Линейные казаки на кубани. Кубанское казачье войско

Казачество. История вольной Руси Шамбаров Валерий Евгеньевич

25. ПЕРВЫЕ КАЗАКИ НА КУБАНИ

25. ПЕРВЫЕ КАЗАКИ НА КУБАНИ

Великой трагедией для Руси стал церковный раскол. В принципе, реформы были нужны - церковные книги долгое время были рукописными, в ходе переписок накапливались разночтения. И обряды в разных местах отличались: так, на Руси крестились двумя перстами, а на Украине и Балканах - тремя (в ранней Церкви допускались оба типа перстосложения). Работу по унификации начал еще Филарет, но вел ее постепенно, без встрясок и ломок. Однако патриарх Никон решил одним махом привести церковную практику к греческим образцам. Причем даже Константинопольский патриарх Паисий и собор греческого духовенства предостерегали, что это может довести до беды. Указывали, что Церковь требует единообразия только в главном, а в мелочах расхождения вполне допустимы и терпимы. Никона это не устроило, он объявил старый обряд ересью, а тех, кто осмелился возражать, стал сажать и ссылать.

Но вскоре патриарх вообще занесся, пытался ставить свою власть выше царской, что привело к конфликту с Алексеем Михайловичем. Государь амнистировал тех, кто пострадал при гонениях, выражал готовность к уступкам и поиску компромисса. Но выявилась группа непримиримых во главе с Аввакумом, которые по своей склонности к крайним решениям вполне стоили Никона. Провели свой «собор», где объявили всю Церковь «повредившейся», а тех, кто при Никоне посещал храмы и причащался - еретиками, требуя их перекрещивать. И в 1666 г. прошли два церковных собора, принявших решение о низложении Никона, но при этом утвердивших его реформы, а непримиримые были осуждены, прокляты и сосланы.

Поначалу раскол вовсе не был всенародным. Напомню, Разин вел голытьбу именем «обиженного» Никона. А опору старообрядцев составляли лишь небольшая часть духовенства и оппозиционной знати - боярыня Морозова, княгиня Урусова, Хованский. И преследованиям сперва подвергалось не старообрядчество, а лишь конкретные преступления, совершенные на этой почве. Впрочем, надо различать термины «старообрядчество» и «раскольничество». Старообрядчество - форма Православия. До отдаленных углов России церковная реформа вообще не дошла, люди молились по-старому, и никому это не мешало. Раскольничество было политическим, антигосударственным движением. Призывалось «удалятися и бегати», не платить подати, исключить себя из «антихристова» государства. В молитвах не поминали царя, воздвигали на него «хулы». Духовный разброд постепенно распространялся все шире. Стали возникать разные секты вплоть до самосожженцев. Согласитесь, это не имеет никакого отношения к старому обряду, ни одна христианская конфессия не приемлет самоубийства. Причем самосожжения отнюдь не были вызваны гонениями властей. Наоборот, сперва начались «гари», и они-то заставили правительство более серьезно взяться за раскольников.

А в 1676 г. на трон взошел Федор Алексеевич. И именно он (а не Петр) при участии сестры Софьи начал реформы по «европеизации» России. Внедрялись польские моды, обычаи, роскошь, все это ударило по крестьянам, росли налоги, усилилась их эксплуатация помещиками. Царь по примеру Запада повел борьбу с нищими, повелев их «определять в работы». Отменил указ своего отца о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу. Вот тогда-то раскольничество приняло массовый характер. В скиты устремились нищие, дезертиры, крестьяне. Усилился их приток и на Дон. Казакам это, в общем-то, было выгодно. Бурлаки нанимались к ним в работники, с их помощью Войско начало разработку собственных соляных месторождений у Бахмута, устроило рыбосольные промыслы. Но стали приходить и раскольники. Так, явились «поп да двое чернецов». Вскоре чернецы донесли, что «поп за великого государя Богу не молит и им молить не велит». Атаман Самаринов велел доставить его на круг, после суда «по войсковому праву» он был казнен. Потом возникла пустынь на р. Чир, где обосновался поп Иов с группой из 50 чернецов и беглецов, которые «образам Божиим не преклоняются, казаков к себе приговаривают и крестят в другой раз». Федор Алексеевич самоуправление Дона признавал, и после переписки с царем Войско само разорило пустынь.

В 1682 г. Федор Алексеевич умер. И произошел стрелецкий бунт, вызванный злоупотреблениями знати. При этом глава Стрелецкого приказа Хованский попытался превратить бунт в «раскольническую революцию». Большинство стрельцов его не поддержало, но пришедшая к власти Софья Алексеевна после этого развернула жестокую борьбу со старообрядчеством. Указы требовали подвергать допросу тех, кто не ходит в церковь, по подозрению в «ереси» применять пытки. Законом от 7 апреля 1685 г. вводилась смертная казнь: «Кои будут упорствовать…жечь в срубе». За укрывательство старообрядцев полагалась конфискация имущества и ссылка .

Но «европейские» реформы Софья продолжила и углубила. Канцлером стал ее фаворит Василий Голицын, слепо преклонявшийся перед Западом. В России было разрешено католическое богослужение, дозволен въезд иезуитов. Духовник Софьи Сильвестр Медведев вел тайные переговоры об унии. Наконец, в угоду Западу Голицын согласился вступить в «Священную лигу» - союз Австрии, Польши, Венеции и Рима, которые вели войну против Турции. Большинство бояр и патриарх Иоаким были против нарушения выгодного мира с османами. Об этом молил и гетман Самойлович - Украина только 5 лет отдохнула от татарских набегов! Однако Голицын добился своего. Был заключен союз. Россия вступила в ненужную ей войну и выплатила 1,5 млн. злотых только за то, что поляки (далеко не сразу) согласились вместо Андрусовского перемирия заключить «вечный» мир - признали утрату Смоленщины, Киева и Левобережной Украины, которые все еще упрямо числили «своими».

В 1687 г. состоялся Крымский поход. По списку должна была собраться русская армия в 113 тыс. (из них 15 тыс. донских, яицких и терских казаков). И Самойлович выставлял 50 тыс. украинцев. Однако оказалось, что «перестройки» успели развалить армию. Из 113 собралось лишь 60 тыс. И успешно прошли только отвлекающие операции. Атаман Минаев с донцами ходил под Перекоп, побил татар под Овечьими водами, а в Запорожье был послан Касогов с солдатами, вместе с казаками потрепал врагов в низовьях Днепра. Основная же армия ползла по зною через безводные степи. А когда до Перекопа осталось 100 верст, татары подожгли степь. И пришлось повернуть назад. Без боев армия потеряла 24 тыс. погибших.

Неудачу Голицын свалил на Самойловича. Обвинил в измене и сослал в Сибирь (хапнув при этом в собственный карман украинскую войсковую казну). А гетманом без всякой рады поставил Ивана Мазепу . Он был поляком, мелким шляхтичем. В свое время его подвело чрезмерное женолюбие. Вельможа застукал его со своей женой, велел раздеть догола, вымазать смолой, вывалять в перьях, привязать к коню задом наперед и пустить на дорогу. После такого позора Мазепа ушел в Запорожье. Выдвинулся у Дорошенко, стал генеральным писарем. Был послан в Стамбул. Но его перехватили казаки Сирко и выдали Москве. Там его перевербовали, Мазепа стал работать на русских. У Самойловича был генеральным есаулом и помог Голицыну, состряпав на гетмана донос. Словом, предатель был прирожденный, «со стажем».

Поборы на войну и случившаяся катастрофа вызвали ропот в народе. Вдобавок Софья, чтобы заслужить популярность, раздавала приближенным награды в сотни и тысячи крестьянских дворов. Вчерашние свободные превращались в крепостных. В результате росло число беглых и раскольников. На Дону они селились по окраинным рекам - Иловле, Кагальнику, Медведице. Главным центром стал Усть-Медведицкий скит, где верховодил Кузьма Косой. Отсюда завязывались отношения со степняками, по стране рассылались «прелестные письма»: «Аще же какой опал будет с Москвы, то тогда идите к нам. За нас многие орды и калмыки, не покинет нас и Чаган Богатур, и Ногай-мурза, как пойдем на Москву, замутим всеми…» Как видим, это был такой же контингент, как у Разина, главное - «замутить», а «неповрежденная вера» становилась лишь знаменем, отнюдь не препятствуя союзу с «басурманами» .

На 1688 г. правительство планировало построить Новобогородицкую крепость на притоке Днепра Самаре - задним умом Голицын понял, что для походов на Крым нужна промежуточная база. Донцам предписывалось отвлечь татар от строительства. Но они получили и приказ разорить скиты. Атаман Минаев выделил для этого часть сил, а сам совершил налет на окрестности Азова. Но казаки, отправленные на Медведицу, успеха не добились. Видать, не очень-то и стремились рисковать в междоусобице. «Воры» отбивались. Лишь когда вернулся атаман, скит был взят, раскольничьи городки разрушены. 500 человек с Косым ушли на Тамбовщину. А атаман Мурзенко увел партию казаков-раскольников и примкнувшего к ним сброда на Кубань. Крымский хан, которому принадлежала Кубань, их принял и выделил места для поселения.

В 1689 г. состоялся второй поход Голицына. По спискам армия достигала 118 тыс. плюс 40 тыс. казаков Мазепы (сколько собралось в действительности - неизвестно). Чтобы успеть до зноя, канцлер приказал выступить 1 февраля. Но завязли в весенней распутице, замучились с переправами через разлившиеся речки. Выдержали несколько сражений с татарами. И к Перекопу подошли 20 мая. Обнаружили, что перешеек сильно укреплен, о чем можно было узнать и раньше - если бы Голицын удосужился почитать донесения разведки. Вести осаду укреплений без воды, фуража и хлеба значило погибнуть. И 21 мая армия выступила назад. Потеряла 20 тыс. убитыми и умершими, 15 тыс. пропавшими без вести, бросила при отступлении 90 орудий.

Казаки опять наносили вспомогательные удары. 3 тыс. донцов вышли в море, вместе с запорожцами захватили несколько кораблей, разорили Тамань. Но когда атаман Минаев вернулся на Дон, его ждал приказ из Москвы - опять идти против раскольников. Община Косого на Тамбовщине снова обросла людьми. Правда, гнездилась за пределами Войска, но после провалившегося похода правительство боялось посылать регулярные части - вдруг взбунтуются. Донцы приказ выполнили. Раскольники оборонялись, но их быстро разгромили, главарей «посадили в воду». Софья потребовала выдать и ряд казаков, которые были связаны с раскольниками, среди них бывшего войскового атамана Лаврентьева . Ей отвечали, что «с Дона выдачи нет». Однако правительница настояла на своем. Лаврентьев и еще несколько человек были отправлены в Москву и казнены. В результате этих событий в 1689–1691 гг. еще две больших партии казаков и бурлаков ушли на Кубань. Таким образом первыми казаками на Кубани стали донские раскольники.

Ну а Софье вторая крымская катастрофа стоила престола. Патриотическая партия во главе с патриархом Иоакимом, группировавшаяся вокруг взрослеюшего Петра Алексеевича, получила поддержку армии и населения и низложила правительницу. Были высланы иезуиты, расторгнуты кабальные торговые договоры, заключенные Голицыным. Царица-мать Наталья Кирилловна, ставшая регентшей при сыне, прекратила гонения на старообрядцев. Но вскоре она отошла в мир иной, началось самостоятельное правление Петра. Первой проблемой, с которой довелось столкнулся юному царю, стала незавершенная война с Турцией. Татары совершали набеги, а Польша оказалась союзницей «еще той», требовала активизировать действия, угрожая заключить сепаратный мир с султаном, разорвать договор с Москвой и оставить ее с османами один на один.

И в 1695 г. состоялся Азовский поход. Задуман он был умно. Большая армия Шереметева с казаками Мазепы двигалась вдоль Днепра, как бы повторяя действия Голицына и отвлекая врага на себя. А вторая армия из 31 тыс. отборных воинов неожиданно нападет на Азов и захватит его. Но план провалился не только из-за отсутствия у России флота. Секретность не обеспечили, собутыльники царя болтали о походе на каждом углу. Турки усилили гарнизон и изготовились к обороне. Не было и единого командования, Петр поручил руководство «консилии» из Лефорта, Головина и Гордона. Осада велась бестолково. Гордон писал: «Судя по нашим действиям, иногда казалось, будто мы затеяли все это невсерьез». Успехи ограничились тем, что донские казаки взяли две каланчи, перекрывавшие течение Дона. А сняли осаду слишком поздно, в октябре, когда ударили заморозки. Вскоре выпал «великий снег». Тысячи солдат остались в степях навсегда. Шереметев действовал не в пример лучше. Взорвав миной стену, взял крепость Кызы-Кермен. После этого были брошены гарнизонами и захвачены поднепровские крепости Аслан-Кермен, Таван, Мустрит-Кермен, Мубарек-Кермен.

Петр же сделал из трагедии должные выводы. В Воронеже строился флот, 2 больших корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 челнов. Во второй поход главнокомандующим был назначен опытный воин Алексей Шеин, получивший звание генералиссимуса. В мае 1696 г. царь прибыл в Черкасск. Вскоре явился походный атаман Леонтий Поздеев , ходивший с 250 казаками на разведку к устью Дона, и доложил, что они видели в море 2 турецких корабля, атаковали их, но не могли взять из-за высоких бортов. Петр с 9 галерами и 40 казачьими лодками отправился в низовья. Северный ветер отогнал воду и не позволил галерам выйти в море. Пересев на лодку донцов, царь осмотрел донские гирла. 18 мая обнаружили, что в море стоят 13 вражеских кораблей и для доставки в Азов перегружают вооружение и припасы на 13 плоскодонных тунбасов и 11 лодок. Петр велел казакам устроить засаду за островами. И когда грузовая флотилия двинулась к Азову, донцы на нее напали (вопреки легендам, царь в бою не участвовал). Были захвачены 10 тунбасов. Морские корабли, увидев это, стали удирать. Казаки погнались за ними, один взяли абордажем, другой был брошен экипажем и сожжен.

В июне к Азову прибыла армия, 30 солдатских полков, 13 стрелецких, 5 тыс. донских казаков под командованием Фрола Минаева, 15 тыс. украинских наказного атамана Якова Лизогуба , 500 яицких атамана Андрея Голованя , калмыки - всего 75 тыс. Шеин повел осаду грамотно. Еще до прибытия нанятых Петром иностранных инженеров приказал насыпать высокий вал, который стали придвигать к крепости. На валу установили пушки, начавшие бомбардировку. Татарская конница 6 раз нападала на осаждающих извне, ее отражали казаки и калмыки. А турецкая эскадра, пришедшая на выручку, увидела русский флот, возведенные на берегу батареи и удалилась прочь. Шереметев и Мазепа в это время предприняли рейд под Очаков. А запорожцы вышли в море, захватив 19 турецких судов. Под Азовом вал постепенно дошел вплотную к стенам, так что «возможно было с неприятелями, кроме оружия, едиными руками терзаться». 17 июля 2 тыс. украинских и донских казаков перебрались с вала на башню и выбили из нее янычар. Шеин не желал кровопролитных уличных боев, он действовал наверняка. Поэтому атаку не поддержал, послал лишь гренадер, чтобы прикрыть отход казаков. И оказался прав. Легкость вторжения убедила турок, что крепость обречена. На следующий день они капитулировали на условиях свободного ухода.

Война длилась еще 4 года. И хотя союзники по «Священной лиге» обманули Россию, заключив мир с Турцией без нее, боевые действия завершились полной победой. Была построена гавань в Таганроге, Троицкая крепость и форт Павловский на Азовском море, Алексеевский и Петровский форты в низовьях Дона. Крупные успехи одержали русские войска на Днепре. Заняли устье реки, усилили захваченные крепости Кызы-Кермен и Таван, построили еще одну - Каменный Затон. Все нападения турок и крымцев на присоединенные территории были отбиты. И кубанские татары принесли присягу о переходе в царское подданство. В 1700 г. в Стамбуле был заключен мир, сохранивший за Россией все приобретения.

В эту войну случился еще один факт, отмеченный в истории казачества. В 1696 г. при осаде Азова хоперские казаки взяли предмостную крепость Лютик. И эта дата принята для старшинства Кубанского Войска. Потому что хоперцы впоследствии влились в состав кубанцев. Здесь мы еще раз видим, что старшинство Войск устанавливалось весьма произвольно. Например, для Семиреченского оно установлено с 1582 г., по Сибирскому, от которого Семиреченское отпочковалось в XIX в. Забайкальское Войско тоже отделилось от Сибирского, но для него принят 1655 г. Амурское выделилось в XIX в. из Забайкальского, а Уссурийское из Амурского, и для них принят тот же 1655 г., по Забайкальскому. Для Кубанского Войска можно было бы вести отсчет по Запорожскому, которое служило России еще при Иване Грозном, служило и Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу. Однако Запорожское Войско подверглось опалам при Петре и Екатерине II, и о нем предпочли «забыть». Старшинство Кубанского Войска можно было взять и по Донскому, в него влилось потом много донцов. Да ведь и хоперцы служили царям задолго до 1696 г. - в составе Войска Донского. А в документах о взятии Азова они просто были упомянуты отдельно. И чиновники, определявшие старшинство, по собственным соображениям зацепились за эту информацию. Поэтому стоит подчеркнуть, что к датами официального старшинства следует относиться достаточно осторожно. Их допустимо использовать, например, при отмечании юбилеев, войсковых праздников. Но опираться на них в «местнических» спорах - «мы старше, а вы младше», было бы глубочайшей ошибкой.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Картины былого Тихого Дона. Книга первая. автора Краснов Петр Николаевич

Казаки на Кубани. Из Дона через станицы Раздорскую и Цымлянскую шла большая дорога в Задонскую степь и на Кубань. Раньше по этой дороге ходили казаки искать добычи в кубанских степях и в Кавказских горах, по этой же дороге, приходили на Дон за добычей и пленными татары. Не

Из книги Независимая Украина. Крах проекта автора Калашников Максим

Первые казаки Большинство наших современников черпает сведения о казаках исключительно из художественных произведений: исторических романов, дум, кинофильмов. Соответственно и представления о казаках у нас весьма поверхностные, во многом даже лубочные. Вносит

Из книги Упущенный шанс Врангеля. Крым-Бизерта-Галлиполи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 10 Бои на Кубани Главным фронтом Кавказской армии Врангеля по-прежнему оставался Северный. Врангель писал:«Напрягая крайнюю энергию, красные в середине июля успели сосредоточить в Саратове большую часть своей 2й армии. Силы, коими располагал противник, достигали

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

86. Падение Кубани 8.02.20 Деникин издал директиву о переходе в общее наступление. Казалось, были все условия, чтобы переломить в свою пользу ход боевых действий - точно так же, как весной 19-го, когда красные тоже стиснули Вооруженные силы Юга России на небольшой территории.

Из книги Белые генералы автора Шишов Алексей Васильевич

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ КУБАНИ Гражданская война не может не быть жестокой. Были встречи с хлебом-солью, были массовые порки и расстрелы, были и закапывания живых в землю.«В этот первый период гражданской войны, где одна сторона дралась за свое существование, а в рядах другой было

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

На Кубани Мы вышли на пароходе Русского Общества «Король Альберт», чрезвычайно переполненном. С занятием добровольческими войсками Екатеринодара и Новороссийска на Северный Кавказ и в Черноморскую область спешило вернуться большое количество ранее бежавших от

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава III На Кубани С утра 23 февраля мы уже двигались по Кубанскому краю. Встречали нас в станицах хорошо. Кубанцы охотно присоединялись к нам после речей Алексеева и Корнилова. Станичные сборы высказывали свое враждебное отношение к большевикам, среди которых были почти

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

автора Иванов Анатолий Леонидович

Из книги Скорость, маневр, огонь автора Иванов Анатолий Леонидович

Над полями Кубани – Ну, рассказывайте, как долетели? – спросил командир полка, еле держась на ногах от усталости.– Благополучно, – доложил Лев Терпугов. – До вашего прибытия пришлось взять командование полком на себя. Десятка полтора самолетов придется подлатать.

Военное искусство всегда являлось достаточно значимой частью жизни многих народностей и государств. Ведь как только человек взял в руки палку, он начал использовать свою силу для подчинения себе подобных. Эта негативная любовь к насилию преследовала человечество на протяжении всей его истории. Данный факт привел к тому, что в каждой народности появился отдельный класс воинов, отличающихся профессионализмом и беспощадностью.

Следует отметить тот факт, что на территории славянских государств также существовали подобные воинственные касты. История их формирования достаточно интересна, если учитывать тот факт, что на территории современной России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ велись постоянные войны за территориальное господство между различными государствами. Таким образом, постоянные военные конфликты существенно закалили живущее в представленных странах население.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в данном государстве наиболее известной воинской общиной являются кубанские казаки. Создание этого войска осуществлялось годами, а их деятельность жива по сей день.

В статье будут рассмотрены наиболее яркие этапы развития кубанского казачества, а также специфика данного военного формирования.

Кто такие кубанские казаки?

История Кубанского казачьего войска восходит к очень далеким временам. Сегодня представить всю хронологию существования данного военного формирования достаточно сложно, так как оно до сих пор действует на территории Российской Федерации, о чем пойдет речь далее в статье. Тем не менее, если учитывать исторические факты, то Кубанское казачье войско - это часть всего казачества в Российской империи, которая базировалась на Северном Кавказе. Иными словами, это формирование играло роль современных пограничников.

Из исторических источников известно, что военный штаб кубанского казачества базировался в Екатеринодаре (современное название города - Краснодар). Невзирая на тот факт, что Кубанское казачье войско было типичной военной группой, одним из элементов армии Российской империи, на его базе сформировался свой этнос. Этот факт сегодня позволяет говорить о казаках не просто как о воинах, а как об отдельной национальности, наряду с россиянами, чеченцами, казахами и т. п.

История создания

Казаки Кубанского казачьего войска первоначально не были однородной этнической массой патриотов своего государства. Ведь, как уже указывалось ранее, история создания данного формирования достаточно сложна. Кубанское казачье войско сформировалось из нескольких групп казаков, которых к середине XVIII века было достаточно много на территории Российской империи.

Конечно, прародителями казачьих полков Кубани нужно по праву считать запорожских казаков, которые появились еще в XVI веке. Как мы знаем, они изначально базировались на территории современной Украины, на который находится близ современного города Запорожье. Впоследствии стали угрозой для имперской власти, потому что из организованного военного формирования превратились в обычные разбойничьи группы. Поэтому уже к концу XVIII века казачество как таковое получило статус «вне закона». Однако этот факт не стал окончательной точкой в развитии подобных формирований.

Черноморские казаки

В 1774 году Российская империя получает выход к Черному морю. На этом этапе Турция перестала представлять угрозу, а Речь Посполита, одно из наиболее сильных государств на западе, находилось на грани полного развала. Поэтому потребность удержания казаков на их историческом месте более не требовалась. Помимо этого данные формирования к концу XVIII века стали превращаться в бандитские структуры. Подтверждением этого факта является поддержание казаками Пугачевского восстания. Таким образом, в 1775 году было принято решение о полном уничтожении и всех её обитателей. В этой бойне смогли уцелеть лишь 12 тысяч казаков, которые впоследствии сбежали в устье Дуная.

Войско верных запорожцев

Следует отметить, что появление Задунайской Сечи стало весомым аргументом для Турции, которая заполучила дополнительные силы в составе 12 тысяч воинов. В свою очередь, Российская империя, видя угрозу своим территориальным интересам на юге державы, останавливает процесс ликвидации казаков. Более того, в 1787 году создает Войско верных запорожцев из числа ранее преследуемых участников одноименных полков. С их помощью Российская империи не только укрепляется на юге, но и выигрывает русско-турецкую кампанию 1787-1792 годов.

Создание кубанского казачества

Кубанское казачье войско, фото которого представлены в статье, было сформировано в 1792 году. После русско-турецкой кампании в столицу Российской империи отправляется делегация, во главе которой был поставлен судья Черноморского войска Антон Головатый. Делегация была собрана для того, чтобы просить у «просвещенной монархии» земли для расселения черноморских казаков. Переговоры проходили с марта по май 1792 года. «Руководство» империи не хотело выделять казакам окрестности Тамани и земли на правом берегу Кубани. В данном случае позиция имперской власти была понятна - нежелание создавать подобное запорожцам формирование, которое может в любой момент предать. Однако согласие все-таки было достигнуто. Таким образом, с 1792 года полки Кубанского казачьего войска стали располагаться на территории Тамани и Кубани. Эти земли были переданы им «в вечное и потомственное владение», что в целом подтверждается существованием кубанского казачества сегодня.

История линейных казаков

Следует отметить, что Кубанское казачье войско было сформировано не только исключительно из черноморских казаков. В состав кубанских полков также входили так называемые «линейные казаки», которые стали частью большого военного формирования в 1860 году. Однако история кавказского линейного казачьего войска начинается еще с середины XV века. Прародителем линейных полков были хоперские казаки.

История хоперских полков

Хоперские казаки проживали на территории и Медведица с 1444 года. Но в XVIII веке данные полки предприняли восстание против власти Петра I. Реакция монарха была незамедлительной и жестокой.

В период с 1708 по 1716 года на территориях между указанными реками фактически никто не жил. Однако с 1716 года сюда возвращаются казачьи полки, которые были участниками Северной войны. За военную доблесть во время войны со Швецией хоперским казакам разрешили выстроить свою крепость на исторической родине. Впоследствии войско настолько развилось, что его часть была переведена на Северный Кавказ для защиты границ Российской империи. А в 1860 году, как уже указывалось ранее, данная часть казацкого войска была переведена в состав кубанского военного формирования.

Современный этап развития кубанского казачества

Кубанское войско казаков существует по сей день на территориях, которые были им выделены в конце XVIII века. Это военное формирование исполняет роль негласных пограничников. Нужно отметить факт того, что кубанские казаки были участниками Первой мировой и Великой Отечественной войн. Последний исторический период, который начался с 1945 года, существенно упразднил роль казаков в сфере государственного управления и службы. Тем не менее данное формирование никто так и не расформировал, даже с учетом политической доктрины Советского Союза.

Атаманы Кубанского казачьего войска на протяжении всей истории его существования всеми силами отстаивали права своего народа, который к 1945 году уже можно было назвать совершенно отдельным этносом. После развала Советского Союза на территории Российской Федерации было произведено объединение казацких общин с целью повышения самобытности и прославления этнических меньшинств государства. С того времени существует такая организация, как Кубанское войсковое казачье общество (КВКО).

КВКО

Свою историю КВКО начинает с 1990 года. Первым атаманом данной военной организации стал Владимир Громов. Необходимо отметить, что боеспособность подразделений КВКО находится на достаточно высоком уровне. Подтверждением тому является участие упомянутой организации в Абхазской войне. В 1993 году подразделения КВКО первыми вошли в город Сухум. Позднее Кубанское казачье войско было включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». Это значит, что деятельность КВКО стала легальной. Помимо того, существуют регалии Кубанского казачьего войска и своеобразная структура общества. На сегодняшний день организация играет роль больше правоохранительного, нежели военного органа.

Территориальная структура КВКО

Кубанское войсковое казачье общество имеет свою территориальную структуру, что позволяет говорить о значительной развитости не только организации в целом, но и её деятельности. На сегодняшний день структура КВКО состоит из следующих территориальных единиц:

  1. Еёский казачий отдел.
  2. Кавказский казачий отдел.
  3. Таманский казачий отдел.
  4. Екатеринодарский казачий отдел.
  5. Майкопский казачий отдел.
  6. Баталпашинский казачий отдел.
  7. Черноморский казачий округ.
  8. Сухумский особый казачий отдел.

Данная структура позволяет КВКО осуществлять свои правоохранительные функции намного эффективнее и максимально оперативно.

Культура кубанских казаков

Помимо значительной роли в военном секторе Российской Федерации Кубанское казачество является достаточно интересным этническим социальным образованием. Его культурные традиции восходят к запорожским казакам. Кубанские вояки достаточно близки в культурном вопросе с коренными украинцами. Также существует казачья форма Кубанского казачьего войска, дизайн которой также был сформирован исторически.

В статье было представлено Кубанское казачье войско. Истоки формирования и структура данной организации восходят ко времени существования запорожских казаков, которые, по сути, стали прародителями кубанского воинства. Это этническое формирование все еще действует на территории современной России. Будем надеяться, что этот остров славянской культуры не затеряется в пучине веков!

Кубанские казаки. 1916 год.

Эта старинная фотография представляет большую историческую ценность. Что особенно важно, к ней прилагается список фамилий и имен земляков-героев. Это Дмитрий Мартынов, Дмитрий Мартынов (полный тезка), Яков Катасонов, Петр Семенов, Иван Рублёв, Иван Баёв, Иван Лукьянов, Иван Греков, Василий Власов, Василий Воронов, Василий Козлов, Дмитрий Мурзинов, Михаил Коваленко, Владимир Цирульников, Павел Киреев, Павел Зеликов, Пантелион Теняев, Максим Каракондов, Елизар Шутко, Егор Канищев, Григорий Титов, Андрей Фуников, Никифор Удбинов, Иван Мясников, Алексей Пликов, Трофим Ерохин, Михаил Кабаков, Трофим Поливин, Петр Пайков, Дмитрий Масалыкин.
Данный снимок, а вместе с ним и другие редкие кадры начала XX века с изображением доблестных кубанских казаков в военном обмундировании.

Кубанские казаки - часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб - город Екатеринодар - современный Краснодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. Первоначально войско управлялось кошевыми (от «кош») и куренными (от «курень») атаманами, позже - наказными атаманами, назначаемыми Российским императором.

История происхождения кубанских казаков.


В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.

В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Тогда же, по велению императрицы Екатерины II все поселения Запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить. Часть вольных казаков ушло в Турцию, где была создана «Новая Сечь». Но далеко не все запорожцы ушли на «чужие берега», многие решили служить России официально, получая за это жалование и земли.

Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический. Фаворит государыни призвал на службу запорожцев. Из их числа было сформировано Черноморское казачье войско. Вскоре казаки во главе с Сидором Белым, Захарием Чепегой и Антоном Головатым отличились в войне с Турцией: взяли Измаил и Очаков. За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем». Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами. С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром. Поселенцы старались сохранить свои традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Но власть старалась унифицировать жизнь казаков, тем самым усилить контроль над ними.

В конце XVIII века в результате успешных для России русско-турецких войн линия границы сместилась в сторону Северного Кавказа. Северное Причерноморье полностью стало русским, и запорожские казаки «остались без работы». Поэтому запорожцев переселили на Кубань и выделили в войсковое пользование кубанские земли в обмен на службу по укреплению границы Кавказа. Тогда же Запорожское войско стало Черноморским. Юго-восточнее Черноморского войска базировалось Кавказское линейное, состоящее из донских казаков. Для того чтобы заселить нежилые предгорья Кавказа, в 1862 году было принято решение о переселении 12 400 кубанских казаков, 800 служащих Азовского казачьего войска, 600 человек из Кавказской армии, а также 2000 государевых крестьян, в число которых записаны и запорожские казаки (не так-то и много на общем фоне). Всех их включили в Кубанское войско.

С той поры этнический состав Кубанского войска разделился. И хоть до XX века разделение проходило больше по сословному принципу, но уже в конце ХIX века увеличилось число казаков, не состоящих на военной службе. Связавшись с национальным украинским движением, бывшие черноморцы стали развивать идею «казачьей нации».

Автономное казачество.

Октябрьская революция дала толчок к возникновению открытого противостояния казачества с новым государством: революцию казаки не признали и были готовы войти в состав России только на условиях федерального образования. Все было бы неплохо, но кубанцы никак не могли сообразить, с какой из Россий они готовы объединяться – с «Белой» или с «Красной». Тогда же началась борьба за статус казачества. Одни выступали за независимость от государства, другие стояли за неделимость России и ратовали за вхождение казаков в ее состав.

В 1918 году была провозглашена Кубанская народная республика. Столицей стал город Екатеринодар, который через два года станет Краснодаром. Но уже к марту город оказался занят красными, и правительство новой Республики бежало. Тогда же произошло подписание соглашения между казачьими атаманами и добровольческой армией генерала Деникина. В нем говорилось, что деникинцы признают Кубань как отдельное административное образование с полной внутренней автономией, а кубанцы признают военное лидерство деникинцев. Ирония в том, что это пафосное соглашение заключалось в момент, когда ни та, ни другая сторона не имели никакого политического веса ни на каких исторических весах. Чуть позже армия Деникина после нескольких успешно проведенных операций сумела отвоевать немалую часть Кубанской области, заодно захватив и территории, принадлежавшие Ставрополью.
С одной стороны, для Деникина Кубань была единственным тылом, да и армия его на 70 % состояла из казаков. А с другой стороны – пришло время изменить ранее утвержденное соотношение полномочий. Все же земли добывал Деникин, а не правительство кубанцев. Разгорался нешуточный конфликт. Представители Рады обвиняли Деникина в централизме и имперской политике, черноморская ее часть видела в нем источник национального притеснения и угнетения украинского народа. В среде деникинцев нарастало раздражение, в том числе и к топорной местечковой демократии в парламенте черноморцев, к их привычке горлопанить в Раде на украинском языке, которого русскоязычные офицеры не понимали. Кстати, вопрос притеснения языка был, мягко скажем, преувеличен: украинский был принят вторым государственным языком и использовался в госучреждениях (и Раде) на равных с русским.


Постепенно сторонам удалось сформулировать набор компромиссов – но поздно! Создание Южно-Русского правительства, возглавленного Деникиным, Законодательная палата, совет министров и автономия – все это пошло прахом, потому что к январю 1920 года судьба белых фронтов уже была предрешена. Они стремительно отступали к Черному морю, в марте красноармейцы взяли Екатеринодар, и кубанское правительство практически прекратило существование.

До тридцатых годов прошлого столетия на Кубани имел хождение украинский язык, а некоторые кубанские казаки называло себя этническими украинцами.


С приходом большевиков была образована Кубано-Черноморская область. Украинцев уважили, назвав украинский язык государственным наравне с русским. Но ни к чему хорошему это не привело. Сколько ни было попыток вести на украинском языке делопроизводство или обучение – дальше разговорного применения дело не шло. Потом Кубань включили в состав Северо-Кавказского края, близлежащие Ставропольские и Донские земли говорили на русском языке, так что русификация Кубани закончилась уже к 1932 году, когда украинский язык лишился статуса государственного.



Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не соответствуют действительности. В связи с этим они на очередном своем заседании приняли решение организовать собственную перепись населения в Краснодарском крае.

Между тем, в январе 2012 года группа казаков обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием опубликовать реальные результаты переписи 2010 года. Они заявили, что Росстат опубликовал сфальсифицированные результаты переписи, так как в них казаки отсутствуют как этнос и представлены только как часть (субэтнос) русского народа. «Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было», - говорится в тексте обращения.


Таким образом, из заявления этой группы кубанских казаков следует, что они не русские. Но так ли это на самом деле? Правы ли ЦРУшные историки, которые ведут происхождение казаков то от татаро-монголов, то от иранцев, то от хазар?

В действительности Кубанское казачество произошло от Запорожского казачества, которое, несомненно, явилось не каким-то субэтносом малороссиян, а обычным служилым его сословием. Ибо все войско Малой Руси в пору ее союза с Речью Посполитой разделялось на состоящих и не состоящих в королевском реестре казаков. Нереестровые казаки базировались на порогах Днепра, отчего получили название Запорожских.

Если определять в этнических категориях Запорожское казачество, то оно является наиболее активной частью малороссийского субэтноса (части) великого русского этноса, наряду с великороссийским и белорусским субэтносами. Таковыми себя сознавали лучшие представители кубанского казачества, его цвет.

Например, Николай Степанович Леонтьев, кубанский казачий офицер, который организовал экспедицию в Абиссинию, сделался правой рукой эфиопского короля, главным его военным советником, помог ему разгромить итальянских колонизаторов, а также на дипломатическом уровне сумел улучшить положение абиссинцев. Как явствует из записи в его дневнике, решение организовать экспедицию и отправиться с ней в Эфиопию (Абиссинию) во многом шло у него «из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить Родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке».

Вышеупомянутая же группа кубанских казаков, отказываясь от своих русских корней, становится Иванами, не помнящими своего родства, предателями своих русских православных предков, которые всегда воевали за Веру, Родину и русских народ. А изменники своего народа всегда были презираемы в любом этносе. Сами же казаки своими руками всегда казнили изменников. Тарас Бульба сам казнил собственного сына Андрия, который, пойдя на поводу у блудной страсти, изменил своей Вере и народу. Конечно это литературный герой, но Н.В. Гоголь здесь передал порядок вещей, который реально существовал в Запорожской Сечи.

Разумеется, новых Андриев казнить никто не будет. Но, как известно из библейской истории, предатели обычно сами с собой сводят счеты.

Насколько мне известно, большинство кубанских казаков, несмотря на тяжелое положение русского народа, сознает себя его неразрывной частью и не отказывается от своих предков, проявляя этим подлинное казачье благородство души. Ибо отказываться от своих родителей и предков, особенно, когда они унижены и поруганы, есть нарушение заповеди Божией о почитании родителей и признак слабости духа.

Эта здоровая часть кубанских казаков сознает себя частью великого русского народа, который за десять веков своего существования явил миру тысячи преподобных отцов, а в XX в. - миллионы новых мучеников и исповедников. Который победил Мамая и его орду на Куликовом поле, сбросив татаро-монгольское иго; который изгнал польских оккупантов в 1612 г., сбросив польско-католическое иго; который разгромил Наполеона и Гитлера. Русский народ явил миру непобедимых витязей преподобного Илию Муромца, Евпатия Коловрата, святого Александра Невского, святого Дмитрия Донского, святого адмирала Феодора Ушакова, непревзойденного генералиссимуса Александра Суворова, который любил повторять: «Мы русские - какой восторг!». Вместе со всеми русскими она гордится подвигом воина-мученика Евгения Родионова, не предавшего в чеченском плену Веру, Родину и свой народ.

Истинные кубанцы, хочется верить, знают пророчества великих русских святых о возрождении России, о восстановлении самодержавной монархии на Руси, об объединении всех славянских стран в одно государство. Когда Россия воскреснет, тогда признает своими сынами и дочерями лишь тех, кто не отрекся от нее в лихую годину. Потурченцы же, янычары и униаты, хотя и вышли от нас, но не были наши. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19). Они лишают себя счастья и в этой жизни, и в будущей. Им не будет места в будущей воскресшей России и в Небесном Иерусалиме. Ибо негодный гражданин своего Отечества, негоден и для Царства Небесного.

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, иррегулярное войско в России в 19-20 веках, размещавшееся по среднему и нижнему течению реки Кубань; административный центр - г. Екатеринодар (Краснодар). Образовано в 1860 году из Черноморского казачьего войска (9 конных полков, 12 пеших батальонов, 2 конноартиллерийские батареи, 1 гарнизонная артиллерийская рота) и части Кавказского линейного казачьего войска . Вхождение в состав Кубанского казачьего войска старейшего Хопёрского полка, отличившегося в Азовских походах 1695-96, определило его старшинство среди других казачьих войск с 1696. Весной 1862 года в предгорья Кавказа переселено около 28 тысяч казаков, а также государственных крестьян и нижних чинов Кавказской армии, зачисленных в Кубанское казачье войско. При упразднении Азовского казачьего войска (1864) большинство его казаков влилось в Кубанское казачье войско. По «Положению о воинской повинности и содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск» от 1(13).8.1870 Кубанское казачье войско состояло из 2 лейб-гвардейских кубанских казачьих эскадронов (входили в состав Собственного Его Императорского Величества Конвоя), 10 конных полков (1-й - Таманский, 2-й - Полтавский, 3-й - Екатеринодарский, 4-й - Уманский, 5-й - Урупский, 6-й - Лабинский, 7-й - Хопёрский, 8-й - Кубанский, 9-й - Кавказский и 10-й - Ейский), 2 пластунских батальонов (смотри Пластуны), 5 конноартиллерийских батарей, 1 артиллерийского дивизиона (дислоцировался в Варшаве) и 1 учебного дивизиона. С 1882 года служилый состав войска делился на 3 разряда, а строевой - на 3 очереди, общий срок службы составлял 22 года, из них 15 лет полевой и 7 лет внутренней службы. Помимо службы в месте дислокации, Кубанское казачье войско несло службу и «вне войска». Военное управление и несение службы в Кубанском казачьем войске было организовано, как и в других казачьих войсках. Особенностью Кубанского казачьего войска являлось относительно большое количество пеших (пластунских) частей.

Наказным (назначаемым императором) атаманом Кубанского казачьего войска был по должности начальник Кубанской области. Казаки в возрасте от 17 до 55 лет несли различные повинности: общие по войску, станичные и хозяйственные. В станицах широко использовались труд наёмных рабочих и сдача в аренду казачьих земель. С 1863 выходила газета «Кубанские войсковые ведомости», в 1879 году создан войсковой краеведческий музей. К 1916 казаки составляли около 48% населения Кубанской области и жили в 278 станицах и 32 хуторах.

Кубанское казачье войско со времени своего образования участвовало практически во всех войнах, которые вела Россия. Кубанские казаки участвовали в 1860-64 в Кавказской войне 1817-64 на Северо-Западном Кавказе, в Хивинском походе 1873 (смотри Хивинские походы), в русско-турецкой войне 1877-78 (смотри Русско-турецкие войны), во взятии туркменской крепости Геок-Тепе в 1881, в русско-японской войне 1904-05. Во время Революции 1905-07 годов часть Кубанского казачьего войска участвовала в поддержании порядка в стране. Выполнение полицейских функций привело в декабре 1905 года к волнениям в пластунских батальонах и во 2-м Урупском полку. Во время 1-й мировой войны Кубанское казачье войско выставило 2,5 гвардейские сотни, 37 конных полков, 1 отдельный конный дивизион, 1 отдельный пластунский дивизион, 51 сотню, 6 артиллерийских батарей, 22 пластунских батальона и 49 различных сотен и команд (всего свыше 110 тысяч человек).

После Февральской революции 1917 года образован орган самоуправления Кубанским казачьим войском - Кубанская рада, которая после Октябрьской революции 1917 провозгласила себя верховной государственной властью на Кубани. Хотя часть кубанских казаков поддержала советскую власть и в апреле 1918 года на территории Кубанской области была образована Кубанская советская республика, затем вошедшая в состав Кубано-Черноморской советской республики, в середине 1918 года большинство казаков поддержали Белое движение и с помощью Добровольческой армии к концу 1918 года ликвидировали советскую власть на Кубани (смотри в статье Кубанские походы Добровольческой армии). В Гражданскую войну 1917-22 основная масса казаков-кубанцев воевала в составе Вооружённых сил Юга России. С утверждением советской власти на Кубани (1920) Кубанское казачье войско упразднено. В 1920-30-е годы в РККА были созданы кубанские казачьи кавалерийские части. В Великую Отечественную войну кубанские казаки воевали в составе 17-го казачьего кавалерийского корпуса (сформирован в январе - апреле 1942 в районе Краснодара из частей народного ополчения), который за проявленные доблесть и мужество личного состава был переименован в 4-й гвардейский казачий кавалерийский Кубанский корпус (расформирован в октябре 1946). В связи с возрождением казачества (в том числе кубанского) в конце 20 - начале 21 века в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, в том числе Федеральный закон от 5.12.2005 «О государственной службе российского казачества».

Лит.: Кубанское казачье войско 1696-1888 гг. / Под редакцией Е. Д. Фелицина. Воронеж, 1888. Краснодар, 1996; Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1896. Т. 1- 3; Короленко П. П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1896; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913. Т. 1-2; он же. Кубанское казачество и его атаманы. М., 2008; Ладоха Г. Очерки гражданской войны на Кубани. Краснодар, 1923; Российское казачество: Научно-справочное издание. М., 2003; Плеханов А. А., Плеханов А. М. Казачество на рубежах Отечества. М., 2007.