Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду. «совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации фгос до

Праздники и развлечения в детском саду

Из опыта работы воспитателя Козиковой Елены Васильевны

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

Фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок”...

В.А.Сухомлинский.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.

С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее.

Праздник - это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней.

Впечатления раннего часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

Утренник в детском саду можно назвать важным событием в жизни ребенка. Здесь он узнает, как сочетается его личное удовольствие с выполнением обязательств. Здесь он учится совместной с другими детьми творческой деятельности.

Для взрослых - это возможность отдыха, тогда как для детей это важная стадия педагогического процесса, одна из составляющих воспитания, которая несет как моральную, так и эстетическую нагрузку. К праздникам дошкольники готовятся, разучивают сценарии утренников для детей, поют, танцуют, ставят небольшие спектакли, что вырабатывают у ребятни чувство важности и значимости мероприятия.

Праздники в детском саду не только приносят радость, но и обогащают жизнь детей, способствуя полному и гармоничному развитию. Подготовка к мероприятию, праздничное оформление, репетиции в костюмах и изготовление подарков - вызывают у малышей радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Утренники для дошкольников играют важную роль и в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Сценарии для детей, посвященные Дню защитника отечества или Дню независимости, расскажут ребятам о том, что нужно любить свою родину, ту землю, на которой они растут и живут.

Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада

Утренники в детском саду дают ребенку возможность раскрыть в себе новые таланты и способности и развить уже имеющиеся. Подготовка к празднику, разучивание сценария - это большая психологическая нагрузка, коллектив детей просто сплотить, дав им одну единую цель, к которой они будут вместе стремиться.

Родители, которых дети приглашают в качестве зрителей, могут увидеть достижения своего ребенка и вместе с ним порадоваться успехам. Часто дети своими руками готовят подарки мамам и папам. Утренники в детском саду - это торжество не только для детей, родители тоже принимают в них непосредственное участие. Они должны подготовить костюмы, проверить, насколько хорошо их ребёнок знает свои слова сценария, свои движения в танцевальном номере. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается активному участию взрослых. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. Как радуются ребята, когда две мама или папы соревнуются между собой.

Подобные мероприятия могут стать хорошим воспитательным приемом в семье.

Утренники для дошкольников обычно заканчиваются «сладким столом», где дети могут вдоволь наесться сластей и расслабиться. Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай.

Детские утренники являются важной частью педагогического процесса. Они являются формой воспитания детей и несут как физическую, так и моральную нагрузку. С помощью утренников у деток формируют эстетические навыки. К проведению утренника дети интенсивно готовятся. Они разучивают стихотворения, песни, танцы, проводят ролевые занятия. Это развивает память, мышление ребенка, формирует чувство важности проводимого мероприятия. Кроме того, у детей развивают навыки к коллективной работе, чем, несомненно, подготавливают к взрослой жизни.

С помощью детских утренников у детей часто выявляют скрытые таланты, которые открываются во время репетиций.

Составляя сценарии утренников в детском саду, стараемся объяснить в них, чему посвящен тот или иной день, будь то Осенний праздник, 31 декабря, 23 февраля, таким образом, воспитывая в детях трепетное отношение к разнообразным сферам нашей жизни. К примеру, утренник, темой сценария которого является Международный женский день 8 марта, прививает уважение к матери в частности и к женщинам в целом.

Виды праздников:

народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе;

праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

Как сделать так, чтобы утренник не стал для ребенка испытанием и оставил только положительные эмоции и воспоминания в памяти? Вот несколько советов:

· Позиция положительная и спокойная. Не стоит пугать малыша тем, что все будут на него смотреть, что это супер-ответственное задание и что все от него ожидают только отличного выступления. Лучше опишите, как там будет весело, какие герои придут к ним в гости, как будет украшен зал и настройте ребенка на веселое восприятие утренника.

· Помогите выучить стих или танец. Никогда не говорите, что «все это умеют кроме тебя». Это может заранее спрограммировать на неудачу. Лучше расскажите о своем детстве и о том, как Вы учили стихи и насколько хорошо это все получалось, а главное как это было интересно и весело в любом варианте.

· Ни в коем случае не отказывайте ребенку в прогулках или других заранее запланированных мероприятий ради того, чтобы выучить стих или еще раз отрепетировать программу.

Придя на праздник в детском саду, будьте спокойны и не нервничайте, потому что дети очень легко перенимают эмоции родителей. Даже если, по вашему мнению, сын или дочь будут рассказывать стих хуже всех, все равно не показывайте своего огорчения.

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.

Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. В основе их лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота – макушки лета.

В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых

Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.

Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.

Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного “я”. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:

– сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности;
– стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
– приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
– формировать уверенность в своих силах;
– укреплять физическое и психическое здоровье детей;
– учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
– обучать рациональному использованию;
– воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
– создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
– поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Хотелось бы подробнее остановиться на проведении праздников и развлечений в детском саду.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Виды праздников:

  • народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
  • бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
  • праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.

Эффективному проведению праздника способствуют:

– объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию
(короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия,
  • или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию
  • (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал
  • – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

    Требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.

    Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

    Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

    Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально­ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

    Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников.

    При выборе стихов надо помнить, что длинные трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку.

    Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

    Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой– как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.

    Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему . Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

    Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

    Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

    При оформлении помещения к празднику мы следуем основным правилам . Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

    Наряду с праздниками немаловажное значение для создания положительного микроклимата в группе имеют развлечения.

    Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

    По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида: дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети. При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно­досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

    Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

    Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – важная форма работы детского сада с семьей.

    Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

    • театрализованные:
    кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;
  • познавательные
  • : КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
  • спортивные
  • : спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  • музыкально-литературные концерты.
  • Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста.

    К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

    Фокусы вызывают у детей живой интерес. С ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы, которые показывают детям– это забавные и поучительные опыты, не требующие особого инвентаря, ни особого умения.

    Шутки. Им дети рады всегда. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

    Загадки и загадывать и отгадывать любят все дети. Отгадав загадку, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

    Аттракционы дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Они подбираются с учетом возраста детей. Воспитателю необходимо помнить: когда закончится игра, победителей следует поощрить морально или материально.

    Сюрпризы– это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь в детском саду.

    После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

    Досуговая деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую,этическую и т. д.

    Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

    Литература:

    1. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. , Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.
    2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 1981.
    3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1980.
    4. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.
    5. Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997.
    6. Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.

    Культурно-досуговые мероприятия - неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет-ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно--образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

    Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

    Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

    Детский праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский - в частности, принято определять как явление эстетико--социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

    Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

    Праздники и культурно--досуговая деятельность в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 493» рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредст-венность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально-педагогическую особенность старших дошкольников - потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или камерно в группах (приложение 1).

    Эффективному проведению праздника способствуют:

    • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
    • отбор художественного материала
    • выбор эмоционально--выразительных средств
    • подбор исполнителей
    • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

    Организуя детский праздник, во--первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно--досуговой деятельности. Во -вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В -третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

    Сценарий детского праздника - это подробная литературно--текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

    В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художест-венные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформ-ления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

    Работа над сценарием включает в себя несколько этапов

    1- этап - определение идейно-тематического замысла праздника - четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема - круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея - это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

    В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход - своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

    2- этап - построение композиции - реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сцениче-ском действии. Композиция - организация действия, соответствующее расположение материала - включает в себя:

    • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
    • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
    • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
    • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
    • развязку или финал - наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

    Требования к сценарию

    • строгая логичность построения и развития темы;
    • законченность каждого эпизода;
    • органическая связь эпизодов;
    • нарастание действия в его движении к кульминации.

    Поскольку детский праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

    Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

    Песня и танец на детском празднике - это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально--ритмической деятельности дети с большим удовольст-вием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально--игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

    Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

    Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой - как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

    Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

    Развлечения как один из видов культурно--досуговой деятельно-сти имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

    При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно--досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

    Виды развлечений по степени активности участия детей

    • дети являются только слушателями или зрителями
    • дети - непосредственные участники
    • участники - взрослые и дети.

    Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

    Третий вид - смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя - хорошая форма работы детского сада с семьей.

    Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30-35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5-10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

    Классификация развлечений по содержательной направленности

    • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.
    • познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические
    • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты
    • музыкально--литературные концерты.

    Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно--досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

    Творчество - еще один важный вид культурно--досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естест-венным способом бытия.

    Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творче-ской личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду.

    В качестве примера в приложении 2 представлен конспект коллективного творческого проекта «Детский сад моей мечты».

    Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются:

    • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
    • эмоционально- положительное отношение между сверстниками
    • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей
    • создание предметно-развивающей и творчески- проектировочной среды
    • добровольное участие всех членов образовательного сообщест-ва (детей, родителей, педагогов).

    Кроме этого педагогу нужно уметь:

    • не мешать ребенку творить
    • быть рядом с ним в этом процессе
    • принять и понять его позицию
    • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
    • самому быть творцом
    • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

    Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

    Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.

    Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

    Приложение 1

    Праздничный календарь

    Месяц

    Праздник

    Открыто

    (в музыкальном зале, с гостями)

    Камерно

    (в группе)

    Сентябрь

    День знаний

    В гостях у сказки

    Спортивные эстафеты

    В дошкольных группах

    В группах раннего возраста

    В старшей и подготовительной группах

    Средняя, старшая, подготовительная группы

    Театрализованное представление по мотивам народных сказок

    Старшие дошкольники - малышам

    Новогодние утренники

    Во всех возрастных группах

    Рождественские вытворяшки

    Зимние забавы

    Во всех возрастных группах

    Старшие группы

    День защитника Отечества

    День добра

    Старшие группы

    Младшая и средняя группы

    Во всех возрастных группах

    Дети, книжки берегите!

    Во всех возрастных группах

    Во всех возрастных группах

    Праздник смеха

    День космонавтики

    Весенняя капель

    Старшие группы

    Во всех дошкольных группах

    Выпускной утренник «До свидания, детский сад!»

    Подготовительная группа

    Открытие малых олимпийских игр

    Спортивный праздник
    »Я и моя семья»

    Праздник мыльных пузырей

    Старшие группы

    Во всех дошкольных группах

    В группах раннего
    и младшего дошкольного возраста

    День Нептуна

    Старшие группы

    Закрытие малых олимпийских игр

    Старшие группы

    Приложение 2

    Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»

    Задачи:

    • развитие творческих способностей детей в коллективной деятельности
    • создание условий для формирования активной жизненной позиции и позитивного отношения
      к окружающему миру
    • совершенствование умения следовать правилам
    • формирование потребности в совместной деятельности со сверстниками
    • развитие детского воображения.

    Предварительная работа: создание макета «детской» комнаты для куклы; составление плана-схемы сказочного теремка.

    Материал: заготовки плана--схемы игровой комнаты - цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

    Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых группах.

    Часть 1

    Педагог проводит среди детей экспресс--опрос:

    • Детский сад - это…
    • Мне нравится в детском саду…
    • Мне не нравится в детском саду…
    • В детском саду у меня есть…
    • Я люблю, когда в детском саду…
    • Я не люблю, когда в детском саду…

    Часть 2

    Педагог приглашает детей на экскурсию по группе. При этом взрослый берет на себя роль новенького в группе, а дети выступают в роли экскурсоводов.

    Экскурсия начинается с приемной. Педагог задает вопросы, а дети отвечают на них, рассказывают, показывают, объясняют.

    В игровой комнате взрослый интересуется игровыми зонами (где, во что и как можно играть). Далее педагог спрашивает, где дети занимаются, где и как отдыхают и т. д.

    Часть 3

    Проводится работа в малых творческих группах («мастерских»).

    Организационный момент: педагог рассыпает цветные карандаши на ковре (пять цветов). Каждый ребенок выбирает себе один карандаш. По цвету карандашей дети объединяются в «малые» группы и рассаживаются за столы с соответствующей пометкой: «синий», «зеленый», «красный», «желтый», «коричневый».

    На столах разложены заготовки плана--схемы игровой комнаты. Взрослый помогает детям сориентироваться, где на схеме находятся окна и двери, сравнить, где в действительности они находятся.

    Задание группам: создать макет групповой комнаты (игровой).

    Варианты макетов:

    • Группа моей мечты
    • В сказочном лесу
    • Центр свободной игры
    • Комната превращений
    • Сказочный городок.

    Часть 4

    Каждая мини--группа приглашает к себе в «гости» детей из других групп. Дети--«гости» вместе с педагогом рассматривают макет, задают вопросы. Дети--«хозяева» объясняют рассказывают, показывают, отвечают на вопросы.

    В ходе творческого дела педагог учитывает пожелания детей, их творческие находки, проявившиеся при изготовлении макета. Совместно с детьми обогащает предметно-пространственную среду группы к новому учебному году.

    О.М. Ельцова,
    преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ИПКиПРО г. Новосибирска

    Н.Н. Горбачевская,
    заведующий МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 493» г. Новосибирска

    А.Н. Терехова,
    старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - дет-ский сад № 493» г. Новосибирска

    Ольга Жукова

    В жизни людей происходит чередование будней и праздников , которые во многом противопоставляются друг другу.

    Для детей праздник имеет особое значение. К. Д. Ушинский отмечает, что праздник для ребенка – это совсем не то, что для взрослого.

    Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОУ. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей возможно развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию» и т. д.

    Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России , М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников , как :

    1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;

    2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

    3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;

    4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров;

    5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;

    6) «фантазийные праздники » Праздник мыльных пузырей , Праздник воздушных шаров , Бумажных корабликов и т. д. .

    Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

    Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А . Н. Зимина видит в следующем :

    Дать детям радость и побуждать их к активности;

    Дать яркие художественные музыкальные впечатления;

    Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

    Организация детского праздника , как пишет Ю. И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу :

    1) тщательный отбор сценария и актеров;

    2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

    3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

    4) проведение репетиций;

    5) изготовление костюмов и декораций;

    6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

    7) приготовление угощений.

    Оформление праздника включает декорации , костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников

    Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.

    Так, праздничная программа праздников на общественную тематику обычно состоит из трех частей :

    1) первая часть, небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение 1 – 2 песен;

    2) вторая часть – более продолжительная. Она состоит из кол-лективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, танцы.

    Данная часть может проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или же часть репертуара может быть объединена одной темой. В эту часть включаются инсценировки, игры, сюрпризные моменты.

    3) в заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника . Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником , ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику . Уходят дети под бодрый марш.

    Новогодний сценарий традиционно состоит из трех частей :

    1) первая часть – дети осматривают красочно убранную елку, читают стихи, водят хороводы;

    2) вторая часть – кульминационная. Здесь появляются Дед Мороз, Снегурочка, которые продолжают вести утренник, проводят аттракционы, игры, загадывают загадки и т. д. ;

    3) третья часть – завершающая. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми. После одного – двух массовых танцев (хороводов) вокруг елки дети расходятся по группам.

    Праздники , посвященные прощанию с детским садом и проводам детей в школу, отличает теплая атмосфера дружеского внимания.



    Дети подготовительной группы исполняют свои любимые песни, игры, танцы, смотрят выступления ребят других групп, принимают от них поздравления, цветы, сувениры. В песнях и стихах, заключающих утренник, дети благодарят воспитателей и работников детского сада , обещают хорошо учиться в школе.

    Праздники , посвященные дню рождения детей, обычно проводятся как своеобразное семейное торжество.



    Ребенку (группе детей) посвящается небольшой концерт, вручаются подарки (самоделки, рисунки, изготовленные сверстниками. Дни рождения лучше проводить во второй половине дня и заканчивать чаепитием с пирогом и сладостями.

    В последние годы традицией во многих ДОУ стало проведение совместных детско-родительских праздников .



    Такой праздник , как отмечает Е. В. Огородова, может состоять из четырех частей :

    1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;

    2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника ;

    3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;

    4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника ) .

    В праздники , проводимые в начале учебного года, включается больше игр, зрелищ, так как дети еще не успели освоить более сложный репертуар.

    Подчеркнем : каждый праздник (утренник, развлечение ) должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею праздника , не дает ходу праздника «рассыпаться» .

    Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.

    При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко, необходимо учитывать принципы : доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера , познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности» .

    Интересный сюжет;

    Игра как основа праздника , либо единая игровая тема праздника ;

    Чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

    Построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;

    Включение двигательных и общеразвивающих упражнений , подвижных игр;

    Соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).

    Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников .

    Педагог (музыкальный руководитель, воспитатель, методист) продумывает тему, форму праздника , подбирает музыкальный и литературный материал. Номера для детей следует подбирать по их силам и наклонностям, дети должны получать удовольствие от участия в празднике .

    Ведущий праздника – артистичный , с хорошей культурой речи. Он должен обладать навыками свободного общения с детьми и взрослыми, поскольку именно он создает положительный и доброжелательный настрой утренника.

    Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений и их по возможности художественное исполнение. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло .

    Хорошей традицией являются «проводы праздника » . В музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.

    Развлечения – один из видов культурно-досуговой деятельности ДОУ.



    Развлечения – красочные моменты , развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Кроме того, дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д.

    Развлечения классифицируют , в зависимости от активности детей, на три вида. Это развлечения , в которых дети :

    1) только зрители и слушатели;

    2) участвуют самостоятельно;

    3) участвуют совместно со взрослыми.

    При организации развлечений первого вида дети привлекаются к оформлению группы, зала, изготовлению пригласительных билетов, атрибутов. В развлечениях , где дети только зрители и слушатели, положительный эмоциональный настрой передается им в процессе восприятия.

    Во втором виде развлечений дети сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, участвуют в различных играх. Этот вид развлечений помогает педагогу найти занятие для каждого ребенка.

    Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

    Третий – смешанный вид развлечений позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками. К этому виду развлечений привлекаются и родители.

    1) театрализованные (кукольный, теневой, пальчиковый театр и др.) ;

    2) познавательные (викторины, Клуб веселых и находчивых и т. п.) ;

    3) спортивные (подвижные игры, эстафеты, аттракционы, соревнования) ;

    4) музыкально-литературные концерты;

    5) шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты.

    Остановимся подробнее на последнем виде развлечений .

    Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях .

    Фокусы, с которыми связано нечто загадочное, всегда вызывают у детей живой интерес.

    Сюрпризы – неожиданные и веселые моменты, вызывающие у детей множество положительных эмоций.

    После проведения праздников и развлечений чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника и развлечения могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.

    Таким образом, праздники и развлечения – интегрированные , эстетико-социальные явления, значимые мероприятия в жизни детского сада . Задача педагогов ДОУ – сделать детский праздник и развлечение незабываемым , оставить яркий след в душе воспитанников.


    «Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО»
    В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
    В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы требования по взаимодействию дошкольной организации и родителей.
    Дошкольное детство - исключительно важный период жизни, когда закладываются основы физического и психического здоровья человека, важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
    Для успешной позитивной социализации ребенку необходимо два основных фактора:
    семья (другие люди)
    общество сверстников (равных)
    ДОУ является тем воспитательным полем, которое объединят эти два фактора, представляя собой, явление социальное, где ребенок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязи ДОУ с другими факторами и прежде всего в сфере семьи, ее ближайшего окружения, вопросы обучения и воспитания ребенка переходят в область социально – педагогических отношений. Находясь в таких условиях, ребенок задолго до перехода в школу будет приобщаться к достижениям культуры, цивилизации, тем самым гармонично развиваться как личность. Кроме того основная задача ДОУ помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, став центром, организующим детскую жизнь. Ребенок, находясь в детском саду, одновременно с предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками приобретает определенные социальные знания, умения и навыки, которые дополняют стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечивают ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей и социальных ролей.
    Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей, они должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми. Воспитателю необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка.
    Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате грамотно организованного плодотворного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.
    Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.
    Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
    Системность и последовательность работы.
    Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям и родителям.
    Наиболее интересной и продуктивной формой взаимодействия является организация совместных праздников и развлечений. Мои праздники выстроены в форме танцевально-игровой гимнастики (программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина), которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Упражнения танцевально-игровой гимнастикой создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
    Для реализации поставленной цели мною были определены следующие задачи:
    1.Создать благоприятные условия для накопления и применения танцевально-игрового опыта детьми и родителями в разнообразной деятельности;
    2.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта;
    3.Установить (определить) единые требования и цели педагога и семьи в воспитании детей;
    4.Разработать систему мероприятий с семьей, целью которой является активизация и обогащение воспитательных умений родителей: поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
    Мероприятия могут быть разных видов: праздники, игры-путешествия, досуги, театрализованные развлечения, экскурсии, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения. Чтобы они стали обучающими для детей и родителей, я разработала определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
    Выделение цели и задач мероприятия для детей, родителей и педагогов.
    Консультации для родителей.
    Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей.
    Распределение ролей взрослых.
    Изготовление пригласительных билетов.
    Подготовка отдельных индивидуальных номеров (разучивание стихов, танцев, песен).
    Изготовление атрибутов и пособий.
    Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
    Развлечения построены на играх «родители-дети», потому что цель встречи: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
    В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
    Поэтому праздничные встречи проходят постоянно и стали яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, развивается двигательная активность, как детей, так и родителей.
    В группе проведены праздничные мероприятия:
    Игра-путешествие «Путешествие на паровозике»
    Развлечение «Клоуны и клоунята»;
    Игра-путешествие «Путешествие на Северный полюс»;
    Игра-путешествие «Африка»;
    Развлечение «Зимние забавы Снеговичка»;
    Фестиваль русских народных игр, совместно с физ. инструктором.
    Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. В конце праздничных мероприятий всем родителям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, сладкие подарки и небольшие сюрпризы, изготовленные руками детей. В результате получают удовольствие все: и дети, и воспитатели, и родители.
    Кроме того, краткие репортажи с праздников и развлечений я отражаю в газете ДОУ «Росинка» так как являюсь корреспондентом и редактором данного издания. Газета содержит обширный материал о событиях, происходящих в ДОУ; странички, посвященные детскому творчеству, творческим педагогам. Есть раздел, посвященный интересным семьям, их общим увлечениям, традициям, истории. Есть и педагогические советы родителям. Читать такую газету интересно всем, а родителям особенно, ведь здесь они могут увидеть фотографии своих детей, прочитать их стихи и сказки, увидеть их рисунки. Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Газета удобна тем, что родители могут ознакомиться с ней в любое удобное время.
    Можно сделать вывод, что комплексный подход к организации и проведению праздников позволил внести нечто новое в традиционную работу с родителями, обеспечив более тесный контакт «Воспитатель-ребенок-родитель». Это, несомненно, способствует укреплению взаимоотношений в семьях воспитанников, повышает их целостность и эмоциональное благополучие.


    Приложенные файлы