Исторические события в басне волк на псарне. Отражение исторических событий в басне и.а.крылова «волк на псарне» подготовила учитель русского языка и литературы рублёва оксана валерьевна мбоу г.иркутска




Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года? Ситуация, описанная в басне, воспроизводит события Отечественной войны 1812 года. Наполеон достаточно легко завоевал многие европейские государства так же, как Волк легко справляется с беспомощными овцами. Следующей в захватнических планах французов была Россия. Но на борьбу с войсками Наполеона поднялся весь российский народ: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».


Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне это Кутузов.


По свидетельству современников, басню «Волк на псарне» И. А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М. И. Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М. И. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой.
























Вывод Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).


Интернет-ресурсы

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

мировая художественная культура, история

Цели урока:

- раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

Продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях.

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

Мировая художественная культура, история

Цели урока:

- раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

Продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

Формирование прочной нравственной позиции , положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение басни в

Контексте

Мировой литературы

1. Смысловое чтение

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию

2. Воспитание у

Учащихся чувства

Уважения к

культурному наследию

2. Умение передавать содержание текста

2. Планирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. Оценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей.

3. Структурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа, умение составлять

план высказывания

3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

4. Анализ текста на основе сравнения

4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

Познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

Строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

Речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

И ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование готовности и способности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

У: Здравствуйте, присаживайтесь

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Идёт презентация

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1. Слушают

1. Читает эпиграф

2. Отвечают:

Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях

О басне

2. Беседа по эпиграфу

Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского?

Почему крыловские слова названы крылатыми?

Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин)

3. - Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение

3. Мотивация

Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть?

4. Фиксируют определения на листочках

Ребята пишут, сидят прямо

4. Контроль

Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс.

Внимание на доску. (пишут 5 минут ) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки - выпримлялочки) - сдаём листочки

5. Формулировка цели учащимися

Отечественная война 1812 года

5. Целеполагание

Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?

6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока

Мы должны узнать, в каких баснях

Отражаются исторические события,

Образы каких басенных животных

Соответствуют главным историческим

Персонажам,

Что высмеивает баснописец в этих баснях

Какие исторические события стали

6. Разъяснение целевого момента

Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа.

Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Мог ли обойти И.А. Крылов в своих баснях эту тему?

Конечно, нет.

Итак, тема нашего урока:

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

И. А. Крылова

Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин )

7. Выступают с рассказом о войне 1812 года

7.- Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов.

А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин)

8. Физминутка

8. Физминутка (3мин) 25мин

9. Учащиеся слушают

9. Объяснение нового материала

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

Уже в басне " Кот и Повар " намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном - « Ворона и Курица ». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:

«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься - / Попался, как ворона в суп!»

Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является « Волк на псарне» . В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).

Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», - говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

10. Слушают (открывают учебник на с.

10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом)

11. предлагают варианты прочтения и интонирования

11. отвечаем на вопросы после прослушивания

12. Читаем басню по ролям

12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню

13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер,а я, приятель, сед», - Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову!

14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» —
Тут Ваську Повар укоряет, —
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? —
Стал Щуке Васька говорить. —
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, —
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня Крылова "Ворона и Курица"

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит. -

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат".

"Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"

Ворона подлинно осталась;

Но вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Басни Крылова - Ворона и Курица


Урок по литературе

Тема: Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Цель урока: создание условий для ознакомления с басней И.А. Крылова «Волк на псарне».

Задачи урока:

Обучающая – ознакомить с басней «Волк на псарне»; проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Басни».

Развивающая - развивать творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширять кругозор; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и для привития любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за наших предков.

Тип урока : комбинированный

Междисциплинарные связи : история, изобразительное искусство.

Обеспечение урока:

ОМС-модуль, презентация

Раздаточный материал

Структура урока

    Организационный момент (1 мин.)

    Проверка знаний учащихся (7 мин.)

    Артикуляционная разминка

    Словарная работа

    Опрос по терминам

    Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.(3 мин.)

    Изложение нового материала: (16 мин.)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне

4)Доклад учащихся об исторических событиях в басне.

5) Словарная работа по изученной басне

6) Анализ т е к с т а по вопросам.

5. Первичный контроль (5 мин.)

6. Сообщение домашнего задания (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (7 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка аудитории к работе

Эпиграф:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

П.А. Вяземский.

(слайд №1)

Работа с эпиграфом.

Как вы думаете, о ком идет речь?

(слайд №2)

Как вы понимаете слова П.А. Вяземского?

Приветствуют учителя

Читают эпиграф

О Крылове

Дают разные ответы

Работа с эпиграфом позволяет настроить учащихся на тему урока, активизирует их мыслительную деятельность.

2.Проверка знаний учащихся

На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню, поэтому, сначала проведем 1) артикуляционную разминку .

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

(слайд №3)

2) Словарная работа

На доске выписываем слова, характеризующие черты характера, которые представлены в баснях Крылова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

Глупость, ограниченность – ум

Беззащитность – наглость

Хитрость – простодушие, наивность

Жестокость – доброта

Скромность – развязность

Вежливость – грубость

(слайд №4)

3) Опрос по терминам, с помощью которых определяется жанр басни, понятие «аллегория».

(ОМС №1,2)

Произносят скороговорку

Подбирают синонимы и антонимы к словам

Называют определения басни и аллегории

Артикуляционную разминку учитель включает в урок для того, чтобы подготовить речевой аппарат детей к правильному произнесению различных звуков речи. Что в свою очередь позволит научиться выразительному чтению произведений.

Данный вид работы позволяет обогатить словарный запас учащихся, учит строить синонимичные и антонимичные ряды.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание

Сегодня мы будем продолжать работу по творчеству баснописца.

Прочитайте тему урока.

(слайд №5)

Все ли слова вам знакомы?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Какой школьный предмет нам поможет в изучении басни «Волк на псарне»?

Читают тему урока

Дают разные ответы

История

Данный вид работы позволяет учащимся определить для себя тот вид работы, который позволит им лучше усвоить тему урока.

4.Изучение нового материала.

1) Слушание басни (аудирование)

2) Ответы на вопросы по прослушанной басне (слайд №6)

3) Выступление библиографа об отношении Крылова к войне 1812 года.

(приложение №1)

4)Доклад уч-ся об исторических событиях в басне.

(приложение №2)

Во время доклада демонстрируется карта, показывающая вход Наполеона в Москву. (приложение №3)

(ОМС №3)

5)Словарная работа по изученной басне

(слайд №7)

Какие слова вам показались незнакомыми?

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой)

/Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по-волчьи.

(Возможные слова: псарня, овчарня, хлев и др.)

Откроем учебники на стр. 58

6)Анализ т е к с т а по вопросам.

1.Какова причина шума, переполоха на псарне?

    С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем).)

    Каково поведение Волка в этот момент?

    Каким изобразил его Крылов?

    Итак, в речи Волка сквозят лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?

Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание и скрытое притворство, присущее Волку.

6.Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?

7.Кто кому противопоставлен в басне?

8.Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах вы теперь можете сказать?

11.Действуют ли в этой басне приемы олицетворения, аллегории?

12.Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?

13.Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь?

Слушают басню в исполнении актера

Отвечают на вопросы

Слушают выступление

Слушают доклад

Анализируют текст басни с целью выявления незнакомых слов

Открывают учебники

(Зол, опасен, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

(Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

(Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

(Не верит ему.)

(Волк Ловчему.)

(Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствует надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

(Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)

(Суть морали актуальна и в наши дни в определенных случаях.)

(«Волк.,., ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

На данном уроке учитель сначала знакомит с басней «Волк на псарне», затем проводит небольшую беседу по выявлению первичного восприятия произведения, выясняет глубину непосредственного понимания басни и только затем проводит беседу об ее историческом содержании. Это помогает уч-ся «увидеть» басню как литературный текст с его содержанием, структурой.

Прежде чем начинать работу с текстом басни необходимо, чтобы дети знали значение всех незнакомых слов.

При анализе басни учитель обращает внимание на средства создания образа героев, что позволяет лучше понять смысл и содержание текста.

Анализ речи героев позволит выявить те черты характера, которые автор высмеивает и которыми восхищается в данной басне.

5.Первичный контроль.

Давайте сделаем вывод по данной басне.

Каким чувством проникнута данная басня?

В каких словах заключена мораль басни?

Случайно ли эти слова принадлежат Ловчему? Почему?

(слайд №8)

Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Данный вид работы позволяет увидеть учителю насколько дети усвоили скрытый смысл басни, появляется возможность коррекции восприятия, понимания произведения.

6.Сообщение домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне» (слайд №9)

Записывают задание в дневник

7.Подведение итогов урока.

Изучение данной басни мы завершаем изучение творчества И.А. Крылова в 5 классе, поэтому, чтобы закрепить изученное, давайте проведем небольшую викторину (задания напечатаны на отдельных листах) (приложение №4):

    Работа в группах

Задание 1.

Задание 2.

Свинья (Дуб)

Моська (Слон)

Повар (Кот)

Ворона (Лисица)

Ягненок (Волк)

Кукушка (Петух)

Муравей (Стрекоза)

Фока (Демьян)

    Подведение итогов викторины (слайд №10,11)

    Выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова

Выполняют задания

Данный вид работы позволяет обобщить все знания учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность. Позволяет увидеть учителю степень усвоения пройденного материала.

ОМС №1

ОМС №2

ОМС №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Выступление библиографа. « Отношение баснописца к войне 1812 года»

(предполагаемый текст)

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

(предполагаемый текст)

Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, // Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? // Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.
Волк - хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понимает и чувствует это. Крылов в своей басне передает народное восприятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Задание 1. Закончите крылатые выражения.

Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши!)

А вы друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)

Сыр выпал - …(с ним была плутовка такова)

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,…(Тебе бы видно было)

Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару.

Свинья (Дуб)

Моська (Слон)

Повар (Кот)

Ворона (Лисица)

Ягненок (Волк)

Кукушка (Петух)

Муравей (Стрекоза)

Фока (Демьян)

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

Мировая художественная культура, история

Цели урока:

- раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

Продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
1. Изучение басни в

Контексте

Мировой литературы

1. Смысловое чтение 1. Умение формулировать собственное мнение и позицию
2. Воспитание у

Учащихся чувства

Уважения к

культурному наследию

2. Умение передавать содержание текста 2. Планирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. Оценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей. 3. Структурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа,умение составлять

план высказывания

3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
4. Анализ текста на основе сравнения 4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

Познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

Строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Лич ностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;
формирование нравственных чувстви нравственного поведения, осознанного

И ответственного отношения ксобственным поступкам;

формирование готовности испособности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;

У: Здравствуйте, присаживайтесь

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский

Деятельность ученика Деятельность учителя
1. Слушают 1. Читает эпиграф
2. Отвечают:

Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях

О басне

2. Беседа по эпиграфу

Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского?

Почему крыловские слова названы крылатыми?

Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин)

3. – Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение 3. Мотивация

Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть?

4. Фиксируют определения на листочках

Ребята пишут, сидят прямо

4. Контроль

Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс.

Внимание на доску. (пишут 5 минут) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки – выпримлялочки) – сдаём листочки

5. Формулировка цели учащимися

Отечественная война 1812 года

5. Целеполагание

Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?

6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока

Мы должны узнать, в каких баснях

Отражаются исторические события,

Образы каких басенных животных

Соответствуют главным историческим

Персонажам,

Что высмеивает баснописец в этих баснях

Какие исторические события стали

6. Разъяснение целевого момента

Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа.

Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Мог ли обойти И.А. Крылов в своих баснях эту тему?

Конечно, нет.

Итак, тема нашего урока:

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

И. А. Крылова

Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин)

7. Выступают с рассказом о войне 1812 года 7.- Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов.

А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин)

8. Физминутка 8. Физминутка (3мин) 25мин
9. Учащиеся слушают 9. Объяснение нового материала
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

Уже в басне "Кот и Повар" намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном - «Ворона и Курица». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:

«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься - / Попался, как ворона в суп!»

Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является «Волк на псарне». В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).

Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», - говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.

Деятельность ученика Деятельность учителя
10. Слушают (открывают учебник на с. 10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом)
11. предлагают варианты прочтения и интонирования 11. отвечаем на вопросы после прослушивания
12. Читаем басню по ролям 12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню
13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер,а я, приятель, сед», - Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову!
14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня Крылова "Ворона и Курица"

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит. -

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат".

"Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"

Ворона подлинно осталась;

Но вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Басни Крылова - Ворона и Курица

Н. И. Кирилина, МБОУ СОШ 59, Алтайский край

Тема урока:

И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях.

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

мировая художественная культура, история

Цели урока:

- раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

Продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

Формирование прочной нравственной позиции , положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение басни в

контексте

мировой литературы

1. С мысловое чтение

1. У мение формулировать собственное мнение и позицию

2. В оспитание у

учащихся чувства

уважения к

культурному наследию

2. У мение передавать содержание текста

2. П ланирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. О ценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей.

3. С труктурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа, умение составлять

п лан высказывания

3. С троить монологическое высказывание, вла деть диалогической формой речи

4. Анализ текста на основе сравнения

4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью ;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Лич ностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

фор мирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование готовности и способности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

У: Здравствуйте, присаживайтесь

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Идёт презентация

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1. Слушают

1. Читает эпиграф

2. Отвечают:

Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях

О басне

2. Беседа по эпиграфу

Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского?

Почему крыловские слова названы крылатыми?

Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин)

3. – Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение

3. Мотивация

Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть?

4. Фиксируют определения на листочках

Ребята пишут, сидят прямо

4. Контроль

Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс.

Внимание на доску. (пишут 5 минут ) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки – выпримлялочки) – сдаём листочки

5. Формулировка цели учащимися

Отечественная война 1812 года

5. Целеполагание

Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?

6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока

Мы должны узнать, в каких баснях

отражаются исторические события,

Образы каких басенных животных

соответствуют главным историческим

персонажам,

Что высмеивает баснописец в этих баснях

Какие исторические события стали

6. Разъяснение целевого момента

Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа.

Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Мог ли обойти И.А. Крылов в своих баснях эту тему?

Конечно, нет.

Итак, тема нашего урока:

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

И. А. Крылова

Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин )

7. Выступают с рассказом о войне 1812 года

7.- Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов.

А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин)

8. Физминутка

8. Физминутка ( 3мин) 25мин

9. Учащиеся слушают

9. Объяснение нового материала

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

Уже в басне " Кот и Повар " намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном - « Ворона и Курица ». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:

«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься - / Попался, как ворона в суп!»

Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является « Волк на псарне» . В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).

Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», - говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

10. Слушают (открывают учебник на с.

10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом)

11. предлагают варианты прочтения и интонирования

11. отвечаем на вопросы после прослушивания

12. Читаем басню по ролям

12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню

13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер,а я, приятель, сед», - Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову!

14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня Крылова "Ворона и Курица"

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит. -

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат".

"Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"

Ворона подлинно осталась;

Но вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Басни Крылова - Ворона и Курица