Российская империя на рубеже 18 19 вв. Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков




Работа с картой «Российская империя в начале XIX века» 1) Как называлось государство в начале 19 века? 2) Назовите границу Российской империи.Назовите границу Российской империи 3) Какие территории были присоединены к России в конце 18 века? Как происходили эти присоединения?территории 4) Представители каких религий проживали на территории Российской империи?религий 5) Каким было административное деление страны? Кто и когда ввел деление страны на губернии?административное деление










Сословия в России – группы людей, которые обладали одинаковыми правами и обязанностями. Дворянство, 1% Православное духовенство, 1% Купечество, 0,6% Мещане, 4% Крепостные крестьяне, 40-45% Государственные крестьяне, 40-45% Казаки, 6% Дом мещанина Крестьянин в поле




Экономическое развитие Основная отрасль – сельское хозяйство Крестьяне находились в собственности у помещика Оброк и барщина – крестьянские повинности в пользу помещика Развитие с/х шло экстенсивным путем Наблюдается процесс расслоения крестьян (капиталистые, отходники) Рост числа мануфактур и наемных рабочих за счет крестьян Рост товарно-денежных отношений


Основным условием существования феодально- крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства. Следовательно, развитие товарно-денежных отношений, отходничества, районная специализация, рост числа мануфактур и наемных рабочих разрушали феодально-крепостническую систему и способствовали развитию капиталистических отношений.


Политический строй Император Коллегии Святейший Синод Правительствую- щий Сенат Исполнительные учреждения Высшее духовное учреждение Высший судебный орган Самодержавная монархия – государство, в котором правителю принадлежит неограниченная верховная власть



Цели урока: охарактеризовать территорию и население Российской империи, ее экономическое развитие и политическое устройство. Показать отличия в развитии нашей страны с развитием западных стран. Определить роль уральского региона в исторических событиях данного периода.

Оборудование урока.

1. Ноутбуки.

2. Атласы “Россия в начале XIX века”.

3. Карта “Россия в начале XIX века”.

4. Портрет Павла I.

5. Кроссворды “Российская империя в начале XIX века”.

6. Телевизор и видеопроектор.

План урока.

1. Территория и население.

2. Политическое устройство.

3. Сословный строй.

4. Транспорт. Торговля. Промышленность.

Ход урока

На прошлых уроках мы с вами изучали, как развивались различные страны мира в XIX веке. Давайте вспомним, историю каких стран мы изучали? (Учащиеся отвечают)

Мы говорили о том, что в западных странах бурно развивались капиталистические отношения. Давайте вспомним, что такое капитализм? (Учащиеся отвечают)

Молодцы, многое вспомнили. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, я должна вас предупредить о том, что в конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу. Поэтому, слушайте внимательно, запоминайте и записывайте.

Сегодня мы с вами начинаем изучать историю России в XIX веке. Мы узнаем, как развивалась наша страна, какой она была, кто проживал на ее территории, так же хорошо развивались наша экономика, как в западных странах, каких удивительных писателей, поэтов, художников. Ученых родила наша страна в XIX веке. Какие войны вел наш народ, какие реформы происходили. Все это мы будем изучать на протяжении всего второго полугодия. А сегодня мы познакомимся с тем, какую территории занимала Россия, какие народы ее населяли, каково было политическое устройство, хозяйство. Тема нашего урока – “Российская империя на рубеже XYIII – XIX веков”. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

1. В XIX веке наша страна называлась Российская империя. К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. От северного Ледовитого океана до Каспийского моря и среднеазиатских пустынь. Н этом пространстве проживало 40 млн. человек. Давайте проследим и покажем эту территорию в атласах. (Учащиеся по атласу показывают территорию России)

Столицей Российской империи был город Санкт-Петербург. (Показывают в атласах)

Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок жили разные народы, связанные между собой общей исторической судьбой. (Задание учащимся: назвать народы, проживавшие на территории России. Сегодня что-то изменилось?)

В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Значительная группа народов (татары, башкиры, некоторые народы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм. Значительная часть северных и сибирских народов (чукчи, эскимосы, эвенки) сохраняла языческие верования.

2. Сейчас мы поговорим о политическом устройстве Российской империи. Записываем в тетрадях подзаголовок: Политическое устройство. Я вам буду рассказывать, а вы запишите в тетрадях схему политического устройства.

(На доске: Политическое устройство. Учащиеся делают запись в тетрадях).

По своему политическому устройству Российская империя была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. В начале XIX века на троне нашей страны сидел император Павел I. Его портреты есть у каждого из вас на партах.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. От произвола чиновников, от их бюрократии страдали все слои населения, которые полностью были подчинены воле царя и чиновников.

(По ходу рассказа рисуем схему:

император

чиновники

Власть царя никто не ограничивал. Он делал все, что хотел, не спрашивая разрешения. Не было такого закона, которому император обязан был подчиняться.

(Вопрос: вспомните, какое политическое устройство было в западных странах?

Какова была схема власти?)

А я сейчас приглашаю сюда его императорское величество императора Павла I.

(Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением).

Спасибо, Ваше императорское величество. Присаживайтесь. А мы подведем итоги. Итак, закон о престолонаследии. Кому и как передавался трон в Российской империи?

(Учащиеся отвечают).

3. Каков же был сословный строй Российской империи в начале XIX века? Какие же слои населения существовали в нашем обществе и какие ступеньки они занимали? Кто по положению был выше, а кто – ниже? Я вам представляю таблички с названиями сословий. Кто попробует у доски расположить эти таблички в правильном порядке?

(Таблички расположить следующим образом:

Не забудьте записать схему сословного строя в тетради, пока я вам рассказываю о представителях этих сословий.

Главенствующим, самым богатым и образованным сословием было дворянство. Закон закреплял за ними ряд привилегий, важнейшим из которых было право владеть крепостными крестьянами. Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов. Сами дворяне нигде не работали, жили в свое удовольствие, устраивали балы, рауты. Дворянский титул передавался по наследству.

Что же такое духовенство? Это священнослужители. Они стояли на одной социальной лестнице с дворянством, имели столько же прав, сколько и дворяне. Подробнее об этом сословии мы будем говорить на отдельном уроке.

Кто такие купцы? Это торговцы. Они занимались внешней, внутренней, мелкой городской торговлей. Они имели меньше прав, чем дворянство, но имели и ряд привилегий перед мещанами и крестьянами. Например, купцы не платили подати государству.

Мещане – это непривилегированное сословие. В основном, это городское население: ремесленники, наемные работники, мелкие торговцы. Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям.

Самым многочисленным сословием было крестьянство. Оно составляло более 80% всего населения страны. Почти все крестьяне были крепостными, т.е. зависимыми. Помещики могли крестьянина женить по своей воле, продать, подарить, проиграть в карты. Крестьяне платили государству все подати, которые только существовали, из них набирали рекрутов в армию, они подвергались телесным наказаниям. Это было самое бесправное сословие.

Особым сословием было казачество. Казачьи войска создавались для охраны границ государства. Казаки были вольными людьми. Возглавлял казачье войско атаман. Атаманом считался наследник императорского престола. Казаки отличались своеобразным бытом, традициями, языком. Они были гостеприимны, трудолюбивы, набожны, почтительны к старшим. Рассказывают, как одна донская казачка побила за безнравственный поступок своего сына, успевшего дослужиться до генерала. “Помилуйте, матушка! Вспомните, что я генерал!” - вскричал провинившийся. “Не генерала бью, а сына”, - ответила старая казачка.

Таков был сословный строй в Российской империи в начале XIX века.

4. Сейчас мы переходим к следующему пункту плана. Мы с вами поговорим о том, как развивалась торговля, транспорт и промышленность в нашей стране в начале XIX века.

В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Корабли перевозили хлеб, лес, пеньку, железо. В южных губерниях, где не было большого количества рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. Весной и осенью дороги размывало дождями и они становились непроходимыми. Лишь в середине XIX века началось строительство шоссейных дорог. И лишь в 1851 году в России открылось движение на железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Скажите, кто-нибудь из вас знает изобретателя первого в России паровоза? Где он был изобретен?

(Учащиеся отвечают. Запись в тетрадях: виды транспорта: водный, сухопутный)

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Ежегодно на ярмарки стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Здесь продавались и покупались различные товары: скот, шерсть, кожа, меха, ремесленные изделия, зерно, ткани, чай, сахар и многое другое. Ярмарки устраивались обычно 1–2 раза в год. Их было немного. Самыми большими и знаменитыми ярмарками были ярмарки в Нижнем Новгороде, в Ростове Великом, Макарьеве. На Урале тоже была своя ярмарка, находилась она в городе Ирбите.

(Учащиеся ищут в атласах названные города)

(Запись в тетрадях: виды торговли: ярмарки,…)

И все-таки на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Кроме ярмарок в городах работали лавки, где можно было купить различные товары ежедневно. Лавки были специализированными. Существовали лавки мясные, мануфактурные, бакалейные и другие. (Продолжение записи: лавки,…)

Была еще одна интересная группа мелких торговцев. Их называли коробейники потому, что они носили на себе огромные короба, в которых находился различный мелкий товар. Это могли быть сувениры, ленты, табакерки, платки и многое другое. Коробейники ходили по улицам и предлагали свой товар всем прохожим. Для того, чтобы вы лучше смогли представить себе этих коробейников. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Гардемарины”. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма)

(Продолжение записи в тетрадях: коробейники)

Промышленность в стране развивалась крайне плохо. Количество заводов и фабрик было незначительным. Попробуйте вспомнить, что такое фабрика, завод?

(Учащиеся отвечают)

В нашей стране в начале XIX века преобладали мануфактуры. Ответьте, что такое мануфактуры? (Учащиеся отвечают)

Итак, мы выяснили, что в России преобладал ручной немеханизированный труд. Паровые машины, способные заменить труд людей, почти не применялись. Почему это происходило? Да потому, что в Российской империи существовало крепостное право. Все крестьяне принадлежали своим помещикам или государству. Свободных рабочих рук не было. И, даже если какой-то предприниматель хотел и мог построить фабрику, поставить туда паровые машины, то работать на этих предприятиях было бы некому. Ведь нанять рабочего не представлялось возможным. Ни один помещик не отпустил бы своего крепостного, чтобы тот нанялся на завод и стал там работать за деньги. Помещику это было совсем не выгодно. А раз не развивалась промышленность, то не строились и города. Россия того времени была деревенской. Городов было очень мало.

Таким образом, делаем вывод: наличие крепостного права в России серьезно тормозило экономическое развитие, а в конечном итоге тормозило и развитие капитализма. Наша страна почти на двести лет отставала от стран Западной Европы и США.

Итак, мы сегодня с вами познакомились с тем, как развивалась наша страна в начале XIX века. Узнали о территории, населении, политическом и сословном строе, развитии торговли, транспорта и промышленности. И теперь пришло время выполнить самостоятельную работу, о которой я вам говорила в начале урока. Желающие могут выполнить работу на компьютерах, остальные я раздам кроссворды, которые нужно будет решить. Все, кто сегодня был внимателен на уроке, легко справиться с работой. На выполнение задания я отвожу 5–6 минут времени. Приступайте.

5. Рефлексия.

1. Что нового сегодня на уроке узнали?

2. Легко или нет воспринимался материал?

3. Было ли интересно?

4. Кто активнее всего работал на уроке? Какую отметку заслуживает?

?
– создание военного флота; реорганизация армии,
органов государственного управления; экспансия на
Восток;
реформа
церковного
управления;
европеизация культуры.
?
– подражал Петру I; провел секуляризацию земли;
создание Государственного банка; указ о свободной
внешней
торговле;
«Манифест
о
вольности

службу.
?

укрепление
самодержавия,
усиление

унификация управления.
?
– закон о престолонаследии; ослабление позиций
дворянства; улучшение положения крестьян; усиление
цензуры.

приверженцем либерализма.

Петр I – создание военного флота; реорганизация
армии,
органов
государственного
управления;
экспансия на Восток; реформа церковного управления;
европеизация культуры.
Петр III – подражал Петру I; провел секуляризацию
земли; создание Государственного банка; указ о
свободной внешней торговле; «Манифест о вольности
дворянства» - получали право вообще не выходить на
службу.
Екатерина II – укрепление самодержавия, усиление
бюрократического аппарата, централизация страны и
унификация управления.
Павел I – закон о престолонаследии; ослабление
позиций дворянства; улучшение положения крестьян;
усиление цензуры.
Александр воспитывался при дворе своей бабки и был
приверженцем либерализма.

Император Александр I: генеалогическое древо

Императрица
Екатерина II
(1762 – 1796)
Император Петр III
(1761 – 1762)
Император Павел I
(1796 – 1801)
Александр
Императрица
Мария Федоровна
Константин
Николай
Михаил

Важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета:

Амнистия; реформа органов
государственной власти, реформа
народного просвещения; решение
крестьянского вопроса: разрешение
крестьянам и мещанам покупать
ненаселенные земли, «закон о вольных
хлебопашцах».

Либерализм – течение, объединяющее
сторонников
парламентского
строя,
гражданских свобод (выбора веры, свободы
слова, собраний, объединений и т. д.) и
свободы предпринимательства.
Манифест – торжественное письменное
обращение верховной власти к населению.
Амнистия

частичное
или
полное
освобождение от судебного наказания,
производимое верховной властью.

Высшие органы
государственного управления после 1802 г.
Сенат – превращен в высший судебный орган,
контролировал
деятельность
местных
властей.
Комитет министров – обсуждал общие
вопросы управления страной, был учрежден
при Александре.
Министерства – органы государственного
управления вместо коллегий.

Ф. Лагарп – либерал, воспитатель Александра; мог
помочь ему с разработкой реформ по отмене
крепостного права и введению конституции.
П. А. Строганов – друг Александра,
предложил проект Негласного комитета.
именно
он
Н. Н. Новосильцев – член Негласного комитета,
разработал проект «Уставной грамоты Российской
империи» - первой конституции России.
А. А. Чарторыйский – глава министерства иностранных
дел; мог дать советы по либерализации империи.
В. П. Кочубей – дипломат, государственный деятель;
активно участвовал в обсуждении крестьянского
вопроса.

13.09.2018 г.
Император Александр I:
начало правления.
Реформы М. М. Сперанского.

План:
1. Император Александр I.
2. Негласный комитет.
3. Реформа управления.
4. Реформа образования.
5. Политика в отношении крестьян.
6. .

Д/З:
П. 2 повторить; знать факты и
термины

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Карьера Михаила Сперанского
в 1797 – 1808 гг.:
1797 г. – чиновник канцелярии
генерал-прокурора Сената.
1803 – 1807 гг. – директор
одного из департаментов
министерства внутренних дел.
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
с 1807 г. – статс-секретарь
императора.
с 1808 г. – заместитель
министра юстиции.


М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный
орган при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер,
назначаемый императором,
задача Госдумы –
обсуждение законопроектов
Губернские думы
Четырёхступенчатые выборы
Окружные думы
Волостные думы
Исполнительная
власть
Министерства

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три
сословия:
Дворянство
«Среднее
«Народ рабочий»:
состояние»:
крепостные
(с сохранением
купцы, мещане,
крестьяне,
особых прав)
государственные
домашние слуги,
крестьяне
рабочие
Политические права предоставлялись только «свободным» (первым
двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди
них было положение о том, что «никто не может быть наказан без
судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и
капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и
недвижимым имуществом (то есть представители первых двух

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского
Какие положения проекта
реформ М. М. Сперанского вы
считаете главными?
Затрагивали ли проекты
Сперанского основы
феодально-самодержавного
строя?
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
Нет, не затрагивали. Только в
будущем Сперанский видел
конечную цель реформ в
ограничении самодержавной
власти царя и ликвидации
крепостного права.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его
следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений
в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее
«безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. – образование Государственного совета:
- Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
- Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму
необходимость их принятия;
- Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их
исполнению;
- Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по
распределению государственных доходов и расходов.
Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и
принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной
силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не
законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».
Исходя из идеи разделения властей, он предлагал
разделить Сенат на Правительствующий (ведающий
вопросами местного управления) и Судебный (высший
судебный орган, контролирующий все судебные
учреждения страны).
Этот проект не был осуществлен.
А что же было осуществлено из проектов
Михаила Михайловича Сперанского?

Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный орган
при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый
императором,
задача Госдумы – обсуждение
законопроектов
Министерства
Губернские думы
Четырёхступенчатые
выборы
Окружные думы
Волостные думы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:

Император
Генерал-прокурор
Председатель
Председатель
Правительствующий
Сенат
Комитет
министров
Государственный
совет
Оберпрокурор
Святейший
Синод
Министры
Министерства
Был создан Государственный совет.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Почему проект Сперанского фактически не был
реализован?
Обратимся к историческому источнику:
С. 21
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре
наступят новые порядки, которые перевернут вверх
дном весь существующий строй. Об этом уже говорили
открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая
опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных,
теряли голову при мысли, что конституция уничтожит
крепостное право и что дворянство должно будет
уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего
сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Высшие сановники, придворные, дворянство
воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь,
что подобные реформы подорвут основы государства.
Попытки Александра I предоставить гражданские права
крепостным также вызывали негодование крупного
дворянства.
Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
По этим причинам Александр I вынужден был прекратить
осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба
отца.
Император прекрасно понимал, что резкая критика
Сперанского, по существу, направлена в его собственный
адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его
симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел
ввести в России в угоду Наполеону.
Царь более не мог сдерживать волну критики и принял
решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь
сыграло намерение императора объединить общество
накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812
г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в
Пермь.
Как нам следует оценить деятельность Сперанского?

Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:
«В историю России Сперанский вошёл в качестве
великого неудачника. И в самом деле, ни один из его
реформаторских замыслов не был осуществлён в
сколько-нибудь полной мере – большей части
созданных
им
проектов
государственных
преобразований суждено было остаться на бумаге, их
даже не пытались реализовать на практике. Но можно
ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно
бросил свою душу и талант в пучину политики?»
Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были
реализованы, его реформаторские поиски и планы
составили ту основу, на которой в дальнейшем
вырабатывались проекты преобразований.

Постановка важнейших вопросов:
Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и
России в начале XIX века в социальной, экономической,
политической сфере.
Какие задачи стояли перед Российским государством в начале
XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять
российскому правительству для решения этих задач?
Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России
необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?

На рубеже XVIII-XIX веков в Российской империи царствует император Павел I (1796-1801 г.), сын Екатерины Великой, которому удалось вступить на престол лишь в возрасте 42-х лет.

Обиженный на мать за то, что та не пожелала уступить ему корону, свою политику Павел ведет так, что она полностью перечит политике Екатерины. Во-первых, в опалу попадают многие вельможи Екатерины. А политические преступники, которых она осудила, наоборот, освобождаются (например, Радищев).

Либеральные указы Павла

Павел издает несколько указов, посвященных крестьянскому вопросу: в 1796 году крестьяне получают право на жалобы или присягу императору; 1797-98 год - запрещается продавать крестьян без земли.

Запрещается барщина по воскресеньям (и ограничивается лишь тремя днями в неделю). Также были восстановлены физические наказания для дворян, запрещены дворянские собрания и выборный суд. Офицерство подлежало ревизии.

В результате этого указа в двенадцати губерниях начались восстания, поскольку дворяне не желали ему подчиняться.

В 1798 году купцы получают право покупать крестьян для работы на мануфактурах. Служащие отныне обязаны начинать работу в 8.00 и заканчивать в 22.00. Также вводятся ограничения на костюм - одежда также регламентируется государством. Ужесточяется цензура: закрываются все частные типографии, запрещается выезд за границу даже на учебу.

Военная реформа Павла I

В 1797 году Павел проводит военную реформу, в результате которой в армии вводится прусский военный мундир и парики, а также появляется практика проведения вахт-парадов. В армейской сфере он всецело следует традициям своего отца, императора Петра III, который боготворил прусскую военную систему и мечтал о введении такой же в России.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Павел отменил петровский указ о том, что император волен сам выбирать себе наследника, и установил четкую систему наследования только по мужской линии. Также Павлом была восстановлена система коллегий.

Внешняя политика

Во внешней же политике тоже наблюдаются изменения: Павел отказывается от участия в борьбе с революционной Францией и в ноябре 1798 года присоединяется к коалиции против Наполеона (поскольку перед этим Павел присоединяется к Мальтийскому ордену, а Наполеон захватывает Мальту). В 1799 году из опалы возвращается Суворов, его отправляют на войну в Италию.

Однако в 1800 году, когда англичане захватили Мальту, они отказались вернуть Павлу положенную ему по соглашению долю. Павел выходит из коалиции и заключает союз с Наполеоном.

Дворянство не одобряло политику Павла, и в 1801 году он был убит в результате заговора, целью которого было возвести на трон его сына, будущего императора Александра I.

Россия на рубеже XVIII - XIX веков.

1. Правление Павла I (1796-1801 г.г.).

Рубежом XVIII-XIX вв. в России стало правление Павла I. В 1762 был убит Петр III и на трон взошла Eкaтерина II. В Российской истории не на сцене, а в жизни разыгрывалась трагедия наследника престола Павла. Родители будущего императора Павла I великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна оставались бездетными более 9 лет. Императрица Елизавета Петровна с таким нетерпением ожидала рождения наследника по линии Петра I, что торжества по случаю рождения Павла (р. 20 сентября 1754 г.) продолжались около года.

Павел с первых дней после рождения был удален от родителей и стал одной из любимых игрушек императрицы. С детства он воспитывался как будущий государь, правда в несколько странном стиле. Малолетний великий князь принимал послов и устраивал государственные приемы. Такие представления развлекали Елизавету Петровну, а во времена Екатерины II создавали иллюзию того, что Екатерина не собирается узурпировать власть. Есть свидетельства того, что в последние годы своей жизни Елизавета собиралась передать престол не племяннику Петру, а внуку, при регенстве Екатерины, до его совершенолетия. Но возможно такие слухи распространяла Екатерина.

Обучение Павла началось с 4 лет, вначале русскому языку и счету. С 6 лет осуществлялся полный курс обучения и воспитания под руководством графа Н.И.Панина. В учителя были приглашены лучшие европейские ученые. Его обучали французскому и немецкому языкам, истории, географии, физике, французской литературе.

В ночь переворота, 27 июня 1762 г. семилетний Павел под охраной солдат был доставлен вместе с графом Паниным в Зимний дворец, в тот же день принял присягу своей матушке Екатерине и был объявлен наследником престола. Однако Екатерина II была холодна со своим сыном, воспринимая его как политического противника.

В связи с 18-летием цесаревича (20 сентября 1772 г.) он вступил в должность генерал-адмирала русского флота и полковника кирасирского полка. В высшем свете ожидали большего, да и сам Павел надеялся если не занять престол, то по крайней мере разделить бремя власти с Екатериной II. Екатерина предпочла держать Павла на коротком поводке. Она заставила Павла отказаться от наследства отца герцогства Шлезвинг-Голштейн (договоры от 21 мая и 14 июня 1773г), с тем, чтобы он не стал независимым.

В течение следующего десятилетия политические надежды Павла и тех, кто делал ставку на него сошли на нет.

Честолюбие Павла страдало. Опытная возрастом Екатерина была безжалостна. Павел по молодости лет не понимал, что происходит. Он испытывал чувства к матери и в конце концов для себя объяснил поведение Екатерины тем, что на нее оказывали давление такие люди, как Потемкин. После нескольких попыток заняться государственными делами Павел был вынужден удалиться в Гатчину, где прожил довольно замкнуто 13 лет. Пугачевский бунт еще больше разделил Екатерину II и Павла, так как Пугачев выступил под именем Петра III.

Девятнадцати лет Павла женили на принцессе Гессен-Дармштатской Вильгельмине (в православии Наталья Алексеевна). Павел любил жену, но 15 апреля 1776 года Наталья Алексеевна скончалась при родах. Пытаясь "утешить" иступленного в горе Павла, Екатерина показала перехваченные любовные письма графа Разумовского к покойной жене. Излечив Павла от романтики первой любви, 26 сентября 1776 г. его женили второй раз на 17-летней принцессе Виртембергской Софии-Доротеи (в православии Мария Федоровна). Брак оказался счастливым, у них было 9 детей.

В течение 1781-1782 гг. Павел с женой под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе (Австрия, Италия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия), где его принимали с почестями не как неизвестного графа, а как наследника. Павел произвел хорошее впечатление и умом, и поведением, в Европе его прозвали "Русский Гамлет".

С 1783 по 1796 год Павел был удален от реальной политики. На мызе Гатчина он создал миниатюрное государство и миниатюрный придворный круг с второстепенными лицами не имеющих доступ к большому двору. "Государство" Павла имело несколько фабрик и поместий и даже армию в составе 1 батальона.

5 ноября 1796г. Екатерину II постиг апоплексический удар, через сутки она скончалась не приходя в сознание. Около 30 посланных и самозванных курьеров бросились в Гатчину. Первым прискакал брат последнего фаворита Екатерины Николай Зубов. Бумаги покойной разбирал Павел и Безбородько А.А. - член коллегии иностранных дел, доверенный человек императрицы. Они уничтожили завещание Екатерины о передаче престола сыну Павла Александру. Безбородько сохранил свое положение при дворе, и во времена Павла он стал главой правительства, светлейшим князем, богатейшим человеком России, Украины.

Павел I был провозглашен императором. Это было довольно поздно, в 42-летнем возрасте. В 18 лет он составил план преобразования государства, в течение следующих 10 лет он пытался занять какие-нибудь позиции в государственном аппарате, а затем 15 лет находился в "кухонной" оппозиции. К неограниченной власти пришел человек, имеющий программу, но не имеющий навыка бюрократической работы и практики политической интриги.

Павла иногда называли "коронованным донкихотом". Его смешная фигура с нелепым курносым носом дополнительно к его выходкам создавала образ курьезного человека. Его недолгое царствование не было озарено таким внешним успехом как царствование Екатерины II и Александра I и представлялось промежуточным между яркими периодами. Однако если отбросить экзотику и присмотреться к его деятельности, мы увидим и другое лицо. Во-первых, физически и психически Павел был вполне здоровым человеком, он прекрасно ездил верхом, с удовольствием танцевал, часами на свежем воздухе занимался

С войсками. В конце концов он породил 9 здоровых детей, среди которых 3 следующих за ним русских императора: Александр I, Константин, Николай I.

Если бы Павел "сидел" на престоле, не проявляя воли и не занимаясь реформами, ему простились бы любые личные недостатки. Самодержавная форма правления в России за 70 лет после петровской реформы стала привычной и достаточно крепкой. Программа Павла была не более утопична, чем любая попытка новой власти "прикрутить гайки", навести дисциплину и заставить народ лучше трудиться. Он не учитывал консерватизм народа. Как всякий интеллигентный реформатор в России, Павел был обречен. Павел приходил в раздражение, что не только в народе, но и в правительстве не понимали и не принимали его действий. Павел торопился осуществить реформы, но пожал плоды его сын Александр, он подготовил за недолгие годы царствования (1796-1801гг) триумф сына Александра I.

По своему характеру, уму, привычкам Павел воспринял германскую идею. Личные отношения императора оказалось в международных делах.

Павел фактически укрепил русскую империю, продолжил идеи предыдущих русских императоров, в том числе Екатерины II, но по форме эти действия часто выглядели как противопоставление политики Екатерины.

Основное внимание Павел I уделил внутренней политике. Он считал, что наступило время освоения недавно завоеванных земель: Причерноморья, Крыма, Украины, Польши, Аляски. Внешняя политика России заключалась в том,чтобы России не мешали переварить и русифицировать эти земли,т.е. Россия перешла к обороне.

Павел I осуществил следующие реформы:

I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.

1. Издан закон о престолонаследии, регламентирующий порядок занятия престола, не по завещанию, как было на Руси во время Петра I, а по прямой мужской линии правящей династии.

2. Другие законы не издавались, проводилась работа с целью заставить население соблюдать, исполнять существующие законы.

3. Предпринята одна из первых попыток создания свода законов. Все последующие правители России вплоть до настоящего времени пытались создать свод наподобие "Кодекса Наполеона" во Франции. Никому это не удалось. Мешала бюрократия. Хотя при Павле происходила "дрессировка" бюрократии, но от этой дрессировки она стала только крепче.

II.Социально-экономические реформы:

1.Провозглашен принцип: "Доходы государственные, а не государя". Проведены ревизии государственных учреждений и служб. Значительные суммы взысканы в пользу государства.

2. Прекращен выпуск бумажных денег (к этому времени I бумажный рубль стоил 66 копеек серебром).

3. Был сделан упор на раздачу земель и крестьян в частные руки (за время царствования - 4 года), пожаловано 600 тыс.душ, за 34 года Екатерина II пожаловала 850тыс.душ. Павел считал, что помещики лучше будут содержать крестьян, чем государство.

4. Учрежден "Заемный банк" и принят "банкротский устав".

5. Освобождена от подушного оклада семья академика М.Ломоносова.

6. Освобождены из заключения польские повстанцы во главе с Т.Костюшко.

III. Военная реформа:

1. Введено одиночное обучение солдат и улучшено содержание.

2. Разработана стратегия обороны.

3. Сформированы 4 армии на основных стратегических направлениях.

4. Созданы военные округа и инспекции.

5. Введены новые уставы.

6. Осуществлена реформа гвардии, кавалерии и артиллерии.

7. Регламентированы права и обязанности военнослужащих.

8. Уменьшены привилегии генералитета.

Реформы в армии вызывали недовольство со стороны генералитета, гвардии. От гвардейцев потребовали нести службу как полагается. Все приписанные к полкам офицеры были обязаны явиться к службе из долгосрочных отпусков, часть из них и те, кто не явился были отчислены. Командиры частей были ограничены в распоряжении казной и использовании солдат на хозработах.

Военная реформа Павла I создала ту армию, которая разгромила Наполеона.

Анекдоты о Павле раздувались в политических целях. Возмущенное дворянство не поняло,что Павел "прикручивая гайки" продлил господство "служивого сословия" на сотню лет.

Современники Павла приспосабливались к нему. Он наводил порядок и дисциплину и это встречало одобрение в обществе. Дворяне-служаки быстро поняли, что Павел горяч, но отходчив, понимает юмор. Известен случай о том, что якобы Павел I отправил целый полк с вахт-парада в Сибирь; на самом деле Павел проявил недовольство в резкой форме, сделав выговор командиру передстроем. В раздражении он выпалил, что полк никуда не годен, что его надо отправить в Сибирь. Надо представить ситуацию: перед Павлом стоит дворянин, горячая кровь закипела и вдруг командир полка оборачивается к полку и подает команду:"Полк в Сибирь шагом марш!" Тут оторопел Павел. А полк промаршировал мимо него. Конечно, полк догнали и повернули назад. И командиру нечего не было. Да и прекрасно командир знал, что такая выходка в конце концов понравится Павлу.

Павел узнал однажды, что Дехтерев - будущий командир Санкт-Петербургского драгунского полка намеревается сбежать за границу. Павел вызвал его к себе и спросил: "Справедлив ли слух?" Дехтерев ответил: "Правда, государь, но к несчастью кредиторы меня не пускают". Ответ так понравился императору, что он приказал заплатить кредиторам и купить Дехтереву дорожную коляску.

Недовольство Павлом проявляли прежде всего часть высшего дворянства, впавшая в немилость при Павле по различным причинам, или потому, что они составляли ненавистный императору "екатерининский двор", или привлеченные к ответственности за казнокрадство и другие провинности.

Заговор против Павла созрел уже в 1800 г. Вдохновителями заговора были екатеринский вельможа граф Н.П.Панин и петербургский военный губернатор П.А.Пален. К заговору примкнул цесаревич Александр, активно помогал заговорщикам английский посол Ч.Уитворт.

Недовольство англичан Павел вызвал тем, что первым из русских правителей понял выгоды геополитического положения России и перестал "таскать каштаны из огня", вышел из-под английского влияния, более того, ударил Британию по самому больному месту - морским путям, приняв под покровительство мальтийский орден.

В марте 1801 г. Павел узнал о готовящемся заговоре и поделился известием с П.А.Паленом. 11 марта Павел вызвал сыновей Александра и Константина в придворную церковь и потребовал от них вторичной присяги. Заговорщики стали торопиться. Всего в заговоре участвовало около 60 человек сановников и гвардейских офицеров. Пьяные заговорщики в ночь 12 марта ворвались в спальню императора, набросились на него и кто-то из них проломил голову императора тяжелой табакеркой. Было объявлено, что он скончался от "апоплексического удара". Гвардейские солдаты, прибежавшие по тревоге к дворцу, не поверили Палену. Это лишний раз подтверждает социальный состав заговорщиков.

Трагическое окончание правление Павла I совпало с наступлением нового XIX столетия. Каковы же были основные итоги XVIII века для России? По сравнению с концом XVIII века значительно расширилась территория Российской империи (до 17 млн. квадратных километров) за счет включения в нее части Казахстана, Прибалтики, Крыма, Новороссии, части Кавказа, Приднестровья, Западной Белоруссии, Правобережной Украины и ряда других земель. Почти втрое возросла численность населения империи, достигнув 40 млн. человек. Как и прежде, основную его массу (свыше 90%) составляли крестьяне, в подавляющем большинстве крепостные. Городское население России значительно возросло, составив 2,2 млн. человек.

Медленно, но неуклонно пробивал себе дорогу капитализм, прежде всего, в промышленности. К началу XIX века в России числилось примерно 2000 предприятий, где было занято около 90 тыс. рабочих, из которых 48% были вольнонаемными. Главным тормозом в скорейшем промышленном развитии России, безусловно, было крепостное право. И тем не менее, России, вставшей в XVIII веке на путь модернизации, удалось сделать очень многое. Она превратилась в мощнейшую державу, экономический и военный потенциал которой не уступал самым развитым странам.

В XVIII веке российское самодержавие было в апогее своего исторического развития, отстояв монополию на власть в борьбе с притязаниями аристократии и подчинив прямому государственному контролю церковь. Во второй половине XVIII века было фактически лквидировано церковное землевладение; его доля сократилась с 12% до 2%. Царская семья превратилась в самого крупного в России собственника земли и крепостных крестьян. Годовой бюджет царских имений в середине XVIII века превышал 20 млн. рублей, а годовой бюджет государства в среднем составлял тогда 67 млн. рублей.

Мощная экономическая база стала одним из факторов утверждения определенной независимости самодержавия от всех сословий. В то же время эта независимость позволяла самодержавию лавировать между сословиями, осуществляя так называемую "надклассовую" функцию. Но следует подчеркнуть, что по своей феодальной природе теснее всего самодержавие было связано с дворянским сословием, от которого оно во многом зависело и в котором видело свою главную опору. Важно отметить, что дворянское сословие сознательно расширялось за счет отличившихся военных, наиболее способных чиновников и разбогатевших предпринимателей. К исходу XVIII столетия Российское дворянство обновилось за счет выходцев из других сословий более чем на 20%, что, безусловно, упрочило социальную базу самодержавия.

XVIII век - время утверждения в России светской культуры, распространявшейся, правда, лишь на привилегированную и образованную часть общества. В результате форсированной европеизации именно в XVIII веке произошел тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперед обострившееся взаимное непонимание между ними.

В заключение подчеркнем, что в XVIII веке на месте самобытной и архаичной Московской Руси возникла полуевропеизированная Российская империя - авторитарно-бюрократическое государство, утвердившее себя в результате многочисленных войн в качестве великой европейской державы. Наиболее же острые проблемы - освобождение крестьян из-под власти помещиков и демократизация политической системы - будут решаться Россией уже в XIX и в начале XX веков.