Необходимость кураторской работы. Кто такой куратор группы? Можно ли изменять выставку после открытия

Российский художник-концептуалист Юрий Феликсович Альберт писал, что «успешно искусство, когда существует в свободном мире, где есть свобода слова. Поэтому в той мере, в которой в стране присутствует свобода слова, существует современное искусство, а значит и кураторство» Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике //Автореф. дисс.... канд. искусс. СПб. - 2009..

На протяжении долгого времени Россия существовала в условиях закрытой советской культуры, что заметно повлияло на развитие института кураторства в стране. Изначально художник мог брать на себя роль как куратора, так и критика и любого другого деятеля искусства, который помогает в продвижении работ и идей. Сейчас это тоже возможно. Разница заключается лишь в том, что профессия куратора официально зарегламентирована и несет в себе ровно столько же смысла и пользы, как и художник.

На данный момент понимание роли куратора в России носит очень хаотичный характер и не подразумевает четких и развернутых расшифровок. В своей курсовой работе, выполненной в 2014-2015 гг. по теме «Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика», я подробно рассматривала несколько определений института кураторства, основанных на интервью с известными кураторами и на работах В.В. Савчука и И.М. Бакштейна.

Философ, куратор, художник и аналитик изобразительного искусства - Валерий Владимирович Савчук - выделяет шесть форм кураторской деятельности, делая акцент на проблемных точках его деятельности: Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.

Куратор-менеджер (фигура, которая осуществляет грамотную подачу товара/произведения на арт-рынке);

Куратор-посредник (человек, который, в первую очередь, является связующим звеном между зрителем и художником);

Куратор-концептуалист (занимается выработкой и реализацией концептов);

Куратор-учредитель (он занимается распределением и разделением новых направлений в художественном мире);

Куратор-гурман или куратор-повар (регулирует развитие художественной сферы);

Куратор-супердоносчик (куратор, который при помощи искусства выражает протест против негативных явлений действительности). Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

И. Бакштейн (искусствовед, куратор, художественный критик, директор Института проблем современного искусства) выделяет три направления деятельности куратора, в рамках реализации которых воплощаются некие ценностные ориентиры современного куратора Бакштейн И.М. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 464 с.:

Оценочное (заключающееся в первичной и вторичной качественной валоризации творчества отдельных художников);

Конструирующее (состоящее в выработке концептуальной структуры художественного проекта и соответствующего выбранной проблематике контекста его понимания);

Исполнительное (предполагающее практическую реализацию художественного проекта путём последовательного следования методам соответствующей стратегии).

В определении вышеперечисленных ориентиров И.М. Бакштейн, при оценке качества художественных произведений и формировании кураторского выбора, показывает актуальность личностных взаимоотношений с художником, а не его актуальность и культурную адекватность.

Также в курсовой работе, основываясь на экспертном интервью с куратором Андреем Ерофеевым, был выделен ряд тенденций о специфике института кураторства в России Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. (См. Приложение 6)

Во-первых, в России куратор заменил фигуру галериста: «У нас куратор считается такой фигурой, которая связана с определенным кругом людей, являющимся очень закрытым пространством. И коммуницируют они чаще всего только друг с другом» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

Во-вторых, куратор играет роль цензора, пытаясь адаптировать материал к тем реалиям восприятия, которые, ему кажется, могут привести к каким-то опасностям. Очень часто куратор портит работу художника, изменяя ее, снимая заостренные моменты и подавая в виде, как ему представляется, наиболее приемлемом. Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

Приведенные выше факты, определяют существование в России художественного мира как корпорации. Это также связано с тем, что искусство снизило градус проектности из-за популярности коммерческих галерей и ярмарок.

Виктор Мизиано - куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала» - выделяет особенности уже сложившейся российской художественной инфраструктуры, на фоне государственного корпоративного капитализма и чиновничье-олигархической элиты Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с..

«Во-первых, он говорит о том, что в России, в отличие от Запада, институции предназначены исключительно для репрезентативных целей. То есть средства на новые институции дают, но это не распространяется на их последующую деятельность. Государство выделяет деньги на организацию всевозможных фестивалей (биеннале, «Года России»), но при этом никак не поддерживает программы индивидуальных поездок художников и кураторов.

Во-вторых, в художественной инфраструктуре стирается грань между частным и публичным, коммерческим и некоммерческим выставками и любой показ понимается скорее как условия рыночного промоушена. В России довольно часто встречается куратор, который является галеристом, продающим работы художника.

Подобная практика в Росси развивается быстро. Именно этот аспект вносит коррективы в классическую западную систему с ее незаинтересованностью экспертного суждения. В российском художественном мире экспертное сообщество лишено социального статуса, оно необходима только для того, чтобы система работала, но конструктивным и автономным элементом она не признается.

В-третьих, система искусства у нас не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества.

«…современная российская действительность показывает: демократия, которая выводится из либерального рынка, не создает интенсивной общественной дискуссии, игнорирование которой составляет характерную черту российской художественной цены. Поэтому закономерно стремление культурных чиновников видеть в музеях и центрах не научные учреждения, а центры досуга и развлечения». Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с.

В-четвертых, стоит отметить, что в российской системе искусства нет места институциональной критике. Современная критика может ругать художников и кураторов, но никогда не найдет изъяна в самой институциональной системе» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В данном случае в развитии искусства явным основополагающим элементом является коммерциализация самого процесса развития. Художник-акварелист, член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели Сергей Андрияки определяет пагубное воздействие на искусство тем, что в Москве "проповедуют арт-бизнес", что безусловно отражается и на работе кураторов.

«Инсталляции, перформансы - к искусству это не имеет никакого отношения. Все, что касается нетрадиционного искусства можно либо выбросить, либо с помощью рекламы и других манипуляций сделать культовую вещь». Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016).

Таким образом, художнику, целью которого является попадание на арт-рынок, не нужен куратор, ему нужен галерист (или просто хороший менеджер). Кураторство же предполагает работу с более острыми, думающими и неоднозначными фигурами в области искусства.

Причиной непонимания роли куратора и игнорирования института кураторства является еще и то, том, что общество в Росси долго приходило в себя после серьезных исторических потрясений. Институт кураторства сформировался в упрощенном виде и формировался медленно. Начал развиваться лишь в конце 1980-х - начале 90-х годов. И в итоге получилось так, что люди не до конца осознали значение института кураторства в их жизни, следовательно фигура куратора до конца не востребована.

Например, Виктор Мизиано - главный редактор «Художественного журнала», И.М. Бакштейн - директор Института проблем современного искусств, Ольга Свиблова - основатель Московского дома фотографий, и директор Мультимеди Арт Музея Марат Гельман, начинали как коллекционеры. Также они известны открытием одной из первых частных галерей современного искусства. Андрей Ерофеев собрал коллекцию работ художников-нонконформистов. Все перечисленные выше люди играют не последнюю роль в образовании института кураторства, но известность в широких кругах им принесло не кураторство. (См. Приложение 6)

Это связано с тем, что в России фигура куратора в большей степени приравнивается к арт-менеджеру и галеристу. У куратора нет такой свободы слова, как у его зарубежных коллег. Что также может послужить причиной не популярности русского современного искусства на западной арене. У независимых кураторов нет возможности реализовать свои проекты на международной сцене, так как ему сложно выйти за рамки арт-рынка России.

Тем не менее, нельзя исключать факт существования в России кураторов, выступающих не с точки зрения ценности и общества, а старающихся преподнести общественности произведения художников, которые находятся вне политики и мейнстримового течения.

В первой главе речь уже шла о критериях выбора художника на проект, были перечислены факторы определяющие актуальность и значимость работ художника. Согласно экспертным интервью, проведенным в прошлогоднем исследовании для российского куратора очень важным является взаимопонимание в отношениях с художником Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. Также предпочтительнее работать с художниками с которыми уже установлены контакты. С одной стороны это положительно влияет на работу куратора, но с другой стороны это опять же является подтверждением коммерциализации искусства и переход к модели арт-рынка. Главный минус - это невозможность молодых художников попасть в «тусовку». Воплощение своих идей, безусловно, возможно, но лишь в рамках более камерных выставок. Ксения Подойницына (директор и совладелец галереи современного искусства «Галерея 21») считает, что даже в галерейном бизнесе это является актуальной проблемой: нежелание и неумение работать с молодыми художниками, искать новых «звезд», так как галереям предпочтительнее работать с уже известными и проверенными авторами. «Наряду с такими проблемами как несбалансированность цен, отсутствие вторичного рынка, недостаточная поддержка государства, одним из важнейших препятствий для развития рынка современного искусства в России является нежелание и неумение галерей работать с новыми именами, выращивать и продвигать новое поколение художников» Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016)..

В итоге, можно сделать вывод, что при выборе художника куратор руководствуется в первую очередь своей интуицией, но при этом не исключает применение более рационального анализа.

Дарья Пыркина (искусствовед, куратор, критик) считает, что в работе с художником ее основной задачей является обретение смысла в работе художника. Для нее главное не его продвижение по карьерной лестнице, а объяснение идеи. «…я считаю, что настоящий художник занимается искусством не для того, чтобы что-то объяснить, привнести некую идею, а потому, что просто не может этого не делать. Он это делает по какой-то внутренней необходимости, но дальше, когда он это сделал, у него возникает вопрос: а что с этим будет? Зачем все это? И вот этот момент «зачем все это?», момент обретения смысла через публичный показ произведений для художников очень важен» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

И именно этот момент и должен передавать куратор.

Прилашкевич Е.Е. выделяет два аспекта, четко разграничивающих различия между кураторской деятельностью в выборе художника в этическом плане Прилашкевич Е.Е. К проблеме оценки современного искусства (на примере кураторской деятельности) //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 73-1.:

Этика межличностных отношений - особенности взаимодействия куратора и художника при реализации проекта.

Этика художественного проекта основывается на выстраивании концептуальной структуры и методе репрезентации.

В действительности получается, что при принятии решения куратор придерживается этики художественного проекта. Акцент делaется на современной проблематике: появляется определенный круг тем, который ограничивается политическим и социальным устройством общества, процессом глобализации или особенностью персональной мифологии.

«К особенностям реализации художественного проекта можно отнести, в том числе, и нацеленность проекта на продвижение продукта, используя одну из стратегических моделей: интеллектуальной с ориентацией на использование традиционных методов репрезентации с направленностью на глубокое размышление и шоково-эпатажной, использующей провокационный подход, направленный на вызов острой эмоциональной реакции (О.В. Холмогорова) Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-ых // Художественная культура 20 века: развитие пластических искусств: сб. Ст. - М.: Рус. Слово, 2002. - С. 335-351..

Также существует две стратегии организации выставочного процесса. Это традиционное кураторское исследование, когда основным является исследование неосвоенных периферийных регионов и нахождение новых имен. И «глобалистский» подход, где важно обращение к художественным центрам (Мизиано) Лазарева Е. Дискуссия с участием Ерофеева А.В., Пацюкова В.В. и Мизиано В.А. Кураторство: апология любви и дружбы // Художественный журнал. - 2004. - № 55.. В данном аспекте внимание уделяется не поиску новых имен, а апеллированию к художественной элите» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В определении развития кураторской деятельности в стране важно отметить, что ни один проект не обходится без критики. В действительности критика имеет одну из основополагающих ролей в развитии института, так как именно посредством критических высказываний со стороны других арт-деятелей рождается то или иное понимание профессии куратора.

Елена Сорокина (художественный критик, куратор) определила российскую художественную ситуацию, как резкое противостояние, в котором все критикуют друг друга. Это в большей степени касается культурной дискуссии, где так не хватает более содержательного базиса, на основе которого происходят дебаты Куратор -- новая профессия везде // Colta.ru URL: http://www.colta.ru/articles/art/217?page=271 (дата обращения: 19.04.2016)..

В рамках дискуссии «Куратор между культуриндустрией и кретивным классом» в «Художественном журнале» А. Паршиков описывает задачу критиков в России, как заметно контрастирующую с западной практикой: «Я поразился тому, что критики даже не приходили на мои выставки, но при этом писали про них. Когда я приехал в Нью-Йорк на свою выставку, то попал не на само открытие, а на pannel talk. Я обнаружил там огромное количество людей. И все задают вопросы, интересуются, проводят параллели с другими выставками, потом выходят какие-то публикации. В России у меня такого никогда не было, поскольку здесь критик никогда не спрашивает куратора, в чем заключалось его высказывание» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

Также современная критика, как и в Советском союзе, образует «союз» художников и критиков. В СССР критика была частью идеологический системы, она выступала в качестве «институции советской системы искусств» Барабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.. В наше время произошли изменения и критик уже не выступает в пропагандистской стезе, но нельзя отрицать и существование «общества взаимного восхищения», что определяет оттенок написанной статьи. Становится важен не столько контекст выставки, сколько продвижение самого художника.

Евгений Барабанов выделяет три основные «ошибки», которые искажают критические текстыБарабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.:

Язык интерпретации (дискурс, возникающий между художником и зрителем подавляется неправильным истолкованием. Язык формулировки дискурса подавляет понимание простых читателей);

Навязывание своей точки зрения;

Альтернативный дискурс («пропагандистская агитка в пропагандистском издании»).

В заключении, согласно проведенному выше анализу и результатам работы прошлого года, можно выделить несколько особенностей развития института кураторства в России, а также его специфику:

Искусство в России развивается на уровне галерейного бизнеса.

Работу куратора приравнивают к работе арт-менеджера и галериста, в связи с чем происходит путаница в определении понимания роли куратора.

Институт кураторства в России сформировался позже, чем на Западе и развивается медленнее.

Российское искусство не признается на международной арене, так как власти не выделяют деньги на развитие художников за пределами страны, хотя активно поддерживают проекты всевозможных биеннале и международные акции типа «Год России».

Система искусства в России не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества, поэтому и перед куратором при организации выставки такой цели нет.

При выборе художника куратор в первую очередь опирается на интуицию и предпочитает работать с уже знакомыми художниками.

Критика схожа с критикой во времена Советского союза и нацелена не на описание контекста самой выставки, а на работу в рамках «союза», продвижения художников, кураторов.

Те, кто знаком с институтом Реинкарнационики, знают о том, что его курируют Высшие Силы - духовные Сущности. Они помогают и направляют деятельность института, под их руководством проходит духовное посвящение студентов, проводятся реинкарнационные исследования.

Однако не все знают, как и при каких обстоятельствах появились эти существа.

Эту историю поведала Валентина Павленко, именно она передает послания духовных существ, которые назвали себя Кураторами института Реинкарнационики.

Служение - миссия Душ

Будучи студенткой первого курса Института Реинкарнационики, мне представилась уникальная возможность работать индивидуально с руководителем института – Марисом Дрешманисом

По его словам, у меня хорошо получается не только гулять по прошлым жизням и внетелесным состояниям, но и облекать воспринятую информацию в слова.

Именно по этой причине мы начали наши совместные исследования для более глубокого обучения студентов.

На одном из таких занятий, получая довольно таки глубокую информацию, мы спросили, кто говорит?

Ответ последовал, что общаются с нами Духовные Сущности с уровня Вознесенных Учителей под руководством Вознесенных Владык.

Их задача состоит в том, чтобы помогать деятельности Группы Света, которая сформировалась на базе института, направлять и курировать нашу работу.

Нас призвали на служение, спросив при этом нашего согласия. Получив от нас ответ «да», нас благословили на дальнейшую деятельность под Их чутким руководством.

С нами провели индивидуальную работу, подсказали, на что обратить внимание, чтобы деятельность была «чистой».

За этот период высветилось несколько граней их помощи.

Это передача полезной информации для обучения студентов грамотной работе с людьми – помощь в осознании роли проводника, выявление глубинных страхов и убеждений, которые мешают работе.

Это групповая работа по повышению вибрационного уровня учащихся и расширению сознания, углублению осознанности в жизни.

Это подсказки, в каком направлении двигаться, когда это уместно с точки зрения Высших Сил.

Красной нитью через все это взаимодействие проходит наличие у нас выбора, как поступать. От Них мы просто получаем информацию и поддержку. Согласитесь, намного проще работать, когда чувствуешь мощную руку помощи от мудрых старших братьев.

* Публикуем некоторые послания Кураторов, переданные Валентиной Павленко в 2013 году, и которые актуальны в сегодняшние дни (редакция журнала).

Послание от Оресафиила

Приветствуем, дорогие работники света. Сегодня наши послания передает Оресафиил, наш Огненный брат, который видит свою помощь вам в поддержке, очищении вашего пространства, освещении вашего пути.

Я прихожу к вам на волнах любви моих братьев через того, кто согласился принимать и передавать мои послания.

И я несу вам весть о том, что необходимо делать вам сейчас для выполнения ваших заданий, для помощи тем, кто еще не почувствовал в себе той силы внутреннего огня и сбит с толку туманом иллюзий, тем, кому необходима ваша помощь, ваша протянутая рука, ваш взгляд в их сторону.

И это ваше направленное внимание на тех, кто стоит у черты, кто внутренне готов шагнуть далее, но еще не ощутил той храбрости в своем сердце, чтобы самому сделать первый шаг, уже само по себе творит чудеса и пробуждает в людях их внутреннюю Суть и Силу.

Так что же является самым важным сейчас для всех работников Света по всей Земле?

Мой вам ответ – объединяйтесь!

Объединяйте ваши внутренние потенциалы, работайте с планами Земли!

Сейчас ваши усилия в этом направлении неоценимы, как и то, что вы здесь именно сейчас.

Вспоминайте себя все больше день ото дня. Выставляйте намерение вспомнить вашу Истинную Суть, ваше происхождение, ваши задачи и мотивы, из-за которых вы на Земле именно сейчас.

Это поможет вам оставаться осознанными на высоких вибрациях Любви, Единения, Мужества и Храбрости проявлять себя теми, кем вы есть на самом деле.

Используйте все инструменты, которые вам доступны сейчас, чтобы оставаться на наивысших для вас вибрациях в повседневной жизни, в общении с близкими, с окружением, с теми, кто нуждается в вашей помощи. Это важно сейчас!

Будьте настоящими маяками, будьте такими изнутри, во всем своем существе. Не думайте, что вы светоносцы – будьте настоящими светоносцами во всем вашем существе. Да, дорогие, сейчас время большой работы!

Той работы, которую можете сделать только вы, находясь в ваших земных телах. Объединяйтесь в вашей работе (круги, группы) и призывайте помощь Духовных Существ Света, которые близки вам.

Мы можем и хотим помогать вам. Призывайте нашу помощь и она придет незамедлительно. Призывайте мои энергии для очищения и освещения вашего пути, вашего жизненного пространства. Я возжигаю огонь ваших сердец и возвещаю ваш путь в Беспредельности.

Я есмь Оресафиил.

Обращение Кураторов к читателям журнала

Приветствуем вас, дорогие работники Света!

Вы, читающие эти строки, являетесь сопричастными ко всем процессам, происходящим сейчас на Земле повсеместно. Ощутите эту сопричастность в своем сердце, вдохните ее всем своим существом и распространите вокруг вас.

Будьте тем облаком, которое несет живительную влагу проливного дождя страждущим Душам. Душам, блуждающим во тьме, не могущим найти Свет.

Станьте этим Светом для них. Войдите в Храм своего сердца и увидьте свое Величие, свою Красоту. Примите свою Силу. Силу исцелять. Силу указывать Путь. Силу побеждать смерть и возвращать к жизни.

Увидьте целостность и красоту всех явлений Мироздания. Бережно нанизывайте Жемчужины Мудрости на ожерелье Жизни. Носите его легко и с радостью, не красуясь перед другими. Увидят те, кто созрел.

Примите Дары Духа. Будьте смелы в поиске повседневных решений. Всегда верьте в положительный исход. Творите свою реальность сами, не скидывая ответственность и не отдавая свою истинную Силу.

Мы – ваши друзья по ту сторону завесы, несем вам благую весть. Проснитесь! Время пришло проявить себя в творчестве жизни. Пусть ваше творчество наполнит жизнь яркими красками и волшебством.
Станьте сосудами Мудрости для ближних и для самих себя!!!

Грачева Н. Е. - старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки; Кандрашова Л. И. - преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

В статье рассмотрена важность кураторской работы со студентами и воспитательной деятельности в вузе. Названы функции и обязанности кураторов студенческих групп.

Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи - все дезориентирует первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели - кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Студенческая группа (подгруппа) - это определенный коллектив. Наиболее развернутая концепция коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу, как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности; этот слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) - лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ . А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство - это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива» .

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы .

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

Информирование;

Организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

Решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

Обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

В 2009 году - начале 2010 года были проведены две анкеты. Первая (весна 2009 г.) предназначалась для студентов всех факультетов 1 курса, вторая (осень 2009 - зима 2010) - для студентов 4-5 курсов (механический факультет, технологический факультет, факультет ветеринарной медицины, факультет лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства). Первый вопрос анкеты для первокурсников: «Ф. И.О. и должность куратора» - показал, что почти на каждом факультете есть
1-2 подгруппы, в которых студенты ни разу или очень редко видели куратора. Например, студенты 1 курса механического факультета отметили только одного куратора, который регулярно вместе с группой участвует в факультетских и университетских мероприятиях. Почти все студенты 4-5 курсов (109 человек) высказались о необходимости кураторской работы на 1-2 курсах (только десять человек считают, что на втором курсе роль куратора менее значима). Они отметили огромную роль куратора в становлении первокурсника как учащегося вуза, так и личности (Необходимо помочь студентам адаптироваться в новой обстановке, а также управлять группой; Куратор должен объяснить поступившим студентам, для чего они здесь, помочь переступить границу между учебой в школе и учебой в вузе, это разные вещи; Объяснить сущность основных требований в вузе, сделать дружным курируемый коллектив; Его наличие обязательно, но к выбору куратора следует подходить серьезно: это должен быть человек с организаторскими способностями и находить подход к каждому студенту своей группы, так как они еще не адаптировались к новым условиям обучения - из анкет старшекурсников). И еще несколько ответов из анкет: «Куратор - это советчик, помощник, который объяснит и подскажет, что и как сделать правильно. Организатор каких - либо походов для объединения группы. Но в нашей группе этого не было, да и вряд ли будет; Хотелось бы, чтобы куратор помогал, давал советы, организовывал походы, но на первом курсе его видели всего один раз; Один раз за первый курс я его видел; Никакой поддержки и советов от куратора не было, хотя больше всего хотелось поддержки со стороны взрослого человека на первом курсе; Куратор не сыграл никакой роли. Вообще я бы хотел, чтобы куратор мог найти подход, чтобы к нему можно было подойти с вопросом, который он бы помог решить; Я так не поняла, в чем заключается роль куратора по отношению к студентам; С 1 по 3 курс куратором был один человек. Мы его вообще не знали и все проблемы решали самостоятельно с помощью других преподавателей; Мы долго не знали нашего куратора в лицо, нас никто с ним не познакомил. Узнав его, я поняла, что наш курс ему не нужен, к нашим проблемам он относился пассивно, за помощью не хотелось обращаться, кураторские часы никогда не проводились».

Таким образом, мы видим, что студенты очень хорошо осознают значимость роли куратора, в первую очередь, на первом курсе. Многие первокурсники в первые недели (месяцы) обучения испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умением правильно распределять свое рабочее время, контролировать и оценивать себя (Куратор должен помогать студентам разобраться в учебном процессе, т. е. объяснить, где и как получить информацию для самостоятельной работы (кроме учебников), как проходит сессия, сроки, условия и т. д.; Куратор должен максимально плавно помочь студентам осознать, что теперь должны требовать не от него, что было в школе, а он требовать от себя - из анкет студентов 5 курса) , поэтому куратор на первом курсе должен бо́льшее внимание уделять знакомству студентов с культурой умственного труда, с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора - поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой - отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

Мы видим, что именно на первом курсе перед преподавателем-куратором стоит очень важная задача: подготовить студента к учебе в вузе. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Нельзя забывать и о том, что третий курс - это начало специализации, поэтому в процессе воспитания личности учитывается и фактор специализации, ориентации студентов на будущую профессию. Интересно, что сами студенты осознают разницу воспитательного процесса на младших и старших курсах. Хотя 31 студент (28%) уверен, что куратор на 4-5 курсах не играет значимой роли, причем студенты (10 человек - 9%), отметившие, что куратором не проводилась никакая работа на первом курсе (некоторые вообще ни разу не видели куратора), считают, что, начиная со второго курса, куратор в студенческих группах не нужен (не нужен, так как всю интересующуюся информацию можно получить в деканате или от старост; нами никто не интересуется - из анкет). Остальные отметили, что куратор на старших курсах - человек, не только контролирующий успеваемость и посещаемость занятий студентами, необходимых для успешного завершения обучения; это, в первую очередь, психолог, советчик, наставник, специалист, направляющий на правильный жизненный путь, помогающий в выборе дипломной работы, работы по специальности; это человек, воспитавший и выпустивший достойных специалистов (из анкет).

Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

Деятельность куратора может быть:

а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса - личность студента.

Ключевые слова: куратор, анкета, воспитательная работа, студент.

Литература

1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. 35 тыс. слов. - М.: «Мартин», 2004.

2. Никифорова О. А. Институт кураторов ТПУ: Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ / О. А. Никифорова. - 2-е изд. доп. и перераб. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 162 с.

3. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учебно-метод. пособие / Н. А. Винниченко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 64 с.

4. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова, 2009. - 68 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд.18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Анотація

У статті порушено важливість кураторської роботи зі студентами та виховної діяльності у ВНЗ. Названі функції та обов"язки кураторів студентських груп.

The article touched upon the importance of mentoring activities in high school and educational work with students. Named functions and responsibilities of the curators of student groups.

Управлять можно подавляя,

а нужно вдохновляя

Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.

1. Куратор студенческой группы имеет следующие функции и обязанности:

Принимать активное участие в основных делах курируемой группы и факультета;

Планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;

Организовать контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледа;

Систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации студентов;

Проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;

Поддерживать связи с родителями студентов;

Проводить в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и анти наркотическому воспитанию студентов.

Функции деятельности куратора:

информативная,

организационная,

Коммуникационная,

Контролирующая (административная),

творческая.

Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).

Коммуникация обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА:

Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа помогать студентам социально адаптироваться к новым условиям жизни.

Оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.

Совместно с зав.отделением осуществлять связь с родителями студентов.

Строить свои взаимоотношения со студентами и органами самоуправления на основе сотрудничества и демократического начала.

Проводить работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.

Информировать об основных событиях в городе, республике, за рубежом, знакомить с нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа.

Анализировать успеваемость студентов, посещаемость занятий и на основе анализа принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины.

Вместе со студенческим активом проводить собрания студентов и кураторские часы, организовывать работу по формированию у студентов правовой и политической культуры.

Принимать участие в организации досуга студентов, формированию традиций в группе, в колледже.

Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.

Для исходного этапа в изучении группы, которое должно осуществляться на протяжении всех лет обучения, может быть рекомендована следующая программа:

Общие сведения о группе.

Социальная направленность состава группы.

Характеристика группы по результатам вступительных экзаменов (в дальнейшем – по результатам экзаменационных сессий).

Количество студентов, претендующих на получение стипендии.

Характеристика жилищно-бытовых условий, состояние здоровья.

Характеристика общественной активности группы.

Сплоченность группы. Меры по преодолению проблем и конфликтов.

Морально-волевая направленность группы.

Познавательный уровень группы.

Место группы среди других групп на курсе, в колледже.

Основной задачей куратора является:

формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:

1.Развитие навыков самообразования.

2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;

3.Формирование активной гражданской позиции студента.

Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:

Основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;

Основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;

Работы на компьютере в качестве пользователя.

Основные права куратора

Куратор студенческой группы имеет следующие права:

Взаимодействовать со всеми сотрудниками колледжа по вопросам, связанным непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей в институте;

Принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции при выполнении своих должностных обязанностей с учетом рекомендаций декана и заведующего отделением;

Способствовать применению прогрессивных методов и новых технических средств обучения студентов в процессе занятий преподавателей со студентами группы;

Участвовать в наращивании учебно-методического фонда колледжа, библиотеки и справочно-информационного фонда, фонда наглядных пособий, раздаточных материалов и технических средств обучения, использовать эти фонды и средства для обслуживания занятий со студентами своей группы.

Итак, кто же такой куратор и какую типологию кураторство мы можем выделить?

Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и круг его задач расширяется.

Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов:

Куратор - "информатор ". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор - "организатор ". Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор - "психотерапевт ". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор - "родитель". Куратор берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор - "приятель ". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

Куратор - "беззаботный студент ". Куратор не считает необходимым выполнять какие либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.
Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Основной ее характеристикой является продуктивность.

1-й уровень - непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда он в силу интуиции действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов и их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематичны.

4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов.

5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, психотерапевт и родитель вмешиваются в личную жизнь студента, что не всегда допустимо и не принимается студентами в отношении кураторства вообще. Беззаботный студент укрепляет мнение других о том, что куратор - это "пустое место" и нет необходимости вводить эти обязанности.

Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:

педагогическая эрудиция;

педагогическое целеполагание;

педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

педагогическая интуиция;

педагогическая наблюдательность;

педагогический оптимизм;

педагогическая находчивость;

педагогическое предвидение;

педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Особенности работы куратора

1. Особенности воспитательного процесса на 2-ом курсе:

Оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;

Ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации;

Помощь в развитии самоуправления группы, включении ее в межколлективные отношения факультета и института развертывание групповой активности;

Интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;

Особое внимание - теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу.

2. Особенности воспитательного процесса на 3-ем курсе.

Усиление профессионального начала в содержании учебно- воспитательного процесса и вовлечение студентов в научно- исследовательскую деятельность в соответствии с их профессиональными интересами;

Перевод студентов, имеющих склонность к научной работе на индивидуальные планы работы. Целенаправленная теоретическая подготовка к практике, усиление практической профессиональной активности;

Активизация общественно-полезной деятельности студентов в группе, вузе.

Продолжение воспитательных усилий по саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию студентов и студенческой группы.

3. Особенности воспитательного процесса на 4-ом курсе:

Содействие развитию научной, организаторской и воспитательной активности студентов в профессиональном плане;

Организационно-методическое обеспечение производственной практики студентов, всесторонняя подготовка к практике на протяжении всего учебного года; организационное обеспечение практики на базовых предприятиях;

повышение уровня самоорганизации и самовоспитания, ответственности студентов в условиях предоставленных профессиональных выборов.

4. Особенности воспитательного процесса на 5-ом курсе:

Адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;

Повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ пятикурсников;

Развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки,

поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности;

Активное формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;

Оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест;

Становление самосознания, формирование «образа Я».

5 Особенности воспитательного процесса на 1-ом курсе:

Детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью колледжа.

Ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы на факультете, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

Ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом;

Работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям колледжа(знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность колледжа, факультета, курса, группы);

Организация тренинга личностного роста (межличностного взаимодействия) как условие формирования студенческой группы;

Профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курса «Введение в специальность», но и на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с существующей структурой колледжа.

Особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни;

Формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы);

Насколько студенты-первокурсники удовлетворены различными сторонами студенческой жизни?

С определенной долей условности можно говорить об удовлетворенности первокурсников самим фактом поступления в колледж, изменениями в их жизни – независимо от избранной профессии и специальности, престижности учебного заведения, его территориальной расположенности. В молодежном сознании происходит возрождение престижности дальнейшего образования, что при всех негативных последствиях социально-экономических и социально-политических реформ в нашей стране представляет позитивное и перспективное явление. Другое дело, что само понимание такой престижности, его место в системе ценностных установок и ориентаций студенчества достаточно разнородно.

Как связана адаптация первокурсника с его профессиональным самоопределением?

Профессиональное самоопределение на уровне общества означает интеграцию молодежи в социально-профессиональную структуру. На индивидуальном уровне человек выбирает свой профессиональный путь – будущую профессию, специальность,ссуз, вуз. Первокурсники уже осуществили выбор ссуза и специальности, их свобода нового выбора ограничена. Возникает новая, непривычная социокультурная ситуация, требующая адаптации. Более свободный характер организации учебных занятий в ссузе и ломка стереотипов школьного обучения также являются важными факторами кризиса профессионального самоопределения на первом курсе. Это может проявиться в сомнении в правильности сделанного выбора, в неудовлетворенности жизнью колледжа и т.д. Кризис самоопределения существенно тормозит процесс адаптации к студенчеству.

Существует внутренняя и внешняя мотивации поступления в данный ссуз

Внутренняя мотивация – ориентация на собственные побуждения, стремления, характеризуется высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации.

Внешняя мотивация – это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе вуза или специальности. К внешней, статусной мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ссуза; его престиж, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом.

Внутренние и внешние мотивы могут быть содержательными и статусными.

Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального статуса и т.д.

Помочь студенту адаптироваться к жизни в колледже возможно реально, когда есть основа, база для такой адаптации. Исследования показали: существует определенная часть первокурсников, либо не совсем понимающих, зачем они вообще поступили в колледж, либо руководствующихся при поступлении случайными внешними мотивами. В какой степени целенаправленно повлиять на мотивацию первокурсников и какими методами – это актуальная проблема для социологов и психологов.

С какими трудностями приходится сталкиваться первокурсникам?

Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны зав.отделением, кураторов; недостаточный уровень школьной подготовки; неумение организовать себя; нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность кабинетов, лабораторий; плохие санитарно-гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

Главные трудности у первокурсников связаны:

1. с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в колледже. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.

2.Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ссузе является для первокурсников серьезной проблемой. Равноценной проблемой, особенно для иногородних, является неумение распределять и тратить деньги.

Чем определяется психологический комфорт или дискомфорт в жизни первокурсника?

Если в семье осуществлялось «попечительское воспитание», а студент оказывается в общежитии, то осознание факта, что он должен взять на себя ответственность и за результаты учебы, и за обеспечение быта при ограниченных материальных возможностях, вызывает состояние, близкое к отчаянию. В этих условиях иногда неплохую психологическую приспособляемость демонстрируют студенты, которых кроме учебы мало что интересует.

Другим источником социально-психологического дискомфорта студента-первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса , так и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение – воспроизведение» в ссузе встречается значительно реже. Ряд предметов учебных программ требует самостоятельности мышления, все большее распространение получают активные методы обучения типа «case – study», где нет готовых ответов. Для вчерашних школьников, многие из которых обучались по традиционным программам, это – ситуация высокой степени неопределенности, к которой они психологически не готовы. Причем тут они не могут прибегнуть к чьей-либо помощи – ни к помощи друзей, ни к помощи родителей. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Многие студенты, особенно поступившие из провинции, также переживают эмоциональный шок, связанный с огромным объемом информации, которая день за днем буквально обрушивается на них. Большое количество непонятных терминов, энциклопедическая эрудиция некоторых выпускников школ областного центра заставляют испытывать сильное чувство эмоционального напряжения. Отсюда неудовлетворенность во взаимоотношениях с однокурсниками.

Правда, есть и обнадеживающие тенденции. Стремительно нарастает тенденция к самодостаточности и самоуважению среди студентов. Это приводит к мысли, что взаимодействия «преподаватель – студент» должны строиться таким образом, чтобы студенты ощущали себя коллегами в процессе обучения.

В поле зрения оказывается проблема самореализации, самосовершенствования, на которую обращают внимание студенты-первокурсники. Она связана с проблемой поступления в колледж. Если студент по тем или иным причинам оказывается вынужден заниматься тем, к чему нет склонности и способностей, тогда процесс обучения и адаптации не может быть эффективным и будет способствовать социально-психологическому дискомфорту. Процесс обучения в таком случае пойдет по пути подражания, вызывая часто неосознаваемую внутреннюю неудовлетворенность преподавателями и однокурсниками.

Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к жизни колледжа?

Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. В процессе адаптации к студенческой жизни необходимы помощь и контроль со стороны взрослых и родителей. Важным являются контакты куратора с родителями, проведение пока еще привычных родительских собраний, участие родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, колледжа – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе. Среди ценностных приоритетов студентов необходимо отметить низкую установку на научную деятельность в колледже

Технологии разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе.

Таким образом, куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако, на протяжении обучения в ссузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с ссузом. Функции куратора: информирование, организация жизни группы и благоприятного психологического климата, решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов, обеспечение соблюдения студенческой группой внутриуниверситетской дисциплины. Иными словами, куратор - посредник между студентами и жизнью ссуза. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах он не так много уделяет внимания студенческой группе, но студенты всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Игры на знакомство

«Математика»

Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

3. «Снежный ком»

Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).

Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

4. «Паспорт знакомства»

Студентам раздается лист, на котором написано задание. Образец задания:

Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же, как у Вас:

  1. Месяц рождения _____________________________________
  2. Цвет глаз ___________________________________________
  3. Место рождения______________________________________
  4. Размер обуви_________________________________________
  5. Любимое блюдо______________________________________
  6. Любимое художественное произведение__________________
  7. Хобби, увлечение_____________________________________
  8. Качество, которое больше всего цените в людях___________

Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними, по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, задача куратора – только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?».

5. «Глаза в глаза»

Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "договориться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, комендантами общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, психологом университета и общественными организациями.

1. Особенности работы куратора со студентами

Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях);

небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

недостаточным социальным опытом и др.

Цель куратора – помочь студенту преодолеть этот трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.

Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть.

Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.

При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.

Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.

Беседа может состоять из нескольких этапов:

Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями \ родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, об общественных организациях, функционирующих в университете.

По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т.п).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».

По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.

Поэтому:

осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности

С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, психолога университета, коменданта общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.

Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к психологу за консультацией.

Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

Куратору необходимо также координировать свою работу с комендантом общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.

В общежитии куратор:

изучает наличие и содержание проблем студента;

знакомится с организацией его быта;

вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;

отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.


С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

История возникновения

Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

В каких областях могут быть кураторы?

В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

  • Врачи;
  • Банковские;
  • Инвестиционные;
  • Бизнес;
  • Академические;
  • Политические.

Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

Куратор бизнеса

В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

  • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
  • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
  • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

  • Продажи.
  • Операции.
  • Разработка продукции.
  • Маркетинг.
  • Финансы.

Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

Куратор в вузе

В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

Помимо него существует еще три категории:

  1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
  2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
  3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

Несколько примеров кураторства

До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

  • Создание общей концепции проекта.
  • Разработка стратегии развития.
  • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
  • Организация условий для реализации проекта.

Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.