Современная мировая наука, опираясь на достижения науки прошлого века. Примерная программа русский язык и культура речи

Наиболее общие типы предсказаний в науке: гипотетико-дедуктивное предсказание (на основе принятой теории и формулируемых в ней законов осуществляется предсказание явлений, логически выводимых из данного основания: напр., на базе небесной механики Ньютона строилось и затем было подтверждено предсказание Леверье и Адамса о существовании планеты Нептун); предсказание на основе индукции (экстраполяция индуктивных обобщений, полученных в некоторой ограниченной области исследования за пределы этой области); предсказания, основанные на моделировании возможных процессов.

    Общелогические методы исследования.

К общелогическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – расчленение, разложение объекта исследования на составные части, он лежит в основе аналитическиго метода исследования. Разновидностями анализа является классификация и периодизация.

Синтез – соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция – это движение мысли от фактов к общему положению. Индуктивные заключения наводят на мысль, на общее.

Дедукция – выведение частного из какого-либо общего положения. Движение мысли от общих утверждений, к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. По следствиям дедуктивных умозаключений выводят определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – способ получения знаний о предмете или явлениях, на основании того, что они имеют сходство с другими предметами и явлениями. Рассуждение, в котором сходство изучаемых объектов в некоторых признаках делает заключение об их сходстве.

Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов Общелогические методы и приемы исследования.

Принципиально не осуществимых в действительности. Данные объекты – весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов, некоторые их предельные случаи, служащие средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте – модели, аналоге того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом должно быть известное подобие – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны –предметное (физическое) и знаковое, важная форма которого – математическое (компьютерное) моделирование.

    Особенности истинного знания. Критерии научности.

Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.

Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.

    Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно 14 . Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.

    Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

    Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).

    Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

    Системность: научное знание должно быть логически организовано.

    Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).

    Понятие науки, научного исследования, научно-исследовательской деятельности студента: учебной и во внеучебное время.

Наука – 1)сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе и мышлении; 2) результат деятельности; 3) это часть современной культуры, представляющая собой систему объективных знаний о бытии, а так же совокупность методов получения таких знаний и их практического применения.

Научное исследование:

Согласно ФЗ 1996г «О науке и государственной научно-технической политике»

1.научная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

2.научное исследование – деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структурных связей, а так же, получение и внедрение в практику полезных для человечества результатов.

Объект научного исследования: материальная система

Предмет НИ: структура системы, взаимодействие её элементов, её свойства, закономерности развития.

Классификация НИ:

По источнику финансирования:

    Бюджетные

    Хоздоговорные

    Не финансируемые

В нормативных актах, по целевому назначению:

    Фундаментальные

    Прикладные (для достижения конкретных задач)

    Поисковые (на определение пути решения)

    Разработки (внедрение в практику результатов деятельности)

В зависимости от форм и методов:

    Экспериментальные

    Методические

    Описательные

    Аналитические

    Исторические (биографические)

    Различные смешанные конструкции

Научные исследования студентов (в соответствии с законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 г.).

УИРС (учебно-исследовательская работа студента).

В соответствии с учебным планом

НИРС (научно-исследовательская работа студента).

Во вне учебное время

    Реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам

    Выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах

    Написание курсовых работ, содержащих элемент НИ

    Проведение НИ при выполнении дипломных работ

    Выполнение НИР во время практик

    Участие в НИР по темам кафедры

    Выступление на научно-практических конференциях в ВУЗе

    Участие в олимпиадах и конкурсах на лучшую работу

    Подготовка публикаций по результатам проведенных НИ

    Разработка и изготовление схем, слайдов, фильмов и т.д.

    Переводы текстов

    Различие между объяснением и предсказанием.

Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории, в частности.

несмотря на тождество логических структур, между объяснением и предсказанием имеется принципиальное различие. В обоих случаях мы имеем дело с логическим выводом, но при объяснении мы отталкиваемся от истинности заключения и ищем посылки, из которых оно следует, а при предсказании мы движемся от известных посылок и утверждаем, что заключение должно быть истинно. При объяснении неверными могут оказаться наши посылки, в предсказании может оказаться ложным заключение.

Подлинно научное объяснение, опирающееся на знание причинных связей между явлениями действительности, т.е. на закон, может служить основой для предсказания. Если эксплананс объяснения содержит закон, а не случайно истинное обобщение, то, изменяя частные условия, мы можем вывести из закона высказывания о тех фактах, которые еще не были установлены нами опытным путем. Например, нам известно, что чем тяжелее лодка, тем быстрее она плывет по течению. Из этого закона мы можем вывести предсказание: весло, упавшее с лодки в воду и плывущее по течению, должно отстать от лодки.

Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента. Например, метеоролог может предсказать погоду на завтра, но может сделать предсказание и о том, каковы погодные условия в настоящее время в том районе, где в данный момент отсутствуют наблюдатели. Предсказания могут относиться и к событиям прошлого – в этом случае их называют «ретросказаниями». Царапины на валунах позволяют геологу сделать вывод о том, что через данную местность много лет назад двигался ледник. Такой вывод будет ретросказанием.

    Роль науки в жизни современного общества.

На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства...Бла-бла-бла...

В качестве главных функций науки в жизни общества отметим:

    познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

    мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;

    производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;

    культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

Потребность в узнавании является атрибутом жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

    Смысл «рационального» объяснения. Ограниченность «рационального» объяснения при объяснении человеческих действий.

Если для объяснения природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая схема, то для общественных наук, имеющих дело с объяснением человеческих действий, предлагаются иные формы объяснения. Первая статья Гемпеля по проблеме объяснения содержала попытку распространить дедуктивно-номологическую схему на область истории. В ответ на эту попытку канадский философ У.Дрей постарался показать, что в истории используются иные типы объяснений, в частности, тот, который он назвал «рациональным» объяснением.

Суть рациональной объяснения Дрея заключается в следующем. При объяснении поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был разумным (рациональным). Для иллюстрации и пояснения мысли Дрея рассмотрим один из типичных примеров исторического объяснения.

Всякий, знакомившийся с русской историей, по-видимому задавал себе вопрос, почему русский царь Иван Грозный, отличавшийся, как известно, жестоким деспотизмом и постоянно обуреваемый страхом потерять трон, вдруг в 1575 г. добровольно отрекся от престола и уступил его татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, состоявшему на русской службе? Историк так объясняет этот необычный поступок царя. Грозный вел постоянную борьбу с боярами – потомками русских удельных князей. В течение ряда лет в качестве орудия борьбы он использовал опричнину, которая нанесла серьезный удар боярской аристократии и содействовала укреплению самодержавия. Однако в конце концов опричники вызвали к себе такую ненависть во всех слоях русского общества, что Грозный был вынужден отменить ее. Но боярство все еще внушало царю опасения. Введению нового режима террора препятствовала Боярская дума. «Полностью игнорировать Боярскую думу было рискованно, особенно в тот момент, когда обнаружилось, что охранный корпус царя – его «двор» - недостаточно надежен. Видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к шутке и мистификации не подсказала царю нужное решение. На сцене появилось новое лицо – великий князь Симеон. Трагедия неожиданно обернулась фарсом» (Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1980, с.200). Итак, комедия отречения понадобилась царю для того, чтобы без помех свести счеты с теми, кто еще уцелел после всех предыдущих репрессий. Согласно модели Дрея, данное объяснение можно реконструировать так: Грозный считал, что в сложившейся ситуации разумно прикрыть свои действия подставной фигурой. Поэтому он и посадил на свое место Симеона Бекбулатовича.

Появление модели объяснения Дрея вызвало оживленную полемику среди методологов науки. Центральным вопросом был вопрос: можно ли считать рациональное объяснение научным? Представители методологии естествознания утверждали, что дедуктивно-номологическая схема объяснения является универсальной, она должна использоваться при объяснениях в любой области, а модель объяснения Дрея не является научной, ибо она не использует законов. Если объяснить значит подвести объясняемое под закон, то рациональное объяснение нельзя считать подлинно научным объяснением.

Их противники указывали на то, что объявлять дедуктивно-номологическую схему объяснения единственно научной значит считать, что идеалы и нормы научного исследования, выработанные современным естествознанием, являются универсальными и те дисциплины, в которых эти нормы нарушаются, исключаются из числа наук. С этим трудно согласиться. Видимо, следует признать, что общественные науки – полноправные члены содружества наук, хотя и отличные от наук о природе. Нарушение идеалов и норм естественнонаучного исследования в области общественных наук должно рассматриваться как свидетельство ограниченной справедливости этих норм. В частности, вслед за Дреем, методология обществознания должна искать такие схемы объяснения, которые используются именно в науках о человеке.

    Смысл требования интерсубъективности к результатам наблюдения.

Важнейшим требованием к научному наблюдению является требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом. Лишь при соблюдении этого требования результат наблюдения будет включен в науку.

Интерсубъективность наблюдения важна потому, что она свидетельствует об объективности результата наблюдения. Если все наблюдатели, повторившие некоторое наблюдение, получили один и тот же результат, то это дает нам основание считать результат наблюдения объективным научным свидетельством, а не ошибкой отдельного наблюдателя. Конечно, интерсубъективность наблюдения не может с достоверностью обосновать его результата, т.к. заблуждаться могут все наблюдатели (если все они, например, исходят из ложных теоретических предпосылок), однако интерсубъективность предохраняет нас от ошибок того или иного конкретного наблюдателя. Результаты наблюдений ученых одной научной эпохи могут быть исправлены или даже отброшены учеными другой эпохи. Это обусловлено тем, что результат всякого наблюдения неявно опирается на определенные гносеологические и конкретно-научные предпосылки, которые могут быть отброшены последующими поколениями ученых. Грубо говоря, мы часто видим только то, что хотим увидеть. Таким образом, результат наблюдения всегда содержит элемент субъективности, однако в рамках каждой отдельной научной эпохи интерсубъективность наблюдения свидетельствует о его относительной объективности.

    Современное понимание науки как особого вида деятельности.

Современная наука все теснее связывается со всеми социальными институтами, пронизывает собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и военную сферу, политику, управление. Чтобы оценить, до какой степени наука изменила социальную жизнь, достаточно оглянуться вокруг: автомобиль и самолет, радио и телефон, телевизор и личный компьютер – все это вошло в жизнь людей на протяжении одного последнего столетия.

Современная наука включает в себя сотни научных дисциплин или конкретных наук. Все они разделяются на три большие группы в зависимости от предмета изучения. Науки о природе – естественные науки или просто естествознание – изучают предметы и явления неорганического, растительного и животного мира. К их числу относятся физика, химия, биология, география, геология и т.п. Науки об обществе исследуют различные стороны и институты человеческого общества, их возникновение, функционирование и взаимоотношения между ними. К их числу относятся социология, история, экономическая наука, языкознание, теория государства и права и т.п. Наконец, в последние десятилетия ХХ в. стал выделяться особый класс технических наук, изучающих искусственные устройства, созданные человеком, и способы их совершенствования. Конечно, резких границ между этими группами наук провести нельзя. Куда, например, отнести антропологию или экономическую географию? Более того, в последние десятилетия возникла тенденция к объединению и синтезу различных наук, к появлению новых научных дисциплин на стыках ранее существовавших наук. Тем не менее, указанное разделение наук на три большие группы имеет определенный смысл и помогает ориентироваться в пестром конгломерате ныне существующих дисциплин.

    Создание описательных теорий как первый этап в развитии теоретического знания.

Ясно, что для построения теории предварительно должен быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины. В течение тысячелетий человечество было знакомо с электрическими явлениями, однако первые научные теории электричества появились лишь в середине XVIII в. На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов. В течение длительного времени, например, теории ботаники и зоологии были описательными: они описывали и классифицировали виды растений и животных; таблица химических элементов Д.И.Менделеева представляла собой систематическое описание и классификацию элементов. И это вполне естественно. Приступая к изучению некоторой области явлений, мы должны сначала описать эти явления, выделить их признаки, классифицировать их на группы. Лишь после этого становится возможным более глубокое исследование, связанное с выявлением причинных связей и открытием законов.

    Специфика объяснения и предсказания в общественных науках.

    Структура эксперимента и е го элементы. Этапы проведения эксперимента.

Схема эксперимента:

    выдвижение гипотез

    выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)

    определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.

    подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.

В эксперименте можно выделить следующие элементы: 1) цель эксперимента; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект. Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.

Первый этап – выбор эмпирической интерпретации теоретических величин – очень важен при подготовке эксперимента. Только после этого наши теоретические построения и расчеты приобретают эмпирический смысл, а сам эксперимент становится принципиально возможным. В эксперименте Лебедева световое давление эмпирически было представлено как закручивание подвеса, а интенсивность света – как тепловое расширение в термоэлементе. Закручивание подвеса и тепловое расширение можно было наблюдать и измерять непосредственно.

Второй этап в проведении эксперимента – выбор условий и используемых приборов – определяется эмпирической интерпретацией теоретических величин. Если мы хотим, чтобы световое давление было представлено как закручивание подвеса, то мы должны обеспечить создание таких условий, чтобы это закручивание не могло быть вызвано никакими другими факторами. В эксперименте Лебедева трудность состояла в том, что силы светового давления очень малы, и их действие легко перекрывалось рядом других факторов. Среди них наиболее существенными были конвекционные токи воздуха и радиометрические силы. Когда подвес был окружен воздухом, движение воздушных потоков могло закручивать его. Чтобы устранить или хотя бы ослабить действие этого фактора, Лебедев поместил подвес в стеклянный баллон, из которого воздух можно было откачать. Радиометрический эффект заключается в том, что освещенная сторона пластинки нагревается сильнее неосвещенной стороны, и противоположные стороны испытывают неодинаковое давление газа, что может также вызвать закручивание подвеса. Чтобы избежать этого, крылышки приходилось делать как можно более тонкими. Трудности, связанные с исключением всех побочных эффектов, были в данном случае столь велики, что на их преодоление у Лебедева ушло более трех лет.

После того, как выбраны условия эксперимента и исключено влияние всех побочных факторов, наступает третий этап: воздействие на объект, наблюдение его поведения и измерение контролируемых величин. Этот этап можно назвать решающим в проведении эксперимента. Именно для него проводится вся подготовительная работа, и именно на этом этапе мы получаем ответ на вопрос теории, обращенный к природе. В эксперименте Лебедева ответ был положительным, а в эксперименте Майкельсона, например, природа ответила: «Нет!», хотя уверенность в существовании эфира была ничуть не меньшей, чем уверенность в существовании светового давления.

Последний, четвертый, этап в проведении эксперимента заключается в обработке полученных данных, их теоретическом осмыслении и включении в науку. Закручивание подвеса, наблюдавшееся в эксперименте, истолковывается как вызванное световым давлением. Отсюда делается вывод, что давление света действительно существует, и утверждение об этом включается в теорию как получившее экспериментальное обоснование.

Вместе с тем селекция опирается и на достижения других наук: систематики и географии растений и животных; цитологии; эмбриологии; биологии индивидуального развития; молекулярной биологии; физиологии и биохимии. Бурное развитие этих направлений естествознания открывает совершенно новые перспективы. Уже на сегодняшний день генетика вышла на уровень целенаправленного конструирования организмов с нужными признаками и свойствами.

Слайд 10 из презентации «Основы селекции животных» . Размер архива с презентацией 3944 КБ.

Биология 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Основы селекции животных» - Цели и задачи селекции как науки. Клонированные животные. Близкородсвенное скрещивание. Сравнение естественного и искусственного отбора. Селекция опирается и на достижения других наук. Неродственное скрещивание. Высокая урожайность сортов растений. Испытание по потомству проводят для отбора самцов. Задачи современной селекции вытекают из ее определения. Развитие селекции. Использование эффекта гетерозиса.

«Теории возникновения живого» - Теории происхождения. Туманность. Этап урока. Дополнительный вопрос. Гипотезы возникновения жизни. Открытый урок. История представлений о возникновении жизни. Дебаты. Работа судей. Схема перехода химической эволюции. Проблема природы. Этапы появления Солнечной системы. Современные гипотезы. Регламент игры. История представлений. Материя. Работа групп на уроке. Структура урока. Мой лучший урок. Распределение обязанностей.

«Реализация наследственной информации в клетке» - О каких аминокислотах несет информацию следующий триплеты. О каком веществе идет речь в данных цепочках слов. Сравнительная характеристика ДНК и белка. Генетический код. Установите соответствие между свойством кода и его определением. Какая связь существует между перечисленными понятиями. Обмен веществ и превращение энергии. Строение вируса. Составьте краткую характеристику этих веществ. Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита.

«Биологические ферменты» - Ферменты. Химическая природа ферментов. Строение ферментов. Проблемы медицинской энзимологии. Краткая история развития учения. Механизм действия ферментов. История. Понятие о ферментах. Основные свойства ферментов. Активный центр ферментов. Применение ферментов. Мультимолекулярные ферментные системы.

«Правильное питание подростка» - Устраивать разгрузочные дни. Копчености и колбасные изделия. Принципы правильного питания. Сколько раз в день ты ешь. Влияет ли питание на формирование организма подростка. Фаст-фуд обычно содержит избыток кетчупа. Нервная анорексия. Сахарный диабет - хроническое заболевание с сахарным мочеизнурением. Особо опасные преступники. Больные сахарным диабетом умирают на 20-30 лет раньше, чем другие люди.

«Растительность полей» - Шкала обилия Друде-Уранова. Гипотеза. Задачи. Пример экологической вторичной сукцессии. Цель исследования. Карта-схема Предгорного района. Выводы. Практическая значимость. Смены растительности при зарастании заброшенных полей. Начало зарастания. Карта исследований. Развитие жизни на Земле. Травянистые растения, доминирующие в покрове на заброшенных полях.

Приложение А

1.Информатика

Информатика-это наука, изучающая, вопросы сбора, хранения, преобразования использования информации в различных сферах деятельности человека.

Наука информатика

Наука информатика существенно опирается на достижения математики, и поэтому долгое время рассматривалась как часть математики.

1.2 Двоичная система счисления

Вся информация в компьютере представлена в виде двоичных чисел. Перевод числа из двоичной системы в десятичную осуществляется по формуле

2. Текстовые редакторы и процессоры

2.1 Классификация

Для работы с текстом используются два основных класса программного обеспечения текстовые редакторы и текстовые процессоры. Редакторы используются при работе с несложными текстовыми файлами, служат только для операции ввода и редактирования текста. Текстовые процессора предусматривают множество дополнительных функций. Они используются при создании сложных документов, когда имеет значение внешний вид документа. Текстовые процессоры имеют средства форматирования (оформления) текста, создания таблиц, включения графики и многое другое.

2.2. Текстовый редактор Блокнот

До начала создания документа задаются параметры страницы командой Файл / Макет страницы. Здесь можно выбрать: формат бумаги из раскрывающегося списка Размер; ориентацию бумаги Книжная или Альбомная; поля-интервалы между текстом и краями листа; колонтитулы (верхний и нижний) – В них …… проставляются номера страниц, дата, время создания документа, его название и т.д. Щелчок по кнопке. Ок закрывает окно Макет страницы с сохранением всех установок.

Рис1. Окно редактора Блокнот

2.3. Текстовый процессор WorldPad

Текстовый процессор WordPad – позволяет не только создать текст, но и форматировать его. Из главного меню запускается командой Пуск / Программы / Стандартные / WorldPad.

Рис 2. Текстовый процессор WordPad

2.4. Текстовый процессор Word

Текстовый процессор – это прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов. При создании документов целый ряд процедур форматирования и редактирования выполняются автоматически, а вспомогательные программы (Мастера) позволяют существенно упростить процесс созания документов, факсов, писем, брошюр, рукописей, тезисов.

Файлы Word называют документами. В MS Word можно создавать документы, редактировать, форматировать и рецензировать их, выводить на печать.

Сначала ответьте сами себе на вопрос: где я отдыхаю? Если среди ответов у вас присутствуют такие, как «дома», «на диване», «в ресторане», «в гостях» и т.д., то вам срочно нужно добавить к этому списку слова «на природе». Можно, конечно, сидя в кресле, включить для релаксации запись звуков природы. Но, увы, она не может полностью заменить общение с живой природой, которого нам ежедневно остро не хватает.

В каждую историческую эпоху отношение человека к природе было разным. На заре истории человечества теснейшая связь с природой была для него органична. Люди осознавали, что зависят от природы: она была их домом и источником пищи. Животные в сознании первобытного человека выступали равноправными партнерами в борьбе за существование. Затем в разные исторические эпохи связь человека и природы рассматривалась по-разному. В античности, напротив, прослеживалась отстраненность человека от живой природы. Можно предположить, что именно эта отстраненность лежала в основе наступления на природу не только как на объект исследований, но и преобразования ее в выгодном для человека направлении.

Каждый из нас – частица природы, мы все неразрывно связаны с ней. Но в городских условиях часто эта связь нарушается, а то и вообще рвется. Происходят сбои в здоровье, которые мы лечим таблетками, загоняя свои проблемы внутрь, вместо того, чтобы, например, сходить в лес и наполнить легкие чистым, свежим воздухом, вылечить душу пением птиц. Найдите, хотя бы 20 минут в день для того, чтобы пообщаться с природой наедине. Скажите себе: «Природа, я – твоя маленькая частичка, прими меня, реши все мои проблемы». Это надо делать постоянно. Пусть вашим лекарством от стрессов и недомоганий станет природа.

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая, внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов – юноша двадцати двух лет – выступил с первым научным исследованием, показавшим его талантливым ученым.

Прошло четыре года. Он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.


    1. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.

  1. Пользуясь словарем, определите лексическое значение следующих терминов:
Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм.

  1. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторения однокоренных слов:
А) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.


  1. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:
А) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

В) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее воскресенье.

Д) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.

Е) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.


  1. Исправьте предложение, устранив лексические ошибки:
А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

Б) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

В) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.

Г) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.


    1. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

  1. Пользуясь «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова, объясните значение выражений:
Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.

  1. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.
Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

    1. Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

  1. Расшифруйте следующие аббревиатуры:
АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.
2. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиалгия

Б) цистоскопия

В) флеботомия

Г) дистрофия

Д) гидрофобия


3. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия

Б) гастроскопия

В) кардиография

Г) кардиограмма

Д) флеботомия


4. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток

Б) боязнь

В) склонность

Г) исследование

Д) расширение


  1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки:
А) (Северо) западный ветер, (иссык) кульский воздух, (бурят) монгольские поговорки.

Б) (Выпукло) вогнутая линза, (русско) (немецко) французский словарь, (журнально) газетное объединение, (желудочно) кишечный тракт, (сердечно) сосудистая система, (гнойно) воспалительный процесс, (анатомо) клинические симптомы.

В) (Горько) соленая вода, (миндально) гвоздичный запах, (холодно) скользкая кожа.

Г) (Бледно) голубой, (темно) красный, (тускло) серый, (синевато) голубой, (серебристо) белый, (иссиня) черный.

Д) (Восточно) Китайское море, (Западно) Карельская возвышенность, (Северо) Западный административный округ.

Е) (Литературно) художественное произведение, (историко) филологический факультет, (критико) библиографический отдел.

Ж) (Двенадцати) перстная кишка, (ново) рождённый малыш.


  1. Исправьте словообразовательные ошибки:
А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер).


    1. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

  1. Образуйте формы женского и среднего рода и множественного числа от следующих кратких прилагательных мужского рода:
Весел, вреден, глуп, груб, горд, глух, горек, густ, дешев, дорог, долог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, пуст, редок, сыт, светел, тесен, туп.

  1. Сформулируйте правило, прочитав следующие глагольные формы:
А) Брал, брала, брало, брали. Был, была, было, были. Взял, взяла, взяло, взяли. Внял, вняла, вняло, вняли. Гнал, гнала, гнало, гнали. Дал, дала, дало, дали. Донял, доняла, доняло, доняли. Жил, жила, жило, жили. Задал, задала, задало, задали. Занял, заняла, заняло, заняли. Лил, лила, лило, лили. Нажил, нажила, нажило, нажили. Нанял, наняла, наняло, наняли. Начал, начала, начало, начали. Отнял, отняла, отняло, отняли.

Плыл, плыла, плыло, плыли. Поднял, подняла, подняло, подняли. Понял, поняла, поняло, поняли. Принял, приняла, приняло, приняли. Спал, спала, спало, спали.

Б) Взят, взята, взято, взяты. Начат, начата, начато, начаты. Придан, придана, придано, приданы. Продан, продана, продано, проданы. Прожит, прожита, прожито, прожиты. Роздан, роздана, роздано, розданы. Созван, созвана, созвано, созваны.


  1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.
А) К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

В) В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была прокрыта тол..

Д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс..

Е) В магазине продается яблочн.. повидл..

Ж) Лесовоз проезжал по широк.. просек..

И) На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.
А) Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

В) Купите мне пару чулок и две пары носок.

Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Е) Собран большой урожай помидор.

Ж) Разделите все это на несколько равных доль.

З) Мы находились в самом большом цеху завода.

И) Документы нужно представить к первому августу.

К) Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.


А) Ученик был способный к математике.

Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный - в следующем.

В) Подобный ответ бессмысленен.

Г) У мальчика появились и более худшие привычки.

Д) Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

Е) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

Ж) Комната низкая для такой мебели.

З) Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

И) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки
А) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

Б) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.

Г) Город находится в полуторастах километров от областного центра.

Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.

Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

Ж) Машины стояли у обоих ворот.

З) До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

И) Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.

К) В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.

Л) Каждому дали по пяти тетрадей.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

Б) Сзади его шла нагруженная вещами телега.

В) Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Г) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Д) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Е) Больной попросил сестру налить себе воды.

Ж) Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно было ждать многого.

З) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.

Б) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

В) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

Г) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

Д) Где Вы слыхали об этом?

Е) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.

Ж) По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой соды.

З) Не махай так сильно руками.

И) Цветок без воды сохнул в вазе.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений.

Б) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

В) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

Г) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра.

Д) Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива.

Е) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Ж) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

З) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление директору.

И) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

К) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Б) Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

В) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

Г) От науки требуют такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

Д) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

Е) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Ж) Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

З) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.


    1. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.

  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Мать сильно беспокоилась за сына.

Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.

Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Е) Мы наблюдали за солнечным затмением.

Ж) Мальчик бросил камнем в воду.

З) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

И) Успокойтесь, выпейте воду.

К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошли сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.
3. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

А) Три (соседние - соседних) здания были построены недавно.

Б) Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.

В) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

Г) И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).
4. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

А) Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

Б) Упорные бои шли на реке Висл..

В) Родом он был из села Крюков..

Г) Теплоход приближался к острову Кипр..

Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..

Ж) Поезд приближался к станции Тул..


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

В) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Д) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

З) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.


    1. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.

  1. Тест.

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении?
Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.