Искусство просить прощения. Искусство прощать и искусство принимать прощение

Мы все грешим друг перед другом, но мало кто способен перед другим покаяться. А для того, чтобы отношения воскресли, необходимо подойти и сказать: «Прости». И если это будет от сердца и от сердца вам ответят, зло уйдет.

Священник Алексий Потокин

Прощать и принимать прощение - целое искусство. Искусство прощения заключается в том, что бестолковое прощение умножает грех. Позднее прощение убивает, а мудрое и своевременное окрыляет.

Священник Константин Камышанов



Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее.

Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека - простите его, а то будет два нехороших человека.

Августин Аврелий

Умение прощать — великий дар.

Тем более что это ничего не стоит.


Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.

Владимир Набоков

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ

Нужно уметь прощать. Многие считают, что прощение - это признак слабости. Но слова "я прощаю тебя" вовсе не означают — "я слишком мягкий человек, поэтому не могу обижаться и ты и дальше можешь портить мою жизнь, я не скажу тебе ни единого слова", они означают - "я не позволю прошлому портить свое будущее и настоящее, поэтому прощаю тебя и отпускаю все обиды.


В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь.


С прощения все начинается. Если мы храним в себе обиду, это проявление гордости. Я не принимаю это как свое, я обвиняю в этом кого-то другого. Я не понимаю, что я - Душа, которая совершила какие-то неправильные поступки, и сейчас ко мне возвращаются эти уроки.



Если человек сделал тебе больно, не отвечай ему тем же, сделай добро. Ты другой человек. Ты лучше. Запомни.



Один из самых полезных жизненных навыков - это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу... Не стоит тащить разный хлам в свою душу.


Если люди осуждают или критикуют вас, помните, что чаще всего в тот самый момент, когда они порицают вас, они думают исключительно о себе. Не сердитесь и не обижайтесь на них, просто поймите, что людям больно, когда они не могут ничего противопоставить тому, в чём вы их превосходите.

Умение прощать и просить прощения - фундамент для прочных отношений. Важно научиться искренне и всем сердцем говорить друг другу "Прости" вместо того, чтобы ранить друг друга иголками упреков и претензий.

Обиды и негодования похожи на яд, который пьете вы в надежде на то, что отравятся другие. Счастье начинается с прощения.

Кэсси Комбден

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем Сердце кого надо простить.


Сильнее всех побед — прощение.

Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут."

Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное. Антисфен.

Твоя способность любить других... и самого себя... прямо пропорциональна твоей готовности прощать других и себя.
Например, вместо того чтобы любить таких родителей, каких ты хотел бы, попытайся научиться любить тех родителей, которые у тебя есть.
Чтобы излечиться от полученной в прошлом травмы, тебе придется сперва разозлиться, оплакать потери и, наконец, простить их все.
Ты не сумеешь никого полностью простить, пока ты не пожелаешь добровольно отказаться от права на месть и возмещение... — навсегда.
Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллиг

«Вы не можете победить врага, пока не вылечите в себе то, что считаете низким в нем». И-Цзин (Книга перемен)

Очень часто в других людях мы болезненно воспринимаем именно те поступки, реакции, чувства, которыми грешим сами. И настоящее, истинное прощение другого человека начинается с умения увидеть собственные слабости и недостатки.

Возможно, нам нужно научиться прощать себя, прежде чем мы сможем позволить другим простить нам зло, которое мы им причинили, или прежде, чем мы сами сможем (в душе или лицом к лицу) простить им зло, которое они причинили нам.

А вы забудьте — и станет легче.

А вы простите — и будет Праздник.

А вы стремитесь — и вам удастся…

Не поскупитесь — и вам воздастся!

И вам вернётся — вознаградится...

А вы поверьте — и будут верить!

Начните сами — кругом начнётся!

А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Умение не придавать значения - ещё ценнее, чем умение прощать. Ибо прощать мы вынуждены то, чему уже успели придать значение.

Сегодня Прощеное Воскресенье.

Не забудьте попросить прощения у всех, кого обидели за год.

А еще - творите добрые дела!


Прощение бережет наше сердце
Иногда мы прощаем обидчика, иногда держим горькое чувство в себе, печалясь или придумывая способ отомстить. А как это отражается на нашей сердечно-сосудистой системе? Сначала участники эксперимента должны были восстановить в памяти случай, когда их жестоко обидели. Их попросили представить себе, что они мстят обидчику, а чтобы подогреть обиду, вспомнить о том, как они страдали, какую испытали боль. Затем им предложили простить своего обидчика, попытаться найти объяснение его поступку, признать, что у всех людей есть свои слабости… Кардиограммы и показания томографа не оставили никаких сомнений: отрицательные эмоции и обида усиливают сердцебиение и повышают артериальное давление, а проявление эмпатии немедленно смягчает стресс. Так что теперь научно доказано: обижаться вредно.

Вы уже знакомы с Хо"опонопоно? Это очень простая духовная практика, дающая невероятные результаты. Суть практики заключается в том, что Вы открываете своё сердце, и создаете реальность полную любви и гармонии со словами:
1. "Я люблю тебя."
2. "Прости меня."
3. "Мне очень жаль."
4. "Благодарю тебя."
Принципиальным моментом Хо"опонопоно является принятие на себя 100% ответственности за всё, происходящее в мире. Т.е. не только за свои действия, а вообще за все, о чем мы знаем или даже не догадываемся.

Процесс прощения. Единственное описание процесса про­щения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии про­движения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некото­рые стадии неоднократно.

Стадии процесса прощения.

Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признаков фак­та, что обида имеет место.

2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.

3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4. Осознание затраты эмоциональной энергии на пережи­вание обиды.

5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репе­тицию» обиды (постоянные мысли о ней).

6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обид­чиком.

7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

Фаза принятия решения:

1. Изменение восприятия и новое понимание того, что пре­жние стратегии избавления от обиды не работают.

2. Готовность рассматривать прощение как предпочтитель­ный выбор.

3. Готовность простить обидчика.

Фаза действий:

1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуа­цию в целом с помощью промеривания на себя различ­ных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

2. Эмпатия по отношению к обидчику.

3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

4. «Поглощение» боли.

Фаза результата:

1. Нахождение личностного смысла для себя и других в про­щении.

2. Понимание собственной потребности в прощении со сто­роны других и в прошлом.

3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.

5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста пози­тивных чувств в отношении обидчика.

При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача - быть честным перед собой. Главная задача обиженного - сознавать, что он обиделся и что есть послед­ствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологичес­кие защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользо­вался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выхо­дит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происхо­дит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.

Переживание - это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпенди­кулярная линии реализации жизни. Пережить - значит перенес­ти какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия*. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстано­вительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить ею жизнь в отрицательную сторону. Все это осоз­нание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.


* Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и дей­ствующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация - процесс рассмотрения обид­чика в каком-то определенном контексте, учитывая его предыс­торию, возможность того, что он находится под каким-либо дав­лением. Это делается не для извинения или оправдания обидчи­ка, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как про­щающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появ­ляется сострадание, которое делает более возможными и приня­тие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание - эмоцио­нальные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.

В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и про­движение в сторону примирения имеют глубоко позитивное зна­чение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение вы­ступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть эк­зистенциальное значение обиды и процесса прощения: он раз­вивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершен­ство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некото­рое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношени­ях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) - обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых кон­фликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянно­го, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяж­ким грузом.

Стадии процесса получения прощения.

Фаза осознания ситуации:

1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной спра­ведливости).

3. Стыд - ощущение того, что другие осуждают и отверга­ют.

4. Осознание катарсиса.

5. Осознание когнитивного репетирования.

6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотноше­ний до и после обиды.

7. Понимание последствий и значения пережитого для оби­женного.

8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худ­шую сторону (повышение уровня самокритичности, сни­жение самоуважения).

Фаза принятия решения:

1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.

2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.

3. Понимание, что прощение - это готовность терпеливо ждать этот дар.

Фаза действий:

1. Пересмотр своего понимания другого, осознаниетого, что он нуждается во времени, чтобы простить.

2. Эмпатия по отношению к жертве.

3. Проявление сострадания.

4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прошению.

Фаза результата:

1. Нахождение смысла в страдании.

2. Осознание, что простил других.

3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в по­добных ситуациях.

4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства бла­годарности к другому.

6. Примирение.

Процессы дарования и получения прощения тесно связа­ны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаружи­вается разница в том, что в первой фазе этих процессов обижен­ный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.

Эффект получения прощения выражается в:

□ улучшении отношений с обиженным,

□ ослаблении самоугнетения,

□ улучшении мнения об обиженном,

□ положительных внутренних и моральных изменениях.

В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и по­ведения в отношении обидчика*.

* Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испыты­вает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверж­дают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристика­ми, такими как самоуважение и самооценка.

Один из экспериментов был поставлен со студентами, ли­шенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению бо­лее высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.

Стремление получить прощение и его получение благопри­ятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и вле­кут положительные внутренние и моральные изменения.

Таким образом, феномен прощения и сама обида проявля­ются в браке, при этом супруги - обидчик и жертва - вовлече­ны во взаимоважные отношения.

Прощение - нравственный акт, исцеляющий боль межлич­ностных обид, включающий готовность к примирению, преодо­ление негативных аффектов и суждений по отношению к обид­чику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенчес­кую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и по­зволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

Прощение - сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение по­добно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяж­ких мук обид через всю жизнь.

И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего про­щения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие - нужно спо­собствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Охарактеризуйте динамику развития отношений в брач­ной паре.

2. Раскройте содержание профилактики супружеских кон­фликтов.

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-пси­хологические методы исследования супружеских отно­шении. М., 19.S7.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / / Вопросы психологии. 1989. №1 С. 92-101.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А, А., Столин В. В. О задачах в области научного психо­логическою обеспечения службы семьи. / Семья и фор­мирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского http:\\koi.samisdat.ru/ 3/31 l-743.1itm

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. //Воп­росы психологии. 1989. №2. С. 98-102.

Волкова А. П. Ролевая адекватность как фактор супружеской со­вместимости. / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.

Волкова А. П., Трапезникова Т. М. Методические приемы диаг­ностики супружеских отношений. //Вопросы психологии. 1985. №5.С. 110-116.

Гасни Э. А. Психология прошения. // Вопросы психологии. 1999. №4,

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. // Психологи­ческий журнал. 1991. №4,

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики опти­мизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Воп­росы психологии. 1981. №3. С. 58-68.

Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. // Методология и методы социальной психологии, М., 1987. С. 173-178.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супру­жеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Карцева Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особеннос­тей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №5. С. 164-166.

Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных пере­мен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 123-129.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Красовский В. П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру). //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 56-59.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффек­тивность межличностного восприятия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1. С. 67-68.

Левкович В. П., Зуськова О. Э. Meтодика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 92-101.

МеньА. Прощеное воскресенье. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Навайтис Г. А. Семья в психологическом консультировании. Ка­лининград, 1999.

Обозов П. П. Психология межлнчностных отношений. Киев, 1990.

Обозов Н. П., Обозова А. П. Три подхода к исследованию психо­логической совместимости. // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101.

Ошо «Оранжевая книга». М., 1999.

Пафман Э. А. Нравственно-психологический климат семьи. М.,1983.

Питер Д., Ракман С. Прошение: теологические исследования, http: www.baptist.dp.ua/bbv/006jan99/ts05_forgiveness.htm

Прошение: концепция развития. // Психологическая газета, № 2 (29) 1997.

Прощение, http: //nl.sibinfo/ru/prayer/forgiveness.htm

Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского. М., 1990.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.

Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. М., 1988.

Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Как часто в жизни нам приходится прощать, но не понимать. Действительно ли, если вас обидели, то непременно надо выдавливать из себя прощение?

Можно простить, но не забыть обиду. Мы прощаем, потому что должны, — так нас научили в детстве. Но как прощать, чтобы испытать истинное облегчение? Если прощение не помогает, быть может, прощать и не стоило?

Прощение подлинное и мнимое

Нам с детства твердят, что отпущение чужих грехов – дело полезное. Оно избавляет от разъедающего изнутри яда обиды.

Однако достичь подлинного духовного очищения и облегчить себе жизнь после прощения удается далеко не всем. У большинства людей получается простить, но не понять обидчика. Насколько это «прощение» будет соответствовать реальным чувствам — большой вопрос.

Приведем простой пример.

Жили-были Иван да Марья. Он изменил ей – обычная история. Она, как водится, погоревала немного и простила его. На словах вышло все красиво и трогательно. Но червячок обиды продолжал жить в душе Марьи. При встрече с Иваном он начинал ворошиться в девичьей душе. Ни одно свидание не обходилось без упреков и ссор. В результате пара все-таки распалась.

Почему же не сработало в этой истории житейское правило: простить – значит забыть? Да потому что прощение было вынужденным — то самое «мнимое прощение». Вместо капитального «ремонта» уязвленной души был сделан косметический. Ментальную грязь – обиду, унижение, чувство несправедливости – просто убрали с глаз долой.

Загнанный в уголок душевного лабиринта энергетический мусор никуда не делся. Он постоянно напоминал о себе страхом возможного повторения той убийственной ситуации. Марье удалось лишь на словах простить, но не забыть обиду, нанесенную Иваном.

Такое ложное прощение вреднее самой обиды. Это враг, который может в любой момент нанести удар в спину. Он способен не только усугубить душевные муки, но и навредить телесному здоровью.

Как научиться прощать обиды?

Знатоки души человеческой утверждают: настоящее прощение нуждается в компенсации. Если вас обидели, вы успокоитесь только тогда, когда получите достойное возмещение за причиненный вам ущерб.

Иначе чувство обиды – эта неуемная бурлящая темная страсть – никуда не денется. Она будет бередить в глубине души незаживающую рану и периодически всплывать на поверхность под самыми разными личинами.

Вот только некоторые проявления искусственного прощения:

  1. Месть.

    Неискупленная обида часто оборачивается своей родной сестрой – . Такое превращение не всегда осознается человеком. Часто оно бывает подспудным. Так, Марья, вроде бы простившая вероломного Ивана, – предположим, они снова стали жить-поживать вместе, – будет всячески досаждать ему. То в близости откажет, то устроит сцену ревности, то замучает допросами. Таким «прощением» можно любимого и со свету извести.

  2. Гнев.

    Неизбывная обида способна периодически являться под маской гнева. Вспышки ярости, подогреваемые постоянно накапливающимся раздражением, будут внезапно затмевать разум страдальца, поражая его, как гром среди ясного неба.

  3. Страх.

    Обиженный человек, сумевший простить, но не понять виновника своих бед, подвержен паническим атакам. Его постоянно будет преследовать страх повторения испытанного однажды позора. Это знобящее чувство не позволит разжечь костер новых отношений, довериться кому-то, раскрыть душу.

  4. Телесные хвори.

    Многие тяжкие недуги тела являются следствием загнанных внутрь отрицательных эмоций. Эта темная энергия не может долго «сидеть взаперти». Как чертик из табакерки, она постоянно рвется наружу, постепенно разрушая организм.

Какую компенсацию надо требовать?

Мало знать, что бывает прощение подлинное и мнимое. Надо не стесняться настоять на возмещении.

Оно должно быть пропорциональным обиде. Это могут быть слова извинения или другие знаки внимания. Неважно, в каком виде вам возместят урон – главное, чтобы этого было достаточно для прощения лично вам.

В иных случаях можно взять и деньги за моральный ущерб. Ведь если у вас украдут драгоценности, вряд ли вас успокоят слова грабителя: «Извините, я больше так не буду». Вы как минимум потребуете от него сполна возместить материальную потерю.

В случае обиды вы должны вернуть себе не бог весть что, а утраченное доверие и душевное равновесие. Иначе можно всю жизнь тщетно искать ответа на вопрос, как научиться прощать обиды. В отличие от мести, такой способ решения проблемы никому не принесет зла.

Компенсация – это хороший поступок со стороны того, кто поступил плохо.

Она ставит точку в выяснении отношений. У обидчика есть шанс загладить свою вину. А оскорбленной стороне не нужно взваливать на себя непосильную ношу – решить простить, но не сумев забыть обиду.

Прежде постарайтесь восстановиться. Благо, не всегда приходится «зализывать раны» в одиночку. Иногда судьба посылает помощников в этом деле.

К примеру, если Марья не получит компенсации от Ивана и они расстанутся, то унять муку красавицы-девицы поможет новый суженый. Его появление отогреет ее окоченевшую от разочарований душу, и Марья снова поверит в любовь. А тогда уже сможет окончательно простить изменщика.

Если же такого подарка судьбы девушка не дождется, пережить свою печаль ей придется самостоятельно. Но и в этом нет ничего страшного. Мудрые люди уверяют: такой опыт полезен для зрелости души. В будущем он даст силы не просто простить, но и искренне поблагодарить обидчика за все хорошее. А это уже высший пилотаж в искусстве прощения. Научиться прощать обиды, не оставляя груза на душе, важно вам самим. Поэтому не имитируйте прощение ради прощения.

Хотели бы Вы облегчённо вздохнуть, освободившись от тяжести обид? Очень важно уметь прощать и отпускать прошлое. Древние говорили: Обиды записывайте на песке, а радости высекайте на граните. Простить - это значит освободить пленника и понять, что этим пленником были Вы. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что обиды действительно мешают Вам. Именно из них состоит прочная стальная решётка, которая ограждает Вас от приятных эмоций, впечатлений и удовольствий. Просто подумайте о том, что каждая минутка, которую Вы тратите на смакование своих обидных воспоминаний, могла бы подарить Вам улыбку, объятия любимого человека или яркую эмоцию. Не говоря уже о часах, днях и даже месяцах, которые Вы попросту разбазариваете! Будьте готовы к тому, что процедура прощания с обидами - не из самых приятных, но результат того стоит. Когда Вам кажется, что простить нельзя, вспомните, сколько прощено Вам...Для начала подумайте о том, что каждый человек, нанёсший Вам обиду – это, прежде всего, Ваш Учитель. Именно благодаря ему сейчас Вы учитесь великому искусству прощения! Допустите саму мысль, что сможете простить своих обидчиков, а затем, когда это перестанет казаться Вам таким уж невероятным, напишите их имена на чистом листе бумаги. В самом начале списка разместите тех, кто злил и обижал Вас больше всего. Можете даже несколько раз обвести их имена, выделив жирными буквами (на них уйдёт больше времени). Теперь выбираем первого «кандидата» и приступаем к самому действу! Техника «Диалог с обидчиком» Убедитесь в том, что никто не станет дёргать и отвлекать Вас (по крайней мере, в ближайшие 15-20 минут). Лучше всего, если Вы отключите телефон и на какое-то время закроете окошко любимой социальной сети. Выберите позу, в которой удобно находиться, выровняйте дыхание и расслабьтесь. Всё, что Вам сейчас нужно – Ваше воображение. Представьте, что Вы сидите в комфортной и умиротворяющей обстановке. Вы можете выбрать какую угодно: роскошный дворец, уютный кабинет или просторный зал с колоннами. Вы сидите, расслабленно, положив руки на подлокотники мягкого кресла и откинувшись на его удобную спинку. Вы разрешаете войти в помещение Гостю, которого пригласили сюда специально. Это Ваш Обидчик. Но сейчас он - ребёнок, а не взрослый. Ему от силы 3 или 4 года, и он очень напуган. Он стоит перед Вами и признаётся в том, что сильно сожалеет. Он говорит Вам: «Пожалуйста, прости меня за то, что я сделал. Всё это было ужасной ошибкой. Теперь я понимаю это и искренне прошу у тебя прощения». Если Вы чувствуете, что внутри накопился целый ком обиды на этого человека, выскажите ему всё. Расскажите, какую боль он принёс Вам своими словами или поступками. Выплесните всё, что так долго хотели сказать ему в лицо. А теперь выдохните, улыбнитесь и скажите: «Я прощаю тебя и прошу прощения за свою злость». Если чувствуете в себе силы – обнимите этого человека. Если нет – просто попрощайтесь и пожелайте удачи. Теперь он больше не Обидчик, а Вы - великодушный и гармоничный человек, который сумел простить. Скажите себе, что больше не позволите нарушить свой внутренний покой. Простите себя за слабость и уходите из помещения - впереди Вас ждёт день, который Вы впервые проведёте без обиды! Техника «Три письма обидчику» Этот способ подойдёт Вам, если Вы не слишком сильны в играх с воображением, и Вам сложно сосредоточиться на образах. А может, обида была настолько сильна, что одной техники для прощения оказалось недостаточно. Итак, на то, чтобы пройти весь путь прощения до конца, Вам понадобиться всего лишь 3 дня, но начать нужно прямо сейчас. Возьмите лист бумаги, ручку и напишите своё первое, наполненное болью и гневом, письмо Обидчику. Не стесняйтесь в выражениях и формулировках - говорите всё как на духу, пусть он узнает, как тяжело Вам пришлось! Завершите письмо, когда почувствуете, что рассказали всё о своей обиде, и отложите его. На следующий день (не откладывайте на потом!) принимайтесь за второе письмо тому же человеку. Рассказывайте ему о той же самой обиде. Пишите обо всём негативном, что ещё осталось в Вашей душе из-за этой обиды. Через несколько минут Вы обратите внимание, что, в принципе, всё высказали Обидчику ещё вчера, а сегодня уже смотрите на ситуацию немного иначе. Попытайтесь проявить сочувствие к человеку, который допустил ошибку, обидев Вас когда-то. Быть может, в тот момент он действительно не понимал, что поступает неправильно, а теперь, когда Вы рассказали ему о своих чувствах, он раскаивается? Завершите письмо и положите его рядом с первым, полным гнева и злости. Напишите последнее письмо Обидчику на третий день. Скажите ему, что прощаете. Расскажите, что готовы навсегда забыть о глупом недоразумении и желаете ему никогда больше не ошибаться и не поступать неправильно по отношению к другим людям. Напишите, что теперь Вам стало легко дышать, а обида больше не нарушит Ваш покой, что Вы благодарны ему за урок. Теперь возьмите все 3 письма и сожгите их все разом. Свято место, как говорится, пусто не бывает! Уничтожив внутри себя негативные эмоции, давайте заполним их место позитивом. Устройте себе праздник по поводу излечения от обиды. Включите любимую музыку, приготовьте что-нибудь вкусненькое и заместите обиду положительными эмоциями. С большими обидами можно проделать это упражнение несколько раз. Конечно, не все обиды сразу забудутся. Да и не все их стоит забывать. Есть такие обиды, которые пополняют наш жизненный опыт, помогают в дальнейшем вести себя по-другому с людьми. Но самое главное, от чего надо избавиться - это эмоциональная часть обиды, та ее часть, которая заставляет нас страдать. Когда вы сможете посмотреть на ситуацию, которая вас обидела как сторонний наблюдатель, оценить ее без эмоций, тогда ваша обида станет лишь частью жизненного опыта, а не тяжелой ношей, мешающей вам жить. В дальнейшем, дабы больше не обижаться, постарайтесь в общении с людьми понять, действительно ли они желают вам зла? Может быть они просто не знают, что тема, которую они затронули, болезненна для вас или их действия неприятны вам. Если это так, то можно им напрямую сказать об этом, а не таить недовольство внутри. А людям, действительно желающим вас обидеть, пожелать про себя добра и благополучия. Отсутствие у вас обиды, вызовет у них негодование и желания обижать вас больше не возникнет. Поэтому, как бы ни трудно это было, все же стоит прощать своих обидчиков и жить со свободной душой дальше. Со временем негативные переживания отступят, и вы сможете уже совсем по-другому реагировать на прошлые спорные ситуации. Учитесь прощать, старайтесь жить любя со всей возможной силой, поменьше времени уделяйте совсем нестоящим причинам, которые могут вас поссорить. Жизнь слишком коротка и непредсказуема, чтобы тратить ее на обиды. Наслаждайтесь общением друг с другом и будьте счастливы. Распрощайтесь с обидой! Ведь, как говорил мудрый Лао-Цзы: «Когда вы поймете, что вам не на что жаловаться, вам будет принадлежать весь мир».

Прощение – это процесс обретения внутренней свободы и освобождение от прошлых обид и чувства вины. Искусством прощения должен обладать любой человек, тем не менее, для многих это бывает мучительно сложно.

Длительное ношение в себе обид очень отрицательно сказывается на психическом состоянии человека. Он становится ранимым, подавленным или замкнутым, а в некоторых случаях, наоборот, агрессивным и вспыльчивым.

Кроме негативного психоэмоционального влияния, обиды сильно воздействуют на физиологические функции тела человека. По многочисленным наблюдениям врачей, психологов и других специалистов, обида (особенно загнанная глубоко внутрь) способна вызывать нарушения во всех органах и тканях. Причем характер локализации возникающих из-за обиды заболеваний будет зависеть от тяжести и характера обиды, а также длительности переживаний.

Большой нагрузке подвергаются нервная и эндокринная системы, что впоследствии сказывается на гармоничной работе всего организма.

Почему человек обижается? Потому что его представления о жизни не оправдываются. Он не желает соглашаться с травмирующей его ситуацией и не понимает, почему эта ситуация возникает.

В первую очередь, обижающийся человек хочет изменить отношение к себе, добиться уважения, признания и справедливости. Любой из нас имеет свое видение мира и воспринимает его особым образом. Получается, что абсолютно каждый человек формирует свои идеалы, свои представления о воспитании детей, взаимоотношениях между людьми и жизни в целом. Когда он встречается с человеком с другими идеалами, может появиться непонимание, перерастающее сначала в конфликт, а затем в обиду.

Про это губительное чувство очень хорошо написано в книгах В. Синельникова, Л. Хей, С. Лазарева и других замечательных людей, на собственном опыте столкнувшихся с негативным воздействием обиды на здоровье человека.

Человек, постоянно носящий в себе обиду, просто не может быть полностью свободным. Тяготящие его чувства буквально проникают во все сферы жизни, мешая личной реализации и вызывая негативные эмоции. Постоянно прокручивая в голове обидную и травмирующую ситуацию, человек вновь и вновь заставляет себя переживать горечь обиды. Тем самым он ставит себя в роль жертвы, а своего обидчика в роль палача. Подобное поведение сильно подрывает общую энергетику, ведь приходится постоянно жалеть себя и сетовать на несправедливость жизни. Часто «жертва», в мыслях или на словах, посылает в адрес обидчика негативные и разрушающие энергии. Это неблагоприятно для обоих, но больший вред сам себе наносит именно обижающийся человек.

Люди испокон века боролись с проявлением обиды. Обиду можно рассмотреть как глубоко подавленный гнев. Поэтому очень важно научиться давать выход эмоциям, ни в коем случае не загоняя их глубоко в себя. Например, если вы не согласны с чем-то, лучше всего тактично высказать свою точку зрения (при этом помня, что каждый имеет личное право выбора, пусть даже его выбор не совпадает с вашим). Иногда накал страстей достигает такого уровня, что словами высказать свои эмоции становится трудно. Особенно сложно их контролировать, если до этого вы привыкли их подавлять и скрывать.

В этом случае, некоторые начинают бить посуду, орать и крушить все в доме, но лучше пустить эту вырывающуюся энергию в созидательное русло.

Многим помогает поход в тренажерный зал, особенно в секции единоборств, где можно с большой эффективностью дать выход отрицательным эмоциям, не нанося вред себе и окружающим. Некоторые специалисты советуют занять себя физическим трудом: пылесосить, мыть пол, колоть дрова и т.д. Другие эффективные методики сводятся в применении специальных дыхательных упражнений, физических нагрузок и другой деятельности, основная цель которых – дать выход переполняющим и негативным эмоциям.

Нельзя позволять гневу накапливаться, превращаясь в стойкие и разрушающие здоровье обиды.

Как понять, обижаетесь ли вы на кого-нибудь? Если человек вам неприятен, вызывает у вас агрессию, безразличие или ненависть, то, скорее всего, вы все еще удерживаете на него обиду.

Некоторым людям очень сложно простить того, кто однажды нанес тяжелую душевную или физическую травму. Особенно, если это очень близкий человек. Как правило, обиду нужно искать в тех ситуациях прошлого, к которым вам не очень хочется возвращаться.

Как поступать в таких случаях? Разные специалисты предлагают множество эффективных и простых методик, которые помогут вам расстаться с грузом прошлого. Большинство из них сводится к следующим действиям:

Для начала нужно найти в себе силы и желание, чтобы вернуться к травмирующей вас ситуации и обидчику. Поэтому стоит выделить на себя время, когда бы вам никто не мешал. Отключить домашний и сотовый телефон и остаться наедине с собой. Можно работать с листом бумаги, записывая ключевые мысли и вспоминающиеся моменты. Некоторые предпочитают выполнить серию глубоких выдохов и вдохов для наиболее полного расслабления тела.

Попытаться воспроизвести ситуацию заново, но посмотреть на нее другими глазами. Для этого мысленно переносимся в прошлое и вспоминаем основную причину обиды.

Затем необходимо понять, почему произошла данная ситуация, чему она должна была вас научить и какой положительный урок вы могли бы из нее извлечь. Можно подумать об обидевшем вас человеке. Что происходило в тот момент в его душе? Какое у него было детство и воспитание, почему он себя повел таким образом? Что он хотел вам доказать?

Нужно мысленно поблагодарить человека за сложившуюся ситуацию и за тот урок, который вы могли бы извлечь из нее. Это очень важно, выразить человеку благодарность и простить его. А еще лучше, пожелать ему всех благ и крепкого здоровья.

Порой, для того чтобы простить, нужно несколько раз обратиться к одной и той же ситуации. Иногда подобные практики заканчиваются слезами. Это говорит об эффективности проведенных занятий. Слезы способны наилучшим образом очистить душу от накопленных обид и снять агрессию.

Не менее важным в процессе прощения является освобождение от чувства вины и обид на самих себя. Особенно это важно сделать тем, кого в детстве растили в чрезмерной строгости и повышенной критике. Вырастая, люди становятся критичны не только к окружающим, но и к самим себе. Самокритика приводит к появлению чувства неполноценности и вины. Часто такие люди очень требовательны и не способны прощать малейших ошибок.

Прощение самого себя очень важно, потому что на этом строится собственное достоинство, уважение, любовь и принятие. Поэтому нужно простить себе все свои кажущиеся «неудачи», проступки и ошибки. Если они произошли в жизни, значит, так должно было случиться. Все это осталось в прошлом и не должно иметь влияния на ваше настоящее.

Специалист по Фен-Шуй и позитивному мышлению, Наталия Правдина, предлагает проводить медитацию прощения, созывая на нее всех тех, кто когда-то хоть чем-то обидел вас. Нужно мысленно подзывать к себе человека, желать ему всех жизненных благ и отпускать его с миром и любовью. Стоит обратить внимание, что во время медитации кто-то из обидчиков будет уходить с легкостью, а кто-то очень тяжело. Если человек уходит тяжело, значит, вы его не до конца простили и нужно поработать с ним еще.

Подобные практики можно проводить под спокойную медитативную музыку, в полном уединении и гармонии самим с собой.

Освобождение от обид не только благотворно сказывается на здоровье, при этом огромное облегчение испытывает душа человека. Отпуская свои былые обиды, вы снимаете с себя тяжелейший груз тягостных воспоминаний и болезненных переживаний.

Огромное внимание избавлению от обид уделяется в различных мировых религиях. Так, в христианстве есть особый день в году, когда людям дается возможность вспомнить свои неблаговидные поступки и попросить за них прощения. Этот день называется Прощенное воскресенье. Все это еще раз показывает, насколько большое значение имеет способность человека простить и извиниться за содеянное.

Ту часть своей энергии, которую вы раньше направляли на обидевшего вас человека, вы теперь сможете направлять на улучшение своего самочувствия, посвятить эти силы творческой реализации или своей профессии.

Отпуская обиды, мы не только растем духовно, так как избавляемся от одного из смертных грехов – гордыни, но и повышаем свою самооценку, учимся бесконфликтному общению с окружающими нас людьми.