Урок-практикум по географии.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА

«ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ»

(ФГОС ООО)

9 класс

Составитель: Захарова Татьяна Викторовна

учитель географии

2016 год

Аннотация к рабочей программе

Актуальность программы: в настоящее время форма сдачи экзамена по географии в 9 классе имеет свои особенности. Сегодня это тестирование в виде ГИА и ЕГЭ. Чтобы успешно сдать, учащимся необходимо понять принцип сдачи экзаменов за курс средней школы. Особенно это важно для тех, кто решил продолжить образование в 10-11 классах. Но необычная форма экзамена вызывает затруднения и опасения у учеников. Во-первых, большим разнообразием заданий разного уровня сложности, во-вторых, объемом тех знаний и умений, которыми должен владеть выпускник, самой формой экзамена, где можно допустить ошибки из-за обычной невнимательности, даже при правильном решении. И это особо пугает учеников. Поэтому нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

К настоящему времени вступительный экзамен по географии введен почти в 100 ВУЗах страны. Данная форма экзамена имеет свою специфику и существенно отличается от традиционного устного выпускного и вступительного экзамена. Для успешного преодоления экзаменационного тестирования учащимся необходима предварительная подготовка и приобретение определенных навыков в такой форме контроля.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в факультативном курсе пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 9 классы. Данная программа необходима для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии, выбору будущей профессии, ориентации учащихся 9 класса в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения.

Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной школы. Является частью методической системы географического образования школьников.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии за курс основной школы, ориентировать учащихся 9 класса в выборе соответствующего профиля на старшей ступени обучения с перспективой сдачи вступительного ЕГЭ по географии.

Задачи курса:

    повторить теоретические основы курса географии;

    отработать практические навыки и умения;

    познакомить учащихся с основными правилами оформления экзаменационных работ, с разными типами заданий;

    повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

    упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы;

    научить анализировать природные, экономические и социальные явления.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Эффективное усвоение содержания факультативного курса по географии возможно на основе целостного подхода к деятельности, который предполагает использование групп методов: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Данная программа предполагает сочетание групп методов:

    Перцептивные (передача и восприятие учебной информации): словесные (рассказ, беседа, лекция, диалог), наглядные (демонстрации), практические (преобразование учебного материала, упражнения), аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов);

    Логические методы (организация и осуществление мыслительных операций): сравнение, сопоставление, анализ, синтез, выделение главного, конкретизация, систематизация, обобщение;

    Гностические методы (по характеру познавательной деятельности): частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

    Методы самоуправления учебно-познавательной деятельностью: работа под руководством учителя или учащегося, оказание дозированной помощи, самостоятельные работы;

    Методы контроля и коррекции (контроль тематический, текущий, итоговый).

Формы организации обучения: консультации, практические занятия (практикумы), работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий за компьютером (on - line ), зачетный урок.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Источники географической информации

Выпускник научится:

    использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

    по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

    определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

    в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

    составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;

географические координаты и местоположение географических объектов;

- читать простые планы местности;

Выделять существенные признаки географических объектов и явлений;

Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных

программ. географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в

результате деятельности человека;

Природа Земли

Выпускник научится:

    различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

    проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Природа материков

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Природа материков

Выпускник научится:

    различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

    сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

    оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

    описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

    объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

    создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

    выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

    оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Природа России

Выпускник научится:

    различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

    сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

    оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

    описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

    объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

    оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

    создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

Оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,

связанных с глобальными изменениями климата;

Делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в

результате изменения их компонентов, природные и антропогенные причины

возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и

глобальном уровнях;

Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и

техногенных явлений

Население России

Выпускник научится :

    различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

    анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

    сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

    объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

    находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

    использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

    выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

    оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

    различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

    анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

    объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

    использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

    выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

Обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и

явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и

человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Содержание учебного предмета

Введение. Особенности экзамена по географии в 9 классе

Особенности экзамена в 9 классе. Основные требования и особенности его проведения. Теоретические знаний и практические умений необходимые для подготовки к экзамену. Виды заданий. Психологический настрой. Правила оформления работ.

Раздел I . Основы теории и практики физической географии

Тема 1. Источники географической информации

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Тема 2. Природа Земли

Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Реки.

Биосфера. Границы биосферы. Почва как

. цикличность и ритмичность

Тема 3. Природа материков

Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии

Тема 4.Природа России

Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса.

Внутренние воды России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы.

Раздел II . Экономическая география Тема 1. Население России Население России. Численность, Половозрастной, этнический и

Тема 2. Хозяйство России Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Основные межотраслевые комплексы. Хозяйство района, его специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района. Проблемы районов. Географические особенности экономических районов России

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

консультация (лекция)

практикум

зачет

тестирование

Введение (2 часа)

Особенности экзамена по географии в 9 классе

Особенности экзамена в 9 классе. Основные требования и особенности его проведения. Теоретические знаний и практические умений необходимые для подготовки к экзамену. Виды заданий. Психологический настрой.

Уметь раскрывать значение терминов, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия.

Выявление особенностей глобуса как объемной модели Земли и карты как плоского изображения земной поверхности. Сравнение планов с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Правила оформления работ.

0,5

0,5

Раздел 1. Основы теории и практики физической географии (27 часов)

Тема 1. Источники географической информации (5 ч)

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты.

Уметь раскрывать значение терминов, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия, пользоваться измерительными приборами, организовывать наблюдения за погодой;

Использовать источники географической информации для решения учебных задач

Исследование и описание по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщения (презентации): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Тема 2. Природа Земли (6 ч)

Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Сравнивать карты (климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности на материках. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения(презентации) Уметь проводить сравнение рассматриваемых территорий.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Климатообразующие факторы.

Сравнивать карты (климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности на материках. Уметь проводить сравнение рассматриваемых территорий.

Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Сопоставлять карты и выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений. Читать климатограммы, распознавать типы климатов по ним. Составлять по картам атласа характеристику климата. Сравнивать климатическую карту и карту климатических поясови определять показатели климата климатического пояса. Уметь проводить сравнение климатов нескольких территорий.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность.

Географическая оболочка Земли . Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Тема 3. Природа материков (5ч)

Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты.

Характеризовать географическое положение материка и региона. Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом; между климатом и характером природной зональности. Анализировать и составлять характеристики природных компонентов материка и ПК. Находить дополнительную информацию об особенностях народов, населяющих материк. Готовить и обсуждать сообщения об особенностях населения и хозяйственной деятельности стран. Находить дополнительную информацию по теме. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях природных явлений и действиях человека в экстремальных условиях

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии

Тема 4.Природа России (8ч)

Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Административно-территориальное деление РФ.

Выявлять и сравнивать особенности географического положения России, зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Определять границы РФ и пограничных государств, поясное время для разных городов. Выявлять специфику административно-территориального устройства РФ. Определять основные тектонические структуры и этапы формирования земной коры на территории России по картам и таблицам. Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления; внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на рельеф Выявлять и сравнивать особенности географического положения природного комплекса, зависимость между ГП, климатическими особенностями и размерами территории

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса.

Внутренние воды России. Главные речные системы.

Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России.

Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы.

Раздел 2.Экономическая география (8 часов)

Тема 1. Население России (2ч) Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Обсуждать существенные признаки

понятий «отрасль», «хозяйство страны».

Определять отраслевой состав хозяйства на основе анализа иллюстративного материала и статистических

материалов. Определять политико-географическое положение страны(региона). Приводить по картам примеры территориальных и национальных образований. Определять экономико-географическую характеристику и специализацию хозяйства страны. Готовить краткие сообщения/ презентации об особенностях изучаемой страны. Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных; динамику численности населения России в ХХ в. Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения; половой и возрастной состав населения. Сравнивать половозрастные пирамиды России;

Тема 2. Хозяйство России (6 ч) Основные межотраслевые комплексы. Хозяйство района, его специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района. Проблемы районов.

Географические особенности экономических районов России

7,5

20,5

Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); работе с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мостовский район

село Соленое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 села Соленого

муниципального образования Мостовский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Практикум по географии»

Ступень обучения:

среднее (полное) общее образование

Класс:

10-11

Количество часов:

34 ч. – 10 кл.

34 ч. – 11 кл.

Уровень:

базовый

Учитель:

Штельмах Владимир Петрович

2013 г.

Пояснительная записка

Причиной составления авторской программы является отсутствие государственной программы для составления данного элективного курса. В программу включены основные темы, которые изучаются в курсе «География» за 6-11 классы и выносятся на государственную итоговую аттестацию по окончанию учащимися 11 класса.

Цель курса : подготовка к сдаче единого государственного экзамена по географии.

Задачи курса :

Сформировать:

Положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

Представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

Сформировать умения:

Работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

Эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

Правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Повысить знания учащихся по географии.

Таблица тематического распределения количества часов:

п./ п.

Разделы, темы

Количество часов

10 класс

11 класс

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ГЛОБУС, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ПЛАН

Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ

Тема 1. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 2. ЛИТОСФЕРА И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ

Тема 3. ГИДРОСФЕРА

Тема 4. АТМОСФЕРА

ИТОГО 10 класс

Тема 5. БИОСФЕРА. ПОЧВЫ. ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС

Тема 6. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ КАК КРУПНЕЙШИЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Раздел 5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

ИТОГО 11 класс

ИТОГО 10-11 класс

ВВЕДЕНИЕ(1 ч)

География в современном мире. Место географических знаний в современной жизни. Методы географии. Источники географической информации. Практическое применение географических знаний.

Раздел 1. ГЛОБУС, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ПЛАН (6 ч.)

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки.

Градусная сеть . Параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.

План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности.

Пр. р .

Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты. Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения точки.

Пр. р .

Раздел 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ(41 ч.)

Тема 1. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ(5 ч.)

Движения Земли и их основные следствия . Солнечная система. Галактика Млечный Путь и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля - единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

Географические открытия древности и Средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги. Арабы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки. Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVII-XX вв. В поисках «Южной Земли». Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Дж. Кука. Открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли: С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров и безызвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция.

Исследования внутренних частей материков в XIX в.: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX в.

П.р. р. Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы».

Тема 2. ЛИТОСФЕРА И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ (8 ч.)

Строение земной коры. Горные породы. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин. Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры.

Основные формы рельефа. Горы и равнины. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.

Горные области и основные формы рельефа гор. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины.

Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы.

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил. Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли».

Тема 3. ГИДРОСФЕРА (6 ч.)

Река в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание реки, речной бассейн. Водораздел. Режим рек. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Реки на пути от верховий к низовьям. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение реки. Пороги, водопады, ущелья. Дельты и эстуарии.

Озера. Различия озерных котловин. Сточные и бессточные озера.

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Болота.

Мировой океан. Роль океана в формировании атмосферы и климатов Земли, мировой круговорот воды. Движение вод в океанах.

Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.

География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота - происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. От пруда к водохранилищу. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Гидросфера».

Тема 4. АТМОСФЕРА(8 ч.)

Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера - воздушная пленка Земли. Состав атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара.

Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.

Погода и климат. Погода и ее разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты. Ветры западного переноса.

Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата.

Особенность климата России. Россия- холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.

П.р. р. Характеристика климата различных материков.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Атмосфера».

Тема 5. БИОСФЕРА. ПОЧВЫ. ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС (9 ч.)

Биосфера. Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы. Закономерности распределения органического мира по поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.

Природная зона . Широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов (ПК), изменение ПК в результате хозяйственной деятельности человека.

Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Зависимость свойств почвы от географического положения территории. Охрана почв.

П.р. р. По картам атласа рассмотреть распространение типов почв на земном шаре, на материках.

География почв России. Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Структура почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Почвы».

Природный территориальный комплекс . Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и JI. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

П.р. р. Характеристика по картам природных зон России.

П.р. р. Характеристика по картам природных зон различных материков.

Тема 6. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ КАК КРУПНЕЙШИЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (10 ч.)

Евразия.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Евразия ».

Африка. Географическое положение материка и особенности береговой линии. Природа, рельефа, климат, внутренних вод, природных зонах, история открытия и исследования. Населении и политическая карта, влияние человека на природу.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Африка ».

Северная Америка. Географическое положение материка и особенности береговой линии. Природа, рельефа, климат, внутренние воды, природные зоны, история открытия и исследования. Население и политическая карта, влияние человека на природу.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Северная Америка».

Южная Америка. Географическое положение материка и особенности береговой линии. Природа, рельефа, климат, внутренних вод, природных зонах, история открытия и исследования. Населении и политическая карта, влияние человека на природу.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Южная Америка ».

Австралия. Полярные области. Географическое положение материка и особенности береговой линии. Природа, рельефа, климат, внутренних вод, природных зонах, история открытия и исследования. Населении и политическая карта, влияние человека на природу

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области».

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (4 ч.)

Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения мира. Динамика численности населения мира в XX-XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный и современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Географический рисунок мирового населения. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Понятие об урбанизации, ее основные этапы. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.

Человечество - мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Национальный состав населения мира. Мировые, этнические, традиционные религии. Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Население мира ».

Раздел 4. МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч.)

Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные районы, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже XX-XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность.

География отраслей мирового хозяйства. Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели.

Горнодобывающая и обрабатывающая промышленности мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; «главные горнодобывающие державы». Ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и продукцию.

Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности

Непроизводственная сфера. Транспорт. Место непроизводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ».

Раздел 5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (5 ч.)

Природа России . Особенности географического положения России и сопредельных государств; факторы, определяющие особенности рельефа и климата на территории России; важнейшие районы размещения полезных ископаемых; моря, реки и озера России; размещение основных видов почв, меры по сохранению их плодородия; распространение растительности и животных; особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных природных зон. Часовые пояса на территории России.

П.р. р. Решение задач на определение поясного времени.

История освоения и исследования территории России

Истории освоения и исследования России, роль выдающихся отечественных исследователей в познании природы Имена отечественных исследователей на картах. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв.

Население и хозяйство России

Население России: численность, размещение, движение населения, демографические проблемы. Народы России; городское и сельское население; крупнейшие города. География важнейших отраслей хозяйства. Проблемы преобразования экономики России.

П.р. р. Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ».

3. Перечень практических работ:

№ пр. работы

Тема практической работы

Измерение направлений и расстояний на плане. Определение азимута. Чтение плана местности.

Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения объектов и наоборот. Измерение направлений и расстояний на плане и карте.

Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы».

Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли».

Решение практических заданий по теме «Гидросфера».

Характеристика климата различных материков.

Решение практических заданий по теме «Атмосфера».

По картам атласа рассмотреть распространение типов почв на земном шаре, на материках.

Решение практических заданий по теме «Почвы».

Характеристика по картам природных зон России.

Характеристика по картам природных зон различных материков.

Решение практических заданий по теме «Евразия ».

Решение практических заданий по теме «Африка ».

Решение практических заданий по теме «Северная Америка».

Решение практических заданий по теме «Южная Америка ».

Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области».

Решение практических заданий по теме «Население мира ».

Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ».

Решение задач на определение поясного времени.

Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ».

4. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

Знать/понимать

- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований;

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять

Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Применять

Разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Составлять

Комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Сопоставлять

Географические карты разной тематики;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Для учителя:

2. Т.И. Васильева. Мир в новом веке. М.: Просвещение, 2010.

3. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. М.: Айрис-Пресс, 2011.

4. Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-11 класс.

5. Набор интерактивных карт. 10-11 класс.

6. Э.В. Ким. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под редакцией О.А. Климановой «География Страноведение». М.: Дрофа, 2012.

7. П.А. Петров. Интересные факты в географии. М.: Просвещение, 2011.

Для учащихся:

1. Учебник:

1.1«География. Страноведение» под редакцией О.А. Климановой, рекомендованный Министерством образования и науки РФ М: Дрофа, 2011 г.

1.2 «География России. Природа и население». Под редакцией А.И. Алексеева. 8кл.М. Дрофа,2012 г

1.3 «География России. Хозяйство и географические районы». Под редакцией А.И. Алексеева. 9 кл. М.Дрофа 2012 г.

2. Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-11 классы

Дополнительная литература:

1) В.П. Максаковский Новое в мире. Цифры и факты/ В.П. Максаковский М. Изд-во «Дрофа» , 2009 г.

2) В.Н. Холина, А.С. Наумов, И. А. Родионов Справочное пособие/В.Н. Холина М; Дрофа Изд-во «ДИК», 2010 г;

3) Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира/ А.П. Кузнецов – М. Дрофа, 2009 г.

4) В.И. Сиротин Практические работы по географии 6-10класс / В.И. Сиротин М., 2009 г.

5) В. П. Максаковский Географическая картина мира в 2-х томах / В.П. Максаковский М; Дрофа, 2009 г.

6) Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль знаний10-11 класс/ В.И. Сиротин – М; Дрофа, 2009 г.


В период модернизации содержания школьного образования большое внимание уделяется практической и краеведческой направленности учебного процесса по географии. Считаю, что в результате этого дети вовлекаются в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал. Работа проводится в конце учебного года (конец мая- начало июня)и рассчитана на 2 дня:

1 день- исследовательские практические работы на местности

2 день-обработка данных и составление отчёта.

Практикум рассчитан на 3 возрастные группы, опирается на 3 различные территории

(желательно с водоёмами) с учётом усложнения проводимых исследований.

Перед проведением экологического практикума проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоёма и общее знакомство с планом проведения практической части исследований. Класс делится на группы по интересам: картографы, почвоведы (7-8 кл.), гидрологи, экологи.

Материал исследований используется на уроках географии, биологии, экологии; является базой исследовательских работ в 9, 10 классах.

Экологический полевой практикум для учащихся 6 класса.
Цель:- научить уч-ся работать с компасом, определять свой средний шаг, расстояние, азимут; определять скорость течения реки; степень загрязнённости территории.

Оборудование:- рулетка, компас, термометр, верёвка с поплавком, планшет.

Инструктивная карточка.



Экологический полевой практикум для учащихся 7 класса.


Цель: -научить уч-ся составлять азимутальную съёмку; делать анализ почвенного разреза; проводить гидрологические исследования и мониторинг окружающей среды.

Инструктивная карточка.


картографы

почвоведы

гидрологи

экологи

1. Выбрать масштаб.


2. Укрепить на стенке метр.

3.Описать разрез по плану:

Рисунок


-окраска

Описание включений

Влажность

Плодородие.


1.Название реки.

2.Исток, устье.

3.Притоки.

4.Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины.

6.Температура воды.

7.Прозрачность.

8.Характер берегов.

9.Состояние поймы.


1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира.

2.Определить видовой состав деревьев, кустарников, трав.

3. Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию.

4.Составить карту экологической ситуации территории.



*Примечание.

1.Определение механического состава почвы.

Из каждого горизонта берётся образец и смачивается водой, скатывается «колбаска»

 Сворачивается легко в кольцо без трещин- глина

 Незначительные трещины -тяжёлый суглинок

 «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- лёгкий суглинок

 Практически не скатывается «колбаска»- супесь

 «колбаска» не скатывается –песок.

2. Определение прозрачности воды.

Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную верёвку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.

3.Определение видового состава растительного мира.

 Вычислить % каждого вида деревьев, кустарников, трав

 Оценка состояния визуальным методом (% каждого состояния)

 Выделить преобладающие виды деревьев, кустарников, трав

4. Составление экологической карты местности выполняется при помощи цветовой гаммы

Отличное состояние-зелёный

Хорошее- жёлтый

Удовлетворительное- синий

Неудовлетворительное- красный

Экологический полевой практикум для учащихся 8 класса.
Цель:- закрепить навыки картографирования, описания почвенного разреза, гидрологических и экологических исследований.

Оборудование:- компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, верёвка, верёвка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.

Инструктивная карточка.


картографы

почвоведы

гидрологи

экологи

1. Выбрать масштаб.

2. Составить план местности на планшете, используя нивелир.

3. Обозначить объекты условными знаками.


1. Сделать почвенный разрез глубиной 1 м.

2. Укрепить на стенке метр.

3.Описать разрез по плану:

Почвенные горизонты и их мощность

Рисунок


-окраска

Механический состав почвы каждого горизонта

Визуально определить структуру (комковатая или зернистая)

Ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая)

Описание включений

Влажность

Плодородие.

4. Сделать выводы.



1.Название реки.

2.Исток, устье.

3.Притоки.

4.Определение ширины реки с помощью верёвки.

5.Определение скорости течения реки.

6.Температура воды.

7.Прозрачность.

8.Характер берегов.

9.Состояние поймы.

10. Определить рекреационную нагрузку поймы реки.

11.На карту-схему реки нанести предприятия, мосты, плотины, родники.


1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира, составить каталог растений.

2. Выявить и проанализировать основные источники загрязнения территории.

3 . .Составить карту экологической ситуации территории.


*Примечание.

Определение рекреационной нагрузки на реку.

 Подсчёт количества зон отдыха и определение их состояния

 Подсчёт костровищ, анализ их состояния

 Подсчёт количества дорог, тропинок и анализ их состояния

 Подсчёт количества свалок отходов

Ибатуллина Лилия Ринатовна учитель географии МБОУ «СОШ с. Нижнезаитово Шаранского района РБ»

  1. Развивать и отрабатывать навык определения координат.
  2. Называть определения: широта, долгота, параллель, меридиан.
  3. Выяснить- для чего нужны координаты?

Оборудование:

Ход урока

1.Организация класса .

2.Проверка календаря наблюдений.

3.Фронтальный опрос с использованием диска.

  • Что такое широта?
  • Как называются линии широты?
  • Покажите широты. Какими они бывают, почему?
  • Что такое долгота?
  • Как называются линии соединяющие полюса?
  • Чему равна длина меридиана?
  • Какой материк пересекают все меридианы? (Антарктиду)
  • Покажите долготы, какими они бывают, почему?
  • От какого и до какого градусов отсчитываются долготы и широты? (от 0-180,0-90)
  • “Если ты узнать захочешь,
    Адрес точки на Земле.
    Не ленись, открой свой атлас,
    И внимательно всмотрись.
    Пошагай по параллелям,
    Меридианам улыбнись.
    Очень, очень постарайся,
    И смотри, не ошибись!”
    О чем идет речь? (о координатах).

    4.По координате определите объект? 51°с.ш.0°з.д.

    “ Бог и мое право”- таков девиз на гербе этой страны, и пишется он по давним традициям, по-старофранцузски.Четыре части, из которых состоит данная страна, символизируют: Святой Георг и роза, Святой Андрей и чертополох, Святой Давид и лук-порей, Святой Патрик и трилистник клевера. В парламенте этой страны депутаты голосуют “ ногами”- те, кто “за” , выходят в западные ворота, те кто “против”,-в восточные.(Великобритания )

    Как называется меридиан, проходящий по 0°?

    “Самый крупный город страны. Административный и культурный центр. Много небольших фабрик легкой промышленности. Сюда приезжает много иностранных туристов. Город-музей. Небольшие площади, украшенные памятниками и фонтанами, узкие улицы. В старинном городе много античных зданий, средневековых дворцов и соборов. У Палатинского холма расположена древняя площадь Форум. Неподалеку от Форума высится гигантское полуразвалившееся здание Колизея- одного из самых больших сооружений древности. (Рим ) 42°с.ш.13°в.д.

    5.Практическая часть урока.

  • Работа по вариантам у доски. (Дети получают таблицы, которые надо заполнить. Два сильных ученика выполняют задание у доски).
  • Игра “ Кто быстрее”.
  • Учитель показывает карточки с координатами, дети определяют объект.

    • 36°ю.ш.150°в.д. (г. Косцюшко)
    • 56°с.ш.38°в.д. (г. Москва)
    • 70°с.ш.40°з.д. (о. Гренландия)
    • 20°ю.ш.45°в.д. (о. Мадагаскар)

    6.Взаимопроверка.

    Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками с заданиями, подготовленными дома. На доске критерии оценок:

    • 4 задания правильно -“5”
    • 3 задания правильно -“4”
    • 2 задания правильно -“3”
    • 1 задание правильно -“2”

    7.Самостоятельная работа по вариантам.

    Вариант №1

    • г. Берлин (52°с.ш.14°в.д.)
    • г. Париж (48°с.ш.2°в.д.)
    • г. Волгоград (48°с.ш.45°в.д.)
    • г. Пекин (39°с.ш.117°в.д.)

    Вариант №2

    • г. Ереван (40°с.ш.45°в.д.)
    • г. Осло (60°с.ш.11°в.д.)
    • г. Дели (29°с.ш.77°в.д.)
    • г. Якутск (62°с.ш.130°в.д.)

    8.Итог урока .

    • Что мы сегодня делали на уроке?
    • Для чего нужны географические координаты?

    Выставление оценок.

    9.Домашнее задание.

    • Найти сведения о каком-нибудь объекте.
    • Написать 4-5 предложений, используя координаты в тексте.