Общественно-политическая газета «Пучежские вести.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Гордино

Афанасьевского района Кировской области

Публичный урок по литературе в 11 классе на тему

Умение всего себя отдать…»

Варина Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы, высшая категория,

педагогический стаж -25 лет

2016 г.

Публичный урок в 11 классе на тему

«Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать…»

Цели урока:

образовательные:

Совершенствовать умение анализировать текст;

Проанализировать несколько эпизодов;

Показать значение повести Быкова «Обелиск»;

воспитательные:

На примере произведений В.Распутина и В.Быкова показать самоотверженную любовь учителя к детям;

Воспитание уважения к личности учителя в семье, обществе, государстве;

Привлечь внимание педагогов, родителей, учащихся и общественности к проблемам повышения социального престижа профессии учителя

развивающие:

Развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное;

Развитие культуры читательского восприятия художественного текста,

Развитие устной и письменной речи учащихся

Участники урока:

Учащиеся 11 класса;

Учителя;

Библиотекарь школы;

Родители;

Представители общественности.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текстов.

Оформление класса: фотографии учителей, рисунки по произведениям В. Быкова и В. Распутина, фотографии из к/ф «Уроки французского», эмблема конкурса «Учитель года».

Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками.

Дорогие ребята, дорогие гости! Я рада приветствовать всех вас на публичном уроке, тема которого «Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…». (О годе учителя). Наш урок мне бы хотелось начать с легенды о пеликане.

Легенда о пеликане.

Обеспокоенный бесплодными поисками пищи, страдающий от голода, тяжело опустился пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали пятеро птенцов. Голоса голодных детей терзали материнское сердце. Усталая птица тяжело поднялась в небо и снова устремилась на поиски. Облетела окрест и вернулась с пустым клювом. Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, - накормить своих детей, не чувствовала боли. Сильным движением клюва разорвала она свою грудь. Тёплые струйки материнской крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была спасена.

Легенда о пеликане, жертвующим собой для спасения потомства, пережила века и дожила до наших дней. Сегодня пеликан в европейской культуре – это символ благородства, самопожертвования и милосердия.

Как вы думаете, какое отношение имеет эта птица к теме сегодняшнего урока?

- (ответы участников)

Я абсолютно с вами согласна. Учитель, как пеликан, отдаёт себя работе, детям. Неслучайно пеликан – символ самоотверженной любви к детям, символ гуманизма в образовании. А ещё он – символ всероссийского конкурса «Учитель года».

- (на экране высвечиваются строки из стихотворения)

Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать!

Объясните, пожалуйста, значение этих строк.

На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем выяснить, действительно ли «Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать…» на примере произведений В.Распутина «Уроки французского» и В.Быкова «Обелиск». Кажется, это два таких разных произведения, но в течение урока мы попробуем разобраться, что же их объединяет.

В.Быков и В.Распутин – это писатели, жизнь которых опалена войной.

Василь Быков добровольцем ушёл на фронт, участвовал во многих боях, был дважды ранен. Однажды даже попал в список погибших. Пережитое явилось для Быкова главным источником знания войны и природы человеческого поведения на войне. В 1972 году он пишет повесть «Обелиск», за которую был удостоен Государственной премии СССР.

Валентин Распутин относится к тому поколению, которое из-за войны лишилось детства. Военное и послевоенное время для детей того времени – это суровое испытание, опустившееся тяжёлым бременем на хрупкие детские плечики. Именно об этом рассказ Распутина «Уроки французского».

Беседа по рассказу «Уроки французского»

    О чем говорит название рассказа? (это пр-е о школе, уроках, сверстниках, учителях).

    От чьего лица ведется повествование? (от лица автора). Почему? (п.ч. рассказ автобиографичен, многое, что описано в рассказе, происходило с самим автором в тяжелое послевоенное время – в 1948 году).

    Какие испытания выпали на долю главного героя? (голод, одиночество, разлука с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана, игра на деньги, унижение и избиение, болезнь)

    Кто приходит на помощь герою в его трудные минуты жизни

    Как она пытается помочь мальчику?

(- занимается после уроков;

Приглашает на занятия домой;

Хочет его накормить;

Присылает посылку, и, в конце концов решается на самый отчаянный шаг: играть с героем на деньги – в пристенок.

6) Как вы расцениваете поступок Л. М.?

7) – Правильно ли она поступила?

8) А что бы сделали вы, если бы оказались на ее месте?

9) Чем закончились «уроки французского»?

10) Почему Л. М. не пытается оправдать себя в глазах директора школы, объяснить ему

суть произошедшего?

(Да потому п.ч. он бы ничего не понял, он не такой человек. Оправдываться ей было не в чем. В коротких и правдивых ответах Л. М. проявляется чув - во собственного дост – ва. В этом она сходна со своим учеником).

11) Почему всю вину она берет на себя?

12) Какую роль играет послесловие?

(Послесловие отрывает новые черты лич – ти учит – цы: она обладает выдержкой, чув – м ответ – ти. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила.

Подведем итоги нашего разговора о Лидии Михайловне, заполнив схему.

Итак, какие качества вы бы выделили в Лидии Михайловне?

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

К какому литературному герою вы бы еще отнесли эти строки?

(к А. И. Морозу из повести В. Быкова «Обелиск»)

Беседа по повести «Обелиск»

    Почему повесть называется «Обелиск»?

(Во – первых, это памятник мальчишкам, который был поставлен хлопотами Миклашевича в Сельце школьникам, расстрелявшим в 42 г.)

Во – вторых, этот же Миклашевич хлопотал всю жизнь о том, чтобы здесь появилось еще одна фамилия – сельского учителя А. И. Мороза.

    Кто такой Мороз?

    Как произошло первое знакомство Ткачука с Морозом? (при распилке дерева)

    Почему личность учителя Мороза казалась Ткачуку неординарной?

    Как повел себя Мороз, когда началась война?

    Кто входил в группу, принадлежавшую Морозу? (Коля Бородин, Тимка и Остап Кажины, Николай и Андрей Смурные, Павел Миклашевич)

    Как дети оказались в руках фашистов?

    Что случилось с Морозом?

    Почему Мороз принимает решение покинуть партизанский отряд?

    Мог ли иначе поступить Алесь Иванович?

    В. Быков строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука

Давайте обратимся к последним страницам повести и посмотрим,

Что утверждает Ксендзов?

А что заявляет Ткачук в конце произведения?

    Так почему же для Ткачука, Миклашевича было важно, чтобы имя Мороза было в списках на обелиске? (П. ч. Мороз – действительно настоящий герой. Необязательно убивать, чтобы совершить героический поступок. По словам Ткачука, он сделал больше, чем если бы убил 100 врагов. « Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». И как знаменательно, что спасенный Миклашевич в свою очередь сделался учителем и, главное, таким же неутомимым борцом за правду и справедливость, каким был Мороз…

«Бывало, смотрю и не могу нарадоваться, говорит о Миклашевиче Ткачук, - ну словно он брат Морозу А.И.. Всем: и характером, и добротой, и принципиальностью».

Давайте мы с вами снова обратимся к схеме. Какими же качествами обладал учитель Мороз. (теми же, что и Л.М.)

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

«Учительство не труд, а отречение…»

Давайте достроим схему.

Вот они образы героических учителей, которые ценой своей жизни приносят себя в жертву детям, как великая и могущественная птица пеликан. И это жертвоприношение не напрасно.

Писатель Валентин Распутин навсегда запомнил жизненный урок Лидии Михайловны. Эта учительница действительно учила его в 5 классе французскому языку, последние годы жизни она провела во Франции. Может быть, благодаря ей, он верен правде жизни. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, совести, памяти. Его рассказы и повести учат нас жить.

Не прошли бесследно и уроки Алеся Ивановича Мороза. Герой повести Ткачук решительно размышляет: «Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но так считаю.»

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В чём заключается заслуга учителей, в том числе и сельских?

Какими качествами должен обладать учитель?

Доброта

Бескорыстие

Умение прийти на помощь

Чувство ответственности

«Умение всего себя отдать

«Учительство не труд, а отречение…»

Легко ли быть учителем?

Да, быть учителем трудно. Нужно отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, мыслить об учениках, как о собственных детях, воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в то же время быть учителем благородно и почётно.

В нашей стране всегда ценили учителей, потому что «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!».

Быть учителем – это призвание. Человек обязан ощущать себя таким в душе.

Назовите имена педагогов, которые действительно являются учителями с большой буквы. Можно привести примеры как из жизни, так и из произведений художественной литературы, кинофильмов, средств массовой информации. (Звучат сообщения и рассказы родителей, учителей, детей о педагогах, которые всю свою жизнь посвятили детям. Были названы имена таких известных педагогов, как Ильина, Сухомлинского, Макаренко. Прозвучали имена педагогов школы Гординой Л.Я., организатора школьного музея, Гордина П.А., учителя истории, участника Великой Отечественной войны и многих других. Вспомнили художественные фильмы «Первый учитель», «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось» и другие.)

- Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы затронули очень важную тему – тему учительства. Мы постарались рассмотреть, что учитель – это не только человек, дающий знания, но и обладающий «умением всего себя отдать», как это сделали герои книг Быкова и Распутина.

Но героизм педагогов можно рассматривать не только по книгам. Вспомните сентябрьские события 2004 года в Беслане. Тогда вместе с детьми гибли и учителя. Ни один педагог не бросил своих ребят. Все были вместе. Давайте и мы все вместе составим синквейн (малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок на стадии рефлексии):

1 строчка - Учитель:

2 строчка -2 прилагательных или причастия

3 строчка -3 глагола (описание темы, слова можно соединять с союзами и предлогами)

4 строчка – 4 слова –предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке)

5 строчка –одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное

В конце урока предлагается посмотреть презентацию об учителях школы, который сопровождается песней.

Вручение пеликанов

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Есть такая профессия – учить детей».

Пучежская гимназия - это дружный коллектив из 227 обучающихся и 16 педагогов. Педагогический состав школы отличается высокими профессиональными качествами и стабильностью. Подлинный труд педагога — это всегда творчество и вдохновение, щедрость души, еще любовь, безграничная любовь к детям, к делу, которому учитель посвятил свою жизнь.
Трудолюбие учителей, творческий поиск, постоянное стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство делают насыщенными и интересными уроки, на которых царит неиссякаемая радость познания. Поддерживаются инициативы, подхватываются все новшества.
Ни шагу назад, только вперед - девиз педагогов гимназии. Наши коллеги - люди непохожие друг на друга, но всех их объединяет безграничная преданность своей профессии, своим ученикам.
Учителей начальной школы всегда можно увидеть в кругу детей, рассказывающими интересные истории, отвечающими на многочисленные вопросы. Г.А.Малкова, В.В.Шкинёва, Т.Б. Овчинникова, В.А.Червоннова — учителя с огромным опытом работы, учителя, уроки которых для обучающихся — интересные открытия и увлекательные путешествия. Люди, умеющие делать всё: шить, лепить, рисовать, петь, танцевать, а главное научить всему этому своих малышей.
«Учитель… В это слово вложен огромный смысл. Открыть светлый путь к знаниям, …воспитать человека…» — таким, должен быть любой педагог, посвятивший свою жизнь детям. Именно такого мнения придерживаются учителя, проработавшие многие годы в Пучежской гимназии: В.А. Мочалов и Г.В. Мочалова, В.П. Магдалинов, О.М. Лазарева, М.Ю. Касаткина, Е.К. Васин, И.В. Соколова. Сколько в их памяти первых и последних звонков: памятных, волнующих и грустных. И сегодня они шагают по знакомой дорожке в родную школу, в любимый класс, где ждут своих наставников мальчишки и девчонки — все такие разные, каждый со своим характером. И необходимо найти подход к каждому, и они находят его, потому что именно этим людям присущи и доброжелательность, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Есть в коллективе нашей гимназии и молодые учителя - А.В. Макарушкова и А.И. Лучинкина, которые с большой ответственностью относятся к проведению своих уроков, стремятся и достигают того, чтобы каждый урок носил обучающий характер. Каждый свой урок они тщательно продумывают, умело опираясь на любознательность детей.
А главными технологами в организации учебно - воспитательного процесса, конечно же, являются Л.Н. Киселёва, О. М. Дружинина - завучи нашей гимназии. Завуч в школе — самая важная и самая незаменимая должность.
Весь наш коллектив с большим уважением и почтением относится к ветеранам педагогического труда: Н.М. Зотиной, Н.А. Сивовой, О.В. Колпаковой, Л.В. Куцепаловой, И.Б. Костюничевой, А.А.Карпенко, Н.Ф. Серовой, В.А. Большаковой, А.Н. Лещёвой, Т.Н. Гараниной, Е.П. Буровой, Н.Н. Грегор, Е.В. Барановой, Р.Л. Климину, Ю.А. Дудорову и многим другим педагогам, работавшим ранее в Пучежской гимназии (средней школе №2).
А возглавляет это большое педагогическое сообщество молодая, энергичная, ответственная, шагающая в ногу со временем О.А. Воронкова - ключевая фигура в школе. Её уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Каждый день жизни наших коллег — большой напряженный труд, постоянные поиски нового. Смотришь на них и удивляешься: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? Ответ самый простой: источник неиссякаемых сил в любви, в большой любви к детям, к своему делу, к жизни…
Дорогие коллеги, уважаемые ветераны педагогического труда! С Днём Учителя вас! Спасибо за душевную щедрость, верность профессии. Здоровья вам, благополучия, счастья!

Администрация МБОУ
Пучежской гимназии.

Учитель! Даже через много лет

И сердце, знаю, будет молодым
Пока огонь священный будет с ним.
Твоя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт.
Оно ещё поможет нам в пути
Хитрейшие загадки превзойти.
Оно ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить вас!
Учитель! Даже через много лет
Зажженный вами не погаснет свет!

Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье вам Богом дано!

Веденяпина Н.

Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!

Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.

Повещенко О.

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.

Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

Веденяпина Н.

Учитель! Как дорого это слово!
Сколько в нём ласки и доброты,
Вы часто бывали наставником строгим,
Но чаще — источником теплоты!
В вашей работе встречалось всякое:
Были невзгоды и радость побед,
Но самое главное, что в душах ребячьих,
Оставляете вы каждый свой след!

Учитель, школьный учитель!
Вы, за нас беспокоясь,
Незримо в космос помчитесь,
Пойдете в тайгу на поиск,
В пустыню по зыбким дюнам,
В море пенной дорогой…
Мы — ваша вечная юность,
Надежда, радость, тревога.
Вам по-прежнему нет покоя,
Всю жизнь посвятив детворе.

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Тушнова В.

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

Садовский М.

Учитель, сколько же терпенья
Таите вы в своей душе,
Волненья, думы и сомненья –
Все пережили вы уже.
Какая ж быть должна любовь,
Чтоб ее детям посвящать!
У каждого характер свой,
И каждый нужно понимать.
Ведь детям нужно отдавать
От сердца своего частицу,
Им каждый день добра желать,
О них и думать, и молиться.
Им нужно знания давать,
И научить, к чему стремиться,
Когда им трудно, поддержать,
Не дать страдать, не дать лениться.
Чтоб вы, хотим мы, не грустили,
Обида камнем не ложилась,
И все добро, что вы вложили,
Отдачей к вам чтоб возвратилось.

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

Викторов В.

Прозвучал звонок весёлый
В жёлто-красном сентябре,
Распахнули двери школы
Нашей шумной детворе.
В долгий жизненный экзамен
По дорожке непрямой
Поведёт в страну познаний
Наш учитель – рулевой.

Профессии прекрасней нет на свете —
Источник знаний вы несете детям.
И наш учитель — наш кумир,
С которым познаем мы мир.
И в этот день хотим вам обещать,
Что, поднявшись со школьных парт,
И мы сумеем людям передать
Свой труд, тепло сердец и поиска азарт!

Учительница. Все ее черты
Прояснены по — утреннему просто:
Уединенность тихой доброты,
Величие стародавнего строительства.
Но снова речь — спокойна и легка,
И снова дышат отраженным блеском
Гекзаметры старинного стиха,
И плеск листвы в былых садах библейских.
Отчизна, воля, тот горчайший дым,
Что нас разбудит поздно или рано,
Но дай хоть раз заплакать покаянно:
«Учитель, перед именем твоим…»

В городах больших и селах
По утрам звенит звонок,
И спешат ребята в школу -
Начинается урок.

На учителя пытливо
Смотрит столько разных глаз!
Отвечает терпеливо
Он на сто вопросов в час!

«Почему заходит Солнце?»
«Где ночует бегемот?»
«Слон когда-нибудь смеется?»
«Дождик отчего идет?»

Если трудно - он поможет,
Непонятно - объяснит.
Драчунов вихрастых тоже
Очень быстро примирит.

Нет, учитель - не волшебник,
Просто должен много знать.
Не ленитесь же учебник
Тоже чаще открывать.

Разными бывают учителя
В человеческом общежитии,
Но на них держится наша земля,
Наши открытия…
Они не ожидают от нас
Непременной известности,
Но предпочитают известный запас
Порядочности и честности.
Многие морщатся от болтовни,
Пустопорожней бойкости,
Личным примером учат они
Элементарной стойкости…
Имеют крепкий душевный костяк,
Уважают свое призвание.
Некоторые — заслуженные,
Прочие — так,
Без всякого звания!
Когда постигнешь, что в личной судьбе
Не все теоремы докажутся,
Старые учителя тебе
Такими родными кажутся!
Незримо поддерживают плечом
Птенцов своего племени.
Поговорить бы с ними — и есть о чем —
Да все как-то нет времени.

Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство — когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

И снова в позолоте тополя,
А школа — как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.

Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель.»

Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель…
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан — учитель!

Мы играть решили в школу,
Превратили группу в класс.
Колокольчиком помашем –
Математика у нас.

Я учительницей буду,
Объяснять пойду к доске.
По столу стучу указкой,
Призывая к тишине.

Поднимите к верху ручки,
Будем пальчики считать:
Два, шестнадцать, десять, восемь…
Молодцы! Всем ставлю «пять».

Вижу, нянечка смеётся,
Значит, что-то здесь не так.
Мы неправильно считаем?
Но тогда скажите как.

Быть учителем не просто –
Надо всё уметь и знать:
Петь, читать, писать в тетрадках
И, конечно же, считать.

Разумова Л.

Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!

И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…

Учителя, учителя…
Профессий нет добрей!
Стоите твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.
Учитель — самый верный друг,
Не выдаст, не предаст;
А если что случится вдруг,
Он руку всем подаст.
Как напpяженен этот труд:
Пойми и научи.
Всегда к учителю идут
Студенты и врачи…
Зайдете в светлый класс когда,
Не замечать нельзя
Такие милые всегда,
Усталые глаза.
О, как отважен этот труд:
Задиры, шалуны…
Порой в глаза упрямо лгут.
Вы их понять должны.
Учителя, учителя…
Профессий нет добрей!
Стоите твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.

Я помню как сейчас:
Пришла я в школу в первый класс,
Букет цветов в руках держу,
Учителю вручить хочу.
Я громко «Здравствуйте!» сказала,
Учителю навстречу побежала,
Букет цветов ей подарила
И улыбнуться не забыла.
Знакомство наше состоялось
С него жизнь школьная началась.
Первого учителя я повстречала
Она мне мамою второю стала.
Писать, читать училась я
Учитель рядом был всегда.
И если что-то я не понимала,
Она мне терпеливо объясняла.
И это длилось много лет,
Я много знаний получила,
Профессии «учитель» лучше нет
Я это твёрдо уяснила.
Профессий много знаю я,
Но если список составлять,
С профессии «учитель»
Его нужно начинать.

Волкова М.

Ты нужен, нужен на веку
И юноше и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда.
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна.
Твой труд… Так ювелир подчас
Шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату.
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе.
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!

Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.

Малков В.

Я маленький еще ребенок,
Но стал ходить уже я в школу.
Учиться стал делам отличным
И заниматься на «отлично».
Учитель мой проходит мимо,
Я жду сигнала от него.
Ведь мне учиться на «отлично»
Почти совсем уже легко.
Учитель учит нас добру,
И мы помочь ему стремимся.
И буквы, цифры учим мы,
И к знаниям мы просто мчимся!
Учитель первый, ты мой друг!
Твоя профессия – луч света.
Я потому тебя люблю,
Так как дела твои ценю!
Научишь ты меня и всех
Ценить родителей, планету.
Любить, мечтать, стремиться к свету!
И не забыть тебя никак.
Профессии нужнее нет на свете!

Коркина О.

Я верю!
Когда-нибудь снова цветы и деревья
Наполняться желто-алым рассветом,
Я вспомню
Про то, что и будет ответом
Той скуке и нежной красивой печали:
Я выйду из дома,
Бегу и как раньше, как в детстве, с портфелем,
С того: перед школой!
И вспыхнет от света,
Гореть во мне будет сердечко, что помнит
Что помнит о школьных годах
И милых, родных таких учителях!

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»

Ким Ю.

Нравится всезнайке Оле
Быть учительницей в школе.
Мелом на доске писать
Букву «А» и цифру «пять»
И указывать указкой:
«Это сом! А это ласка!
Это рыба! Это зверь!
Это парта! Это дверь!»

«Динь-динь-динь!» – звенит звонок,
Вот и кончился урок.
И должны ученики
Тряпкой мел стереть с доски.

Емельянова О.

Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
И любишь ты, как он, как я,
Ее — и скажем прямо:
Она — вторая мать твоя.
А кто дороже мамы?

Учитель!
Он всегда в дороге –
В заботах, поисках тревоге –
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись.

Дружинин И.

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!

И пройдут еще многие годы,
Может сложится чья-то судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду стрельба!

А пока будут будни учебы
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!

Львовский М.

Кто нас учит?
Кто нас мучит?
Кто нам знания дает?
Это школьный наш учитель —
Удивительный народ.
С вами ясно и светло,
На душе всегда тепло.
И простите, если в срок
Был не выучен урок.
От души мы поздравляем
Наших всех учителей
И здоровья всем желаем
От проказников детей!

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Дементьев А.

Наш старший друг, наш друг бесценный,
Наш неизменный костровой!
Огня могучее растенье
Шумит негибнущей листвой.

И он превыше наших споров,
И развлечений, и затей –
Огонь живительный, который
Вы сберегли, наш Прометей.

Вы это имя заслужили.
Вы бескорыстием своим
Нас заражали и учили,
Светя другим, сгорать самим.

Не раз, топорща злые перья,
Как Прометея среди скал,
Орёл бездушья, недоверья
Вас беззастенчиво клевал.

Но, одолевшая напасти,
Как прежде светит, тьму круша,
Исполненная высшей страсти,
Неугасимая душа.

Дарит от старости спасенье,
И наша молодость жива,
И на негибнущем растенье
Шумит зелёная листва.

Любовь Сирота

Такая есть профессия – учитель.
По-моему, её важнее нет.
Преподаватель, мастер, просветитель,
Хранитель знаний, детских душ творитель,
Учитель держит на себе весь свет.

Он, каждый год шлифует поколенья,
Как ювелир топаз, или алмаз.
Уместно будет это здесь сравненье,
Учитель, не имеющий терпенья,
Профессию оставит в тот же час.

Ведь сколько надо приложить усилий,
Чтоб научить детей чему-нибудь.
Порой учитель плачет от бессилья
И оттого, что труд в стране России
Его не ценят. Как тут не всплакнуть.

Зато вопят на каждом перекрёстке
Ему: «Халтуришь! Выпускаешь брак!»
Обидны те слова, конечно, хлёстки.
Так перевозбуждённые подростки
Куражатся в предвосхищенье драк.

Возможно, обвиненья справедливы,
И грош ему, учителю, цена.
Ведь дети курят, лживы, нечестивы,
Грубы, циничны и душой ленивы,
Но только ли учителя вина?

Панчишкина О.

Учителю географии

За вами вслед готовы сами
В земные недра заползать,
Но страны в турпоездках с вами.
Мы предпочли бы изучать!

Учителю биологии

За весь животный мир в ответе,
И жизнь, и смерть в одном предмете.
И мы надеемся, что скоро
Путем естественным отбора
Свой добрый и усталый глаз
Вы остановите на нас!

Учителю иностранного языка

Без переводчика мы можем вас понять
У вас прекрасное произношенье…
Приходим мы к одному мненью
Учить английский продолжать.
А вы не спрашивайте строго,
Ведь чётко понимаем мы,
Что все в английский в классе влюблены.
И это каждому понятно:
Общаться по-английски с вами так приятно!

Учителю истории

На уроках ваших - тишина.
Слышен только голос ваш,
Когда рассказ ведёте.
Чем жила, живёт сегодня вся страна
Отчего всегда повсюду труд в почёте…
У доски всегда мы много размышляем
Как живём, как будем жить…
Не всегда мы, правда, знаем, как же всех ответом удивить.
Думаем, что привести в примеры
Чтоб «отлично» на уроке получить.

Учителю литературы

О сколько страниц, вы, нам сегодня задали!
В раздумьях мы: сумеем ли прочесть???
И открываем книгу мы, и надо же:
Не можем от неё мы глаз отвесть.
Пока до самого конца не дочитаем…
И это - вовсе уж не лесть,
Что скажем: вас мы уважаем
За доброту, психологический подход.
По Пушкину вас заверяем,
Что все и вся вам доверяем
И нам порукой - ваша честь
И смело ей себя вверяем.
И вас мы все же не забыли,
Ведь хорошо вы нас учили
Не только сочинения писать на «пять»,
А думать, прежде чем сказать!

Учителю информатики

Информатика - серьёзная наука.
Без неё сегодня - никуда.
«Windows» - непростая штука
Чтоб знать - немало надобно труда.
Но, (имя учителя), предмет свой вы доступно объясняете
Потому что всё отлично знаете.
К каждому из нас находите подход.
А отсюда наши знанья. Вот!

Учителю математики

Ваш строгий взгляд небезразличен,
Ваш четкий ум нам симпатичен.
И счастливы, и рады мы,
Что нам который год верны!
Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем:
Эйнштейнами мы не умрем!

Учителю химии

Предмет ваш очень актуален,
Средь нас особо популярен.
И просим вас: нас не браните,
Коль мы витаем в облаках.
Вы нас, пожалуйста, простите -
Процесс химический в мозгах…

Учителю музыки

Я радуюсь, что в школе есть учитель,
Которого я больше всех люблю.
За музыку его, рожденную роялем,
Я от души его благодарю.
Спасибо вам за доброту и ласку,
За светлый миг удач
И плач фальшивых нот,
За конкурсов волнующую сказку.
Пусть вечно длится Музыки урок!

Учителю физики и астрономии

И физику, и астрономию вам надо знать, —
Твердит она нам то и дело.
Но слушать нам её не надоело
Ведь хорошо ведёт она рассказ
Про силу тока и сопротивление проводника
Про часть Галактики, небесные светила.
— Уж очень строгая она, —
Услышать можно только от ленивых.
Но тот, кто хочет знать - науки её знает,
И на уроках - «четыре», «пять»
С большим успехом получает.

Учителю физкультуры

В спорт окунёмся с головой
Сыграем в волейбол, приём дзюдо покажем
Ведь [имя учителя] наш, учитель свой
Нас подбодрит, где надо - нам поможет.
Мы понимаем хорошо,
Что физкультурой надо заниматься.
А будем обливаться мы холодною водой
И в старости не будут ноги заплетаться.
Физ-ра - любимый наш предмет!
И, занимаясь каждый день,
Мы проживём в здоровье много лет!

Тот, кто берётся учить сам, никогда не должен прекращать учиться. Джон Каттон Дана

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: ИКТ в области образования по биологии

Увлечения: цветоводство, фотография, музыка, путешествия, дача,

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: д. Пекша, Петушинский район

Место работы: МБОУ "Пекшинская средняя общеобразовательная школа" Владимирской области, Петушинского района"

Навигация

Делюсь тем, что имею, дарю то, что умею, благодарна за то, что узнала.

О себе

Замужем!!! У меня двое замечательны детей: сын и дочь, которые подарили нам по внучке. На протяжении более 40 лет педагогической деятельности я учила и воспитывала детей. Главным своим профессиональным результатом считаю, что мои дети не только поступили в различные высшие учебные заведения, но и состоялись как личности, которым чуждо безразличное отношение к происходящему в стане, в их собственной жизни и жизни их друзей и близких. И, это, является моим главным счастьем и удачей как педагога, так и классного руководителя. Сейчас я выпустила 11 класс. Главное, что я старалась воспитать в них - это умение отличать чёрное от белого, добро от зла, настоящее человееское састье от беспечного прожигания жизни. Хочу, чтобы они были добрыми, гуманными, милосердными, здоровыми духовно и физически.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Н.Островский "Как закалялась сталь"

Ф.Фадеев "Молодая гвардия"

Э.Л.Войнич "Овод"

Д.Лондон "Мартин Иден" рассказы

Л.Н.Толстой "Война и мир"

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Стендаль "Красное и чёрное"

К. Маккалоу "Поющие в терновнике"

Э.М.Ремарк "Время жить, время умирать", "Унесённые ветром"

Ш.Бронте "Джен Эйр"

Мой взгляд на мир

Жизнь прекрасна и удивительна. Я люблю жизнь во всех её проявлениях и стремлюсь сделать её интереснее и ярче не только для себя, но и для окружающих меня людей. Каждая утренняя заря для меня будто бы новая жизнь. Стараюсь, чтобы каждый день оставил после себя любовно сделанное дело, новые знания, какие-то хорошие усилия над собой. Важно не опускать руки. Господь не даёт нам на пути непреодолимых препятствий. "ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ".

Научись видеть вокруг себя всё живое и радоваться ему - растению, дереву, птице, животному, земле и небу. Всматривайся в них добрыми глазами и внимательным сердцем - и откроются тебе такие знания, которые не найдёшь в книгах. Прислушивайся к своему сердцу - и тебе откроется то, для чего тебя "призвано", чем измеряется твоё предназначение. Может быть ты будешь полезен одному человеку, может - всему Миру.

Взгляни на мир глазами Бога.

Он видит мир, не так как ты:

Ты говоришь:"Могу немного",

А Он Сказал "Всё можешь Ты!"

Мои достижения

Работа учителя сложна, интересна и увлекательна. И главное достижение - это любовь к профессии и детям. Были поиски, победы, поражения. Но любрвь к профессии была, есть ибудет. Мои достижения - это мои любимые ученики. Все ученики - любимы, какие бы они ни были. Мои достижения - это дети, подростки, а сейчас уже многие взрослые, которым я смогла привить любовь и интерес к моему предмету - БИОЛОГИЯ. А главное - любовь и уважение к Родине и её истории, к достижениям людей великой страны - России, да да именно России, потому что без любви и уважения к собственной стране не может быть уважения к другим народам планеты Земля.

Награды и грамоты - это результат упорного и кропотливого труда. Всегда старалась оставаться в тени, пропуская других в очереди к Олимпу славы.

Мои достижения. Участие в профессиональных конкурсах :

Почётная грамота Министерства Образования и Науки РФ №659/к-н 2006г.

Грамота Департамента образования Владимирской области "За успехи в области экологического образования и воспитания школьников" №130 2009г.

Диплом Администрации Владимирской области. Комитет по молодёжной политике. Лауреат областного конкурса социальных инициатив молодёжи на селе "Милый сердцу уголок" 01.10.2013 года.

Дипломы за активное участие в Международных и во Всероссийских Педагогических Видеоконференциях на сайте СМИ "ЗАВУЧ.ИНФО. 2013год.

Диплом 2 степени Общероссийского конкурса "Моя уникальная методика преподавания биологии". Бакалавр. Маунед. РФ 2013год

Диплом лауреата фотоконкурса "Моя профессия учитель" Владимирской областной патриотической общественной организации "Милосердие и порядок" 2010 год.

Грамота Управления образования администрации Петушинского района "За инициативу и творчество в деле воспитания подрастающего поколения" 13.06.2013г. № 352

Моё портфолио

Сегодня уже невозможно представить ни ученика, ни учителя без портфолио. Электронное ортфолио - наиболее современный способ представления достижений учителя в профессиональной сфере. Ты можешь отслеживать свои успехи, победы, начинания. Начало его ведения мотивирует к ещё большей активной деятельности, организует и дисциплинирует учителя. Естественно, такой подход отражается и на наших учениках.

Современное общество хаактеризуется стремительным развитием науки и техники. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В связи с этим, современный школьник должен обладать возможностью самостоятельного получения и усвоения новых знаний, умений и навыков, а перед учителем стоит задача развития способностей учащихся самостоятельно ставить цели, находить пути их решения, работать с различными источниками информации, оценивать их, формулировать собственное мнение.

В своей работе, как учителя биологии, я ставлю целью развитие познавательного интереса учащхся, их творческой активности и самостоятельности.