Роль антонимов в речи. Антонимы.Разновидности антонимов,их употребление в речи

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например, черное – белое, горькое – сладкое и т.д. Посредством антонимов создаются такие художественно-изобразительные приемы и стилистические фигуры, как оксюморон, противопоставление, перифраз. Эти приемы основаны на использовании противоположных по значению слов.

Многие писатели не только использовали в своих произведениях вышеперечисленные приемы, но и выносили оксюморон в заголовок своего творения. Ярким примером является название поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Если понимать эти слова буквально, то получается какой-то абсурд. Душа всегда считалась бессмертной, а тут констатация ее смерти. Необычное название имеет и драма Л.Н.Толстого «Живой труп».

Есть еще немало произведений, имеющих оксюморонный заголовок. Авторы прибегли к сочетанию несочетаемого для того, чтобы «заполучить» читателей. Что-то необычное привлекает намного больше внимания, чем заурядное. Может быть, за таким противоречивым заголовком скрывается много интересного в самом произведении? В любом случае, авторы, выбирая для своего творения интригующее название, закладывают в него намного больше смыслов, чем читатель может разгадать в первого, со второго или даже с десятого раза.

Возможно, мы не замечаем этого, но в повседневной жизни мы часто пользуемся антонимами. Самый распространенный случай употребления антонимов – это противопоставление. Мы используем его для усиления значения какого-то слова. Например: «Не черную, а белую краску я тебя просила купить». Союз «а» и противоположный цвет подчеркивают то, что нам нужна именно белая краска.

Все, что есть в языке, необходимо. Как и любой орган в человеческом теле, без которого невозможно нормальное функционирование всей системы. Так и с антонимами. Они есть и активно используются в различных сферах жизни, будь то словотворчество или разговор на бытовую тему.

Сочинение, реферат, доклад Антонимы и их роль в речи, какую роль в речи играют антонимы

    Меркурий - одна из девяти планет, входящих в солнечную систему. Она располагается ближе всех к нашей звезде, и обладает самым маленьким размером среди четырёх планет до пояса астероидов.

  • Андреас Везалий вклад в биологию

    Андреас Везалий - выдающийся итальянский учёный-естествоиспытатель, который сделал множество открытий в области биологии, был личным врачом Карла V, затем Филиппа II.

  • Жизнь и творчество Виктора Драгунского

    Виктор Юзефович Драгунский – популярный советский писатель. Известен прежде всего по книгам серии «Денискины рассказы».

  • Венерин башмачок - сообщение доклад

    Дамская туфелька, девичий башмачок, богородицы сапожок, адамова голова – это разные названия одного цветка – венерина башмачка. Очень редкое и красивое растение, занесённое не только в Красную книгу России, но и других стран.

  • Пустыня - доклад сообщение (4 класс окружающий мир, 7 класс)

    Одними из самых загадочных и непредсказуемых мест на планете, являются пустыни. Они могут быть каменистыми и песчаными, глинистыми и солончаковыми, и даже Арктические ледяные пустыни

1) :а) контекстуальные (речевые блеск - нищета ;б) языковые антонимы 2) по количеству единиц: а) внутрисловный антоним одолжить межсловные антонимы 3) ;б) конверсивные антонимы зажигать - гасить .

Омонимы.Разновидности омонимов.Ошибки в употреблении омонимов.

Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.Классификация:Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение) .Омонимы частичные - омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк ).Омонимы грамматические , или омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глаголтри совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём, три яблока - три сильнее!).Благодаря контексту омонимы понимаются верно. Но в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке или о команде. Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной)омофонов – разных слов, одинаково звучащих, но имеющих разное написание (луг – лук, туш – тушь ), омоформ (лечу больных и лечу на самолёте).

Синонимы.Синонимический ряд.Употребление.

Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом . Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо - лик . На первое место в синонимическом ряду обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово - доминанта . Другие члены ряда уточняют, расширяют его структуру, дополняют ее оценочными значениями. Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное;ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.

Паронимы.

Паронимы- однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями. По структуре:Префиксальные (приставочные) паронимы – паронимы, имеющие разные приставки. Например: вбежать – взбежать. Суффиксальные паронимы – паронимы, имеющие разные суффиксы. Например: грозный – грозовой. Финальные паронимы – паронимы, имеющие разные окончания.Например: жар – жара. По значению:Полные паронимы – паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: осуждение – обсуждение. Неполные паронимы – паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объёма значений, что вызывает их сближение. Например: аристократический – аристократичный. Частичные паронимы– паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости. Например: водный напор – водяной напор.

Лексические образные средства речи.

Тропы – это слова, употребляемые в переносном значении с целью создания образа. Речь, оснащённая тропами называется металогической. Употребляется в устной речи, публицистике и художественной литературе. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. К основным тропам относится.метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.Аллегорией называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Метонимией называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. синекдоха -этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот.Эпитетом называется образное определение предмета или действия.Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Гиперболой называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Литотой называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Ирония– в стилистике это тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.

Многословие.

Методы изложения материала.

^ Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.^ Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.^ Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.^ Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.^ Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых - анализ и синтез. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность. Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.^ Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

33. особенности написания рецензии и аннотации. Аннотация- это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.План аннотации включает в себя: 1. Библиографическое описание работы. 2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе. 3. Выводы автора, его мнение, оценка. Действия при написании аннотации могут быть следующими: 1. Разбейте текст на смысловые части. 2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста. 3. Сформулируйте основную мысль своими словами. 4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. 5. Определите значимость работы. Рецензия- это оценочный критический анализ работы (книги, статьи, рефераты, курсовой, дипломной работы и т.п.). В рецензии главным является краткое объективное воспроизведение взглядов автора работы и развернутое научно-обоснованное отношение рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента. Структура рецензии может быть различной. В одном случае рецензент, последовательно изложив позиции автора, дает общую оценку работы в целом. В другом, излагая идеи автора, высказывает свое отношение, дает критическую оценку.Действия при написании рецензии: 1. Определите актуальность работы. 2. Определите степень новизны, поднятых в роботе проблем. 3. Выделите моменты, которые вызывают критическое отношение. 4. Сформулируйте вопросы, недостаточно раскрытые в работе. 5. Укажите на недостатки, недочеты, допущенные в работе. 6. Определите практическое значение работы.

34.Реферат. Реферат- краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.3.1.Структура реферата:Титульный лист После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).3.2.Этапы работы над рефератом.Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;Изложение результатов изучения в виде связного текста;Устное сообщение по теме реферата.Подготовительный этап работы.Формулировка темы.3.3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата.Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

Антонимы.Разновидности антонимов,их употребление в речи.

это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь». Противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.Выделяются следующие типы антонимов:1) по степени зависимости от контекста :а) контекстуальные (речевые ) – слова, противоположность которых проявляется только в контексте: блеск - нищета ;б) языковые антонимы – слова, противоположность которых проявляется в изолированном виде;2) по количеству единиц: а) внутрисловный антоним – слово, которому антонимия присуща внутри одной единицы: одолжить – дать в долг; взять в долг;б) межсловные антонимы разные слова, значения которых противопоставлены друг другу;3) межсловные антонимы подразделяются на: а) контрарные (градуальные, противоположные ) слова, выражающие качественную противоположность и имеющие градуальные оппозиции: легкий - трудный, молодой - старый ;б) комплементарные (дополнительные, противоречащие ) слова, где противопоставление представлено двумя членами, дополняющими друг друга до целого: мужчина – женщина; живой – мертвый;в) конверсивные антонимы – слова, выражающие противоположную направленность процессов и признаков: зажигать - гасить .

Главное назначение антонимов – сделать речь более понятной и образной, они помогают лучшим образом донести до читателей или слушателей мысли и чувства автора. Многие слова в находятся в неких взаимоотношениях с другими, и, если они противоположны по смыслу, то умелое расположение их в одной фразе позволяет максимально эмоции автора. Например, сравните фразы « звезды ярки» и «чем ночь темней, тем ярче звезды».

Тем не менее, контрастные слова нередко тесно связаны между собой, и не только отрицают друг друга, но и предполагают наличие противоположного понятия. Например, сказав об ускорении процесса, подразумевают, что раньше он шел слишком медленно, а слова о строгом преподавателе говорят также и о том, что учителя добрые.

У одного слова, если оно имеет несколько значений, может быть несколько антонимов. Иногда употребление антонима рядом с таким позволяет уточнить значение, например в знаменитой фразе И.А. Крылова «У сильного всегда бессильный виноват» сразу понятно, что « » выступает в значении «обладающий физической силой», а не «знающий, умелый в какой-либо области».

С помощью антонимов можно раскрыть противоречивую суть явления, в качестве примера можно привести слова Н.А. Некрасова о России «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная».

Для еще большего усиления эмоциональности автор может использовать несколько антонимичных пар в одной фразе, например, у В.В. Маяковского: «Радость ползет улиткой, у горя бешеный бeг».

Добавляет экспрессии в текст использование одного из антонимов с отрицанием, это позволяет усилить и подчеркнуть мысль автора. «Я не враг тебе, а друг. Пришел не , а мириться».

Очень часто антонимы используются в афоризмах и . Например, «В шутку сказано, да всерьез задумано», «Готовь сани , а телегу ». Иногда пословицы сами могут быть антонимичны, если их смысл полностью противоположен. Сравните «Делу время, а потехе час» с поговоркой «Работа не волк, в лес не убежит».

Видео по теме

Антонимы, как лексико-семантическое явление, теснее всех других явлений связаны с внеязыковой действительностью, поскольку обозначают те явления, которые в действительности существуют в противоположности. В языке антонимы существуют только в том случае, если слово обозначает родовое понятие, у которого есть видовое, обозначающее его крайнюю противоположность.

Что такое антонимы?

Орфоэпические - помогают правильно ставить ударения в словах.

В орфографических словарях дается грамматически верное написание слов.

Справочники по пунктуации необходимы для правильной постановки знаков .

Как правило, словарную статью дополняют , из художественной литературы, фразеологические обороты, иллюстрирующие то или иное слово.

Словари – наиболее авторитетные справочные издания, в которых можно найти исчерпывающие на любой интересующий вопрос. Пользоваться ими необходимо. Еще французский философ Вольтер , что словарь – в алфавитном порядке. А все остальные книги лишь содержатся в нем: «суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее».

Источники:

  • Основные типы словарей русского языка в 2019

И синонимы используются для большей выразительности речи. Они являются многозначными словами, а это значит, что в том или ином контексте актуализируется какое-либо одно значение.

Урок русского языка 5 класс, по учебнику Ладыженской Т.А. Тип урока "Открытие новых знаний". Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Роль антонимов в речи»

Тема урока «Роль антонимов в речи»

Цель познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи.

Задачи:

Научить распознавать антонимы;

Раскрыть роль антонимов в речи;

Повторить и систематизировать понятие «синонимы»;

Развивать:

    умения применять новые знания на практике;

    познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;

    орфографическую зоркость;

    речь учащихся;

    умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;

    коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, использовать антонимы в речи.

Личностные:

Способность к рефлексии.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель деятельности;

Умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

Умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;

Вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

Умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

Строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие новых знаний.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Михайловна, я учитель русского языка Шебалинской школы. Мне очень приятно сегодня поработать с вами. На ваших столах лежат смайлы, один из их веселый, другой грустный. Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (показывают смайлики)

Большинство из вас пришли с хорошим настроением

Также эти смайлы станут верными помощниками в течении урока.

Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.

В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку.

Познавательные:

осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные : эмоциональный настрой.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Учитель активизирует знания учащихся. Задает вопросы

- «Ребята, я задам несколько вопросов и попрошу с помощью смайлов оценивать ответы одноклассников, веселый – правильно, грустный – неправильно»

1.«Вспомните, какой раздел вы начали изучать недавно на уроках русского языка?» (Лексика)

Оценили смайлами

2.«Что такое лексика?» (словарный состав языка)

Класс оценили смайлами

3. «Какую тему из раздела «Лексика» вы изучили?» (Синонимы)

Оценили смайлами

4. Дайте определение понятию «Синоним» (слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, одинаковые по смыслу).

Оценили смайлами

5. Приведите примеры синонимов.

Оценили смайлами

Те ребята, чьи ответы были оценены правильно, заносят в лист самооценки по 1 баллу

Для того определить тему урока зачитаю вам четверостишье, ваша задача найти ключевые слова (слайд 3) добро и зло.

Являются ли эти слова синонимами? Нет, наоборот противоположные

Да, эти слова по смыслу противоположные, такие слова называют «АНТОНИМЫ». Запишите тему урока (Слайд 4)

Для того, чтобы сформулировать цели урока, используем прием «Незаконченное предложение» (слайд 5)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания.

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность.

Устные ответы

Работа с листами самооценок

3. открытие новых знаний

Обучающиеся учатся работать с текстом, знакомятся с правилом и новым понятием

Сейчас я попрошу открыть учебники на стр. 166, прочитать правило и выполнить письменно упражнение по рисунку над правилом, выписывая антонимы.

Что такое «АНТОНИМЫ»?

Теперь попрошу поменяться тетрадями и оценить друг друга по эталону (слайд 7), не забывайте оценить орфографическую зоркость (правильный ответ -1б, неправильный- 0, при наличии ошибок ответ считается неправильным)

Выставляем полученные баллы в лист самооценки

Поднимите руки у кого правильно

Читают правило в учебниках

Самостоятельная, индивидуальная

Познавательные УУД: работа с правилом, смысловое чтение, умение понимать что такое антонимы и находить их

Регулятивные УУД: взаимооценивание, согласно критериям

Письменная работа

4. Физкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Физминутка . ТРИ КОТА

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5.Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Предлагаю вам групповую работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. В 1 группе стихотворение Аржана Адарова «Моя песня», во 2 группе отрывок из алтайской народной сказки «Дед и бабушка синяя корова и кабарга Лакомка», в 3 группе отрывок из прозы «про охотников Алтая». Вам необходимо найти и подчеркнуть антонимы, командир группы зачитает ответ.

Для работы в группах дается 3 минуты

После ответа каждой группы:

Задание 2.

Каждой группе показывается картинка из русских народных сказок и басни И.Крылова, нужно назвать антонимы к картинке

Члены группы за правильные ответы выставляют по 1б в лист самооценки

Выполняют задание, отвечают.

групповая

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания

Познавательные: читают и извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

Работа с текстом.

6.вторичное закрепление

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет подбирать антонимы и выявить роль антонимов в речи.

обсуждение

Для того чтобы определить роль антонимов в речи, подберем определения антонимы к слову «хлеб» (какой?), «зима» (какая?).

Подумайте, для чего в речи нужны антонимы? (вывод на слайде 10)

Отвечают, делают выводы

Фронтальная, коллективная

Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах, обосновывают свою точку зрения

Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы.

9.Рефлексия.

А теперь подведем итог урока. Вернемся к нашим целям и продолжим предложения.

Также, для того чтобы закрепить умение использовать полученные знания, предлагаю вам в группах закончить предложение, выбрав один из предложенных антонимов и зачитать полученное предложение.

Возвращаемся к листам самооценки, подсчитываем общее количество баллов и выставляем оценки согласно критериям на экране.

Вернемся к нашим смайлам, поднимите тот,согласно которому ваше настроение.

Улыбнитесь друг другу.

Дз на слайде

Устные ответы.

Фронтальная

Регулятивные: подводят итоги урока, оценивают свою работу, Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.

Использование антонимов в речи

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis-противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , матушка Русь (Н.). По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе , ни любви , и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец , но и не дурной наружности , не слишком толст, не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар , однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так... (Выс.).

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней , тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Ес.).

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек » (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп » (Л. Т.); «Оптимистическая трагедия » (Вишн.);.. Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная , бредешь ты голова? (Кр.) Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая . Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. anti -против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный ! , злому: Как ты добр ! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь ; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные , и мудрые , и глупые , и добрые , и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся . И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок , а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков); Молодая была уже не молода (И. и П.).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу ; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли . См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»:... Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Антонимы нередки в поэзии. См., например, у В. В. Маяковского: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег ... Или у Р. Рождественского: Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу или люблю - от большого, от главного я - четвертуйте - не отступлю . В роли антонимов писатели и поэты иногда употребляют и стилистические синонимы. Например: - Нет, я - артист, а не актер . Прошу различать. Актеру - венки и пошлые рукоплескания, а мне - лишь потрясение (А.Н.Т.). Или: А у Ули глаза были большие, темно-карие,- не глаза, а очи ... (Фад.).

Антонимы используются в качестве названий произведений: «Война и мир » Л. Н. Толстого, «Дни и ночи » К. Симонова и т.д.

Антонимия может служить и средством создания иронии . См. у М. Горького:...Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

Наряду с общелитературными антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (индивидуальные) противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны. См., например, у А.С. Пушкина: Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах , т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.