Современный риторический идеал. Представления Аристотеля о риторике

Дельфиниум - одно из самых излюбленных и желанных садовых растений. Стройные, с яркими изумрудными листьями, впечатляет цветущими колоннами и радуют глаз. Отличается высотой, стройностью и великолепием. Известен людям с древних времен.

Согласно одной из легенд, боги превратили одаренного юношу-скульптора в дельфина лишь за то, что тот оживил скульптуру усопшей девушки, в которую был влюблен. Каждый вечер дельфин подплывал к берегу с букетом во рту, и в память о своей любви он выбросил к ногам девушки этот цветок.

Второй миф рассказывает о битве под стенами Трои. Стрела, попавшая в пятку Ахиллеса, ранила его. Упавшие капли крови дали жизнь этим великолепным цветкам. По русскому поверью, они обладают лечебными свойствами и помогают быстрому сращиванию костей при переломах, травмах. Большинство народов величали дельфиниум шпорником потому, что верхний лепесток его бутона похож на шпорец.

И сейчас многие восхищаются завораживающим зрелищем цветущих дельфиниумов, издали напоминающих разноцветные стеллы, взмывающие ввысь. Род дельфиниум, шпорник, или Живокость объединяет около 400 видов травянистых однолетников и многолетников, образующих массивные конечные гроздевые или метельчатые соцветия, которые ценятся за продолжительное цветение.

Описание дельфиниума

Дикий дельфиниум обитает во всех уголках мира, принадлежит к семейству лютиковых. Элегантные, ветвистые, полые внутри стебли достигают высоты 2 м. Листья округлые, дланево-пальчато-рассеченые. Окраска бутонов ультрамариновая, голубая, фиолетовая, розовая, сиреневая, белая. Простые цветки состоят из пяти лепестков, а в махровых — их число увеличено за счет видоизмененных тычинок. Нераскрытый бутон дельфиниума похож на голову или тело дельфина - отсюда произошло его название.

Распускается в июне и повторно, при правильном уходе, в августе. Все сорта и гибриды дельфиниума используется как высококачественная срезочная культура — долго стоят в вазе. Этот роскошный цветок украсит любой цветник.

Выращивание дельфиниума в открытом грунте

Дельфиниум предпочитает открытые участки, но на ярком солнце лепестки могут выгорать. Легкая полуденная тень ему только на пользу. Расположение у стен построек и заборов убережет его от полегания от ветра, прикроет от палящих лучей.

Эти растения требуют удобренной, богатой органическим веществом, влагопроницаемой земли, кропотливого ухода. В сырых местах устраивают дренаж из керамзита или делают канавки для оттока лишней влаги. Предпочитает суглинистые, рыхлые почвы с нейтральной реакцией. На одном месте выращивают его несколько лет.

Сажают на солнечном участке или легкой тени. При поготовке почвы к посадке вносят органические и минеральные удобрения (фосфорно-калийные). В течении всего периода обильно поливают, периодически подкармливают. Почву постоянно рыхлят и мульчируют торфом или компостом, что способствует сохранению влаги и служит дополнительным питанием.

Весной обрезают самые слабые побеги, которые используют для черенкования. Стимулируют образование новых цветков, регулярно удаляя увядающие соцветия.Высоким растениям надежная требуется опора, т. к. стебли легко ломаются даже при небольшом ветре. Осенью многолетние виды обрезают под корень, окучивают, чтобы внутрь полых стеблей не попала вода, т. к. это может привести к гибели растения. Если обрезка производится весной, то просто надломите стебли, чтобы закрыть полость внутри.

Размножение дельфиниума делением куста

Самый надежный и продуктивный способ - . Это делают при плановой пересадке весной перед началом вегетации. Выкопанный корень разрезают части, каждая из которых имеет точку роста и корешок. Срезы подсушивают, присыпают золой. Размещают их на расстоянии не менее 40 см друг от друга в заранее подготовленные лунки.

Можно разделить растение без выкапывания после появления ростков или после цветения. Для этого лопату вонзают в место желаемого разреза до упора. Часть, которую хотят отсадить подкапывают по окружности, аккуратно вытаскивают и переносят на нужный участок. В освободившееся место подсыпают свежего питательного грунта. Все тщательно поливают, притеняют пока они не приживутся.

Выращивание дельфиниума из семян на рассаду и посевом в грунт

Однолетники и двулетники размножают посевом семян осенью и весной. Семена быстро теряют всхожесть — при покупке следует обращать внимание на сроки - чем ближе к крайней дате, тем меньше шансов получить сеянцы. Чтобы стимулировать прорастание, можно обработать семена раствором перекиси водорода (1 чайная ложка на 100 мл воды) на 30 мин.

Посев на рассаду

Когда сеять дельфиниум? В конце марта - начале апреля готовят рассадные ящики, контейнеры или индивидуальные стаканчики. Семена достаточно крупные, чтобы без проблем посадить их по одному.

  • Подготавливают питательный рыхлый грунт, отлично подойдет почвосмесь для цветущих.
  • Контейнеры или стаканчики должны иметь дренажные отверстия.
  • Глубина заделки семян 0,5-1 см.
  • Расстояние между семенами не менее 2-3 см при посеве в общий контейнер.
  • Увлажняют умеренно, можно из пульвелизатора, чтобы не было избытка влаги.
  • Накрывают пленкой и ежедневно проветривают, убирая конденсат.
  • Когда появятся всходы, пленку лучше убрать.
  • При появлении 2-3 настоящих листиков пикируют растения по отдельным стаканчикам.
  • Закалять рассаду нужно за пару недель до высадки в грунт. Выносите ее на свежий воздух, пусть привыкает к солнцу и ветру. Когда она сможет переночевать, растения готовы к высадке.

Пересаживать на клумбу нужно уже при установившейся плюсовой температуре ноью, чтобы избежать примораживания ночными заморозками. Расстояние между кустиками оставляют 30-40 см, чтобы растения хорошо развивались.

Посев в грунт

Высевают в конце марта - начале апреля в парник для получения цветущих экземпляров уже в год посева или в мае в открытый грунт. Можно сеять их под зиму или зимой в ящики, которые закапывают под снег для получения дружных всходов весной. Сеянцы пикируют в фазе 2-4 листочков, регулярно поливают и подкармливают.

Растения большинства сортов (если это гибриды), выращенные из семян, могут не передать декоративных качеств родительских особей, поэтому семенной способ применяют редко. Но при таком способе можно получить сразу несколько различных по своим качествам цветов. Большая часть гибридов размножается черенками, взятыми от нижней части цветоносного стебля в начале весны.

Размножение дельфиниума черенками

Молодые побеги длиной около 10 см. Нижние срезы обрабатывают стимулятором образования корней. Для этой цели можно использовать обычный столетник. От взрослого растения отрывают нижний лист и помещают его в холодильник на 5 дней. После этого из него выдавливают несколько капель сока и смачивают им нижние части черенков, которые затем помещают в контейнеры с хорошо увлажненным песком или вермикулитом. Можно использовать корневин и аналогичные препараты.

Контейнеры накрывают прозрачными крышками или помещают в пластиковый пакет для поддержания достаточной влажности. Появление молодых листочков свидетельствует об успешном укоренении. Подросшие саженцы переносят на постоянное место в конце лета, чтобы дать им возможность окончательно укорениться до наступления холодов. Обычно дельфиниумы хорошо переносят зимы средней полосы, только молодым саженцам требуется укрытие из сухого торфа, мха или опилок.

Вредители и болезни дельфиниума

Дельфиниум — довольно нежное растение, подверженное нападению листогрызущих насекомых. Некоторые заболевания вызывают пожелтение, деформацию листочков. Среди заболеваний опасны мучнистая роса и некоторые гнили, для ограничения распространения заболеваний прибегают к дезинфекции почвы с помощью раствора марганцовки.

Поражение фузариозом и бактериальными болезнями, вызывающими рак и гнили, приводит к увяданию растений. При их появлении обработайте растения специальными фунгицидами. Тли, сосущие сок растений, способствуют распространению вирусных заболеваний. Трипсы провоцируют образование серебристых пятен на листьях и цветках.

Повреждения наносят и жесткокрылые совки, от которых избавляются с помощью специальных инсектицидов. В качестве профилактики борьбы с насекомыми и болезнями используют нашатырный спирт (2 столовые ложки на 10 л воды) или дегтярную воду (1 столовую ложку аптечного березового дегтя размешивают в 5 л воды, добавляют в эту смесь немного хозяйственного мыла), растворами которых поливают сами растения и землю вокруг.

Эти средства отпугивают многих насекомых, а нашатырный спирт служит еще прекрасной дополнительной некорневой подкормкой. Из-за своей ядовитости дельфиниум в древние времена почти не применялся в качестве лекарства, лишь в средние века врачи использовали его настойку для заживления ран. В магии использовался для защиты от приворота или как оберег.

Засушенный синий цветок дельфиниума носили в маленьком мешочке или ладанке на шее, оберегая от посторонних глаз. Считали, что такой оберег служил защитой от ночных кошмаров и бессонницы.Все разновидности дельфиниума идеальны для срезки. Это очень эффектное растение, используемое для посадки группами, на клумбах, рабатках, миксбордерах и в одиночных посадках на фоне газона или строений. А как солитерное растение он превосходен.

Виды дельфиниума с фото и описанием

Многочисленные гибриды подразделяются на три большие группы ‘белладонна’, ‘пацифик’, ‘прямостоячий’. К последней относится большая часть многолетних растений, разводимых в наших садах. У них восхитительные компактные соцветия из простых, полумахровых или махровых цветков.

Дельфиниум беладонна Delphinium belladonna

Дельфиниум беладонна достигает высоты 0,9-1,2 м. Прямостоячий многолетник имеет красивые колосовидные цветы. Имеет рыхлые, разветвляющиеся соцветия, быстро разрастается и долго цветет.

Дельфиниум высокий Delphinium elatum

Многолетний устойчивый экземпляр высотой 70 см, с глубоко рассеченными листьями, лазоревыми бутонами.

Дельфиниум полевой Delphinium consolida

Однолетнее растение высотой до 2 м.

Дельфиниум крупноцветковый Delphinium grandiflorum

Травянистое растение с укороченным корневищем до 100 см высотой.

Дельфиниум гибридный Delphinium hybrids

Дельфиниум пасифик гигантский Delphinium Pacific Giants фото цветов в саду

К гибридам группы ‘пацифик’ (тихоокеанским) относятся многочисленные однолетники и двулетники. В качестве цветочной культуры наиболее распространен дельфиниум гибридный, полученный путем скрещивания различных видов между собой. Современные сорта различаются по форме, размерам листьев и цветов, а также по высоте кустов. Тихоокеанские гибриды меньше приспособлены к холодным зимам, требуют более внимательного ухода. Даже в значительно более теплой Европе их выращивают как двулетники.

Новозеландские гибриды характеризуются отличной морозостойкостью, неприхотливостью в уходе и длительным цветением - это превосходный вариант для оформления загородного участка.

Марфинские гибриды пользуются большим успехом у цветоводов, т. к. отлично приспособлены к реалиям нашей погоды. По качественным, декоративным показателям они не уступают заграничным сортам. Образуют аккуратные кустики, выпускающие крупные метелки соцветий колонно-видной формы с полумахровыми цветами различной окраски, издалека привлекают внимание своим великолепием.

Дельфиниум - ядовитое растение

Все части растения , т. к. содержат алкалоид, широко применяемый в медицине. При попадании внутрь они могут привести к серьезному расстройству желудочно-кишечного тракта. А контакт с листьями, особенно у лиц с особо чувствительной кожей, вызывает кожные раздражения и аллергические дерматиты. Поэтому при работе с дельфиниумом необходимо защищать руки и оголенные части тела от попадания сока.

Люблю цветники, палисадники, сады в середине лета! Что только не цветет там – роскошные розы, стройные лилии, гладиолусы, веселые флоксы, изящная гвоздика, яркая эшшольция, кудрявая нигела… Всегда восхищаюсь таким разнообразием, но высокие разноцветные свечки дельфиниумов удивительны по-особому. Они придают красоту, высоту палисадникам, цветникам. Особенно хорошо смотрятся гибридные сорта – эдакие двухметровые гиганты! Итак, дельфиниум многолетний – посадка и уход, фото этих красавцев – предмет нашего разговора.

Фото летнего цветника с дельфиниумами:

Виды дельфиниумов

Многолетние дельфиниумы гибридных сортов можно условно разделить на пять видов.


Фото: Король Артур

В каждой группе полтора-два десятка сортов. Неудивительно, что сложно выбрать какой-то один единственный, «свой» сорт. Одни названия чего стоят! Король Артур, Ангел с черными глазами (Black Eyed Angels), Сладкие сердца (Sweethearts), другие.

Дельфиниумы многолетние начинают цвести в июне месяце. Продолжительность цветения – от 2-3 недель до одного месяца. Высокие свечки соцветий, состоящие из 50-80 цветков, начинают цвести снизу.

Дельфиниум новозеландский гигант, фото

Рассматривать соцветия дельфиниума можно долго – у одних сортов лепестки цветов округлые, у других — острые, у третьих — широкие, у четвертых – с завитушками. Есть даже такие, у которых в одном цветке есть лепестки разных форм. Одни цветы дельфиниумов в центре имеют «глазки», у других их нет.

Учитывая то, что сказано выше, очень трудно выбрать, какой сорт выращивать – хочется сразу все. Но, если у вас участок маленький, рекомендуем выбрать не более 2-3 сортов.

Дельфиниум многолетний — выращивание из семян

Не следует думать, что дельфиниумы легко вырастить. Да, за теми, которые уже выросли, уход не вызовет особых сложностей. Но при посадке необходимо обязательное соблюдение агротехники.

Начать следует с выбора места посадки дельфиниумов многолетних. Почву они любят удобренную, плодородную, предпочитают суглинистую, её кислотность должна быть близкой к нейтральной. Это значит, что древесная зола на месте посадки дельфиниумов очень желательна.

Участок, на котором будут расти дельфиниумы, должен быть открытым, проветриваемым, но, тем не менее, эти высокие растения следует защитить от сильных ветров. Дельфиниумы многолетние любят солнце, но лучше, если они будут находиться хотя бы в легкой тени во время полуденного зноя. Легкая затенённость не позволить выгореть цветкам на солнце.

Есть один секрет выращивания дельфиниума из семян! Самая яркая расцветка у цветов получается из семян первого года сбора.

Помните, что семена дельфиниума очень быстро теряют всхожесть, поэтому их необходимо высевать осенью сразу после созревания (октябрь-ноябрь). Семена высевают в открытый грунт или посевные ящики. Если же вам не удалось это сделать осенью, то семена необходимо подвергнуть стратификации. Посев вызревших семян проводят в цветник рядками, в посевные ящики — вразброс.

Различают сроки посева семян в открытый грунт:

  • весенние — апрель-май,
  • летние — июнь-июль,
  • подзимние — октябрь-ноябрь.

Пожалуй, семенное размножение дельфиниумов. за семенами и ростками – это самое хлопотное занятие. Семена требуют стратификации, то есть перед посадкой их нужно во влажном состоянии 2 недели выдержать в холодильнике при температуре +3-5°С. Иногда они уже там начинают прорастать.

Сеять семена на рассаду можно уже в конце февраля-начале марта. Всходы нуждаются в досвечивании. Пикировать сеянцы надо осторожно, так как их легко сломать – они очень хрупкие. При посадке заглубите саженцы до семядольных листочков.

Думаю, так возиться следует только с семенами редких сортов, когда семян мало. Семенами размножают сорта, растения которых имеют сильно развитый стержневой корень и плохо приживают при пересадке. Растения, выращенные из семян в открытом грунте, отличаются высокой зимостойкостью, мощной корневой системой и сильно развитой надземной массой.

А более распространённые, проверенные сорта дельфиниумов лучше высевать под зиму в открытый грунт. Весной, после появления всходов распикировать их на постоянное место пучками по 3-4 штуки в одну лунку.

При семенном размножении получается большое количество посадочного материала, поэтому рекомендуется провести два прореживания, оставляя самые крепкие и красивые растения. Расстояние между растениями должно быть 20-30 см. Желательно эти растения оставить на месте посадки до цветения, которое наступит спустя четыре месяца.

Размножение дельфиниумов делением куста

Дельфиниумы размножаются также делением куста, отростками.

Сажать их можно ранней весной, если вы живете в средней полосе или даже севернее, или осенью, примерно в сентябре на Кубани.

Дельфиниумы разрастаются со временем, поэтому ямки для посадки отростков или кустов располагают на расстоянии 50-60 см. Размер ямок должен быть намного больше, чем сами отростки (40×40×40 см). Это нужно для того, чтобы заполнить их питательным компостом, перемешанным с органическими и минеральными удобрениями. Пропорции таковы – на 1-2 ведра компоста (перепревшего перегноя), 1 столовая ложка с горой суперфосфата, столько же калийных удобрений, 1 ст. л. без горки калимагнезии, стакан древесной золы. Азотные удобрения при посадке лучше не вносить.

При посадке куста дельфиниума (отростка) корневую шейку саженца следует заглубить, но не более чем на 2-3 см.

Очень важный момент ухода за дельфиниумами – обязательное прореживание побегов. Делают это весной после того, как ростки растения достигнут высоты 10 см.

Но в прореживании есть одна интересная особенность. Во второй год весной у сильных растений оставляют по 3 стебля, у тех, кто послабее, – один. А в следующие годы у крупноцветковых сортов оставляют 3-4 побега. А у сортов с мелкими цветами – 7-10. Остальные стебли вырезают под корень.

Прореживание позволяет не мельчать соцветиям, не терять махровость, сохранить первоначальную яркость цветкам.

Цветущим дельфиниумам важен своевременный полив. Причем, обильный – под каждый куст в засушливую погоду льют не менее 2-3 ведер воды. Поливают под корень, нежелательно попадание воды на листья, так как дельфиниумы легко подвергаются грибковым заболеваниям.

Азбука агротехники – рыхление почвы после полива или дождика.

Дельфиниумы хорошо отзываются на подкормки обильным, ярким цветением.

Специалисты советуют делать это трижды за сезон. Первая подкормка – весной – органикой, вторая через 1-1,5 месяца – полным минеральным удобрением типа Кемиры Универсал. Третий раз проводят внекорневую подкормку во время появления бутонов – опрыскивают раствором суперфосфата (50 г на 1 л воды).

Увы, дельфиниумы часто поражаются мучнистой росой, вирусами. Когда вы заметите грязно-белёсый налёт на листьях или цветах, предпринимать какие-либо действия бывает поздно. Поэтому не забудьте для профилактики заболевания в период бутонизации опрыскать цветы любым фунгицидом, например, препаратом ХОМ, Ридомил или биопрепаратом Фитоспорином.

Кстати, есть дельфиниумы, устойчивые к этим заболеваниям – это сорта новозеландской группы. При покупке семян обращайте внимание, к какой группе относятся эти цветы. Купив определённые сорта, вы сэкономите время на обработке цветов от болезней.

Есть одна особенность ухода за дельфиниумами – обрезка, вернее, действия цветоводов после нее.

Да, перед зимой рекомендуется срезать отцветшие цветоносы. Особенность заключается в том, что срезать их надо очень близко к земле, а пенёчки окучить, засыпать почвой. Дело в том, что стебли этих цветов пустые внутри. Оставив срезанные стебли выше уровня почвы, вы позволите дождевой воде накапливаться внутри пенёчков, а это прямая угроза корням – они могут сгнить за зиму. Весной всходов не дождётесь. Но холмик у корней дельфиниумов весной не забудьте разгрести.

Можно после обрезки оставить стебли длиной 20-25 см, но тогда следует замазать отверстия в стволике глиной, землёй.

Все, что я написала выше об обрезке дельфиниумов, относится к сортовым видам, многолетникам.

Милые однолетники (их называют шпорниками, сокирками) размножаются самосевом, не требуют такого пристального к себе внимания.


Дельфиниум однолетний, фото цветов

Несомненно, дельфиниум на участке – это очень красиво, изысканно. Но не забывайте, что это растение ядовито. Защищайте свои руки от попадания капель сока при обрезке.

Риторический идеал.

Его сущность и корни. Софистическая риторика. Античный риторический идеал (служение добру и счастью, допущение ʼʼлжи во спасениеʼʼ). Древнерусские традиции (ʼʼПовесть Временных летʼʼ). Речевая культура цивилизаций Востока (Египет, Китай, Индия). Концепция речевого действия.

Признаками риторического идеала является: определённая схема анализа любого высказывания, облик говорящего, позиция говорящего по дилемме ʼʼистина – ложьʼʼ, этика и эстетика речи.

Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи и общении людей, но родилась она в среде философов, из диалектики – науки убеждения и доказательства.

Черты риторического идеала софистов : использование эристики, чрезмерное восхваление одних и охаивание других, использование приёмов – софизмов, остроумия, находчивости.

Античный риторический идеал (получил самое широкое распространение): цель риторики – служение добру и счастью людей; риторика - ϶ᴛᴏ не только практика общения, но и наука, разрабатывается модель идеального оратора: уважительное отношение к слушателям.

Древнерусские традиции (на базе древнерусских памятников):оратор – лицо известное, облечённое доверием народа, выражает твёрдую позицию, отстаивает истину; прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью.

Речевая культура цивилизаций Востока (ценится стиль, речевые фигуры, мастерство софистики). Стиль - ϶ᴛᴏ то новое, что основано на культуре свёрнутой к систематизированной истории. В Индии в основу ораторских традиций положена сословная структура общества. К І тыс. до н.э. относится становление санскрита (ʼʼязык, доведённый до совершенстваʼʼ). В восточных цивилизациях не сложилась теоретическая концепция речевого действия. В практической сфере во всœех культурах развивалось ораторство, ритуальная, информационная (педагогическая), императивная, художественная, дискуссионная речь.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Ростов-на-Дону. 1995

2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.-М.,1978

3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989

4. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980

5. Основы ораторского мастерства.-М.,1980

6. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.

7. Сахаров В.Р. Навыки и умения лектора.-М., 1978.

Источники:

1. Лосœев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

Дополнительная литература:

1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.,1996.

2. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991,

5. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.

6. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.

7. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1997.

8. Михальская А. К. Основы риторики; мысль и слово: Х-Х1 кл. - М., 1996.

9. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. - М., 1987.

10. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. - Минск, 1974.

11. Радченко В. И. Изучение ораторского искусства в США.- М., 1991.

12. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1997.

Риторический идеал. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Риторический идеал." 2017, 2018.

Риторика имеет огромное значение в обществе. Овладев искусством красиво говорить, человек может достичь больших высот во взаимодействии с другими людьми. Эта наука появилась еще в античные времена, но на каждом этапе своего развития она имела отличительные черты и дарила миру выдающихся ораторов. И у каждого периода и культуры были свои риторические идеалы.

Что это такое

Что включает в себя понятие риторического идеала? Это система общих требований к речи, ее эталон, которые являются отражением культуры народа. Также риторический идеал является важным критерием оценки художественных произведений. Он обладает важными свойствами:

  • историческая изменчивость - представления об идеале меняются с течением времени;
  • культурная специфичность - ораторское искусство обладает национальными особенностями;
  • социальными особенностями - отражает развитие общества в определенную историческую эпоху.

Первые понятия об эталоне красивой речи появились еще в Древней Греции, в эпоху которой было множество выдающихся ораторов, внесших большой вклад в развитие этой науки.

Причины появления риторики

Первые упоминания о риторике появляются около 5 века до н. э. Возникновение ораторского искусства связано со становлением демократии в Афинах. Какие еще факторы повлияли на развитие умения красиво говорить?

  1. Риторика в Древней Греции считалась высшей ступенью в образовании. Поэтому в Элладе были даже специальные школы, где обучали ораторскому мастерству.
  2. Древние греки уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Поэтому тот, кто выступал публично, должен был быть добрым и обладать другими доблестными качествами. Речи оратора преследовали и нравственные цели.
  3. В часто выступали с панегириками - это хвалебные или торжественные речи.

Классическая риторика в античную эпоху включала в себя сведения о различных науках: философии, логике, литературе, грамматике, психологии и других. В ней были отражены культура и быт древних греков. В античный период ораторское искусство обладало следующими свойствами:

  • фразы были построены симметрично (в предложениях были одинаковые окончания);
  • использовали метафоры и сравнения;
  • ритмическое деление фраз и предложений, использование рифмы.

Риторический идеал античности позволял соединить греческую и латинскую культуры, создавая единое культурное пространство.

Школа софистов

Софистами в Древней Греции звали платных учителей риторики, которые являлись представителями одноименной школы. Последователи этого учения могли за деталями скрыть основную информацию, потому что так было выгодно для них. Основные черты риторического идеала софистов были следующими:

  • речь носила манипулирующий характер и была представлена в виде монолога;
  • умелое манипулирование деталями могло принести победу в словесных состязаниях;
  • целью ораторского искусства являлось не установление истины, а достижение победы;
  • важнее внешнее речевое оформление, нежели его внутреннее содержание;
  • софисты считали, что нет определенной истины, а существуют различные мнения, и важно доказать правоту именно своих рассуждений.

Основной целью софисткой риторики было достижение победы, материальных благ и умелое манипулирование чувствами толпы. Софисты пользовались большой популярностью среди жителей Древней Греции. Рассуждения представителей этой школы называют софизмами, они отличаются логичностью, но при этом могут и не соответствовать истине. Поэтому многие считают софистику негативным явлением. Ярыми противниками риторического идеала софистов были Сократ и Платон.

Представления об Сократа и Платона

Эти ученые мужи были одними из величайших философов античной эпохи, оказавшими сильное влияние на развитие философии, ораторского искусства и культуры в Древней Греции. Сократ был учителем Платона, поэтому их представления о риторике похожи. Особенностью его учений было то, что после него не осталось ни одно письменного документа, все свои размышления он излагал в беседах со своими учениками.

Риторический идеал Сократа:

  1. Умение кратко сформулировать проблему или вопрос, выслушать версии оппонентов и во время беседы давать лаконичные ответы.
  2. Побуждение собеседника вступить в диалог, а не манипулирование его мнением.
  3. Основной целью беседы является не достижение чьей-то победы в споре, а достижение общей цели в разговоре всеми участниками.
  4. Во время беседы все участники должны стремиться к установлению истины.

Представления об Сократа и Платона отличались от представлений софистов. Для них красивая речь была не способом достижения материальных благ или другой выгоды, а возможностью определить истину в разговоре путем объединения всех усилий участников беседы.

Представления Аристотеля о риторике

Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству - "Риторика", который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:

  1. Речь обеспечивает государство и его цели.
  2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
  3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей. Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона. Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.

Ораторское искусство в Древнем Риме

Древние римляне с успехом перенимали культуру эллинов. В том числе и искусство красиво говорить. Несмотря на то что красноречие имело и свои национальные особенности, умение это во многом сформировалось под воздействием греческой культуры. Первоначально риторике обучались в школе греческих риторов, но потом были изданы два указа, которые запрещали деятельность греческих ораторов.

Но на замену им пришли уже латинские риторы, которые наравне с греческими преподавали риторику. Они успешно обработали особенности греческого ораторского мастерства, адаптировав их для римлян. Их уроки были доступнее, поэтому правительство запретило деятельность таких учителей. Но молодые люди отправлялись в Грецию, чтобы изучать искусство красноречия.

Ораторы Древнего Рима уделяли больше внимания, нежели греки, стилистическому оформлению речи. Иногда даже в ущерб логичности и смысловому построению текста. Красноречие влияло на все разновидности словесности, особенно на развитие такого жанра, как роман, который является вершиной развития античной культуры.

Вклад Цицерона в развитие риторики

Одним из самых известных представителей классического латинского ораторского искусства был Цицерон. Он был автором многих известных трудов, посвященных красноречию и развитию словесности, например: "Об ораторе", "Оратор". В них он пытается сформулировать свои представления о развитии искусства красноречия.

  • расположить к себе слушателей;
  • правильно изложить суть дела;
  • поставить спорный вопрос;
  • утвердить свое положение;
  • найти правильные аргументы против противника;
  • красиво оформить речь и ослабить позицию противника.

Цицерон считал, что публичное выступление должно быть оформлено в едином стиле, не допускалась небрежность в построении предложений и подборе слов. считал, что риторика и философия едины, потому что люди познают мир через речь, и красноречие связано с преподаванием других дисциплин.

Развитие красноречия в Древней Руси

Риторика развивалась в Древней Руси неравномерно. В 11-12 веках красноречие занимало одно из важных мест в обществе. Развивалось не только церковное, но и светское ораторское мастерство. Древнерусское красноречие носило практический характер, поэтому произведения, созданные в тот период, называли поучениями и беседами.

Первым древнерусским поучением является "Поучение к братии", написанное новогородским епископом Лукой Жидятой. В нем описан перечень правил поведения, которых должен придерживаться христианин. Но, конечно, одним из величайших трудов 12 века является сборник "Поучения Владимира Мономаха". Этот труд состоит из трех частей, связанных одной политической идеей - объединением русских земель.

Владимир Мономах сформировал этические правила. Им были выписаны цитаты из Священного Писания. Но правитель более всего хотел, чтобы русские земли были объединены.

Также одним из выдающихся литературных трудов Древней Руси можно назвать "Задонщину", в которой описывалась борьба русского народа с татаро-монгольскими племенами.

Русский риторический идеал от других отличала высокая степень уважения к мудрым речам, красноречию. Речи носили поучительный характер, в них содержался призыв к совершению добрых поступков. Для русского человека умение говорить - это большая благодать. Ораторы должны были быть скромными и смиренными во время своих выступлений.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики

М. В. Ломоносов создал первый учебник по риторике на русском языке в 1743 году, а в 1748 году вышло дополненное второе издание. Известный ученый назвал свой труд "Краткое искусство к красноречию". Именно этот труд повлиял на дальнейшее развитие ораторского мастерства в России.

Большое значение М. В. Ломоносов уделял "адресности" речи. Он считал, что для того чтобы выступление было успешным, необходимо было учитывать возраст, пол и воспитание аудитории. Только при учете всех этих нюансов оратор мог быть уверен, что его речь достигнет цели. М. В. Ломоносов считал, что в искусстве красноречия необходимо постоянно упражняться, чтобы совершенствовать свое умение.

Риторика в России в 19-20 веках

Во второй половине 19 века интерес к стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.

В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.

Что такое неориторика

Современный риторический идеал изучается неориторикой. Она появилась в середине 20 века. Ее быстрое развитие связано с появлением новых языковедческих дисциплин. Современный риторический идеал определяется следующими факторами:

  • "Европеизация" и "американизация" общества.
  • Распространение западных методик, посвященных маркетингу, рекламе.
  • Развитие бизнес-риторики.
  • Влияние СМИ на риторику.

Национальный риторический идеал у каждой культуры свой. Но развитие ораторского мастерства происходит под влиянием наиболее развитой культуры красноречия (например, развитие латинского ораторского мастерства на основе греческого). Риторика оказывает большое влияние на развитие общества и социальное взаимодействие между людьми.

Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наибо­лее глубокое теоретическое обоснование. При небольших разли­чиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV-I вв. до н. э. - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое на­правление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.

В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеа­ла: в поэмах Гомера представлены ораторы - Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на лю­дей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее - выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость опи­сания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языко­вых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» дол­гое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.

Истоки этого риторического направления, получившего на­звание античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к °торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.

ВIV-Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-

вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги- че ская эпоха.

Рассмотрим эти позиции.

В классической риторике Аристотелем развивалась строгая тео­рия речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языково­го контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формиру­ется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.

Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков вы­бора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это выс­ший духовный уровень общения в любых ситуациях - от оратор­ской речи до интимного общения близких.

Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.

г дУ1°Ш ая черта античного идеала - отношение к истине, ораторы, принадлежавшие к этому типу этической практике подтвердили твердость убеждений, свою по __ не 0ТСТ упать от своего, выстраданного, понимания

п° зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И ° ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н ° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками - реча- С ° В против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-« И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-

к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус- 3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.

Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда - ложь», например: сохране­ние военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из со­страдания, «ложь во спасение».

Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для це­лых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тотали­тарные режимы).

Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оцен­ка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому иде­алу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никако­го отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.

Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.

В этой области традиция не противостояла софистическим нор­мам - ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.

При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.

Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)

остигли наиболее высокого уровня в литературном наследии к атона: имеются в виду его диалоги (он использовал диалог «Г Жан Р) «Федр», «Апология Сократа», «Лисий», «Софист»,

1С £УДарство» и др.

с § л Во Р ч ество риторов и ораторов рассматриваемого направления ^ось с литературой как искусством с поэтикой как лите

р ат ^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите- н Ия т едческ °й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.

л

Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п 0 лучившие в IV-III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти* грамматика, просодия, зачатки теории речи. а "

Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. - 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых

далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.

10. Древнерусские традиции

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риториче­ского идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фоль­клорные материалы, и на произведения художественной литера­туры, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задер­жку культурного развития.

Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией - наследни­цей греческой античной культуры - до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской импе­рии. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из доче­рей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за ко­ролем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказа­лась первой образованной королевой).

Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну* 11 " кин, А. К. Михальская.

Следует признать, однако, что история риторики изучена малО" это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток ри т ° рики Алексей Федорович Лосев.

Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 - «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.

Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием " а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-° Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык - яркий, цветистый, «украшенный», не ли- Б.рнн"ый оригинальности.

2 Оратор всегда выражает твердую позицию - это преимуще- нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах

сТБ и в сегда содержится поучение или призыв, нравственные П °тановки, преобладает положительный пример; критика вводит­ся в виде сожаления или даже плача.

3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива­ ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об­ ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу­ шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне­ ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе собор­ности как полного единства всех слушателей и народа в целом.

    Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра­ нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ­ кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо­ ванных людей - хранителей рукописей - уровень требований был высок.

    Композиция речей, посланий, поучений отличается четко- ст ью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про­ являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава, ^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!

Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>

3 Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-

та - в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-

> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-

щ " Па Р алл елизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-

с Тв Ми > аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-

ч е Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только

р ОВо 3 СИл У государства, но и через язык, через христианское ми-

3 Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.

i

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступ Ле ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног 0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного ц с. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения - духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даж е в XIII-XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».