Определение понятия убеждение. Что такое убеждения

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все объективные и субъективные данные, раскрывая пациенту действие механизмов возникновения и развития расстройств. Вслед за этим психотерапевт переходит к У., добиваясь изменения отношения пациента к болезни и лечению.

В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.

Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.

Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.

Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.

См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.

УБЕЖДЕНИЕ

1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, - совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2. Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в полемике научной и в педагогии.

УБЕЖДЕНИЕ

Процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Исследования этого процесса были перспективными и включали ряд факторов, как рациональных, так и нерациональных. Например, см. когнитивный диссонанс, достоверность, убеждающая коммуникация.

Убеждение

использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения - логическая аргументация фактов.

Убеждение

способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве. И.Г. Дубов

УБЕЖДЕНИЕ

способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению нoвых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, a значит, и мoтивационной основы поведения. В отличие от внушения, У. оcновано на осмысленном принятии человеком каких-л. свeдeний или идей, на их анализе и оценке. При этом зaключeние м. б. сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и opaтopских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в наyчной полемике и в процессах воспитания. У. является одним из важных способов воздействия оппонентов друг на друга в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Аргументированное У., достигшее цели, может предотвратить конфликт. Еще большую роль играет У. в деятельности конфликтолога, занимающегося урегулированием конфликта. Овладение навыками У. – профессионально важное качество конфликтолога.

форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды

Отличное определение

Неполное определение ↓

УБЕЖДЕНИЕ

вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать.

У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.

У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их изменение влечет за собой изменение его поведения.

Среди многих наук, изучающих У. (психология, логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии аргументации теория. Она исследует способы обоснования и опровержения У., зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д.

Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

П Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Rescher N. Plausible Reasoning. Amsterdam, 1976; Eemeren F. van, Grootendorst R., Kruger T. Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht, 1987.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Описанием причин того, почему нечто столь простое, как убеждение, обладает такой силой, можно было бы заполнить целые тома. Так что эта книга служит только началом. В предыдущем разделе мы описывали убеждение как нечто большее, чем просто вера, не нуждающаяся в фактах. Более того, убежден ие - это не согласие и не компромисс, а нечто выше их. С позиции тех целей, которые ставит перед собой эта книга, давайте определим убеждение как переживание, происходящее и в нашем уме, и в нашем теле. Если уж быть более точным, можно сказать, что убеждение - это приятие того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение-код № 13: Убеждение можно определить как уверенность, даваемую приятием того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение - это универсальное переживание, которое мы можем понять, разделить и развить до уровня мощного агента изменений. В основании характеристики того, что такое убеждение и как можно использовать свои убеждения в качестве эффективной внутренней технологии, лежат следующие моменты.

* Убеждение - это язык. Но не любой язык. И древние традиции, и современная наука определяют убеждение как ключ к тому самому «веществу», из которого сформирована наша Вселенная. Без всяких слов или внешнего выражения кажущееся беспомощным переживание, определяемое нами как «убеждение», есть тот язык, который соприкасается с квантовым веществом наших тел в нашем же мире. Перед лицом наших глубочайших убеждений известные сегодня ограничения биологии, физики, времени и пространства становятся достоянием прошлого.

* Убеждение - это личное переживание. Все в чем-нибудь да убеждены, и у всех есть убеждения. Но каждый относится к убеждению или переживает его по-разному. В царстве убеждений нет верных или неверных путей, как и нет предписаний, что нам должно, а что не должно. Здесь нет древних секретных поз, которые должно принимать нашетело, и нет священных знаков, которые нужно создавать пальцами рук. Если бы таковые были, то силой убеждений обладали бы лишь немногие - те, кто полностью бы владел своим телом. Убеждение есть нечто большее, нежели мы представляем или мыслим. Оно больше того, об истинности чего вам говорят книги, ритуалы или исследования, проводимые другими людьми. Убеждение - это наше приятие того, чтм мы видели, пережили и знаем о самих себе.

* Убеждение - это персональная сила. Убеждения! таят в себе всю силу, которая нам нужна для прове-1 дения в жизнь выбранных перемен: силу передавать целительные команды своей иммунной системе, ! стволовым клеткам и ДНК; силу положить конец! насилию в наших домах и обществах или даже в це-1 лых географических регионах; силу исцелять свои | глубочайшие душевные раны, наполнять собственную жизнь величайшей радостью и в буквальном смысле создавать повседневную Реальность с большой буквы. В виде убеждений нам дана в дар самая мощная сила во Вселенной - сила изменять свою жизнь, свое тело и свой мир путем выбора.

Чтобы постичь силу убеждений, нам необходимо понять сами убеждения на уровне азов: как именно они формируются и где пребывают внутри нас. Поскольку убеждения тесно связаны с чувствами, они подпадают под их особую категорию, несколько отличающуюся от категории простых чувств, вроде гнева или радости. Когда мы выявим это тонкое, но тем не менее кардинальное различие, то поймем, как можно сменить свои убеждения, если они нам больше без надобности.

Убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве.

И.Г. Дубов

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Убеждение (в психотерапии) - метод психологического воздействия на сознание клиента посредством изменения его прежних суждений; составляет основу рациональной психотерапии. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и логически их упорядочивает с...

Философский словарь

"" в смысле, в котором я хочу употреблять это слово, означает такое состояниеразума, или тела, или того и другого, когда животное действует по отношению к чему-то не присутствующему чувственно. Когда я направляюсь на станцию, ожидая найти там поезд, мое действие выражает...

Философский словарь

форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения...

Философский словарь

Вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает...

Философский словарь

(моральное): 1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные...

Философский словарь

Процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию др. людей. На взгляды и поведениечеловека могут влиять и иные факторы (напр., словесные угрозы, физическое принуждение, психологические состояния индивида). часто...

Психотерапевтическая энциклопедия

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с...

Убежденность – качество личности, выраженное в субъективном отношении к своим убеждениям и поступкам, связанным с твердой уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.

Спорили как-то двое возле дороги. Один говорит, мол, нет Бога, потому и не верю в него. Другой горячо возражал, есть Бог, и всё тут, потому в него верю. Мимо них шёл монах. Спорщики заметили его, остановили и попросили о помощи, очень хотелось правоту свою доказать. Монах остановился. Выслушал каждого из них, подумал и сказал: « Один из вас верит, что Бога нет, другой, что Он есть. Нет смысла в такой вере. И нет смысла верить, как вы. Надо знать. А когда вы узнаете, то не будет и смысла спорить. Потому не тратьте силы и времени зря, идите и займитесь делом». – «А как же нам узнать, есть ли Он на самом деле?» – удивлённо спросили спорщики. – «Перестаньте верить в свои убеждения, и правда откроется вам», — с улыбкой ответил монах и удалился.

Счастье человека зависит от экологичности его убеждений. В основе наших мыслей, действий и поведения лежат наши убеждения и верования. Если убеждения мы способны как-то обосновать, объяснить или доказать, то верования – это некритически усвоенные представления о жизни. Какие у нас убеждения и верования – такая и жизнь. Сегодняшний уровень жизни – это отражение наших убеждений. Диапазон наших мыслей и поведения ограничен качеством наших убеждений и верований. Изменяя убеждения, мы изменяем свою жизнь. Счастье человека зависит от выбора , который он сделал в тот или иной момент своей жизни. У каждого человека есть свобода выбора. Между любым событием и нашей реакцией на него всегда есть прослойка – наше право выбора. Как отреагировать на любой раздражитель, стимул или ситуацию выбираем мы сами. Пусть промежуток между раздражителем и реакцией на него может составлять долю секунды, но в этот миг мы все равно делаем выбор. Любой выбор в нашей жизни определяется нашими убеждениями и верованиями. Например, парень возвращается вечером домой и видит, что в темном углу двора хулиганы грабят женщину. Он перед выбором: пройти мимо или заступиться за женщину. Мозг за доли секунды просчитывает все возможные последствия его действий. В это мгновение, возможно, решается вся его жизнь: каким он будет человеком, если сподличает, сможет ли он чувствовать себя полноценным мужчиной. В любом случае его выбор будет целиком зависеть от качества его убеждений и верований.

Убеждения – это личная конституция человека . В духе своего основного закона мы воспринимаем окружающий мир. Пробиться через цензуру наших убеждений необычайно сложно. Мы свято верим в истинность своих убеждений. Они представляют собой форму самовнушения, самогипноза. Мы отождествляем себя с ними. Все наши действия подчинены убеждениям. Хотя в них нет логики, их трудно доказать, но, все равно, они для нас являются в купе с верованиями единственным руководством к действиям. Юмористы шутят, что убеждения, не подкрепленные доводами, свидетельствует о том, что у вас есть своя позиция. Система наших убеждений проживает в подсознании. Перед подсознанием стоит задача систематически подтверждать нашу правоту. Для демонстрации своей воли и голоса она использует эмоции, поведенческие реакции и мысли. Система убеждений служит «приманкой» для привлечения в нашу жизнь определенных людей и обстоятельств. Она базируется не на личном житейском опыте – все с точностью наоборот. Это наш опыт является плодом наших убеждений. Словом, убеждения держат бразды правления нашей жизнью в своих твердых руках.

Так, в цирке взрослых слонов привязывают к деревянным шестам только тонкой веревкой, а маленьких слонят приковывают цепью к надежным металлическим стол­бам, глубоко зарытым в землю. Это делается для того, чтобы они не попытались убежать. Если столб достаточно прочно сидит в земле, а цепь достаточно крепка, слоненок не сможет уйти дальше по­ложенного. Рано или поздно наступает день, когда он перестает дергать цепь и оставляет попытки убежать. Металлический столб заменяют деревянным, поскольку знают, что животное привыкло к мысли о невозможно­сти побега. То же самое мы делаем с собой, ограничивая себя собственными убеждениями о своих возможностях и способностях. Получается, что мы ограничены не действительностью, а своими ограничивающими убеждениями.

Если выражаться метафорично, то в раннем детстве мы представляли собой только что купленный, но уже одухотворенный компьютер. В нас еще не установили никаких программ. Мы были совершенством, своей истинной сущностью. Позже в девственное сознание стали поступать вводные от наших родителей, воспитателей, учителей и сверстников. Так, шаг за шагом, сформировалась наша система убеждений и верований. Многие программы основывались на житейском опыте родителей. Как они понимали мир, так и передали нам. Детские убеждения занимают главенствующее место в системе наших убеждений. Посягательство на них воспринимается нами в контексте сталинского приказа «Ни шагу назад!» Нас не интересует, верны они или нет, порядочны или порочны. Мы просто верим своим убеждениям. В этом контексте нельзя считать порядочным человека только зато, что у него есть свои убеждения. Надо проверить, порядочны ли сами убеждения. Словом, наши убеждения в любом случае носят ограничивающий характер, но воспринимаются нами как истина в последней инстанции.

Метафоричен, в этом смысле, способ работы глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов в своем непосредственном окружении, но она интерпретирует лишь те предметы, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть в коробке, полной мертвых мух. Так, наши ограничивающие убеждения ставят непреодолимую преграду перед нашими новыми возможностями.

Эстафету формирования наших убеждений подхватывает у родителей четвертая власть. Через телевизор, интернет нам внушаются на базе интеллектуального Макдональдса стереотипы поведения и шаблонное мышление. Источником наших убеждений также является личный опыт и взаимоотношения с авторитетными людьми.

Убеждения и ожидания

Установив в компьютер системное программное обеспечение, мы ожидаем от него ответов на все интересующие нас вопросы и выполнения функций, соответствующим данным программам. От своего системного программного обеспечения в виде убеждений мы тоже ожидаем, что оно даст правильные ответы на вопросы окружающего мира. Мы ждем от людей поведения, соответствующего нашим убеждениям. Когда они ведут себя вопреки нашим ожиданиям, у нас возникают обиды и появляется раздражение. Почему б не обидеться, ведь наши представления – это убеждения, а убеждения других – предрассудки? Мы полны ожиданий, что различные жизненные ситуации должны разворачиваться согласно нашему сценарию. Однако, мир не предсказуем. Мы сталкиваемся на каждом шагу с неожиданностями, с непонятными и необъяснимыми ситуациями. К слову, чем больше всяких неожиданностей возникает на нашем жизненном пути, тем больше наша система убеждений не соответствует запросам реальной действительности. Когда мир отворачивается от нас, мы или корректируем систему своих убеждений, или упрямо пытаемся прогнуть мир под себя.

Может возникнуть вопрос: «А что если вообще «удалить» свою систему убеждений?» Создается видимость полной свободы, жизнь можно «отпустить» плавно плыть по течению без предъявления к ней претензий. Опять же, отсутствует зависимость от убеждений. Следовательно, нас невозможно контролировать и манипулировать с помощью наших убеждений. Однако, это иллюзия. Убежденность, что можно прожить без убеждений, уже является убеждением. Нет человека без убеждений. Пусть в самом примитивном и хилом виде какая-то система ценностей есть у любого человека. Нам не подвластно достигнуть конечной станции по «дороге домой», то есть опять вернуться к моменту нашего рождения. Если гипотетически удалить весь мусор убеждений, мы становимся совершенством. Нам уже не надо проходить уроки жизни, нет необходимости стремиться быть ближе к своей истинной сущности, не нужно совершенствоваться. Мы и так совершенство. Это, конечно, фантазии. Человек – это общественное животное. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Мы, хотели бы того или нет, подвержены его влиянию и внушению. Нас вынудят обстоятельства усвоить определенные общественные предписания, законы, условия и требования «общежития». Иначе в обществе не выжить. Общественные требования и условия взаимоотношений с другими людьми вынужденно осядут в подсознании человека как убеждения.

Работа с убеждениями. Допустим, мы поставили перед собой цель стать богатым, преуспевающим человеком. Добротная цель. Чтобы дорога к ней была накатанной, нужно внимательно покопаться в своем подсознании на предмет поиска ограничивающих убеждений. Может быть, у нас в подсознании по теме «Богатство и деньги» столько мусора, что и думать об этом не стоит? Если наши убеждения будут в противоречии с целью, успеха не видать. Цель достигается только в унисоне с убеждениями. Главный довод в пользу наших убеждений – активная помощь на пути к цели.

Поэтому следует провести инвентаризацию своих убеждений по данной тематике и выявить ограничивающие убеждения. Представьте, что мы сдаем письменный экзамен по сочинению. Тема: «Богатство и деньги». Отведенное время – полчаса. Знаки препинания и орфографические ошибки не учитываются. Главное для нас – раскрыть тему, выплеснуть за полчаса все свои убеждения в данной сфере жизни. Не трудно вложить в голову новые убеждения и верования, трудно избавиться от старых. Однако мы это обязаны сделать. Например, проверив сочинение, мы обнаружили десять вредных убеждений: «Богатство непристойно», «Бог любит бедняков», «Богатство делает одиноким», «Кто богат, у того больше нет истинных друзей», «Богатство порождает зависть», «Богатые не могут спокойно спать», «Большие деньги вызывают заботы и проблемы», «Богатство приобретается за счет моего здоровья», «Приобретая богатство, я утрачиваю достоинство». Как видим, перетряска убеждений дала солидный улов. Скажите, можно с такими негативными хвостами рассчитывать на богатство? Конечно, и однозначно, нет. Поэтому берем первое убеждение и, как обвинитель, доказываем себе, словно суду присяжных, его полную для нас несостоятельность. Первое наше ограничивающее убеждение «Богатство непристойно». Для развенчания данного убеждения достаточно пяти аргументов: «Непристойно кичиться богатством. Стыдно быть бедным», «Богатство – это не только деньги. Слово богатство можно применить к различным понятиям. Богатство любви, богатство дружбы, богатство семейной жизни, богатство опыта, богатство культуры», «Богатство – это финансовая свобода. Что пристойно, а что не пристойно придумали люди, оценивая жизнь с позиций «хорошо или плохо». Я свободен от людских оценок», «Богатство – это свобода от долгов, от постоянной агонии в поисках денег, чтобы погасить долги. Непристойно жить в долг. Непристойно бегать по соседям, чтобы перехватить денег до зарплаты», «Богатство – это возможность личностного роста, достижение больших целей. Это пристойно. Общество заинтересовано в развитии своих граждан». Думается, что с такими аргументами мы рассеяли все собственные сомнения. Об этом убеждении можно забыть.

Теперь возьмем новое убеждение «Быть богатым – естественное право каждого человека» и аргументируем его. Наши доводы: «Нельзя жить по-настоящему полноценной и полнокровной жизнью, не будучи богатым», «Право человека на жизнь означает его право свободно владеть всем, что нужно для умственного, духовного и физического развития», «Бедные – это обуза для родных и для общества в целом. Человек, желающий прозябать в бедности – не нормален», «Не разумно жить только для души, отрицая тело и разум. Богатство дает возможность удовлетворить все запросы тела, разума и души», «Человек счастлив, когда он дарит что-то тем, кого он любит. Бедный может только с несчастной улыбкой спеть: «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить, но зато в эти ночи весенние я могу о любви говорить». Богатый может подарить подарки». Думаю, что этих аргументов будет предостаточно, чтобы старое ограничивающее убеждение навсегда покинуло наше подсознание.

Иногда завершенность произведения зависит от последнего штриха. Для нас этим штрихом будет наполнение нового убеждения образами. В свою очередь образы надо пропитать чувствами и эмоциями . Наше новое убеждение: «Быть богатым – естественное право каждого человека». Давайте вдохнем в него жизнь с помощью образов, чувств и эмоций. Какие у нас возникают ассоциации к словам «право на богатство»? У большинства людей — это достаток, власть, деньги, состояние, духовность, благотворительность, ум, респектабельность, роскошь, изобилие, накопление, благополучие, стабильность, сила, завещание и достояние. Включим воображение: вот мы на яхте путешествуем по всем морям и океанам, останавливаемся там, где нам вздумается, и осматриваем местные достопримечательности. Знакомимся с интересными людьми, лакомимся блюдами национальной кухни, весело проводим время и с некоторой грустью провожаем каждый прожитый день. У каждого свои ассоциации. Главное, чтобы они вызвали у нас приятные ощущения. Подсознание будет нам благодарно за этот шаг, ведь оно привыкло оперировать образами. По такому же алгоритму работаем со следующими ограничивающими убеждениями до полного их вытеснения из подсознания. Наши усилия будут вознаграждены с лихвой.

Теперь, когда у нас появилась ясность по поводу убеждений, представьте ситуацию. Вы встречаете приятеля, и он говорит вам: «У меня такие убеждения на счет убеждений: Не обольщайтесь своими убеждениями – во-первых, они не ваши, а, во-вторых, не верны. Не ваши, потому что человек – это коктейль из чужих убеждений, верований, заблуждений, стереотипов, предрассудков и суеверий. Этот коктейль приготовили в детстве. А не верны, потому что все убеждения субъективны. Пройдет время, и большинство ваших убеждений станут заблуждениями. Убеждения – это вовремя не обнаруженные заблуждения». Как вы думаете, прав ли ваш приятель?

Петр Ковалев 2013 год