есть рядом и что этот кто-то его любит. На коже находится множество рецепторов, способных отреагировать на следующие возбудители: боль, прикосновение, холод, тепло, надавливание.

Различные рецептивные поля отличаются по степени чувствительности, которая зависит от концентрации нервных окончаний в различных участках человеческой кожи. Например, каждый может ощутить, что ему на кончик языка надавливают именно двумя остро отточенными карандашными грифелями, даже если они будут в 1 мм друг от друга; а если колоть ими в области спины, то только в случае расстояния в 5 см между ними человек ощутит не один внешний раздражитель, а несколько.

Поскольку осязание дает нам очень много знаний об окружающем мире, то оно может заменить собой недостаток других ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев.

И опять для этого нам нужны и нервная, и костно-мышечная системы, и система органов чувств – все вместе и одновременно.

Используемая литература:

1) Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита. Автор-составитель В.А.Менделев издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2007г.

2) «Древо познания» Универсальный справочник для всей семьи 2003г.

3) Атлас анатомии человека издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2008г.

4) Современный справочник школьника. Издательский дом «Владис» Ростов-на-Дону 2005г.

5) Джуди Геленс и Нэнси Пир «Книга ответов для почемучек» издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2004г.

Что вы делаете, когда вам очень грустно? А когда от радости хочется взлететь? Вот в Индии по тому и другому случаю танцуют. И, как оказалось, правильно делают, ведь танцы -- великолепная психотерапия, самый древний и самый правильный самонастрой. Поэтому они были непременной составляющей всех ритуалов. А коли сегодня не танцуется, расслабьтесь и скушайте пончик. Глядишь, и придете в правильное танцевальное настроение...

Всем известно, что малыши "развязывают себе язык" собственными пальцами -- чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить. Но мало кто знает, что свободным и вдохновенным танцем даже взрослый человек может "развязать" свою душу, освободив ее от многих тревог, депрессий и проблем.

Сколько вам нужно выпить, чтоб вы захотели танцевать? По-настоящему захотели -- раствориться в музыке, дать волю своему телу? Посчитайте когда-нибудь -- ведь этими рюмками измеряется ваша внутренняя свобода.

Самые свободные могут пуститься в пляс без предварительного подогрева. Самые зажатые никогда не танцуют. А между этими двумя полюсами пребывает большинство наших современников.

Мы почти забыли тот древний праязык, на котором говорит жизнь, -- язык тела. Тысячи лет танец был важнейшей частью человеческой культуры. При помощи танцев лечили, изгоняли духов, выражали свое горе и радость. Групповые танцы учили понимать друг друга без слов и давали чувство единения и гармонии. Магическим танцем вызывали дождь и разговаривали с богами.

Но цивилизация все глубже загоняет нас в ловушку неподвижности, тем самым лишая замечательного лекарства от душевных хворей и комплексов. Ведь свободное движение в танце, которое рвется изнутри, а не навязано шаблонами -- это древнейший способ психотерапии. На языке танца умеет разговаривать наше подсознание, поэтому неплохо бы изучить этот язык получше. Для этого совсем не обязательно учиться танцевать.

Пожалуй, это даже вредно, ведь шаблонные, заученные движения не выражают вашей истинной сути и состояния. Первыми это поняли гениальные танцовщицы начала века -- Айседора Дункан и Мэри Вигман. Отринув танцевальные па балетных школ, они танцевали импровизацию, поэтично и выразительно разговаривали своим телом.

Х опыт показывает, что через тело мы непосредственно переживаем события и отвечаем жизни. С помощью танца человек выстраивает диалог с самим собой и окружающим его миром. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, что он -- и способ самовыражения, и способ общения.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами: он может придавать форму глубоко скрытым фантазиям и стимулировать их появление. Используя естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, танец помогает человеку адаптироваться в мире, найти особый язык общения, понятный всем людям.

Именно такое отношение к танцу породило еще одно чудо XX века -- танцевально-двигательную терапию (ТДТ). Движение само по себе изменяет ощущения, но эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Поэтому с его помощью можно решать многие проблемы. Танец в ТДТ -- инструмент познания своей личности через язык тела, и как следствие танцем называется любое естественное движение, которое выражает чувство или настроение. Принципы танцевально-двигательной терапии применяются во многих школах -- от театра пластической драмы до динамической медитации у последователей ОШО.

Выбор остается за вами, хотя начать можно и самостоятельно. Для начала нужно просто ответить на вопрос: почему люди танцуют именно так, а не иначе?

Включите музыку и понаблюдайте, как вы двигаетесь. У каждого человека своя амплитуда и зона движений, свои излюбленные клише и ограничения. Если внимательно присмотреться к себе или понаблюдать за танцующими, можно многое узнать.
Специалисты по ТДТ условно делят тело человека на несколько частей.

Итак, у нас есть три горизонтальных яруса, каждый из которых отвечает за энергии особого плана.

Нижний ярус -- от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног: приседания, наклоны, движения в партере (брейк-данс). Этот ярус в восточной традиции относится к стихии Земли. Движения в этой области говорят о возвращении в детство (личная история человека) и спуске по эволюционной лестнице вниз, к животным, земноводным и далее -- к первооснове и разрушению стереотипа собственного "я".

Такое нисхождение часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, которые не всегда подконтрольны мозгу.В этом ярусе человек чувствует себя более живым, но... менее человеком. Энергии нижнего яруса часто дают даже просто физические силы, плюс к тому -- возможность почувствовать свои корни, прочную связь с миром во всех его проявлениях, что очень полезно для слишком возвышенных натур, страдающих депрессией и прочими нервными расстройствами.
Средний ярус -- корпус, шея и руки в их движении ниже уровня плеч -- вмещает в себя сразу две противоположных стихии: Огонь и Воду, мужское и женское начало. Для большинства людей это основная зона танца.

Движения здесь идут от бедер и плеч, они говорят о сексуальности и раскрепощенности. У большинства людей движения в этой зоне довольно однообразны и имеют ограниченную амплитуду, что свидетельствует о подчинении человека правилам приличия, законам общества, культурным стереотипам. Чем шире амплитуда движений, особенно в области бедер, тем меньше подчиняется человек сексуальным и иным догмам, царящим в обществе.

Если в танце нет гармонии между движениями плеч и бедер -- перетекания из верхней части в нижнюю и обратно или какая-то часть вообще не "работает" -- значит, есть проблемы с физическим или эмоциональным проявлением чувств. Средняя зона дает максимум возможности не только для самовыражения и самоанализа, но и для решения проблем взаимоотношения с обществом и представителями противоположного пола.
Верхний ярус -- голова, шея, руки в их движении выше уровня плеч: прыжки, полеты -- традиционно относится к стихии Воздуха.

Это извечная драма на тему "Почему люди не летают как птицы?". Для многих людей в европейской культуре движения в этой области символизируют изменение собственного "я" на духовном уровне, прорыв, воплощение нереализованного, нового и неизвестного, мечты о свободе и полете. Отказ от движений в этой области иногда связан со страхом "оторваться от земли".

Чаще всего это свойственно мужчинам среднего возраста с устойчивым социальным положением, которые боятся потерять вес в обществе (и собственный вес тоже), разрушить сложившийся эффектный имидж. Освоение движений верхнего уровня дает человеку энергии высокого уровня, способность к развитию, преодолению кризисов, которые с высоты птичьего полета выглядят не такими уж неразрешимыми.

Кроме горизонтальной в танце часто задействуется и вертикальная симметрия: движения вперед-назад. Если пространство перед собой человек еще худо-бедно задействует, то область за спиной практически всегда свободна. В таком отношении скрывается желание спрятаться, повернуться спиной к своим проблемам и... страх перед смертью. Соответственно, лечатся эти симптомы поворотами, вращением и движениями задом наперед.

Таким образом можно избавиться от извечных страхов перед неизведанным и пугающим. Что же делать со всеми этими бесценными знаниями? Конечно же, танцевать!

Танцевальная "самопсихотерапия" доступна всем. 20 минут свободного танца в день -- по утрам, вместо зарядки -- и вы станете другим, гораздо более счастливым человеком. Страшновато начинать? Побольше поворотов, вращений и движений задом наперед -- и страх уйдет. Лениво? Попробуйте передать эту лень танцем, а потом включайте нижний ярус. Ага, уже нравится? Тогда полетели!

В специальной литературе замкнутый человек называется шизоидом, реже - интровертом. Чем он отличается от открытых людей, каковы особенности его характера? Обо всем этом читайте ниже.

Основные черты

Сразу отметим, что связывать слова «шизоид» и «шизофрения» нельзя. Последний термин представляет собой название вполне конкретной болезни. Что касается шизоидов, то это нормальные люди, просто имеющие свои особенности. Использование определения «замкнутые» вполне оправдано по той причине, что базовые качества данного типа людей - отгороженность от внешнего мира, закрытость. В этом аспекте они выступают полной противоположностью гипертимам, чья душа всегда нараспашку.

Особенности внешности

Замкнутый человек в большинстве случаев отличается худощавостью, нежели полнотой, плотностью. Его лицо вытянутое, голова часто яйцевидной формы, нос прямой, профиль «угловой» (наблюдается по причине некоторой укороченности подбородка). Взаимосвязь между вытянутым лицом, худощавой фигурой и замкнутостью довольно высока. Однако подобное сочетание не всегда указывает на закрытость. Полные люди тоже относятся к разряду шизоидов, но гораздо реже.

Движения

Что касается двигательных особенностей замкнутых индивидов, они отличаются невысокой ловкостью при совершении крупных движений. Для этого им просто не хватает пластичности. Зато имеется способность к тонким и максимально точным ручным операциям, представляющим важность, к примеру, в и часовщика, ювелира и стоматолога.

Замкнутый человек, как правило, имеет отчетливый, мелкий, немного отрывистый почерк.

Базовые ценности, интересы

Внутренний мир является главным богатством интровертов. Особенности характера шизоидов таковы, что они постоянно погружены в себя. Противоположностью выступают гипертимы, открытые ко всему, что происходит вокруг них. Замкнутые люди очень ценят свой внутренний мир, а до внешнего им зачастую нет дела, поскольку он кажется более грубым и примитивным, чем их собственные фантазии, мечты, мысли.

Выдающийся немецкий психолог и врач Кречмер сравнил интровертов с римскими виллами, фасады которых очень просты, окна закрыты, а внутри проходят богатые пиршества. Благодаря этой красочной метафоре он подчеркнул, что разница между неярким внешним видом представителей этого характера и их внутренним миром чрезвычайно велика. В противовес гипертиму необщительный человек характеризуется сдержанностью и скрытностью. По нему нельзя сказать, какие «пиршества» происходят в его душе.

Коммуникация

Замкнутый человек в группе в основном держится отстраненно и предпочитает молчать. Его контакты, как правило, ограничены небольшим кругом друзей и близких. Такие люди неохотно рассказывают о себе, и нередко можно услышать, что информацию из них приходится буквально "вытаскивать клещами".

Неудивительно, что шизоиды испытывают трудности с общением. Скрытность при этом объясняется нежеланием делиться собственными переживаниями. Интроверты не испытывают нужды в контакте с внешним миром, потому как им вполне комфортно наедине с собой. Как выразился один поэт, они стремятся «закутаться в шелк своей души». С другой стороны, общение действительно представляет для них особую трудность, поскольку шизоиды в процессе коммуникации чувствуют свою неловкость и неумелость.

Кречмер приводил еще одну яркую метафору, где сравнивал замкнутого индивида с инфузорией, осторожно приближающейся к незнакомому предмету и наблюдающей за ним из-за полуопущенных ресничек, в нерешительности выдвигающей щупальца, а затем тут же их отдергивающей.

Несмотря на природное стремление к отгороженности, стеснительный человек иногда испытывает страдания от нехватки общения. Особенно часто это наблюдается в детском и подростковом возрасте.

Эмоциональный фон

Переживания замкнутых и порой кажутся окружающим парадоксальными. С одной стороны, интроверты отличаются сдержанностью и холодностью, с другой - они ранимы и эмоциональны. Шизоиды показывают острую реакцию на все то, что задевает их собственные ценности. Часто это душевный отклик на несправедливость, грубость, беспорядок.

В настоящее время активно обсуждается так называемый Одним из его признаков выступает понимание чувств и настроений окружающих. Именно этой чертой не могут похвастаться многие интроверты. Замкнутые люди, конечно, подозревают, что в вас бушуют некие чувства, но их об этом обязательно нужно проинформировать. Они опираются на сказанное, при этом не обращая внимания на интонацию и выражение лица.

Особенности образа жизни, установки, занятия

Внутренний мир интровертов отличается упорядоченностью, и того же они ждут от мира внешнего. Их образ мыслей и внутренняя организация находят отражение во всех действиях. К примеру, им легко принимать правила и следовать им. Они добиваются успеха на том профессиональном поприще, где им предписано действовать определенным образом. Всякое отступление от норм вызывает у интровертов раздражение.

При этом на работе нередко возникают серьезные противоречия. Стремление шизоида всегда следовать предписаниям может обернуться обвинениями в формализме. В то же время вышеуказанные качества интровертов просто незаменимы, к примеру, в военном деле или при управлении финансами.

Человека, замкнутого в себе, превращает спор с ним в невыносимый процесс. А все потому, что интроверт находится в плену у планов, схем, форм, слов. Это отражается в том, что умственные конструкции и теории являются для него более убедительными и ценными, нежели конкретные жизненные факты. По указанной причине шизоиды нередко оказываются в оппозиции, предпочитая не смешиваться с модой, мнением остальных, массовыми движениями. Держать дистанцию для них не представляет никакого труда. Интровертов зачастую окружает атмосфера таинственности, они слывут оригиналами с нотками аристократизма.

Слабые места

Рассматривая особенности общения с шизоидом, отметим, что он страдает от бесцеремонного вторжения в личное пространство. Такой человек никогда не открывается до конца даже самым близким людям. Интроверт нередко удивляет окружающих на первый взгляд внезапными решениями или неожиданными действиями. На самом же деле такое поведение является результатом сложнейших переживаний и долгих размышлений.

Психология детей шизоидного типа

Эти неприветливые и мрачные представители подрастающего поколения очень слабо или вообще не реагируют на критику взрослых. Они предпочитают избегать больших компаний и шумных игр. Из-за недостатка заинтересованности могут наблюдаться проблемы с успеваемостью. При этом замкнутый ребенок ведет себя таким образом, будто постоянно ждет какого-то подвоха со стороны окружающих. Как правило, дети шизоидного типа отличаются сильной привязанностью к матери и тяжело переносят расставание с ней, пусть даже на непродолжительное время. Это объясняется проявлением страха быть забытыми, брошенными.

Некоторые ошибочно проводят аналогию между замкнутыми и застенчивыми детьми. При этом первые не хотят общаться с окружающими, а вторые, наоборот, нуждаются в коммуникации, но не умеют вступать в контакт.

С чего все начинается

Психология детей шизоидного типа формируется под воздействием многих факторов. Рассмотрим их подробнее:

Тонкость душевной организации и иные ребенка. Замкнутость особенно характерна для меланхоликов и флегматиков. При общении со своим чадом родители должны учитывать, что добиться положительного результата можно при чутком и внимательном отношении. Не стоит грубо вторгаться в его внутренний мир в надежде на перевоспитание. В противном случае ребенок окончательно уйдет в себя, закроется.

Замкнутость может быть обусловлена конфликтами с друзьями, недомоганием, непониманием сверстников. В этом случае взрослым важно выяснить истинную причину закрытости и мягко помочь ребенку выйти из ситуации.

Интроверты нередко вырастают в семьях, где воспитывается один ребенок. При отсутствии опыта общения с сестрой или братом, вынужденные играть самостоятельно, они получают неверные коммуникативные установки, следовательно, способности общаться развиваются плохо. В этом случае родителям рекомендуется способствовать контактированию ребенка с друзьями.

Недостаток внимания. Когда взрослые пытаются освободиться от ребенка, он начинает все реже обращаться к ним со своими «пустяковыми» проблемами и вопросами. В результате с течением времени детям и родителям становится просто не о чем говорить, у них отсутствуют точки соприкосновения. Важно учитывать, что психология поведения человека, замкнутого в себе, формируется не за один день. Поэтому вполне естественно, что родители, к примеру, после работы уделяют время каким-то своим делам. Обеспокоенность ситуацией следует проявлять тогда, когда она повторяется систематически. Важно интересоваться проблемами чада, выслушивать его.

Сдерживание желаний, эмоций. Даже взрослому человеку требуется «выпускать пар» и делиться собственными переживаниями. А у ребенка это стремление еще более сильное, поскольку каждый день для него наполнен открытиями. Если дети понимают, что родители не стремятся выслушивать их, то начинает набирать обороты процесс по сдерживанию эмоций. Подобное ограничение сказывается не только на общем развитии чада, но и на его физическом здоровье.

Недовольство поведением ребенка. Проблема общения в психологии рассматривается в аспекте постоянного порицания. При этом между родителями и чадом пропадает эмоциональный контакт. Взрослые стремятся к тому, чтобы ребенок был должным образом одет и обут, а на его внутренний мир внимания обращают гораздо меньше. Причины проблемы могут быть самыми разными, причем на первый взгляд не совсем серьезными. К примеру, ребенок не того пола, какого хотелось бы, или чадо мешает продвижению по карьерной лестнице. В результате невнимательное отношение выливается в агрессию, робость, замкнутость, обидчивость.

Заключение

Темы по психологии общения становятся все более обсуждаемыми. Причина в том, что современные люди начали осознавать: ошибки в поведении обуславливают возникновение непреодолимых препятствий в установлении контакта с детьми, друзьями, возлюбленными, родителями. Понимание механизмов коммуникации позволяет упрощать общение, а следовательно, и саму жизнь.

1.Прочитайте текст.Определите замысел автора.Выпишите ключевые слова, с помощью которых раскрывается тема текста.
2.Назовите тип текста.Выделите тезис и доказательства.
3.Проанализируйте текст по плану:
а)укажите лексические повторы и охарактеризуйте их роль в тексте;
б)найдите антонимы, синонимы;
в)оцените выразительность речи
4.Отметьте в тексте примеры использования дефиса и тире.Объясните, в чем сходство и различие в употреблении данных знаков.
Природа не только учит, но и переучивает. Вы вдруг узнаете,что
"противная" лягушка-очень поле зное животное, а красавица
бабочка-капустница- опасный вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень
полезные птицы, а вы собственными глазами видите, как скворцы "грабят"
сады. Вы слышали, что воробьев в Китае уничтожали наравне в
крысами:такой большой вред приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что
воробьи все лето выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то
есть приносят большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими
огромными стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных

места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.Природа
не только учит, но и переучивает.
Вы вдруг узнаете,что "противная"
лягушка-очень полезное животное, а красавица бабочка-капустница- опасный
вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень полезные птицы, а вы
собственными глазами видите, как скворцы "грабят" сады.
Вы слышали,
что воробьев в Китае уничтожали наравне в крысами:такой большой вред
приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что воробьи все лето
выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то есть приносят
большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими огромными
стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных
гусениц.Как же тут быть?Наблюдая,вы поймете главное:не все то враг,что
"противно", и не все то друг, что "красиво".Не бывает в природе
абсолютно вредного или абсолютно полезного животного:все зависит от
места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.

или семь лет.Вподарок я получил книгу со сказками Андерсона.Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Прочитайте текст и сократите его с поиощью исключения и сжатия.

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.У них не было,ни крова,ни семьи,ни дела,но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами,веди они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям,заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки.Отдыхали и спали где попало.Этих людей называли странниками.

Которая их объединяет,угадать основную мысль и после этого-"складывайте" из предложения текст.Следите за тем,как связаны между собой предложения.Запишите получившийся текст,определите,к какому стилю речи он относится.

(1)Здесь же,на самой отдалённой планете Солнечной системы,он вместе с замороженным азотом и другими химическими соединениями образует царство льда и холода.

(2)Дело в том,что эта планета отличается от других планет Солнечной системы тем,что на её поверхности чрезвычайно низкая температура:от -220до-240 С.

(3)Если когда нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона,то перед ним должен открыться пейзаж,напоминающий Антакрктиду во время полярной ночи.

(4)Это тот самый газ,который вместе с пропаном и бутаном горит у нас на кухне.

(5)Внутри этих кристаллов заморожено в виде некоего твёрдого раствора небольшое количество метана.

(6) В таких условиях атмосферный газ охлаждается и конденсируется на поверхности в виде инея;затвердает даже азот,который образует крупные прозрачные кристаллы,имеющие несколько сантиметров в поперечнике.

Помогите прошу:****

Что может быть на свете свещеннее имени матери!
Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лепотать неуверенной,и старательно складывает по слогам " ма-ма" почувствовал удачу смееётся, счастливой...
Хлебороб,почерневший от бессонной роботы,прижимает к пересохшим губам пригоршню такой тёмной земли довольно родившей и ржи,и пшеницы благодарный произносит:"Спасибо кормилица-мать"...
Солдат,наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,посылает слабеющий рукой пулю врагу:
"За родину-мать!"
Все самые дорогие святыни названы и озорены именем матери, поэтому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Сделайте задания:

1- Озоглавте текст

2-Составте план текста.

3-Определите, каким способом связаны части текста.

4-Определите тип речи, объясните, почему для названного вами типа реси этот способ связан характерен?

5-Определите, какие языковые средства выразительности использутся в тексте:

а) фонетические

б) словообразовательные

в) лексические

г) морфологические

д) синтаксические

Прочитайте текст Обрати внимание на тип речи (что это: описание или повествование?) В каком стиле написан этот фрагмент? Попытайся обосновать свою точку зрения Найди и подчеркни антонимы Подумай, с какой целью автор использует такое количество антонимов (обрати внимание на тип текста) Молодой ящер был ростом выше человека; его неуклюжее тело покоилось на толстых и длинных задних ногах и толстом, в конце сразу утончавшемся хвосте; передние ноги были короткие и тонкие и имели по пяти пальцев с небольшими острыми когтями, тогда как на задних было по три пальца с большими, но тупыми когтями