Программа технология педагогической поддержки школьников. Доклад «Технология педагогической поддержки ребенка в образовании

МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки

Доклад

«Технология

педагогической

поддержки»

Подготовила: учитель Бумагина М.Г.

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…»
Я.Коменский.

О дним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации .

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного ), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:

    отсутствие интереса к учебе;

    нарушение целенаправленной деятельности;

    низкая работоспособность;

    повышенная утомляемость;

    неусидчивость;

    неустойчивость внимания;

    трудности запоминания материала;

    игнорирование инструкции учите

Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ:

Личностные качества педагога:

    максимальная гибкость;

    способность к сопереживанию;

    эмоциональная уравновешенность;

    сочуствие к ребенку;

    доброжелательность;

    уверенность в себе.

Необходимость создания ситуации успеха

    повышает мотивацию к учению;

    удовлетворение от учебной деятельности;

    корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);

    развивает инициативность;

    поддерживает благоприятный психологический климат.

Цель и принципы воспитания . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель .

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

    Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

    Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка.

    Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

    Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

    Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

    Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур.

    Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

    Доверяя - не проверяй!

    Признавай право на ошибку и не суди за нее.

    Умей признать свою ошибку.

    Защищая ребенка, учи его защищаться.

Приемы технологии педагогической поддержки:

«Эмоциональное поглаживание»

    Молодец!

    Умница!

    Как вы меня порадовали!

    Я горжусь вами!

«Снятие страха»

    «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»;

    «Это совсем не трудно…»

    «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»

«Аванс»

    «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….»

«Инициатива активности»

    «Нам это надо, потому что…»

    «Для тебя это очень важно, потому что…»

«Скрытая инструкция»

    « ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»

    «обычно удобнее приступить с этого…»

    «здесь, вероятно, главное это…»

«Персональная исключительность»

    «именно ты и смог бы…»

    «именно на тебя я и надеялась…»

    «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….»

«Умышленная ошибка»

    «я ошиблась, помоги мне…»

«Минутка психологической разгрузки»

    Шутки, загадки на отвлеченные темы

Механизм воспитания . Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии . «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации .

После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога , выполняемых ими на следующих пяти этапах :

- I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

- II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

- III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

- V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.

Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.

Многие из нас работают именно по этим направлениям.

I. Сигнальный

1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

Неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);

Обращение родителей к педагогу или администрации

тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы

3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения

4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II. Контактно-созидательный

1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению

2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

III. Диагностический

1. Организация доверительной беседы с учащимися

2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка

3. Определение причин возникновения проблемы

IV. Проектный

1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

V. Деятельностный

1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

VI. Результативно-аналитический

    Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах

Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы

самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Выполнил: Тимофеева Д.С. Подольск 2018 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №67 «Ивушка»

Трѐхлетняя Юля наотрез отказывается делиться игрушками с другими детьми. Любое вмешательство воспитателя заканчивается плачем и девочку сложно успокоить.

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником) , совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности) , взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка» ) ;

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы) , налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику) ;

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Вопросы и задания:

На основе обозначенной педагогической ситуации проанализируйте проблему и предложите ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана или любой другой известной Вам технологии.

Ответ:

Основными задачами педагога являются следующие:

  1. Выявление детей не способных себя защитить.
  2. Отслеживание ситуаций, в которых это проявляется.
  3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье.
  4. Правильная организация жизни детей в группе - чуткое и доверительно отношение к ребёнку, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребёнка в себе и своих силах.
  5. Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному в себе ребёнку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера.
  6. Помочь ребёнку овладеть навыками общения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей застенчивых и не способных за себя постоять может быть построено по следующим этапам:

  • Диагностический этап
  • Этап знакомства и установления контактов.
  • Основной этап.
  • Этап подведения итогов.

Первый вопрос, который возникает на этапе диагностики перед педагогом: каких детей следует отнести к группе застенчивых?

Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение детей, не способных себя защитить.

  1. Ребенок молча сносит обиды, у него можно забрать игрушку,
  2. На удары или толчки сверстников никак не отвечает.

На этом этапе с целью изучения особенностей взаимоотношений родителей и детей можно провести анкетирование с родителями. Также можно предложить родителям анкету с вопросом: «Если ребёнок когда - либо испытывал чувство застенчивости, как это проявлялось в его поведении?» .

По результатам проведенной диагностики педагог совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения разрабатывают психолого-педагогические программы индивидуального и группового сопровождения детей.

В ходе индивидуального сопровождения специалисты заполняют индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Эта карта даст возможность отслеживать динамику развития у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими, взрослыми и детьми, которых, как правило, не хватает застенчивым детям.

Следующий этап психолого-педагогического сопровождения направлен на знакомство и установление контактов с родителями.

В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить его стиль.

В семье детей, котогрые не могут за себя постоять наблюдаетс гиперопекающий стиль воспитания обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Родители такого типа активно контактируют с педагогом, психологом и другими специалистами детского сада. В младшей группе они настаивают на максимальной помощи ребёнку в одевании, кормлении, гигиенических процедурах. Они считают, что ребёнок ещё слишком маленький, ему надо помогать (подразумевается - делать за него) . Более старших детей они, с одной стороны, убеждают: «Ты уже большой, ты должен уметь…» , а с другой - порываются всё делать за них, даже то, что они уже умеют. Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случаях конфликтов их детей с другими детьми группы или с педагогом. Например: «Почему вы не проследили, и Аня отняла у моего Вани новый грузовик? Вы же знаете, он не умеет постоять за себя» . Встречаются жалобы, связанные с несовершенством навыков самообслуживания или решения гигиенических проблем: «Почему вы не заправили моему ребёнку рубашку?» При этом возрастные возможности пятилетнего ребёнка просто не принимаются во внимание.

Поскольку время общения педагога с родителями обычно ограниченно - он встречается с ними, лишь, когда они приводят ребёнка в сад или забирают домой, - важно обращать внимание на поведение и типичные высказывания взрослых и отчасти детей в эти минуты.

На этом этапе осуществляется работа, которая направлена на установление доверительного контакта между родителями, педагогами и специалистами образовательного учреждения. Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения на этом этапе организуется с родителями, у которых нарушены взаимоотношения с детьми, они придерживаются неэффективного стиля родительского воспитания. После консультаций психолог организует совместный тренинг с такими родителями и их детьми. Ситуации, проигрываемые в тренинге, помогут им преодолеть имеющиеся трудности в общении, достичь партнерских отношений, снять тревожность детей в процессе общения со взрослыми, развить у родителей веру в возможности своих детей. Активное использование организатором рефлексивных приемов, будет способствовать умелому выстраиванию диалога взрослого с ребёнком.

Третий - основной этап направлен на профилактику и коррекцию проявлений застенчивости у дошкольников, и должен строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания.

Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребёнку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т.е. застенчивых, боязливых, плаксивых. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребёнка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они, наконец, решились и хоть что-то сделали сами.

Если у застенчивого ребёнка не получается то, с чем справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем более высказывать критические замечания. Следует мягко приободрить ребёнка, выбирая слова, которые его не травмируют: «Сейчас у тебя получится!» , «Давай вместе» , «Видишь, уже лучше» .

При выполнении различных заданий рекомендуется объединять застенчивых детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребёнку, с одной стороны включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе (делали-то вместе) , что, естественно, повышает внутреннюю самооценку.

Желательно - и не только на занятиях - объединять робких, застенчивых детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть на стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, привести ребёнка, за которым пришли родители, и т.д.

Для эмоционального комфорта ребёнка, не умеющего постоять за себя, в группе следует вовлекать его в игры других детей. Сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребёнка.

Важно помочь ребёнку научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры, например такие как «Угадай эмоцию» , «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» , «Кто к нам пришел» , «Куклы пляшут» , «Фанты» , «Путаница» и другие.

Очень благотворно сказывается на снижении застенчивости включение неуверенных в себе и робких детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребёнок будет только зрителем. Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя более уверенными.

Удобным моментом для приучения застенчивых детей быть в центре внимания является празднование дней рождения в группе, когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. Положительное эмоциональное состояние ребёнка порождает в нём уверенность, что все его любят, всем он нравится. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своём дне рождения поможет и ему сказать несколько тёплых слов другому ребёнку, т.е. вступить с ним в общение и выразить свои чувства, что обычно для таких детей трудно.

Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи» , некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать «отмашку» флажком и т.д.

На занятиях для робких и тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такие дети, столкнувшись с заданием, часто так волнуются, что начинают выполнять его, не понимая и не дослушав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому детям надо чётко всё объяснить и контролировать их работу по шагам. Здесь особенно важны индивидуальный подход, предоставление детям возможности действовать в своём темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка.

Программа педагогического образования родителей включает цикл встреч с родителями, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решения педагогических задач и проблемных ситуаций, знакомство с играми и упражнениями, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

В программу встреч можно включить такие темы как: «Что могут и что не могут наши дети» , «Общаться с ребенком. Как?» , «Хвалить или ругать» , «Как учить общаться» .

На данном этапе особое внимание нужно уделять консультированию родителей. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина неуверенного поведения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями. В ходе индивидуальных бесед, консультаций, психолог, воспитатель обсуждают своеобразие развития каждого ребенка, его особенности и проблемы, показывают необходимость выработать единую стратегию в общении с неуверенным ребенком.

На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов ДОУ и родителей выясняются достигнутые результаты сопровождения каждого участника. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей.

Для выявления изменения позиции родителей по отношению к ребенку. В ходе диагностики могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?» и пр.

По результатам заключительного этапа родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома.

МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки Доклад «Технология педагогической поддержки» Подготовила: учитель Бумагина М.Г. 2013г. «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…» Я.Коменский. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуальнонеповторимого в конкретном человеке). Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:  отсутствие интереса к учебе;  нарушение целенаправленной деятельности;  низкая работоспособность;  повышенная утомляемость;  неусидчивость;  неустойчивость внимания;  трудности запоминания материала;  игнорирование инструкции учите Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ:  неуверенность в своих силах;  подавленность;  вялость;  повышенная возбудимость;  порывистость.  импульсивность Личностные качества педагога:  максимальная гибкость;  способность к сопереживанию;  эмоциональная уравновешенность;  сочуствие к ребенку;  доброжелательность;  уверенность в себе. Необходимость создания ситуации успеха  повышает мотивацию к учению;  удовлетворение от учебной деятельности;  корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);  развивает инициативность;  поддерживает благоприятный психологический климат. Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур. 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя - не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Приемы технологии педагогической поддержки: «Эмоциональное поглаживание»  Молодец!  Умница!  Как вы меня порадовали!  Я горжусь вами! «Снятие страха»    «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»; «Это совсем не трудно…» «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…» «Аванс»  «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….» «Инициатива активности»  «Нам это надо, потому что…»   «Для тебя это очень важно, потому что…» «обычно удобнее приступить с этого…» «Скрытая инструкция»  «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»  «обычно удобнее приступить с этого…»  «здесь, вероятно, главное это…» «Персональная исключительность»  «именно ты и смог бы…»  «именно на тебя я и надеялась…»  «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….» «Умышленная ошибка»  «я ошиблась, помоги мне…» «Минутка психологической разгрузки»  Шутки, загадки на отвлеченные темы Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: - I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы; - II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); - III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; - IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); - V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию. Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы. Многие из нас работают именно по этим направлениям. I. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. II. Контактно-созидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником III. Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы IV. Проектный 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы V. Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка VI. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Всё чаще в отечественной педагогике происходит обращение к пониманию воспитания и обучения как деятельности, базирующейся на субъект - субъектных отношениях, сотрудничестве, сотворчестве взрослого и ребёнка.

Новые ориентации и ценности образования ставят сегодня на первый план проблему повышения самостоятельности, самоорганизованности, саморазвития, личностной самореализации. Принципы «воспитание-воздействие» «обучение-воздействие», выступающие против равноправия и партнёрства в образовании, уходят в далёкое прошлое. Гуманизация как одно из ключевых понятий новой стратегии развития современного образования в первую очередь выходит на идею педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка, как подтверждают работы ряда исследователей, относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений. Выделение педагогической поддержки в особую область деятельности педагога ставит задачу глубокого и всестороннего рассмотрения этой категории. Очевидным становится сегодня заинтересованность многих учёных в выявлении основных направлений развития педагогической поддержки, определении её сущности и компонентного состава, принципов и условий её осуществления .

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать - значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде»86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:

  • - поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
  • - поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
  • - поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
  • - поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Термин педагогическая поддержка используется в современной педагогической теории и практике довольно широко и многогранно. Свидетельством этому могут служить определения, данные участниками Первой всероссийской конференции, посвященной вопросам педагогической поддержки:

система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям, направленных на их выявление и поддержку (И.С.Якиманская);

педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д.Фрумин);

совместная деятельность участников воспитательного процесса, создающая условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленная на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений (И.В.Воронкова);

способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин);

помощь школьнику в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К.Валстром, К.МакЛафлин, П.Зваал, П.Понте, Д.Романо).

В целом можно сказать, что педагогическая поддержка значительно отличается от традиционных методов работы педагога с детьми, что выражается в первую очередь в гуманизации процесса обучения и воспитания, обращении к индивидуальности своего ученика.

Педагогическая поддержка чаще всего понимается как система разнообразных мероприятий, проводимых с целью дифференциации по интересам, способностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление; данный термин используется в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, напрямую связан с педагогической деятельностью, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека, раскрывает личностный потенциал человека, включает помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Но в целом поддержка - это процесс совместного определения собственных интересов ребенка, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. В данной ситуации наиболее необходимым считается создание таких условий, при которых у ребенка будет иметься возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстника) или общества, государства, коллектива, а со своими собственными.

Педагогическая поддержка - принцип всей гуманистически ориентированной системы образования. Данное направление широко представлено в работах Н.Н. Михайловой, Е.Г Коваленко, С.М. Юсфина, где прослеживается следующая позиция: если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней обретает смысл принципа педагогической деятельности .

Н.Б.Крылова, вслед за О.С.Газманом разрабатывая понятие, представляет педагогическую поддержку «в более широком социокультурном контексте, как элемент любого сотрудничества и взаимодействия», поскольку считает ее «проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Исследования М.В. Алешиной в области педагогической поддержки индивидуального стиля учения показывают, что в этом случае деятельность взрослого должна быть направлена »на создание оптимального стиля учения, основанного на усиленном протекании процессов, самоопределении, самореализации, проведения анализа собственной учебной деятельности и планирования последующей самокоррекции». Проблема образования личности в педагогике свободы, в отличие от педагогики авторитарной, должна рассматриваться в контексте индивидуального саморазвития, а сам педагогический процесс - через организацию субъект-субъектных отношений, сотворческую и сотрудническую взаимодеятельность .

Из всего вышесказанного следует, что существующее многообразие мнений и подходов к определению педагогической поддержки позволяет не только многомерно рассматривать данную категорию, но и дает возможность обдуманно выбрать каждому педагогу именно то, что больше всего соответствует его собственному видению, определяет многообразие способов педагогической деятельности.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Баймакского района Республики Башкортостан.

Доклад «Технология педагогической поддержки

ребенка в образовании»

Ишматова Райса Фазулловна

учитель начальных классов

село Темясово

Термин «Педагогическая поддержка» используется широко и многозначно:

Поддержка – помощь, содействие, согласие, одобрение (по словарю Ожегова).Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жизни.

Педагоги начальной школы учитывают существующие на данный момент технологии, выделяют основные направления:

1.Адаптированные технологии

2. Технологии личностно-ориентированного образования

3. Технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

4.Здоровье сберегающие технологии.

5. Информационные технологии.

Из опыта своей работы хочу остановиться на технологии педагогической поддержки ребенка в образовании.

За годы своей работы я для себя сделала вывод: каждый приходящий набор учащихся в класс, имеет свое лицо, характер, темперамент и особенности. Принимая класс, учитель работает как с отдельным учеником, так и с коллективом в целом.

Обучение трудный, кропотливый процесс. И целых 4 года каждый учитель лепит свое детище. В своей работе я работаю по такой схеме:

I класс- поиск скрытых способностей учащихся в обучении и во внеклассной работе. Здесь все наши мероприятия, встречи идут только на уровне класса.

II класс- раскрытие способностей учащихся совместно с параллельными классами.

III класс- выход на уровень школы.

IV класс- выход на уровень села и района.

Начиная работу в 1 классе, выясняю у родителей, какие возможности есть у их детей, какими они хотели бы видеть в будущем.

Кто-то из родителей хочет, чтоб его ребенок хорошо учился и плясал, некоторые видят своих детей спортсменами, при этом все готовы поддержать учителя в любых начинаниях. Заручившись поддержкой родителей, я начинаю.

Всех своих питомцев, независимо от того умеет ли он плясать или нет, вожу весь класс в музыкальную школу в класс хореографии.

Это у нас идет все 4 года обучения. К концу 4 класса получаются хорошо танцующие ребята. Это очень сплачивает коллектив ребят, ведь у них появляются общие интересы. Выправляется осанка. Рождается коллектив.

В целях развития мелкой моторики посещаем класс декоративно-прикладного искусства. Здесь каждый находит дело по душе. Некоторые вяжут, некоторые рисуют, некоторые вышивают лентами. Всем интересно, все заняты делом. Просто не остается времени на безделье и на плохие дела

Как известно, младшие школьники очень пластичны. Использую эту способность в акробатических упражнениях. Готовим акробатические этюды с лентами, мячами, обручами, скакалками. Даже самых слабеньких ставим на выполнение бросков или на прыжки через скакалку. Это очень организует ребят, нас приглашают на выступление перед соревнованиями.

Работая по данной технологии, я поняла, что все дети способны. Просто нам, учителям надо вовремя поддержать ученика, чтоб он нашел себя, укрепился в понятии, что он может, он несколько не хуже других.

Технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. Считается основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

1.На всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.

2.Учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3.Учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.

4.Учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5.Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.

6.Учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его.

7.Учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

8.Он должен открыто выражать в классе свои чувства.

9.Должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10.Учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Использованная литература:

1.Багирова Л.Л. « От простого к сложному» Москва,»Просвещение» ,1996.

2.Смолянинов В.К. «Свои возможности», Москва «Просвещение», 1985.