Вопросы чтобы узнать себя. Правильные вопросы для осознания своих истинных жизненных целей

Большинство людей никогда не задавали себе этих вопросов. А если и задавали, то не пытались найти на них правдивый ответ. Дело даже не в самом ответе, а в его поиске. Каждый из этих вопросов способен натолкнуть вас на определенные размышления о себе самом и мире вокруг, даже если вы не найдете ответа. Кого-то они способны сдвинуть с мертвой точки и заставить думать о том, о чем они обычно не хотят думать.

Порядок вопросов не имеет особого значения, я их публиковал в той последовательности, в какой они приходили в голову. Хотя несколько вопросов, которые идут друг за другом могут быть связаны логически. Не надо зацикливаться на формулировке воспроса и поиске ответа на него. Прежде всего, вы должны начать думать, размышлять и это основная задача, которую я вкладываю в эту статью. Поэтому не нужно искать никакой скрытой подоплеки в формулировках. Просто думайте.

Предупреждаю, многие вопросы неудобные, они могут задевать ваше самолюбие, наводить на воспонимания о чем-то неприятном, но задавать их себе надо, потому что многие проблемы не получится просто игнорировать. И лучше задать их себе сейчас, внимательно обдумать и прийти к какому-нибудь решению, чем пожинать последствия заблуждений и неправильного выбора потом.

Пускай эти вопросы и наталкивают на неприятные чувства, но цель этих вопросов это не огорчить вас, а побудить к определенным действиям. Не свыкнуться с проблемами, а найти для них решение! Многие из этих вопросов я задавал и задаю себе сам, и они помогают мне узнать себя глубже и, пользуясь этим знанием, двигаться дальше. Если вы не уверены в своих моральных силах, страдаете депрессией, то лучше эту статью пропустить, так как в этом случае, вопросы могут ввергнуть вас в уныние.

Если я понимаю, что мне сложно общаться с некоторыми людьми, то я думаю как этого избежать.
Если я понимаю, что я ленив, то я думаю о том, как укрепить дисциплину.

В общем, я настроен на решение проблемы, а не на то, чтобы просто опустить голову и покорно смириться с обстоятельствами. Я хочу, чтобы также были настроены и вы.

Как отвечать на вопросы?

Не обязательно отвечать на все сразу. Возможно, придется основательно подумать. Не спешите сразу дать ответ на вопрос, это может оказаться шаблонный ответ, обусловленный стереотипами, сложившимся в вашем мышлении. Эти стереотипы призваны упрощать ваше мышление и оберегать ваше самолюбие от возможности самообвинений. Они срабатывают мгновенно, предлагая вам наиболее психологически «комфортный» ответ. Но такой ответ не значит честный. Поэтому выделете время, чтобы поразмышлять, постарайтесь докопаться до сути и быть максимально честными с собой. При необходимости возвращайтесь к статье.

Подсказка: большинство проблем заключены в вас самих, а не во внешнем мире. И эти проблемы можно решить работая над собой.

Также некоторые подсказки можно обнаружить переходя по ссылкам, которые я приведу в посте.

Некоторые вопросы включают в себя утверждение. Например, «почему вы курите?» Если вы не курите — пропускайте вопрос это к вам не относится. То же самое касается всех подобных вопросов.

Одни вопросы могут озадачить одних, но оставить равнодушными других людей. Это нормально. Нельзя заранее предсказать по какому пути пойдет ваша цепочка мышления и что способно обратить на себя ваше внимание.

Вопросы

  1. Почему меня должно тревожить мнение других людей о себе?
  2. Как ко мне относятся знакомые?
  3. Почему я не могу оставаться один?
  4. Почему я пью
  5. Зачем я
  6. Как ко мне относятся мои дети?
  7. Почему мне трудно заводить друзей?
  8. Разве я должен быть абсолютно во всем лучше остальных?
  9. Судьба несправедлива со мной. Ну и что?
  10. Почему я много ругаюсь матом?
  11. Что происходит в мире?
  12. Что происходит в моей стране?
  13. Что происходит на моей работе?
  14. Чего я хочу от жизни?
  15. Почему мои планы не исполняются?
  16. Доволен ли я своим выбором?
  17. Зачем нервничать и волноваться?
  18. Кто несет ответственность за то, что в моей жизни сложилось в так, а не иначе?
  19. Кто несет ответсвенность за то, что я стал таким?
  20. Неужели тот жизненный путь, который я избрал для себя, единственно возможный?
  21. Что мне мешает жить той жизнью, которой я хочу жить?
  22. Разве мне кто-то чем-то обязан?
  23. Разве я кому-то чем-то обязан?
  24. Почему я ругаюсь с женой/мужем? Какой в этом смысл? Приходим ли мы к чему-то ценному в результате этих конфликтов?
  25. Почему мои эмоции берут надо мной верх?
  26. У меня плохое настроение. Ну и что?
  27. Зачем мне десятое платье или третьи часы?
  28. Что будет со мной через десять, двадцать, тридцать лет? Моя жизнь как-то изменится, если я буду продолжать делать то что делаю? Меня устраивают эти перспективы?
  29. Что будет с моим здоровьем, если я буду продолжать вести тот образ жизни, который веду сейчас?
  30. Что со мной будет когда я состарюсь и не смогу находить удовольствие в тех вещах, которые мне доставляют радость сейчас (секс, еда, выпивка)?
  31. Мне нравится моя работа?
  32. Устраивает ли меня моя работа в качестве источника дохода и дела всей жизни?
  33. Почему я не могу организовать другие источники дохода?
  34. Что будет, если я лишусь работы?
  35. Почему я не работаю удаленно?
  36. Почему я не занимаюсь своим бизнесом?
  37. Мне повезло меньше чем другим. Ну и что?
  38. Что я буду делать на этих выходных? А на следующих? Что я делаю каждые выходные?
  39. Зачем я курю?
  40. Хватает ли мне отдыха?
  41. Мне хватает свободного времени?
  42. Я высыпаюсь?
  43. Я нахожусь в хорошей физической форме?
  44. Я хорошо себя чувствую?
  45. Удается ли мне сохранять
  46. Как правильно питаться?
  47. Я достаточно уделяю времени близким?
  48. Зачем я задерживаюсь на работе? Что будет, если я стану уходить во время?
  49. Почему я исповедую именно эту , а не другую? Все другие религии ошибаются?
  50. Я прилежно выполняю заповеди своей веры? Если нет, то как я могу быть уверен в спасении души?
  51. Какой смысл в страдании?
  52. Какие мои интересы, хобби? Чем я увлекаюсь?
  53. Сколько я провожу времени в ?
  54. Сколько времени я смотрю телевизор?
  55. Сколько я прочитал книг за последний год?
  56. Какая есть еще интересная музыка?
  57. Я достаточно образован и эрудирован?
  58. Почему Земля не падает на Солнце?
  59. Каким образом кодируется генетическая информация?
  60. Из чего состоит атом?
  61. Сколько иностранных языков я знаю?
  62. Я адекватно реагирую на критику в свой адрес?
  63. Когда я последний раз соглашался с чужим мнением, которое было отлично от моего и открыто это признавал?
  64. Какой смысл в тех спорах, в которых каждый участник не хочет принимать мнения другого? Разве в таких спорах рождается истина?
  65. Зачем мне кому-то что-то доказывать?
  66. Когда я последний раз хвалил людей, говорил им искренние комплементы?
  67. Чем я лучше тех людей, которых не люблю?
  68. За что меня не любят некоторые люди?
  69. За что меня любят?
  70. За что я люблю тех кого люблю?
  71. Достаточно ли я приложил сил, чтобы усилить свои сильные качества и избавиться от недостатков?
  72. Давно ли я дарил подарки просто так, без повода?
  73. Давно ли я навещал своих пожилых родственников?
  74. Много ли существует людей, которые окажут мне бескорыстную помощь, если я в ней буду нуждаться?
  75. Когда я последний раз убирался дома?
  76. Часто ли я остаюсь один и размышляю о жизни?
  77. Когда я последний раз делал то, что другие не одобряли, а в итоге я осталися доволен своим выбором?
  78. Я доводижу дела до конца?
  79. Развитое ли у меня чувство юмора?
  80. Много ли я смеюсь?
  81. Получаю ли я удовольствие от жизни?
  82. Счастлив ли я?
  83. Часто ли я жалуюсь на жизнь?
  84. Многие люди живут в условиях голода, недостатка жилья и их жизнь подвергается постоянной опасности. Почему я считаю свои проблемы такими значительными и серьезными?
  85. Все ли я делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь?
  86. Почему происходят войны?
  87. Откуда происходят мои страхи? Почему я боюсь мышей, если они не могут причинить мне вреда?
  88. Зачем мне обижаться на других?
  89. Зачем мне притворяться тем, кем я на самом деле не являюсь?
  90. Какие мои самые серьезные жизненные ошибки?
  91. Почему я одинок?
  92. Чем помогают мне мои принципы, мое мировоззрение?
  93. Что за люди мои друзья? Почему мы вместе?
  94. Что определеяет мое поведение?
  95. Когда я последний раз наводил порядок в своей квартрие или на рабочем месте?
  96. Что такое хорошо, что такое плохо?
  97. Внимательно ли я слушаю других людей?
  98. Много ли я страдания доставил окружающим?
  99. Почему я стыжусь своих близких?
  100. Что я знаю о смерти?

Выделите несколько часов свободного времени. Уединитесь. Попросите, чтобы вас не беспокоили близкие. Отключите мобильный телефон. Возьмите несколько листов писчей бумаги.

Запишите ответы на все вопросы. Записывайте первое, что придёт в голову. Пишите, не внося правки. Ответьте на все вопросы. Важнее записать все ответы, а не просто обдумывать их.

Пишите быстро. Отведите себе не более 60 секунд на каждый вопрос. А лучше, если это займёт у вас менее 30 секунд.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете, и улыбайтесь в это время.

Итак, вопросы:

1. Что заставляет вас улыбаться? (Род занятий, люди, события, увлечения, проекты и т.д.)

2. Что вам нравилось делать в прошлом? Что вам нравиться делать сейчас?

3. Делая какую работу, вы можете потерять счёт времени?

4. Что заставляет вас гордиться собой?

5. Кто в большей степени является вашим вдохновителем? (Кто-либо, кого вы знаете или не знаете лично. Члены вашей семьи, друзья, писатели, художники, политические деятели и т.д.). Какие качества каждого из ваших вдохновителей служат вам примером?

6. Что у вас особенно хорошо получается? (ваши умения, способности и таланты).

7. За какой помощью обычно к вам обращаются люди?

8. Если бы вам пришлось кого-то чему-то учить, то чему бы вы учили?

9. О чём в своей жизни вы бы сожалели? (Несовершенные действия, отсутствие чего-либо).

10. Представьте, что вам уже 90 лет. Вы сидите в кресле-качалке на крылечке своего дома и греетесь в нежных лучиках весны. Вы счастливы и расслаблены, вы довольны той чудесной жизнью, которая была вам дарована. Вы вспоминаете всю свою жизнь, думаете о том, чего вы в течение этой жизни добивались и что у вас было. Вы перебираете в памяти все отношения. Что для вас имеет самое большое значение? Составьте список.

11. Каковы ваши истинные ценности? Выберите 3-6 слов в порядке убывания важности.

Какие ваши высшие ценности? (выпишите из предложенного списка то, что с вами резонирует)

Достижения

Качество работы

Приключения

Услужливость

Личностный рост

Здоровье

Быть лучшим

Честность

Продуктивность

Бросать вызов

Независимость

Инициатива

Удобство

Внутреннее спокойствие

Отношения

Мужество

Надёжность

Творчество

Интеллект

Уважение

Безопасность

Близкие отношения

Любознательность

Образование

Духовность

Лидерство

Окружение

Свобода во времени

Разнообразие

Финансовая независимость

Заинтересованность

Здоровый образ жизни

Другие ценности, которых нет в списке

12. Какие сложности, трудности и невзгоды вам приходилось преодолевать или что вам приходится преодолевать на данный момент? Как вы это делаете?

13. В какие идеи вы по-настоящему верите? Что вас в них привлекает?

14. Если бы вам пришлось выступать перед большим количеством людей, о чём было бы ваше выступление? Кто были бы эти люди?

15. У вас есть таланты, предпочтения и ценности. Как бы вы могли использовать то, что дано вам, в целях служения, помощи и осуществления личного вклада? (Людям, живым существам, идеям, организациям, окружающей среде, миру и т.д.).

Ваше предназначение в этом мире

«Вы меняетесь, когда записываете свои цели и пересматриваете их, поскольку для этого вам приходится тщательно, глубоко поразмышлять над тем, что же для вас на самом деле важно и подстраивать своё поведение под свои убеждения» – Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей» (7 Habits of Highly Effective People).

Понять своё предназначение можно, ответив на 3 вопроса:

Что я хочу делать?

Кому я хочу помогать?

Каков будет результат? Что я создам?

Шаги к определению вашего предназначения:

1. В быстром темпе ответьте на 15 вопросов, предложенных выше.

2. Перечислите слова, которые характеризуют вас. Например: образование, достижение совершенства, доверие, воодушевление, совершенствование, помощь, отдача, руководство, вдохновение, обладание, мотивирование, воспитание, организация, продвижение, путешествие, рост, участие, удовлетворение, понимание, преподавание, творчество и т.д..

3. Основываясь на своих 15 ответах, перечислите всё и всех, кому и чему вы можете помочь. Например: люди, живые существа, организации, идеи, группы, окружающая среда и т.д.

4. Определите свою конечную цель. Какую пользу извлекут те, кто попал в ответ к вопросу выше, из того, что вы сделаете?

5. Сформулируйте шаги 2-4 в одном или двух-трёх предложениях.

Какова ваша цель? Каково ваше предназначение? На что направлены ваши стремления?

Многим из читателей блога Армена и моего блога знакома практика составления «списков из 100». Они могут быть самыми разными. В этот раз я хочу предложить желающим составить два таких «списка из 100»: 1) «список из 100 вопросов, на которые я хотел (а) получить ответы, когда мне было 14 лет» и 2) «список из 100 вопросов, на которые я хочу получить ответы сейчас».

В отличие от обычной инструкции по составлению «списков из 100», когда надо писать весь список, 100 пунктов и не меньше, за один присест (20-25 минут), с любым количеством повторов, - я предлагаю возвращаться к составлению списков в течение 7-10 дней, дописывая вопросы по мере вспоминания/возникновения. Если получится меньше 100, в принципе, не страшно, но чем больше, тем лучше. По окончании «вылавливания» и записывания вопросов важно написать рефлексивный отклик - что вы осознали, поняли в ходе этого упражнения (в том числе в ходе сравнения этих двух списков), что из этого оказалось для вас наиболее важным и интересным.

Результаты нашего эксперимента

В первую очередь, хочу поблагодарить тех, кто прислал отклики на это задание: Людмилу Казанцеву, Ригину Аракелову, Яну Рулеву, Алексея Лучникова, Виолетту Новик, Екатерину Голованову, Эркина Алиева, Дениса Паринова, Сергея Осипова, Вадима Хурина.

Ниже - небольшое обобщение разных типов вопросов, примеры которых участники приводили в своих отчетах. Если у вас есть под рукой ваши собственные списки, вы можете сравнить, какие типы вопросов присутствуют у вас. Возможно, у вас есть какие-то вопросы, относящиеся к другим типам.

В прошлом

Возраст 14 лет был выбран потому, что в общем и целом примерно в этом возрасте происходит так называемое «рождение Я», становление рефлексивного самосознания.

Вопросы об устройстве мира - природного и социального, исследовательские вопросы:

«Почему у действия Х бывает результат Y?», «Что получится, если сделать Z?», «О чем думают и что понимают животные?», «Почему долгожданный Новый год не приносит чудесных изменений?», «Почему радость от полученного короче, чем от ожидаемого?»; «Существуют ли инопланетяне?»; «Почему люди предают?»

Вопросы об устройстве собственного внутреннего мира и причинах собственного поведения:

«Почему я не могу перестать опаздывать?»

Вопросы об устройстве внутреннего мира других людей:

«Почему отец такой строгий?»

Вопросы о способе действия, приводящем к желаемому состоянию/результату:

«Как сделать так, чтобы получить A?»

Вопросы о смысле и/или потенциальной полезности разных элементов жизни, которые человек сам не выбирал:

«Зачем мне английский язык?»

Вопросы о том, сбудется ли желание:

«Позвонит или не позвонит?»

Вопросы о том, как понять других людей:

«Как понять, нравлюсь я ему или нет?»

Вопросы о том, как человек выглядит в глазах других, как он воспринимается ими:

«Неужели я выгляжу слишком доступной?»

В настоящем

Мы не спрашивали о возрасте респондентов, поэтому отнесем их всех в единую категорию «взрослых»:)

Вопросы о способах изменения себя в сторону соответствия образу «идеального Я»:

«Как стать более (или менее) Х?»

Вопросы о правильном способе действия:

«Как правильно делать Х?»

Вопросы, направленные на выявление препятствий на пути к желаемому

состоянию/результату:

«Что мешает мне реализовать Y?»

Вопросы, направленные на выявление оптимальных условий для реализации желаемого:

«Что нужно, чтобы реализовать Y в еще большей степени?»

Вопросы об альтернативном настоящем:

«Как бы сложилась моя жизнь, если бы я не принял (а) решение Z?»

Вопросы о смысле жизни:

«Зачем я пришел (а) на эту Землю?»

Вопросы о «генеративности» (термин Э. Эриксона), внесении ценного вклада в жизнь других людей, о востребованности:

«Чем еще я могу быть полезной людям?», «Какие мои знания, опыт и навыки могут быть нужны людям?»; «Какие свои таланты я еще не раскрыла?»; «Что я могу сделать для мира вокруг, чтобы он стал осмысленнее, добрее и светлее?»

Вопросы о продуктивности и балансе:

«Как больше успевать и не загнать себя?»; «Как разобраться с хаосом и внести в жизнь хоть какую-то упорядоченность?»; «Как совмещать свои проекты, интересы, семью и друзей, чтобы никто не страдал?»; «Что такое лень? Откуда она берется и зачем она?»

Вопросы из любопытства, не привязанного к достижению результата:

«Кто и как построил египетские пирамиды на самом деле?»; «Как себя ощущают гениальные люди?»; «Вдохновляет ли летчиков небо так же,

как людей, которые летают не так часто?»; «Как рождается музыка в голове у гения?»; «Что чувствовали первооткрыватели космоса?»

Конкретные вопросы о развитии своего дела, о проектах:

«Какие темы лучше брать для постов на блоге, чтобы раскрывать тематику блога?»; «Какой исследовательский вопрос поставить в моем дипломном проекте в магистратуре?»

Конкретные вопросы о решении бытовых, практических задач:

«Стоит ли покупать квартиру?»; «Куда поехать на Новый год?»; «Где найти сноубордический костюм на мой рост?»; «Что делать, если не дадут визу?»; «Как переехать жить к морю?»

Вопросы о верификации информации, связанной с техниками поддержания здоровья, с техниками саморазвития и т.п.:

«Могут ли люди в сибирском климате с пользой для себя заниматься сыроедением?»; «Все-таки, пить воду во время еды - вредно? Или нет?»

Вопросы о психологическом саморазвитии и самоисцелении, о внутренней цельности:

«Как чаще слышать своего „внутреннего ребенка“?»; «Как поменьше заниматься „самоедством“?»; «Почему я знаю, но не делаю?»; «Как перестать делить себя на тело и душу?»

Вопросы, направленные на то, чтобы лучше понимать других людей и улучшать взаимоотношения с ними:

«Почему одних людей однажды „торкает“, и они начинают искать смысл жизни, ответы на вопросы, личностно расти, а других - никогда?»; «Что еще я могу сделать для моих близких, чтобы отношения стали еще лучше?»; «Как у джазовых музыкантов получается так тонко чувствовать друг друга? Как можно научиться такому чувствованию?»; «О чем мои родители мечтали в молодости? О чем они мечтают сейчас?»

Вопросы о понимании устройства мира (экономического, политического, социального):

«Почему в современном мире не всем хватает еды и воды?»; «Почему в России очень распространена идея неверия в других людей, в проекты, в успех?»

Вопросы о собственном пути, об актуальных ситуациях выбора:

«Если бы не кризис среднего возраста, начала бы я так кардинально менять свою жизнь?»; «Как я пойму, что путь, который я нашла - это мой путь?»; «Как мне мой интерес превратить в профессию?»

Вопросы о будущем, влияющие на «прокладывание курса»:

«Сколько еще активных лет мне отведено?»; «Какой я вижу свою жизнь в будущем?»

Вопросы о трансперсональном, экзистенциальном и философском, влияющие на принятие этических решений:

«Живет ли человек несколько жизней?»; «Как подмечать знаки Вселенной на тонком уровне?»

Видно, что у взрослых гораздо больше разных типов вопросов к себе и миру, и большинство этих вопросов связано с самореализацией - не только поиском своего пути, но и конкретным воплощением желаемого, со способностью влиять на собственную жизнь. Подростки, по очевидным причинам, менее способны влиять на свою жизнь.

Из рефлексивных откликов участников:

«[Заметила, что у меня] вопросы чаще возникают по тем моментам, которые не нравятся или вызывают сильный интерес, удивление, желание объяснить самой себе, понять. А то, что хорошо, комфортно, понятно и привычно, в вопросах не нуждается».

«Обратила внимание, что вообще не привыкла „думать вопросами“. Больше обращаюсь к себе императивно („надо“, „сделать“) или описательно».

«Совсем не помню свои вопросы в 14 лет. Чем я жила? О чем мечтала? Неужели ни о чем..? Помню основные события и лишь немногие вопросы, которые запомнились. Поэтому список короткий».

«Я осознала, что любой мой шаг к новому уровню развития начинался с того, что в голове возникали вопросы: „Неужели это возможно? Как такое возможно?“ И даже если за этим следовали мысли, что да, возможно, но у других, а не у меня, то со временем все получалось именно в этом направлении».

«Во втором списке было много вопросов об устройстве мира и происходящих в нем процессах. В „14-летнем“ списке таких вопросов нет вообще. Видимо, в 14 лет я думал, что знаю о мире значительно больше, чем сейчас».

«Самими вопросами очень хорошо „вычищается“ голова. Чище мысли и яснее видны ценности».

«Вообще, сложно было представить, какие вопросы могли меня интересовать в 14 лет. Хотя это помогает снова почувствовать себя ребенком и попробовать представить, какие вопросы могли меня тогда волновать. Буквально через пять юношеских вопросов я задумалась: а почему у меня везде вопрос „Почему?“... Позже проанализировав, что подобные вопросы уже во взрослом состоянии трансформировались в вопрос „Зачем?“. И я нашла ответ на этот вопрос. Ведь именно благодаря тем трудностям, которые меня беспокоили, тревожили, а порой и вовсе изматывали в юности, я стала тем человеком, который я есть сейчас, чем, собственно, и горжусь. Вопросы меня взрослой, в основном, начинаются со слова „Как“ и, насколько понимаю, предполагают определенных действий для достижения желаемого. Прописывая и просматривая „взрослый список“, отметила, что в момент задавания вопроса сразу же происходит мысленный поиск путей его решения. Даже больше скажу, в большинстве случаев приходит вполне конкретный ответ. Написание списка волнующих вопросов помогло поднять на поверхность, возможно, бессознательные тревоги, беспокойства, да и просто увидеть и признать то, что интересует меня сейчас и, благодаря этому, осознанно сфокусировать свое внимание на важном для меня».

«Пока писал вопросы, выудил для себя очень много идей для сегодня и для будущего. По упражнению:

Оказалось, у меня есть вопросы, которые до сих пор не закрыты. Это было очень интересно и заставило задуматься.

Есть вопросы, которые уже закрыты, т.е они были в 14 лет, а сейчас уже не волнуют.

Когда задавал вопросы, я поймал себя на мысли, что сам себе задаю вопросы. И ответы мог дать на них я сам.

Идеи, которые возникали, пока делал упражнение, могли касаться совершенно других тем и сфер жизни, нежели сегодняшнего дня. И это тоже было интересно.

Еще одним открытием было то, что пока я писал вопрос, ответ уже начинал вырисовываться, и я начинал двигаться в этом направлении!

Те вопросы, которые до сих пор меня волновали, помогли охватить мою жизнь одним взглядом, дали какое-то понимание, как я сам развивался, и тем самым, в какой-то мере, предопределили будущее».

«Спасибо большое за открывшуюся возможность притормозить. Неожиданно удалось увидеть общее в структуре размышлений над вопросами 14 и 38 лет. Первая группа вопросов (удивительно для меня нынешнего) обращена в краткосрочную перспективу с неопределенным способом их разрешения. Надо было реагировать по месту и ситуации. Вторая группа вопросов кричит и вопит о средне- и долгосрочной перспективе. И при этом все вопросы определяют совершенно понятные последовательности действий по поиску ответа на них».

Ниже я расскажу еще немного о том, как можно подойти к анализу вопросов самому себе.

Конструктивные и неконструктивные вопросы по Дженет Коннер

Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры конструктивных и неконструктивных фор-матов вопросов, адресуемых пишущими самим себе и Миру. Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?» Любой ответ себе на такие вопросы - это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.

Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся - нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону. Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» - и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.

Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, - это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса - это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»

Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер - это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе - о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека - не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение - вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.

Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий. Ниже я приведу несколько примеров вопросов из каждой категории.

1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности.

«Где я чувствую, что застрял (а) в своем движении? Что мне мешает?»

«С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»

«Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»

«Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»

«От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»

«Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»

«Какие „части меня“ сейчас хотят быть услышанными?»

«В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»

«Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»

«Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»

«Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаю?»

«Какой „продукт“ производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»

2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности.

«Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»

«Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»

«Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»

«Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»

«Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»

«Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»

«Что „жмет мне на кнопки“, запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»

«Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»

«Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя „вынужденным“ делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»

3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию.

«Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»

«От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу „в позе страуса“?»

«Что я делаю „на автопилоте“, воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»

«Есть ли у меня привычная маска - косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»

«Чего я в глубине души боюсь больше всего?»

«Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой - в высшем и лучшем смысле?»

«В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»

«Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»

«Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»

«Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»

«Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»

«Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»

4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего.

«Что запрещает мне мечтать?»

«Как я распознаю непривычные, возможно - грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»

«Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»

«Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»

«Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»

«Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»

«Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»

«Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»

5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего.

«Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»

«С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»

«Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»

«Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»

«Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»

«Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»

«Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»

«Что нужно сделать сегодня?»

Что дальше?

Вы можете взглянуть на свои списки вопросов, перечитать свои дневниковые записи и оценить, какие категории вопросов представлены шире, а каких, возможно, нет совсем. Возможно, вам захочется завести свою собственную кол-лекцию интересных вопросов себе, чтобы брать оттуда вопросы для письменных размышлений и самоисследования, по мере необходимости. Можно попробовать поэкспериментировать с вопросами, которые вы задаете другим людям, и посмотреть, какие вопросы помогают им рассказывать свои истории так, чтобы становиться свободнее и сильнее. Можно научиться задавать хорошие вопросы к своим и чужим историям, специально «заточенные» для конкретного случая (о том, как можно это сделать, я писала в первом выпуске «Жить интересно!»).

А может быть, готовясь к Новому году, вместо списка «решений и данных себе обещаний», вы попробуете сформулировать вопросы, ответы на которые хотелось бы найти в наступающем году - и посмотрите, что из этого выйдет...

«В ваших дневниках должно быть много вопросов. Вопросы - это путь, приводящий нас к новому уровню осознанности. Когда мы пишем в дневник, мы всегда пишем в ответ на вопросы, неважно, выписали ли мы их на страницу, неважно, осознаем ли мы их. Но чем точнее и четче вопрос, тем точнее ответ, который мы получаем. То, как мы задаем вопросы, что за вопросы мы задаем, и как мы отвечаем на них, определяет скорость и направление нашего роста - и наши находки и новое понимание.

Задавать себе вопросы - это приключение, доступное каждому. Вопросы - это могущественная преобразующая сила, запускающая процесс изменения, начиная с записей в дневнике - и вовне, наружу, в жизнь».


Многим из нас время от времени нужна хорошая встряска для того, чтобы вырвать себя из полуавтоматического рутинного состояния. Список приведенных ниже провокационных вопросов отрезвляет и позволяет посмотреть на свою жизнь с разных углов, стать немного осознаннее, понять что важно, где скрыты возможности и многое другое. Единственно правильных ответов на них нет, да и не на все можно ответить сразу. Но даже сам поиск поможет , задуматься о том, что зачастую остается вне поля зрения.

Провокационные вопросы

  1. Что люди скажут на ваших похоронах? И кто будет на них присутствовать?
  2. Какие ваши привычки стоят между вами и счастьем?
  3. Вы стоите перед вратами рая, вас спрашивают: «Почему вас надо впустить?». Как вы ответите?
  4. Если вы потеряете сегодня все, как будете действовать? К каким людям обратитесь за помощью? Как изменятся ваши поступки и привычки?
  5. Есть ли люди, которые значат для вас очень много? Когда вы в последний раз говорили им об этом?
  6. Что бы вы изменили в своей жизни, если бы знали, что никогда не заболеете и не умрете?
  7. У вас есть миллион долларов, но сегодня последний день вашей жизни. Что вы сделаете?
  8. Как бы вы описали себя в пяти словах?
  9. Каковы шансы, что вы уже упустили нечто важное, о чем будете сожалеть все оставшуюся жизнь?
  10. Какие выводы можно было бы сделать из этого?
  11. Если бы вы могли сейчас гарантированно обладать тремя навыками, какими бы они были? А главное - почему?
  12. Если бы вы могли гарантированно избавиться от трех привычек, то каких? Чем они мешают вам сегодня и почему до сих пор от них не избавились?
  13. Если бы вы могли пережить три момента из прошлого, то какие? Что в них особенного?
  14. Если бы вы умели находить подход и влиять на каждого в мире человека, как бы выглядел ваш путь успеха? Чего бы достигли и каким образом?
  15. Какая первая мысль приходит вам в голову при столкновении с очень сложной проблемой или неудачей?
  16. Считаете ли вы, что ваша злость, раздражение и гнев - это только ваша вина?
  17. Сколько у вас было хобби пять лет назад и сколько есть сейчас? Если есть разница, то в чем причина?
  18. Каковы три главные события вашей жизни? Вы приняли три ключевых решения и теперь живете совершенно иначе, чем могли. Почему вы так поступили и довольны ли выбором?
  19. Чем вы занимались, когда последний раз были так увлечены, что потеряли ощущение времени?
  20. Пытаетесь ли вы время от времени искать ответы на возникающие вопросы о своей жизни или просто отпускаете их?
  21. Почему вы, будучи с утра мотивированными, к вечеру теряете мотивацию? И наоборот, что именно вы делали, когда утром совершенно ничего не хотели, а к вечеру были полны энтузиазма?
  22. Если бы вас посетила карма, то она бы помогла или наказала вас? За что именно и какими способами?
  23. Что вы должны себе?
  24. Что вы должны своей семье и друзьям?
  25. Когда вы думаете о будущем - оно пугает или воодушевляет вас?
  26. Как вы считаете: нужно сначала помочь самому себе или человеку, который нуждается в помощи? И в каких именно случаях?
  27. Что делает вас особенным?
  28. Скольких людей вы по-настоящему любите? Что делаете для них и как часто?
  29. Опишите самое лучшее приключение в своей жизни.
  30. Где бы вы хотели жить? Почему до сих пор туда не переехали?
  31. Вы больше верите в или творческое мышление?
  32. Кем вы восторгаетесь и почему?
  33. Если бы вы узнали, когда и как умрете, как бы изменилась ваша жизнь сейчас?
  34. Что такое честь? Имеет ли она для вас значение?
  35. Что лучше: десять лет жить с прекрасным здоровьем или тридцать лет с посредственным?
  36. Если бы вы, начиная с этого момента, не тратили время попусту, чего бы вы достигли?
  37. Какие сферы своей жизни вы контролируете?
  38. Чаще всего вы пребываете в зоне комфорта или вне ее?
  39. Вы считаете себя героем или злодеем?
  40. Каких ученых вы считаете злодеями и почему?

Философ Вольтер призывал судить о человеке по тем вопросам, которые он задает. Это хороший и правильный совет, потому что благодаря этому можно многое узнать: от умения докапываться до сути вещей до личных приоритетов. Учитесь задавать правильные вопросы, в том числе себе самому - это тоже своего рода искусство. Постоянно спрашивайте себя о том, почему что-то произошло и как решить ту или иную проблему. Желаем вам удачи!

Хотя мы проводим с собой непомерно много времени, часто мы не можем разобраться в мотивах собственного поведения: чего хотим, что чувствуем, почему реагируем именно так, а не иначе. А это может привести к неприятным последствиям: неправильным отношениям, нелюбимой работе, неконтролируемым тратам. Решение простое: задавайте себе правильные вопросы и узнайте больше о себе.

Вопросы, которые вы найдёте в этой статье, помогут вам лучше узнать себя. Примерив на себя различные ситуации и задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить те мысли и закономерности в поведении, которые обычно упускаете из виду. Берите блокнот, ручку, и приступим.

Познай самого себя.

Сократ, древнегреческий философ

1. Кто вы?

Как назло, ничего не приходит в голову. Вопрос настолько обширный, что даже вызывает раздражение. Мы не можем просто заглянуть внутрь себя, обычно в этом помогают психологические зеркала. Психологическое зеркало - это умный человек (в идеале - психотерапевт), который направлял бы вас. Но если таковых нет поблизости, то их заменят правильные вопросы. А также ручка и бумага, чтобы улавливать те мысли и чувства, которые могут очень хорошо замаскироваться и долго оставаться незамеченными.

2. В чём смысл жизни? Что такое любовь? Кто вы есть?

Эти вопросы имеют плохую репутацию не потому, что они некорректны. Просто они не разбиты на более точные кусочки, поэтому с трудом поддаются обработке. Вопрос о том, кто мы есть, нужно разделить, чтобы он легче усваивался. Не «Кто я?», а «Кто я на работе, в отношениях, с друзьями, детьми?».

3. Что случилось с вами в детстве?

Вопрос кажется нелепым, но, к сожалению, это не так. Почти всё, что мы представляем из себя сегодня, - это результат моделей поведения, заложенных ещё в детстве (и благополучно забытых). Дети из-за своего склада ума не могут полностью понимать особенности собственной психики. Первые 10 лет мы проживаем вслепую, прежде чем хоть немного научимся понимать свои мотивы и эмоции. Теперь настало время вернуться и переосмыслить их.

Теория Фрейда переоценена, дискредитирована и считается неправильной, возразите вы. В некоторых ключевых направлениях так и есть. Но основная идея Фрейда считается в психологии неоспоримой и определённо верной: бессознательное и детство в значительной степени определяют выбор партнёров, сексуальные предпочтения и моральные принципы. Поэтому не остаётся ничего другого, как работать с этим непростым материалом.

4. Что изображено на этой картинке?

Это карточка из ассоциативного теста, который разработал швейцарский психолог Герман Роршах (Hermann Rorschach). Идея в том, чтобы продемонстрировать вам нечто неясное, неопределённое, а затем ваше воображение заполняет эти неясности собственными ассоциациями, в то же время выпуская некоторые ваши подавленные страхи, ожидания, желания. Люди со скрытой агрессией будут видеть враждебность, скандал. Люди, подавляющие сексуальные желания, - вагину. А что видите вы?

5. Продолжите следующие предложения:

  • В душе все мужчины…
  • Когда вы получше узнаете их, все женщины…

Излюбленная методика психологов - предложить вам быстро, не задумываясь, закончить незавершённое предложение. Мы не сможем в полной мере контролировать своё бессознательное, и потому откроем для себя некоторые важные установки, которые обычно подавляем. В процессе самопознания вас, скорее всего, напугают некоторые вещи. Но это нормально, мы все очень странные.

6. Нарисуйте свою семью на листе бумаги

Изобразите на рисунке родителей, братьев и сестёр, дом, солнце, дерево. Это не строго научный метод, но он наводит на определённые мысли.

  • Тот, кого вы нарисовали рядом с собой, наиболее близок вам.
  • Тот, кто находится от вас на самом большом расстоянии, и в эмоциональном плане далёк от вас.
  • По размеру фигуры, изображающей вас, можно сказать, высокая или низкая у вас самооценка.
  • Дом - это продолжение вас, ваше эго. Он в хорошем состоянии?
  • Окна характеризуют степень вашей общительности. Есть ли в вашем доме дверь? Пускаете ли вы людей в свою жизнь?

7. Вы настроены оптимистично в отношении человечества и будущего планеты?

8. Вы хорошо спали прошлой ночью?

Мы склонны отрицать, что между ответами на эти два вопроса есть какая-то связь, приписывая все свои мысли о высоком беспристрастному рациональному расчёту. Но мы должны принять тот факт, что в некоторой степени на наши мысли влияет физическое состояние: как мы спали, что съели на обед, как давно нас обнимали. В этом смысле, несмотря на большой мозг, мы не так далеко ушли от младенцев, какими были когда-то.

9. За что вы вините своих родителей?

Почему, как вы думаете, они были такими, какими были? Что на них давило и какие трудности они испытывали? Что может рассказать о них хороший друг?

Конечно, родители могут взять на себя большую часть вины за ваши неудачи. Но перекладывание ответственности мешает лучше понимать происходящее в вашей жизни. Ваши родители были в таком же положении по отношению к своим родителям и тоже не могут полностью отвечать за свои психические особенности. Что, если мы начнём думать о чувствах своих родителей, которые, как ни странно, тоже жертвы?

10. Допустим, что вы традиционной сексуальной ориентации. Вам никогда не хотелось прикоснуться к телу человека того же пола, что и вы?

Зигмунд Фрейд совершил гениальное открытие: многое остаётся в сфере бессознательного из-за нашей собственной брезгливости или, как он называл этот феномен, сопротивления. Бессознательное содержит те чувства и желания, которые бросают вызов нашему удобному видению себя. Но цена за комфорт высока: сложно докопаться до причин беспокойства и неврозов. Поэтому нам необходимо примириться со своими милыми странностями и противоречиями.

11. Каков ваш тип в любви?

Люди, которых мы склонны считать привлекательными, кажутся нам такими не только по объективным причинам (потому что они дружелюбны, с ними можно поговорить о политике или они, как и вы, любят спорт). Но ещё и потому, что они тянут за собой проблемы и трудности, которые особенно притягательны для нас. Большинство из нас в отношениях проживает одни и те же страдания, которые, как правило, связаны со страданиями и переживаниями, испытанными в детстве.

12. Как именно партнёр вызывает у вас раздражение?

Не нужно просто обвинять другого человека в недостатках, например в отстранённости или излишней чувствительности. Мы должны признать, что, наоборот, именно эти недостатки привлекают нас. Мы ищем их, чтобы воспроизвести модель неудовлетворённости, которую узнали в детстве.

В целом в отношениях мы ищем не того, что доставляет больше всего удовольствия, а того, что кажется знакомым, близким. Осознание природы этой движущей силы поможет нам научиться сопереживать себе и с большим пониманием относиться к партнёру. В конце концов, откуда ему знать, что мы находим его привлекательным отчасти потому, что он может расстроить нас?

13. Напишите пять качеств партнёра, с которыми вам действительно трудно жить

Хорошее партнёрство возможно не столько между двумя здоровыми зрелыми людьми (таких на нашей планете не так уж много), сколько между двумя сумасшедшими, которым повезло найти для другого человека безопасное место в себе, среди своего относительного безумия.

14. Как вы себя чувствуете, когда начинаете кому-то нравиться?

Вы можете почувствовать себя подавленным и начать надоедать этому человеку или, наоборот, попытаться сбежать от поклонника или поклонницы («Почему у него/неё такой плохой вкус?»). Это характерный ответ человека, который не умеет любить себя, а таких примерно половина (в основном потому, что самые важные для нас люди в прошлом не интересовались нами). Начните сопротивляться подозрениям в отношении себя. Хотя бы для того, чтобы не вываливать их с яростью на человека, который проявляет к вам интерес.

15. Какова главная проблема в ваших отношениях с матерью?

16. Какова главная проблема в ваших отношениях с отцом?

Возможно, эти вопросы звучат как банальное клише, но нужно время, чтобы проявилась их истинная значимость. Проведите, скажем, один час, письменно отвечая на каждый из вопросов. Если вы будете честны, то испытаете не самые приятные эмоции: грусть, злость, обиду. Но, чтобы жить дальше, нужно разобраться со своими обидами и переживаниями.

17. Что вы узнали об отношениях от своих родителей?

Человечество демонстрирует небывалый рост в плане технологического прогресса: мы узнаём всё больше и эффективнее передаём свои знания. Но мы не добились даже приблизительно такого же прогресса в эмоциональной сфере. Потому что не осознаём в достаточной степени, что негативные шаблоны поведения, которые приобретаем в детстве, мы воспроизводим и во взрослой жизни. Попробуйте распознать свои, прежде чем выпускать их наружу.

18. Какие немного нездоровые, странные вещи кажутся вам привлекательными в партнёре?

Есть ли эти черты характера у ваших родителей? Согласно теории навязчивого повторения из психоанализа, всех нас тянет к проблемным вещам, с которыми мы столкнулись, будучи детьми. Это не значит, что мы будем повторять все действия, которые приведут к эмоциональной травме. В некоторых случаях мы, наоборот, будем избегать каждого аспекта, связанного с этим переживанием, и тем самым будем продолжать оставаться привязанными к нему.

19. Составьте список людей, которые действительно притягивают вас

Вы когда-нибудь испытывали, пусть даже мимолётно, сексуальное влечение любого рода по отношению к каждому человеку из этого списка? И влекло ли это притяжение какие-либо трудности за собой, неважно, по какой причине (возможно, у этого человека была пара, или он отверг вас, или это заставило вас сомневаться в своей сексуальной ориентации)? Причины такого возбуждения всегда скрыты в нас самих.

20. Если бы вы беспристрастно оценили себя, то о чём бы предупредили друга, если бы он задумался об отношениях с вами?

Люди могут многое рассказать о себе и о своих проблемах. Ведь на самом деле нам не нужны те, кто полностью свободен от любых проблем или недостатков. Нам нужны люди, которые в состоянии объяснить свои проблемы и то, как они справляются с ними.

21. Объясните, что, по-вашему, происходит на этой картинке?

Непонятно, что происходит на этом рисунке, потому что изображение (преднамеренно) неопределённое и неоднозначное. Следовательно, всё, что вы говорите, исходит изнутри. То, какие детали вы добавляете, какую историю рассказываете, отражает состояние вашего внутреннего мира. Особенно если вы точно уверены, что понимаете изображённое на картинке, и настойчиво это доказываете. Это изображение - тест, с помощью которого психологи оценивают ваш механизм психологической защиты, проекцию.

22. Что изображено здесь?

Ещё одно неоднозначное изображение. Здесь можно увидеть много историй: мать и её больной ребёнок, жена, которая убивает мужа за мгновение до поцелуя. Напишите, что, по-вашему, тут происходит. Затем попросите друга сделать то же самое. Обсудите, какие аспекты своей жизни и личности вы, сами того не подозревая, проецируете на картинку.

23. Напишите, что вы ответите на фразу «Я очень извиняюсь, что мы забрызгали вашу одежду, хотя и очень старались объехать лужу»?

По вашему ответу можно судить об отношении к разочарованиям. Как правило, возможно три варианта:

  • мы злимся, впадаем в бешенство;
  • мы не впадаем в бешенство из-за внутреннего чувства стыда, которое не даёт нам доходить до крайней точки, даже когда на то есть причина;
  • мы не впадаем в бешенство, потому что нам кажется, что реакция других людей окажется бурной и неприятной, если мы выразим своё недовольство.

24. Как бы отреагировали другие люди, если бы вы объяснили им, что чувствуете?

В детстве у нас формируется убеждение, что наверняка произойдёт, если мы откроем свои чувства. Так как от нас часто отворачивались, мы научились прятать свои «плохие» мысли. И на первый взгляд мы можем показаться послушными и дружелюбными, но стоит только заглянуть поглубже…

Чтобы стать зрелым человеком, нужно понять основу самопознания: мир детства - это ещё не весь мир. Это одна его часть, хоть и оказывающая значительное влияние, от которой мы не могли никуда деться в своё время. Но, к счастью, мы стали более красноречивы и выносливы, чем когда нам было по пять лет. Наберитесь смелости и выразите свои чувства.

25. Какие у вас есть (или могли бы быть) недостатки как у родителя?

Очень трудно представить себе возможные недостатки, особенно если мы по-настоящему хотим быть любящими и добрыми родителями. Тем не менее недостатки у нас будут, и их можно разделить на две группы:

  • воссозданные по типу нездоровых моделей поведения из собственного детства;
  • чрезмерная реакция на нездоровые модели поведения в детстве, которые оказали влияние на наши собственные шаблоны поведения.

26. Назовите три сексуальных сценария, которые особо волнуют вас

Сексуальные фантазии можно трактовать как попытку воссоздать то, что вызывает у нас проблемы или является недоступным в мире за пределами секса. Так, например, форма может привлекать потому, что люди в погонах кажутся нам строгими и внушают страх. Или мы хотим быть увиденными и услышанными на публике, потому что наши родители были не в меру благонравными ханжами. Сексуальные фантазии - это маленькие утопии, которые рассказывают нам о проблемных кусочках нашей биографии.

27. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас?

Страх оказаться (или показаться) извращенцем есть у всех. Это часть того, что делает нас цивилизованными. Тем не менее самопознание включает в себя признание того, что бессознательное по своей природе полностью порочно и это не причина для тревоги. У нас есть чрезвычайно сильные механизмы цензуры, которые в 99,9% случаев не дают претворить что-то из этого в жизнь. В то же время мы можем исследовать без опаски то, что скрыто в нас и влияет на нашу жизнь.

28. Когда вы плакали или хотели заплакать во взрослом возрасте?

Большинство слёз во взрослом возрасте вызвано не болью, а видом чего-то невероятно красивого и близкого (примирение между отцом и сыном, внезапная щедрость скупого человека, красивый сад). Мы напоминаем себе, каким хотим видеть этот мир, и нам становится грустно оттого, что мы так редко видим его таким.

29. Запишите пять самых важных вещей в вашей жизни. Сколько времени вы им уделяете?

Существует огромная разница между тем, что, как мы говорим, мы ценим, и тем, что в конечном итоге делаем. Как это ни парадоксально, мы не уделяем достаточно внимания, времени и ресурсов тем вещам, которые заботят нас больше всего. Очень важно это осознать. Старайтесь сократить эту разницу.

30. Какие вещи вы часто покупаете, хотя это не приносит вам так уж много радости?

Мы верим рекламе, которая, помимо всего прочего, мастерски убеждает нас, чего мы должны хотеть. Неудивительно, что мы часто приобретаем вещи, которые не приносят нам никакого удовлетворения, а только скуку и тревожность: одежду, которая пылится в шкафу после одного выхода, автомобили, которые не оправдывают своей высокой цены, и так далее. Мы должны следить не только за своими расходами, но и за удовольствием (скажем, по шкале от 1 до 10), которое приносят нам покупки.

31. Что вы пытаетесь сказать своей одеждой?

Любую одежду можно приравнять к форме определённой категории людей. Она отражает то, кем мы видим себя и к какой группе принадлежим. Кроме того, наш внешний вид может дать важную информацию о некоторых наших тревогах. От чего вы пытаетесь защитить себя с помощью одежды?

32. Назовите три произведения искусства, которые много значат для вас

Часто мы любим в искусстве то, чего нам не хватает в нашей реальной жизни. Наш вкус - свидетельство какой-либо потребности. Например, нам нравятся умиротворяющие картины, потому что мы всё время спешим. Или беззаботная музыка, потому что чувствуем много ограничений в своей жизни. Вкус отражает не только то, кто мы есть, но и то, какими бы мы хотели видеть себя.

33. О чём вы больше всего сожалеете?

Мы так часто о чём-то сожалеем. Ведь иногда в жизни приходится принимать важные решения, не имея представления, с чем предстоит столкнуться, например, за кого выйти замуж или на ком жениться, где жить, какую профессию выбрать. Приходится идти вслепую, и в этом нет нашей вины. Мы должны научиться делиться своими сожалениями и переживаниями. Это единственный способ чувствовать себя менее одиноким.

34. От чего вы немного зависимы?

Алкоголь, шопинг, сигареты, порно, споры… Зависимость нельзя строго определить как к привязанность к одному конкретному веществу, это понятие намного шире. Зависимость - это ощущение сильной потребности в чём-то, и причиной чаще всего является серьёзная проблема в какой-либо области нашей жизни. Поэтому не нужно зацикливаться на том веществе или действии, которое вызывает зависимость. Сконцентрируйтесь на печалях и тревогах, которые подпитывают вашу зависимость от него. Поймите, что вы не плохой человек, просто таким образом проявляются ваши страдания. И решение проблемы зависимости кроется в преодолении этого страдания.

35. Составьте список из трёх мелочей, которые вас раздражают в человеке рядом с вами

Маленькие незначительные вещи расстраивают нас, потому что они имеют непосредственное отношение к более глобальным проблемам. Они идут вразрез с некоторыми нашими психологическими ожиданиями, такими как пунктуальность, неприкосновенность частной жизни, организованность… В идеале нужно понять, какие глобальные вещи имеют для нас значение, и защищать именно их, со снисхождением относясь к мелочам, которые люди иногда непреднамеренно совершают.

36. Какие негативные черты вашего характера вы бы не хотели показать людям?

Почти наверняка об этих недостатках все и так в курсе. Другие люди знают о нас больше через пять минут, чем мы о себе спустя десятилетия, потому что их знания о другом не подавляются бессознательным. Честность в отношении других даётся легко. Вместо того чтобы надеяться, что никто никогда не сможет заметить ваши недостатки, предположите, что все и так знают о них. И в будущем относитесь к ним с небольшой долей юмора и самоиронии.

37. Расположите следующие понятия в порядке убывания значимости в вашей работе:

  • деньги;
  • статус;
  • творчество;
  • влияние на общество;
  • коллеги.

Наши карьерные стремления подвержены влиянию трёх сил:

  • надеждам родителей;
  • ожиданиям общества (других людей);
  • чувствам, которые появляются у нас в процессе работы.

Обычно мы меньше всего склонны прислушиваться к себе. И чаще всего побеждают первые две силы. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем мы признаем ужасающий факт, что работали только в угоду родителю (который, может быть, уже умер) или ради посторонних и чаще всего безразличных к нам людей. Скорее всего, сейчас ещё не поздно всё изменить.

38. Если бы вы знали, что не потерпите неудачи в профессии, то что попробовали бы?

Часто мы боимся опозориться из-за того, что наши стремления и желания относительно карьеры не соответствуют нашим реальным знаниям или умениям. И поэтому даже не пытаемся. А это точная гарантия, что ваши стремления так никогда и не станут реальностью. Мы обязаны сделать это ради себя и громко заявить о том, что мы хотим делать и кем хотим быть, даже если это будет непросто и без неудач не получится.

39. Какие вещи заставили вас завидовать в последнее время?

Нас учили, что завидовать - плохо, и строго-настрого запрещали это делать. Но на деле люди или вещи, которым мы завидуем, помогают нам лучше понять свои сокровенные желания, а это, в свою очередь, многое рассказывает нам о себе как о личности. Попробуйте вести дневник своих завистливых чувств, не копите их в себе и старайтесь воплощать свои мечты в жизнь.

40. За что коллеги по работе могут критиковать вас у вас за спиной?

И здесь не на что обижаться. Ваши страхи вполне обоснованны. Всё, о чем вы подозреваете, могло прийти другим в голову, а это уже реальность. Дело не в том, чтобы постараться избежать таких воображаемых сплетен, а в том, чтобы принять меры по борьбе с их существованием: не давайте другим повода для критики, стремитесь быть лучше.

41. С чем или кем вы себя ассоциируете?

  • Если бы я был(а) погодой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) мебелью, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) маркой автомобиля, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) жанром музыки, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) едой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) животным, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) шрифтом, я бы был(а)…

Для самих себя мы нечто туманное и бесформенное, но иногда ключевые черты своей личности мы можем узнать через метафоры и аналогии. Животное чаще всего оказывается особо показательным.

42. Бывали ли вы несправедливы по отношению к другим?

Составьте список событий, вызывающих чувство вины, когда вы были особо несправедливы по отношению к конкретным людям и сорвались на них.

Что заставляет вас беспокоиться? Если бы вы поделились своим беспокойством, ситуация могла бы измениться? В будущем попытайтесь рассказать другим, что вы находитесь в расстроенных чувствах, вместо того чтобы устраивать скандал по мелочам.

43. Как вы реагируете на раздражители?

Кто-то вас раздражает. Что вы скажете: «Ты так раздражаешь, когда…» или «Я чувствую раздражение, когда ты…»?

Психологам больше нравится вторая формулировка: по их мнению, в таком подходе и заключается суть хорошего общения. Описывая, какое воздействие на вас оказывают другие, а не обвиняя их, вы не ставите людей в оборонительную позицию. Поэтому, скорее всего, они выслушают вас. Самопознание помогает разделять, что относится к вам, а что к окружающим людям.

44. Какое из утверждений относится к вам?

  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я теряю интерес, отстраняюсь и хочу побыть в одиночестве.
  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я паникую, впадаю в ярость и начинаю скандал.

Это две самые распространённые и нездоровые реакции, когда вас ранят в любви. Психологи описывают первую ситуацию как избегание привязанности, а вторую как тревожную привязанность. Правильно выбрать третий вариант: объяснить, что вас ранит, спокойно, уверенно и без лишней мстительности. Только 10% людей поступают так. Но это самое верное решение, если вы хотите построить зрелые отношения.

45. Запишите всё плохое в своих отношениях с родителями, а затем - с любимым человеком

Обратите внимание на то, что проблемы всплывают одни и те же. Или, по крайней мере, можно увидеть связь между ними. В этом есть ирония. Возможно, пора решать конфликты?

46. Что мешает вам принимать решения?

У нашего мозга есть свои недостатки. Будьте готовы, что, принимая важные решения, вы на себе их прочувствуете. Воспринимайте ошибки как возможность узнать о своих слабостях и предпринять меры. Будьте бдительны, когда придёте к выводам о своих недостатках, не дайте им мешать вам.

47. Назовите первую пришедшую в голову ассоциацию, когда вы слышите эти слова:

  • юбка;
  • морковь;
  • шерсть;
  • замок;
  • фильм;
  • выстрел.

Мы так хорошо научились скрывать то, что происходит у нас на душе, что единственный способ распознать, что нас на самом деле беспокоит, - отключить на время свой ум. Проанализируйте свои ответы, подумайте, о каких скрытых страхах и желаниях они могут свидетельствовать.

48. Как вы можете описать себя?

Опишите себя, выбрав четыре прилагательных. Попросите трёх друзей сделать то же самое. Сравните и сопоставьте оценки. Что вы упустили? Что узнали о себе?

49. Составьте карту своих неудач

Запишите свои неудачи, указывая приблизительную дату, когда они произошли. Рядом с каждой неудачей напишите, чему она вас научила.

Вы должны распознать закономерности. И лучшее, что мы можем сделать, - понять, какое поведение приводит нас к неудачам и что в итоге они нам дают.

50. О чём вы буквально только что соврали кому-либо из своего окружения?

Никто из нас не живёт в абсолютно идеальных условиях. Белая ложь - это цена за принадлежность к обществу. Стремление к полной прозрачности - наивная и опасная иллюзия.

51. Продолжите фразы:

Учитесь придерживаться золотой середины между этими двумя крайностями. Будьте требовательным, но великодушным другом для себя.

52. В сексе вы доминируете или подчиняетесь? А в остальной жизни?

Обычно второй ответ противоположен первому. Другими словами, секс - это компенсация и снятие напряжения от обычного существования.

53. Какие вещи в вашей жизни заставили бы ваших близких волноваться, если бы они узнали о них?

Совершенно нормально иметь секреты, о которых не подозревают даже самые родные люди. Мы стараемся не пугать тех, кого любим.

54. Чего бы вы хотели достичь в карьере через год, пять, десять лет?

Иметь собственные планы - значит не быть исполнителем чужих.

55. Что вы больше всего любили делать в детстве?

Испытываете ли вы подобные чувства сейчас? Хорошая карьера предполагает связь вашей взрослой деятельности и детских увлечений и ощущений.