Разделенные города. Виктор Вахштайн - о жизни разделенных городов

Разделение городской территории на составляющие ее р-ны с целью создания структурной основы, правильно организующей процессы жизнедеятельности города и направляющей его территориальное развитие.

«Города и поселки должны представлять собою рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей» (Программа КПСС,1961, с. 94). Это положение Программы КПСС является принципиальной основой Р. г.

Поскольку ни один р-н города не существует изолированно, вне связи и взаимодействия с др., функциональная роль и планировочная структура отд. р-на обусловливаются назначением и строением города в целом. Поэтому единственно правильным и необходимым является метод комплексного решения планировки города, когда каждая отдельно взятая его часть (район) решается в зависимости от общего плана и требований единства архитектурно-планировочной структуры города.

Даже при удачно выбранной территории для стр-ва города решение районирования города в значительной мере определяет сан.-гигиенич. качества городской территории в целом и его р-нов, основы орг-ции системы городских сообщений, степень удобства жизни населения, экономичность стр-ва города как по единовременным затратам, так и в процессе эксплуатации.

Решение проблем районирования города должно быть подчинено главному - заботе о человеке. Одной из важнейших задач при районировании города является выбор территории под жилые р-ны (см. Селитебная территория). В районах со сложным (пересеченным) рельефом, наличием грунтов, непригодных для стр-ва, почв, малопригодных для роста насаждений, с резко выраженными температурными, ветровыми и др. климатич. условиями выбор территории жилого (селитебного) р-на выступает как требование, доминирующее в общей задаче Р. г. Не менее важным фактором районирования города являются бытовые качества жилых р-нов, определяемые их положением в общей структуре города и по отношению к природной ситуации. При наличии в городе реки или крупного водоема целесообразно размещение жилых р-нов у акватории, что обусловливается рядом преимуществ в санитарном, бытовом и архитектурном отношении. Архитектурные качества, потенциально заложенные в рельефе и ситуационных особенностях местности, могут получить полное выражение лишь в структуре города.

Санитарное состояние жилых р-нов зависит от правильного взаимного расположения пром. и жилых районов. Выбор пром. р-нов для размещения вредных произ-в должен производиться таким образом, чтобы исключить их неблагоприятные влияния на жилые р-ны (см. Санитарно- защитная зона). По санитарным условиям или в связи с неблагоприятными природными особенностями жилые р-ны иногда выносятся на значительные расстояния от пром. р-нов. Однако для обеспечения удобного и дешевого сообщения населения с пром. р-нами нередко возникает необходимость искусственно устранить вредные влияния пром. произ-в или технически преодолеть неблагоприятные природные условия территории с тем, чтобы приблизить жилище к месту работы, не ухудшая санитарных условий жилого р-на.

При районировании города важна также четкая и простая орг-ция передвижений городского населения. Обеспечение удобного сообщения с местами приложения труда является одним из осн. требований, предъявляемых к районированию города.

Взаимообусловленность территориального размещения отд. р-нов играет большую роль в решении самых различных вопросов их орг-ции. Для большинства пром. предприятий связь с водным транспортом является одним из важнейших условий их размещения. Водоемы же нетранспортного значения для многих отраслей пром-сти сохраняют свое значение в качестве источников пром. водоснабжения. Наряду с этим береговая линия имеет высокую культурно-бытовую и архитектурную ценность для жилой и обществ, застройки, и поэтому использование набережных исключительно в производственных целях, преграждающее свободный доступ жилой части города к воде, противоречит санитарно-бытовым и архитектурным требованиям.

Т.о., комплекс требований, предъявляемых к жилой территории, оказывает весьма существенное влияние на районирование города. От них во многом зависит решение задач, выдвигаемых др. р-нами и сооружениями города. Необходимость санитарной защиты жилых р-нов обусловливает орг-цию нескольких пром. р-нов, размещаемых в различных частях города. При этом городские магистрали и вся уличная сеть получают более равномерную загрузку трудовыми потоками, а расселение жителей на городской территории может быть осуществлено в соответствии с расположением мест приложения труда.

При развитии города значительная его часть может оказаться в неблагоприятных условиях, напр. из-за сложного рельефа или распространения заболоченности и торфяников. В условиях горной местности строение рельефа является одним из определяющих факторов районирования. Оно осложняет устройство подземных сооружений, решение городского транспорта, трассировку и организацию общественных участков. Эти трудности вынуждают в некоторых случаях отказаться от использования территории или отд. участков под жилую, обществ, или пром. застройку, что находит свое непосредственное выражение в расчленении городской территории.

Неблагоприятные особенности местности в необходимых случаях могут быть устранены инженерными мероприятиями, в результате чего малопригодные по своим естественным условиям территории приводятся в приемлемое для освоения состояние.

Из всех компонентов, составляющих планировочную структуру города и входящих в систему Р. г., использование зеленых насаждений (см. Садово-парковое строительство) является наиболее гибким в отношении требований к территории. Система внутригородского озеленения, являясь мощным оздоровительным фактором в жизни города, должна быть связана с лесопарками пригородной зоны и составлять с ней единый комплекс. При наличии водных бассейнов городские насаждения должны сочетаться с ними, что существенно повышает гигиеническое значение зелени. При выделении пром., жилых и коммунально-хоз. р-нов и при размещении обществ, центров этих комплексов особо должны быть учтены взаимоотношения и связи их с местами отдыха лесопаркового пояса или пригородной зоны.

Освоение территории города для тех или иных целей связано с решением ряда технич. задач и нередко с ее предварительной инженерной подготовкой. Р. г., являясь одним из первых этапов его планировки, охватывает широкий круг вопросов и во многом предопределяет решение последующих задач планировки и застройки города.

Разрыв между престижными кварталами Москвы и рабочими окраинами заметнее год от года

Сегодня в Москве все больше элитных районов, отгороженных от остального города высокими заборами. О том, как идет процесс разделения на бедные и богатые районы, чем он грозит горожанам, корреспондент "НГ" побеседовал с директором направления "Муниципальное экономическое развитие" фонда "Институт экономики города" Германом Ветровым и с руководителем проектов фонда "Институт экономики города" Денисом Визгаловым

Разделение города на престижные и непрестижные районы - процесс неизбежный?

На наш взгляд, это процесс объективный. Люди всегда расселялись в пределах городов по определенным принципам - в зависимости от профессии, имущественного или социального положения. Вспомните средневековые города, в которых были кварталы, слободы, где жили те или иные ремесленники, мастеровые. Были и районы, где селились богатые люди. Это результат вполне естественного желания жить рядом с себе подобными.

Если говорить о Москве, то даже в советские времена между районами была разница. Ленинский проспект и университет облюбовала академическая наука, государственные чиновники предпочли экологически благополучное западное направление, генералитет сделал выбор в пользу Кутузовского проспекта, а южные районы более активно впитывали мигрантов, приезжую рабочую силу…

Москва все же очень нетипичный город, и ярко выраженного разделения у нас все-таки не было. Москва была выбита из общемирового процесса развития городов. Сегрегация в том же Париже или Лондоне имеет исторические корни, статус кварталов там определился еще лет 400 назад. У нас этот процесс искусственно сдерживался на протяжении без малого восьмидесяти лет. Конечно, в больших городах и в советские времена было разделение на элитные и рабочие районы, хоть и не явное. Однако власть пыталась эту тему замалчивать, а сам процесс как-то сглаживать. Долгое время рыночные механизмы не действовали при расселении. Результат такой политики очень необычен - на единице московской площади пока что концентрируется жилье достаточно разных типов. В престижном районе можно встретить элитный дом, а рядом хрущевку, и картина в итоге получается очень пестрая. Она, конечно, понемногу размывается, но последствия политики советских времен будут ощущаться очень долго. Пока у московского рынка недвижимости нет и той внутренней мобильности, которая есть на Западе. Наши возможности быстро перемещаться по городу, менять жилье при смене статуса пока сильно ограничены. Переселиться в Москве - дело достаточно тяжелое. Начавшаяся ипотека меняет картину, но пока ипотека дорога и организационно сложна.

А как вы оцениваете современную ситуацию в Москве?

Говоря о современных тенденциях, важно различать два основных вида сегрегации - этническую и социальную. Этническая сегрегация - когда город делится по национальному признаку, в нем появляются этнические кварталы - азербайджанские, китайские, русские и т.д. Социальная сегрегация - когда возникают бедные и богатые районы, престижные и непрестижные. У этих двух видов сегрегации разные причины и разные корни, о каждом нужно говорить отдельно.

Что касается этнического разделения, то оно, видимо, не будет очень ярко проявляться. Дело в том, что в Москве люди в большей степени стремятся соотносить себя с социальными группами, а не с национальными. Что мы наблюдаем: азербайджанцы или армяне, которые приезжают сюда, на первых порах стараются селиться кланами - вместе с друзьями, родственниками, стараются зацепиться за что-то и на основе этого организовать свой национальный социум. Однако, как только их материальное положение улучшается, они переезжают в другой - более престижный район. Замечено, что в этом случае люди всячески стараются, наоборот, слиться с новой социальной средой, и им уже не очень хочется выпячивать свою национальную идентичность. Социальная идентификация для них важнее национальной.

Вы считаете, нет опасности, что в Москве появятся национальные гетто, как, к примеру, во многих других мегаполисах?

Такая опасность есть. Особенно на фоне все возрастающей ксенофобии, характерной сегодня для всего российского общества. Но, на наш взгляд, для Москвы это не будет определяющим фактором. Советская система расселения, заложенная в фундаменте, не позволит этого сделать.

Почему же по этому пути пошли американские и некоторые европейские города? Есть, например, Чайна-таун или Гарлем в Нью-Йорке, турецкие кварталы в Берлине…

Ну, у американцев есть своя уникальная особенность - афроамериканцы. Афроамериканцы в Америке по характеру жизни очень отличаются от остального населения. Существует очень серьезный социальный, бытовой, культурный барьер между этими группами населения. У нас таких мощных барьеров нет. Мигранты из стран СНГ намного ближе к русским по своему менталитету, образу жизни и даже по культурной идентификации. В конце концов все мы жили в Стране Советов, питались одной идеологией. Люди за годы советской власти все-таки приучены к межнациональному сожительству.

Если взять, например, турецкую или арабскую миграцию в европейские страны, это была монолитная волна и очень быстрая. У нас процесс миграции растянут во времени: она активно проходила в течение всего советского периода - 70-80 лет. И потом - она была более эластичной.

Другое дело, как скажется рост ксенофобии. Тут много зависит от властей, от того, как они будут регулировать эти процессы. Сегодня у страны нет четкой миграционной политики. А ведь мы стоим на пороге демографической катастрофы. В год страна теряет по 800-900 тысяч человек, чуть ли не миллион! А с другой стороны, в нашем обществе все нарастает неприятие по отношению к мигрантам, гастарбайтерам - они, мол, живут за наш счет, отнимают у нас рабочие места. Но ведь мигранты - это очень важный винтик в нашей экономике. Они занимают те ниши на рынке труда, на которые, как правило, уже нет спроса у москвичей, к тому же это самые низкооплачиваемые места. Если уж Москва претендует на роль Мирового города, то от такого процесса никуда не денешься. С этим надо не только смириться, но и гордиться этим, как ни странно это покажется обывателю. Каждый город, будь то Нью-Йорк, Париж или Сингапур, подпитывается за счет мигрантов. В Лондоне, например, у каждого четвертого школьника английский язык не родной, и никто не видит в этом ничего плохого.

А как обстоят дела с разделением по социальному принципу?

Здесь ситуация совсем иная. Тут сегрегация будет только расти, причем расти стремительно. И чем больше город, тем интенсивнее пойдет в нем этот процесс, тем больше будет контрастов. В мегаполисы со всей страны всегда стекаются и самые богатые, и самые бедные люди. Бездомным, нищим и другим маргинальным группам в крупном городе всегда легче выжить И богатство концентрируется здесь - большие возможности, большие доходы. Уже по стоимости жилья сегодня можно выделить формирование респектабельных районов и бедных.

У каких районов Москвы больше шансов превратиться в трущобы?

Менее престижные сегменты столицы давно известны - это южные, юго-восточные и восточные районы, об этом четко говорит соотношение цен на жилье. У каждого района уже сложился свой имидж. И этот имидж трудно сломать (и надо ли ломать?). Однако говорить о трущобности целых московских районов не стоит. Москва все же столица и, слава Богу, даже не имеет представления о том, что такое настоящие трущобы.

Разделенный город - это хорошо или плохо?

Все зависит от того, как сами горожане к этому относятся, насколько они чувствуют себя комфортно от такого разделения. В Америке, например, никаких комплексов нет, хотя территориальная и культурная сегрегация там сильная. У нас люди пока не привыкли к такому очевидному неравенству, даже внешнему - между микрорайонами, отдельными домами. Неприятие, враждебность, даже презрение ко всему "ино…" порождает адекватную встречную реакцию - цинизм, агрессию. Нетерпимость делает сегрегацию "плохой". Она порождает внутри города закрытые анклавы, высокие заборы, все только "для своих" - свои магазины, автобусные остановки, места для прогулок. Каждая из разделенных общин будет стремиться создать свою собственную закрытую среду за огромным забором. И от этого степень самой сегрегации будет расти. Надо сохранить некий баланс, чтобы город оставался доступным, чтобы городская среда была прозрачной и проницаемой для разных социальных групп населения.

А можно ли добиться этого? Какие здесь есть пути?

В частности, нужно сильнее развивать общность городского пространства, прозрачность, доступность городской среды. Американцы научились это делать. Там каждый живет в районе, соответствующем определенному социальному статусу, но общаются все вместе в одних и тех же торговых центрах, в одних и тех же ресторанах, на одних и тех же общественных площадках. Есть города в той же Европе, очень сильно социально разделенные, но это комфортные города, с качественной средой для проживания, Надо пытаться создать нормальные условия, соответствующие разным уровням дохода, тогда, возможно, сгладятся и противоречия.

Можно ли управлять процессом разделения города?

Административно регулировать сегрегацию можно, но трудно. Главный регулятор на этом поле - рынок. Административными мерами можно контролировать качество городской среды, снижать напряжения между разными районами, можно обеспечить дружественные контакты между ними. Существует масса рычагов воздействия. Например, можно проложить автобусные маршруты, которые соединят разные разделенные районы. В Америке была практика, когда школы строились в пограничных зонах, в итоге туда попадали и богатые, и бедные, и афроамериканцы, и белые. Есть опыт, когда городские власти перекраивали сетку административных районов, так что к каждому району отошел кусочек бедного квартала и кусочек богатого.

Какой из европейских городов ближе к Москве? На кого можно ориентироваться?

С точки зрения политики властей управления сегрегационными процессами можно поучиться у англичан, у французов, у чехов. Летом была конференция мэров, на которую приезжал мер Лондона. Кто-то задал ему вопрос о том, что Лондон чуть ли не самый "цветной" город в Европе, там сегодня все реже встретишь исконных англичан. Он рассмеялся и сказал, что этим как раз британцы и гордятся. Потому что каждая из наций, которая вливается в город, отдает ему самое лучшее, что у них есть, - культуру, знания, таланты, языки, новые идеи, опыт общения. Англичане научились этим гордиться. Может быть, как раз этого нам и не хватает.

Введение


Город, являясь древней и вместе с тем самой современной формой расселения людей является в тоже время предметом пристального внимания не только специалистов в области архитектуры, истории, географии, экономики, искусствоведения, но и широкого круга людей различных профессий.

Каждый регион в мире отличается своей природно-географической средой, положением, традициями и нравами местного населения, политический устройством, уровнем культурного развития, характером взаимосвязей между поселениями и многими другими факторами. Поэтому для каждого региона будут характерны свои определения и критерии для такого, с виду простого, на самом деле очень сложного и многогранного понятия город.

город население транспорт экономический


1. Город: понятие, критерии определения


Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством. (1)

Понятие «город» изменчиво и во времени, и в пространстве. Наконец, сами критерии выделения городов в отдельных странах являются очень разнообразными.

В основу определения города положено противопоставление его сельской местности, определение минимальной людности города, выполнение им административных функций и другие признаки. В России к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей, 85% и более населения которых составляют рабочие и служащие; на Украине, в Узбекистане, Молдове, Кыргызстане и Таджикистане - 10тыс.чел; в Казахстане, Латвии, Армении, Эстонии - 8 тыс.чел; Белоруссии - 6 тыс.чел; Грузии и Азербайджане - 5 тыс.чел; в Литве - числовая граница не определенна. (2) В Казахстане к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности. Города подразделяются:

) города республиканского значения, к которым относятся населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения более одного миллиона человек;

) города областного значения, к которым оотносятся населенные пункты, являющиеся крупными экономические и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;

)города районного значения, к которым относятся неселенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей состовляют свыше двух третей общей численности населения.(3)

В словаре общегеографических терминов город определяется как компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями.(4)

Различия в критериях определения города побудили в статистических исследованиях ООН использовать 2 метода учёта: так называемые «национальные критерии» и «количественные параметры» (минимальный критерий - от 5 000 до 20 000 жителей).

Критерии численности населения для отнесения к городу весьма разнообразны: 200 жителей в Исландии, Швеции, Норвегии; 250 жителей - в Дании; 400 - в Албании; 1 000 - в Австралии, Канаде, Шотландии, Малайзии; 1 500 - в Ирландии; 2 000 - в Германии, Нидерландах, Израиле, Аргентине, Франции, Португалии; 2 500 - в США, Таиланде, Мексике, Венесуэле; 4 000 - в Южной Корее; 5 000 - в Австрии, Чехии, Турции, Индии, Иране; 10 000 - в Италии, Испании, Греции; 12 000 - в России; 20 000 - в Нигерии; 50 000 - в Японии.

В некоторых странах количественный критерий не применяется, например, в Боливии, Бразилии, Коста-Рике, Эквадоре, Сальвадоре, Гаити, Гондурасе, Никарагуа. В Англии и Уэльсе, Болгарии, Венгрии, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвае, Польше, Румынии, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии статус города определяется законодательно.

В некоторых странах, таких, как Китай, Бразилия, Дания к городам относятся все административные центры в независимости от величины и развития в них экономических функций. Критерии выделения городов в отдельных странах подвергаются изменению со временем, в виду того, что с углублением урбанизации всё более затрудняется разграничение сельских и городских территорий.

Город по Ю. Платонову является местом жизнедеятельности больших масс населения, которые заняты несельскохозяйственной деятельностью, которое отнесено, в соответствии с законодательством государства, к категории городов.

По Квину, Карпентеру под понятием город понимается грандиозное по времени существования или занимаемой площади объединение людей и строений, которые отличаются особого рода деятельностью.

Дикинсон дает следующее понятие городу - это центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохозяйственной деятельностью.(5)

Сегодня за городами закрепилось название двигателей прогресса. В них происходит рождение и распространение из них всего нового. Города являются своего рода творческими лабораториями, духовными мастерскими человечества.

Город как форма расселения имеет множество неоспоримых достоинств, которые, к сожалению, отягощаются не меньшим числом очевидных недостатков. Такая противоречивость вызвала порождение споров о городе, его эффективности и просто о праве на существование. Одни считают города вечными, иные мечтают о времени, когда городов не будет, по крайней мере городов-гигантов.

Город, как объект исследования, очень важен для географии, которая находит в нем применение для всех своих дочерних наук и может реализовать, занимаясь городом, свой потенциал науки-интегратора. Будучи совокупностью предприятий и устройств, оказывающих сильное воздействие на окружающую среду, город не только сам становится ареалом с напряженной экологической ситуацией, но и фактором, меняющим, подчас очень резко, подобную ситуацию в пределах обширного района. Рассмотрение проблем устойчивости ландшафта, чем занимается современная география, невозможно без изучения города, в котором природа подвергается суровому испытанию на прочность.

Город можно рассмотреть и как своеобразную систему, которая представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.

Население. Город - это, прежде всего, крупный населённый пункт. Население является главной подсистемой города, определяющей параметры и организацию всех других подсистем. Его людность, т.е. число жителей - является базовым показателем для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, которые характеризуют город с разных точек зрения.

Городское население формируется за счёт 3-х источников:

а)естественного прироста;

б)механического прироста;

в)административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту.

Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. В новых городах население формируется за счёт механического прироста. Одновременно с этим, показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости и низкой смертности тут также выше, ввиду преобладания в новых городах людей молодых возрастов. В больших городах, в основном, происходит так называемое притягивание людей, а в малых - отдача или отток населения.

Половозрастные характеристики населения позволяют охарактеризовать трудовой потенциал города.

По национальной структуре в городе население является более неоднородным, чем в селе. В городах, как узлах миграционных потоков имеются возможности по формированию многонационального населения, с которым связана его конфессиональная структура, например, распределение населения по вероисповеданию, что может проявиться в микрогеографии города.

В странах с рыночной экономикой отчётливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитных районов, а с другой - районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты.

Для больших городов характерной особенностью является высокая подвижность населения вследствие пространственной удалённости мест проживания, мест работы и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание.

Экономическая база города состоит из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.

Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города.

Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Ими производится продукция, потребляемая на месте. Нечёткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию, как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. Например, в городах-курортах типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причём именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений.

Сфера жизнеобеспечения, включающая в себя разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жильё, сферу обслуживания), обеспечивающая жизнь населения и функционирование экономической базы.(6)

Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания - в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров и т.д. Набор видов услуг, которые оказываются населению, очень широкий, в связи с этим данная сфера состоит из множества отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, которые заняты в повседневном обслуживании граждан являются максимально приближенными к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, которые оказывают спектр услуг по периодическому и эпизодическому спросу, обычно размещаются вблизи часто посещаемых мест, которые обладают хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры - театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины - тяготеют к центральной части города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражается достаточно отчетливо.

Обеспечение города транспортом и организация в нём движения является на сегодня одной из главных проблем в городах двадцать первого века. С возрастанием транспортных потоков требуется создание системы мощных, многополосных магистралей, которые бы обладали большой пропускной способностью. Такие транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно осложняют взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.(7)


Классификация и типология городов


Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

)по величине (численности населения, или людности);

)функциям;

)степени участия в территориальном разделении труда;

)происхождению;

)по ЭГП.

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

)Города-курорты.

)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.


Список использованной литературы


1.Передерий А.А.; Статья « Классификация и типология городов», кафедра экономики и управления, МГТУ 2000г

2.Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х т.; Алма-Ата: Гл.ред. Казах. Сов энциклопедии, 1988, 608с.

Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан».

3Словарь общегеографических терминов/A Glossary of Geografical Terms: В 2 т.; пер. с англ., ред. Л.Н. Кудрявцева. - М.: Прогресс, 1975-1976 гг. -407+394 с.

Перцик Е.Н. Геоурбанистика - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-432с.

Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997г. - 480 с.

Козлова И.В. Геоурбанистика Учебно-методический комплекс. - Томск: ИДО ТГУ, 2010г. - 86 с.

Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. - М.: Владос, 1999г. - 231 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Самая необычная граница разделяет поселок Барле - бельгийский анклав внутри Нидерландов, поделенный между двумя странами. На протяжении веков жители Барле-Хертога и Барле-Нассау не могли решить, кому принадлежит земля. Сегодня граница между ними проходит не только по улицам, но и по жилым домам, кафе и магазинам. Чистить зубы можно в Бельгии, а ложиться спать уже в Нидерландах.

Иногда понять, находишься ты в Бельгии или уже в , очень трудно. Выручают таблички на домах. В Барле два мэра, два городских совета, два почтамта, две пожарные станции, два полицейских участка, две телефонные сети, два футбольных клуба. В порядке исключения 9000 жителей поселка могут звонить друг другу по внутренней, а не междугородней линии.

Гориция (Италия) - Нова-Горица (Словения)

Итальянский город Гориция, стоящий на границе со Словенией, с давних времен привлекал внимание монархов. Он был частью территории Италии, Австрии и даже Франции, куда его включил Наполеон. В 1916 году город заняли итальянские войска, а после Второй мировой войны в 1947 восточная часть Гориции была включена в состав Югославии и сегодня является словенским городом Нова-Горица.

Контроля на границе между странами нет - автомобили въезжают в и Словению беспрепятственно. А вот велосипедная дорожка по-прежнему перегорожена металлической изгородью, так что велосипедистам приходится выдвигаться на проезжую часть. У Гориции и Нова-Горицы один вокзал на двоих. На площади перед ним также проходит граница, обозначенная цветочными клумбами. Мотоциклисты и велосипедисты пересекают ее без проблем, а автолюбители используют это место в качестве парковки.

Валга (Эстония) - Валка (Латвия)

В 1920 году город Валка, находившийся на севере Латвии, был разделен границей. Его северо-восточная часть перешла Эстонии и получила название Валга. Серьезные трудности у жителей двух стран возникли только после распада СССР: между городами был установлен пограничный контроль. Сотни людей, спешащих в школу, на работу или просто в гости к друзьям, были вынуждены ежедневно тратить время на пересечение границы, оплачивать страховку автомобиля, разрешение на работу и пребывание в чужой стране.

Таможня работала не покладая рук. В частности, следила за тем, чтобы в Эстонию не вносили более 10 кг черники, за перевес нужно было платить. Латвия и Эстония не могли прийти к общему согласию и упростить пересечение границы на протяжении 16 лет, до тех пор пока в 2007 г. обе страны не вступили в Шенгенскую зону. Пограничный контроль исчез, и теперь жители передвигаются свободно.

Никосия (Республика Кипр - Северный Кипр)

Столица острова Кипр - - была разделена на две части, турецкую и греческую, после вторжения турецких войск в 1974 году. Граница в виде могучей каменной стены проходила прямо через центр города. Ворота между Никосией и Лефкосией (как называют северную часть турки) открылись в апреле 2003 года, и центр столицы словно ожил.

В нем появились кафе и модные магазины, открылись бары и клубы. Так что теперь греки отправляются в турецкую часть города за дешевыми вещами и живой музыкой, а турки с удовольствием разглядывают богатые витрины магазинов на юге и обедают в популярных фастфудах. Конфликтов и споров в городе нет, даже несмотря на различные вероисповедания.

Ногалес (США и Мексика)

Длина границы между США и составляет 3169 км, она проходит через города, поселки, реки и пустыни. Пересекает она и город Ногалес, одна часть которого принадлежит американскому штату Аризона, другая - мексиканскому штату Сонора. Граница представляет собой высокую стену. Бдительнее охраняется она, естественно, со стороны США.

Но, несмотря на растущие меры безопасности, с каждым годом в Америку проникает все больше нелегалов, причем значительная их часть пересекает границу именно здесь. В мексиканском Ногалесе в десять раз больше жителей, чем в его американском соседе. В глаза бросается и контраст между городами, благоустроенными домами в Аризоне и трущобами в Соноре.

Дерби Лайн (США) - Станстед (Канада)

Дерби Лайн и Станстед расположены на границе между США и Канадой. Раньше жители этого фактически одного городка свободно ходили друг к другу в гости, но после терактов, произошедших 11 сентября 2001 года, попасть на территорию другой страны стало крайне сложно. Пограничники требуют загранпаспорт, которого у многих здесь попросту нет, а также досматривают автомобили. Повсюду установлены камеры слежения и напоминания о том, что нарушители будут оштрафованы на 5000 $ или арестованы.

На границе между и Канадой находится известная Свободная библиотека. В ней даже разрешено сидеть на стуле, две ножки которого стоят на территории соседней страны, но вот выйти из здания можно только на родине. Граница проходит и под сиденьями Оперного театра Haskell. Сцена и половина мест в зале принадлежит Канаде, а вот вход расположен в США. Театр имеет два адреса. Местные жители тяжело переживают перемены, однако признают, что безопасность превыше всего.

Констанц (Германия) - Кройцлинген (Швейцария)

Отправиться пешком из Германии в Швейцарию можно через немецкий город Констанц, расположенный на берегу Боденского озера. Вместе со швейцарским Кройцлингеном он образует единое городское пространство, в котором проживает более 115 тыс. человек. Но так как Швейцария не входит в Евросоюз, граница между странами, пусть и в облегченном режиме, продолжает существовать, хотя порой заметить ее можно только по соответствующим табличкам.

Власти упростили и систему оплаты: в Констанце и Кройцлингене принимают как евро, так и швейцарские франки. С берега Боденского озера открывается прекрасный вид на , а в очень хорошую погоду, по словам местных жителей, можно увидеть даже австрийские Альпы.

Интересный факт

Третий по величине город Швейцарии Базель стоит на границе трех стран. Недалеко от Базеля, на территории Франции, расположен единственный в мире аэропорт, принадлежащий сразу трем государствам: Швейцарии, Германии и Франции. Евроаэропорт Базель - Мюлуз - Фрайбург совместно управляется Францией и Швейцарией, что тоже редкость. А вокзал Базель - Бадишер - Банхоф относится к Германии, хотя и расположен в Швейцарии. Пересечь границу можно и на трамвае. Маршрут № 10 проходит через французский город Леймен. В будущем линии будут расширяться и соединят Базель с Германией.

45 лет назад город Владимир разделили на Ленинский, Фрунзенский и Октябрьский районы. 72 года назад их предшественники назывались — Центральный, Железнодорожный и Тракторозаводской. А еще раньше были — Кремль, Старый острог и Китай-город.

10 апреля 2018 года исполнилось 45 лет со дня, когда территорию города Владимира разделили на Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании районов в городе Владимире» был издан 10 апреля 1973 года, напоминает сайт мэрии Владимира. Документ подписан председателем Верховного Совета РСФСР Михаилом Ясновым и секретарем президиума Хрисанфом Нешковым. «Октябрьский район занимает самую большую площадь — 165,6 кв. км, здесь, в границах исторического ядра города Владимира, расположены 44 памятника истории и культуры мирового и федерального значения. В середине двухтысячных годов в состав района вошли около 20 населенных пунктов клязьменского правобережья. Ленинский район первенствует по численности населения, превышающей 125 тысяч жителей. На территории района находятся ведущие учреждения культуры, спорта и сервиса — академический театр драмы, областная филармония, главный в регионе стадион, крупнейшие гостиницы и торговые центры. Фрунзенский район называют и главным „спальным“ районом, и промышленным сердцем города Владимира. В 1970-80-е годы здесь были возведены масштабные жилые массивы, десятки детских садов и школ. На смену прописанным в районе промышленным предприятиям советской эпохи сегодня приходят новые гранды, обеспечивающие стабильность рынка труда и рост городской экономки», — сообщает администрация города Владимира. Официальные районы во Владимире появились после Великой Отечественной войны. 1 июня 1946 года столицу только что образованной Владимирской области разделили на: Центральный район; Железнодорожный район; Тракторозаводской район. Железнодорожный район располагался в южной и юго-восточной части города. Он охватывал территорию, на которой находилась железная дорога, транспортные предприятия, Химический завод и Автоприбор, Спиртзавод, Хлебзавод, Владимирская ТЭЦ, Грамзавод, Мельзавод № 5 и другие. В Тракторозаводской район вошел, естественно, Владимирский тракторный завод, новые рабочие поселки вокруг него, улица Горького, Всполье, Залыбедье. Центральный район охватывал историческую часть Владимира. Во второй половине 1948 года три этих района были ликвидированы. Вместо них в марте 1951 года были образованы два новых укрупненных района: Центральный; Промышленный. Первый — это историческая часть города, второй — новый северный и северо-восточный районы. Эти районы также просуществовали недолго: их ликвидировали в 1956 году, и, по данным владимирских краеведов, до 1973 года город Владимир ни на что не делился. Неофициальное деление Владимира на районы (или местности) было и раньше. Уже в 12 веке город состоял из трех частей: Кремля (Мономахов город, Печерний город); Ветшаного города (Старый острог, Белгород); Китай-города (Новый город, Земляной город). В последующие века город начал обрастать «микрорайонами». Появилась слобода Варварка, Ямская слобода, Стрелецкая и Пушкарская слободы, Ременники, Солдатская слобода, Гончары, Подмонастырская слободка, Залыбедская слободка, Всполье, Вокзальная роща, Кирпичные заводы, Дмитриевская слобода, Новая слободка (Сосенки), Новая слободка (за Юрьевской заставой), тюремно-больнично-кладбищенский район у Нижегородской заставы, район железнодорожного вокзала, набережная Клязьмы, заклязьминский район, район фабрики Белова (Пионер) и другие. В 1927 году Алексей Иванов в книге «Город Владимир на Клязьме» разделил город на 9 неофициальных районов: Центральный район — старый район Кремль, ограниченный Клязьмой и Лыбедью, Ивановским и Троицким валом. В основном располагались административные и общественные учреждения; Торговый район — к западу от Кремля (от Соборной площади до Золотых ворот), на месте древнего «Земляного города» или «Китай-города». В основном учреждения торговли; Восточный район — к востоку от Кремля, за Ивановским валом. Бывший посад «Ветшаный город» или «Белгород». Располагались некоторые учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, спиртзавод; Вокзальный район — к югу от Восточного. Образовался со времени проведения железной дороги, то есть в начале 1860-х годов; Больничный район — восточная окраина от реки Лыбедь до Нижегородской заставы; Северный район — залыбедская часть города. В нем располагался Рабфак, опытно-показательная школа, городская больница, скотобойня, кирпичный завод имени Володарского; Южный подгорный район — к югу от Центрального и Торгового районов, вдоль железной дороги; Западный район — от Золотых ворот до Московской заставы. Располагались Губсовнархоз, Дом Союзов, Совпартшкола, Мехтехникум; Слободской район — западная окраина за оврагом где располагаются поселения военнослужащих, ямщиков, мелких огородников. Городу Владимиру откровенно не повезло с устойчивой топонимикой. Чехарда в названиях и границах отразилась и на истории городских районов. И что-то подсказывает, что жители и дальше будут ориентироваться в своем городе по одним им ведомым привязкам к местности, понимают которые только люди одного поколения.

Последние новости:

Переведены в режим «Повышенная готовность»

Управление гражданской защиты города Владимира информирует: в связи с предстоящим праздником Международным женским днем, в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и…

Житель Мурома подозревается в мошенничестве с использованием электронных средств платежа

5 марта в дежурную часть МО МВД России «Муромский» с заявлением о хищении денежных средств с кредитной карты обратился 42-летний местный житель. Мужчина пояснил, что получил смс сообщение о блокировке кредитной карты, после чего в кредитно-финансовом учреждении узнал о списании со счета 70 тысяч…