Примеры сочинительных подчинительных бессоюзных. Сложные предложения: бессоюзная и союзная сочинительная связь

Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

И . – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Среди предложений 11 – 17 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер

этого предложения.
(11) Вся Россия по-русски говорит, а ты что за бестолочь такая? (12) Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье, чтоб русского не знал? (13) Эх, бедный твой дед, который, семь лет прожив в России, по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
(14) – Што ви гаваритэ! – подражая деду, удивлялся я на ломаном русском.
(15) – Да, да, не таращь, пожалуйста, глаза! (16) Два часа покойный говорил с Иваном, два часа слушал его Иван с разинутым ртом, а потом повернулся к народу и сказал, что подобной русской речи он в жизни своей не слышал. (17) Вот как оно было!

Укажите верную характеристику предложения: КРИК ДАЛЕКОЙИИВОЛГИ ЗВУЧАЛ ПОЧТИ РЯДОМ С ПРОХОРОМ; СЛЫШНО БЫЛО, КАК КРАДЕТСЯ ЛИСА СКВОЗЬ ЧАЩУ.

1.Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.
2.Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3.Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
4. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного:
1. Простодушие, с каким маленький рябоватый солдат признавался в бегстве, было особенно страшным.
2. Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.
3. Огромный дом, в которой родился Грей, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4. По встревоженному лицу Жени женщина угадала, что вошедшая в сад Ольга недовольна.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.Напишите номер этого предложения.

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдалэкзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения – математическое иестественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёлс естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначалеэто его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью управление:

1) Высоко вверху, где смыкались тёмные мохнатые верхушки деревьев, мерцали редкие звёзды.
2) Оказывается, существует такая интересная награда, которую присуждают сами дети-радиослушатели.

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью примыкание:
1) Врачи запретили знаменитому живописцу рисовать из-за губительного воздействия красок.
2) Молодая сухощавая женщина медленно идёт к дому с коромыслом на плече. И кажется, что вместе с ношей несёт она нелёгкую свою думу.

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний.
3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3-4 примера со связью управление.
4. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.
5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний: Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.
6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, сумка папы, платье из шёлка, песня Коли.

Подчинительная связь

Подчине́ние , или подчинительная связь - отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой свя́зи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный , другой - как зависимый .

Лингвистическому понятию «подчинение» предшествует более древнее понятие - «гипотаксис ».

Особенности подчинительной связи

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа , во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения , во-вторых .

Подчинение в словосочетании и простом предложении

Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении:

  • согласование
  • примыкание

Подчинение в сложном предложении

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая - придаточной .

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

  • союзное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзов .
    Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).
  • относительное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
    Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).
  • косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
    - подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
    Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).
  • последовательное подчинение (включение)
    - подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко, второй придаточной и т. д.
    Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).
  • взаимное подчинение
    - обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
    Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).
  • параллельное подчинение (соподчинение)

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Подчинительная связь" в других словарях:

    Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое как зависимое. Новый учебник, выполнение плана, правильно ответить. см. согласование, управление, примыкание; В… …

    Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения. Связь подчинительная см. подчинение. Связь сочинительная см. сочинение … Словарь лингвистических терминов

    Связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения. Подчинительная связь. Сочинительная связъ … Словарь лингвистических терминов

    Связь, возникающая между компонентами сложного предложения. Содержание 1 Описание 2 Типы синтаксической связи 3 Примечания … Википедия

    Подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. На основе П. образуются синтаксические единицы 2 типов словосочетания и сложноподчинённые предложения. Слово (в… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    - (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия аудиокнига


Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»