Рэт терапия. Рэпт (рационально эмоциональная поведенческая терапия)

Часть 1

Удаление лишней показательности

    Потратьте некоторое время, самостоятельно думая о том, кто вы на самом деле. Не витрина, которую вы выставляете напоказ, когда встречаетесь с людьми и даже не образ, который вы представляете своей семье или вашим близким друзьям. Останьтесь один и помедитируйте на тему вас . Кто вы, когда остаетесь один.

    • Если это зажигает ваш интерес, попробуйте медитировать. Время отрешенности не только расслабит вас и приведет к снижению уровня стресса, у вас может проясниться ум, чего до этого не было.
  1. Не обращайте внимание на то, что общество считает приемлемым. Каждый день мы видим образы того, что является хорошим. Это постоянно меняется (что доказывает, что на самом деле этого не существует). Чтобы быть собой, вы должны отказаться от попыток жить по каким-то несуществующим стандартам. Нет больше заучки, спортсмена или хипстера, просто будьте собой. Вы нуждаетесь в лучшей причине, нежели эта.

    • Избавьтесь от стремления вписаться в любую группу, клику или социальный класс. Если подлинный вы будет тем, кого они ищут, то они придут или позовут вас позже, когда вы покажете свою истинную личность.
  2. Составьте список истин о себе. К сожалению, в современном мире мы так загружены тем, что общество ожидает от нас, что иногда даже не знаем, кто мы есть на самом деле. Мы тратим года (иногда десятилетия, иногда целую жизнь), формируя себя, чтобы соответствовать чужому представлению о том, кем мы должны быть, похоронив под слоями пуха и масок того, кем мы являемся на самом деле. Остановитесь на минутку, чтобы записать то, что на самом деле чувствуете как личность. Это могут быть ваши дела или мысли. Это может быть что угодно, лишь бы это была правда.

    • Если у вас есть список дюжины вещей (как просто, как "Я счастливее всего во вьетнамках" или «Я в первую очередь искатель приключений"), разместите его там, где будете часто работать. Тогда, когда вы идете сделать комментарий или когда вы вспоминаете свой день, вы можете увидеть, соответствует ли ваше поведение вам настоящему. Разногласия между тем, что вы придумали и тем, что сделали/сказали/подумали, не соответствуют вам в действительности.
  3. Подумайте о своей семейной истории и культуре. Нам не всегда нравится то, откуда мы пришли, но нет никакой возможности избежать влияния нашей истории на то, кто мы и что мы. Многие люди тратят много времени и усилий, чтобы отстраниться от своего прошлого, например, изменяют правописание их имен, чтобы они звучали более политкорректно, или давая другим людям слишком много власти, чтобы изменить их культурно. Откуда вы пришли? В конце концов, ваши родители сформировали вас, также как их сформировали ваши бабушки и дедушки. Подумайте о следующем:

    • Ваше воспитание. Что из него вам запомнилось наиболее ярко? Как это отличалось от большинства людей?
    • Ваше местоположение. Как оно вас формировало? Какие увлечения и черты характера появились из-за этого?
    • Ваши симпатии и антипатии. Сколько из них являются общими с вашей семьей? Сколько их только потому, что они связаны с вашей семьей?
  4. Бросьте своих токсичных друзей. Это естественная человеческая потребность - стремиться быть в окружении людей, даже если эти люди истощают нас. Но, чтобы действительно понять, кто из них настоящий друг, нужно понять, с кем вы счастливы и естественны, а те люди, которые изматывают вас, должны быть вырезаны из вашей жизни. Вот и все, что нужно сделать. Дайте себе тридцать секунд, чтобы подумать об этом, и вы будете точно знать, кто они.

    • Есть в мире люди, которые нам просто не походят. Трудно от них избавиться, особенно когда мы чувствуем, что мы поступаем чересчур жестоко. Но важно не рассматривать такое поведение как эгоизм. Конечно, это в ваших интересах, но если вы не действуете в своих интересах, никто это не сделает за вас. Вы не эгоист, вы ведете себя логично.
    • Забудьте все последние раздутые тенденций, если они не соответствуют вам подлинному. Они длятся считанные месяцы. Почему вы думаете они меняются так быстро? Посмотрите на свой собственный стиль и предпочтения.
  5. Выходите из игры прямо сейчас. Легко думать, что мы честны и искренни, но для того, чтобы тактично и надлежащим образом взаимодействовать с другими, кажется, что мы вставили игры разума в повседневное общение. Это небольшая ложь во спасение, когда мы говорим Оле о том, как люди на самом деле ее любят, намекая на то, как мы просим чего-то друг от друга, потому что мы считаем дурным тоном просить слишком много поблажек. Мы те, какими нас себе представляют другие люди в их понимании. От этого надо избавляться.

    • Два главных сторонника людей – быть приятным и избегать. Если вы обнаружили, что жертвуете своим счастьем, чтобы угодить другим, то первое относится к вам. И если вы не говорите или не делаете вещи просто потому, что их не одобрят или вам может быть от них потенциально неловко, то это второй вариант. Эти маленькие голоса в наших головах, останавливающие нас - это не мы; они часть нас, неорганическая и вечно обучающая.

    Часть 2

    Откройте вновь свою истинную сущность
    1. Проведите время с теми, кто вас обвиняет. Если вы избавились от ваших токсичных друзей (у нас у всех они есть), это не должно быть слишком трудно. С кем вы жаждите гулять? Кто всегда заставляет вас чувствовать себя хорошо? А потом подумайте о том, кто то самое лицо, о котором вы вспоминаете в самом конце.

      • У всех нас есть версии самих себя. Некоторые из них "хуже", чем другие, так как они не могут быть таким же. Идея заключается в том, чтобы выявить лучшего вас и сделать этого "лучшего вас" константой. И лучший вы, естественно - вы настоящий, это очевидно.
    2. Проснитесь! Вы знаете фразу "остановиться и понюхать розы"? Вроде как. Тонны людей находятся в вызванном технологией оцепенении, только делая вид, что живут по-настоящему. Мы не осознаем, как мы отрываемся, что мы фактически чувствуем, как мы влияем на других и т.д. Поэтому проснитесь! Обратите внимание на мир вокруг нас. Остановитесь прямо сейчас и осмотритесь вокруг. Отметьте 4 вещи, которые вы не замечали прежде. С ума сойти, как ваш ум просто просеивает стимулы, ха?

      • Так много всего происходит в наших головах, что иногда трудно понять, что мы играем в эти игры, о которых мы говорили, особенно когда мы играли в них, когда были младенцами. Если это поможет, начните смотреть на других людей. Как они успокаиваются? Как они выражаются? Как они позиционируют свои тела? Как только вы заметите, что другие люди не говорят и не делают то, что они имеют ввиду/хотят, вы можете заметить подобное поведение в себе.
    3. Станьте уязвимым. Когда вы отказались от игры разума и от социально приемлемого поведения, вы обязательно почувствуете себя уязвимым. Вы больше не будете использовать те же механизмы защиты, которые прежде были так комфортны. Люди – это страшный материал. Но когда вы чувствуете себя уязвимым, знайте, что это хорошая вещь и что она уйдет. Вам просто нужно привыкнуть к тому, чтобы быть честным, показывая, что вы действительно чувствуете.

      • Для всего существует время и место. Например, вы сидите в классе химии и получаете ругательную смс от своей мамы и чувствуете, что заплакать определенно лучше, чем сдерживать слезы и закончить тест. Определитесь в этой ситуации со своими приоритетами. Если Даша сказала что-то, что расстроило вас, не начинайте устраивать ей разнос, если вы расстроены. Быть уязвимым не означает делать поспешные выводы! Все еще важно использовать уровень рациональности.
    4. Будьте честны. Это сложный вопрос. Очевидно, чтобы быть подлинными, вы должны быть честным, но как остаться честным в мире, если это бывает так больно? Черт возьми, даже врачи не могу сказать пациенту, страдающему ожирением, что он толстый. Итак, как вы это делаете? ... Ну, очень осторожно.

      • Давайте возьмем классический пример, "Я выгляжу в этом жирной? " Вместо прямого ответа: "Да", попробуйте что-то вроде: "Да, полосы тебе не идут". Вы по-прежнему должны быть честными (полосы определенно не работают), но вы смещаете фокус в другую сторону, а не на человеке.
    5. Узнайте степень своего влияния. Легко идти по миру, не понимая, как даже самое крошечное настроение может иметь последствия. Друг переживает трудное время, когда вы супер заняты, и вы своего рода даете ему от ворот поворот. Вы флиртуете с кем-то перед человеком, который в вас влюблен. К тому же, ваша искренность будет оказывать влияние на окружающих вас людей. Если вы используете свои полномочия в добрых целях, вы можете создавать положительный эффект повсеместно.

      • Вы знаете того парня, который заходит в комнату, и вы загораетесь? Как его страсть кажется заразной? Вот это подлинность. Это 100% он. Мощный материал. Ваше влияние может быть таким же.
    6. Посмотрите, как вы хотите выглядеть. Давайте представим сцену: зомби атакуют. Все умерли. Вы укрылись в городе, который был оставлен и можете делать все, что угодно. Буквально каждая дверь открыта для вас. Теперь, по каким магазинам вы хотите пройтись? Что вы хотите видеть в зеркале? Вот это вы настоящий (минус тоска в глазах и пистолет в руках).

      • Некоторые люди гордятся размышлениями о том, что они симпатичные. Они любят макияж, любят делать прически, любят красивую одежду. Это нормально. Другие этого не делают. Это также отлично. Если вы хотите носить комбинезон и не расчесывать волосы, флаг вам в руки! Если вы хотите носить тренерский кошелек и купить дорогую косметику, вперед! Просто убедитесь, что вы делаете это для себя.

    Часть 3

    Взаимодействие с другими людьми
    1. Будьте реалистом. Многие из нас заняты собственными представлениями – передачей картинок, которые мы хотим передать вместо того, кто мы есть на самом деле. Мы хотим убедить людей, что мы мачо или леди, или интеллектуал, или анти - конформист. Бросьте! Покажите свою истинную сущность. Если вы чувствуете, что-то, чувствуйте это открыто!

      • Большинство из нас виновно в попытке выглядеть "круто". Это не по-настоящему. Если вы провели день, играя в бридж с бабушкой, то и говорите о том, как вы провели день, играя в бридж с бабушкой. Вам нечего скрывать. Это изнурительный труд в любом случае.
    2. Сосредоточьте внимание на одном человеке за один раз. Когда вы выступаете перед большой группой людей, заманчиво сканировать аудиторию по всей поверхности. И многие это делают. Но лучший способ это сделать - зрительный контакт с одним человеком за один раз. Представьте Барака Обаму, встречающегося с вами глазами! Он вас видит! По-настоящему! Вместо того чтобы автоматически скользить глазами по все аудитории, он идет на прямой контакт. Так. Слишком. Круто. То же самое чувство должно быть применено к вашей жизни.

      • В следующий раз, когда находитесь в группе людей, сосредоточьтесь на одном за раз. Вы не можете в полной мере оценить человека и расширить свою истинную сущность, когда вы пытаетесь отвлекаться более чем на одного человека. Не только вы будете иметь возможность быть настоящим, но это другое лицо останется очаровано вашими социальными навыками.
    3. Говорите, что вы имеете ввиду, и имейте ввиду, что говорите. Лесть, сплетни или иными словами что-то, что помогает вписаться в ситуацию - это простодушие. Мы все виноваты в этом в тот или иной момент, даже если у нас есть хорошие намерения (мы не хотим смущать себя и т.д.). Единственное, что вы можете сделать, это быть в курсе ваших желаний и поведения и решать их использовать так честно, как это возможно.

      • Всегда будут ненавистники. Есть множество людей, которых будет пугать ваша честность и ваш менталитет таков, какой он есть на самом деле. Пока вы не жестоки с ними, это их проблема. Большинство людей, таких как мы, надеется, что их откровения оценят по достоинству. Мало кто достаточно смел, чтобы сделать это.
    4. Улыбайтесь, улыбка - это естественно. Но не приклеивайте к лицу камуфляжную улыбку, чтобы соответствовать ситуации. То же самое касается всего спектра эмоций; если вы собираетесь показать миру себя настоящего, мир должен все это видеть. Таким образом, когда вы это сделаете, вы будете значить гораздо больше.

      • То же самое широкое чувство применяется к действиям. Если вы не хотите этого делать, не делайте! Если вы не хотите пить, не пейте. Если вы не хотите идти в клуб, не надо. Если вы не хотите делать что-то, что ваша группа не понимает, пусть так и будет. Есть лучшие способы потратить свое время, в одиночку или с другой группой друзей.
    5. Не используйте позу власти. Очень заманчиво в общении с другими отстаивать свою власть, будь то в устной форме или через язык тела. Мы расправляем плечи, закрываем тела и заставляем людей прийти к нам. Нельзя больше этого делать! Это еще один вид игры. Не может быть никакого беспокойства о том, как мы выглядим или о нашей гордости, когда мы стремимся быть подлинными.

      • Когда вы встречаете кого-то, будьте милым. Они не представляют для вас угрозы, если у них нет пистолета, приставленного к вашей голове. И если это так, расправьте плечи.
      • Отображение уверенности - это хорошо. Тем не менее, есть граница между естественной уверенностью и показной. Если вы чувствуете себя полностью расслабленным, ваше доверие именно там, где оно должно быть.
    6. Не делайте из этого соревнование. Нет необходимости вспыхивать рулеткой, когда вы с кем-то разговариваете. Когда кто-то начинает пропускать имена, не кусайтесь. Это игра, в которую они играют. Это неискренне и показывает их низкой уровень самооценки. Позор. Боритесь с желанием поведать историю о том, как вы приструнили Snoop Lion на автобусной остановке.

      • К сожалению, многие из нас виноваты в попытке заставить себя хорошо выглядеть, когда мы идем на встречу. Мы абсолютно не похожи на себя, когда пытаемся произвести впечатление или быть немного хвастуном, демонстрируя свои достижения. Взаимодействие работает не так. В следующий раз, когда кто-то говорит: "Да, я только что получил крутое продвижение по службе", просто поздравьте его и двигайтесь дальше. Вот и все, что вам нужно сделать.
    7. Не принуждайте людей. Иногда есть люди, с которыми мы просто не танцуем джайв. Бывает, что мы неспособны действительно быть подлинным с кем-то, потому что взаимодействие с ними просто кажется... фальшивкой. Если вы столкнулись с этой ситуацией, не принуждайте человека. Может быть, этот человек не предназначен для того, чтобы появиться в вашей жизни прямо сейчас, и это нормально. Может быть, позже, может быть, никогда, но, безусловно, но точно не прямо сейчас.

    8. Если это поможет, составьте список людей, которых вы считаете настоящими. Иногда трудно понять наше настоящее поведение. Намного легче подражать кому-то еще!
    9. Смотрите в зеркало в начале каждого дня. Считайте, что это то, что будут видеть все, кто смотрит на вас, а затем решайте, позволять им видеть вас в таком виде или нет. Когда вы сделаете это, вы полностью освободитесь и будете чувствовать себя как дома.
  • Помните, что не каждый ценит подлинность, а некоторые могут интерпретировать ее как наивность или простоту.
  • Вежливо отказывайтесь, если вам предлагают пойти за пределы зоны комфорта, особенно в областях, которые могут скомпрометировать вашу целостность или влекут за собой глупые риски.

Предупреждения

  • Когда вы станете настоящим, люди будут относиться к вам иначе.
  • Не пытайтесь слишком быстро достигнуть больших изменений в своем поведении. Не торопитесь, узнавая себя, и сосредоточьтесь на становлении собой настоящим медленно и естественно. Проявляйте немного слабости.

Просто будь самим собой… Это “просто” давно пора убрать из этого предложения. Нет ничего простого, в том, чтобы быть самим собой, но сделать это надо обязательно, потому, что

Нельзя найти свое счастье, пытаясь быть кем-то другим . (сайт)

Ниже я привожу 13 эффективных методов, как стать самим собой:

1. Что вы пытаетесь скрыть?

Найдите чего вы стыдитесь. Вы не можете быть самим собой, когда пытаетесь скрыть часть себя от чужих глаз. Четко определите, чего вы в себе стесняетесь, и будьте готовы, открыто говорить об этом. Быть самим собой значит быть готовым показать себя какой вы есть, а не таким, каким вы думаете другие вас примут. Лэрри Кинг сразу говорил о своих недостатках и это упрощало ему общение с любым собеседником. Часто ему даже не нужно было этого делать, но готовность говорить о своих недостатках сделала его лучшим собеседником и сильно упростила ему жизнь.

2. Три базовые вещи, которыми надо гордиться

Обязательно гордитесь базовыми вещами: вашим именем, фамилией и работой. Если вас зовут Понос Гавнов, смените себе имя. Если вы работаете приходящим проктологом в приемнике бомжей, смените работу. В случаях удаленных от этих, гордитесь собой. Иметь недостатки – это нормально, постоянно думать о них – нет .

3. Один день вы на коне, другой день вы под конем и наоборот

Во время взлета вверх, мы хотим думать, что так будет всегда, но потом всегда наступает спад. Когда мы внизу, мы занижаем свою самооценку и не можем быть сами собой. Нам стыдно. Не надо стыдиться спадов, они часть прогресса, к ним надо быть готовым. Позиция должна быть примерно такая: “Да, сегодня я без работы и жить мне негде, но вообще я офигенный и скоро это будет видно.”

4. Спешка

Если вы находитесь в постоянной спешке, вы можете сами забыть, какой вы есть на самом деле. Торопиться значит помещать свои привычки и мысли в тиски времени. Вы не можете быть сами собой, когда торопитесь. Остановитесь на бегу, повернитесь назад и скажите себе бегущему за вами “попался?!” Делайте остановки в разговоре с людьми. Сбивайте темп. Правило здесь такое: чем больше вы торопитесь, тем дальше вы от самого себя убегаете . Если вам ставят вопрос ребром: “Вы должны принять решение прямо сейчас. Так “да” или “нет”? Ответ всегда должен быть “нет”. Без сожаления. Это плата за счастье.

5. Жизненные ситуации

Заметьте, в каких ситуациях вы сам не свой. Очень скоро будет просматриваться четкий шаблон. Одни и те же люди, места и обстоятельства вызывают в вас напряжение и не свойственное себе поведение. В следующий раз дайте себе разрешение расслабиться в этих ситуациях. Расслабление означает возврат к самому себе . Учитесь не напрягаться, когда вас напрягают.

6. Ваш язык

Не говорите формальным языком. Выражайтесь просто. Гений заключается не в том, чтобы усложнить мысль, а в том, чтобы ее максимально просто выразить. Быть самим собой значит перестать одевать свои мысли в тройные слои толстых слов.

7. Слушать, а не говорить

Смените цель ваших разговоров с людьми с “высказаться и произвести впечатление” на “выслушать и понять”. Чтобы не создавать в себе дополнительное напряжение обязательством “понять”, всегда держите на уме правило: Понять не значит согласиться .

8. Будьте любопытным

Задавайте вопросы, интересуйтесь тем, о чем вы разговариваете с человеком. Если вы не поняли, обязательно спросите, что ваш собеседник имел ввиду. Задавайте трудные вопросы. Не жалейте людей, вы слишком много о них думаете. Трудные вопросы, кстати, развивают ваше окружение. Они вам за них потом еще и благодарны будут. Быть самим собой значит интересоваться миром .

9. Полюбите себя

Не на словах, а на деле. Делайте себя знаки внимания, которых никто не видит . Любовь к себе должна быть не на показ, а тайная. Цветы – это на показ. Дорогое нижнее белье (мужчин тоже касается, особенно мужчин) – это тайное. Позднее тайное станет явным, и вы решите всегда быть самим собой, потому что именно такого вы себя и обожаете.

10. Упражнения, чтобы быть самим собой

Ответьте честно – почему вам трудно быть самим собой? Потому что вы пытаетесь понравиться другим! Вы в плену чужого мнения. Существуют упражнения, как стать самим собой и не зависеть от мнения окружающих. Одно из самых эффективных – иногда намеренно выводить других людей из комфортной зоны. Им это вряд ли понравится. Это “упражнение с отягощением”. Намеренное вызывание к себе негативных чувств, это так далеко от “пытаться понравиться”, как это только может быть, а значит это мощное упражнение на пути к самому себе.

11. Смотреть в глаза

Научитесь смотреть в глаза людям, когда вы с ними разговариваете. Собаки не могут этого делать. На животном уровне, мы запрограммированы подчиняться тому, кто дольше выдерживает взгляд. Тем не менее, не превращайте ваши диалоги с людьми в встречу двух боксеров перед матчем. Не избегайте взгляда, будьте готовы “досмотреть” до конца, пока не закончите мысль. Эскалатор в метро – это хорошее место поупражняться на начальном этапе.

12. Начните писать свой блог

Чем откровеннее, тем лучше. Первые откровенные посты будут для вас болезненны. Вас будет беспокоить, что о вас подумают и вам захочется приспособиться. Будет искушение забиться в середину человечества и не высовываться оттуда. Но с каждой новой статьей и с каждым критическим комментарием в ваш адрес, мнение других людей о себе вас будет волновать все меньше и меньше, и все громче и громче, вы будете слышать ваш собственный голос изнутри. Вы начнете становиться самим собой еще и потому, что обреете огромные знания самого себя во время написания статей.

13. Регулярно выступайте публично

Страшный пункт, 13-й! И тем не менее это самое эффективный способ быть самим собой. Я это говорю не потому, что веду клуб ораторского мастерства Спикерклуб каждую субботу. Я открыл Спикерклуб, потому что я в это верю . Выступая перед аудиторией постоянно, вы не просто улучшите себя благодаря обратной связи слушателей из зала, а примите себя таким, какой вы есть. Следующим шагом, вы приучите других людей принимать вас, какой вы есть. Суета, спешка, паника все это пройдет. Быть самим собой станет для вас состоянием по умолчанию, которое принесет вам много счастья и будет так неотразимо пленить окружающих.

P.S. Читайте на завтра: “5 эффективных упражнений, как стать самим собой”.

В свое время, более 15 лет назад, Б.Д. Карварсарский, бывший тогда главным психотерапевтом России, попросил меня написать статью о рациональной психотерапии для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне показалось тогда интересным сопоставить рациональную терапию с рационально - эмотивной терапией Эллиса и когнитивной терапией Бека, проследив истоки последних. Вероятно, в силу особенностей моего мышления мне всегда импонировала рациональная терапия, а монографию Поля Дюбуа, считаю одной из лучших книг по психотерапии, поэтому я вспоминаю, что с большим удовольствием писал свою статью для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне и сегодня кажется, что историю и основы рациональной терапии должен знать не только каждый психотерапевт или психиатр, но и врач любой специальности, поскольку действительно "слово лечит".

Основателем рациональной терапии является швейцарский невропатолог Поль Шарль Дюбуа. В своей книге «Психоневрозы и их лечение», переведенной на русский язык в 1912 простым врачом из глубинки России, он раскрыл суть и показал преимущество этого метода лечения по сравнению с гипнозом и внушением. Возникнув, как альтернатива внушению, рациональная терапия, прежде всего, опиралась на рассудок пациента (лат. ratio - разум, рассудок) и была направлена на воспитание его воли. Дюбуа писал; «во врачебном искусстве духовному влиянию принадлежит преобладающая роль. Всякий врач, даже если он с непоколебимой наивностью верит в целебные силы своих снадобий, ежедневно пускает в ход психотерапию». Рациональная терапия, разработанная врачом - практиком в период всеобщего интереса к диалектической логики, по сути дела впитала в себя достижения медицины и философии конца Х1Х века.

Особенностью первого периода развития рациональной терапии было описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях. Дюбуа предполагал, что по мере развития того или иного заболевания формируются различные типы нарушений мышления, достаточно специфичные для той или иной патологии. В настоящее время рациональную терапию обычно практикуют отечественные "старые" врачи - психотерапевты, отстаивая ее независимость от когнитивно - бихевиоральной терапии.

Рациональная терапия основана на разъяснении и логической аргументации, доказательстве неправильности представлений и суждений пациента. Используя законы формальной и диалектической логики, она формирует у пациента адекватную оценку собственной личности и той проблемной ситуации, в которой он находится. В конечном счете, рациональная терапия подразумевает изменение убеждений пациента. Следует различать рациональную и разъяснительную терапию (Панков Д.В., 1985). Последняя была, в частности, предложена В.М. Бехтеревым для терапии алкоголизма (Бехтерев В.М., 1909).

Нарушения мышления при различных психических расстройствах, с точки зрения Дюбуа, являются ошибками формальной логики или «иллогизмами» («после этого, по причине этого» -смешение причины и следствия, недостаточное основание и т.д.), которые являются следствием пренебрежения категориями и законами диалектики и приводят к искажению «внутренней картины болезни». Основной целью рациональной терапии является формирование у пациента адекватных понятий и представлений о своем заболевании. Психотерапевт демонстрирует пациенту его логические ошибки, убеждая его в той врачебной концепции, которую с точки зрения врача необходимо отстаивать.

На мой взгляд, в современной рациональной терапии можно выделить следующие этапы:

1. Формирование лечебного альянса. На этом этапе психотерапевт устанавливает контакт с пациентом, нередко пользуясь своим авторитетом и профессиональными знаниями. Полное доверие к врачу является атрибутом рациональной терапии, поэтому окружающий медицинский персонал, атмосфера медицинского учреждения должны способствовать и подтверждать высокий врачебный профессионализм. Во время первой встрече с пациентом необходимо крайне внимательно отнестись к его жалобам, тщательно осмотреть больного, с пониманием подойти к его рассказу о предыдущем лечении и его неудачах, не делая скоропалительных выводов и не осуждая своих коллег.

2. Выявление «внутренней картины болезни». Данный этап рациональной терапии предполагает беседу с пациентом, направленную на выявление «внутренней картины болезни». Пациент излагает врачу свое представление о заболевании, высказывая суждения о потенциальных ее причинах, механизмов развития и признаков, с его точки зрения, болезненного состояния. На данном этапе терапии важным является борьба с теми, вторичными проявлениями болезни, которые сложились в результате предыдущих неудачных попыток лечения, неосторожных слов медицинского персонала, искаженных сведений о болезни, почерпнутых из научно - популярной или специальной литературы, неправильных представлений о побочном действии лекарств, взятых из различных аннотаций. Вследствие вышесказанного желателен максимальный уход от психологических и особенно, медицинских терминов, которые сами по себе пугают любого человека и заставляют его обращаться к разным специалистам за помощью.

3. Диагностическое обследование. На этом этапе рациональной терапии пациент проходит всестороннее диагностическое обследование, включающее в себя инструментальную и лабораторную диагностику, целью которой является исключение серьезного органического поражения внутренних органов, а также наглядное подтверждение пациенту отсутствия тяжелого заболевания. В процессе данного обследования необходимо соблюдать известное чувство меры, поскольку нельзя без конца подвергать пациента диагностическим процедурам и искать проявления болезни. Однако, также недопустим поверхностный клинический осмотр врача или ограниченная инструментальная и лабораторная диагностика. Они наглядно демонстрируют больному поверхностный подход к его страданию. Важно правильно интерпретировать полученные результаты, отделив функциональные и обратимые расстройства, от стойких изменений в различных системах организма. Во время диагностической беседы с пациентом необходимо распознать типичные логические ошибки в его рассуждениях, выявить неправильные суждения в отношении оценки своего состояния.

4. Информационный этап. Здесь врач предлагает пациенту оптимальную с точки зрения эффективности терапии концептуальную схему происхождения болезненного состояния, обосновывает формы оказания помощи, успокаивая и ободряя пациента, внушая ему веру в благополучный исход лечения. Необходимо, чтобы пациент признал свою проблему явлением, которое можно объяснить и понять и в дальнейшем контролировать, чтобы он получил рациональные основания для наблюдения за собственным поведением, своим эмоциональным состоянием, мог регистрировать данные этого наблюдения с целью облегчения анализа проблемы. На информационном этапе лечения происходит «насыщение» пациента необходимой информации, дается объяснение и разъяснение тех моментов, которые непонятны или тревожат его.

5. Коррекционный этап рациональной терапии предполагает логическое и аргументированное убеждение пациента, тщательную и последовательную коррекцию его ошибочных суждений, обучение его принципам и основным законам формальной и диалектической логики. Задачей последнего этапа терапии является переориентация отношения пациента к своему заболеванию, изменение его установок в отношении проявлений болезни.

С современной точки зрения в процессе рациональной терапии происходит воздействие на когнитивный, эмоциональный компоненты личности больного, а, следовательно, и на его поведение. Рациональная терапия ориентирована на лечение конкретной болезни, в этом плане она специфична, поскольку каждая болезнь, по мнению большинства врачей, имеет достаточно специфические искажения мышления. Кроме того, рациональная терапия стоит ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиологию и патогенез заболевания.

Наиболее часто в рациональной терапии используются такие техники как: диалог Сократа, использование аналогий, последовательность принятия утверждений и экспликация.

Диалог Сократа (Dubois P., 1909) , направленный на формирование у пациента логических и обобщающих заключений, ставит конечной целью осознание пациентом причин и сущности его заболевания. Как правило, он строится на последовательной и заранее продуманной цепочке вопросов. Они задаются в таком ключе, чтобы пациент мог объективно идентифицировать свои высказывания, мысли, образы и предположения, определить суть проблемы, исследовать значение тех или иных событий и оценить последствия своего поведения.

Последовательность принятия утверждений построена на основе положений формальной логики и заключается в том, чтобы при перечислении ряда истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться доказать истинность того суждения, которое является для пациента целебным. Обычно истинные утверждения связываются между собой соединительными союзами и заканчиваются тем утверждением, которое необходимо принять пациенту.

Использование аналогий и метафор основывается на убеждении пациента при помощи различных сравнений, как бы иллюстрирующих то или иное высказывание психотерапевта.

Экспликация представляет собой ясное, подробное и развернутое объяснение, подразумевающее изложение и объяснение вероятной причины заболевания, имеющих место психосоматических зависимостей и целенаправленную беседу об основных принципах психической гигиены.

В рациональной терапии используются дидактические приемы и риторические приемы, построенные на нравственных и моральных принципах. На практике рациональная терапия строится не только на логической аргументации, но также включает в себя элементы внушения, определенное эмоциональное воздействие, использование продуманной наглядных материалов (таблиц, рисунков, схем, графиков, слайдов, видеофильмов и т.д.) С целью иллюстрации и наглядности, проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни используется практика во внешней среде. Для психотерапевтов, работающих в рамках рациональной терапии характерно негативное отношение к суггестии и психоанализу, опора на достижения формальной и диалектической логики. Рациональная терапия в наибольшей степени показана пациентам склонным к логическому мышлению, ее с успехом применяют при ипохондрическом неврозе и неврозе навязчивых состояний, различных фобиях, психосоматических расстройствах. Эта терапия в основном опирается на разум, и мышление пациента, отсюда особенно актуальным становится изучение особенностей мышления при различных заболеваниях, хотя справедливо было бы предположить, что специфика мышления свойственна определенным типам личности или некоторым стандартным типам воспитания. Несомненно, что воспитание накладывает свой отпечаток на характер мышления больных независимо от патологии, которой они страдают. По Дюбуа, больному необходима своего рода «моральная ортопедия» - устранение последствий болезни правильным воспитанием и возвращение пациента к активной реальной жизни.

Обычно в процессе рациональной терапии психотерапевт убеждает пациента в справедливости своей точки зрения. Вследствие вышесказанного представляется обоснованным сказать несколько слов об убеждении и его особенностях. Убеждение представляет собой процесс, посредством которого взгляды пациента подвергаются аргументированному и настойчивому словесному воздействию психотерапевта. В процессе убеждения можно выделить собственно вербальную коммуникацию (причину или стимул) и связанное с ней изменение в отношении пациента к своим проблемам (эффект или отклик). В ходе убеждения пациент вначале обращает внимание на представленное сообщение психотерапевта, включая исходную посылку и подтверждающие ее доводы. Чтобы дальнейшее убеждение имело успех, необходимо, чтобы пациент принял или согласился с исходным положением психотерапевта и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, выполняя при этом те действия, которые соответствуют данной точке зрения. Если процесс убеждения был успешен, поведение пациента приходит в соответствие с его вновь сложившимися взглядами. Реакция пациента на убеждение частично зависит от содержания последнего и в значительной мере от того, в каком состоянии и как оно воспринимается и интерпретируется. Процесс убеждения и постоянного уговаривания в психотерапии обозначается термином персуазия (Konecny R., Bouchal M., 1972). Врач, работающий в рамках рациональной терапии, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, но и классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, отличать от оценочных суждений (не выводя заключения оценочных суждений от других иррациональных ошибок мышления).

Рациональная психотерапия внесла свой вклад в область медицины. К ее достижениям можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” - обратимое, преходящее и “органическое” - стойкое, “динамика выздоровления” и т.д.). С точки зрения диалектической логики, в процессе рациональной терапии можно использовать основные принципы клинической семиотики, восходя в процессе терапии от симптома к синдрому, и от последнего, - к нозологической форме (индуктивный метод). В дальнейшем, выдвинув тот или иной тезис или гипотезу о наличии у пациента определенной патологии, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод). Наконец, отвергая те или иные расстройства и заболевания, выдвигая тезис об их отсутствии у данного пациента (выдвигая антитезис) можно выявить определенные психические расстройства внешне не заметные для психотерапевта. Нам представляется перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов и техник рациональной терапии, которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Продолжая речь о когнитивной психологии и психотерапии, также следует отметить разработки и другого ее представителя - Альберта Эллиса. Как и Бек, Эллис придавал большое значение именно когнитивной сфере человека, которая полностью игнорировалась популярным в то время поведенческим подходом в терапии.

В 1955 г. Альберт Эллис предложил новый вид терапии, который назвал рациональная терапия. Он хотел подчеркнуть то, что в основе наших психологических проблем лежат не столько конкретные события, сколько наши иррациональные установки, иррациональные убеждения, которые мешают нам принимать жизнь такой, какая она есть. В 1961 г., усовершенствовав и дополнив свою терапию, Эллис дал ей новое название - рационально-эмоциональная терапия, сокращенно РЭТ. Под таким названием она используется по сей день, хотя сам Эллис в 1993 г. еще раз переименовал ее в рационально-эмоциональную поведенческую терапию, или РЭПТ, подчеркивая тем самым важность внимания к реальному поведению клиента, что позволяет отнести ее как к поведенческой, так и к когнитивной психотерапии. Новое название так и не прижилось, и несмотря на то что сейчас применяется в работе последний вариант терапии, ее называют прежним именем - РЭТ.

Если поведенческая терапия стремится изменить поведение путем трансформации внешних условий, то РЭТ видит свою задачу в изменении эмоций, а затем и поведения, через преобразование мыслей. Суть концепции РЭТ можно отразить в схеме: А-В-С, где А - activation event - возбуждающее (активирующее) событие; В - belief system - система убеждений; С - emotional consequence - эмоциональные последствия. Кажется, что эмоция следует сразу за активирующем событием, однако Эллис считал, что между ними обязательно находятся мысли и убеждения человека. Тревога и другие негативные эмоции инициируются иррациональными когнициями. Эллис полагал, что такие иррациональные мысли и убеждения необходимо рассматривать и разоблачать рациональным мышлением. Это поможет преодолеть их и провоцируемые ими негативные чувства.

Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (или описывающие) - представляют собой относительно объективную информацию о реальности, оценочные - выражают отношение человека к воспринятому. Последние связаны разной степенью жесткости: оценочные когниции бывают близкими к реальности и весьма далекими от нее. Последние Эллис называл иррациональными суждениями, которые включают такие ошибки, как неправильные выводы, абсолютизация, преувеличение, упрощение и т.п.

Одной из задач терапии Эллиса является разделение негативных чувств, эмоций и убеждений, которые периодически присутствуют у любого человека, на рациональные и иррациональные. Иными словами, есть события, которые по своей сути должны вызывать грусть, печаль, некоторую неудовлетворенность, это нормальная реакция здорового человека. Но иногда переживания возникают на основе иррациональных убеждений, например, когда человек страдает из-за того, что, поставив себе неосуществимые цели, не может достичь их, или потому, что не может принять реальность такой, какая она есть, мучается тем, что ничего невозможно изменить. Чувства с такой основой не помогают решению проблем. Следует отметить, что понятие «иррациональное» Эллис употреблял не в смысле патологии. Он называл рациональным то, что помогает человеку достигать цели, которые ему реально нужны, а иррациональным - все то, что препятствует этому, и мешают именно определенные убеждения - «когниции».

К иррациональным убеждениям Эллис в первую очередь относил абсолютистские когниции. Это различные долженствования - категоричные и негибкие, когда человек воспринимает мир через понятия «должен», «необходимо». Для одних это «должен - не должен» распространяется на себя и ближайший круг общения, для других - и на дальний, для третьих - вообще доходит до экзистенциального уровня, что в мире все не так и должно быть иначе. Эллис считал, что важнейшим моментом обретения душевного здоровья является отказ от абсолютизации - «должен» необходимо заменить на «надо бы», «хорошо бы», «хотелось бы». То есть смягчить жесткость требований к себе, другим, окружающей действительности, которые загоняют человека в нестерпимость внутреннего дискомфорта и создают такой же нестерпимый дискомфорт другим. Вместо того чтобы быть приятным, человек во все стороны выпячивает свои жесткие углы и потом удивляется, что к нему никто не приближается. Все потому, что об эти углы можно обрезаться и удариться.

Иррациональные идеи ведут к негативным эмоциям (к депрессии, тревоге, гневу, чувству вины), которые серьезно препятствуют осуществлению целей. Они лежат в основе дисфункционального поведения, такого как уход от решения, привычка откладывать на потом, алкоголизм и т.п. При этом когниции создают программы самореализующихся пророчеств вследствие постоянного упражнения и подкрепления, т. е. возникает замкнутый круг - негативное суждение вызывает негативную эмоцию, а та подтверждает негативное суждение, типа «все плохо».

Большое внимание Эллис уделял первому (установочному) знакомству психотерапевта с пациентом.

Вот примерная инструкция психотерапевта РЭТ:

«Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы создали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не маг и волшебник, который мгновенно избавит вас от проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А.П., 2002).

Надо сказать, что Эллис не разделял мнение представителей роджерианской гуманистической терапии о решающей роли эмпатийной поддержки без активного вмешательства терапевта. Эллис был согласен, что клиента необходимо принимать таким, какой он есть, но считал, что это, однако, не должно исключать уместную активность психотерапевта, который может в случае необходимости критиковать пациента, разоблачать его ошибочные суждения. Эллис полагал, что некритическое доброжелательное принятие пациента закрепляет его проблемы, как это нередко бывает в семье. И особенно активно рекомендовал нападать на самотиранию долженствования, когда пациент загоняет себя в стресс и тревоги завышенными требованиями к себе и окружающим.

На основании большого практического опыта Эллис дифференцировал подходы к пациентам разного типа. Так, он рекомендует избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» пациентами; излишне интеллектуального стиля с «обессивно-компульсивными» пациентами; излишне директивного стиля с людьми, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с пациентами, которые слишком быстро уходят в пассивность.

Рассмотрим этапы эмоционально-рациональной терапии.

Сначала необходимо обнаружить и вербализовать (четко выразить словами) иррациональные убеждения. При этом особое внимание уделяется абсолютистским когнициям, которые проявляются в употреблении пациентом слов «надо», «должен», «необходимо». Эта так называемая тирания долженствования и становится главным объектом терапевтической работы. Терапевт должен показать клиенту, как давит на него подобная система взглядов.

После того как основные иррациональные убеждения уточнены, начинается работа по перестройке этих когниций на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

На когнитивном уровне главной задачей терапевта является заставить пациента отказаться от перфекционизма (завышенных требований совершенства), показав ему, что уже это позволит сделать его жизнь более простой и радостной.

Здесь применяются сократовский диалог и когнитивный диспут (поэтапное доведение убеждений клиента до обнаружения их неправильности и вредности).

Для воздействия на эмоциональном уроне разыгрывается драма предпочтений и долженствований дтя различения этих двух феноменов - «было бы лучше» и «должно» с помощью ролевых игр. Проводится переубеждение на уровне эмоций.

Для усиления эмоционального фона терапевт может, например, предложить членам терапевтической группы сказать одному из ее участников, что они о нем думают, или поощрять признание участников в своих недостатках, «постыдных» чувствах (зависти, враждебности и т. п.). Для этого пациентам придется проявить смелость и сделать усилие над собой, зато в результате они увидят, что группа не осуждает их, принимает такими, как они есть, и участники смогут испытавать чувство взаимного доверия и близости. Для усиления этого эффекта Эллис использовал техники, приносящие чувственное удовольствие: дружеское объятие, поглаживание, выражение добрых слов, на которые пациенты раньше не решались.

На поведенческом уровне работа направлена не только на устранение симптомов, но и на изменение когниций. Например, склонность к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

  • ? преодолеть робость и назначить свидание;
  • ? нарочно провалиться при выступлении перед публикой (терапевтической группой);
  • ? воображать себя стойко переносящим ситуацию неудачи;
  • ? представить себя в сложных обстоятельствах и принять их;
  • ? позволить себе приятную деятельность только после выполнения неприятной, но необходимой задачи;
  • ? приступать к выполнению дела сразу, не откладывая на потом, претерпевая при этом дискомфорт борьбы с привычкой;
  • ? взяться за неприятное задание ради отсроченных целей;
  • ? время от времени вести себя так, как уже рационально мыслящий человек (для того, чтобы пациент мог понять, что изменения возможны).

Альберт Эллис стремился вывести на один уровень эмоциональное и рациональное восприятие, т. е. показать человеку его истинные нужды, а не те, настоящие, владеющие пациентом, ложные или нереальные, завышенные или заниженные потребности. Работа психотерапевта должна заключаться в значительной мере в ревизии целей и желаний клиента, их оценке - действительно ли это то, что ему необходимо, или это только кажется ему, что, может быть, это надуманные, а не истинные нужды, и именно они уводят энергию от достижения того, что действительно по-настоящему нужно?

Эллис считал, что для психологического благополучия человеку необходимо иметь важные жизненные цели и активно стремиться к их достижению. Потому одной из задач терапевта в когнитивном консультировании является проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения. Ведь цели могут быть и самые «рациональные», но при этом человек реально ничего не делает, чтобы их достичь, он только думает об этом, но все дела откладывает на потом. Так, например, человек решил найти работу, но каждый день он находит причины отложить поиски, отвлекаясь на всякие другие не связанные с целью дела. Начинай, действуй, а по ходу добавится то, что усилит твои позиции! Потому как отложенные действия, если мы сознаем их необходимость, порождают неврозы, а те в свою очередь усугубляются от дальнейшего бездействия. Поэтому, если человек реально понимает, что надо действовать, он должен начинать действовать, не боясь неудачи. Есть очень хорошая пословица: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Надо понимать, что не каждый шаг сулит нам успех, но если вообще ничего не делать, то и успеха не будет. Это очень терапевтическая пословица, ее можно использовать в качестве возражения на сопротивление клиента. «Ну вот, я подействовал, подействовал - и ничего не получилось». И вы сразу вспоминаете: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Пусть ты не добился победы в этот раз, но, не предприняв попытку, шансов достичь ее не было бы вообще.

Очень важно, чтобы цели были адекватными, не завышены, иначе вы никогда не достигнете их, а только разочаруетесь и все время будете пребывать в фрустрации, нервном напряжении, и не занижены, так как они не дадут человеку осуществить личностный рост, раскрывать свой потенциал, что тоже сделает человека несчастным. Абрахам Маслоу сказал: «Предупреждаю, что если вы откажетесь от реализации своих способностей, вы будете глубоко несчастным человеком». Как все в природе, - любая травинка, любое животное, - так и человек запрограммирован на максимальную самореализацию, и когда не в силу каких-то обстоятельств, а самостоятельно человек уходит от развития в пассивность, лень или в какие-то ложные цели, то это со временем вызывает фрустрацию, неудовлетворенность, напряжение и эмоциональные, а иногда даже соматические нарушения.

Поскольку человек живет в социуме, то порой достижение его личных целей может не согласовываться с целями и желаниями других людей, что приводит к конфликтам как с окружающими, так и с самим собой. Ему нередко приходится решать дилемму: отказаться от своих желаний или действовать против желаний других. Этот момент также является предметом работы психолога-консультанта или терапевта, который должен посмотреть, где желания и стремления клиента входят в противоречие с желаниями и стремлениями других людей, и помочь ему найти разумный компромисс. Если человек все время будет «тянуть одеяло на себя», его взаимоотношения с окружающими людьми испортятся, станут непрочными и неискренними, а если, наоборот, постоянно будет уступать другим, тогда пострадают его собственные желания и его самореализация не будет происходить, от чего человек также будет чувствовать себя несчастным. Значит, необходимо проявлять дипломатичность и показывать, что «вот я готов уступить, но рассчитываю на определенные уступки с вашей стороны, давайте попробуем быть более взаимоуступчивыми!». Во многих случаях психолог обнаружит, что реальных противоречий как таковых и нет, просто присутствует различная оценка противоречивых событий, которая основывается на различных психологических установках. И может так оказаться, что для разрешения конфликта будет достаточным взглянуть на ситуацию иначе, и тогда станет ясно, что удовлетворение вашего желания на самом деле никому не помешает. Для этого и надо исследовать, какие убеждения лежат в основе действий - рациональные, позволяющие достигать цели или иррациональные, препятствующие этому.

Подход Эллиса также можно назвать гедонистическим. Мы знаем, что есть такое направление в философии - гедонизм. Его родоначальником был Аристипп, живший еще в Древней Греции. Согласно данному течению, цель человеческой жизни заключена в получении удовольствий. И, видимо, сама природа заложила в человеке определенные индикаторы того, к чему ему стремиться. Плохое, как правило, - неприятное, болезненное; а хорошее приносит удовольствие. И следует поменьше идти на поводу у общественных предрассудков и больше доверять голосу природы, ведь не могла она сделать хорошее и приятное греховным и плохим. Надо сказать, что Эллис в данный термин, гедонизм, вкладывал несколько иной смысл. Он говорил о так называемом отсроченном гедонизме. Что это такое? Эллис считал, что человек должен иметь определенные отсроченные удовольствия, ради которых он готов сейчас терпеть некоторый дискомфорт. Например, вы понимаете, что вам доставит удовольствие получение диплома и дальнейшее хорошее трудоустройство. Но для этого сейчас необходимо заниматься и иногда совершать определенную работу, сдавать зачеты и экзамены, которые сейчас вам прямо поперек горла. Знание о том, что ваши настоящие усилия в конечном счете окупятся, помогают вам заставить себя добросовестно учиться (утруждать себя некой деятельностью). Спортсмен тренируется, мучает себя, чтобы потом победить и получить награды и славу, ведь он понимает, что без приложения усилий он не добьется желаемого.

Многие невротические личности не умеют жить отсроченным гедонизмом. Они предпочитают гедонизм мгновенный и следуют принципу «если не могу получить что-то сразу, то и стараться не буду», т. е. не могут настроить себя на то, что усилие сейчас приведет к успеху в будущем. Это одна из самых важных задач в воспитании детей - приучить их с детства работать на отсроченное удовольствие: закончишь хорошо четверть - получишь велосипед и т.д. Дети должны научиться заставлять себя претерпевать трудности, и не просто так, а ради получения удовольствий в будущем. Фридрих Энгельс говорил: «Человек должен жить радостями завтрашнего дня». У человека должно быть как можно больше различных отсроченных радостей, связанных, например, с приятной встречей, достижением, успехом или каким-либо другим удовольствием в будущем, ожидание которых скрашивает нашу сегодняшнюю жизнь.

Эллис выделил несколько критериев психологического здоровья:

  • ? соблюдение собственных интересов;
  • ? социальный интерес;
  • ? самоуправление, готовность к разумной кооперации;
  • ? высокая толерантность к состояниям фрустрации;
  • ? гибкость, нерегидность по отношению к себе и другим;
  • ? принятие неопределенности;
  • ? преданность творческим занятиям;
  • ? научное мышление;
  • ? принятие себя;
  • ? рискованность;
  • ? отсроченный гедонизм.

Попробуем раскрыть эти понятия.

Эллис полагал, что одним из признаков психической нормы человека является его здоровый эгоизм. Что он подразумевал под этим понятием? Прежде всего то, что человек не должен забывать о своих интересах. Полное подчинение себя чужим желаниям Эллис считал явлением нездоровым, так же как и обратную ситуацию. То есть это должен быть разумный учет своих и чужих интересов, но при приоритете своих.

В этом отношении является нездоровой и формирующей нездоровье у других позиция так называемых жертвенников, в роли которых часто выступают родители, приносящие себя и свои интересы в жертву интересам детей. Им кажется, что, поступая так, они делают лучше для своих детей, но в реальности портят их, делают их неспособными самостоятельно достигать своих цели.

Иногда так происходит с матерями, и чаще матерями- одиночками, которые ради своего ребенка отказываются от любых удовольствий. И какой пример подают такие родительницы своим детям? Если мать действительно хочет лучшего своей, например, дочери, то вместо того чтобы обделять себя во всем, она должна показать ей, что, несмотря на трудность положения, женщина справляется, не унывает, следит за собой, она привлекательна для мужчин, и способна радоваться и думать о собственных интересах. Дочь должна видеть перед собой пример того, какой надо быть. Иначе она вырастет эгоисткой или такой же «ущербной», как мать, с детства считая, что любить другого - значит полностью отказаться от собственных желаний. То есть здоровый эгоизм является необходимым условием благополучия не только самого человека, но и его близких, ради которых он готов жертвовать собой.

Умение соблюдать собственные интересы дополняется другой важной характеристикой нормы - способностью учитывать и социальный интерес. То есть то, что человек живет полным эгоистом, думая только о своих потребностях, Эллис признавал ненормальным. Он считал, что здоровые взгляды выражаются в умении учитывать не только свой интерес, но проявлять внимательным к чужым нуждам, а также быть способным к кооперации и сотрудничеству.

Следующий критерий нормы - самоуправление. Это, с одной стороны, готовность самостоятельно решать свои проблемы, не перекладывая их на плечи других и неся ответственность за полученные результаты, а с другой - умение в случае необходимости принять помощь, вступить в кооперацию и сотрудничество. Здесь важно подчеркнуть тот факт, что человек, всегда рассчитывая в первую очередь на себя, не отказывается от разумной помощи и сам способен при случае быть полезным, это является проявлением здоровых убеждений.

Другая характеристика нормы звучит как высо 1 сая толерантность к фрустрации. Напомним, толерантность обозначает переносимость, умение терпеть, а фрустрация определяется как сильное эмоциональное неудовлетворение. Суть характеристики заключается в том, что человек со здоровыми когнициями способен переживать и преодолевать жизненные трудности, не скатываясь в глубокую депрессию. Жизнь невозможна без неудач, неприятностей и трудностей, и естественно испытывать расстройство, когда они случаются, но это не должно выбивать человека из колеи, заставлять забрасывать дела и опускать руки. И именно наличие толерантность к фрустрации помогает человеку противостоять происходящим неурядицам.

Психологическое здоровье определяется также и способностью проявлять гибкость , неригидность (ригидность, как известно, - это недостаточная гибкость) по отношению к себе и другим. Гибкость можно описать как умение человека при необходимости изменять свои мысли и действия в соответствии с новыми обстоятельствами, таким образом приспосабливаясь к постоянно изменяющей среде. Мир не стоит на месте, и чтобы быть успешным, человек должен меняться вместе с ним. Но здесь главным образом речь идет о гибкости когниций. Каждый человек обладает своими принципами, это достаточно устойчивые убеждения человека, которые создают систему взглядов на мир. Какие-то из них должны оставаться неизменными, но некоторые должны иногда меняться. Излишняя регидность убеждений может тормозить развитие человека и препятствовать его нормальному функционированию вообще. Важнейшим моментом рационально-эмоциональной терапии Эллиса является определение жестко фиксированных убеждений, которые из-за своей регидности доставляют пациенту массу неприятностей. Бывает так: человек, следуя своим принципам, не желая менять их, осложняет себе и другим жизнь, упирается в различные моменты, которые при рациональной терапии оказываются несущественными, и также обнаруживается, что можно взглянуть на эти вещи иначе. Мне, например, может не нравиться поведение какого-то человека, причем не потому, что оно объективно плохо, а потому что мне лично оно не по вкусу, но я беру и придаю этому объективность. Я начинаю считать, что это не моя субъективность, а важный принцип, который необходимо соблюдать. Это, естественно, начнет мне мешает нормально общаться с другими, да и с самим собой.

Теперь рассмотрим характеристику принятие неопределенности. Мы знаем, что точные определения бывают только в абстрактной науке математике. В жизни всегда допускается некоторый элемент неопределенности, допуска. Стопроцентного не бывает даже золота - оно там 99 с чем-то, самой высокой пробы. Поэтому в жизни ничего не бывает на сто процентов, но только не для невротиков - они не терпимы к неопределенности, все должно быть так, только так, и никак по-другому! Люди с такими убеждениями загоняют себя в рамки своих представлений. А поскольку других туда не загнать, то переживают, что их не понимают, не любят, все делают им назло. И потому ощущают себя очень несчастными. Поэтому принятие факта существование некоторой неопределенности во всем, признание того, что не все и не всегда бывает таким, как хотелось бы, важно для снижения внутреннего напряжения.

Следующий критерий нормы - преданность творческим занятиям - определяет присутствие творчества в жизни человека. Появляется в желании узнавать и пробовать что-то новое, интересоваться различными вещами, искусством или наукой, иметь увлечения, хобби и не в силу необходимости, а из внутренней потребности человека. То есть это стремление обогащать и насыщать свою жизнь, а не сводить ее к автоматизму обыденных дел.

Научное мышление. Что подразумевает научное мышление? Джордж Келли говорил, что каждый человек в своей жизни действует как ученый, но только на бытовом уровне. Что делает ученый? Выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, получает результаты, подтверждающие или опровергающие основные положения. Если гипотеза не подтвердилась, тогда ученый пересматривает ее и пробует сделать что-то иначе. По существу так происходит и в нашей жизни. Прежде чем что-то сделать, мы сначала предполагаем, что из этого выйдет, ожидаем получить некий результат. А далее свершаем действие, эксперимент и проверяем - получилось то, чего я ожидал, или не то? Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо подумать, что делать дальше, что следует поменять в исходных положениях. Что происходит с невротической личностью? Гипотеза не меняется, хотя она многократно не подтвердилась и не подтверждается далее, принося человеку большой дискомфорт и мучения. Но, несмотря на это, невротик не может изменить гипотезу, свое отношение к себе, или людям, или определенному делу и так далее, поскольку не может понять, что проблема заключена именно в ней самой, что ее необходимо скорректировать, раз результаты действий плачевны. Потому одной из задач терапевта является анализ гипотез клиента на предмет их рациональности.

Принятие себя. Это умение принимать себя таким, какой ты есть, со всеми плюсами и минусами. Мы далеко не всегда воспринимаем себя адекватно, т.е. какие-то свои способности мы завышаем, а какие-то - занижаем. Когда человек неадекватно оценивает себя, он может все время огорчаться, потому как другие-то оценивают его иначе, чем он сам себя, и человек все время может думать: «Меня не понимают». Или считает: «Я не так себя подаю», - и, боясь быть неуспешным, начинает делать нечто совсем не свойственное ему. Это ошибка. Потому что естественный человек всегда воспринимается лучше, чем деланный, ведь фальшь никто не любит. А нам все время кажется, что надо что-то изображать из себя, тогда я буду лучше выглядеть, тогда меня лучше воспримут. Это иллюзия и мучение. Есенин писал: «Счастье есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за нечастных всегда известны, но вам не понять, как много мук приносят изломанные лживые жесты». Когда человек начинает играть не свою роль, даже с виду красивую, он испытывает дискомфорт, потому как выбранная роль на самом деле не согласовывается с его внутренним миром. И потому человек может тревожиться, что другие заметят это несоответствие. То есть самое эффективное будет принять себя таким, каков ты есть, и тогда человеку не надо будет что-то строить из себя. Не бойтесь слова «недостаток». Или обозначайте его как резервы, то есть там, где вам кажется, у вас есть пробел в чем-то, думайте: «У меня есть резерв для улучшения».

Рискованность. Это умение в определенных ситуациях идти на разумный риск. У англичан есть пословица: «Nothing venture nothing have», что переводится как: «Ничем не рисковать - ничего не иметь». Она отлично характеризует данный критерий психологического здоровья. Выражая суть - рискуя, можно достичь успеха. Здесь важно понять, что в жизни невозможно оставаться пассивным, она требует движения, действий, а иногда и риска. Порой, чтобы свершать развитие, необходимо рисковать: менять работу или место жительства, заводить семью и т.д. В противном случае жизнь человека превратится в стоячее болото, застой. Необходимо не бояться нового - идей, знакомств, деятельности, обстоятельств и т.д. Риск необходим для движения вперед. Наша жизнь - это риск.

И последний критерий нормы - отсроченный гедонизм. Мы подробно рассмотрели его выше, описывая особенности подхода Эллиса. Суть данного явления заключена в умение жить отложенной радостью, осознанно претерпевать трудности во имя достижения успеха в будущем.

Итак, мы рассмотрели все критерии психологической нормы, теперь я хотел бы, чтобы вы поработали над следующими моментами.

Еще раз взгляните на перечисленные критерии психологического здоровья, проанализируйте, насколько каждый из них выражен у вас, а также оцените это по 10-балльной шкале (10 - максимально выражен, соответственно 1 - минимально выражен). При этом я предлагаю вам не следовать первому ощущению при выставлении оценок, а хорошенько продумать (вспомнить примеры из собственной жизни), а лучше спросить знающего вас человека, насколько действительно соответствует данный балл выражению того или иного критерия нормы.

Самопознание - интереснейший и увлекательнейший процесс, не имеющий пределов совершенствования. Поэтому постарайтесь оценить свои резервы для роста, используйте именно слово «резервы», а не «недостатки». Поскольку лучше акцентировать свое внимание на резервах, чем на недостатках, ведь чем больше ресурсов вы обнаружите, тем больше это будет вдохновлять вас. Более того, вы увидите, что многие параметры взаимосвязаны друг с другом. И если вы захотите развить один из них, то автоматически будут развиваться и другие. Когда вы или ваш клиент будете обосновывать свои оценки, постарайтесь понять, какими убеждениями вы (или он) руководствуетесь и являются ли эти убеждения рациональными, т.е. реально помогающими ему реализовать себя, или они все-таки иррациональные.

Резюмируя задачи и суть процедуры РЭТ, можно сказать: для того чтобы добиться изменения мировоззрения, пациентам рекомендуется:

  • 1. Понять, что их психологические проблемы возникли не столько из-за внешних условий и событий, сколько от их отношения к ним.
  • 2. Поверить, что они способны сами решить свои проблемы.
  • 3. Осознать, что их проблемы провоцируются главным образом иррациональными абсолютистскими убеждениями.
  • 4. Понять свои иррациональные когниции и убедиться, что на существующие у них проблемы можно взглянуть рационально.
  • 5. Разоблачать свои иррациональные взгляды с помощью логики и здравого смысла, а также экспериментально действуя вопреки им.
  • 6. Многократными повторами с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов довести новые, рациональные убеждения до их полного внутреннего принятия.
  • 7. Постоянно продолжать процесс позитивной перестройки убеждений, заменяя иррациональные когниции на рациональные.

Практикум

  • 1. Попробуйте найти у себя (или у вашего клиента) иррациональные убеждения и обоснуйте, почему вы их считаете таковыми.
  • 2. Разоблачите их логикой и здравым смыслом (можно использовать юмор).
  • 3. Сформулируйте по выявленным проблемам альтернативные рациональные когниции.
  • 4. Проанализируйте свои убеждения (или вашего клиента) с точки зрения критериев психологического здоровья Эллиса, насколько вы реализуете их, какие у вас есть резервы и как вы собираетесь их восполнять.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему Эллис именно так назвал свою рационально-эмоциональную терапию?
  • 2. Расшифруйте схему А-В-С.
  • 3. Чем различаются рациональные и иррациональные когниции?
  • 4. Что такое абсолютистские когниции и чем они вредны?
  • 5. Опишите основные этапы РЭТ.
  • 6. Перечислите критерии психологического здоровья по Эллису.
  • 7. Что такое отсроченный гедонизм?