Туган-барановский михаил иванович. Получение опыта за границей


Алексей Чичкин


Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.

Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь».

Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.

Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей.

Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос.

Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по
мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.

Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны».

В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.

Экономист, социолог, историк. Автор работ по истории и теории социализма. Один из самых талантливых и оригинальных представителей т.н. "легального марксизма", критиковал народничество, оставил глубокий след в политэкономической науке, разработав теорию кооперативной организации промышленного и сельскохозяйственного производства применительно к условиям России.

Происхождение и образование.

Происходил из дворянского рода литовских татар. Получив в домашних условиях начальное образование, он окончил 2-ю Харьковскую гимназию. Рано пробудившийся интерес к естественным наукам и привел любознательного юношу на физико-математический факультет Харьковского императорского университета. За участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен из университета, но революционером не стал. В 1888 г. окончил университет, получив звание канд. естественных наук. Экстерном сдал экзамены за юридический факультет.

Служба и первые труды.

С 1893 г. служил в департаменте Министерства финансов. В 1894 г. получил степень магистра при Московском университете за труд "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", ставшей широко известной не только в России, но и за рубежом.

В 1895 стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1898 г. за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии в Московском университете. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что «никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически».

Преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете (в числе приват-доцентов в 1895—1897 и 1898—1899 гг.) и на Высших женских курсах. В 1899 году за марксистские убеждения и "политическую неблагонадежность" Туган-Барановский был отстранен от преподавания, а в 1901-м - выслан из столицы в Полтавскую губернию, где активно участвовал в культурном движении, а заодно - и в правительственной программе по подготовке реформы Столыпина, избирался земским гласным.

Вернуться в Петербург и продолжить свою преподавательскую карьеру смог лишь после революции 1905 г. с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. С 1913 — профессор Петербургского политехнического института.

Украинский период.

После Февральской революции, летом 1917, уехал на Украину, где занимал пост министра финансов при Центральной Раде до января 1918, после чего вернулся в Москву. Здесь он читал лекции, занимался делами кооперативного движения, ему было предложено преподавать в созданном тогда Кооперативном институте. Однако он отказался от предложения и уехал на Украину, где занимался преимущественно научной и научно-организаторской деятельностью. В 1918 г. он входил в состав созданной в Киеве под руководством В.И. Вернадского специальной комиссии, готовившей создание Украинской Академии наук. Как член комиссии он подготовил "Записку об отделе социальных наук", в которой, в частности, предлагалось создать в этом отделе институт "для статистического изучения населения Украины". Когда Академия начала работать, такой институт был создан - в составе Социально-экономического отделения Академии, которое возглавил М.И. Туган-Барановский. Новое научное учреждение получило название "Демографического института", его директором был избран М.В.Птуха.

Перу Михаила Ивановича принадлежит около 200 опубликованных работ. Из наиболее значимых - "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Современный социализм в своем историческом развитии" (1904), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913), "Социальные основы кооперации" (1916), "Бумажные деньги и металл" (1917), "Социализм как положительное учение" (1918).

Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

1. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика. 1989.

2. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. - М. РОССПЭН. 1996.

3. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М.: Наука. 1997.

4. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы.-М.: Наука. РОССПЭН. 1997.

5. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - М.: РОССПЭН. 1998.

6. Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. - М.: РОССПЭН, 1998.

7. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение Изд. 2-е, стереотип. М., 2003.

8. Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма Изд. 3-е, стереотип. М., 2003.

Другие страны

Экономисты милостью Божьей. Михаил Туган-Барановский

Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

~~~~~~~~~~~



Михаил Туган-Барановский


«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.


Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии,
их причины и влияние на народную жизнь»


Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.


Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей


Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.


Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос


Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.


Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны»


В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) - выдающийся российский экономист, историк, социолог, автор работ по истории и теории социализма, один из представителей «легального марксизма». В конце 1917 - январе 1918 г. министр финансов Украинской Центральной рады.

Ученый экономист с мировым именем Туган-Барановский родился в дворянской семье. Его род ведет начало от литовских татар, предки которых ведут свою родословную от Чингиз-хана. Вторая линия выходит на род польских шляхтичей Барановских. Еще будучи гимназистом, он увлекся философией Канта.

Окончив классическую гимназию, поступил в 1888 г. на физико-математический факультет Харьковского университета, из которого за участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен. В 1894 г. после чрезвычайно напряженной работы в крупнейших библиотеках Лондона и Петербурга М.Туган-Барановский представил в качестве магистерской диссертации обширное исследование «Промышленные кризисы». Диссертация сразу сделала известным имя ученого в отечественных и мировых научно-экономических кругах (через несколько лет работа была переиздана на немецком, а затем и французском языках). В 1895 г. М.Туган-Барановский становится приват-доцентом Петербургского университета, читая курс политической экономии, однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как неблагонадежный. В 1898 г. он получил от Московского университета степень доктора за диссертацию “Русская фабрика в прошлом и настоящем”, но только после Февральской революции 1917 г. был утвержден в звании профессора.

В марте 1901 г. за участие в демонстрации был арестован и выслан из Петербурга. До 1904 года жил на Полтавщине, где принял участие в кооперативном движении. В 1904 г. М.Туган-Барановский возвращается в столицу на прежнюю должность, но уже всерьез увлеченным идеями кооперативного строительства. С 1908 г. М.Туган-Барановский становится одним из лидеров российского кооперативного движения, прежде всего как теоретик. С 1914 г. становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте. В 1915-1916 годах он - гласный Петроградской думы. Февральскую революцию воспринял с воодушевлением. В апреле 1917 г. возглавил аграрную комиссию, которая разрабатывала программу аграрной реформы в России. Октябрьской революции не принял. Сотрудничал в журналах «Мир Божий», «Начало», «Вестник Европы» и других. Совместно с М.М. Ковалевским и М.С. Трушевским редактировал издание «Украинский народ в его прошлом и настоящем». Октябрьской революцию не принял. После короткого пребывания (1917-1918) на посту министра финансов Украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от общественной деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. 21 января 1919 года в поезде по дороге в Париж (между Киевом и Одессой) скончался от приступа стенокардии. В многочисленных некрологах современники, потрясенные неожиданной и нелепой смертью 54-летнего ученого, в самых высоких словах оценивали и личность, и научные заслуги М.И.Туган-Барановского. Полный список его работ к настоящему времени, включая переиздания, насчитывает около 300 наименований .

Его неоднозначная и во многом противоречивая личность до сих рождает у историков и специалистов немало споров. Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. В 1890-е гг. он изучал работы К. Маркса, но встал на позиции «легального марксизма» ; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал «Теоретические основы марксизма» (1905), в которых объявил теорию Маркса только «отчасти верной», и «Основы политической экономии» (1909). Считавший себя последовательным сторонником марксизма Туган-Барановский, однако, не был принят в лагере ортодоксальных марксистов-ленинцев. В.Ленин причислял его к лагерю меньшевиков. Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная «Социальные основы кооперации» (1916).

Две работы - о фабрике и кризисах - сделали их автору не только всероссийскую, но и общеевропейскую известность. Теоретические работы Туган-Барановский - «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903), «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социализм как положительное учение» (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале «Вестник кооперации», которым руководил с 1909 г.

Главным трудом о капитализме является его сочинение о промышленных кризисах, в котором он разрабатывает теорию реализации продуктов в капиталистическом обществе. В первом издании этой книги затруднения при реализации продуктов, обостряющиеся до депрессии и кризисов, объяснялись исключительно неорганизованностью капиталистического производства. Во втором, серьезно переработанном издании книги , Туган-Барановский ставит процесс реализации в связь не только с «отсутствием планомерной организации», но и с другими чертами капиталистического строя, при котором производство перестает служить средством удовлетворения человеческих потребностей, а становится целью само по себе, техническим моментом создания капитала. Законы капиталистической конкуренции требуют не только чрезмерной эксплуатации человека, но и технически совершенного развития организации в пределах одного предприятия, которая, как это ни парадоксально, сочетается с неорганизованность всего национального производства.

Указанные особенности капиталистического производства делают общее перепроизводство, как момент развития капиталистического хозяйства, необходимым. Глубокий анализ истории кризисов позволил ученому выделить три их общих основных характеристики: состояние товарного рынка, определенное им как перепроизводство, изменения в области денежного обращения и колебания кредита. По его мнению, главной из этих характеристик является первая - «перепроизводство», которое и послужило причиной большинства экономических кризисов в мире. В противоположность теории воспроизводства К.Маркса, М.Туган-Барановский считал, что причина кризисов, периодически потрясающих капиталистическую экономику, коренится не в абсолютном недопотреблении народных масс, а в диспропорциональном развитии базовых отраслей народнохозяйственных систем .

В книге «Промышленные кризисы» Туган-Барановкий провел специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Его выводы опровергали положение К.Маркса о неизбежном обнищании пролетариата в условиях капитализма. М.Туган-Барановский был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую . Его исследования продолжил в 1920-е годы Н.Д.Кондратьев, также получивший мировую известность.

Итогом длительного изучения истории русской промышленности явилась книга М.Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) , фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне. Это один из самых капитальных трудов по экономической социологии и социологии труда. Она представляла собой докторскую диссертацию. История социально-экономической мысли знает еще один подобный пример - докторская диссертация Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893), которая также вошла в число фундаментальных монографий.

Ее автор задался целью «без излишних деталей», как он сам выразился, извиняясь, быть может, за неполный перечень всей совокупности фактов, касающихся истории отечественной промышленности, изобразить «изменения внутреннего строя русской фабрики под влиянием изменения общественно-экономической среды. Мне хотелось показать, каким образом первоначальная купеческая фабрика, возникшая на почве экономических условий петровской России, превратилась в течение XVIII в. в дворянскую фабрику, основанную на принуди-тельном труде; как эта последняя постепенно отмирала в николаевскую эпоху и замещалась новейшей капиталистической фабрикой, отчасти вы-росшей из кустарной избы; как изменялся в различные эпохи состав фабри-кантского класса и слагался класс фабричных рабочих. Я старался обрисо-вать взаимные отношения крупной и мелкой промышленности в крепостной России, когда русская фабрика еще почти не знала машины, и в наше время — время господства машины... я рассматривал фабричное законодательство и господствующие в обществе взгляды и воззрения на вопросы фабричного строя, как выражение данного соотношения общественных сил» .

Грандиозность замысла требовала для своей реализации не одного тома. К большому сожалению, второй том «Русской фабрики» так и не вышел. Точно также замысел К.Пажитнова изложить историю становления рабочего класса тоже не умещался в рамках одного тома и ему потребовалось для этого целых три их.

Не последнее место в его творческом наследии занимали проблемы социализма. Осознавая необходимость политической борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что «как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей», и поэтому отрицал якобинство. В 1906 г. М.Туган-Барановский выпустил работу «Современный социализм в своем историческом развитии», а в 1918 г. - «Социализм как положительное учение». В них социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и синдикализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта. Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов. Сходные реформистские идеи, по мнению М.В.Шишкина, были сформулированы в работах А. Исаева, И. Иванюкова, А. Шора . Туган-Барановский полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей, и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Развивая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности Туган-Барановский сформулировал известную теорему: предельные полезности пропорциональны трудовым затратам. Опираясь на данное теоретическое положение, его последователь Н. Столяров математически доказал ее истинность. М.Туган-Барановский писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга . Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т. е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы . Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Й.Шумпетер и др.). Туган-Барановский внес вклад и в теорию циклов, в которой предвосхитил современную концепцию «сбережения - инвестиции» главным фактором цикличности, по его мнению, является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов.

Туган-Барановский стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Работая доцентом, а в конце профессором Санкт-Петербургского университета, М.И.Туган-Барановский воспитал другого выдающегося ученого Н.Д.Кондратьева, открывшего в начале 1920-х годы большие циклы конъюнктуры. В 1923 г. вышла из печати книга Н.Д. Кондратьева о М.И. Туган-Барановском . В ней он отметил, что именно благодаря Туган-Барановскому экономическая наука в России была поднята на европейский уровень. По мнению Йозефа Шумпетера, “наиболее выдающийся русский экономист” М.Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора, который влияет на изменения в народной жизни .

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - Известный русский экономист, общественный деятель, публицист, один из ведущих представителей «легального марксизма».

Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма». 1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теоремы Туган-Барановского» и активно обсуждалось в литературе, как с позиций поддержки (Н.А.Столяров, С.Г.Струмилин - позднее резко изменивший позицию), так и отрицания (Н.И.Бухарин, И.Г.Блюмин). Построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости (невыводимости) с теорией распределения («Социальная теория распределения», 1913). Важным было и то, что Туган-Барановский модифицировал схемы воспроизводства К.Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов «закон тенденции нормы прибыли к понижению». Доказательство, которое он применил, использовалось для решения проблемы «трансформации стоимости в цены» (В.К.Дмитриев, М.Добб, П.Сраффа).

Туган-Барановский не принадлежал к какому-то определенному направлению, пытаясь энциклопедически соединять марксизм, предельную полезность, бернштейнианство.

Много сделано им и в области теории социализма, где акценты делались на психологических факторах общественного развития и определялась неготовность России к социализму.

Был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями, вел студенческие научные кружки. Одним из его выдающихся учеников был Н.Д.Кондратьев - экономист с мировой известностью. По его учебнику «Основы политической экономии» училось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. при советской власти.

М.И.Туган-Барановский был выдающимся деятелем кооперативного движения, участвовал в его руководящих органах, а в 1909г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», лучшее из подобных изданий не только в России, но и за рубежом. С победой сталинизма его имя попадает в число забытых на 70 лет, а труды переизданы (не все) лишь в последние годы. Зато его работы хорошо известны за рубежом. Родился Туган-Барановский в Харьковской губернии, из дворян, окончил физико-математический факультет Харьковского университета, перебрался в Москву, но профессорской кафедры не получил как политически неблагонадежный. Был в партии кадетов (1906). В 1917г. -министр финансов украинской Центральной рады, один из основателей Украинской Академии наук, председатель ее социально-экономического отдела (1919).

После разгрома Рады уехал в Москву, занимался делами кооперации. Потом вернулся в Киев, где преподавал и был деканом юридического факультета в Киевском университете. В качестве советника по экономическим вопросам выехал с делегацией украинской Директории в Париж, но в пути, около Одессы, скоропостижно скончался.

Переход к социализму М.И.Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И.Канта).

М.И.Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

Государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

Синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

Коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

М.И.Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М.И.Туган-Барановский выделил две фазы:

В первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

Во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М.И.Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М.И.Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации:

Материальная заинтересованность;

Добровольность;

Использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М.И.Туган-Барановского:

Рост прибыли и падение заработной платы - явление необязательное;

Рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы;

Рабочая сила не служит товаром, так как работник - личность, наделенная потребностями;

Размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.