Интересные цитаты и высказывания о жизни. Умные цитаты про жизнь со смыслом

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

«Дхаммапада»

Люди на земле должны дружить… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми.

Айзек Азимов

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба.

Александр Васильевич Суворов

Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком.

Анаис Нин

Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

Аристотель

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Аристотель

Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его.

Бенджамин Франклин

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.

Бенджамин Франклин

Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей.

Биас

Дружба приумножает радости и дробит печали.

Генри Джордж Бон

Единомыслие создает дружбу.

Демокрит

Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.

Джеймс Мэтью Барри

Зажигая от своего светильника свечи других людей, ты не лишаешься ни единой частички пламени.

Джейн Портер

Счастье несовершенно до тех пор, пока ты не поделился им с другими.

Джейн Портер

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Джозеф Аддисон

Истинная дружба — медленно растущее растение, которое должно быть испытано в беде и несчастье, прежде чем заслужить такое название.

Джордж Вашингтон

Ищущий себе идеального друга останется без друзей.

Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви в тысячу раз беднее того, кто утратил их обеих.

Жан Поль

Умей быть другом — найдешь друга.

Игнатий Красицкий

Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел.

Индийская пословица

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

Иоанн Дамаскин

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.

Иоганн Фридрих Шиллер

Настоящая дружба правдива и отважна.

Иоганн Фридрих Шиллер

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.

Клод Адриан Гельвеций

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

Козьма Прутков

Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть.

Конфуций

Когда является недоверие, дружба исчезает.

Лабуис

Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом.

Луций Анней Сенека (Младший)

Друг должен быть у нас всегда в душе, а душа всегда с нами: она может хоть каждый день видеть кого захочет.

Луций Анней Сенека (Младший)

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Луций Анней Сенека (Младший)

Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился.

Луций Анней Сенека (Младший)

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

Марк Аврелий

Самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.

Мартин Лютер

Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице, в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии. Давайте все будем единым сердцем, единой любовью.

Мать Тереза

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Мишель де Монтень

Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Мишель де Монтень

Нет, кажется, ничего, к чему бы природа толкала нас более, чем к дружескому общению.

Мишель де Монтень

Ничто не является в такой мере выражением нашей свободной воли, как привязанность и дружба.

Мишель де Монтень

Нет подвижничества, равного терпеливости, нет счастья, равного удовлетворенности, нет дара, равного дружбе, нет добродетели, равной состраданию.

Мудрость Древней Индии

Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей.

Никколо Макиавелли

Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие.

Николай Васильевич Гоголь

Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.

Оноре де Бальзак

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил.

Осип Мандельштам

В беде познаешь друга.

Петроний Арбитр Гай

Для того чтобы жить долго, прибереги для себя старого вина и старого друга.

Пифагор

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Пифагор

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Единственный способ иметь друга — самому быть им.

Человеку нужен другой человек.

Пища и дружба — вот те маленькие чудеса, которые способна совершить любовь.

Рита Скьявоне

Дружить — это скорее любить, чем быть любимым.

Роберт Бриджес

Дружба — это братство, и в самом возвышенном своем значении это прекраснейший его идеал.

Сильвио Пеллико

Глаза дружбы редко ошибаются.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения — это величайшие на свете чудеса.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Тот, кто отказывается простить другому, как бы разрушает мост, по которому сам должен будет пройти, ибо каждый человек нуждается в прощении.

Эдвард Герберт

Из всего того,что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Эпикур

Всевозможными способами и путями природа учит людей согласию. Не довольствуясь выражением взаимного расположения на словах, она сделала так, что содружество стало не просто приятно, но и необходимо.

Эразм Роттердамский

Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.

Эразм Роттердамский

По-настоящему мы живем только тогда, когда отдаем себя другим.

Этель Перси Эндрюс

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Вконтакте

Одноклассники

Лучшие высказывания на все случаи жизни.Жизнь каждого человека бывает в меру сложной и в меру хорошей. Самое главное - уметь извлечь тот опыт, который нам приносят различные ситуации, чтобы в будущем они не повторялись, или наоборот - повторялись, если это хорошие ситуации. Мы собрали фразы, которые будут полезны вам в разных случаях жизни.

Цените людей которые умеют видеть в вас три вещи: печаль, скрывающуюся за улыбкой, любовь, скрывающуюся за гневом, и причину Вашего молчания.

Как сложится судьба, никто не знает. Живите свободно и не бойся перемен. Когда Господь чего-то забирает, не упустите того, что он даёт взамен.

Научитесь не замечать людей, которым Вы не нравитесь. Потому, что люди, которым Вы не нравитесь бывают двух типов: это либо глупцы, либо завистники. Глупцы через год Вас полюбят, а завистники сдохнут так и не узнав секрет Вашего превосходства над ними.

Дорожите каждой секундой жизни, любишь- люби, скучаешь - скажи, ненавидишь - забудь, не трать время на ненависть, ведь так мало времени на жизнь…

Моя жизнь - это поезд. В лучшие мои моменты мне казалось, что я им управляю. В худшие я представлял себя пассажиром. А иногда понимаю, что лежу на рельсах.

Пока вы обдумываете, по пути вам с человеком или не по пути, у него есть время на то, чтобы перехотеть с вами куда-то идти…

  • Сильные люди говорят в глаза. Слабые люди открывают грязный рот за спиной.

Когда вдруг жить желание пропало… Когда со всех сторон жизнь больно бьёт… И безразлично всё вдруг сердцу стало… Терпи и верь, что это всё пройдёт!

  • Не бойтесь потерять тех, кто не побоялся потерять вас.

Что такое богатство? Богатство - это здоровье матери, уважение от отца, верность друзей и любовь дорогого человека.

  • Судьба - это не вопрос случая, а вопрос выбора. Ее не надо ждать, ее нужно создавать.

Если пришла умная мысль и ты ищешь где бы её записать - это афоризм, а если тыдумаешь, как бы её воплотить - это действительно умная мысль.

Никого не слушай, имей своё мнение, свою голову, свои мысли и идеи, планы на жизнь. Никогда не гонись ни за кем. Иди своей дорогой и не важно, что говорят за спиной. Говорили, говорят и всегда будут говорить. Тебя это не должно волновать. Люби. Твори. Мечтай и улыбайся чаще.

  • Мужчина, подаривший своей женщине крылья - никогда не будет носить рога!
  • Не надо ничего бояться. Рискуйте пусть даже вы ошибетесь. Это жизнь.
  • Перед тем как излить душу, убедитесь что «сосуд», не протекает.

Не обязательно человек, который вырастил сына, построил дом, посадил дерево - настоящий мужчина. Очень часто это обычная женщина.

  • Умные мысли приходят лишь тогда, когда все глупости уже сделаны.

Встретишь через 25 лет того, кого в 18 ты считала принцем… и понимаешь - какое это счастье, что он проскакал на своей лошади … МИМО!

Какой бы сильной ни была женщина, она ждет мужчину сильнее себя… и не для того, чтобы он ограничивал ей свободу, а для того, чтобы он дал ей право быть слабой.

  • Не бойтесь дарить согревающих слов,

    И добрые делать дела.
    Чем больше в огонь вы положите дров,
    Тем больше вернется тепла.

    © Омар Хайям

Крылатые выражения, великие высказывания, цитаты, мудрые изречения.

Всё может быть учителем

    Одна единственная настоящая смелость - быть собой.

    Чтобы стать кузнецом, нужно ковать.

    Самый хороший учитель в жизни - опыт. Берет дорого, но объясняет доходчиво.

    Учись на своих ошибках. Эта возможность - единственное, что есть полезного в них.

Через тернии к звездам, рисунок: caricatura.ru

    Смелость, воля, знание и безмолвие - достояние и оружие тех, кто следует по пути совершенствования.

    Когда уши учеников готовы слышать, появляются уста, готовые наполнить их мудростью.

    Уста мудрости открыты лишь для ушей понимания.

    Книги дают знания, но они не могут поведать всего. Вначале ищи мудрости в писаниях, а затем ищи Высшего наставления.

    Душа - пленник своего неведения. Она прикована цепями неведения к существованию, в котором не может управлять своей судьбой. Цель каждой добродетели - устранить одну такую цепь.

    Те, кто дал тебе тело, наделили его слабостью. Но ВСЁ, которое дало тебе душу, вооружило тебя решимостью. Действуй решительно - и ты будешь мудр. Будь мудр - и ты найдешь счастье.

    Величайшие сокровища, дарованные человеку, - это суждение и воля. Счастлив тот, кто умеет пользоваться ими.

    Всё может быть учителем.

    "Я" выбирает метод обучения "я".

    Отказ от свободы мышления может означать утрату последней возможности понять законы Вселенной.

    Подлинное знание приходит с высшего пути, который ведет к вечному Огню. Заблуждения, поражения и смерть возникают, когда человек следует по низшему пути земных привязанностей.

    Мудрость - дитя обучения; Истина - дитя мудрости и любви.

    Смерть наступает, когда цель жизни достигнута; смерть показывает, в чем смысл жизни.

    Когда встретишь спорщика, который тебе уступает, не пытайся его сокрушить силой своих доводов. Он слаб и сам выдаст себя. Не отвечай на злые речи. Не потворствуй своей слепой страсти победить любой ценой. Ты победишь его уже тем, что присутствующие согласятся с тобой.

    Подлинная мудрость далека от глупости. Мудрый часто сомневается и меняет свое мнение. Глупец упрям и стоит на своем, зная всё, кроме своего неведения.

    В земную цепь времени проникает лишь одна часть души, тогда как другая остается в безвременности.

    Избегай говорить со многими о своем знании. Не храни его корыстолюбиво для себя, но и не выставляй на осмеяние толпы. Близкий человек поймет истину твоих слов. Далекий никогда не станет твоим другом.

    Да пребудут эти слова в ларце твоего тела и да удержат твой язык от пустословия.

    Опасайся неправильно понять учение.

    Дух есть жизнь, а тело нужно для того, чтобы жить.


Жизнь - это движение, фото informaticslib.ru

Великие изречения мудрецов

    Путь в тысячу миль начинается с одного шага. - Конфуций

    Во что веришь - тем и станешь.

    Чувства, эмоции и страсти - хорошие слуги, но плохие хозяева.

    Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины. - Сократ

    Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему. - Эйнштейн

    Какой бы ни была окружающая жизнь, а для нас она всегда окрашена в тот цвет, который возникает в глубинах нашего существа. - М.Ганди

    Наблюдающий есть наблюдаемое. - Джидду Кришнамурти

    Важнейшая необходимость в жизни - это чувство востребованности. До тех пор, пока человек не почувствует, что нужен кому-нибуть, его жизнь будет оставаться бессмысленной, опустошенной. - Ошо

Высказывания

    Быть осознанным - значит помнить, быть осведомленным, а грешить - значит не осознавать, забывать. - Ошо

    Счастье - это твоя внутренняя природа. Оно не нуждается ни в каких внешних условиях; оно просто есть, счастье - это ты сам. - Ошо

    Счастье всегда находится в тебе самом. - Пифагор

    Жизнь пуста, если живешь только для себя. Отдавая, ты живешь. - Одри Хепберн

    Послушай, как человек оскорбляет других, так он дает себе характеристику.

    Никто никого не бросает, просто кто-то уходит вперед. Тот, кто отстал, считает, что его бросили.

    Ответственность за результат общения бери на себя. Не "меня спровоцировали", а "я позволил себя спровоцировать" или поддался на провокацию. Такой подход помогает приобретать опыт.

    Обидчивый человек - больной человек с ним лучше не общаться.

    Тебе никто ничего не должен - будь благодарен и за малое.

    Будь понятным, но не требуй, чтобы тебя понимали.

  • Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков. - Симеон Афонский
  • Счастье женатого человека зависит от тех, на ком он не женат. - О. Уайльд
  • Словами можно смерть предотвратить. Словами можно мертвых оживить. - Навои
  • Когда не знаешь слов, то нечем познавать людей. - Конфуций
  • Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе. - Притчи Соломоновы 13:13

Крылатые выражения

    Горацио, есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам...

    И на солнце бывают пятна.

    Гармония есть соединение противоположностей.

  • Весь мир - театр, а люди - актеры. - Шекспир

Великие цитаты

    Время не любит, когда его тратят впустую. - Генри Форд

    Неудача - это просто возможность начать снова, но уже более мудро.- Генри Форд

    Недоверие к себе - причина большинства наших неудач. - К.Боуви

    Отношение к детям - безошибочная мерка духовного достоинства людей. - Я.Брыль

    Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. - И. Кант

    Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно. - Далай Лама

    Познание всегда дарит свободу . - Ошо


картинка: trollface.ws

О дружбе

Истинный друг познается в несчастье. - Эзоп

Друг мне тот, кому всё могу говорить. - В.Г. Белинский

Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже. - Ларошфуко

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. - Ж.Руссо

Фридрих Ницше

  • Женщину считают глубокомысленной, отчего же?
    Оттого, что никак не могут доискаться причин ее действий. Причина ее поступков никогда не лежит на поверхности.

    Одни и те же аффекты у мужчин и женщин различны в темпе; поэтому-то мужчина и женщина не перестают, не понимать друг друга.

    Каждый носит в себе образ женщины, воспринятый от матери; этим определяется, будет ли человек почитать женщин вообще, или презирать их, или, в общем, относиться к ним равнодушно.

    Если бы супруги не жили вместе, хорошие браки встречались бы чаще.

    Много коротких безумств - это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам.

    Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу - ах, если бы могла она быть жалостью к страдающим сокрытым богам! Но почти всегда два животных угадывают друг друга.

    И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл. Любовь - это факел, который должен светить вам на высших путях.

    Немного хорошей пищи часто влияет на то, как мы смотрим на будущее: с надеждой или с унынием. Это верно даже по отношению к самым возвышенным и духовным сферам человека.

    Подчас чувственность обгоняет любовь, корень любви остается слабым, неприжившимся, и вырвать его бывает нетрудно.

    Мы хвалим или порицаем, смотря по тому, даст ли нам то или другое большую возможность обнаружить блеск нашего ума.

---
для справки

Афоризм (греч. aphorismos - краткое изречение) , обобщенная, законченная и глубокая мысль определенного автора, преимущественно философского или практически-морального смысла, выраженная в лаконичной, отточенной форме.

Расскажите об этой странице друзьям

обновлено 8.04.2016


Учеба, образование