Урок 1 сентября учебный год. Как планируют темы классных часов на учебный год

Алена Ручьева
1 сентября 2017–2018 учебный год. Классный час для учащихся 2 класса «Россия, устремленная в будущее»

Классный час

Тема. Россия , устремлённая в будущее

Задачи :

1. Приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу ;

2. Формирование позиции к разным явлениям окружающей действительности;

3. Развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведение, поступки, навык к плодотворному

Ход классного часа

№ Речь учителя

1 слайд Добрый день, дорогие ребята! Поздравляю вас с началом учебного года ! Ровно год назад, 1 сентября , родился наш классный коллектив . А сегодня нам уже пошёл второй год. За этот год мы подросли и повзрослели. Каждый из вас стал на год старше.

Сейчас в нашем втором классе _ учащихся - _ мальчиков и _ девочек. Кому-то из вас 7 лет. Кому-то уже 8. Наш общий возраст - _лет.

Сегодня в День Знаний, у всех ребят нашей страны, по указу президента, единая тема классного часа . А какая, вы отгадаете сейчас сами!

2 слайд Посмотрите внимательно на экран. Назовите, пожалуйста, одним словом. Перед вами изображены символы, символы чего? (РОССИИ )

3 слайд Белые облака, синяя вода, красный огонь. Что напоминают вам эти цвета?

4 СЛАЙД (ФЛАГ РФ)

5 слайд Спасская башня, президент, Кремль, герб. Где это, в каком городе?

6 СЛАЙД (МОСКВА) Да, невозможно представить Россию без её главного города, столицы.

7 СЛАЙД Что же объединяет все эти изображения?

Ребята, догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить?

8слайд Решите головоломку и узнаете точное название классного часа . Совместите цифры с нужной буквой.

9 слайд «РОССИЯ , УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ » . Что значит будущее ?

10 слайд Сейчас, в настоящем, Россия -это самая большая площадь территории, самая большая в мире площадь тундры, тайги, вечной мерзлоты, арктических земель. Самая большая площадь лесов и чернозёмов (плодородных земель)

11 слайд Россия занимает 1 место в мире по добыче нефти

12 слайд 1 место в мире по запасам питьевой воды и лесным ресурсам

13 слайд 1 место в мире по производству ржи, сахарной свеклы, подсолнечника, гречихи, смородины, малины.

13 слайд В атомной отрасли Россия считается мировым лидером по уровню научных и технических разработок.

14 слайд Очень прочное положение Российская Федерация занимает в области освоения космического пространства.

16-24 слайды А знаете ли вы, люди каких профессий стоят за всеми этими достижениями? Кроссворд «Знаем ли мы профессии»

25 слайд Ребята, а кем вы будете, кем вы мечтаете стать?

Маленький человечек растет, развивается, становится гражданином своей страны; из маленького семечка вырастает прекрасное дерево, цветок… Но посмотрите : семечко следует поливать, человечку нужен уход, защита, развитие способностей, и только тогда он станет гражданином.

В народе есть такое выражение : Человек должен посадить дерево и построить дом. Что под этим подразумевается? Конечно, и буквальное дерево. Каждый из нас должен заботиться о природе. Должен её любить и сохранять. У себя на даче или огороде каждый заботиться о своих саженцах и рассаде, своих цветах и ягодах. Старается во время их полить, прополоть, убрать лишнюю грязь. А на природе, когда выезжаете на пикник или за грибами, на рыбалку. Многие ли из вас убирают за собой мусор? Многие ли из вас тушат костры, на которых готовили свой шашлык?

Но есть ещё и другое значение "посадить дерево". Это дать возможность новому поколению вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни. Ваши прабабушка и прадедушка - корни, ваши дедушки и бабушки - ствол, ваши родители - ветви, а вы - листья. Но, каждая ветка и веточка, каждый листик должны внести свой вклад в лучшее продолжение жизни. Как же это сделать?

Сегодня я предлагаю вам посадить дерево нашего с вами будущего .

Сегодня вы – дети, сидящие за партами, а завтра – вы - врачи, музыканты, программисты, учителя, военные, инженеры.

Я предлагаю вам подписать свой листочек и продолжить не нём фразу «Когда я вырасту, я стану…» . (приклеиваем листики)

26 слайд Кричалка с флажками «Я живу в России »

А сейчас проверим вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый флажок. Вы дружно скажите «Я» , синий – «ЖИВУ» , красный – «В РОССИИ » .

27 слайд Именно вам жить в стране будущего . Вы- основа нашего государства

28 слайд И то, какой будет наша планета, зависит только от вас!

29 слайд Ребята, все в ваших руках!

30 слайд К новым свершениям, к новым победам, и к новым знаниям!

Публикации по теме:

Годовой план ДОУ на 2017–2018 учебный год Задачи воспитательно-образовательной работы на 2017-2018 учебный год Цель: построение образовательной деятельности на основе современных.

Культурно-досуговая деятельность. Перспективное планирование для старшей группы 2017–2018 учебный год месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4 –я неделя сентябрь Отгадывание загадок о школьных принадлежностях Оформление стенда пословиц о.

Темы педагогических советов на 2017–2018 учебный год Педагогический совет №1 (установочный) «Готовность ДОУ к новому учебному году» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов,.

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2017-2018 учебный год. Сентябрь 1. Родительское собрание на тему: «Особенности.

Перспективный план работы с родителями в средней группе на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы с родителями средней группы «Солнышко» на 2017 – 2018 учебный год. Сентябрь: Родительское собрание на тему:.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы с родителями в старшей «А» группе ТМБДОУ «Забава» на 2017-2018 учебный год. Воспитатели: Семененко Р. С/Машарова.

Совсем скоро День знаний отгремит по всей России на правах государственного праздника. Учителя готовятся встретить своих подопечных, разрабатывая сценарии первых уроков. Рекомендованная Министерством образования тема на 2017-2018 учебный год – Готов к труду и обороне. Почему упор сделан именно на этот вопрос и что вынесут дети из такого обсуждения?

СОДЕРЖАНИЕ

День знаний: исторические заметки

Первый звонок в школе – памятное событие. Белоснежные рубашки, пестрый океан цветов, торжественная линейка и интересные дискуссии на классный час – вот основные атрибуты 1 сентября, открывающего новый учебный год праздничным Днем знаний. В 2017-м знаменательная дата выпадает на пятницу. Несмотря на статус всенародного торжества, выходной за ней не закреплен.

До наступления 1935 года дата начала учебы была плавающей, пока постановление Совета Народных Комиссаров не определило единый для всех день – 1 сентября. Регламент продолжительности получения знаний часто менялся и был закреплен лишь недавно. Он по-прежнему зависит от возраста школьников, но ориентирован не на даты, а на количество недель:

  • 1 класс – 33;
  • 2-8 и 10-й года обучения – 34-37;
  • 9-11 классы – 34

Аналогичным манером определяется длительность школьных каникул. Летний отдых – не менее 8 недель. Сезонные перерывы в учебе – минимум 30 дней (1 класс – 37).

В первый день сентября проводят торжественные линейки, а затем школьники расходятся по классам. В праздник не принято учиться в рядовом понимании этого слова. Ребят ждут необычные занятия: урок мира, актуальный классный час и прочие интересные мероприятия.

1 сентября 2017 – 2018: тема классного часа

Традиция начинать учебный год уроком мира повелась со времен СССР. Тогда разговоры об исключении военной агрессии в отношениях государств были как нельзя злободневны. Их фоном служили войны во Вьетнаме, Афганистане и дипломатия империалистических стран в целом. Во многих российских образовательных учреждениях тенденция обсуждения политической обстановки продолжается, ведь и сегодня есть немало поводов поговорить о действиях правительств.

Минобразования РФ относится к избранной школьными администрациями тематике демократично и не навязывает собственное мнение. Все наставления чиновников ведомства носят рекомендательный характер. Вооружившись советами бывалых педагогов, классные руководители получают возможность разработать оптимальный сценарий проведения первого урока. Критерии заведомо ясны. Занятие должно быть познавательным, полезным и запоминающимся.

Первый праздничный урок: формы и методы проведения

Значение Дня знаний трудно переоценить. Это и праздник, и пусть краткий, но адаптационный период привыкания к школе после длительных каникул, и важный момент в жизни учащихся. Преподаватели стремятся провести первую встречу в максимально благоприятных условиях, для чего часто сменяют классные комнаты на школьные дворы, парки и скверы. Неформальная обстановка приносит поразительные результаты, наполняя урок эмоциями, воспитывая и даря благотворные воспоминания.

Интернет пестрит интересными сценариями и наработками учителей. Вот лишь несколько примеров:

Аббревиатура ГТО прекрасно знакома родителям школьников. В советские времена эти буквы воспринимались буднично, а знаками отличия, полученными в ходе обучения, гордились. Возвращение к теме патриотического воспитания вновь приобретает актуальность. В моде и отличная физическая подготовка.

Нынешним юношам и девушкам придется попотеть, чтобы достичь показателей своих сверстников, живущих в СССР, но лиха беда начало. Педагоги постарше, которые успели принять участие в сдаче нормативов и не понаслышке знают о высоком моральном духе соревнований, с энтузиазмом отнеслись к предложению правительства вернуть подготовку к труду и обороне в школьные стены.

Учителю на карандаш: как правильно выбрать тему классного часа?

Возраст школьников Предлагаемые темы
1 класс
  • «Знакомство с правилами распорядком дня в школе
  • «Заметки из истории и жизни учебного заведения»
  • «Знаменитые выпускники»
2 – 6 класс
  • «Как я провел каникулы»
  • «Я талантлив»
  • «Учеба и спорт»
7 – 8 классы
  • «Я и закон»
  • «Старшее поколение»
  • «Здоровый образ жизни»
9 класс
  • «Моя Родина»
  • «Моя будущая профессия»
10-11 классы
  • «Куда пойти учиться?»
  • «Кто я в политике?»

День знаний - всероссийский праздник, посвящён началу учебного года. Первый поход в школу является волнительным, торжественным моментом для детей, родителей и учителей. По традиции, сложившейся с советских времён, классный час 1 сентября 2017/2018 года проводится на тему мира. Цель такого урока - приобщить детей к национальным, культурным и общечеловеческим ценностям, формировать патриотизм и уважение к другим народам. Приоритет мира на земле создаёт условия для получения новых знаний и реализации каждого человека как личности.

Понятие, типы и предназначение классных часов

Классный час - это гибкая форма коммуникации педагога и учеников, когда воспитанники вовлекаются в особо структурированную деятельность, которая содействует формированию у них правильной системы отношений к окружающему пространству.

Классный час реализует функции:

  • просветительскую: приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу;
  • ориентирующую: формирование позиции к разным явлениям окружающей действительности;
  • направляющую: применение полученных знаний в практической жизни;
  • формирующую: развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведение, поступки, навык к плодотворному общению и аргументации собственного мнения.

Ответственность за организацию, подготовку, выполнение и результаты таких уроков несёт классный руководитель. Формы мероприятий обширны и обуславливаются возрастом учеников, их индивидуальными психологическими особенностями, опытом и выбором учителя.

Это могут быть:

  • дискуссии,
  • конкурсы,
  • творческие формы,
  • игры,
  • тренинги,
  • весёлые старты,
  • экскурсии.

По давнему обычаю День знаний в российских школах проходит в виде единого классного часа 1 сентября 2017/2018, на котором звучат взаимные поздравления, сообщаются общешкольные новости, выступают различные творческие коллективы и авторитетные персоны, проводится необходимый инструктаж.

Единые классные часы также проводятся в течение года с несколькими классами близкой возрастной категории на важные темы:

  • безопасности жизнедеятельности;
  • правила дорожного движения;
  • рекомендации по поведению перед каникулами;
  • знаменательные события в жизни школы.

Как планируют темы классных часов на учебный год

Темы классных часов на 1 сентября и текущий учебный период в рекомендательном порядке исходят от Министерства образования и структурных подразделений. Возможно, управляющие органы не дают информации, тогда директора школ, исходя из общей концепции учебного заведения, доводят до педагогического состава на какие важные моменты обратить внимание в беседах с учениками. Учителя планируют уроки, учитывая полный комплекс указаний.

Изучаемые аспекты на уроке мира 1 сентября варьируются в зависимости от возраста детей. В начальной школе ежегодно применяется одинаковая тематика:

  • понятие Родины и её отличительные знаки;
  • представления о мире и войне;
  • гуманное отношение к другим людям, животным, природе.

Формы проведения уроков педагог волен выбирать по личному усмотрению. С 5 по 9 класс темы усложняются. Известные личности города или района, специально приглашённые на праздник, способны воодушевить положительным примером к отличной учёбе и оставить благоприятный след в душе ребёнка. Для старших классов выбирают более глубокие темы о будущей профессии, уважении к старшим, актуальные проблемы современности, здоровый стиль жизни.

Тематика классных часов на 2017/2018 год разрабатывается индивидуально каждым педагогом и охватывает серьёзный спектр задач духовно-нравственного, физического, социального, гражданско-правового, патриотического, интеллектуального воспитания. Обязательно учитываются принятые государством концепции. Например, нормы «Готов к труду и обороне» (ГТО) или объявленный 2017 - год экологии. А также рекомендации управляющих организаций и профиль школы.

1 сентября 2017: урок мира пройдет под названием традиционным, но вот в какой именно форме провести этот урок, уже каждый учитель решает самостоятельно. В этом материале рассмотрим подробный сценарий, с поздравлениями, стихами, конкурсами и призами.

Целью проведения такого урока, особенно актуален он для первоклассников, будет знакомство учеников друг с другом или более тесное знакомство детей, который учатся в одном классе. Плюс ко всему, открытый должен воспитать в детях любовь к школе, подготовить к урокам, повысить мотивацию учиться и просто расширить кругозор.

Важно! Кроме классной доски из дополнительного оборудования потребуется только компьютер.

Слова учителя: Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Галина Петрова и я буду вашей учительницей в течение года. Я долго ждала встречи с вами и безумно рада видеть всех у себя в гостях. Надеюсь, что наше первое знакомство будет интересными, веселым и конечно, плодотворным. А потом, я надеюсь, именно так вместе в таком настроении мы проведем и целый учебный год.

Открытие страны знаний

Учитель: Волшебная страна - школа, в ней интересно, но всегда ждет много испытаний. Страна эта чудес полна и, если кто-то умеет хорошо читать, то предлагаю посмотреть слайды и обсудить, что ждет всех нас в течение первого учебного года.

По стране знаний путешествуют только школьники. Они приходят 1 сентября в школу и такой же путь совершают потом в этот день еще десять лет подряд. Предлагаю посмотреть следующий слайд о том, кто такое школьники и как их можно назвать по-другому. Кстати, дети, а почему школьник называется именно так, кто хочет быстрее стать учеником?

Путешествие по стране знаний

Это отличный вариант, 1 сентября 2017: урок мира пройдет под названием в первом классе и как именно его провести. Первая, уже описанная часть урока, занимает 10-15 минут, пора двигаться дальше. Нужно помнить, что первоклассники - народ пока еще не опытный и долго усидеть за партой сможет только в том случае, если его как следует заинтересовать.

Учитель: Ребята, когда начинается урок, нужно сделать всем молчок. Только действуя по таким правилам, у вас получится стать настоящими учениками. Что обязательно нужно знать - это то, что нужно на уроке после звонка сидеть тихо, словно мыши. Также нужно будет держать спинку прямо, правильно сидеть, класть вот так руки и ждать, что же скажет учитель. Обратите внимание, что если вам нужно будет выйти или вы захотите что-то сказать, то нужно будет поднять руку и держать ее до тех пор, пока учитель не обратиться к вам.

Тут учитель должен показать все движения, как нужно сидеть, как поднимать руку, а ребята должны за учителем повторить. Обязательно поинтересоваться, все ли запомнили и рассказать, что если что-то все таки забылось, то не нужно стесняться и все спросить можно будет у учителя дополнительно.

Теперь нужно поставить тематический слайд, где будет изображена птица сова. Учитель говорит о том, чтобы дети угадали, что это за птица. Сова - знаете ли вы, что она живет в лесу, днем спит, а вот ночью летает. Сова мудрая и она, придя на наш открытый урок, приготовила для первоклассников свои задания.

Задания от мудрой совы (нужно будет заранее для этих заданий подготовить тематические слайды). Нужно будет показывать картинки к сказкам, а детки должны угадать, что это за картинка и к какой сказке она относится, как одним словом назвать эти сказки (народные), почему их еще часто называют «русские».

Важно! 1 сентября 2017: урок мира пройдет под названием моя будущая профессия прекрасно подходит для старших школьников, от девятого класса и выше. Для этих детей уже не нужно разыгрывать представления, их ждут экзамены в конце учебного года и многие должны принять решение, как и куда двигаться дальше. Поэтому, для многих актуален вопрос выбора будущей профессии. Как вариант, 1 сентября на урок мира можно позвать в класс родителей разных профессий, чтобы они рассказали о своей работе, о ее плюсах и сложностях, о том, где учиться и куда поступать.

Если же по первому классу, то прекрасным завершением первого ознакомительного занятия будут загадки. Учитель загадывает загадку, а затем все детишки должны поднимать руки, чтобы сказать ответ. Таким образом, дети отработают навыки ответа на уроке в школе, ну и отлично повеселятся.

Варианты загадок для детей на открытый урок мира 1 сентября:
1. Это веселый и светлый дом, куда ребята ходят писать, считать и читать круглый год, но кроме лета. (Ответ: школа).
2. В черном поле белый заяц прыгал и скакал, петли делал, что же это? (ответ: мел).
3. Я всех учу, но всегда молчу. Со мной легко подружиться, но только, если грамоте учиться. (ответ: книга).
4. Я могу быть и черным, и красным. А еще я твердый и в древесине, все, что школьник захочет - я могу изобразить. (ответ: карандаш).

Молодцы, ребята. Загадки вы отгадываете отлично, но что еще меня радует, что вы научились правильно сидеть на уроке, не кричать с места, а поднимать руки. Теперь предлагаю посмотреть на очередной слайд, где изображен прекрасный корабль. Согласитесь, что корабль этот отличный и он нас отправить по волнам в далекое плавание.

Наш корабль прибывает в пост «Знакомства». Чтобы двигаться дальше я, как капитан, должна обязательно получить точные сведения от каждого пассажира. Поэтому, предлагаю всем пассажирам назвать свое имя и фамилию, чтобы представиться и мне, и друг другу. Еще раз начну с себя, меня зовут Имя Фамилия, а как зовут тебя?

Учитель: Большое всем спасибо. Как капитан нашего корабля торжественно хочу сказать, что на старт сведений уже достаточно. Теперь нужно сказать сове, которая уже является нашим другом, а еще, она попутно машинист на нашем корабле знаний, что нужно посчитать, сколько у нас на корабле девочек, а сколько мальчиков.

Для этого предлагаю всем встать, чтобы каждого пассажира корабля было хорошо видно. Давайте сначала хором посчитаем, сколько у нас девочек. Затем предлагаю хором посчитать, сколько у нас мальчиков. Теперь остается точно узнать, сколько у нас всего ребят. Отлично, считать вы уже умеете, а значит. Можно отправляться дальше.

Предлагаю теперь поговорить о том, какая сейчас пора года - осень. Поэтому, остановка нашего корабля - это порт «Осенний». Что интересного осенью происходит на улице - согласитесь, что очень много. Это значит, свободное время лучше всего тоже проводить на улице, а совсем не дома у компьютера или телевизора. Что интересного на улице можно увидеть:
1. Вот идет пешеход. Дети, где он должен идти? По тротуару.
2. Как пешеход должен идти? Он обязательно должен двигаться только на встречу транспорту.
3. Может ли пешеход переходить дорогу перед машиной, которая движется? Конечно, тут ответ однозначный и только - нет.
4. Итак, вспоминаем правила, чтобы гулять на улице без забот и проблем - ходить только по тротуару или обочине, дорогу переходить и смотреть сначала направо, потом налево. Идти по улице пешком, не шалить на мостовой.

Первый урок на данную тему должен способствовать формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за страну и ее героев, уважения к ее достижениям, развитию социальной и творческой активности, раскрытию творческого потенциала, формированию активной гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

по проведению в учреждениях общего среднего образования

посвященных Дню знаний

В своем выступлении 1 июля 2017 года на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Беларуси, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подчеркнул, что, «пройдя сквозь испытания, белорусы заслужили право жить на свободной земле, в мире и достатке, быть полноправными участниками мировых процессов. История белорусской государственности всегда была непростой. Но стремление нашего народа жить в своем доме было стержнем, который давал силу и укреплял его дух»

При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные обучающимися на уроках литературы, истории, географии и др. Целесообразно использовать на уроке региональный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.).

Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайдов, фотографий, мультимедийных презентаций, широком использовании произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и др.

В проведении первого урока,а также в мероприятиях, посвященных Дню знаний и Дню белорусской письменности,совместно с общественным объединением «Союз писателей Беларуси»следуеторганизовать участие белорусских писателей и поэтов.

Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором могут быть представлены следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг о Беларуси; фотографии (слайды) исторических мест и природы Беларуси; альбомы, стенды, репродукции картин на белорусскую тематику; диски с записями песен о Беларуси и др.; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о Беларуси; портреты знаменитых деятелей истории и культуры Беларуси (Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Янки Купалы и др.), в своих произведениях и своей деятельностью прославивших нашу страну.

В ходе первого урока рекомендуется обратиться к истокам национальной культуры белорусского народа, подчеркнуть роль и значение Франциска Скорины в развитии белорусского книгопечатания, тесную взаимосвязь и органическое единство славянских культурных традиций, что будет способствовать формированию у подрастающего поколения любви и уважения к истории и культуре белорусского народа, патриотизма, интереса к чтению.

В течение 1517-1519 годов в Праге Франциск Скорина выпустил в свет свыше 20 иллюстрированных библейских книг, переведенных им на понятный широкому читателю язык. Книги Франциска Скорины оказали влияние на развитие духовной культуры Беларуси и стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.

Дата 500-летия белорусского книгопечатания имеет мировую значимость и внесена в календарь памятных дат ЮНЕСКО. В Минске 14-15 сентября 2017 года под эгидой ЮНЕСКО пройдет Международный конгресс «500 лет белорусского книгопечатания». В честь Скорины названы высшие награды Беларуси: орден Франциска Скорины и медаль Франциска Скорины.

В рамках юбилейных мероприятий по случаю 500-летия белорусского книгопечатания РУП «Белорусское телеграфное агентство» подготовило тематический анимационный медиапроект.Видеоролик «500 лет истории белорусского книгопечатания» повествует о появлении первых книг, деятельности Франциска Скорины и других первопечатников, а также знакомит с развитием издательского дела в современной Беларуси. При проведении мероприятий, посвященных Дню знаний, Дню белорусской письменности,можно осуществить демонстрацию видеоролика.

В ходе первого урока необходимо уделить внимание вопросам социально-экономического развития нашей страны, ориентированного на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, удовлетворение их материальных, социальных и культурных интересов. В Год науки важно подчеркнуть, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны.

Первый урок должен способствовать осмыслению обучающимися идеи о том, что в обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.

В беседе с учащимися следует подчеркнуть, что в нашей стране большое внимание уделяется физической культуре и спорту. Политика государства нацелена на то, чтобы всем предоставить возможность заниматься спортом. Высокие достижения в спорте и наличие спортивных сооружений мирового класса свидетельствуют об успешной реализации поставленных государством задач.

«Минск по праву стал спортивной столицей Европы. Сегодня наша страна все чаще принимает престижные состязания самого высокого уровня. В 2019 году у нас пройдут Вторые Европейские игры, а в 2021 - чемпионат мира по хоккею»

Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся.В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от формализма. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность. Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.

Хороший результат показывает такая организация урока, когда педагог поддерживает множественность мнений обучающихся, альтернативность. С этой целью рекомендуется традиционные подходы разнообразить активными методами и приемами.

Первый урок можно провести в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая игра, викторина, мозговая атака, интервью, репортаж, и т п. Можно построить урок, основанный на нетрадиционных формах организации учебного процесса: урок мудрости, откровение или урок, напоминающий публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и др. Большой интерес и положительныйотзыв у детей вызывают такие уроки, как заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, урок-путешествие, прогулка, использование таких форм работы как брейн-ринг, философский стол, фотовыставка, презентация проектов и др. Также можно предложить учащимся продемонстрировать в увлекательной форме их творческие и трудовые достижения в летний период, (любительские видеофильмы, фотоэкспозиции, литературные зарисовки, выполненные работы по благоустройству территории, историко-культурных, природных и социальных объектов и др.).

В музеях учреждений образования к первому уроку можно организовать тематические выставки, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время летних туристских походов, провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

В первый день нового учебного года можно провести экскурсии в Национальный исторический музей и Национальную библиотеку Республики Беларусь, в региональные музеи.

Значимым событием для обучающихся может стать посещение филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности». Экспозиция музея охватывает период современной истории Республики Беларусь и посвящена политической, экономической, научной, культурной и спортивной жизни страны. Собрание музея составляет около 4 тыс. единиц хранения, 800 из которых представлены в экспозиции.

В г. Минске открыт для посещения школьниками всех возрастных групп музей миниатюр достопримечательностей Беларуси «Страна мини», экспозиция которого в настоящий момент представлена 15 миниатюрными экспонатами (Национальная библиотека Республики Беларусь, Несвижский и Гомельский дворцово-парковые комплексы, Каменецкая башня, Коссовский замок, Коложская церковь, Кревский замок и др.), а в перспективе достигнет 70 миниатюр. Экскурсии проводятся в интерактивном формате на русском, белорусском, английском языках.

В процессе подготовки и проведения первого урока педагогам следует выбирать форму и методы проведения урока с учетом возраста учащихся, акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в его организацию и проведение самих обучающихся.

На первом уроке каждый первоклассник страны получит в подарок книгу «Беларусь - наша Ра дзіма. П адарунак Пр э з і д э нта Р э спубл і к і Беларусь А. Р .Лукаш энкі пер ша класн і ку». Издание выпускается с электронным DVD-приложением. Учебное пособие с помощью ярких иллюстраций рассказывает первоклассникам о Беларуси. На DVD содержится дополнительная информация для просмотра и слушания, организованная в 25 мультимедийных презентаций, а также 75 интерактивных игр и заданий - викторин, пазлов, электронных раскрасок и др. Динамичные презентации и игровые задания-тренажеры повышают мотивацию обучающихся и позволяют учителю использовать игровой момент для достижения учебных и воспитательных целей. Содержание урока рекомендуется строить с использованием материала этой книги.

Первый урок и другие мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первый день нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, государственной идеологии, историческим традициям белорусского народа.