Свободолюбивая лирика Пушкина: стихи. Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Россия по праву может гордиться величайшими талантами, которые были рождены на ее земле. Одна из таких уникальных личностей, имя которой известно, кажется, почти любому человеку на Земле, разве что за исключением людей, которые продолжают жить в первобытных условиях, - это Александр Сергеевич Пушкин. Этот человек - великий русский поэт, который за свою короткую, но яркую жизнь успел подарить нам много сокровищ, вошедших в

Свободолюбивая лирика Пушкина

Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта. Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России. Вот почему в российских школах отдельной темой идет "Свободолюбивая лирика Пушкина" - урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Что есть пушкинская свобода?

Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как "свобода" и "вольность".

На самом деле свобода для Пушкина - это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи - это самый верный путь познания этого.

Раннее творчество

Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение "Лицинию". В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.

Кроме этого, раннее творчество Пушкина отмечено одой "Вольность", которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение "Вольность" - это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.

Продолжение творческого пути

В лицее Александр Сергеевич обучался до 1920 года. Все годы учения он продолжал формироваться как поэт-декабрист. Именно ода "Вольность" - самая первая свободолюбивая лирика Пушкина, стихи которой призывают угнетенных восстать против угнетателей. В этой оде великий поэт обращается к певице свободы для одарения его вдохновением, а потом выступает против тирании. Он вспоминает мучеников, невинно убиенных, и заставляет читателей трепетать от несправедливости этого мира.

В 1918 году великий русский сын написал стихотворение "К Н. Я. Плюсковой", которая была фрейлиной императрицы. В этом коротком стихотворении поэт открыл читателям свое политическое мировоззрение тех лет, которое отличалось свободомыслием. Он говорит о простоте русского народа, которая пленит его, а императорский шик и помпезность, напротив, отвращают. Он размышляет о своей стране, о ее исторической судьбе, о великом русском народе.

Стихотворение "К Чаадаеву"

Это стихотворение является еще одним произведением, где проявилась свободолюбивая лирика Пушкина. Краткое содержание этого короткого, но столь емкого по смыслу стихотворения - в его призыве к другу юности. Призыв стряхнуть негу молодости и утех, чтобы воспрять душой к свободе и посвятить жизнь отчизне. Это личное послание другу, которое на самом деле оказалось политическим призывом. Теперь уже Чаадаев не просто друг его юности, разделяющий его развлечения, а соратник и единомышленник.

Все стихотворение дышит патриотизмом и духом революции и заканчивается на оптимистической ноте: символичности восхода звезды, что говорит о победе духа свободы в борьбе с неравенством и угнетением.

Стихотворение "Деревня"

Александр Сергеевич написал в 1819 году, еще будучи в стенах лицея, после поездки в село Михайловское. Свободолюбивая лирика Пушкина нашла огромное отражение в этом двухчастном стихотворении.

Первая часть очень гармонична и описывает красоту русской деревни, ее природу, простор. Именно в таких местах особо вдохновлялся поэт и лицезрел красоту. Везде угадываются красоты села, где поэт проводил столько времени. Однако вторая часть этого стихотворения не столь безмятежна, как первая. Здесь затронута тема рабства русского народа, крепостничество и угнетенность. Он сопоставляет народ "тощий" и барство "дикое". Чувствуется, что душа великого поэта мечется, не находя успокоения. "Здесь тягостный ярем до гроба все влекут", - гласят строки, а в конце вопрос, который остался без ответа: "Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?"

Кризис мировоззрения поэта

1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение "Свободы сеятель пустынный". В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно - материальное. Он осознает, что век жесток, "мирные народы" довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.

Подавление также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение "Арион" - прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и "оковы тяжкие падут".

Конец двадцатых годов

Александр Сергеевич - борец по натуре, всегда находился в размышлениях. В конце двадцатых годов он обращается к новому виду свободы - свободе творчества. Этому он также посвящает несколько своих произведений. Ему важна "поэтическая свобода", которая отделяет его от тех, кто ничего в этом не смыслит. Если следовать "вдохновенью Музы", то можно добиться этой цели. Эта линия четко прослеживается в стихотворениях "Поэт", " Поэт и толпа".

Зрелые годы

Свободолюбивая лирика Пушкина претерпевает переоценку ценностей в годы зрелости поэта. Образ вольности приобретает новые формы, а именно - предстает как свобода внутренняя, личная. Он отказывается от прежних революционных вольнодумских идеалов, предпочитая им покой и душевный мир. В 1834 году в стихотворении "Пора, мой друг, пора!" он пишет, что на земле нет счастья, но есть покой и воля. В 1836 году Александр Сергеевич пишет стихотворение "Из Пиндемонти", в котором снова ссылается на новое видение свободы, которая далека от внешних идеалов.

В том же году великий поэт пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", в котором словно подвел итог всему своему творчеству. Это произведение считается его творческим завещанием: "Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал".

Заключение

На тему "Свободолюбивая лирика Пушкина" - доклад обычно готовят учащиеся Без знания жизни и творчества великого русского поэта трудно себя назвать русским человеком, вот почему каждый должен знать об основных вехах его жизни.

Несомненно, Александр Сергеевич - проповедник свободы и ее идеалов, которые тем не менее претерпевали немалые изменения на протяжении всей его яркой, но столь короткой жизни. Это было обусловлено политическими изменениями в стране, событиями, которые происходили с поэтом на протяжении его жизни.

Можно с уверенностью сказать, что свободолюбивая лирика Пушкина, стихи, список любимых миллионами читателей произведений - это огромное творческое наследие поэта. И русские люди по праву могут гордиться этим богатством.

Свобода — значимое понятие для вступающего в жизнь человека. Поэты начала 19 века с ранней юности задумываются о том, насколько оно многогранно (у А.С. Пушкина в него включаются и «легкий зефир» увлечений — «К Наталье», 1813; и общение «без чинов» — «К студентам», 1814; и полет мысли «веселых остряков» — «Из письма к Я.Н. Толстому, 1822; и стремление к социально-политическому освобождению — «Вольность», 1817), остро переживают недостижимость идеала свободы, что вызывает бунтарские настроения (в лермонтовской юношеской лирике родина предстает «диким краем», где «стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка», 1829, торопя наступление времени, «когда царей корона упадет...» — «Предсказание», 1830; душа лирического героя подобна бушующему океану «Я жить хочу! хочу печали...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Челнок», «Парус», все — 1832). Тема свободы занимает центральное место в их творчестве, претерпевая эволюцию, но оставаясь важнейшей для автора. Среди тех черт, которые позволят творцу быть «славным», вознесенным в потомстве «подобно «памятнику», лирический герой пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», 1836, называет способность восславить свободу лирой, невзирая на «жестокие» условия времени, в которое он живет. («И долго буду тем любезен я народу,/Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой жестокий век восславил я свободу...»

Правоту молодости, влекущей к вольнолюбию, подтвердило время. Стихия «тайной свободы» (Пушкин. «К Н.Я. Плюсковой», 1818) является плодотворной для творчества, в такой атмосфере «сладостно» дышится (Пушкин. «Кн. Голицыной», 1818), доносятся «отголоски рая» (Лермонтов. «Я видел тень блаженства; но вполне...», 1830) и острее переживаются земные впечатления. Она внушает сердцу поэта гимны «Священной истине» (Пушкин. «Жуковскому», 1818), любви, славе, «праздности вольной, подруге размышлений» (Пушкин. «Деревня», 1819) и в то же время «труду, молчаливому спутнику ночи» (Пушкин. «Труд», 1830). Освободившись с годами от иллюзий о скором наступлении «минуты вольности святой» (Пушкин. «К Чаадаеву», 1818) или о благотворности «бури» в общественных отношениях (Лермонтов. «Монолог», 1829; в стихотворении «10 июля (1830)» вольность поэтом названа «кровавой», «Предсказание» (1830) о том, что и в России «царей корона упадет», окрашено в мрачные, «черные», но все же «возвышенные» тона), поэты сохраняют верность «гимнам прежним» (Пушкин. «Арион», 1827), воспевающим «волю». Лирический герой стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834), отказываясь от мечты о счастье, называет «завидной» долей свободу:

На свете счастья нет, но есть покой и воля,
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег...

У Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» (1841) утверждается высшая ценность свободы, остающейся желанной даже для того, кто устал от жизни настолько, что ничего не ждет от будущего, не жалея о прошлом, желая «забыться и заснуть»:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Стихи Пушкина стали реминисцентным фоном для творчества многих поэтов, их отголоски слышны и у Лермонтова, и у Н.А. Некрасова, но для самого великого поэта важными представлялись ориентиры, доставшиеся в наследство. Образцом мужества художника, дерзнувшего «вольность первым прорицать», была в его представлении судьба А.Н. Радищева (1749—1802), автора «Путешествия из Петербурга в Москву» (опубл. в 1790 г.), за которое он был арестован и приговорен к смертной казни (заменена ссылкой на десять лет в Сибирь). Радищевские образы претворяются в стихотворении Пушкина, называющемся так же, как ода, в сокращении вошедшая в одну из глав «Путешествия» (глава «Тверь»).

Посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

"Анчар"

В написанном в 1828 году стихотворении обличает проявления тирании, что позволяет говорить о том, что оно также относится к разделу "вольнолюбивая поэзия". Это произведение трагично по существу. Анчар стоит во вселенной один, как грозный часовой, в скупой и чахлой пустыне. Даже природа его отвергает, не приемлет это "древо яда", "древо смерти". Но вот к анчару послал "человека человек", и тот вернулся с ядом. Раб не протестует против воли своего владыки, приумножившего зло, использовав ядовитый сок дерева для своих стрел и разославшего их в соседние пределы.

Стихотворения 1829-1835 годов

Философские мотивы лирики, связаные с темой свободы, отражают такие вольнолюбивые стихи Пушкина, как "Брожу ли я..." (1829 год), "Элегия" (1830 год), "Вновь я посетил" (1835 год).

В первом стихотворении Пушкин думает о "дубе уединенном", которому суждено пережить его век, как он пережил уже "век отцов".

"Памятник"

Своеобразный итог своей творческой деятельности подводится поэтом в написанном в 1836 году стихотворении "Я памятник себе воздвиг...". И здесь уже несколько иначе звучит вольнолюбивая поэзия. Это произведение - перевод одной из од Горация. Александр Сергеевич отмечает свои заслуги перед потомками и народом в том, что он славил идеалы свободы и призывал "милость к падшим".

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие как символы (океан, море, звезда - символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия - это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.


Главная | О нас | Обратная связь

Свободолюбивая лирика Пушкина

Анализ стихотворений - « Вольность» (1817), «Деревня» (1819). «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение анализу стихотворения.

Следует учитывать, что тема вольности и свободы действительно претерпела эволюцию в творчестве Пушкина. ода «Вольность» провоз­глашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», ос­нова «неправедной власти» - «сгущенная мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушки­на либеральных идей Запада); «К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политический учений («Вольность»), здесь речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя пере­оценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нем при­зыва к действию. «Деревня» - это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы. Стихотворение «Кинжал» со­поставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гума­нистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей по­следующие призывы Пушкина освободить «декабристов». А в стихотворе­нии «Анчар» Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследова­ния источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Сво­бода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с пред­ставлением о, несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевла­стия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "вольность", «воля» "вольный" - : ключевые слова пушкинского "словаря". Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки присутствия" самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от за­блуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стиха­ем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря воль­нодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и самого се­бя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней по­эт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Ода "Вольность" (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристраст­ный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина - это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность", как и другие "вольные" стихи, не сухой социальный мани­фест, пропагандирующий.идею конституционной монархии.> Идеал обще­ственной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В "Вольности к миру обращается поэт - глашатай вечных ис­тин, "друг человечества".

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркну­ты в перифразах: "Рабства грозный Гений", "Славы роковая страсть", "самовластительный злодей", "увенчанный злодей"?

- Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

- Что является основой свободы по Пушкину?

Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и "стыд природы", нарушение божественной гармонии.

- Каково настроение, чувство лирического героя?

- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?
Поэт - противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую француз­скую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик - "мученик ошибок славных"), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция - акт возмездия тиранам. Мрачная "диалектика" насилия над тиранами передана в словах об убийст­ве Павла I:

Падут бесславные удары.

Погиб увенчанный злодей.

- Какую роль играют в "Вольности" два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода?

Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду "поучением"-призывом, обращенным к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

«Деревня» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстракт­ной идее всеобщего блага, а о свободе, русского крестьянства. Пушкинская деревня - это не какой-то исключительный "пустынный уголок" России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный позор

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне, - явления, типичные для России. Во второй части стихотворения поэт расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию - страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчерки­вают, что речь идет не о "плохом" барине, его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный", а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя.

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА.
А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых - двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую - увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории - их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он - офицер гусарский, -
писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут декабристами, задавали своим делам и словам исторический масштаб.
При этом особые надежды возлагались на Пушкина - как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать "рупором", "провозвестником" свободолюбивых идей. Талант его мыслился "средством" политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. "Любовь ли петь, где брызжет кровь", - обращался к нему В. Ф. Раевский из заключения. Великий дар должен быть достоин великой цели, ради этой цели должно отказаться от "легкой" поэзии, от "частных" тем - любви, "разгульной дружбы" и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, и нет.
Да, потому что никто лучше Пушкина не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от "малого" ради "великого". Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817-1820) по сути стали программой и манифестом декабристской этики. Нет, потому что "муза" Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли "Протеем" (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.
На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу - жертвенного служения. В оде "Вольность" (1817) он отказывается от любви (Афродиты - "Цитеры слабой царицы ")и посвященных ей "венка" с "изнеженной лирой":
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы смелая певица? -
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
В стихотворении "Деревня" (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Поэтический "жар", обращенный на красоты природы и уединенные "размышления", назван "бесплодным":
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
В послании "К Чаадаеву" (1818) - все тот же "отказ" - на этот раз от всего круга "частных" поэтических тем, от всего "личного" и "тихого":
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуту первого свиданья.
В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года - теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении "Свободы сеятель пустынный":
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Если "чести клич" не может "разбудить" народы, тогда к чему он? Надежда поэта "на тронах поразить порок" не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы - надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года - через шесть лет, в стихотворении "Чаадаеву":
Чаадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Придать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень, и тишина.
И в умиленьи вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.
После перелома 1823-1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен - и от "властей", и от "народа":
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться тут и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права...
("Из Пиндемонти", 1836)
Поэт - "царь" и должен "жить один", он "сам свой высший суд" ("Поэт! не дорожи любовию народной", 1830). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон - загадка:
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мирных башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем арапа своего Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу,
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет.
("Езерский")
Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории, но от чего далека, так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное - остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам - политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя - к милосердию ("милость к падшим призывал"), жертв - к "гордому терпенью". Сам же поднимается над схваткой: у истории - свой суд, а какой - трудно сказать.