Магнитная волна. Электромагнитное излучение — воздействие на человека, защита

Значение слова ГЕРОИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГЕРОИ

В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, "полубогами". В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры. История Героев относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - - сер. 2-го тыс. до н. э.) связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения Героев вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240—1022; frg. 1 — 153; Apoll. Rhod. I 23 — 233). Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки давней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. III13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Денофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3—4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя большей частью имеет драматический характер, т. к. жизни одного Героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому а мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герой часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 1, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею). Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Героях, таких, как Геракл. Ранний героизм подвиги Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонте с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Героев, его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги Героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Героя, (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Героя, (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены). Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Hes. Theog. 950—955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Ноm. Od. XI 601—604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Героя. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11 — 13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811 - 814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Ноm. Od. IV 561 — 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на острова блаженных (Орр. 167 —173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155—388). В песне элейских женщин в богу Дионису обращаются как к Дионису - Герою (Anthologia. lyrica graeca. ed. Diehl, Lips., 1925, II р. 206, frg. 46). Таким образом. Геракл явился образцом для представления о Герое - боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался Героем среди богов. Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Героя (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165). В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умерших Героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654—657). Плачи (или френы) по Героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Ноm. II. IX 189). Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других — как Герою (Herodot. II 44). Некоторые Герои воспринимались как ипостаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон — Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7 — 6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпонимов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герой мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко- персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Artist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героем по имени Дексион). Почётное звание Героя получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали восприниматься как предки — покровители семьи, рода и полиса. Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герой очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих тебя, Герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же Герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги), Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект навлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героя, особенно враждебные, способствуют повествовательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях Герой эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса — хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих надежд»), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством. Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях и роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, в эта активность составляет, в известном смысле, их специфику. Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша, Ахилла, Герои германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами - Героями являются, напр., Тор в скандинавской мифологии. Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш" как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско -иберийских народов: Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью приобретается посредством определённого искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практикумов в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляции и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией, - проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток наведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов); Герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии. Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума. Биографическое «начало» в героическом мифе в принципе аналогично космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания Героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эта мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения. Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЕРОИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОИ
    Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., …
  • ГЕРОИ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Культ героев был широко распространен в древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце девятого века до н. э., …
  • ГЕРОИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: ГЕРОИ в Словаре Кольера:
    К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру.А. м. тесно переплетена …

Мифологические герои Древней Греции были людьми, но родителями многих из них являлись боги. Мифы об их подвигах и свершениях – это неотъемлемая часть культуры древних греков и ниже в статье представлен своеобразный «топ» героев Эллады.

Самый могучий герой Древней Греции – Геракл

Родителями Геракла были смертная женщина Алкмена и могущественный древнегреческий бог Зевс. Согласно древнегреческой мифологии Геракл за свою жизнь совершил двенадцать знаменитых подвигов, за которые богиня Афина вознесла его на Олимп, где Зевс даровал герою бессмертие.

Наиболее известные подвиги Геракла – это умерщвление девятиглавой гидры, победа над прежде неуязвимым немейским львом, укрощение стража царства мёртвых пса Цербера, очистка десятилетиями до того нечищеных Авгиевых конюшен, сооружение каменных столбов на берегах Гибралтарского пролива, разделяющего Африку и Европу. В древности пролив так и назывался – Геркулесовы Столпы (Геркулес – это римское имя Геракла).

Древнегреческий герой Одиссей

Царь Итаки Одиссей знаменит своим полным опасностей и смертельного риска путешествием из города Трои на родину. Подвиги, которые герой совершил во время него, описаны древнегреческим поэтом Гомером в поэме «Одиссея».

Одиссей отличался не только силой, но и хитростью. Во время путешествия он ослепил гигантского циклопа Полифема, сбежал от волшебницы Кирки, не поддался чарам сладкоголосых сирен, «проскочил» на корабле между пожирающей всё живое Сциллой и поглощающим всё водоворотом Харибдой, ушёл от прекрасной нимфы Калипсо, выжил после удара молнией и, вернувшись домой, расправился со всеми новоявленными «женихами» своей жены Пенелопы. «Одиссея» - так с тех пор называют люди любое рискованное и длительное путешествие.

Герой Древней Греции Персей

Персей это ещё один сын Зевса, матерью его была аргосская царевна Даная. Персей прославился тем, что убил медузу Горгону - крылатое покрытое чешуёй чудовище, голова которой вместо волос была покрыта змеями, и от взгляда которой каменело всё живое. Затем Персей освободил из лап пожиравшего людей морского чудовища царевну Андромеду, а её прежнего жениха превратил в камень, заставив его взглянуть на отрубленную голову Горгоны.

Древнегреческий герой Троянской войны – Ахилл

Ахилл был сыном царя Пелея и нимфы Фетиды. В младенчестве мать окунула его в воды реки мёртвых Стикс, благодаря чему всё тело Ахилла стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать.

Неуязвимость Ахилла сделала его непобедимым воином, пока, во время осады Трои, сын троянского царя Парис не угодил ему стрелой в эту самую пятку. С тех пор любое уязвимое место какой-либо неприступной защиты называют её «ахиллесовой пятой».

Герой Древней Греции Ясон

Ясон знаменит тем, что на корабле «Арго» с командой отважный аргонавтов (среди которых были и сладкоголосый певец Орфей, и могучий Геракл) отправился в далёкую Колхиду (современную Грузию) и добыл шкуру охраняемого драконом волшебного барана – золотое руно.

В Колхиде Ясон взял в жёны дочь царя этой страны, ревнивую Медею, которая родила ему двух мальчиков. Когда позже Ясон решил повторно жениться на коринфской царевне Креусе, то Медея убила и её, и своих собственных детей.

Несчастный герой Древней Греции Эдип

Оракул предсказал отцу Эдипа, фиванскому царю Лаю, что он умрёт от руки сына. Лай приказал убить Эдипа, но тот был спасён и усыновлён рабом, а юношей тоже получил предсказание Дельфийского оракула, что убьёт отца и женится на собственной матери.

Испуганный Эдип отправился путешествовать, но на пути в Фивы в ссоре убил какого-то знатного старого фиванца. Дорогу в Фивы охранял Сфинкс, загадывая путникам загадки и пожирая всех, кто не смог их отгадать. Эдип разгадал загадку Сфинкса, после чего тот покончил жизнь самоубийством.

Фиванцы выбрали Эдипа своим царём, а женой его стала вдова бывшего правителя Фив. Но когда Эдип узнал, что бывший царь – это когда-то убитый им на дороге старик, а жена является одновременно матерью, он ослепил себя.

Ещё один знаменитый герой Древней Греции – Тесей

Тесей был сыном царя морей Посейдона, а прославился тем, что убил Минотавра – чудовище, жившее в труднопроходимом критском лабиринте, а затем нашёл выход из этого лабиринта. Выбрался он оттуда благодаря клубку нити, который подарила ему дочь критского царя Ариадна.

Мифологический герой Тесей почитается в Греции, как основатель Афин.

По материалам энциклопедии «Кто есть кто».

Герои рождались от браков олимпийских богов со смертными. Они были наделены сверхчеловеческими возможностями и огромной силой, но не обладали бессмертием. Герои совершали всевозможные подвиги с помощью своих божественных родителей. Они должны были на земле выполнять волю богов, вносить в жизнь людей справедливость и порядок. Высоко почитались герои в Древней Греции, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Не всегда понятие героического поступка включало в себя воинскую доблесть. Одни герои, действительно, - великие воины, другие - врачеватели, третьи - великие путешественники, четвёртые - всего лишь мужья богинь, пятые - родоначальники народов, шестые - пророки и т.д. Греческие герои не бессмертны, но их посмертная судьба необычна. Некоторые герои Греции обитают после смерти на Островах блаженных, другие - на острове Левка или даже на Олимпе. Считалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле. Гробницы героев – герооны – были местами их поклонения. Нередко при этом существовали в разных местах Греции могилы одного и того же героя.

Подробнее о героях по книге Михаила Гаспарова «Занимательная Греция»

В Фивах рассказывали о герое Кадме, основателе Кадмеи, победителе страшного пещерного дракона. В Аргосе рассказывали о герое Персее, который на краю света отрубил голову чудовищной Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень, а потом победил морское чудовище - Кита. В Афинах рассказывали о герое Тесее, который освободил среднюю Грецию от злых разбойников, а потом на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего во дворце с запутанными переходами - Лабиринте; он не заблудился в Лабиринте потому, что держался за нить, которую дала ему критская царевна Ариадна, ставшая потом женой бога Диониса. В Пелопоннесе (названном так по имени еще одного героя - Пелопа) рассказывали о героях-близнецах Касторе и Полидевке, ставших потом богами-покровителями конников и борцов. Море покорил герой Ясон: на корабле «Арго» со своими друзьями-аргонавтами он привез в Грецию с восточного края света «золотое руно» - шкуру золотого барана, сошедшего с небес. Небо покорил герой Дедал, строитель Лабиринта: на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины, хотя сын его Икар, летевший вместе с ним, не удержался в воздухе и погиб.

Главным из героев, настоящим спасителем богов, был Геракл, сын Зевса. Он был не просто смертным человеком - он был подневольным смертным человеком, двенадцать лет служившим слабому и трусливому царю. По его приказам Геракл совершил двенадцать знаменитых подвигов. Первыми были победы над чудовищами из окрестностей Аргоса - каменным львом и многоголовой змеей-гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы вырастало несколько новых. Последними были победы над драконом дальнего Запада, сторожившим золотые яблоки вечной молодости (это по дороге к нему Геракл прорыл Гибралтарский пролив, и горы по сторонам его стали называться Геракловыми столбами), и над трехголовым псом Кербером, сторожившим страшное царство мертвых. А после этого он был призван к главному своему делу: стал участником в великой войне олимпийцев с мятежными младшими богами, гигантами, - в гигантомахии. Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.

Но гигантомахия была лишь предпоследней опасностью, грозившей всевластию олимпийцев. От последней опасности спас их тоже Геракл. В своих странствиях по краям земли он увидел на кавказской скале прикованного Прометея, терзаемого Зевсовым орлом, пожалел его и стрелою из лука убил орла. В благодарность за это Прометей открыл ему последнюю тайну судьбы: пусть Зевс не добивается любви морской богини Фетиды, потому что сын, которого родит Фетида, будет сильнее отца, - и если это будет сын Зевса, то он свергнет Зевса. Зевс послушался: Фетиду выдали не за бога, а за смертного героя, и у них родился сын Ахилл. И с этого начался закат героического века.

Общие понятия об электромагнитных волнах

На сегодняшнем уроке мы с вами будем рассматривать такую необходимую тему, как электромагнитные волны. А важной эта тема является хотя бы по тому, что вся наша современная жизнь связана с телевиденьем, радиовещанием и мобильной связью. Поэтому стоить подчеркнуть, что все это осуществляется за счет электромагнитных волн.

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению вопроса, связанного с электромагнитными волнами и в первую очередь озвучим определение таких волн.

Как вам уже известно, волной называют распространяющееся в пространстве возмущение, то есть, если где-то какое-то возмущение произошло, и оно распространяется во все стороны, то мы можем говорить, что распространение этого возмущения это и есть не что иное, как волновое явление.

Электромагнитные волны - это такие электромагнитные колебания, которые распространяются в пространстве с конечной скоростью, которая зависит от свойства среды. Иными словами можно сказать, что электромагнитной волной называют распространяющееся в пространстве электромагнитное поле или электромагнитное возмущение.

Давайте свое обсуждение начнем с того, что теорию электромагнитных волн электромагнитного поля впервые создал английский ученый Джеймс Максвелл. Самое интересное и любопытное в этой работе заключается в том, что оказывается электрические и магнитные поля, как вы знаете, и так как было доказано, что они существуют вместе. Но оказывается, они могут существовать и совершенно в отсутствии какого-либо вещества. Вот это очень важное заключение и было сделано в работах Джеймса Клерка Максвелла.

Оказывается, электромагнитное поле может существовать даже там, где отсутствует какое-либо вещество. Вот мы с вами говорили, что звуковые волны присутствуют лишь только там, где есть среда. То есть, колебания, происходящие с частицами, имеют способность передаваться лишь там, где находятся частицы, которые обладают способностью передавать это возмущение.

А вот, что касается электромагнитного поля, то оно может существовать там, где нет вещества, и отсутствуют какие-либо частицы. И так, электромагнитное поле существует в вакууме, значит, из этого следует, что если мы создадим определенные условия и сможем, как бы создать общее электромагнитное возмущение в пространстве, то соответственно это возмущение имеет способность распространяться по всем направлениям. И именно это будет у нас электромагнитная волна.

Первый человек, который смог произвести излучение электромагнитной волны, и прием электромагнитной волны - это был немецкий ученый Генрих Герц. Ему первому удалось создать такую установку по излучению и по приему электромагнитной волны.

Первое, что мы должны здесь сказать, что для излучения электромагнитной волны нам требуется, конечно же, достаточно быстро движущийся электрический заряд. Мы должны создать такое устройство, где будет очень бистро движущийся или ускоренно движущийся электрический заряд.

Генрих Герц, с помощью своих опытов доказал, что для получения мощной и достаточно ощутимой электромагнитной волны, движущийся электрический заряд должен свое колебание осуществлять с очень высокой частотой, то есть порядка нескольких десятков тысяч герц. Также следует подчеркнуть, что если такое колебание происходит у заряда, то вокруг него будет генерироваться переменное электромагнитное поле и распространяться во все стороны. То есть, это и будет электромагнитная волна.

Свойства электромагнитных волн

Еще необходимо отметить тот факт, что электромагнитная волна, конечно же, обладает определенными свойствами и вот об этих свойствах как раз, и было совершенно точно указано в работах Максвелла.

Следует также отметить, что свойства электромагнитных волн имеют определенные различия, а также очень сильно зависят от ее длины. В зависимости от свойств и длинны волн электромагнитные волны делятся на диапазоны. Они имеют довольно таки условную шкалу, так как соседние диапазоны имеют свойства накладываться друг на друга.



Не лишним будет знать и то, что некоторые области обладают общими свойствами. К таким свойствам относятся:

Способность проникновения;
высокая скорость распространения в веществе;
влияние на человеческий организм, как положительное, так и отрицательное и т.д.

К разновидностям электромагнитных волн можно отнести, как радиоволны, ультрафиолетовый и инфракрасный диапазоны, видимый свет, а также рентгеновское, гамма-излучение и другие.

А теперь давайте внимательно рассмотрит приведенную внизу таблицу, и подробнее изучим, как можно классифицировать электромагнитные волны, какие бывают виды излучений, источники излучения, а также их частоту:



Интересные факты о электромагнитных волнах

Наверное, ни для кого не будет секретом тот факт, что пространство, которое нас окружает, пронизано электромагнитным излучением. Такое излучение связано не только с телефонными и радиоантеннами, но и окружающими нас телами, Землей, Солнцем и звездами. В зависимости от частоты колебаний электромагнитные волны могут иметь различные названия, но суть их сходна. К таким электромагнитным волнам можно отнести, как радиоволны, так и инфракрасное излучение, и видимый свет, и рентгеновские лучи, а так же лучи биополя.

Такой безграничный источник энергии, как электромагнитное поле является причиной появления колебания электрических зарядов атомов и молекул. Из этого следует, что колеблясь, заряд движется с ускорением и при этом излучает электромагнитные волны.

Воздействие электромагнитных волн на здоровье человека

Уже много лет ученные обеспокоены проблемой влияния электромагнитных полей на здоровье человека, животных и растений и поэтому много времени посвящают исследованиям и изучению этой проблемы.

Наверное, каждый из вас бывал на дискотеках и обращал внимание на то, что под действием ультрафиолетовых ламп светлая одежда начинала светиться. Такой вид излучения не представляет опасности для живых организмов.

А вот посещая солярий или используя в медицинских целях ультрафиолетовые лампы необходимо использовать защиту для глаз, так как такое воздействие может вызывать кратковременную потерю зрения.

Так же при использовании ультрафиолетовых бактерицидных ламп, которые применяют для обеззараживания помещений, необходимо быть крайне осторожными и при их применении необходимо покинуть помещение, так как они отрицательно влияют на кожу человека, а также на растения, вызывая, ожег листьев.

Но кроме окружающих нас источников излучения и различных приборов, организм человека также имеет свои электрические и магнитные поля. Но также следует знать, что в человеческом организме на протяжении его жизни электромагнитные поля имеют свойство постоянно меняться.

Чтобы определить электромагнитное поле человека используют такой точный прибор, как энцефалограф. С помощью этого прибора можно с высокой точностью измерить электромагнитное поле человека и определить его активность в коре головного мозга. Благодаря появлению такого прибора, как энцефалограф, появилась возможность для диагностики различные заболевания даже на ранней стадии.

Электромагнитной волной называют возмущение электромагнитного поля, которое передается в пространстве. Ее скорость совпадает со скоростью света

2. Опишите опыт Герца по обнаружению электромагнитных волн

В опыте Герца источником электромагнитного возмущения были электромагнитные колебания, которые возникали в вибраторе (проводник с воздушным промежутком посередине). К этому промежутку подавалось высокое напряжение, оно вызывало искровой разряд. Через мгновение искровой разряд возникал в резонаторе (аналогичный вибратор). Самая интенсивная искра возникала в резонаторе, который был расположен параллельно вибратору.

3. Объясните результаты опыта Герца с помощью теории Максвелла. Почему электромагнитная волна является поперечной?

Ток через разрядный промежуток создает вокруг себя индукцию, магнитный поток возрастает, возникает индукционный ток смещения. Напряженность в точке 1 (рис. 155, б учебника) направлена против часовой стрелки в плоскости чертежа, в точке 2 ток направлен вверх и вызывает индукцию в точке 3, напряженность направлена вверх. Если величина напряженности достаточна для электрического пробоя воздуха в промежутке, то возникает искра и в резонаторе протекает ток.

Потому что направления векторов индукции магнитного поля и напряженности электрического поля перпендикулярны друг другу и направлению волны.

4. Почему излучение электромагнитных волн возникает при ускоренном движении электрических зарядов? Как напряженность электрического поля в излучаемой электромагнитной волне зависит от ускорения излучающей заряженной частицы?

Сила тока пропорциональна скорости движения заряженных частиц, поэтому электромагнитная волна возникает только если скорость движения этих частиц зависит от времени. Напряженность в излучаемой электромагнитной волне прямо пропорциональна ускорению излучающей заряженной частицы.

5. Как зависит плотность энергии электромагнитного поля от напряженности электрического поля?

Плотность энергии электромагнитного поля прямо пропорциональна квадрату напряженности электрического поля.