Стартовая диагностика по физике за 9 кл. Тепловые характеристики веществ

Десятичные приставки

Вещество

Темпера-тура кипения

Темпера-тура плавления

Удельная тепло-емкость

с,кДж/(кг·°С)

Удельная теплота плавления

Наименование

Обозначение

Множитель

Нормальные условия

Давление

Эфир этиловый

Температура

Желаем успеха!

Часть 1

Х

Ука­жи­те пра­виль­ную элек­три­че­скую схему для из­ме­ре­ния элек­три­че­ско­го на­пря­же­ния на ре­зи­сто­реR 2 при по­сле­до­ва­тель­ном со­еди­не­нии двух ре­зи­сто­ров R 1 и R 2 .

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Часть 2

Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов справа от номера задания В1 – В5. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

Инструкция к выполнению заданий

На выполнение тестовой работы дается 40 минут. Работа состоит из двух частей и содержит 15 заданий.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1 – А10). К каждому заданию А1 – А10 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Часть 2 содержит 2 более сложных заданий (В1 – В2). К заданиям В1 – В2 надо дать краткий ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

Тепловые характеристики веществ

(при нормальном атмосферном давлении)

Десятичные приставки

Вещество

Темпера-тура кипения

Темпера-тура плавления

Удельная тепло-емкость

с,кДж/(кг·°С)

Удельная теплота плавления

Удельная теплота парообра-зования

Наименование

Обозначение

Множитель

Нормальные условия

Давление

Эфир этиловый

Температура

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А10) поставьте знак Х в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1 . Испуганный заяц может бежать со скоростью 20 м/с. Лиса за 3 минуты

преодолевает 2700 м, а волк может гнаться за добычей со скоростью 54 км/ч.

Выберите верное утверждение о скоростях животных.

1) Заяц может бежать быстрее и лисы, и волка.

2) Заяц бегает быстрее лисы, но медленнее волка.

3) Заяц бегает быстрее волка, но медленнее лисы.

4) Заяц бегает медленнее и волка, и лисы.

А 2 . Три тела одинакового объема полностью погрузили в три различные жидкости. Первая жидкость – масло, вторая – вода, третья жидкость – ртуть. На какое тело действует меньшая Архимедова сила?
1.На первое 2.На второе 3.На третье 4.На все три тела действуют одинаковые Архимедовы силы.

А 3 На строительном дворе лежат четыре деревянных бруса одинакового объёма 0,18 м3 из сосны, ели, дуба и лиственницы. Плотности этих пород дерева представлены в таблице. Масса какого бруса больше 100 кг, но меньше 110 кг?

Плотность: дуб- 900 кг/м3, ель-600 кг/м3, лиственница-700 кг/м3.

1)дубового 2) елового 3) лиственничного 4) соснового

А4 . «Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц». Это утверждение соответствует…

    только модели строения газов 2) только модели строения жидкостей 3) модели строения жидкостей и газов 4) модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

А
5.
На рисунке показан график зависимости температуры Т вещества от времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса отвердевания вещества?

1)1 2) 2 3) 3 4)4 5)5 6)6 7)7

А6. В металлическом стержне теплообмен осуществляется преимущественно путем…

1) Излучения

2) Конвекции

3) Теплопроводности

4) Конвекции и излучения

А7 . На рисунке изображены три пары легких одинаковых шариков, заряды которых равны по модулю. Шарики подвешены на шелковых нитях. Заряд одного из шарика указан на рисунке. В каком случае заряд второго шарика положительный?

1) только А 2) только Б 3) только В

4) А и Б 5) А и В 6) Б и В

А8 . В таб­ли­це пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти силы тока от на­пря­же­ния на кон­цах ре­зи­сто­ра. Чему равно со­про­тив­ле­ние ре­зи­сто­ра?

1) 0,5 Ом2) 2 Ом3) 8 Ом4) 32 Ом

А9. На ри­сун­ке при­ве­де­ны схемы трёх элек­три­че­ских цепей. В каких из них лам­поч­ка не горит? Элек­три­че­ские ключи везде разо­мкну­ты.

    толь­ко А2) толь­ко Б3) А и В4) Б и В

А10. A 13 № 850. Пред­мет ABCD от­ра­жа­ет­ся в плос­ком зер­ка­ле. Изоб­ра­же­ние A 1 B 1 C 1 D 1 этого пред­ме­та в зер­ка­ле пра­виль­но по­ка­за­но на ри­сун­ке

1) 12) 23) 34) 4

Часть 2

Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов справа от номера задания В1 – В2. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В
1.
Установите соответствие между графическим и словесным (вербальным) описанием движения тела при его прямолинейном движении. Каждому элементу первого столбца подберите утверждение из второго столбца и впишите в таблицу под цифры, обозначающие выбранные утверждения. Цифры в ответе могут повторяться

В 2. Поставьте в соответствие единицы измерения физических величин и сами величины. Каждому элементу первого столбца подберите утверждение из второго столбца и впишите в таблицу под цифры, обозначающие выбранные утверждения. Цифры в ответе могут повторяться


Диагностическая работа по физике 9 класс (механика)

Условные обозначения

Учителю:

Учащимся:

Коммуникативные УУД! - регулятивные УУД

? - познавательные УУД

Примерное время на выполнения задания

- * дополнительные задания, выполняемые

только после выполненных полностью обязательных

? 3мин 1. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фи-зи-че-ски-ми ве-ли-чи-на-ми и формулами к каж-до-му эле-мен-ту пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щий эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ФИ-ЗИ-ЧЕ-СКИЕ ВЕ-ЛИ-ЧИ-НЫ

А) проекция ускорения

Б) проекция перемещения при равномерном прямолинейном движении

В) проекция скорости при равноускоренном движении

Формулы:
1) v0x+axt
2) v t
3) (v x - v0x)/ t

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

10" 2. Дописать определения

Механическое движение - изменение …….

Материальная точка - это…………………...

Тело отсчёта - тело, …………………………….

Система отсчёта - это совокупность…………………………...

Траектория - ……………………..

14" 3. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м.

В ответе 1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

? 3" 4. По графику определить ускорение тела на участках АВ и ВС.

! 5мин. 5.Автомобиль, двигаясь с ускорением 2 м/с2, за 5 с прошёл 125 м. Найдите начальную скорость автомобиля.

! 5мин .6. Начиная равноускоренное движение, тело проходит за первые 4 с путь

24 м. Определите начальную скорость тела, если за следующие 4 с оно проходит расстояние 64 м.

! 5 мин. 7. Какое расстояние пройдёт автомобиль до полной остановки, если шофёр резко тормозит при скорости 72 км/ч, а от начала торможения до остановки проходит 6 с?

На урок 45 мин

Критерии оценивания диагностической работы.

Обязательные к выполнению задания (максимальное количество баллов - 23)

? Задание 1. Максимальный балл - 3(по баллу за каждое соответствие)

Задание 2. Максимальный балл - 5 (все определения правильно написаны

! Задание 3. Максимальный балл - 4 (4 - сде-лан ри-су-нок экс-пе-ри-мен-таль-ной уста-нов-ки, за-пи-сана фор-му-лу для расчёта вы-тал-ки-ва-ю-щей силы, ука-жи-те ре-зуль-та-ты по-ка-за-ний ди-на-мо-мет-ра при взве-ши-ва-нии ци-лин-дра в воз-ду-хе и по-ка-за-ний ди-на-мо-мет-ра при взве-ши-ва-нии ци-лин-дра в воде, за-пи-ши-те чис-лен-ное зна-че-ние вы-тал-ки-ва-ю-щей силы, 3 - если одно из четырех условий не выполнено, 2 -выполнено два условия решения, 1 - одно условие,0 - задание не выполнено)

? Задание 4. Максимальный балл - 2(1- если ускорение записано для одного участка, 0 - задание не выполнено)

! Задание 5,6,7. Максимальный балл - 3 (2- выполнено верно, допущена 1 ошибка,2- правильно сделано описание,есть рисунок, но нет формулы и нет расчетов, 1- задание выполнено частично, 0 - задание не выполнено)

Перевод баллов в оценку (при необходимости)

Всего 16 баллов - 100%

«5» - 23-20 баллов

«4» 13-15 баллов

«3» - 8-11 баллов

«2» менее 8 баллов

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по физике для 9 классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014 г. №164р. 17 сентября 2014 г. 1. Назначение диагностической работы Работа предназначена для определения уровня учебных достижений учащихся 9 классов по усвоению предметного содержания курса физики за 7 и 8 классы (в соответствии с программой УМК А.В. Перышкина), а также для оценивания уровня освоения основных видов учебной деятельности на данном этапе изучения физики. 2. Документы, определяющие содержание диагностической работы Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов: – Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования РФ от 17.04.2000 г. № 1122). 3. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование При проведении диагностической работы предусматривается: – наличие непрограммируемого калькулятора у каждого ученика; – строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Все необходимые справочные данные приведены в тексте заданий. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования. 4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 45 минут. 5. Содержание и структура диагностической работы Комплект содержит четыре варианта, разработанных в соответствии с планом, представленном в Приложении 1. Каждый вариант состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных и 5 заданий с кратким ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий). Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по физике, изученный к моменту проведения диагностики в 9 классе. 2014 Московский центр качества образования Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в табл.1. Таблица 1 № п/п 1 2 3 Содержательные блоки Тепловые явления Электрические и магнитные явления Световые явления Число заданий в варианте 5–7 6–8 2 Всего: 15 Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в табл.2. Таблица 2 № п/п Блоки проверяемых умений 1 2 3 4 Знать/понимать смысл физических понятий Знать/понимать смысл физических величин Знать/понимать смысл физических законов Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы Уметь проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности 5 6 7 Число заданий в варианте 2–4 1–2 1–2 3–4 1 2 2 6. Система оценивания Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Максимальный тестовый балл за задание с кратким ответом составляет 1 или 2 балла. Задания В2 и В3 оцениваются в 2 балла, если нет ошибок, в 1 балл, если допущена одна ошибка и в 0 баллов, если допущены две ошибки. Максимальный балл за всю работу – 17 баллов. За выполнение диагностической работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале. В Приложении 1 приведен план диагностической работы. В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант диагностической работы по физике. 2014 Московский центр качества образования Приложение 1 План диагностической работы по физике в 9 классах сентябрь, 2014 г. Используются следующие условные обозначения: ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом. № задания А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 Проверяемые элементы содержания Физические величины (объем, длина, сила тока, напряжение) Строение вещества/ Свойства газов, жидкостей и твердых тел Тепловое движение молекул Внутренняя энергия / Способы изменения внутренней энергии / Закон сохранения энергии в тепловых процессах Испарение и конденсация Электризация тел/ Закон сохранения электрического заряда Проводники и изоляторы А8 Сила тока. Электрическое напряжение А9 Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока/ Свойства магнита Закон отражения света / Преломление света А10 В1 Физические понятия: тело, величина, вещество, явление Проверяемые умения Тип задания Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты Знать/понимать смысл физических понятий ВО Уметь описывать и объяснять физические явления. Знать/понимать смысл физических величин Знать/понимать смысл физических законов. Знать/понимать смысл физических величин ВО Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы Знать/понимать смысл физических понятий Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы Знать/понимать смысл физических законов ВО Знать/понимать смысл физических понятий КО 2014 Московский центр качества образования ВО ВО ВО ВО ВО ВО ВО В2 Внутренняя энергия тела. Электризация тела В3 Нагревание (охлаждение) вещества. Отражение и преломление света В4 Закон Ома для участка цепи / Удельное электрическое сопротивление Закон сохранения энергии в тепловых процессах / Удельная теплота плавления В5 Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы Уметь проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности КО Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности КО 2014 Московский центр качества образования КО КО Приложение 2. Демонстрационный вариант диагностической работы по ФИЗИКЕ для учащихся 9 классов. A1 Укажите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления шкалы вольтметра. 1) 2) 3) 4) A2 (1,4 ± 0,1) В (1,4 ± 0,2) В (2,8 ± 0,1) В (2,8 ± 0,2) В Какие из утверждений верны? А. Молекулы состоят из атомов. Б. Молекулы в твёрдом теле участвуют в непрерывном хаотическом движении. 1) только А A3 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б Тепловым движением называется 1) 2) 3) 4) A4 2) только Б равномерное прямолинейное движение отдельной молекулы упорядоченное движение большого числа молекул непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул колебательное движение отдельной молекулы Воздух в цилиндре двигателя внутреннего сгорания быстро сжимают. При этом его внутренняя энергия увеличивается вследствие 1) 2) 3) 4) теплопередачи совершения работы внешними силами совершения работы воздухом теплопередачи и совершения работы внешними силами 2014 Московский центр качества образования A5 На рисунке приведён график зависимости температуры t воды от времени τ , полученный при равномерном непрерывном нагревании. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1? t, oC 100 50 1) только в газообразном 2) только в жидком 0 τ1 3) частично – в жидком состоянии; частично – в газообразном 4) частично – в жидком состоянии; частично – в кристаллическом A6 Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к незаряженной гильзе из металлической фольги (см. рисунок). Гильза начинает притягиваться к палочке. Это объясняется тем, что под действием электрического поля палочки 1) заряды в гильзе перераспределились, и на ближней к палочке стороне гильзы образовался положительный заряд 2) заряды в гильзе перераспределились, и на ближней к палочке стороне гильзы образовался отрицательный заряд 3) вся гильза получила положительный заряд 4) вся гильза получила отрицательный заряд A7 Что из перечисленного является диэлектриком? 1) 2) 3) 4) сухой воздух растущее дерево сталь водопроводная вода 2014 Московский центр качества образования τ, мин A8 Ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке. Какое утверждение верно? 1) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через реостат R. 2) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R1. 3) При замыкании ключа амперметр покажет силу электрического тока, протекающего через резистор R2. 4) Амперметр включен в электрическую цепь неверно. A9 К магнитной стрелке компаса, зафиксированной в одном положении (см. рисунок), поднесли магнит. После освобождения стрелка компаса будет находиться в состоянии равновесия, если 1) 2) 3) 4) A10 S N N S останется в прежнем положении повернётся на 90° по часовой стрелке повернётся на 90° против часовой стрелки повернётся на 180° Из воздуха на стекло падает луч света (см. рисунок). В каком направлении пойдет преломленный луч? 1 воздух стекло 1) 1 2 2014 Московский центр качества образования 4 3 2) 2 3) 3 4) 4 Ответы на задания В1 – В5 запишите сначала в указанном месте в тесте, а затем в бланке тестирования справа от номера задания (В1, В2 и т.д.), начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке по образцу. B1 Установите соответствие между физическими понятиями и примерами этих понятий: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПОНЯТИЯ A) физическая величина Б) физическое явление 1) 2) 3) 4) ПРИМЕРЫ электризация янтаря при трении электрометр электрический заряд электрон Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б Ответ из двух цифр перенесите в бланк, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми. B2 В процессе электризации нейтральный атом превратился в положительный ион. Как при этом изменились масса атомного ядра и число электронов? Установите соответствие между указанными физическими величинами и их возможным изменением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. Цифры в ответе могут повторяться. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА А) масса атомного ядра Б) число электронов ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б Ответ из двух цифр перенесите в бланк, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятым. 2014 Московский центр качества образования B3 На рисунках приведены опыты по наблюдению отражения и преломления светового луча на границе воздух – стекло. Рис.1 Рис.2 Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведенным опытам, и обведите их номера. 1) Угол преломления в первом опыте равен примерно 45°. 2) В обоих опытах угол преломления равен углу отражения. 3) В обоих опытах угол отражения больше угла преломления. 4) Отношение угла падения к углу преломления есть величина постоянная. 5) Угол падения во втором опыте равен примерно 60°. Обведённые цифры запишите в таблицу в порядке возрастания. Ответ: Ответ из двух цифр перенесите в бланк. Решите задачи В4 и В5. Запишите в бланк тестирования только число (без указания размерности). B4 Реостат изготовили из нихромовой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2. Определите напряжение на зажимах реостата, если сила тока в нем 4 А. Удельное электрическое сопротивление нихрома равно Ом ⋅ мм 2 1,1 . м Ответ: ________ В. B5 В стакане было 50 г воды при температуре 20 °С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 100 г воды температурой 50 °С? Потерями энергии пренебречь. Ответ: ________ ºС. 2014 Московский центр качества образования Ответы к заданиям демонстрационного варианта по физике для 9 класса № задания А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 Ответ 1 3 3 2 3 2 1 4 1 4 № задания В1 В2 В3 В4 В5 2014 Московский центр качества образования Ответ 31 32 35 220 40

Диагностическая работа по физике в 9 классе

за первое полугодие.

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ

Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Элементы содержания, проверяемые на полугодовой контрольной работе по физике в IX классе.

1 МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1 Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение

1.2 Равномерное прямолинейное движение

1.3 Скорость

1.4 Ускорение

1.5 Равноускоренное прямолинейное движение

1.6 Свободное падение

1.7 Движение по окружности

1.8 Масса. Плотность вещества

1.9 Сила. Сложение сил

1.10 Инерция. Первый закон Ньютона

1.11 Второй закон Ньютона

1.12 Третий закон Ньютона

1.13 Сила трения

1.14 Сила упругости

1.15 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести

1.16 Импульс тела

1.17 Закон сохранения импульса

1.18 Механическая работа и мощность

1.19 Кинетическая энергия. Потенциальная энергия

1.20 Закон сохранения механической энергии

1.21 Простые механизмы. КПД простых механизмов

1.22 Давление. Атмосферное давление

1.23 Закон Паскаля

1.24 Закон Архимеда

1.25 Механические колебания и волны. Звук

Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по физике, освоение которых проверяется в ходе контрольной работы.

1 Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1 Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.

1.2 Знание и понимание смысла физических величин : путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия

1.3 Знание и понимание смысла физических законов : Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

1.4 Умение описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тела по окружности, колебательное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны.

2 Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

2.1 Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения.

2.2 Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.

2.3 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика.

2.4 Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных : зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления.

2.5 Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

3 Решение задач различного типа и уровня сложности

4 Понимание текстов физического содержания

4.1 Понимание смысла использованных в тексте физических терминов.

4.2 Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста.

4.3 Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.

4.4 Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации.

4.5 Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

5 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

5.1 Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

5.2 Умение применять физические знания: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни, обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока, электромагнитного излучения, радиоактивного излучения.

Спецификация

полугодовой контрольной работы в 9 классе по ФИЗИКЕ

1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы

Используемый при конструировании вариантов экзаменационной работы отбор контролируемых элементов содержания обеспечивает требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курсы физики основной школы пройденных в первом полугодии 9 класса и для каждой темы предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с точки зрения мировоззренческой значимости или необходимости для дальнейшего образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте заданиями разного уровня сложности.

Структура экзаменационного варианта обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в контрольной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ЕГЭ).

4. Связь контрольной работы за полугодовой курс основной школы с ЕГЭ

Экзаменационная работа для государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена по физике строятся исходя из единой концепции оценки учебных достижений учащихся по предмету «Физика».

Единые подходы обеспечиваются, прежде всего, проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные структуры работы, а также единый банк моделей заданий. Преемственность в формировании различных видов деятельности отражена в содержании заданий, а также в системе оценивания заданий с развернутым ответом.

5. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и содержит 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см.таблицу 1).

Часть 1 содержит 7 заданий с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

Часть 2 содержит 2 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр. Задания 9 представляет собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания 10 предполагают выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 3 содержит 1 задание, для которого необходимо привести развернутый ответ.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующего раздела: Механические явления курса физики основной школы:

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.

1.1. Знание и понимание смысла понятий.

1.2. Знание и понимание смысла физических величин.

1.3. Знание и понимание смысла физических законов.

1.4. Умение описывать и объяснять физические явления.

2. Владение основами знаний о методах научного познания.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

4. Понимание текстов физического содержания.

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В таблице 2 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий

Часть 1

(с выбором ответа)

Часть 2

(с кратким ответом)

Часть 3

(с развернутым ответом)

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1. Понимание смысла понятий

1–2

1.2. Понимание смысла физических явлений

2–4

0–2

1.3. Понимание смысла физических величин

4–6

1.4. Понимание смысла физических законов

4–6

0–2

2. Владение основами знаний о методах научного познания

3. Решение задач различного типа и уровня сложности

4. Понимание текстов физического содержания

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях.6,7.

Задание 9 с выбором ответа и задание 10 с кратким ответом контролируют следующие умения:

формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 7,8/ В первом случае для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:

понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

использовать информацию из текста в измененной ситуации;

переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

В задании 10 используется представление информации в виде справочной таблицы, графика или рисунка (схемы), которые необходимо использовать при ответе на вопрос.

Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это два задания с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом. Задание 8 – качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п. Задания для полугодовой контрольной работы по физике характеризуются также по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.

В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в часть 1 работы (7 заданий с выбором ответа) и в часть 2 (задание 9). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Задания повышенного уровня распределены следующим образом: 1 задание с кратким ответом и 1 задания с развернутым ответом. Все они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.

Задания 11 части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач.

В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

8. Продолжительность контрольной работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 2 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 5 минут;

3) для заданий высокого уровня сложности – от 20 минут.

9. Дополнительные материалы и оборудование

Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика), ручка, линейка.

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания на соответствие оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Задания с развернутым ответом оцениваются с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за решение расчетных задач высокого уровня сложности – 3 балла, за решение качественной задачи и выполнение с кратким ответом – 2 балла.

В каждом варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4.

Обобщенный план контрольных измерительных материалов для проведения полугодовой контрольной работы в IX классеза 1 полугодие (в новой форме) по физике

Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный процент выполнения (60 –90), П – повышенный (40–70), В – высокий (10–50).

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Макс. балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин)

Часть 1

Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение

1.1–1.5

1.1–1.4

2–3

Законы Ньютона. Силы в природе

1.9–1.15

1.1–1.4

2–3

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии

1.16–1.20

1.1–1.4

2–3

Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности

1.21, 1.25, 1.6, 1.71

1–1.4

2–3

Механические явления (расчетная задача)

1.1–1.25

6–8

Владение основами знаний о методах научного познания

1–3

2–3

Извлечение информации из текста физического содержания

1–4

2–3

Сопоставление информации из разных частей текста . Применение информации из текста физического содержания

1–4

2–3

Часть 2

Физические величины, их единицы и приборы для измерения. Формулы для вычисления физических величин

1–4

1.2–1.4

2–3

Физические явления и законы. Понимание и анализ информации, представленной в виде таблицы, графика или рисунка (схемы)

1–4

1.3–1.4,4

6–8

Часть 3

Расчетная задача (механические явления)

Всего заданий – 11 , из них по типу заданий: с выбором ответа – 7 , с кратким ответом – 2 , с развернутым ответом – 2 ; по уровню сложности: Б –8, П – 2 , В – 1 .

Максимальный первичный балл за работу – 15 .

Общее время выполнения работы – 45 мин .

Контрольная работа

вариант 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по физике отводится 1 часа (45 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 11 заданий.

Часть 1 содержит 8 заданий (1–8). К каждому из первых 7 заданий приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в контрольной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответ на задание 8 части 1 записывается на отдельном листе.

Часть 2 содержит 2 задания с кратким ответом. При выполнении заданий части 2 ответ записывается в контрольной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 1 задание, на которое следует дать развёрнутый ответ. Ответ на задания части 3 записываются на отдельном листе.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшееколичество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Наименование

Обозначение

Множитель

гига

10 9

мега

10 6

кило

10 3

гекто

10 2

санти

10 –2

милли

10 –3

микро

мк

10 –6

нано

10 –9

Вариант 1 Часть 1

Ох .

Равноускоренному движению соответствует участок

1)ОА 2)АВ 3)ВС 4)ОА и ВС

2 Груз массой m=20 кг лежит на полу лифта. Если он давит на пол с силой F=140Н, то лифт движется с ускорением

1) 7 м/с 2 , направленным вниз

2) 3 м/с 2 , направленным вниз

3) без ускорения

4) 3 м/с 2 , направленным вверх

3 Н а левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?


1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4 За какую часть периода Т шарик математического маятника проходит путь от крайнего левого положения до крайнего правого положения?

1)Т 2)Т/2 3)Т/4 4)Т/8

5 Какова глубину ущелья, если звук падения камня, упавшего в него донесся до наблюдателей через 3,25 секунды от начала движения камня.

1) 53м 2) 1105м 3) 48м 4) 106м

6 Какой(-ие) из опытов Вы предложили бы провести, чтобы доказать, что жесткость пружины зависит от ее длины?

А. Показать, что удлинение пружины изменится, если к одному груза добавить такой же второй.

Б. Показать, что удлинение пружины изменится, если укоротить пружину, а количество грузов не менять.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Одо́метр (греч. δός - дорога + μέτρον - мера), в просторечии счётчик - прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь. Первый одометр был изобретён Героном Александрийским.

Одометр преобразует пройденный путь в показания на индикаторе. Обычно одометр состоит из счётчика с индикатором и датчика, связанного с вращением колеса.

Видимая часть одометра - его индикатор. Счётчик может быть механическим, электромеханическим или электронным, в том числе основанным на бортовой ЭВМ.

Если принять, что скорость точки колеса, которая соприкасается с опорной поверхностью (дорогой, рельсами и т. д.) равняется нулю, или, иными словами, наблюдается полное сцепление колеса и опорной поверхности, то справедливо следующее соотношение

ω =V/R,

где V - скорость транспортного средства, R - радиус колеса, ω - угловая скорость.

Угол поворота колеса (Ω ) будет равен Ω =S/R.

Если теперь выразить полный пройденный путь через число оборотов колеса (n), то можно получить соотношение

S = n 2 π R.

7 Какие характеристики могут повлиять на д остоверность показаний прибора?

1) линейная скорости движения автомобиля;

2) характер движения автомобиля (прямолинейно, по окружности и т.д.);

3) радиус шин;

8 Изменятся ли и если изменятся, то как показания одометра при замене шин автомобиля с рекомендованых производителем на шины большего радиуса? Ответ поясните.

Часть 2

9 Установите соответствие между названиями и формулами физических законов.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ФОРМУЛЫ

    Закон всемирного тяготения

    Второй закон Ньютона

    Третий закон Ньютона

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

10 Вам дано следующее оборудование: динамометр, сосуд с водой и тело неправильной формы. Из рисунка видно, что это тело утонуло бы в воде, если бы его не удерживал динамометр.

Пользуясь рисунком, определите и запишите в бланке ответов объем тела, выраженный в см 3 .

Примечания:

динамометр проградуирован в ньютонах,

плотность воды равна 1000 кг/м3.

Часть 3

11 Товарный поезд едет со скоростью v 1 =36 км/ч. Спустя t =30 минут с той же станции по тому же направлению выходит экспресс со скоростью v 2 =144км/ч. На каком расстоянии от станции экспресс догонит товарный поезд?

Вариант 2 Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (1–8) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

1 На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от времени для тела, движущегося прямолинейно вдоль оси Ох .

Равномерному движению соответствует участок

1)ОА 2)АВ 3)ВС 4)ОА и ВС

2 Как нужно изменить массу каждой из двух одинаковых материальных точек, чтобы сила гравитационного взаимодействия между ними увеличилась в 4 раза?

1) увеличить в 2 раза

2) увеличить в 4 раза

3) уменьшить в 2 раза

4) уменьшить в 4 раза

3 Кубик массой m движется по гладкому столу со скоростью v и налетает на покоящийся кубик такой же массы(см.рис.) После удара кубики движутся как единое целое, при этом скорость кубиков равна:

1) 0

2) v /2

3) v

4) 2 v

4 За какую часть периода Т шарик пружинного маятника проходит путь от положения равновесия до крайнего нижнего положения?

1)Т 2)Т/2 3)Т/4 4)Т/8

5 На сколько удлинится рыболовная леска жесткостью 500Н/м при равномерном поднятии вертикально вверх рыбы массой 400г.

1) 8см 2) 8м 3) 20см 4) 8мм

6 При исследовании упругих свойств пружины ученик получил следующую таблицу результатов измерений силы упругости и удлинения пружины:

F , Н

х, мм

101

125

Определите жесткость этой пружины

1) 40Н/м 2) 0,04Н/м 3) 0,4Н/м 4) 25Н/м

Прочитайте текст и выполните задания 7–8.

Метроно́м ( греч. Μέτρον - мера, νόμος - закон) - прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух. Служит как вспомогательный прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.

Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Плоский маятник со стержнем - система с одной степенью свободы. При малых колебаниях физический маятник колеблется так же, как математический с приведённой длиной.

Кроме механических, существуют и электронные метрономы.

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента. В блокадном Ленинграде , когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп - отбой.

7 Какие характеристики могут повлиять на частоту ударов метронома ?

1) степень завода пружины механического метронома;

2) материал корпуса;

3) положение груза;

4) все перечисленные выше факторы.

При выполнении задания 8 с развёрнутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

8 Изменятся ли и если изменится, то как частота ударов метронома, если перенести его на другую планету, но не менять положение груза? Ответ поясните.

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 9–10) необходимо

записать ответ в указанном в тексте задания месте.

9 Установите соответствие между физическими величинами и их измерительными приборами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

ИЗМЕРЯЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

А. вес

Б. масса

В. скорость

1) мензурка

2) весы

3) динамометр

4) спидометр

5) секундомер

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

10 У вас есть мензурка с водой и тело неправильной формы. Если тело опустить в воду, оно плавает, частично погрузившись, как показано на рисунке. Пользуясь рисунком, определите и запишите в бланке ответов силу тяжести, действующую на данное тело, в единицах СИ.

Часть 3

Для ответа на задания части 3 (задание 11) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Для задания 11 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

11 Буй, массой 30 кг, держится на воде. Объем надводной части 12дм 3 . Определите объем всего буя.

Ответы:

8

1 вариант. Да изменятся. При одинаковом количестве оборотов, которое и подсчитывает одометр, шина с большим внешним радиусом пройдет большее расстояние. Поэтому при указанной замене шин показания одометра окажутся заниженными.

2 вариант. Да изменится. Если на планете ускорение свободного падения меньше, чем на Земле, то период колебаний метронома(как и мат.маятника) увеличится, а частота ударов (колебаний) уменьшится.

11

1 вариант. Если обозначить t 1 – время движения товарного поезда, t 2 – время движения пассажирского поезда, тогда t 1 + t = t 2 .

Т.к. второй поезд догнал первый, то они прошли одинаковое расстояние:

v 1 (t 1 +t)= v 2 t 2 => s 2 = v 1 v 2 t/ (v 2 - v 1 ) = 24( км )

2 вариант.

Если обозначить V 1 – объем надводной части буя, а V 2 – объем подводной части буя, тогда V 1 + V 2 = V .

Т.к. тело держится на воде, то сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

mg = ρgV 2 => V 2 = 30кг:1000кг/м 3 =0,03 м 3

V = 0,042 м 3