Казаки некрасовцы краткое содержание. Некрасовские казаки на кубани

Некрасов Игнат - донской казак (атаман Есауловской станицы), сподвижник атамана К. Булавина в борьбе с царским режимом за независимость Дона. Ему и Драному Булавин поручал самые серьезные боевые операции против карательных войск Петра I. Драный и Некрасов взяли Черкасск 7 июня 1708 г. Некрасов вместе с Павловым осадил Царицын и приступом взял его. Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), он ввел казачье самоуправление в Царицыне. Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску...».

Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту: «... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина». Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708 г.) на Кубань. Правительство считало национально-освободительное движение на Дону подавленным.

С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). В процессе нового этапа освободительного движения с царским режимом Некрасов создал устойчивую казачью общину, потомки которой являются нашими современниками. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним казаки идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы за казачью волю с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».

Петра I понимал, что борьба казачьего народа за волю не закончена, национально-освободительное движение стало более организованным, идеология свободы охватывало все большие круги казаков Дона, потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.). Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.

Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил. В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 Г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.

В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью. Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.

Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч казаков, крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов. Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях.

После 1737 г. походы И. Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Поэтому конец этого года можно предположительно считать годом смерти Игната Некрасова.
В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков некрасовцев приказ был один - истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и Камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие.

Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

Двести пятьдесят лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова - не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". И только в 60-х годах прошлого века вернулись они на Родину и были поселены в Ставропольском крае (на момент переселения община казаков некрасовцев насчитывала 700 семей).

Видео о казаках некрасовцах

А ето самая "забаяненая" фотография некрасовцев в Турции, на озере Майнос, нач. 20 века.


6 июля 1707 года царь отправил указ полковнику князю Юрию Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з жёнами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». А ведь самодержец наверняка прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.Однако, вельможа не понимал, что он не на Рязанщине, и для поимки беглецов раздробил свои силы на несколько отрядов. В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны. Так началось знаменитое Булавинское восстание.
12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками: «Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на разсуждение господина маеора».
5-6 июля состоялся упорный бой у стен крепости Азов, в ходе которого казаки атамана Лукьяна Хохлача были наголову разбиты и бежали. Сам Хохлач сдался в плен.
7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии - застрелился.

По описаниям, Игнат Некрасов был крепкого телосложения.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).А позже, некрасовцам пришлось перейти на сторону Османской империи.
Оказавшись в окружении иноверцев, казаки законсервировали свои обычаи и права.«Заветы» сохранили в памяти образ древних об-щественных отношений, за-бытый казаками под вла-стью России. Один из рус-ских чиновников (В. П. Ива-нов-Желудков), посетивший Майнос(Турция) в 1865 г. рассказы-вая о необычайной честно-сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли.меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од-ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель-ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден-ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за-ставляют поклониться в зем-лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи-ли!»; затем ему вручается бу-лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы-ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок» .

Обучение детей, музыкальной грамоте по "крюкам". У староверов певческие книги пишутся не нотами, а дораскольными знаками- "крюками". Ето пение называется- наречь.
Как пример можно послушать вот здесь-http://www.youtube.com/watch?v=gPbFF2cCXEM

ЗАВЕТЫ ИГНАТА
(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабёж на войне - по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом - после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками - смерть.
35. За измену войску, богохульство - смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга - изгнать.

Знамя некрасовцев.

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Подготовка невесты к свадьбе.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.
В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.
Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае.В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов.

В етом году был юбилей, 50-т лет как из Турции вернулись последние некрасовцы. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселках Кумская Долина и Новокумский, Левокумского района Ставропольского края.
Несколько снимков -первых шагов по родной земле. Хорошие ли, плохое ли решение приняли казачки, нам не судить... но часть некрасовцев не поехала в СССР, а перебралась в США, там их называют- "турчаны".

5 сентября 1962 года в Прикумск, а именно так в то время назывался город Буденновск, из Турции в СССР, на постоянное место жительство, прибыли по железной дороге из Новороссийска, куда, в свою очередь, приплыли на теплоходе «Грузия» из Стамбула.
Кстати, на теплоходе родился один малец и на вокзале в Прикумске тоже,первый на русской земле-Кондрат Полуэктович Шепелеев.

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, а потом и в Турцию, где встали под турецкие стяги. Вернулись обратно они уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

"Заветы Игната"

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» - 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину


Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков , и большинство из них хотели обратно в Россию.
В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.
Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

Более десяти лет назад в поселке Новокумском был создан центр традиционной русской культуры. Его руководитель Людмила Евдокимова вспоминает, как был организован ансамбль казаков-некрасовцев. Она, приехав в поселок как молодой специалист, сразу обратила внимание на незнакомые песни, которые пели некрасовцы.

Потомки донских казаков, покинувших родину в XVIII веке, вернулись домой сорок лет назад и сохранили традиции и устои предков

Более трехсот лет назад атаман Кондратий Булавин поднял казаков Верхнего Дона и беглых крестьян из Центральной России протир царской власти и примкнул к отрядам Емельяна Пугачева. После разгрома восстания и гибели Булавина почти восемь тысяч казаков со своими семьями, спасаясь от расправы, ушли с Дона на Кубань, потом на Дунай, а оттуда в Турцию, на озеро Майнас. Вел их кошевой атаман Игнат Некрасов. Там, вдали от родины, казаки основали поселение Казакей и два с половиной века, следуя заветам своего атамана, жили замкнутой общиной. Некрасовцы с малых лет воспитывались в любви к России, жили с надеждой на возвращение.

В 1912 году, несмотря на завет Некрасова "при царе в Расею не возвращаться", первая волна казаков по разрешению царского правительства все-таки приехала в Россию. Им запретили селиться выше Кубани. (Сегодня в поселке Некрасовский живут потомки первых возвращенцев.) А после революции в Стране Советов началось расказачивание, и в Турцию хлынул новый поток казаков.

Только в 1962 году привел изгнанников на родную землю последний атаман "игнат-казаков" Василий Порфирьевич Саничев. В середине прошлого века в Турции обострились межконфессиональные отношения, и казаки приняли решение покинуть страну. Часть из них выбрали Америку, но большинство вернулись в Россию.

Дочери атамана Саничева Агафья Миронова и Мария Береснева рассказывают, что они хорошо помнят тот день, когда к их отцу пришли казаки и "всем миром" стали просить его заняться их возвращением на Родину.

Отец очень боялся брать на себя такую ответственность, - вспоминает Мария Васильевна. - Но однажды к нему во сне явилась Богородица, что отец воспринял как знак свыше. И он решился на этот важный шаг. Несколько лет шли переговоры с правительством СССР через посольство Советского Союза в Турции. И вот наконец теплоход "Грузия" с 999 казаками на борту отплыл из Турции. А в Новороссийск прибыла уже тысяча некрасовцев: в дороге родился мальчик, которого назвали Семен. Так на Черноморском побережье Турции перестало существовать поселение Казакей.

Правительство СССР поселило некрасовцев на Ставрополье, в поселках Бургун-Моджар и Новокумский Левокумского района. Здесь они стали виноградарями и огородниками. По словам донского историка Игоря Бондаренко, поначалу советский образ жизни у некрасовцев, воспитанных на традиционных религиозно-этических нормах, вызвал шок. К тому же жили и работали некрасовцы в винодельческих совхозах, где вино текло рекой, а потому алкоголизм постепенно становился бичом и в их среде. Но со временем некрасовцы адаптировались к советскому укладу жизни и уже не так строго следовали заветам Игната Некрасова, которых насчитывалось более 170. Например, "за брак с иноверцами смерть", "за богохульство расстрел" и т.д.

По словам Семена Бабаева (того самого, который родился на корабле по пути в Россию), некрасовцы являются старообрядцами не слишком строгого толка. В их церковь приходят и местные жители. В их среде много смешанных браков. "Мы столько веков стремились вернуться в Россию. Мы считаем себя и русскими, и казаками", -подчеркивает Семен.

За сорок с лишним лет пребывания на Ставрополье переселенцы вместе с местными жителями подняли два виноградарских хозяйства - "Левокумский" и "Бургун-Маджарский", - рассказывает глава районной администрации Николай Щербина. - Некрасовцы - удивительно трудолюбивый, религиозно стойкий и морально чистый народ. Надо сказать, что местные парни отдают предпочтение невестам из семей казаков-некрасовцев. Их привлекают исключительная чистоплотность, домовитость и верность этих девушек. Только в селе Новокумском насчитывается более 300 таких семей".

Ни один праздник у некрасовцев не обходится без песен. Они сложены на все случаи жизни, не забыты даже обрядовые XVIII века. В свое время к переселенцам приезжала экспедиция из Московской консерватории, записавшая тогда более 400 песен казаков.

Более десяти лет назад в поселке Новокумском был создан центр традиционной русской культуры. Его руководитель Людмила Евдокимова вспоминает, как был организован ансамбль казаков-некрасовцев. Она, приехав в поселок как молодой специалист, сразу обратила внимание на незнакомые песни, которые пели некрасовцы. Соседи рассказали ей свою историю. На одном из краевых совещаний Людмила. Васильевна высказала мнение, что хорошо было бы создать ансамбль казаков-некрасовцев. А через некоторое время из Ставрополя позвонили: "Срочно представить коллектив на краевой фестиваль фольклорного творчества". Местный священник помог Людмиле Евдокимовой подобрать участников: многие некрасовцы пели в церковном хоре. Набралось около двадцати человек, из которых и был создан ансамбль "Некрасовские казаки". С фестиваля ансамбль вернулся в звании лауреата, а через год получил титул народного. В 1989 году "Некрасовские казаки" выступали в

Москве, в Колонном зале Дома союзов.

Тогда я впервые задумалась о том, как сохранить это бесценное богатство, пришедшее к нам из глубины веков. Так возникла идея создания центра традиционной русской культуры. Совхоз подарил двухэтажное здание, в залах мы разместили экспозиции, отражающие историю казаков-некрасовцев. Сегодня кроме "Некрасовских казаков" в Левокумске есть детский коллектив "Некрасовские казачата", который известен по всей России и даже за рубежом, - рассказывает Людмила Евдокимова.

Не так давно участники ансамбля "Некрасовские казаки", потомки донских казаков, посетили фольклорный праздник в древней столице донского казачества Старочеркасске. Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличались восточной яркостью и пестротой от традиционных нарядов местных участников праздника. Сказывается влияние турецких мотивов в одежде предков некрасовцев. Но покрой одежды сохранился исконно русский, близкий к костюму Центральной России.

В Старочеркасском музее работает и пользуется большой популярностью экспозиция, рассказывающая об истории казаков-некрасовцев. По словам директора Старочеркасского музея-заповедника Михаила Астапенко, здесь представлена традиционная мужская и женская одежда некрасовцев, есть и такие редкие экспонаты, как книга "Апостол", отпечатанная в 1635 году, и икона протопопа Аввакума. В современной части экспозиции можно увидеть фотографии, сделанные на уроке в турецкой школе, где учились дети из некрасовской общины (с 1930 года обучение в школе стало обязательным для казачьих детей, как и служба в турецкой армии). И один из самых дорогих для некрасовцев экспонатов - рукописная книга, написанная атаманом Василием Саничевым в 1956 году для обучения казачьих детей русскому языку.

Основав в Турции поселение Казакей, донцы прожили там два с половиной века

Heкpас, Некрасов Игнат Фёдорович (ок. 1660-1737) был активным участником Булавинского восстания 1707-1709 годов и одним из ближайших сподвижников Кондратия Булавина. Участвовал в восстании с самого начала и продолжал борьбу с царскими войсками после его подавления. После окончательного поражения восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани. Основную окраску некрасовскому казачьему войску придавало религиозное отщепенство, возведенное в подвиг и дышавшее непримиримым фанатизмом. Крымский хан и татары сумели использовать эти качества "игнат-казаков". В лице их они нашли стойких и озлобленных противников русских войск и тех казаков, которые были на стороне правительства Российской империи. Вражда 6еглецов, зародившаяся на Дону, перенесена была на Кубань. Некрасовцы превратились не только в подданных татар, но и в их союзников. Приверженность их к ханам была так велика, что последние употребляли некрасовцев против внутренних смут и для подавления волнений среди татар. При набегах же и войнах с русскими некрасовцы становились в ряды врагов России и были наиболее стойкими её противниками. Татары, дав некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти как на Дону. Некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре заняли место в центре бывшего царства Босфорского. По указанию Крымского хана, они осели тремя городками - Блудиловским, Голубинским и Чирянским, на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком. Городки эти, названные так по именам тех станиц, из которых прибыла на Кубань главная масса беглецов, были укреплены земляными валами и увезенными с Дона шестью медными и одной чугонной пушками. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Община некрасовских казаков возросла численно и окрепла экономически. Игнат Некрасов продолжил свою войну с ещё большим усердием.

В 1711 году, во время неудачного похода Петра Великаго на Прут, казаки Некрасова опустошили вместе с татарами русские селения в Саратовской и Пензенской провинциях. Петр Великий приказал наказать некрасовцев и их союзников за набег. Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину приказано было двинуть на Кубань отряд из русских регулярных войск, яицких казаков и калмыков. Было разорено несколько поселений, расположенных по правому берегу Кубани, и в том числе некрасовские селения. Это была первая кара, постигшая некрасовцев на новом их местожительстве. Два года спустя сам Некрасов, его сподвижники Сенька Кобыльский и Сенька Ворыч с казаками, участвовали в опустошительном набеге крымского хана Батыр-Гирея на Харьковскую губернию; а в 1715 году Некрасов организовал целый отряд шпионов, посланных на Донщину и в украинские города. Около 40 человек некрасовцев, под предводительством беглого монастырского крестьянина Сокина, проникли в верховья Хопра и в Шацкую провинцию Тамбовской губернии. Под видом нищих и монашествующей братии они высматривали расположение русских войск и подговаривали население к побегу на Кубань. Но скоро действия этих шпионов были обнаружены и многие из них поплатились головами за свою дерзкую попытку. Еще два года спустя, в 1717 году некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру. Сам Некрасов со своими казаками не щадили никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении. Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска и вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы. В 1736 г. Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев "для взятия языка". В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т. д., и т. д. В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения и только после 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 годах Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться. Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами. Некрасовцы не шли обратно в Poccию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства - лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол.

В царствование Анны Ивановны игнат-казаки были так стеснены русскими войсками, что Крымский хан пытался переселить их в Крым к Балаклаве. Попытка не удалась и некрасовцы остались на Кубани. Во время занятия Таманского полуострова русскими в 1777 году некрасовцы передвинулись на левый берег реки Кубани. Не имея возможности противостоять правительственным войскам, они вошли в соглашение с турками, приняли турецкое подданство и начали переселение в турецкие владения на Дунае. До 100 семей игнат-казаков, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горах вместе с черкесами. С этими, оставшимися на Кавказе некрасовцами, вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань. Бывших запорожских казаков некрасовцы приняли враждебно. Периодически стали возникать случаи столкновений между черноморцами и казаками-некрасовцами. В 1793 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, перехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках. Чернышев, быстро соединив два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака. На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, "которые по одеянию и другим признакам", оказались некрасовцами. Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, попадали к ним в плен. В горах Кубани появилось большое количество русских людей, плененных черкесами и некрасовцами. В конце XVIII и начале XIX столетий, остававшиеся на Кубани некрасовцы, частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, растворились в черкесской массе, слившись с ней.

Процесс переселения на Дунай был довольно длительным и продолжился в период 1740—1778 годов. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов, они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название — озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину. Переселившиеся в Малую Азию казаки с годами создали русскую общину, просуществовавшую среди инородцев более 200 лет и сохранивших национальную и культурную идентичность.

Демократическое устройство некрасовской общины, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, побывавших у них. Русский чиновник В. П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, рассказывает о необычайной честности, царившей в поселении некрасовцев, чего не скажешь о подданных "русского царя". У Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ были хо-рошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота.

Некрасовцы в Турции

На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с «атаманком». Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгей-ском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности «атаманка» лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был сле-дить за нравственным пове-дением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников де-лил доход поровну. При возвращении на Майнос каж-дый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну. Недели за две до окон-чания рыбного лова ватага посылала своего посла с ве-стью на Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для пе-ревозки снастей, лодок, казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Иг-ната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.

Также интересны свидетельства об организации внутреннего порядка в общине некрасовцев. Например, атаманы и во время своей службы несли ответственность за проступки наравне с другими членами общины: атамана можно было высечь и секли, это не выходило из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же клали ничком и точно так же заставляли поклониться в землю со словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручали булаву, символ его власти, которую на время наказания отбирал какой-нибудь старик. Вручив булаву, все валились атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечал, почесы-ваясь, избранник народный, и все входило в прежний порядок.

Общественное устрой-ство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образо-вание определялись «Завета-ми Игната Некрасова. Вне всякого сомнения, «Заветы» - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции. Свод законов был за-писан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священ-ном ларце в церкви на Майносе. Где эта книга нахо-дится теперь неизвестно.

Заветы Игната:

1. Царизму не покоряться. При царях в Расею не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть - войско, вооружение. 2-я часть - школа церковь. 3-я - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга - смерть.
13. За разбой, грабёж, убийство на войне - по решению круга - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками - смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство - смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длится лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, - изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.

Турецкие власти в отношении некрасовцев вели себя так же, как и русские цари. С одной стороны, прекрасные солдаты, честнейшие люди (именно «Игнат-казаки» во время военных действий охраняли войсковые кассы и гаремы), с другой — весьма непокорный народ, не признающий ни аллаха, ни судов, ни начальников. Пытались призывать их в турецкую армию: «мы — казаки, нам в аскеры (солдаты) дороги нет», — и предпочли выплачивать громадные налоги за освобождение от воинской повинности в мирное время. Пытались ввести преподавание на турецком языке: «мы — казаки, нам к тоим школам дороги нет, мальцы по-нашему пусть гутарят», — и снова откупились.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х годов. Землевладельцы из некрасовцев богатели небывалыми для Бин-Эвле темпами. Им не хватало рабочих рук, а турок нанимать нельзя — и тогда казак на казака начал работать, получать деньги из рук брата. Это уже было нарушением заветов Игната. Началось разделение на богатых и бедных. Своих кулаков, богатеев некрасовцы называли верховыми и домовитыми. "У верховых глаза в желудке", "Домовитый заветы Игната решит", "Без труда человека нет, одни собаки да верховые", — вот поговорки, появившиеся в то время. Раскол между домовитыми и рыбарями («настоящий казак труд любит, он рыбалит») со временем усиливался. Часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде. В 60-х годах XIX века начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната» и в 1912—1913 годах, несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной 70-80 семей. Около 170—200 семей осталось в Турции. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Основав два селения — Успенское и Воскресенское, — казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский.

Положение основной массы, оставшихся в Турции некрасовцев, продолжало ухудшаться. В сороковых годах XX века турецкие власти стали активно продавать земли вокруг казачьего поселения, надеясь, что это приведет к ассимиляции. Чтобы сохранить «простор», община разрешила своим членам покупку земель.

В 1962 году казачий круг обратился к Советскому правительству с просьбой разрешить казакам вернуться на родину «со старыми и малыми», всей общиной. Право исповедовать свою веру было одним из условий казаков на возвращение в переговорах с представителями советского консульства в Стамбуле. Именно благодаря вере они сохранили язык, культуру, а значит, и себя. "Кто черное семя сеет, - поясняли некрасовцы, - тот разумеет. Ведь в книгах черным по белому написано. У нас в Турции кто знал только по-турецки, тот грамотным не считался". Стоит ли говорить, что советская сторона не скупилась на обещания, лишь бы казаки не поехали в США. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев. Советское правительство поселило некрасовцев не на их родных донских землях, а на Ставрополье, с тем, чтобы вернувшиеся казаки помогли осваивать целинные земли. Кроме того, местные власти не спешили выделять средства и место под строительство церквей. Некрасовцы написали письмо на имя Хрущева. Вскоре все разрешения были получены, и казаки приступили к возведению храмов: в поселке Новокумском - Успенского, а в Кумской долине - Троицкого, то есть тех самых приходов, которые у них оставались еще в Турции. Во все годы проживания в СССР, несмотря на атеистическую идеологию государства, некрасовцы обязательно крестили детей, при вступлении в брак венчались. Если кто-нибудь из их детей вступал в брак с представителями окрестного населения, непременным условием со стороны родителей-некрасовцев было требование к жениху или невесте перейти в православие "древнего благочестия". Второе поколение родившихся в России некрасовцев состоит только в смешанных браках. Этому община не препятствует, так как главной целью некрасовцев было - "не потуречиться, не замарать кровь", теперь они дома.

Часть казаков не поехала в Россию. В 1963 году из Турции в США выехали 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавших-ся наотрез ехать в СССР.

Первое время по возвращении в Россию некрасовцы строго соблюдали все традиции, все свои церковные обряды (некрасовцы - староверы, бежавшие еще и от «никонианской ереси»). Однако местное население, воспитанное в советских атеистических и интернациональных традициях, смотрело на пришлецев как на дикарей, подсмеивалось и даже издевалось над ними. И некрасовцы стали отходить от суровых заветов Игната.

Нет, какие-то традиции сохраняются. Особенно вера. Мы хоть и старообрядцы, но не слишком строгого толка. В нашу церковь приходят креститься, венчаться, молиться и местные жители. Мы же все - христиане, чего делить-то? Много смешанных браков, много молодежи разъезжается. Я сам женат на русской…

А вы разделяете русских и казаков?.

Нет, это оговорка. Я имел в виду - не на некрасовке. Знаю, что нынче многие казаки хотят писать свою национальность отдельно от русских. У нас не так. Мы столько веков стремились в Россию, что ощущаем себя именно русскими. Хотя и казаками тоже.


Из беседы с одним из некрасовцев...

Некрасовцы в России