Конспект 6 кл разряды количественных числительных. Урок русского языка "разряды количественных числительных"

Цели:

  • Продемонстрировать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  • Проверить уровень сформированности ЗУН по теме.
  • Совершенствовать навыки правильного употребления количественных числительных в речи.

Оборудование:

  • Листки контроля.
  • Тетради для словарных работ.
  • Перфокарты и чистые листы для работы с перфокартами.

Ход урока

Оргмомент.

Словарный диктант.

Предварительно был написан диктант "Проверяю себя", который позволил повторить правописание мягкого знака в словах для обозначения мягкости согласных и форм слов. Проверим, насколько повторение было эффективным. Диктант выполняется в тетрадях для словарных работ.

Тоненькая веточка, меньше напишешь, купишь калач, ночной гонщик, клянчить у мамочки, начнёт цвести, возьми сельдь, сладенькие пончики, киньте здесь, пятнадцать туч, лучше стеречь, восемьдесят один обруч, спрячься подальше, ёж колюч, богатырь могуч.

После написания диктанта тетради сдаются на проверку. Учитель называет вид орфограммы, дети по памяти приводят примеры из диктанта, объясняют написание слов. Таким образом следует проработать все слова. Далее ученики оценивают качество работы, оценки выставляют на листки контроля в колонке "Самоконтроль". Затем дети смогут сравнить свою оценку с оценкой учителя.

Проверка уровня сформированности теоретических знаний.

Учитель. Какие слова в диктанте связаны с темой сегодняшнего урока?

Ученик. Количественные числительные пятнадцать, восемьдесят один.

Учитель. Верно. Проверим, что вы знаете о количественных числительных.

Проводим работу в парах. Ученики, сидящие за одной партой рассказывают друг другу всё о количественных числительных как части речи, если требуется, исправляют ошибки товарища, разъясняют непонятое. Таким образом каждый ученик получает возможность подготовиться к устному ответу. Затем учитель просит оценить свою работу в паре и поставить оценку в листок контроля. Далее учитель и ученики выслушивает устные ответы 3-4 ребят. Причём оценивает и резюмирует ответ сосед отвечающего по парте. Другие ученики могут участвовать в оценивании.

Проверка уровня сформированности практических знаний и умений.

Проверяем умение отличать количественные числительные от других частей речи.

Найдите четвёртое лишнее слово, объясните свой выбор.

Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.

Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой .

Три восьмых, пять целых три четвёртых, пятеро , одна вторая.

Придумайте свой вариант четвёрки слов с одним лишним. Слова зачитываются вслух, ученики определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор.

Проверяем умение правильно писать безударные гласные в окончаниях числительных в косвенных падежах с помощью перфокарт.

Учитель. Какая орфограмма связывает количественные числительные от 11 до 19 и существительные 3 склонения? (безударные гласные в окончаниях в косвенных падежах ) Что следует писать в таких случаях?

Учитель диктует слова, ученики в окошечки перфокарт вписывают гласные е или и, в зависимости от выбора гласной в окончании числительных и существительных.

возле матери, к одиннадцати, у мыши

о двенадцати, о ёлке, о мальчике

без тринадцати, о пятёрке, об аллее

на ладони, около четырнадцати, у поверхности

в троллейбусе, в галерее, у пятнадцати

об идее, в июне, без шестнадцати

без свирели, у семнадцати, о капели

Работы собираются на проверку. Ученикам предлагаем задание для самоконтроля "Хлопушки". Учитель читает текст диктанта ещё раз, ученики поднимают две руки вверх, если в окончании пишется и, хлопают в ладоши, если в окончании следует писать е. При этом учитель помогает разобраться с ошибками, а каждый ученик подсчитывает количество ошибок, допущенных при работе с перфокартой. Затем ученики выставляют себе оценку за работу с перфокартой.

Проверяем умение склонять количественные числительные. Игра "Один за всех, все за одного".

Класс делится на две команды (по вариантам). Один из участников команды (по договорённости ребят) выполняет задание у доски. Остальные члены команды работают на местах, не подсматривая на доску. Все получают одинаковое задание. После того, как ребята у доски закончили работу, члены команд проверяют работу своего товарища, по необходимости по очереди помогают, подсказывают, исправляют. Затем работу на доске проверяет учитель, ставит оценку. Эту же оценку получают все участники команды.

Задание: выполните необходимые вычисления, запишите числительными.

(к) 472+257= (729)

(с) 3586+957= (4543)

(от) 657-56= (601)

Проверяем умение правильно употреблять количественные числительные в предложении. Развиваем логическое мышление.

Исправьте ошибки, если они есть, продолжите предложение, подобрав необходимые по смыслу и логике слова.

Корзину с девяносто троими сливами я нёс обоими руками (возможно продолжить "полтора километра", т.к. в предложении употреблены целое и собирательное числительное, а дробного нет ).

Придумайте и запишите предложение, в котором встретились бы числительные всех трёх разрядов. Затем предложения зачитываются вслух, если необходимо, корректируются учениками, учителем.

Итог урока.

Учитель. Посмотрите в листки контроля. Какую общую оценку вы можете поставить себе за урок? Кто может поставить "5"? "4"? "3"? "2"? (Ученики поднимают руки в соответствии с выбранной оценкой.) Какую общую оценку мы можем поставить всему классу за урок? Почему? (Аргументы)

Домашнее задание.

Составить задание для проверки знаний по теме "Количественное числительное". Приготовиться провести его на уроке для одноклассников.

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы «Технологическая карта урока»

Разработчик: Белова Анастасия Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема: Разряды количественных числительных (с презентацией).

Предмет Русский язык

Класс 6 М

Тип урока/занятия Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока/занятия Технология деятельностного методаобучения

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).

М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить

само- и взаимоконтроль.

Предметные:

- различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по

разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам.

- правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.

Основные термины, понятия Целые, дробные, составные, сложные, собирательные, простые, фразеологизмы, числительные.

Организация пространства

Формы работы Фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная

Книгопечатная продукция:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.Н. Русский язык для 6 класса. В 2-х книгах. Книга 1.Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Баласс, 2016

2.Полезные советы на каждый день \\Научно-методический журнал. Всё для классного руководителя-спецвыпуск ООО «Щербинская типография», 2016.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Раздаточный материал: Дидактические карточки.

Наглядный материал: трое ножниц

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

I. Оргмомент.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

II. Языковая разминка.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Актуализировать свои знания учащимся предлагается на данном этапе с помощью игры, в результате которой дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также фиксируют знания в тетрадях.

Постановка учебной проблемы

IV. Введение в тему урока.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Процесс осознания темы урока и формулированию ее.

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания

V. Открытие новых знаний.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока, а также самостоятельно дают определение разрядов числительных.

Первичная проверка понимания, применение новых знаний

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Задания с самопроверкой, взаимопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала

Рефлексия учебной деятельности

VII. Итог урока.
Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.

Этапы урока

Сценарий урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды .

II. Языковая разминка.

1. Слуховой диктант.

Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. (Слайд 1)

Двадцать пять литров , семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны , столетие, одиннадцать игроков , тройка лошадей, полное одиночество, один шанс , двойной удар, удвоить усилия, семь дней , играть в пятнашки, тридцать три богатыря .

- Действительно, необходимо выписать словосочетания с числительными.

Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных.

Что Вы можете рассказать об этих числительных?

2. Блицопрос с взаимопроверкой. (работа в парах). (Слайд 2)

Закончите предложения:

1) Имена числительные отвечают на вопрос …

2) Имена числительные обозначают …

3) У имён числительных нет формы …

4) Имена числительные изменяются …

5) По составу числительные бывают простыми, сложными и ….

6)Числительное тринадцать -является ….

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Конкурс «знатоков» (работа в группах). (Слайд 3)

Вспомните, что такое фразеологизмы (приведите 1-2 примера), и

запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные (задание выполняется в течение трёх минут на листочках).

Возможные примеры: как две капли воды, за семь вёрст киселя хлебать, семеро одного не ждут, семь раз отмерь - один отрежь, в два счёта, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, все как один, палка о двух концах, больше двух говорят вслух и др.

Затем учитель вызывает лидеров группы. Проверка и объяснение фразеологизмов.

Выявляется победитель среди групп.

Какие имена числительные встречаются чаще всего во фразеологизмах?

Какими по составу являются эти числительные?

Познавательные УУД

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

IV. Введение в тему урока.

Интеллектуальная разминка. (Слайд 4)

Устно замените эти слова другими: декада, дюжина, чертова дюжина, народу тьма,полутора, полтора ста.

Какие у вас получились слова?

Десять, двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят, десять тысяч - целые

Одна целая и пять десятых - дробное числительное

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

V. Открытие новых знаний.

1. - Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы. (Слайд 5)

Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

Сколько ножниц в руках у учителя? (Трое)

(Учитель показывает ножницы, считая их отдельно и держа вместе, т.к. варианты ответов детей разные: три, трое.)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

2. Выпишите из данных предложений только числительные

3 .Теперь посмотрите на таблицу и восстановите недостающие элементы

Что в них общего? Чем отличаются? Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

4 .Работаем с учебным материалом (упр.92) -Сравните текст правила с полученной информацией. Какой аспект не был нами затронут?
Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединённые чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро. Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3 . Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст), преобразовывать её и передавать в других формах (схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

1. Языковая разминка.

(Учитель называет числительное, дети выполняют определённые действия.

Дробное-«выбивают дробь ногами» топают, целое-хлопаем в ладошки, собирательное-молчат)

Семь, три шестых, тридцать пять, три, трое, одна вторая, пятеро, девять, полтора, пятьдесят, двадцать два, две седьмых, одиннадцать, семеро.

2 Дифференцированный текст.

Продолжаем работать с таблицей. (Слайд 6)

С целью объективности проверки знаний по теме выполним задание. Кто хорошо ориентируется в материале, берёт текст с зелёным кружком. Вы спокойны, как и тогда, когда именно на этот свет переходите дорогу, у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения выбирает тест с красным кружком.

Прочитайте текст.

Красный кружок

Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

Зелёный кружок

3 . Творческое задание с проверкой «До первой ошибки»

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

VII. Итог урока.
Рефлексия.

1 .Найди ошибку

Представьте изученные разряды количественных числительных

в виде схемы, исправив ошибки. (Слайд 7)

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. Упр. 197. Подобрать текст, в котором встречаются имена числительные разных разрядов.

Приложение

КАРТОЧКА

1.Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

Красный кружок

Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимнази_ номер оди_надцать прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Зелёный кружок

В нашей гимнази_ номер 11 прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. 6 из них занимались спортом уже 2 года. Ост…льные 2\3 учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из 10 этапов соревнования юные спортсмены выиграли 8, то есть 4\5. 3 учас…ников получили м…дали, 5 - поощрительные призы.

2. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных.

1.Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.

2.Развивать связную устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывать любовь к родному языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Оборудование:

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

Сегодня мы продолжим изучение интересной темы “Имя числительное”. Вспомним всё, что вы узнали об этой части речи на предыдущих занятиях, а также познакомимся с новой информацией по теме. Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа мы возьмём такие слова: “Без грамматики не выучишь математики”

I. Взаимопроверка домашнего упражнения 193.

А) Языковая разминка. “Что интересного я подготовил об имени числительном?”

Семь пятниц на неделе.

За тридевять земель.

Народу собралось тьма.

Б) Народные загадки с числительными:

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна).

Четыре братца под одним шатром стоят. (Стул).

Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (По полпирога).

В) Кто быстрее? Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

Устно составляем предложения с 2-3 фразеологизмами. Одно предложение записываем, выполняем синтаксический разбор. Обращаем внимание учащихся, что фразеологизм-это один член предложения.

Вова за один присест управился с заданием.(4)

3) Выбери правильный ответ.

1. Имя числительное- часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов.

2. По составу количественные числительные бывают (найдите неверное утверждение)

а) простыми; б) средними; в) сложными; г) составными.

II. Объяснение нового материала

  1. Работа с учебником. Учащиеся рассматривают материал для наблюдения на с. 93

А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Б) В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнёт.

В) Один дурак пятерых умных ссорит.

Г) Одна десятая секунды отделяла спортсмена от победы.

Д) Две третьих пути все ехали молча.

Прочитайте предложения. Как понимаете смысл пословиц?

Найдите и выпишите количественные числительные.

Все ли числительные в данных предложениях являются количественными?

Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных?

Что обозначают эти числа?

На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)

Сформулируйте цель урока, опираясь на тему (Познакомиться с разрядами количественных числительных).

Исходя из цели урока, сформулируйте задачи. (Учиться отличать числительные одного разряда от другого; правильно употреблять в речи; совершенствовать умение правильного написания числительных).

2 Прочитайте правило на с.93.Сформулируйте вопросы по прочитанному материалу.

  1. Оформите теоретические сведения в тетрадь для опорных конспектов (Самостоятельно)

Разряды количественных числительных.

4 Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

III Закрепление изученного.

1.Упражнение 195. Письменно, по заданию.

2. Распределительный диктант. Распределите данные числительные по группам:

А) числительные, обозначающие целые числа;

Б) числительные, обозначающие дробные числа;

В) числительные собирательные.

Два, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна девятая, одиннадцать, семеро,

3 . Словарная работа.

Поясните смысл слова.

Дайте толкование его лексического значения.

Прочитайте в толковом словаре значение слова “диктор”. Диктор-человек, ясно, чётко проговаривающий слова для большой аудитории.

Побуквенно проговорим слово по слогам.

Запишите слово в тетрадь.

Закройте глаза, постарайтесь запомнить орфографический облик слова, (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая.

Составьте со словом “диктор” словосочетание или предложение.

4.Устный диктант. Мы дикторы. Задача. Правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного.

Разность 200-100

Частное 99:11

Сумма 120+25

5 целых две пятых + 4 целых 2/4

Отношение 99 к 11

Убедились в том, что без грамматики не выучишь математики?

5. Прочитай текст. Какой это тип текста? В каком стиле он написан? Числа запиши словами. Определи разряд количественных числительных.

Территория Красночикойского района составляет 28 тысяч квадратных километров, что составляет 6,6% территории Забайкальского края. По общей конфигурации район представляет вытянутый с запада на восток неправильный четырёхугольник протяжением в этом направлении около 250 километров, и с севера на юг около 160 километров. Хребты в верховьях рек Чикой и Чикокон имеют высоты около 2000-2250 метров.

IV. Итог урока.

1. Назовите разряды количественных числительных.

2. Дайте развёрнутое определение количественных числительных с указанием изученных постоянных признаков.

3.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

1. Правило с. 93. 2. Закончить работу с текстом.

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные".

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркута Евграфова Виталина Анатольевна .

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;

Задачи:

Образовательная:

совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; обогащать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательная:

воспитание интереса к изучению русского языка, в оспитание коммуникативных качеств личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - Москва: Просвещение,2008 г., презента ция по теме урока, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Чисел.

II. Проверка домашнего задания.

1.Разминка. Вопросы на повторение .

Что такое числительное?

На какие группы делятся имена числительные?

На какие группы они делятся по составу?

2. Цифровой диктант . Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.

12, 60, 300, 27, 800, 15, 199, 708, 80.

Проверка. Назвать простые и составные числительные.

3. Давайте немного поиграем. Отгадывание ребусов.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Игра «Третий лишний»

Какие разряды числительных вы знаете?

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные числительные

Собирательные числительные

Двадцать рублей

Четверо друзей

Пятнадцать градусов

Одна пятая пути

Десять яблок

Три седьмых метра

Семеро мальчиков

Четверо медвежат

Пять седьмых реки

I II . Актуализация знаний.

Исследование материала.

1.Грамматико – орфографическая пятиминутка.

Задание: из записанных слов выпишите только имена числительные, обозначающие порядок при счёте и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Семидневный, шестнадцатый, красивый, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, шестиклассник, семьдесят, третье, двадцать первая

(Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками).

А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

Физкульминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

I V. Формирование новых знаний и умений

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

1.Просклонять числительное и прилагательное с существительным: третья комната и большая комната

И.п. третья комната; большая комната

Р.п. третьей комнаты; большой комнаты

Д.п. третьей комнате; большой комнате

В.п. третью комнату; большую комнату

Т.п. третьей комнатой; большой комнатой

П.п. о третьей комнате; о большой комнате

Учащиеся формулируют правило : порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

2. Подобрать к числительным существительные.

Пятый … (м.р., ед.ч.)

Пятая … (ж.р., ед.ч.)

Пятое … (ср.р., ед.ч.)

Пятые … (мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

3. Работа с теоретическим материалом.

Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196.

V. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание. Выпишите пословицы с порядковыми числительными, определите падеж.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.

Третий лишний.
Первое слово дороже второго. Первый блин комом

V I . Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, я предлагаю вам заполнить анкеты.

Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен\не понятен

VII . Домашнее задание. Тест

1. Укажите имя числительное:

1) семь;2) семерка;

3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1) В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;2) цветной;

3) десятый.

4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1) два;

2) два брата.

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1) подлежащее;

2) дополнение;

3) обстоятельство.

6.Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам;

2) по падежам, по родам.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А.С.Пушкин

Конспект урока по морфологии, 6 класс

Преподаватель МАОУ «СОШ № 5 г.Челябинска»

Петухова С.С.

2013-2014 учебный год

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цели урока:

    Обучающая цель:

      1. познакомить с разрядами количественных числительных

        учить определять разряд количественного числительного;

        повторить («сверхзадачи»):

    правописание Ь в числительных и для смягчения согласных в середине слова;

    постановку знаков препинания при обращении;

    правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением путем подбора сложносокращенного слова;

    понятие ФЕ;

    изученное в разделе «Имя числительное»;

4. расширить лексический запас учащихся за счет новых лексем и ФЕ.

    Развивающая цель: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать связную грамотную речь.

    Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, к изучению родного языка, понимать учительное зерно народной мудрости, зафиксированной в народном слове - пословицах, поговорках, крылатых словах.

Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.

Оборудование:

    справочник,

    толковый словарь, ученические словари,

План урока:

    1. Орфографическая зарядка............................................................................2 минуты

      Проверка домашнего задания и опрос работающих у доски....................5 минут

      Изучение нового материала:

      • предварительная беседа.............................................................2 минуты

        работа с материалом для наблюдений......................................2 минуты

        работа с таблицей в справочнике..............................................4 минуты

4. Закрепление:

    устное морфологическое упражнение......................................5 минуты

    диктант с грамматическим заданием.........................................7 минут

    устный распределительный диктант......................................... 2 минуты

5. Словарная работа...........................................................................................5 минут

6. Задавание на дом...........................................................................................2 минуты

7. Итоги урока....................................................................................................4 минуты

Ход урока

1. Орфографическая зарядка.

У: Запишем сегодняшнее число. Двадцатое февраля. Классная работа. Обозначим орфограммы в записи числа. Как можно охарактеризовать числительное, исплдбзованное для записи числа?

Д: Двадцатое - числительное простое, порядковое.

У: Выполните морфемный разбор этого слова. Обратите внимание на выделение суффикса числительного. Вспомните правила выделения корня и суффикса в слове.

Образец записи числа после обозначения орфограмм.

Двадцатое февраля (февраль).

Классная (какая?) работа (прораб).

Образец выполнения морфемного разбора.

д в а д ц а т о е 2 - числ.

2. Проверка домашнего задания и опрос :

    работа проверяющих;

    проверка выполнения письменного домашнего задания.

Один ученик записывает на доске колонку «Ь в середине числительных» с обозначением орфограммы. При проверке формулирует правило.

Второй ученик выписывает на доску составленные предложения, графически объясняя постановку знаков препинания, и выполняет морфемный разбор.

Остальные по цепочке читают колонку «Ь для обозначения мягкости», объясняя условия выбора орфограммы.

Образец выполнения домашнего задания (упр. 354)

семьдесят

восемьдесят

шестьсот

пятьдесят

возьми польза сельдь

помощник нянчить вскользь

четырьмя кочка почка

письмо меньше восьмой

седьмой каменщик

помощник - сущ., (г//ж//щ)

Дима, сложи восемьсот и пятьдесят.

Пожалуйста, одолжи мне семьдесят рублей, Катя!

3. Изучение нового материала .

Предварительная беседа.

У: Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

Д: Мы изучаем морфологию.

У: Что изучает морфология?

Д: Морфология изучает слово как часть речи.

У: Сейчас мы продолжаем узнавать новое о числительном. На какие две большие группы делится имя числительное? Что обозначают числительные каждой группы?

Д: Имена числительные бывают количественными, если обозначают количество предметов, и порядковыми, если обозначают порядок предметов при счете.

Работа с материалом для наблюдений, записанным на доске.

Материал для наблюдений.

семь десятых

семьдесят

семидесятый

У: Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи они принадлежат?

Д: Это числительные.

У: Какие из них порядковые, а какие количественные?

Класс определяет, один из учащихся подписывает.

Материал для наблюдений после определения группы числительных.

семь десятых к

семьдесят к

семидесятый п

седьмой п

У: Но все количественные числительные в нашем примере разные. Какое количество предметов они обозначают?

Д: Целое число (семь, семьдесят), дробное число (семь десятых).

У: А семеро?

Учащиеся рассматривают таблицу в справочнике, узнают о целых, дробных и собирательных числительных, их морфологических признаках, приводят свои примеры на каждый разряд.

Таблица в справочнике.

Разряды числительных

обозначают целые числа

2, 110, 3860

обозначают дробные числа

3 4 2 2,1 5,4

5 11 7

обозначают несколько предметов как единое целое

трое, семеро, четверо

обозначают порядок предметов при счете

первый, шестой, сорок первый

2. Состав

числитель - количественное числительное, знаменатель - порядковое числительное в Р.п.

две пятых, семь восьмых

3. Изменение (склонение)

один, два - изм. по числам, родам, падежам;

другие - по падежам

при склонении изменяются обе части

три пятых - тремя пятыми

склоняются как прилагательные во множественном числе

четверо - четверых (ср. веселых)

Изменяются по родам, числам, падежам. Простые: склоняются как прилагательные (на пятом этаже).

Составные: склоняется последнее слово (на тридцать пятом этаже)

4.Употребление в речи

У составных числительных склоняются все слова, из которых оно состоит

семь десят - семидесяти

И=В полтора часа, полторы минуты

Р=Д=Т=П полутора часов, полутора часам, полутора часами, о полутора часах

С собирательными числительными не сочетаются:

1. сущ. жен. рода (две девочки)

2. сущ, обозначающие единичные неодушевленные предметы (два стола),

3. названия взрослых животных (два медведя)

5. Образование

Й- : два - дво[йэ]

Ер- :пять - пятеро

десять - десятеро

1. от количественных числительных пять - пятый

2. сложением: триста - трехсотый

3. от количественных при помощи другого корня: один - первый

6. Синтаксическая роль

Двое друзей пошли в кино.

А кино мы встретили троих одноклассников.

Я сижу за первой партой.

Я, Иванов Сережа, родился первого января 1991 года.

4. Закрепление.

    Упражнение № 356 - устно.

Исправить ошибки в распределении числительных по разрядам. Разъясняются причины ошибок.

Образец таблицы после исправления.

Числительные,

обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

Семнадцать рублей Тринадцать походов

Двадцать два градуса

Восемь груш

Одна пятая сада

Две десятых урожая

Пять седьмых пути

Три четвёртых метра

Трое суток Четверо малышей

Двое очков

Пятеро друзей

    Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Записать предложения под диктовку, определить разряд количественных числительных. Образец записи.

собир. целое целое целое дробн.

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь. К одной

дробн.

седьмой прибавить пять седьмых.

У: Число 7 не простое. Оно с древних времен считалось священным и было весьма распространено. Сколько дней в неделе? Что такое святая седмица? Это не случайно! Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения, где бы упоминалось число 7.

Д: Семь чудес света.

До седьмого пота.

Семь пядей во лбу.

Семь верст до небес.

Семь верст киселя хлебать.

Быть на седьмом небе.

Семь пятниц на неделе.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Спустить семь шкур.

Объясняется значение каждой фразеологической единицы.

Записать три ФЕ и определить разряд числительного.

3. Физминутка. Устный распределительный диктант.

Если прозвучит целое числительное - хлопок над головой, дробное - дробь ногами, собирательное - подружитесь с соседом, пожмите друг другу руки.

Ц С Д С С Ц С Д Д

Семь, трое, три пятых, двое, десятеро, пять, пятеро, одна пятая, две

седьмых, одна девятая.

5. Словарная работа.

У: К какому разряду числительных относится числительное тысяча?

2. Справочник на странице 56 - рассказ о разрядах количественных числительных.

Дается инструктаж по выполнению упражнения.

7. Итоги урока.

У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Д: Количественные числительные делятся на три разряда: целые, дробные, собирательные.

У: Выяснить, насколько хорошо вы научились отличать числительные одного разряда от другого, а также насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков, нам поможет игра «Третий - лишний!»

1. Два, две шестых, вдвое - (наречие).

2. Двое, двумя, двойка - (сущ.)

3. Двадцать два , двенадцать, два - (составное).

4. Четыре шестых, четверо, четвертый - (порядковое).

5. Сорок четыре , сороковой, четвертый - (количественное).

6. Шесть , семеро, девятеро - (целое).