Значение юр психологии как науки. Понятие юридической психологии

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

81. Особенности психологии юриста

Важнейшей проблемой в сфере правоприменения и деятельности правоохранительных органов является проблема личности. Профессиональным требованием для юристов недаром считается соответствие определенному психологическому складу личности; без наличия некоторых личностных качеств работнику правоохранительной структуры невозможно добиться высоких результатов.

К таковым чертам относится обладание высокой общей культурой, интеллектуальным и нравственным развитием, ярко выраженной гражданской позицией, трудолюбием, умением ориентироваться в сложной общественной обстановке, разделять демократические и общечеловеческие ценности, с уважением относиться к гражданским правам, честно исполнять служебные обязанности, действовать, согласуясь с законами своей страны, иметь высокий уровень патриотизма, уметь применить на практике нормы семейного, экологического, трудового и других отраслей права. Высокая культура личности является гарантией от проявления негативных качеств – таких как лень, разболтанность, формальный подход к делу, моральная нечистоплотность, грубость, хамство, высокомерие, лживость, властолюбие, эмоциональная черствость.

Психология личности юриста проявляется в его деятельности, действиях, поступках, но положительные черты личности (ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законность) не изолированы от других черт, а представляют собой единый комплекс качеств или систему личности, и положительные качества могут дополняться личными отрицательными чертами, которые мешают профессионализму и результативности работы. Юристу необходимо изживать в себе негативные черты, бороться с ними.

Взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы юриста должны направляться в направлении личностного и профессионального роста. Особый упор в развитии личности юриста делается на морально-деловые и профессионально-деловые качества, без наличия которых можно забыть о профессии, связанной с применением права. Юрист должен обладать чувством собственного достоинства, совестью, абстрактным мышлением, хорошей памятью, уметь планировать и предвидеть развитие ситуации, ставить перед собой позитивные цели, обладать самоконтролем и сдержанностью в собственном поведении, для достижения целей избирать только законные средства и не прибегать к аморальным или противозаконным.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

3. Особенности социальной психологии политики Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании.Отечественная

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

2.2. Методологические особенности организации учебного процесса по

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

2.3. Методические особенности организации преподавания психологии в средней и высшей

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Особенности психологии юношеского возраста Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Последовательное формирование интеллекта,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

82. Морально-психологическая подготовка юриста Для работы в области применения права юристы должны пройти морально-психологическую подготовку, поскольку каждый работник правоохранительных органов должен быть способным выдерживать высокие морально-психологические

Из книги автора

83. Профессионально-психологическая подготовка юриста Профессиональные способности юриста не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют основу психической деятельности, ее обязательные качества, отвечающие требованиям профессии. Юристами не рождаются, но в

Из книги автора

84. Психологическое обеспечение законности действий юриста Главное требование к личности юриста и его профессиональной подготовленности – это соблюдение законности. Даже незначительное нарушение этого принципа является показателем профессиональной непригодности.

Из книги автора

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги автора

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты: В.С. Агапов, доктор психологических наук, профессор (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), А.В. Гагарин, доктор педагогических наук, профессор (РУДН) Настоящее пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Юридическая психология». Данный курс призван способствовать формированию у студента правового мировоззрения и позиции Человека Достойного, знающего свои права и обязанности и умеющего их защищать. Предназначено для студентов психологов, преподавателей и аспирантов. Подготовлено на кафедре психологии и педагогики филологического факультета РУДН. © РУДН, 2009 © Т.М. Бабаев, © Н.В. Каргина, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уважаемые студенты! Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки и проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Данное методическое пособие является своего рода «помощником» в новую для вас науку: юридическую психологию.

Курс "Юридической психологии" введен в программу подготовки психологов с целью обучения студентов применению психологических знаний в сферах правоохранительной, правоприменительной деятельности. Одновременно данный курс призван способствовать формированию у слушателя правового мировоззрения и позиции Человека Достойного, знающего свои права и обязанности и умеющего их защищать.

Несмотря на то, что, на сегодняшний день еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, ее можно и нужно рассматривать как междисциплинарную область знаний (психологии и юриспруденции), являющуюся основой соответствующей учебной дисциплины.

Таким образом, целью обучения студентов юридической психологии является подготовка их к работе в составе отделов, подразделений государственных учреждений, правоохранительных органах и самостоятельной деятельности в процессе психологического консультирования дознавателей, следователей, судей, граждан с психолого-юридическими проблемами.

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В ходе изучения курса вы сможете:

Узнать особенности и закономерности развития юридической психологии;

Освоить методы юридической психологии;

Узнать проблемы возникновения, формирования структуры и развития организованных преступных группировок;

Раскрыть психологию личности преступника;

Познакомиться с законами преступного мира молодежи;

Убедиться, что преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга;

Исследовать субкультуру сообщества, понять внутреннюю сущность преступного мира;

Создать профессиограммы юридических профессий.

Задача данного курса – не только усвоение вами пройденного материала, но и творческое применение полученных знаний в повседневной деятельности.

По каждой изучаемой теме представлены:

План лекционного курса;

Краткий курс лекции;

Вопросы для обсуждения;

Темы рефератов и сообщений;

Литература.

I. Предмет, методы и структура юридической психологии

Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.

Представление о юридической психологии как науке. Предмет и методы юридической психологии (структурный анализ, качественный и количественный анализ, психологическое воздействие на личность, судебно-психологическая экспертиза, наблюдение, эксперимент, интервью). Задачи и цели юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

Предмет юридической психологии, цели и ее задачи.

Методы исследования, применяемые в юридической психологии.

Классификация методов юридической психологии.

Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.

Система (структура) юридической психологии.

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний,. которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология - отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Психология – единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею.

Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят:

Осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;

Раскрытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

Обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности - поведения человека;

Раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.

Юридическая психология решает проблемы психического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций:

а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков);

б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок);

в) научно-ориентирующую (формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, нормоповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности);

г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста);

д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий).

Объектом психологической науки выступает психика, как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предмет юридической психологии это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.

В эту совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лиц, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

Методы юридической психологии.

К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:

- метод структурного анализа - направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.

- метод структурно-генетического анализа - направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;

- метод естественного эксперимента - направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;

метод беседы, т. е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;

- метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;

- биографический метод - с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

- метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;

- метод изучения отдельного случая - состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте.

Система (структура) юридической психологии.

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология , изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология , предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства , изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности , состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология , задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования - состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Темы рефератов и сообщений .

1.Предмет и метод юридической психологии.

2.Цели и основные задачи юридической психологии как науки.

3.Специфика применения различных методов юридической психологии.

4.Методы судебно-психологической экспертизы.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии. История развития юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

1.Ранняя история юридической психологии – XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки – конец XIX в. и начало XX в.

3. История юридической психологии в XX столетии.

Ранняя история юридической психологии.

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX века в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность показаний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математическую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна, как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Оформление юридической психологии как науки.

Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологической школы был Ч. Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического социализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности социальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе прогрессивные для своего времени элементы.

В начале XX века в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний. Это работы И. Н. Холчева «Мечтательная ложь», Г. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свидетельских показаний и судебное следствие» (1904). На эту же тему были сделаны доклады М.М. Хомяковым «К вопросу о психологии свидетеля» (1903), А.В. Завадским и А.И. Елистратовым «О влиянии вопросов без внушения на достоверность свидетельских показаний» (1904), О.Б. Гольдовским «Психология свидетельских показаний» (1904). Появляются работы Л.Е. Владимирова, Г.С. Фельдштейна, М..Н.. Гернета, в которых исследуется психология личности преступника.

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии

принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты экспериментальных исследований ряда психологов.

В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 году он опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы: 1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки; 2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседаний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание - исключение». Итоги своего исследования В. Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, и в Европе они вызвали большой интерес в юридических кругах. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Горячими сторонниками В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский и профессора Казанского университета А.В. Завадский и A..И. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам B. Штерна, и сделали аналогичные выводы. Сам О.Б. Гольдовский говорил: «Психологические основания ошибок различны, и вывод из сопоставления картины, воспроизведенной свидетелем, с действительностью получается очень печальный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее».

В Германии вопросами судебной психологии занимались также О. Липпман, А. Крамер, В. Ф. Лист, С. Яффа и др. С 1903 г. В. Штерн при сотрудничестве Листа и Гросса стал выпускать журнал «Доклады по психологии показаний».

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции - Клапаредом, в США - Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентами, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.

Характерным является отзыв об экспериментах В. Штерна обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Сената России (впоследствии министра юстиции) И. Г. Щегловитова. Он писал: «Новейшие наблюдения показывают, что свидетельские показания содержат множество непроизвольных искажений истины, и поэтому необходимо избегать установления внешней обстановки преступления исключительно при помощи свидетелей».

Однако необходимо отметить, что далеко не все юристы и психологи того периода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них, прежде всего, следует назвать крупнейшего русского юриста А..Ф. Кони. В прениях по докладу О. Гольдовского «О психологии свидетельских показаний» на заседании уголовного отделения юридического общества Петербургского университета А..Ф. Кони резко выступил против выводов В. Штерна и О. Гольдовского. Он говорил: «Нельзя скрывать, что исследования Штерна крайне односторонни, нельзя также скрывать и того, что, в сущности это столько же поход против свидетелей, сколько и судей и особенно присяжных заседателей». Позднее, на заседании того же общества, А. Ф. Кони выступил с самостоятельным докладом по тому же вопросу, который по существу был ответом на неосновательные утверждения о ненадежности свидетельских показаний.

Ученые Казанского университета. А. Лазарев и В. И. Валицкий констатировали, что положения Штерна не будут иметь значения для практики, что важнейшее зло при свидетельских показаниях - не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей, которая распространена более чем принято считать: почти три четверти свидетелей отступают от правды.

В своих психологических изысканиях В. Штерн и др. проявляли непонимание особенностей психического отражения объективной действительности. Так, сущность непроизвольной памяти они рассматривали как случайный результат пассивного запечатления мозгом действующих на него факторов. Обзор различных теорий памяти в зарубежной психологии показал, что «основным и общим для них пороком является то, что память не изучалась как продукт деятельности, и, прежде всего практической деятельности субъекта, а также и как особая, самостоятельная идеальная деятельность». Это являлось одной из основных причин, порождавших как механистические, так и идеалистические представления о памяти.

В середине XIX в. Чезаре Ломброзо одним из первых попытался научно объяснить природу преступного поведения с позиции антропологии. Теория Ломброзо находит последователей и в наше время. Отголоски ее можно найти в современных теориях, таких как теория хромосомных аномалий Клайнфельтера, во фрейдистских и неофрейдистских учениях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях.

Очевидно, что если до конца следовать логике антропологической теории Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью должна осуществляться путем физического уничтожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников. Биологизаторский подход в объяснении природы преступного поведения был подвергнут серьезной, справедливой критике уже со стороны современников Ломброзо, когда преступность начала изучаться как социальное явление.

История юридической психологии в XX столетии.

Конец XIX - начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода - Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности - отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обеспечение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности соответствующих социальных институтов.

Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так, например, одной из сенсаций 1970-х гг. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Была проведена также проверка гипотезы, согласно которой хромосомные аномалии чаще встречаются не у всех преступников, а, прежде всего среди лиц высокого роста. Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступника, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц у 2 % были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста - 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляла 327 человек, - 0,1 %. По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейдистов, в результате того, что по различным причинам не получают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких неосознаваемых врожденных влечений 3. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер - стремление к власти, к превосходству над другими, Э. Фромм - влечение к разрушению.

Очевидно, что в таком случае агрессивность неизбежно должна возникать у любого человека с врожденными, сильно выраженными неосознаваемыми влечениями, которые далеко не всегда способны реализоваться в жизни и потому находят свой выход в деструктивном поведении.

Однако последующие исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С.Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам. Так, А.. Бандура считает, что агрессия - результат искаженного процесса социализации, в частности результат злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.. А. Бергковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация данной ситуации.

Индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, а также связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психическая и соматическая патология, кризисные возрастные периоды развития и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом причиной преступного поведения.

Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, по психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике, прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.

Сущность судебно-психологических изысканий того периода известный отечественный психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е гг. "судебная психология" - это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т. п.».

В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показаний известный судебный психолог А. Е. Брусиловский. Следует особо остановиться на исследованиях А..С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс - это подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

Семнадцатого декабря 1928 г. А..С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающихся борьбы с преступностью.

Были заслушаны доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе».

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоциональных состояний и т.д.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый - в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй - в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.

Темы рефератов и сообщений.

Оформление юридической психологии как науки.

Развитие отечественной юридической психологии.

Жизнь и творчество отечественных психологов (по выбору А. Р. Лурия, А. Ф. Кони, В.М. Бехтерев, К.И. Сотонин, А. Е. Брусиловский, В.Л. Васильев).

Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы:

1) Методологический раздел , включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.

2) Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

3) Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

4) Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

5) Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

6) Психология исправительной деятельности - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

5. Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон». Основными проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм.

Правовая психология является также наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право также отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития общества - это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол. Особо подчеркнем, что общеобязательную силу способна приобрести только та правовая норма, которая может выполнять функцию нормы социальной, иными словами, отвечать социальным запросам общества и самой личности, соответствовать социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Именно поэтому социальнопсихологическими аспектами являются престиж права, солидарность личности с принимаемыми законами, правовая социализация личности.



6. Психология личности преступника - Под личностью преступника понимается вменяемый человек, совершивший общественно опасное деяние запрещенное законом, уголовно наказуемое и достигший возраста уголовной ответственности. Признать человека преступником может только суд.

Для личности преступника в обобщенном виде характерны следующие особенности.

1. Дефекты индивидуального правосознания как результат недостаточной его социализации:

а) социально-правовой инфантилизм;

б) правовая неосведомленность;

в) социально-правовая дезинформированность;

г) правовой нигилизм (негативизм);

д) социально-правовой цинизм;

е) социально-правовое бескультурье.

Исходя из дефектов правосознания, всех преступников можно классифицировать на две большие группы:

1) на лиц, совершивших преступления по незнанию законов, хотя незнание законов не освобождает от уголовной ответственности;

2) на лиц, знавших законы, запрещающие данное деяние, но совершивших их.

2. Патология потребностной сферы личности или дисгармония потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

В нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;

Аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;

Ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;

Большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

3. Дефекты в личностных установках. Многие совершает преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:- один совершил преступление потому, что у него Нет твердых установок законопослушного поведения;

Другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

Третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.

4. Благоприятствуют совершению преступления и формированию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной степени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

Нервно-психические заболевания (психопатия, олигре-френия, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

Наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

Психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополнительным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.


7. Типология личности преступника. Оценивая личность преступника, необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности.

Говоря о психологических особенностях преступников, следует помнить, что преступником считается лицо, совершившее преступление, что нашло свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу. В судебной психологии, говоря о личности преступника, следует иметь в виду психологические аспекты личности виновного, а не обвиняемого или подсудимого.

В настоящее время отсутствует общепризнанная типология личностей преступников, однако одной из наиболее психологически обоснованных является следующаяклассификация:

1. «случайно небрежные»

2. «оступившиеся»

3. «привычные правонарушители»

4. «преступники-профессионалы»

Различие первых двух типов в мотивации и осознанности их противоправных действий: лица, относящиеся к первому типу, свои действия противоправными не осознают, ко второму типу -- осознают; третий тип -- это наиболее многочисленный резерв и основной объект профилактики преступности, которая должна начинаться еще в дошкольном возрасте с воспитанием чувства «нельзя», четвёртый тип тождествен феномену «личность преступника».

Одним из критериев классификации преступников может также являться степень общественной опасности.Степень общественной опасности личности преступника характеризуется её направленностью в отношении социальных ценностей.Направленность личности преступника может быть асоциальной и антисоциальной. Однако общественная опасность может проявляться не только в ценностной деформации личности преступника, но и в дефектах её психической саморегуляции. Это и является основанием для выделениятрёх типов преступников:

1. асоциальный (менее злостный);

2. антисоциальный (злостный);

3. тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).

По ценностно-ориентационной деформации можно выделить два типа: асоциальный и антисоциальный.

Асоциальный тип характеризуется несформированностью положительных социальных позиций, удерживающих личность от возможного антиобщественного поведения в неблагоприятных ситуациях. Это тип так называемых "ситуативных" преступников - лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, - несоциализированный, "менее злостный" тип преступников.

Антисоциальный тип характерен для личности злостного, профессионального преступника. Он проявляется в постоянной готовности личности к преступному поведению. Психическая регуляция преступника этого типа переходит на установочный уровень, его поведение регулируется устойчивыми подсознательными криминальными побуждениями. Стереотипы поведения этих преступников сами по себе выступают как целеобразующий фактор совершения преступления - лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности - тип «злостного» преступника.

Корыстная - категория преступников с корыстной направленностью, посягающих на основное достояние общества - распределение материальных благ и соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются следующие виды преступников:

· корыстно-хозяйственные преступники (фальсификация товаров, несоблюдение экологических норм производства, игнорирование налогообложения, лицензирования, незаконное предпринимательство и др.);

· корыстно-служебные преступники (хищения путем злоупотребления служебным положением, нарушение правил торговли, обман клиентов, взяточничество и др.);

· воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества - кражи);

· мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.);

· ненасильственные вымогатели.

· грабители;

· участники разбойных нападений:

· насильственные вымогатели;

· убийцы с корыстной целью.

Насильственная - категория преступников с насильственной, агрессивной, антигуманной направленностью, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. Здесь выделяются четыре видапреступников:

· хулиганы;

· злостные хулиганы;

· лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;

· лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности - убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений и др.

По психорегуляционному основанию мы выделяется также тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции - «случайный» тип - лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью является низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения. Преступники этого типа подразделяются лишь по типу и по виду совершенных преступлений. Категориальная градация не производится в силу отсутствия конкретного умысла у преступников данного типа.

Тип преступников с дефектами психической саморегуляции делится на четыре вида:

· лица, допускающие преступную халатность, бездействие;

· лица, совершающие преступления в результате чрезмерной самонадеянности;

· лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;

· лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.

Наряду с вышеобозначенными основаниями типологизации личности преступника по степени ценностно-ориентационной деформации и дефектам психической саморегуляции, следует различать индивидуального преступника, доход от преступной деятельности которого не является источником его существования, индивидуального преступника - профессионала и члена организованной преступной группы. Все эти разновидности преступников также имеют свои специфические психолого-криминологические особенности, требующие учета при типологизации личностей, совершающих преступления.

Также, одной из классификаций преступников служит классификация по криминогенным мотивам. В зависимости от особенностей готовности индивида к совершению преступного деяния можно выделить несколькотипов преступников:

Первый тип связан с криминальной потребностью (влечением), предметом которой является не столько результат преступных действий, сколько сами преступные действия, которые приобретают характер самоцели. Совершая преступное деяние, такой преступник может компенсировать чувство неудовлетворенности, испытывать удовольствие, чувство азарта и другие положительные эмоции. Его криминальное влечение носит индивидуально специфический характер, т.е. имеет индивидуально своеобразное содержание, касающееся вида, способа и объекта преступного посягательства. Труднопреодолимое влечение такого рода представляет психическую аномалию, относимую к патологии влечений. Она, тем не менее, не исключает вменяемости, поскольку в ситуации, явно опасной для преступника, он воздерживается от совершения преступных действий.

Второй тип -- принятие преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации как наиболее предпочтительного по сравнению с правомерным (или наряду с правомерным). Криминогенная потенция личности в этом случае выражается в том, что индивид изначально привержен преступному способу действий: для него не стоит вопрос принципиального выбора. Преступный способ действий приемлем для индивида или даже является привычным.

Третий тип принимает преступный способ удовлетворения потребностей лишь при исключительно благоприятных условиях, дающих высокий шанс на положительный результат и максимальную безопасность. Выбор преступного способа действий возможен только в исключительно благоприятных условиях, однако человек не проявляет инициативы в поиске такой ситуации.

Четвертый тип - внутренне противоречивое принятие субъектом преступного способа действий в условиях, когда он не видит возможности разрешить весьма острую или жизненно важную проблемную ситуацию правомерным способом. Криминогенность такой личности выражается в приемлемости преступного способа действий лишь в связи с вынуждающими обстоятельствами, субъективно безвыходным положением. Преступник испытывает противоречивое отношение к преступному поведению (оценивает его весьма отрицательно), считает рискованным, однако допустимым в сложившейся ситуации.

Пятый тип характеризуется склонностью к импульсивному совершению противозаконных действий в форме реакции на некоторые обстоятельства ситуации. Такая реакция возникает на фоне повышенного нервно-психического возбуждения (аффекта, стресса), либо в результате употребления алкоголя, наркотиков.

Шестой тип -- совершение преступного деяния под воздействием других лиц или в результате конформного противоправного поведения в группе, обусловленного готовностью идентифицировать с ней свое поведение. В данном типе налицо отсутствие антикриминалыюй устойчивости личности.

Каждый из приведенных типов преступников имеет своеобразную «схему личности» - специфику потребностно-мотивационной направленности, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и инструментально-поведенческих свойств.

Анализируя личность преступника через его тип, можновыявить степень социальной дезадаптации, общую ориентационно-поведенческую схему личности преступника и его конкретные индивидуально-психологические особенности. Само по себе деяние не раскрывает полностью субъективных сторон личности преступника. Деяния, одинаковые по юридическим признакам, могут быть обусловлены различными психическими факторами. «Кража, например, в одном случае обнаруживает хищническую приобретательскую направленность виновного, а в другом - слабоволие и внушаемость. От первого скорее всего можно ожидать повторного хищения, от другого - самых разнообразных поступков» Зелинский А.Ф. - Рецидив преступлений. Харьков, 1980..

Итак, личность преступника - совокупность негативных социально значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение.

Выделяют следующие классификации личностей преступников:

· по мотивации и осознанности противоправных действий

· по степени общественной опасности

· по криминогенным мотивам

Качества личности преступника должны быть рассмотрены не рядоположно, а системно-иерархически структурировано. Системообразующим фактором преступного поведения личности является уровень ее десоциализации в сочетании с конкретной ценностно-ориентировочной деформированностью и психологическими особенностями личности преступника.

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».

Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.

Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.

На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.

Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.

На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.

1.2. Понятие юридической психологии. Ее соотношение с другими отраслями знаний

В настоящее время юридическая психология является прикладной многоотраслевой дисциплиной. Можно выделить следующие ее подотрасли (разделы):

судебная психология – раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства (психологическое воздействие речи прокурора, судьи, адвоката, поведение и показания свидетелей на суде, проблемы судебно-психологической экспертизы);

криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, типовые психологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов (насильственную преступность, корыстную преступность, преступность несовершеннолетних, групповую), динамику развития отношений в преступных группах, проблемы лидерства и психологического принуждения;

следственно-оперативная психология – раздел, изучающий психологические аспекты расследования и раскрытия преступлений: тактику осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и дачи показаний на месте происшествия и опознания, а также формирования и тренинга оперативно-следственных групп;

пенитенциарная (исправительная) психология – раздел, занимающийся проблемами психологической эффективности различных видов уголовного наказания, психологией осужденных и отбывающих наказание, а также разработкой психологических основ перевоспитания, ресоциализации и реадаптации лиц, преступивших закон;

правовая психология – раздел, исследующий проблемы правовой и противоправной социализации личности, условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации;

психология профессиональной деятельности юриста – раздел, занимающийся проблемами построения психологических профессиограмм юридических специальностей (психологических требований к претендентам на занимаемую должность), вопросами профориентации, профотбора, формирования коллектива, профилактики профессиональной деформации личности и рекреации;

психологическая виктимология – раздел, посвященный особенностям личности и поведения жертвы преступления, признакам «распознания» жертвы преступником, взаимодействию потерпевших и правонарушителей в момент совершения преступления, психологической помощи жертвам преступлений.

Юридическая психология, как и любая другая междисциплинарная наука, обладает системными качествами, т. е. гораздо большим теоретико-практическим потенциалом, чем некая сумма знаний, полученных из разных отраслей и наук. Поэтому важно знать, с какими другими отраслями знания она связана. Юридическая психология имеет ряд смежных вопросов со следующими подотраслями психологии:

общей психологией, рассматривающей базовые понятия психологии, изучающей основные психические процессы, состояния и свойства личности;

– возрастной психологией, исследующей вопросы развития психики, изменений, происходящих в процессе взросления, различия психики людей, обусловленные возрастом;

генетической психологией, рассматривающей связь индивидуальных психологических черт с генетикой, проблемы наследования психических черт, не связанных с ситуаций воспитания;

– дифференциальной психологией, изучающей проблемы индивидуального развития психики, психологических отличий людей в связи с условиями их формирования;

– социальной психологией, рассматривающей вопросы отличия группового и индивидуального поведения, динамики поведения людей в группах и группового поведения, проблемы взаимодействия людей, общения;

педагогической психологией, исследующей проблемы воспитания и обучения, социализации как процесса усвоения культуры общества, а также вопросы коррекции поведения;

– патопсихологией, рассматривающей отклонения психического развития, нарушения психических процессов и патологические состояния психики;

медицинской психологией, изучающей вопросы влияния соматических заболеваний на функционирование психики и психологического напряжения на здоровье человека;

психологией труда, рассматривающей вопросы профориентации, профессиональной пригодности, эффективности профессиональной деятельности, обеспечения оптимального режима труда и отдыха.

Юридическая психология продолжает непрерывно развиваться за счет установления новых связей с другими науками, в том числе с отраслями психологии (так называемое горизонтальное развитие), и за счет выделения новых подотраслей, направлений самой правовой психологии (вертикальное развитие).

1.3. Задачи, объект и предмет юридической психологии

Юридическая психология ставит перед собой ряд задач, решение которых делает ее важной теоретической и прикладной дисциплиной. Среди них такие задачи, как:

Методологическая – заключается в разработке теоретических и методических основ юридической психологии, конкретных методов прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;

Исследовательская – предполагает получение новых знаний, раскрывающих предмет юридической психологии: особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность, правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;

Прикладная – заключается в разработке практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, методов повышения качества работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказания помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов;

Практическая – предполагает обеспечение юридической практики специальным психологическим знанием, разработку и внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон;

Образовательная – заключается в разработке и внедрении новых эффективных курсов повышения психологической подготовки юристов, в том числе базового образовательного курса «Юридическая психология», курсов повышения квалификации и специальных тематических семинаров.

Говоря о юридической психологии как о науке, необходимо разъяснить ее объект и предмет. Под объектом понимают какую-либо часть окружающего мира – реальную или даже идеальную.

Объектом психологии является психика, объектом юридической психологии – психика участника правоотношений, т. е. человека в условиях правового взаимодействия.

Предмет индивидуален для каждого отдельного исследования: под ним понимают исследуемую часть объекта. Предмет – это всегда более узкое понятие, его можно выделить в объекте исследования.

Предметом юридической психологии могут являться психические процессы, состояния, индивидуально-психологические особенности личности, особенности межличностного взаимодействия.

Методология науки – система принципов познания, в ней заложены критерии научности, а следовательно, достоверности. Методология – это логика познания, система принципов, обеспечивающая объективность и достоверность полученного знания. Научные знания, относящиеся к определенной отрасли, базируются на общих принципах научной методологии, т. е. они должны быть эмпирически подтверждаемыми, объяснять природные явления и процессы, подчиняться законам логики, быть внутренне непротиворечивыми и находиться в гармонии с фундаментальными теориями других научных дисциплин. Методология включает в себя понятийный аппарат данной науки, т. е. специальную терминологию, совокупность теорий и концепций, признанных точек зрения на предмет, и методы познания как способы получения достоверного знания.

1.4. Принципы и методы юридической психологии

Юридическая психология следует общей психологической методологии и опирается на следующие постулаты:

Психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т. е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;

Психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях – мимике, поступках и действиях;

Психика обладает системными качествами – она многоуровнева, многоструктурна, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;

Психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);

Психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).

Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта.

Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным.

В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.

Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.

Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.

1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни – любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:

– включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;

– стороннее наблюдение – испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;

– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;

– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.

В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.

2. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).

Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.

3. Биографический метод – это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. stratum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т. е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.

4. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.

Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т. е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.

Метод анализа продуктов деятельности применяется для исследования особенностей личности, поведения, эмоциональных переживаний человека, недоступного для исследования (умершего, без вести пропавшего, похищенного, неустановленного лица), и как дополнительное средство для раскрытия личностных черт, поведения и эмоциональных переживаний в случае, когда человек доступен.

5. Тестирование – специальный психологический метод, наиболее хорошо разработанный и часто применяемый. В основу исследования с помощью тестов был положен принцип единства внутренних и внешних проявлений психики. Психологические тесты весьма разнообразны как по целям исследования, так и по форме тестового материала. С помощью тестов психология может исследовать практически все психологические проявления: темперамент, мышление и интеллект, волевые качества, стремление к власти и лидерские качества, общительность или замкнутость, профессиональную пригодность, склонности и интересы, ведущие мотивы и ценности и многое другое.

Для удобства тесты можно разделить на виды. По целям исследования выделим тесты психических состояний и тесты личностных черт. Существуют тесты, призванные давать информацию о блоках личностных характеристик, например многофакторный опросник Кеттелла или тематический апперцептивный тест, есть тесты, предназначенные для всестороннего исследования единственной психологической характеристики, например тест фрустрации Розенцвейга или тест интеллекта Айзенка. Тесты состояний способны отразить бодрое или утомленное состояние, приподнятое настроение, депрессию, стресс, тревожность.

По форме подачи тестового материала выделяют тесты-опросники и проективные тесты. Тесты-опросники состоят из списков вопросов, на которые предложены варианты ответов, полученные ответы сверяют со стандартизированными, на основании чего получают либо численное выражение некоторых характеристик (например, данный испытуемый набрал по шкале «тревожность» 10 баллов, что соответствует норме), либо относят человека к определенной категории (например, демонстративно-гипертимный тип). Проективные тесты не содержат готовых ответов, их применение основано на положении о том, что свободные ассоциации человека на заданную тему раскрывают особенности его личности. Классическим примером проективного теста являются кляксы Роршаха, где в абстрактных чернильных композициях каждый человек видит что-то свое, то, к чему он склонен, и выделяет фрагменты изображения своим собственным, неповторимым образом.

Наиболее полную и точную информацию о личности можно получить, комплексно используя различные тесты. Таким способом психолог может раскрыть наибольшее число психологических свойств человека, перепроверить данные одного теста данными другого, сделать поправку на текущее состояние. Раздел психологии, занимающийся разработкой психологических тестов и вопросами наиболее эффективного их применения, называется психодиагностикой.

Тестирование в юридической психологии применяется для анализа личностных черт подследственных, в особых случаях – истцов и свидетелей, а также в качестве дополнительного средства для выявления ролей и иерархии в преступных группировках (в целях профотбора).

Таким образом, юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в сферу правовых отношений. Это междисциплинарная, прикладная наука, возникшая в результате необходимости совершенствовать науку о праве. Юридическая психология связана со многими отраслями психологии и права. Ее объект – психика человека, предмет различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений. Общепсихологическая методология использует исследовательские методы психологии: наблюдение, пробы и измерения, биографический метод и метод анализа продуктов деятельности, тесты.