Декабрист лунин биография. Значение лунин михаил сергеевич в краткой биографической энциклопедии

Некоторым словно на роду написано быть героями. Они совершают необычные поступки, их слова превращаются в анекдоты и афоризмы, их деяния вызывают недоумение современников и восхищение потомков. Даже изгнание и официальное забвение не в силах погасить память о них, она воскресает и обрастает легендами и мифами.


Тамбовский католик

Когда государственный преступник Михаил Лунин умирал в каторжной тюрьме Акатуй, его имя уже было достаточно хорошо известно в Сибири, Санкт-Петербурге и Варшаве. По повелению Николая I память о Лунине и еще 120 его друзьях и соратниках, названных впоследствии "декабристами", не должна была сохраниться на страницах истории российского государства. Но жизнь показала, что история не только императорами пишется, и после революции 1917 года у Лунина явно появился шанс встать в шеренгу русских революционеров где-нибудь между Радищевым и Петрашевским. Однако советская власть не сумела приспособить биографию Михаила Лунина для своих идеологических нужд. Непреодолимым препятствием тут стало его далеко не материалистическое мировоззрение. Михаил Лунин был католиком и, более того, именно в католицизме находил основу для своего свободомыслия.

Он родился 29 декабря 1787 года в Петербурге, его отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин, богатый тамбовский помещик, мать - Феодосия Никитична Муравьева, умершая, когда ее сыну Мише было всего пять лет. Похоронив жену, Сергей Михайлович Лунин затосковал. В тамбовской глуши он не знал, куда себя деть от скуки. Он решил сменить обстановку и укатил в Петербург вместе с детьми: Мишей, Никитой и Катей. В Петербурге к мальчикам пригласили лучших учителей, экономить на воспитании своих детей отставной бригадир не собирался. Возможно, именно в этот момент вместе с другими иностранными учителями в доме Луниных появился аббат Вовилье, воспитавший Мишеля в духе католичества.

Позднее Лунин напишет: "Мой брат и я были воспитаны в римско-католической вере. У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесно исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь миноритов, где он умер…" Поле битвы, о котором упоминает Лунин, - это поле под Аустерлицем, известное как место сокрушительного поражения русской армии.

После неудачных походов 1805-1807 гг. Михаил Лунин , штабс-ротмистр Кавалергардского полка поселяется в Петербурге на Черной речке. В доме кроме хозяина, слуг и гостей проживают еще девять собак и два медведя, которые наводят панику на окрестных жителей. Сохранилось немало воспоминаний и слухов о проделках штабс-ротмистра. Современник вспоминал: "Лунин беспрерывно школьничал. Редкий день проходил без его проказ". То Лунин за одну ночь на пари меняет местами вывески на Невском проспекте, то - опять на пари - скачет по столице в чем мать родила, то, отправившись на двух лодочках к Каменноостровскому дворцу, расшалившиеся кавалергарды поют серенаду императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.

Но Лунин не только лихой офицер, прославившийся кутежами, серенадами и дерзкими выходками, мемуаристы неоднократно отмечают благородство и глубину его чувств, милосердие и сострадание к ближнему. "Как-то в Петергофе прилично одетый человек обратился к нему за милостыней: Лунин, не задумываясь, отдал ему свой бумажник, сказав своему спутнику, что человек, с виду порядочный, вынужденный просить милостыню, должен был, несомненно, пережить тяжкое горе. Может, это был и мошенник, - добавляет мемуарист, - но не всякому дано поддаваться такому обману".

Лунин известен как бретер, готовый вызвать на дуэль любого по самому мелкому поводу, но, оказавшись у барьера, он всегда стреляет в воздух. Его противники далеко не столь благородны, и к военным ранам присоединяются шрамы от нескольких тяжелых ранений.

Кампанию 1812-1814 гг. Михаил Лунин закончил кавалером трех орденов и золотой шпаги "За храбрость". Однако военная карьера, видимо, в этот момент уже не прельщала его. Его волновала иная стезя - карьера свободы.

В принципе он был не одинок. Среди молодых русских офицеров, прошедших войну с Наполеоном, было немало мыслящих молодых людей. Они мечтали о том, что русский народ, освободивший Европу от ига Бонапарта, будет когда-нибудь так же свободен, как немцы, французы или англичане. Эти либеральные мечтания укреплял в то время сам император Александр I, известный своими весьма свободолюбивыми взглядами. Справедливо решив, что сами по себе благие пожелания не исполнятся, они решили объединиться в тайное общество, чтобы своими действиями всячески приближать тот день, когда обещанные Александром реформы станут былью. Михаил Лунин был самым старшим из заговорщиков - ему было 29 лет. Его юные кузены Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, их друзья Иван Якушкин и Сергей Трубецкой , еще несколько человек - вот и весь состав первого "декабристского" тайного общества "Союз спасения".

"В беседах наших, - напишет позже Якушкин, - обыкновенно разговор был о положении в России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

У этого "общества" не было ни устава, ни программы, оно больше напоминало политический клуб, в котором велись разговоры на самые разнообразные - иногда весьма опасные темы. Например, что лучше для России - республика или конституционная монархия? И если все-таки республика, то что же тогда делать с монархом? Ведь низвергнутый император может оказаться опаснее царствующего… Михаил Лунин предложил свой план. Справедливо полагая, что убийство царя может не понравиться народу, он предложил составить из членов общества "обреченный отряд", "партию в масках".

Эти люди должны убить царя, после чего общество отречется от них, предаст казни, как цареубийц… и установит в России республиканское правление. Но этот план показался юным заговорщикам слишком изощренным: им хотелось походить на тираноубийцу Брута, а не прятать свои лица под масками. План Лунина (как и другие планы цареубийства) был отвергнут. В конце концов никто из них всерьез не собирался убивать императора Александра, который и сам вроде бы был не прочь продвинуть Россию по пути "законно-свободных учреждений". Выступая в 1818 году на открытии Сейма в Польше (это был первый парламент на территории Российской империи), Александр пообещал в ближайшем времени даровать русскому народу "законно-свободные учреждения" - конституцию и парламент. Слова Николая породили бурю в умах молодых ветеранов, недавно вернувшихся с войны и рвавшихся делать историю.

Вероятно, сам Лунин не видел в этих спорах и тайных обществах ничего серьезного. Если было бы иначе, вряд ли он покинул бы Россию практически сразу после первых собраний "Союза спасения". В сентябре 1816 года Лунин подает в отставку и уезжает в Париж. Там он живет на весьма ограниченные средства, так как отец, не одобряя поведения сына, отказал ему в деньгах. Лунин снимает мансарду в Латинском квартале и пишет французский роман из русской истории "Лжедмитрий". Рукопись этого произведения, к сожалению, утрачена, однако те, кто ее читал, сравнивали слог Лунина с Шатобрианом, а это был очень лестный комплимент. Кроме литературы Лунина, судя по всему, страстно привлекала музыка. Еще в Петербурге он часами играл на рояле, в Париже он пользуется всяким удобным случаем, чтобы сходить в оперу, но, судя по некоторым воспоминаниям, более всего его трогают звуки органа… Он и сам прекрасно на нем играет, даже импровизирует.

Но парижские скитания Лунина достаточно быстро закончились: отец умер, и ему, как старшему сыну, пришлось возвращаться домой, чтобы взять на себя все заботы о солидном имении - тысяча с лишним душ.

Иногда несведущие люди бросают камень в огород декабристов: мол, если были они такие добрые, так хотели дать народу свободу, почему не освободили собственных крепостных? К сожалению, история свидетельствует о том, что Российская империя начала XIX века была таким же бюрократическим государством, как и Российская Федерация в начале XXI. Освобождение крепостных было связано с написанием большого числа прошений, получением всевозможных справок, подачей их во всевозможные учреждения и сованием взяток в жадные чиновничьи руки. Лунин избегал всяческих контактов с государством даже тогда, когда стал государственным преступником. Свободный тамбовский помещик Лунин решает улучшить жизнь своих крепостных сам. Он строит в имении школу, больницу, прощает крестьянам недоимки - словом, пытается быть просвещенным, а не диким помещиком. Крестьяне не забыли добрых дел своего барина. Когда в 1826 году до имения дошла весть об аресте Лунина, крестьяне взбунтовались.

Но Лунину мало добрых дел в своем имении, у него слишком много энергии, чтобы похоронить себя в деревне. К тому же круг его единомышленников явно расширился. Тайное общество, основанное его родственниками и друзьями, живо и продолжает действовать. Теперь оно называется "Союз благоденствия" и насчитывает более 200 человек.

План "Союза благоденствия" прост и замечателен: царь совсем недавно произнес в Варшаве, что ждет, когда Россия будет готова к принятию "законно-свободных учреждений". Пока "царь-отец рассказывает сказки", надо воспользоваться его же лозунгом и самим по-своему подготовить Россию.

Две сотни организованных, влиятельных молодых офицеров и чиновников - это немало. У каждого - сотни знакомых, чьи связи и средства могут быть использованы, а царь, даже если узнает, окажется в двусмысленном положении: не запирать же в тюрьму честных людей за желание "помочь" его собственным планам.

Но "дней Александровых прекрасное начало" осталось позади, царь приблизил к себе Аракчеева, тайные общества и масонские ложи запрещены, либеральные министры отправлены в отставку. Как это часто случалось в нашей непредсказуемой истории, оттепель сменилась заморозками. "Союз благоденствия" был распущен. Несогласные с этим члены общества образуют два, гораздо более радикальных союза: Южное и Северное тайные общества. Руководители Южного общества - друзья и родственники Лунина, его кузен Никита Муравьев - член коренной думы Северного общества. Да и сам Лунин "действует сообразно духу общества": возвращается на военную службу и поступает Гродненский гусарский полк. Но, несмотря на то что от Варшавы до Киева не так уж далеко, все свидетельствует о том, что Лунин прекращает все отношения с заговорщиками. Он не отрекся от своих свободолюбивых идей - просто ему необходима свобода от всего. Даже от заговора во имя свободы.

Любовь земная и небесная

В Польше он встретил и полюбил прекрасную Наталью Потоцкую, родственницу последнего польского короля. Ее роман с русским офицером мог начаться во время его службы в Варшаве, то есть в 1824-1825 годах. Потоцкой было семнадцать лет, Лунину тридцать семь... Девушка из королевского рода, конечно, была не ровня тамбовскому дворянину. Через несколько лет после встречи с Луниным ее выдают за князя Сангушко, одного из первых польских магнатов. Красота ее, по воспоминаниям современников, была необыкновенна и сохранилась в восторженных стихах французской поэтессы Дельфины Гэ: "Она явилась мне посреди праздника как идеал, которого ищет поэт..." Наталья Потоцкая-Сангушко прожила на свете всего 23 года и умерла в 1830-м, оставив единственную дочь.

Несмотря на то что Лунин имел славу ловеласа, его роман с юной Потоцкой скорее всего остался платоническим и необычайно возвышенным. Позднее в Сибири Лунин писал, вспоминая Польшу и свою любовь: "Католическая религия воплощается, так сказать, видимо, в женщинах. Она дополняет прелесть их природы, возмещает их недостатки, украшает безобразных и красивых, как роса украшает все цветы. Католичку можно с первого взгляда узнать среди тысячи женщин по осанке, по разговору, по взгляду. Есть нечто сладостное, спокойное и светлое во всей ее личности, что свидетельствует о присутствии истины. Последуйте за ней в готический храм, где она будет молиться; коленопреклоненная перед алтарем, погруженная в полумрак, поглощенная потоком гармонии, она являет собою тех посланцев неба, которые спускались на землю, чтобы открыть человеку его высокое призвание. Лишь среди католичек Рафаэль мог найти тип мадонны...

Католические страны имеют живописный вид и поэтический оттенок, которых тщетно искать в странах, где владычествует Реформация. Эта разница дает знать о себе рядом смутных впечатлений, не поддающихся определению, но в конце концов покоряющих сердце. То видимый путнику на горизонте полуразрушенный монастырь, чей дальний колокол возвещает ему гостеприимный кров, то воздвигнутый на холме крест или богоматерь среди леса указуют ему путь.

Лишь около этих памятников истинной веры слышится романс, каватина или тирольская песня. Для бедной Польши воскресенье - семейный праздник, для богатой Англии - это день печали и принужденности. Эта противоположность особенно сильно чувствуется в дни торжественных праздников. Католики окружают свою Мать-Церковь в простоте сердца, с самозабвением и полным упованием исполняют предписанные ею обряды, счастливы ее радостью; сектанты (так Лунин называет протестантов. - Ю.Г.) суровы и необузданны, ищут причины, чему надо радоваться, или погружаются в излишества, чтобы избежать терзающего их сомнения".

В Польше Лунин становится ревностным католиком. Однако лунинский католицизм отнюдь не только "эстетическая потребность". Принцип "свободы воли", особенно хорошо разработанный в католическом богословии, деятельная сторона католицизма - вот что должно было привлечь Лунина. Он мечтает о переустройстве мира и России, но Православная Церковь считает грехом любое выступление против императорской власти. Католики же, почитая непогрешимым Папу Римского, взамен получают свободу мыслить самостоятельно, а если их государь тиран, то могут его и свергнуть. Лунин уверен, что распространение католицизма могло бы ускорить путь к русской свободе. Он считает, что необходимо "содействовать духовному возрождению, которое должно предшествовать всякому изменению в политическом порядке, чтобы сделать последний устойчивым и полезным".

Подобные мысли, конечно, сформировались у Лунина в Польше, где он видел большую, чем в России, степень свободы и связывал это обстоятельство с гражданственностью и культурой, "настоянными" на католицизме.

"Он хотел стать мученником..."

Он остался верен своему выбору и подтвердил его, когда настали трудные времена. После восстания на Сенатской площади и мятежа Черниговского полка многие родственники и друзья Лунина оказались в казематах Петропавловской крепости. Некоторые из них сразу же назвали его имя, вспомнили и о давнем разговоре насчет "партии в масках". Именно этот разговор, да еще литографический станок, купленный Луниным и оставленный за ненадобностью у Трубецкого, и дали основание приговорить его к 15 годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Он написал своему кузену Никите Муравьеву, тоже сосланному в Сибирь: "…Все, что было до Сибири, - детская игра и бирюльки; наше истинное назначение - Сибирь; здесь мы должны показать, чего стоим".

В крепости Лунин часто беседовал со своими товарищами о религии. По воспоминаниям современника, "беседы Анненкова и Лунина большей частью витали в области нравственно-религиозной философии, с социальным оттенком. Анненков был друг человечества с прекрасными качествами сердца, но, увы, он был материалист, неверующий, не имеющий твердой почвы под собою. Лунин, напротив, был пламенный христианин. Оба они говорили превосходно.

Первый выражался с большой простотой и прямо приступал к своей идее; Лунин же впадал в напыщенность, в широковещательность и нередко позволял себе тон наставника, что, впрочем, оправдывалось и разностью их возрастов. Лунин старался обратить своего молодого друга на путь истинный. Не раз слышалось: "Но, милый мой, вы слишком упрямы; верьте мне, что вам достаточно четверти часа несколько сосредоточенного внимания, чтобы вполне убедиться в истине нашей веры".

Многие вспоминают, что в тюрьме Лунин держался особняком. Он был намного старше большинства декабристов (некоторым он даже казался стариком). И он знал что-то такое, чего не ведали эти молодые люди, угодившие в Сибирь более за слова и намерения, чем за реальные действия.

"Я не участвовал в мятежах, свойственных толпе, ни в заговорах, приличных рабам. Мое единственное оружие - мысль, то согласная, то в разладе с правительственным ходом, смотря по тому, как находит она созвучия, ей отвечающие. В последнем случае не из чего пугаться. Оппозиция свойственна всякому политическому устройству..." - писал Лунин. Бывший гусар и кавалергард, а ныне государственный преступник, как всегда, не бросал слов на ветер. Он продолжал оставаться свободным человеком. Как только он вышел из тюрьмы и отправился на поселение, откуда можно было писать личные письма в Россию, он берется за перо. В письмах сестре он открыто высказывает свои взгляды: "Любезная сестра. Мое прозвище изменилось во время тюремного заключения и в ссылке и при каждой перемене становилось длиннее. Теперь меня прозывают в официальных бумагах: государственный преступник, находящийся на поселении. Целая фраза при моем имени. В Англии сказали бы: "Лунин - член оппозиции..."

"Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует по равнинам Вифлеемским, бдит вместе с пастухами и вместе с волхвами вопрошает звезды. Всюду я нахожу истину и всюду счастье".

Прочитав о смерти председателя Государственного совета Новосильцева, прежнего управителя Польши, он пишет сестре: "Какая противоположность в наших судьбах! Для одного - эшафот и история, для другого - председательское кресло в Совете и адрес-календарь. Упоминая о нем в этом письме, я открываю для его имени единственную возможность перейти в потомство". "Через несколько лет те мысли, за которые меня приговорили к смерти, будут необходимым условием гражданской жизни".

Письма попадают на стол начальника III канцелярии Бенкендорфа. Их читает сам Николай I. Лунину запрещают писать письма. Он спокойно подписывает казенную бумагу, обещая год "никаких писем не писать". Через год он отправляет сестре толстую тетрадь, сопроводив ее следующим посланием: "Дражайшая. Ты получишь две приложенные при сем тетради. Первая содержит письма первой серии, которые были задержаны, и несколько писем второй, которых, очевидно, ждет та же участь. Ты позаботишься пустить эти письма в обращение и размножить их в копиях. Их цель нарушить всеобщую апатию.

Вторая тетрадь содержит "Краткий обзор Тайного общества". Эта рукопись, составленная мною с целью представить вопрос в его настоящем свете, должна быть напечатана за границей... Я надеюсь, что ты исполнишь мое желание, не поддаваясь влиянию детского страха, которому у нас подвержены мужчины более, чем женщины, и который делает тех и других подобными стаду баранов".

Этого власть выдержать не смогла. Лунин был вторично арестован и помещен в Акатуй - самую страшную каторжную тюрьму Сибири.

"Он хотел быть мучеником и получил то, чего хотел", - с легким раздражением заметил о Лунине Иван Пущин . Доброго Ивана Ивановича беспокоила судьба друзей и родственников Лунина, которых могут начать "таскать" из-за этого дела. Но Лунин в отличие от многих его друзей и соратников никого не выдавал. Даже на следствии в Петропавловской крепости он отказывался называть имена заговорщиков, говоря, что это против правил чести.

"Архитектор Акатуевского замка, без сомнения, унаследовал воображение Данта, - писал Лунин друзьям. - Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который я занимаю. Меня стерегут, не спуская с меня глаз. Часовые у дверей, у окон, везде. Моими сотоварищами по заточению являются полсотни душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков. Однако мы великолепно сошлись. Эти добрые люди полюбили меня. Я являюсь хранителем их маленьких сокровищ, приобретенных бог знает как, и поверенным их маленьких тайн".

В 1845 году 58-летний Лунин умер в тюрьме. Некоторые историки считают, что он был убит по приказу свыше, потому что иначе невозможно было заставить его замолчать, другие утверждают, что он умер от инсульта или от угара.

Одно из последних писем, которое дошло из-за акатуевских стен: "Деньги, вырученные от продажи дома, употребите в пользу Василича и его семьи тем способом, какой Вы найдете удобнейшим. Пришлите мне оставшиеся книги и образ Богородицы через посредство властей, требуя, чтобы издержки по пересылке были удержаны из принадлежащих мне денег... Здоровье мое поразительно. И если только не вздумают меня повесить или расстрелять, я способен прожить сто лет. Но мне нужны специи и лекарства для бедных моих товарищей по заключению. Пришлите средства от лихорадки, от простуды и от ран, причиняемых кнутом и шпицрутенами…"

Он сумел остаться свободным человеком даже в каторжной тюрьме, потому что считал, что по-настоящему свободным может быть только человек, помогающий другим и уповающий на Бога. Этим убеждениям он остался верен до конца.

С. Лунин - участник войны с Наполеоном, член тайных обществ, декабрист.

Начало службы

М. С. Лунин - коренной петербуржец - родился 29.12.1787 в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, после чего решил связать свою судьбу с военной службой в лейб-гвардии егерском полку (1803), но уже вскоре (1805) перевелся в кавалергарды.

Участие в войнах

В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием . Затем последовал Прусский поход (1807) и . на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию.

В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 - 1814) Лунин ушел в отставку.

Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота - установление конституционной монархии.

Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация - «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства.

После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации - «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание.

Декабрьское восстание

В 1824 - 25 гг. Михаил Лунин, вернувшись к военной службе, находился в Варшаве, в Гроднинском гусарском полку, где командовал эскадроном. После его как активного члена тайных политических организаций в Варшаве взяли под строгий надзор, а вскоре и арестовали. В апреле 1826 г. он был доставлен в Петербург и осужден на вечную каторгу, впоследствии замененную на 10-летний срок.

Сначала - Свеаборгская крепость (1826 - 27 гг.), затем - Выборгский замок (1827 - 28 гг.), после чего был отправлен на каторжные работы в Читу (1828 - 30 гг.) и на Петровский завод (1830 - 36 гг.). потом каторга сменилась поселением в с. Урик под Иркутском. Лунин никогда не отрекался от своих идей. В его письмах звучала резкая критика русских порядков. В результате обыска была найдена его рукопись «Взгляд на тайное общество в России (1816 - 1826)». Это произошло в 1841 г. Лунина вновь арестовали (27.03.1841). До суда он находился в Акатуйской тюрьме, а потом был отправлен на Акатуйский рудник (территория нынешней Читинской области). Умер Михаил Лунин на каторжных работах в Акатуйском руднике 15.12.1845.

Декабрист, член Союза спасения (1816), один из членов-учредителей Союза благоденствия, один из основателей Северного общества.

Михаил Сергеевич Лунин родился 18 (29) декабря 1787 года в в семье статского советника и богатого тамбовского помещика Сергея Михайловича Лунина (ум. 1817). Его детские годы прошли в имении Сергиевское, Инжавино тож, Тамбовской губернии.

М. С. Лунин получил хорошее домашнее образование. В сентябре 1803 года он поступил на военную службу юнкером в Лейб-гвардии Егерский полк. В 1805 году был произведен в портупей-юнкеры, в том же году был переведен эстандарт-юнкером в Лейб-гвардии Кавалергардский полк. В октябре 1805 года был произведен в корнеты.

М. С. Лунин принимал участие в Русско-французской войне 1805-1807 годов, был в сражениях при Аустерлице, Гельзборге (награжден орденом Святой Анны 4-й степени) и Фридланде. В декабре 1807 года он был произведен в поручики, в сентябре 1810 года - в штабс-ротмистры.

М. С. Лунин принимал участие в Отечественной войне 1812 года, был в сражениях под , (награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость»), и . В январе 1813 года был произведен в ротмистры. В 1813-1814 годах он участвовал в заграничных походах русской армии, был в сражениях при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуаз, Париже. В октябре 1814 года вернулся с полком в .

В октябре 1815 года М. С. Лунин вышел в отставку. В 1816-1817 годах он жил в Париже, где познакомился с А. де Сен-Симоном. В период пребывания во Франции принял католичество. В 1817 году, после смерти отца, М. С. Лунин вернулся в и получил богатое наследство. В январе 1822 года он вновь поступил на службу ротмистром в Польский уланский полк, квартировавший в местечке Ружены близ города Слуцка (ныне на Украине).

В марте 1824 года М. С.Лунин был переведен в Варшаву в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк с назначением адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа великого князя Константина Павловича. С мая 1824 года командовал 4-м эскадроном полка.

С 1816 года М. С. Лунин являлся членом Союза спасения, был одним из членов-учредителей Союза благоденствия (1818), одним из основателей Северного общества декабристов. В 1822 году отошел от дел тайного общества, однако не переставал быть приверженцем политических перемен в , в частности, отмены крепостного права.

После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года М. С. Лунин находился под надзором в Варшаве. Несмотря на покровительство великого князя, в марте 1826 года он был привлечен к следственному делу декабристов (давал показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета), в апреле был арестован в Варшаве и доставлен в , находился в заключении в Петропавловской крепости.

М. С. Лунин был осужден по 2-му разряду и приговорен к каторжным работам на 20 лет, в августе 1826 года этот срок был сокращен до 15 лет. С октября 1826 года он находился в заключении в крепости Свеаборг (ныне в Финляндии), с октября 1827 года - в Выборгской крепости. В апреле 1828 года был отправлен в Сибирь.

В 1828-1830 годах М. С. Лунин содержался в Читинском остроге, с сентября 1830 года - в Петровском заводе. В 1832 году срок его каторги был сокращен до 10 лет. В декабре 1835 года М. С. Лунин вышел на поселение в село Урик Ируктского округа. С 1836 года он стал писать сестре Е. С. Уваровой письма, предназначавшиеся для распространения и носившие характер блестящих публицистических статей на актуальные политические темы, за что был лишен права переписки на год. В 1839 году письма возобновились.

В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В. Я. Руперту сочинение М. С. Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», в марте 1841 года он был арестован и в апреле отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах. М. С. Лунин скоропостижно скончался в

План
Введение
1 Биография
1.1 Лунинские письма из Сибири

2 Адреса в Санкт-Петербурге
3 Цитата

6 Примечание

Лунин, Михаил Сергеевич

Введение

Михаи́л Серге́евич Лу́нин (18 декабря (29 декабря) 1787(17871229), Санкт-Петербург - 3 декабря (15 декабря) 1845, Акатуйский рудник, ныне Борзинский район Читинской области) - декабрист, подполковник лейб-гвардии (1822), состоял в «Северном обществе», католик.

1. Биография

М. С. Лунин родился в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, имевшего 1200 крепостных душ - Сергея Михайловича Лунина. Получил прекрасное образование. Он кроме французского языка, также хорошо знал английский, польский, латинский и греческий языки. Служил в Кавалергардском полку.

Участвовал в ряде исторических сражений, где отличался проявлениями храбрости.

В 1815 году М. С. Лунин ушёл в отставку с военной службы. Уехал за границу и год прожил в Париже, зарабатывая уроками и адвокатурой. В Париже он познакомился с Сен-Симоном и перешёл в католичество.

В 1817 году после смерти отца, став наследником большого состояния, вернулся в Россию. В Петербурге он вступил в «Союз спасения», и в дальнейшем был одним из основателей «Союза благоденствия», после прекращения деятельности которого Лунин стал членом «Северного тайного общества».

В 1822 году М. С. Лунин поступил на службу в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Он был назначен адъютантом Великого князя Константина Павловича, который был главнокомандующим войсками Варшавского военного округа.

После 1822 года Лунин отошёл от идей основателей движения, оставаясь приверженцем необходимости политических перемен в России, и прежде всего - освобождения крестьян. Он, в основном, отвергал способы, предлагаемые участниками тайных обществ, которые казались Лунину неприемлемыми.

В событиях 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге М. С. Лунин не принимал участия, так как в то время находился на службе в Польше. В марте 1826 года вызывался свидетелем по делу о восстании в Варшавский следственный комитет. Из декабристов Лунин был арестован последним: 10 апреля 1826 г. отправлен в Петербург под конвоем и в сопровождении фельдъегеря. В ночь на 16 апреля помещён в Петропавловскую крепость.

Следственному комитету Лунин заявил: «Я поставил себе неизменным правилом никого не называть поимённо». Факт своего участия в тайном обществе не отрицал.

В 1826 году М. С. Лунин был осуждён в основном за план цареубийства 1816 года. Приговорён к пожизненной каторге. 10 июля 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет, по манифесту от 22 августа 1826 г. - до 15 лет с последующим поселением в Сибири навечно. В 1832 году срок каторги был сокращён до 10 лет.

Перед судом всем декабристам было предложено написать завещание. Лунин по завещанию передал своё имение двоюродному брату с условием, чтобы тот отпустил крестьян на волю. Его сестра под давлением мужа оспорила завещание. Имение досталось ей.

После заключения в крепости Свеаборг и Выборгской тюрьме направлен в Читинский острог (доставлен 11 апреля 1828 года). Переведён на Петровский завод в августе 1830 года. В 1836 году вышел на поселение в с. Урик.

1.1. Лунинские письма из Сибири

В 1837 году Лунин создаёт серию политических писем, адресованных сестре: он задался целью написать историю декабристского движения, предполагалось, что письма станут известны широкому кругу читателей. В начале 1838 года он пишет «Розыск исторический» (краткое обозрение прошлого Российского государства), в сентябре 1838 года «Взгляд на Русское Тайное Общество с 1816 по 1826 года» (очерк по истории тайных обществ), в ноябре 1839 года «Разбор Донесения, представленного императору Тайной комиссией 1826 г.» (содержит критическое исследование «Донесения» и взгляд автора на декабристское движение с обозначением его истинных целей). Лунин планировал написать «Разбор деятельности Верховного уголовного суда» для чего просил сестру прислать документы и материалы, касающиеся Восстания 14 декабря: публикации газет, рассказы очевидцев. Замысел не был осуществлён, так как Лунин не получил требуемые материалы.

В Иркутске сложился кружок распространителей сочинений Лунина: преподаватели местных училищ Журавлёв и Крюков, казачий офицер Черепанов, декабрист П. Ф. Громницкий. Чиновник особых поручений при иркутском губернаторе Руперте Успенский увидел список одного из произведений Лунина у Журавлёва, взял его якобы для прочтения, снял копию и переслал с донесением А. Х. Бенкендорфу. В ночь с 26 на 27 марта 1841 года Лунин был арестован, его бумаги изъяты. Сам Лунин сослан в Акатуй.

Лунин нисколько не удивился своему новому аресту; он всегда ожидал, что его снова засадят в тюрьму, и всегда говорил, что он должен в тюрьме окончить свою жизнь, хоть, впрочем, он очень любил свободно скитаться с ружьём и проводил большую часть своей жизни на охоте. Однажды я был у него на святках, и он спросил меня, что по мнению моему последует ему за его письма к сестре? Я отвечал, что уже четыре месяца прошло, как он возобновил переписку, и если до сих пор и не было никаких последствий, то, вероятно, никаких и не будет и впредь. Это его рассердило; он стал доказывать, что этого быть не может и что непременно его запрут в тюрьму, что он должен в тюрьме окончить жизнь свою.
«Записи С. П. Трубецкого на „Записки“ В. И. Штейнгеля»

3 октября 1845 года Лунин скончался в тюрьме. По официальной версии причина смерти был апоплексический удар. Современники, а позднее С. Б. Окунь и Н. Я. Эйдельман считали, что Лунин был убит.

2. Адреса в Санкт-Петербурге

· 1814-1815, 1817-1822 - Рижский проспект, 76 (ул. Степана Разина, 6). Памятник истории Федерального значения;

· 1815-1816 - дом Дубецкой - Торговая улица, 14.

Работая над десятой главой «Евгения Онегина», Пушкин описал такое заседание:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Им резко Лунин предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал сво<и> Ноэли Пу<шкин>,
Мела<нхолический> Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал (VI, 524).

Литература

· Гусев В. Легенда о синем гусаре: Повесть о Михаиле Лунине. - М.: Политиздат, 1976. (Пламенные революционеры) - 389 с, ил. То же - М.: Политиздат, 1980. - 389 с.: ил.

· Лунин М. С. Письма из Сибири / Изд. подгот. И. А. Желвакова, Н. Я. Эйдельман. - М.: Наука, 1987. - 496 с.

· Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин / Окунь С. Б. - Л.: ЛГУ, Б. г. - 280 с.

· Гамзакова Т. Декабрист Михаил Лунин // «Истина и Жизнь».-1992.- № 7-8

· Н. Я. Эйдельман. «М. С. Лунин и его сибирские сочинения». В книге «Письма из Сибири», Москва, «Наука», 1987, с. 301-352.

· Е. С. Уварова. «Письмо-воспоминание о М. С. Лунине». В книге «Письма из Сибири», Москва, «Наука», 1987, с. 286-289.

· «Мемуары декабристов. Северное общество» Составления, общая редакция, вступительная статья и комментарии проф. В. А.Фёдорова - М.: МГУ, 1981.

· Цимбаева Е. Н. Русский католицизм. Идея всееропейского единства в России XIX века; 2-е изд., испр., доп. М., ЛКИ, 2008, 208 с.

6. Примечание

1. Например, он участвовал во время Аустерлицкого сражения в знаменитой атаке кавалергардов, описанной Львом Толстым в романе «Война и мир».

2. В. В. Вересаев «Спутники Пушкина», Москва, 1993, с. 194: «Он написал главнокомандующему Барклаю-де-Толли письмо и предлагал, послать его парламентёром к Наполеону; он брался подавая императору французов бумаги, всадить ему в бок кинжал».

3. Уволен из Кавалергардского полка 14 сентября 1815 г. Формальным поводом послужила дуэль с «каким-то поляком». С. Б. Окунь отмечал: «Александр, у которого к этому времени сложилось вполне определённое впечатление о Лунине, …просто решил избавиться от человека, всё поведение которого свидетельствовало о нежелании мириться с существующими порядками и все поступки которого носили характер открытого протеста» (Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин, Л., 1962, с.22).

4. Как пишет Н. Я. Эйдельман, «Пестель, по-видимому, предназначал Лунину место во главе „обреченной когорты“», то есть тех, кто должен был убить царя и наследника - великого князя Константина, а потом взять вину на себя. Однако, возможно, Лунин даже не знал о таковых планах Пестеля в отношении себя. И в дальнейшем Лунин отошел от точки зрения в необходимости цареубийства.

5. Вскоре после этого её муж, Фёдор Александрович Уваров пропал без вести. Многие думали, что он покончил с собой из-за того, что заставил жену оспорить завещание брата (Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Издательство МГУ, 1981, с.262). Есть также версия, что старец Фёдор Кузьмич и загадочно исчезнувший Уваров одно и то же лицо

6. «Мемуары декабристов. Северное общество». Составление, общая редакция, вступительная статья и комментарии проф. В. А. Фёдорова, М.: МГУ, 1981, с. 260-261

Михаил Сергеевич Лунин

Автолитография П.Ф. Соколова.
1822 год. С.-Петербург.

Михаил Лунин (1788-1845) - участник войны в чине штаб-ротмистра; декабрист: состоял в "Северном обществе", масон; на 14 декабря 1825 года имел чин подполковника. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в крепости - 20 лет каторги; с декабря 1835 г. на поселении. Затем вновь арестован и отправлен в Акатуй, где и умер.

Портрет М.С. Лунина прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков.

Лунин Михаил Сергеевич (1787, Петербург - 1845, Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ Иркутской губ.) - декабрист. Происходил из дворян. Получил домашнее образование. Поступил на военную службу в 1803 в лейб-гвардии Егерский полк, в 1805 перешел в кавалергарды и сражался при Аустерлице против Наполеона . В 1812 участвовал во всех главных сражениях Отечественной войны, получив три ордена и золотую Шпагу "За храбрость". Во время заграничного похода русской армии в 1813-1814 Лунин дошел до Парижа. В 1815 вышел в отставку и был членом первого общества декабристов - "Союза спасения", где, обсуждая будущее общественное устройство России, выдвинул первым среди декабристов проект цареубийства. В 1816-1817 жил в Париже, где познакомился с Анри де Сем-Симоном . В 1817, после смерти отца, Лунин вернулся в Россию и получил богатое наследство. В 1818-1821 участвовал в декабристском "Союзе благоденствия" как член-учредитель и член Коренной думы. Он приобрел литографический станок для нужд тайного общества и был одним из основателей Сев. общества. Лунин был решителен и бесстрашен, пользовался большим влиянием и требовал активных действий. "Непостоянный и безуспешный ход занятий общества" привел Лунина к мысли отойти от революционных дел. В 1822 Лунин вернулся на службу. В 1824-1825 Лунин служил в Варшаве командиром эскадрона Гродненского гусарского полка и одновременно адъютантом наместника Польши великого князя Константина Павловича. Несмотря на покровительство великого князя, Лунин в 1826 был арестован и привезен в Петербург. Во время следствия и суда держался независимо с чувством собственного достоинства, был осужден по второму разряду на 15 лет каторжных работ. В 1826-1827 Лунин сидел в сырой камере Свеаборгской крепости. В 1828 был отправлен на каторжные работы в Петровский Завод. После каторги, сокращенной до 10 лет, отправлен на поселение в с. Урик, ок. Иркутска. С 1836 Лунин стал писать сестре Е.С. Уваровой письма, предназначенные для распространения и носящие характер блестящих публицистических статей на актуальные политические темы (см. Лунин М.С. Письма из Сибири . М., 1987), за что был лишен права переписки на год. Через год в 1839 письма возобновились. В 1841 по приказу Николая I Лунин был арестован и отправлен в Акатуевскую тюрьму - местность с убийственным климатом, где содержались уголовники-рецидивисты. Здесь Лунин скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Лунин Михаил Сергеевич (29.12.1787 - 3.12.1845). Подполковник л.-гв. Гродненского гусарского полка.

Родился в Петербурге, раннее детство провел в Тамбовской губернии. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество. Отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин (ум. в феврале 1817), мать - Феодосия Никитична Муравьева (ум. 1792). Воспитывался дома, учителя - англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф. За Луниным в с. Сергиевском (Инжавино тож) и Никитском Кирсановского уездов Тамбовской губернии, с. Аннино Вольского уезда Саратовской губернии всего 929 душ.
В службу вступил юнкером в л.-гв. Егерского полка - сентябрь 1803, портупей-юнкер - январь 1805, переведен в л.-гв. Кавалергардский полк, эстандарт-юнкером - 1805, корнет - 8.10.1805, участник войны 1805-1807 (Аустерлиц, Гельзборг - награжден орденом Анны 4 ст., Фридланд), поручик - 26.12.1807, штабс-ротмистр - 28.9.1810, участник Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр - 14.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, Париж), вернулся с полком в Петербург - 18.10.1814, уволен в отставку 6.10.1815 в результате представления рапорта об отпуске. Уехал в Париж 10.9.1816, вернулся в первой половине 1817, вступил снова в службу ротмистром Польского уланского полка (местечко Ружены, г. Слуцк) - 20.1.1822, переведен в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусарский полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче - 26.3.1824, назначен командиром 4 эскадрона - 5.5.1824. Масон, член ложи «Трех добродетелей».

Член Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, участник «Московского заговора» 1817 и петербургских совещаний 1820) и Северного общества.

Первоначальные показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета дал в Варшаве 24.3.1826, арестован 9.4.1826 в Варшаве, доставлен в Петербург на главную гауптвахту - 15.4, переведен в Петропавловскую крепость в особый арестантский покой - 16.4, в мае показан в № 8 Кронверкской куртины.

Осужден по II разряду (В биографическом справочнике ошибочно по I - С.А. ) и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 (приметы: рост 2 аршина 8 5/8 вершков, «лицо белое, продолговатое, глаза карие, нос средний, волосы на голове и бровях темнорусые»), прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12.1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа (прибыл в Иркутск 16.6.1836), поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За «Письма из Сибири», пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8.1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту сочинение Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», высочайше повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению. Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3.1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах - 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: «оставить в строгом заключении». Умер (скоропостижно - С.А. ) в Акатуе в ночь на 3.12.1845.

Брат - Никита (1789 - 1805); сестра - Екатерина, в замужестве Уварова (8.3.1791 - 22.12.1868); племянники - Сергей Федорович Уваров (5.10.1820 - 1896), историк; Александр Федорович Уваров (11.1.1816 - 30.3.1869), полковник гусарского вел. кн. Константина Николаевича полка. Муж сестры знаменит тем, что вопреки духовному завещанию Лунина пытался отсудить в свою пользу Лунинский майорат. Умер сравнительно молодым, ходили слухи, что не умер, а просто ушел и старец Федор Кузьмич - это раскаявшийся Уваров.

ВД, III, 111-130; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 61.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Необузданные протесты Лунина

Лунин был гвардейским офицером и стоял летом с своим полком около Петергофа; лето было жаркое, и офицеры и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купаньем в заливе; начальствовавший генерал-немец неожиданно приказом запретил, под строгим наказанием, купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной формe, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поравнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил: «Что вы это тут делаете?» - «Купаюсь,- ответил Лунин, - а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме».