Что такое локус контроля личности. Локус контроля в понимании современной психологии

Человек живет в мире, где его окружают люди, обстоятельства, явления, происходящие независимо от его желаний и потребностей. Когда человек начинает действовать, он выдвигает предположения, какого результата он достигнет.

А это предположение уже зависит от того, каким будет локус контроля личности – это характеристика, определяющая, от чего зависит поведение человека. Разработан тест Роттера, который позволяет выявить, к какому локусу контроля относится человека, согласно методике.

Что такое локус контроля?

Локусом контроля называется личностное свойство человека искать причины своих неудач или успехов во внешних обстоятельствах или в самом себе. Данное качество обычно является неизменчивым в процессе жизни, а лишь трансформируется при социализации человека. И причина заключается в том, что человек приучается кого-то винить в своих бедах или находить причины достижения своих успехов, устремляя свой взор либо на других людей, либо на себя.

При рассмотрении локус контроля участвуют два элемента:

  1. Значимое событие, которое вызывает сильные у человека. Если бы событию не придавалось никакого значения, тогда человек вообще мог не заметить случившегося. Однако человек называет конкретное событие успехом или провалом (неудачей), поскольку достижение его было очень значимым и подвергается критической оценке.
  2. Сам человек, который ищет причины свершения значимого события. Здесь человек либо находит причины во внешнем мире (другие люди поспособствовали/помешали, обстоятельства так сложились, время наступило или не наступило, и пр.) или в самом себе («я неудачник», «я все сделал сам», «я хорошо потрудился» и пр.).

Локус контроля базируется на умении человека брать личную ответственность, то есть отвечать за происходящие в его жизни события. Таким образом, локус контроля делится на:

  • Интернальный тип (людей в данном случае называют интерналами). Человек считает себя единственным фактором, который влияет на то, что происходит с ним в жизни. Он рассчитывает только на собственные качества и поступки, которые и влияют на его будущее.
  • Экстернальный тип (люди называются в данном случае экстерналами). Человек считает главным фактором формирования его судьбы внешние обстоятельства, поступки других людей, везение и невезение, стечение обстоятельств и пр.

Локус контроля Роттера

Понятие «локус контроля» был предложен Роттером, который связывал данное понятие с тем, на что опирается при предвосхищении (антиципации), предвкушении события. Совершая действия, на что надеется человек – на самого себя или окружающие факторы? На что человек опирается в предвкушении желаемой награды (при достижении желаемой цели) — на самого себя или окружающий мир?

В теории «ожидаемой пользы» человек желает достичь желаемого результата. При прогнозировании того, какие действия ему совершить, он ориентируется на самого себя или на то, как будут складываться внешние обстоятельства, будут вести себя другие люди. Это и позволяет сделать два подвида локуса контроля – интернальный и экстернальный. Однако Уоллстон предложил дополнить экстернальный подвид локуса контроля такими подвидами:

  1. Объяснение влиянием других людей.
  2. Объяснение влиянием судьбы.

В зависимости от того, на что надеется человек и чем он объясняет происходящие в его жизни события, формируется его мотивация. Так, если человек надеется только на себя, тогда он занимается саморазвитием, самообучением и пр. Если человек надеется на окружающих, тогда он может обучаться манипуляциям, методам воздействия на решения других людей и пр. Если индивид полагает, что все зависит от воли судьбы, тогда он вообще может бездействовать, поскольку, что бы он ни сделал, все будет бессмысленным, все уже предрешено.

При изучении локуса контроля на сайте психотерапевтической помощи сайт можно выявить психологию тех или иных личностей:

  • Экстерналы. Они ожидают ситуации, которая будет их внешне стимулировать. При этом их основная поведенческая модель – защита. Такие люди нуждаются в поддержке и одобрении. При этом сами экстерналы не могут оказывать поддержки и одобрения. Если они достигают успеха, тогда ярко демонстрируют свои способности. При достижении неудачи во всем обвиняют невезение, плохое поведение других людей, стечение обстоятельств и пр. Им присуще практическое мышление и эмоциональная неустойчивость. Такие люди больше склонны к конформизму и зависимому поведению. Им легче работается под присмотром и контролем, не могут жить без общения. Эти люди зависимы от общественного мнения.
  • Интерналы. Они ориентируются только на собственные возможности, способности, компетенцию, целеустремленность. Для них все удачи и неудачи являются закономерностью (следствием) всех их действий. Им присуща эмоциональная устойчивость, абстрагирование, синтез соображений, теоретическое мышление. Такие люди более склонны к подчинению своей воле и подавлению других. Они сопротивляются любой манипуляции и контролю, ущемлению их свободе. Им легче работается в одиночку и при наличии определенной доли свободы при принятии решений и совершении поступков. Эти люди противятся мнению других людей, сами пытаются контролировать поведение окружающих. Они считают, что могут справиться с любыми задачами без мнения других людей.

Человек может неправильно и необъективно оценивать собственные возможности и поведение. Независимо от локуса контроля, каждый индивид стремится в некоторой степени иметь власть над происходящим. Здесь человек старается учиться предвосхищать, какие его поступки к каким последствиям приведут. Неправильное оценивание своих возможностей и поступков приводит к тому, что человек сталкивается с результатами, на которые не рассчитывал. Он сталкивается с ситуациями, которые его разочаровывают или настолько шокируют, что человек явно не ожидал, поскольку все неправильно прогнозировал.

Психологи отмечают, что большего успеха люди достигают, если рассчитывают в первую очередь на собственные силы. Однако в мире практически отсутствуют «чистые» интерналы и экстерналы. В каждом есть чего-то больше, чего-то меньше.

Довольно часто люди ищут виноватых среди других. Зачастую это происходит в тех ситуациях, когда человек что-то теряет или упускает. Он сразу пытается найти массу аргументов того, почему так произошло, а особенно найти виноватых в лице других людей, которые помешали его счастью.

А нужно ли это делать? Ведь зачастую сам человек виновен в тех бедах, с которыми он столкнулся. Так, зачем искать виноватых? Чтобы успокоить свою совесть? Чтобы оправдать свои же ошибки? Чтобы доказать самому себе, что виновны другие, а не вы? На самом деле даже нахождение виноватых в той ситуации, которая с вами произошла, не дает конструктивного результата. Да, вы нашли виновников вашего несчастья. И что дальше? Будете требовать у них возврата того, чего вы лишились? Или будете их наказывать за то, что они не могут повернуть время вспять и не делать вам больно? Все эти действия не могут привести вас к результату, когда вы возвращаете то, что вам нужно.

Поиск виноватых – а нужно ли это делать? Нужно ли тратить свое время, чтобы найти обидчика? Или все-таки направить свои усилия на то, чтобы решить возникшую ситуацию?

Помните, что в любом случае ваша вина и ответственность также присутствуют. Не может другой человек полностью испортить вашу жизнь, если вы сами на это не дали своего согласия. Поэтому лучше потратить свое время после столкновения с неудачей на то, чтобы найти выход из случившегося, разрешить проблему так, чтобы к вам вернулось то, что вам важно, и вы приобрели то, чего ранее не было. Виноватые люди не смогут вернуть ваше «счастье», они способны лишь извиниться. Но в ваших силах не искать обидчиков, а решить неприятную ситуацию так, чтобы не только вернуть, но и приобрести нечто ценное для себя.

Тест локус контроля

Роттер проводил исследования, в ходе которых установил, что есть две основные категории людей. Одни верят в то, что все зависит от них самих, другие занимают противоположную позицию, веря в судьбоносность и окончательное значение внешних факторов. Именно поэтому был разработан тест локус контроля из основных суждений, которыми пользуются люди обоих категорий.

Шкала интернальности-экстернальности предоставляет возможность узнать человеку, в каких областях жизни он полагается на себя, а в каких – на внешние обстоятельства.

Локус контроля личности

Локус контроля является личностным качеством, которое направлено на причисление ответственности за собственные успехи и неудачи либо собственным факторам (поведению, характеру), либо внешним факторам (обстоятельствам, людям, событиям, везению и пр.). Причем данное качество не является врожденным. Оно приобретается в процессе жизни, после чего является достаточно устойчивым. Конечно, оно может видоизмениться, пока человек социализируется. Однако по мере своего формирования, становится все более неизменным.

«Чистые» интерналы и экстерналы – большая редкость. Обычно человек становится интерналом в одной ситуации и экстерналом – в другой. В каждой области жизни человек ведет себя тем или иным образом, что было развито у него в процессе жизни.

Локус контроля помогает установить, каким образом человек себя будет вести в той или иной ситуации. Так, например, интерналы в сфере своего здоровья достаточно часто понимают причины своих заболеваний, следят за своим здоровьем, замечают, в каких ситуациях поспособствовали собственному заболеванию. Это связывают с тем, что в детстве их родители поощряли в те моменты, когда те следили за своим здоровьем, чистили зубы и пр.

Человек становится тем или иным представителем в процессе своей социализации, что можно менять, если изменять свое отношение к ситуации и пробовать новые модели поведения.

  • Интерналы считаются более успешными, независимыми, самостоятельными, доброжелательными, целеустремленными, уравновешенными, уверенными в себе. Они являются моралистами, которые придерживают правил общества, отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, сердечностью. Способны принимать рисковые решения. Интерналы больше ориентируются на будущее. Такие люди рассуждают выдержано и холодно, выражают свое мнение, даже если оно может кому-то не понравиться.
  • Экстерналы не уравновешены, подозрительны, не уверены в себе, беспокойны, агрессивны. Их поступки догматические, авторитарные. Неожиданные события вызывают у них испуг и настороженность. Экстерналы более направлены на воспоминания о прошлом. Они стараются подчиниться группе, не стремясь удовлетворить все свои нужды.

Итог

Условно всех людей можно разделить на успешных и неуспешных. Успешными становятся те люди, которые понимают, что большая часть их жизней формируется благодаря их решениям и поступкам. Это людям нужно действовать, чтобы быть счастливыми и успешными, а не ждать благости от судьбы. Менее успешными являются люди, которые занимают пассивную позицию и чего-то ждут.

Конечно, нужно соблюдать «золотую середину». Не все подвластно человеку. Многое зависит от его решений и действий. Однако и правы экстерналы, которые видят, что некоторые события происходят независимо от их воли, поэтому порой приходится подчиняться, подстраиваться, смиряться.

Локус контроля (locus of control )

Термин «Л. к.» служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И-Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И-Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно.

Понятие И - Э было впервые предложено и введено в оборот Дж. Роттером. Он не только определил это понятие, но и сформулировал осн. положения теории соц. научения, в состав к-рой его можно было бы включить. Кроме того, Роттер представил в распоряжение научной общественности значительный объем психометрических данных и рез-тов исслед. конструктной валидности шкалы И-Э, сконструированной для измерения этого концепта.

Теоретическая основа понятия И-Э

Мн. из тех, кто использует понятие Л. к. в своих исслед., делают это, не обращая внимания на то, как оно вписывается в более широкую схему факторов, к-рые воздействуют на поведение. Такой упрощенческий подход порой приводил к ошибочным прогнозам, разочарованиям по поводу малой доли дисперсии, объясняемой фактором И - Э, или к серьезным помехам на пути обобщения данных ряда исслед. Ведь с самого начала понятие И - Э формулировалось как одна из неск. переменных в более широкой системе теории соц. научения, к-рые, взаимодействуя между собой, и вызывают то или иное поведение в каждой конкретной ситуации. К этим переменным относятся: а) ожидания; б) сравнительная ценность подкреплений; в) психол. ситуация.

И-Э рассматривается как обобщенное ожидание в отношении того, как лучше всего категоризовать ситуации, к-рые преподносят чел. проблему, требующую решения. Т. о., Л. к. является обобщенным ожиданием или убеждением относительно оптимального, с т. зр. конкретного чел., способа смотреть на связь между его поведением и последующим появлением награды или наказания.

В любой сколько-нибудь определенной ситуации ожидание того, что конкретное поведение приведет к конкретным рез-там, определяется тремя переменными. Во-первых, это специфические ожидания успешности данного поведения, осн. на предыдущем опыте действий в такой же ситуации. Во-вторых, это обобщенные ожидания успеха, осн. на обобщении опыта действий во всех сходных ситуациях. В-третьих, это обобщенные ожидания, связанные с опытом решения многочисленных проблем, среди к-рых проблема И - Э являет собой лишь частный пример. Взаимодействие всех трех переменных определяет ожидания чел. относительно успешности рассматриваемого поведения. А предыдущий опыт встреч с данной ситуацией определяет относительную силу влияния каждой из этих трех переменных.

Измерение И-Э

Наиболее широко используемым инструментом для измерения Л. к. как обобщенной характеристики личности яв-ся шкала И - Э. Эта шкала состоит из 23 пар утверждений (с вынужденным выбором) наряду с шестью «утверждениями-заполнителями», помогающими скрыть назначение теста от испытуемых.

Данные, полученные самим Роттером, почти не содержали свидетельств в пользу того, что его шкала имеет более одного измерения. С того времени, однако, начали накапливаться доказательства в пользу многомерной природы И - Э, и к настоящему моменту их собрано уже изрядное количество. Кроме того, было разраб. множество дополнительных шкал для измерения убеждений в специфических областях И - Э (здравоохранение, политика и т. д.). Большинство этих шкал рассчитаны на взрослых, но со временем появились и детские версии шкал И - Э.

Связи между И-Э и личным контролем

Ориентация на интернальные убеждения, казалось бы, предполагает, что индивидуум должен занимать более активную и контролирующую позицию в отношении внешней среды. И в самом деле, существует достаточно данных, подтверждающих это предположение. Их накопление в неменьшей степени свидетельствует о валидности шкалы И - Э, поскольку осн. часть исслед. проводилась с использованием именно этого измерительного инструмента.

В области здравоохранения и личной гигиены вышеупомянутое предположение подтверждается рядом исслед. В одном из циклов самых ранних исслед. И - Э было показано, что больные туберкулезом интерналы более информированы о своем физ. состоянии и стремятся получить больше подобной информ. от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Кроме того, было замечено, что курильщики-интерналы, по-видимому, более внимательно относятся к предупреждениям о необходимости отказаться от этой дурной привычки по сравнению с курильщиками-экстерналами. Аналогично этому, отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая общая, неспецифическая личностная переменная, как И - Э, обнаруживает подобные связи с вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством факторов характер последнего.

Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое воздействие.

В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях, когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников.

Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей потребности в достижении с переменной И-Э, данные носят довольно противоречивый характер и к тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое, неотъемлемой частью «синдрома достижения».

Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. «в действительности» они не верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних экстерналов «конгруэнтны» их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения др. - только «защитные» шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы «неудачника».

Происхождение И-Э

Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в области систематических исслед. развития И - Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации. Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно приучать к экстернальной позиции.

См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание

ЛОКУС КОНТРОЛЯ (англ. locus of control ) - термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.

Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Л. к.). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) - эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Л. к.», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности - внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т. д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».

По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».

В отечественной литературе термин «Л. к.» часто заменяется на «локус субъективного контроля », а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттерем. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности:

1) внешним силам - экстернальный, внешний локус контроля ; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность;

2) собственным способностям и усилиям - интервальный, внутренний локус контроля; соответствует поиску причин поведения внутри себя; показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля , более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы; также показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью; идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля;

Локус контроля - устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации. Для определения локуса контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между ним и другими личностными характеристиками.

Локус контроля

Роттер разработал тест для измерения родственного аттитюда. Он теоретически определил этот аттитюд как обобщенные представления о связи между собственными действиями и происходящими событиями. Внутренний, или интернальный, контроль - это убеждение в том, что событие зависит от характеристик или действий самого человека. Внешний, или экстернальный, контроль - это ощущение, что поведение человека контролируется силами, находящимися за пределами (или в основном за пределами) его контроля, напр., судьбой или везением. Подобное разграничение делали и др. ученые, работавшие в области соц. наук, напр. Фромм и Рисман.

Разработанная Роттером Шкала интернального / экстернального контроля (Internal- External Control Scale ) предлагала только один аспект компонента ожидания. Респондента просят последовательно выбирать одно из предъявляемых парных утверждений, а итоговым показателем служит количество выбранных альтернатив «внешнего контроля» (низкий показатель по тесту отражает внутренний контроль). Напр., в одном из пунктов предлагается выбрать между положительным отношением к планированию и нежеланием планировать из опасения, что невезение может сорвать все планы.

Эта шкала стимулировала многочисленные исслед. и разработку новых измерений. Нек-рые исследователи использовали факторный анализ для уточнения компонентов этой шкалы. В частности, показана необходимость различать, в качестве аспектов экстернального локуса, контроль со стороны могущественных других и контроль случая, а тж склонных и не склонных к защитному реагированию экстерналов. Последние берут на себя больше личной ответственности за собственные действия, чем первые.

Исслед. показывают, что интерналы склонны воспринимать себя как способных контролировать происходящие события, в то время как экстерналы склонны объяснять произошедшее удачей, случаем или др. внешними, контролирующими их силами. В целом, интерналы более уверены в себе, чем экстерналы.

Локус контроля и реактивное сопротивление

Т. о., эффекты навязываемых извне ограничений могут варьировать в зависимости от личностных характеристик. Взаимодействие между интернальным/экстернальным контролем и индуцированием реактивного сопротивления было продемонстрировано в исслед., к-рое провели Черульник и Ситрин. Испытуемым предлагали оценить 4 красивых плаката и пообещали, что в качестве вознаграждения они смогут выбрать себе любой. Однако на второй сессии, когда они опять должны были оценивать, третий по привлекательности плакат (он определялся отдельно для каждого испытуемого) оказывался недоступен для выбора. Одним участникам эксперимента давались безличные инструкции (что данный плакат по ошибке не включили в доставленный заказ), другие получали затрагивающие личность инструкции (что экспериментаторы исключили этот плакат, поскольку результаты говорят о том, что он «не имеет ценности для этого студента»). Контрольная группа просто дважды оценивала эти плакаты. В условиях ограничения свободы испытуемые с внутренним локусом контроля оценивали оказавшийся недоступным плакат гораздо выше в затрагивающих личность условиях, тогда как испытуемые с внешним локусом контроля демонстрировали этот эффект в безличных условиях. Хотя ограничения свободы могут вызывать общие эффекты, они также зависят от релевантных личностных переменных.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - термин, который «под кальку» заимствован из английского языка и из-за этого нередко вводит в заблуждение. Дело в том, что под контролем мы привыкли понимать процедуру проверки и оценки: «Учитель контролирует выполнение домашнего задания»; «Создана комиссия для контроля за качеством продукции»... В романо-германских языках контроль понимается несколько иначе - как управление, владение ситуацией. У нас нынче вошла в моду фраза - «Все под контролем» (кстати, тоже заимствованная «оттуда»). Так вот, означает она не столько то, что «все под надзором», а скорее то, что «ситуация в нашей власти, она управляема».
Слово «локус» - латинского происхождения, оно означает «местоположение», «средоточие», «источник».
Таким образом, если разъяснять этот термин словами родного языка, то речь, пожалуй, следует вести об «источнике ответственности». Для чего же изобретен психологами этот термин, какое явление он описывает?
Под локусом контроля специалисты понимают такое психологическое качество человека, которое характеризует его склонность приписывать ответственность за происходящие с ним события внешним силам либо собственным способностям и усилиям. Соответственно различают внешний и внутренний локус контроля. Замечено, что люди значительно отличаются друг от друга этим качеством. Один уверен, что он сам хозяин своей судьбы, что все важные события в его жизни зависят главным образом от того, как он сам себя поведет. Другой склонен видеть источник своих радостей и бед в хитросплетении внешних условий, которые мало зависят от него самого. С трепетом он ждет благоволения властей, начальства, родителей - всех тех, от кого, по его мнению, и зависит его благополучие. Нетрудно догадаться, что удача чаще благоволит первому. Ведь народная мудрость гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай!»
В ряде экспериментов было показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, подозрительность, агрессивность и конформизм.
Похоже, что данная черта является даже не столько индивидуальной, сколько национальной особенностью. По крайней мере, об этом, казалось бы, свидетельствует широкомасштабное исследование, проведенное в начале 90-х гг. в ряде европейских стран. Им были охвачены десятки тысяч людей, населяющих страны Европейского экономического сообщества, а также восточноевропейские посткоммунистические государства. Оказалось, что для менталитета жителей ЕЭС гораздо более характерна тенденция опоры на свои силы, а для жителей Восточной Европы более выражена психологическая зависимость от внешних обстоятельств. Важно заметить, что такое же соотношение выявлено на территории объединенной Германии: западных немцев отличает большая вера в себя, тогда как жители недавно присоединенных восточных земель, будучи представителями того же народа, скорее тяготеют к восточноевропейскому менталитету. Это и понятно: образ жизни, который десятилетиями насаждают правители, не может не сказаться на мироощущении граждан.
В нашей стране такое исследование не проводилось, хотя его результаты нетрудно предсказать. Мы привыкли, что от воли отдельного человека зависит очень мало, и стрепетом ждем, как распорядятся нашей судьбой добрые и злые волшебники (которые на поверку оказываются совершенно неотличимы одни от других). Немудрено, что об этом по большей части повествуют и наши народные сказки. В них главный механизм развития сюжета - сказочное везение, которое позволяет героям схватить за хвост Жар-птицу, выхудить Золотую Рыбку и т.п. И там уже «по щучьему велению» начинаются чудеса, к совершению которых герою даже не требуется прилагать усилий. Пожалуй, наиболее колоритный сказочный образ - Скатерть-самобранка. Веру в этот архетип мы впитываем с молоком матери и всю жизнь живем с надеждой однажды, как по волшебству, оказаться на кисельных берегах молочной реки. Правда, этому вечно мешают всякие Идолища Поганые, но всегда есть надежда, что явится сказочный богатырь и враз поотрубает драконьи головы. Вот тогда и заживем!
Жизнь мало похожа на сказку. Чуть только какой-нибудь добряк поманит нас Скатертью-самобранкой, как тут же какой-то злодей выхватит ее прямо из-под носа. Чудо-богатыри, глухие к нашим стонам, спят на печи беспробудным сном. И потенциальный Иван-царевич так всю жизнь и ходит Иванушкой-дурачком в бесплодном ожидании своей Жар-птицы.
Формирование внутреннего локуса контроля считают своей задачей многие психотерапевты и психологи-консультанты. Ведь никакую проблему нельзя решить, если уверовать, будто ее решение от тебя не зависит. И наоборот, даже самое удручающее положение может быть исправлено, если тому способствует вера в свои силы.
В практике психологического консультирования специалисты нередко пользуются опытом, веками накопленным рассказчиками притч и назидательных историй. Ведь в такого рода сюжетах порою и содержится ключ к решению многих психологических проблем. Говоря о локусе контроля, хочется вспомнить одну такую историю, которая, возможно, для многих окажется поучительной.
Рассказывают, как в давние времена герцог Ассунский нанес однажды визит в Барселону. В тот день в порту стояла галера, на которой гребцами служили прикованные к веслам каторжники. Герцог поднялся на борт, обошел всех заключенных и каждого расспросил о том преступлении, которое привело его на каторгу. Один человек поведал о том, как его недруги подкупили судью и тот вынес ему несправедливый приговор. Другой сказал, что его недоброжелатели наняли лжесвидетеля и тот в суде оклеветал его. Третий - что его предал друг, который решил принести его в жертву, чтобы самому скрыться от правосудия.
Лишь один человек признался: «Ваша честь! Я здесь потому, что заслужил это. Я пожелал чужого и совершил кражу».
Герцог в изумлении обратился к капитану галеры: «Здесь собрано столько невинных людей, несправедливо осужденных. Но среди них есть один преступник. Необходимо срочно изгнать его, пока он не оказал дурного влияния на остальных».
В тот же час человек, признавший свою вину, был помилован и отпущен на свободу.
Этот случай произошел на самом деле. И он инфтересен тем, что довольно точно отражает случающееся в нашей жизни. Все мы совершаем ошибки и постоянно оправдываемся вместо того, чтобы честно признать свой промах. Мы сваливаем вину на других, виним обстоятельства, вместо того чтобы просто сказать: «Я - хозяин своей судьбы и сам сделал себя тем, кто я есть».
В тот момент, когда нам открывается эта истина, мы обретаем свободу.
Оглянитесь на свою жизнь, разберитесь в ней. Признайте свои ошибки и простите себе их. И вы станете свободны от галерных цепей. Все начинается с того, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее.

Понятие «локус контроля» настолько вошло из в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, и , — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

«Локус контроля» в концепции Дж. Роттера

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.

Экстернальный локус контроля и интернальный локус контроля

Экстернальный и интернальный локус контроля Итак, одни люди ожидают (полагают, думают, уверены), что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих. Такие люди проявляют интернальную позицию и условно могут быть названы интерналами .

Другие люди ожидают (полагают), что какие бы усилия они ни предпринимали, получение подкрепления от них не зависит. Накажут их или поощрят, зависит от всевозможных внешних факторов, начиная от погоды, заканчивая мнением и волей других людей. Таких людей условно можно назвать экстерналами .

Таким образом, зная, каким ожиданием (интернальным или экстернальным) обладает тот или иной человек в той или иной ситуации, мы можем прогнозировать его поведение. От интернала мы ожидаем большей усточивости, целеустремленности и независимости в конкретной ситуации, а от экстернала — большей социальной конформности, стремлением идти на контакт и искать общий язык с другими людьми.

Шкала экстернальности-интернальности

Важно помнить, что экстернального и интернального типа личности не существует! Экстернальность-интернальность — это единая шкала с двумя полюсами. Экстернальность и интернальность — это не тип личности, это характеристика восприятия и мышления человека.

Один и тот же человек в одной ситуации может быть склонен к интернальному полюсу шкалы и считать, что вот здесь-то все зависит только от него; а в другой ситуации будет склоняться к экстернальному полюсу, полагая, что есть ряд ситуаций, над которыми он не волен. И это нормально, так и должно быть.

Заключительные комментарии по «локусу контроля»

Что же мы имеем в сухом остатке?

  1. Локус контроля — это далеко не универсальная характеристика, которую можно «прикрепить» и которой можно «объяснить» любую реальность. Напротив, эта характеристика довольно узка, сфера применения ее существенно ограничена.
  2. Понятие «локус контроля» необходимо для того, чтобы в конкретной ситуации предсказывать поведение человека: в зависимости от того, насколько свободным (интернальным) он себя полагает в той или иной ситуации, так он и будет себя вести.
  3. «Локус контоля» — это характеристика когнитивных процессов человека: восприятия и мышления.
  4. Не существует экстернального и интернального типов личности. Один и тот же человек в одной ситуации будет проявлять экстернальную позицию, в другой — интернальную. И это правильно.

1 год ago

Теоретическое понятие «локус контроля» появилось в психологии в ХХ веке. В 1954 году ввел это понятие американский социальный психолог Джулианом Роттером. Помогает это понятие охарактеризовать свойства личности, которые ориентированы на проявление своих успехов или неудач либо только во внутренних, либо только во внешних факторам.

Если результаты своей деятельности люди приписывают исключительно внешним факторам – то проявляется внешний фактор (локус). А человек склонен приписывать результаты деятельности только внутренним факторам – то это проявление внутреннего локуса. Экстернальный — это тип, который приписывает результат деятельности внешним факторам.

Проявляется это в низком уровне субъективного контроля (УСК)]. У противоположного интернального типа результаты связаны с внутренними факторам, то есть связаны с повышенным уровнем субъективного контроля (УСК)].

Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом. При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы.

Внутренний(интернальный) тип локуса

Проявляется этот фактор в способности самостоятельно отвечать за свою жизнь и результаты жизненных реакций, а не винить в этом внешние обстоятельства.

Люди данной группы считают, что жизнь зависит только от них самих, сложные обстоятельства считают мимолетными и с легкостью реагируют на них, а порой и с иронией. Интерналы часто задумываются о будущем.

А их внутренний локус контроля личности показывает богатый мир положительных черт:

  • Информационная внимательность,
  • Психологическая устойчивость к внешнему давлению,
  • стремление самосовершенствоваться,
  • Адекватное самооценивание и т.п.

Барьером в развитии личности становятся:

  • постановка перед собой нереальных целей
  • попытки изменить то, что невозможно изменить

Более развит внутренний локус контроля в странах с развитой экономикой.

Как самостоятельно определить свой тип локуса

В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:

1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни - проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.

2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.

3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.

4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий - указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.

5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком - говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств - влияние руководства, коллег, везения, неудачи.

6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий - у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.

7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком - считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.

Какой локус «лучше» , полезнее и почему

Внутренний локус контроля (ЛК) по всем фактам полезнее, чем внешний, поскольку он является активным рычагом развития личности. Люди с внутренним ЛК в характере проявляют настойчивость и в целях последовательность, поскольку обладают самоуверенностью. В отличие от них экстерналы в большинстве своем проявляют неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность. Это способствует депрессивному состоянию, психопатиям или даже к маниакально-депрессивному отношению.

В большинстве своем интерналы практически всегда успешны. Во-первых, они более открыты, откровенны и проявляют доверчивость к окружающим, в связи с чем и сами располагают к себе. Во-вторых, они всегда целеустремленны, в целях последовательны и готовы защищать собственные интересы и принципы. Следует отметить, что у каждого есть надежда на внешние факторы, и доля уверенности в собственных силах.

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Как влияет воспитание на локус контроля во взрослой жизни

Типы людей и локус контроля взаимосвязаны, а факторы зависят не только от типологии личности или страны в целом, но и, например, от семьи. Фундамент закладывается в детстве.

Родители должны научить ребенка соблюдать и контролировать ответственность в своих поступках и позволить принимать самостоятельные решения. Такой подход позволит воспитать в ребенке личность с внутренней ответственностью. Если говорить ребенку о вере в судьбу, тем более он вырастит непоследовательным.

Влияние локуса на самооценку

Структура внешнего и внутреннего локуса контроля личности взаимозаменяемы. У определенной категории людей внутренний или внешний фактор очень четко сформирован и выражен. Но есть такие личности, у которых это свойство может быть изменчивым и подчиняться обстоятельствам. Дома может проявляться внутренний локус, а в обществе быть ярко выраженным внешним.

У людей преобладающей линией внутреннего самоконтроля следующее поведение:

  • они подготовлены и берут за то, что говорят и делают;
  • у них свое мнение;
  • у них стабильная и устойчивая самооценка;
  • они физически здоровы, как правило, счастливы и успешны.

У личностей с ярко выраженным внешним локусом контроля есть отличительные признаки:

  • внешние обстоятельства становятся причиной неудач;
  • вера в собственные возможности притупляется, появляется низкая самооценка;
  • в физическом состоянии появляются изменения(бессилие и безнадежность);
  • испытывают нужду в помощи (беспомощны).

Повышение самооценки человека зависит от уровня его субъективного локус контроля, который входит в состав важнейших характеристик самосознания. От типа локус контроля индивидуума зависит уровень развития самооценки.