Наследие императорской семьи. Работа с МАК

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.

26 мая врио губернатора Орловской области Андрей Клычков опубликовал в Instagram пост о встрече с Председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергеем Степашиным .

Для региона это огромная честь и ответственность. Мы с особым уважением относимся к великому наследию, оставленному нам предками, - заявил А. Клычков. - Вся тысячелетняя история России убеждает нас в том, что вера и патриотизм - духовный стержень великой Российской державы. Убеждён, что данный семинар станет важным вкладом в дело укрепления духовных ценностей и процветания Русского мира».

Для Дмитровского района встреча делегации членов Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) стала почётной миссией. Глава района Сергей Козин радушно приветствовал гостей со всей страны у ворот городского парка, расположенного на территории усадьбы Дмитрия Кантемира. Научный сотрудник Дмитровского историко-этнографического музея Кристина Храмченкова провела обзорную экскурсию по городскому саду, знакомя с историческими фактами, рассказывая легенды, показывая гостям уникальный альбом с фотографиями.

Одна из красивых легенд о привидении весьма заинтересовала гостей. Фотография, сделанная на память у башни Кантемировского парка, размещена на сайте Императорского Православного Палестинского Общества. Не рассказали бы наивную «детскую страшилку» - не увидело бы мировое научное сообщество фотографию из нашего провинциального города.

Нам удалось побеседовать с заместителем председателя Московского отделения ИППО Сергеем Юрьевичем Житенёвым . Работая заведующим Отделом культуры и образования Правительства РФ, он содействовал возвращению монастырей и храмов Русской Православной Церкви, разработал нормативные акты по созданию системы особо ценных объектов культурного и природного наследия. При его непосредственном участии были созданы: Государственная академия славянской культуры, Российский государственный социальный университет, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.

Сергей Юрьевич рассказал о том, что семинар посвящён 100-летию мученической гибели императорской семьи Романовых и трагической кончины второго председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Место проведения семинара было выбрано не случайно: Орловскую землю неоднократно посещал Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна .

Митрополит Орловский и Болховский Антоний ,приветствуя в первый день семинара его участников, рассказал о том, что в селе Долбенкино находилось великокняжеское имение первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества, которое сохранилось до настоящего времени. Делегация после знакомства с Кантемировским парком и посещения храма Димитрия Солунского отправилась в женский монастырь Ксении Петербургской в селе Долбенкино.

Игуменья Ксения лично встречала людей, которые трепетно, по крупицам собирают, приумножают и сохраняют всё, что связано с императорской семьёй. Именно здесь, в монастыре, продолжают дело Елизаветы Фёдоровны благими делами, добрыми помыслами и молитвами. Великий князь Сергей Александрович и его супруга незримо опекают своё имение, прихожане чувствуют это, а матушка Ксения не устаёт благодарить Господа за предоставленную возможность помогать людям.

Ухоженная территория монастыря произвела колоссальное впечатление на почётных гостей. Досконально знающие образ жизни императорской четы участники семинара отметили для себя, что так же, как и при Романовых, здесь произрастают диковинные растения, привезённые со всего мира, благоухают цветы, выращивают овощи и фрукты. Всё находится в идеальном порядке, трудятся на общее дело все, включая матушку. Осмотрев обитель, прикоснувшись к частичке мощей Елисаветы Феодоровны, поклонившись иконам, делегация направилась к школе, находящейся на территории. Матушка Ксения рассказала, что при монастыре действует Свято-Елисаветинский духовно-просветительский центр, где всегда найдут помощь женщины и девочки-подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Мы никого не бросаем, ведь дети не виноваты. Помогаем всем, чем можем, - рассказывает во время экскурсии игуменья Ксения. А глава района Сергей Козин дополняет, что монастырь в селе Долбенкино стал центром духовной жизни не только Дмитровского края, но и соседних областей. Люди тянутся сюда за помощью и получают её. Никому не отказывает добрая матушка, продолжая благое дело Великой княгини Елизаветы.

В центральном княжеском доме сейчас располагается школа. Духовно-нравственное воспитание школьников, тесное сотрудничество со школой - это также матушкины заботы. О каждом она думает, всех опекает, согревает любовью и молитвами.

Мы благодарны Орловскому отделению ИППО за предоставленную возможность побывать здесь. То, что существует эта усадьба, для нас всех в хорошем смысле - это открытие. Мы благодарим за гостеприимство матушку, главу района Сергея Александровича. Благодаря вашим трудам наше культурное, духовное наследие сохраняется. Это рождает надежду на то, что мы сможем помочь мемориализовать это место, развить монастырь, школу. Мы будем думать, какой проект реализовать здесь, конечно, в соавторстве с вами, - сказал С. Ю. Житенёв в трапезной, куда матушка пригласила отведать молочные продукты с монастырской мини-фермы, свежий мёд из одуванчиков и собственноручно испечённые блины. - Посещение села Долбенкино - это бесценный подарок, который нам предоставила Орловская земля. Мы обязательно подумаем о развитии и сохранении этого наследия. Я очень порадовался. Живёт монастырь, он развивается, превращается в градообразующее предприятие. Здесь жива школа, есть дети. Помогают глава района, все местные жители. Это счастье! Земным поклоном благодарим вас и желаем следовать Божьему повелению. Только с Божьей помощью можно сделать всё.

Монастырь в селе Долбенкино посещают паломники со всей России. Возможно, все испытывают подобные чувства невероятной лёгкости и светлой радости, но не каждый может словами выразить так, как это сделали профессора, деятели науки и искусства.

Руководитель Калужского отделения В. Н. Гороховатский в своём обращении к присутствующим подчеркнул интересную особенность, которая, по его словам, имеет тайный смысл. Главу Дмитровского района и Великого князя Романова объединяет общность имени и фамилии, поэтому Сергей Александрович Козин должен и впредь походить делами и помыслами на своего тёзку. «Очень важно, что есть люди, которые не формально почитают семью Романовых, а живут этим. И каждый день нас спасает Елизавета Фёдоровна, когда мы прикасаемся к ней посредством тех мест, где она была. Всех нас, собравшихся на семинар, объединяет любовь к Богу, любовь к ближнему, милосердие и всё то, что заложила Елизавета Фёдоровна», - сказал В. Н. Гороховатский.

Доктор исторических наук, профессор, почётный гражданин Орловской области Виктор Анатольевич Ливцов - заместитель председателя Орловского регионального отделения ИППО выразил общее мнение собравшихся, отметив важность проекта по сохранению усадьбы Романовых, поддержал чаяния матушки Ксении по созданию православной школы и идеи дальнейших преобразований на территории села Долбенкино.

Провожая гостей, глава района пригласил их на празднование Дня города. Обещали приехать, если будет возможность. «До скорой встречи!» - говорили они, конечно же, не зная, что новая встреча состоится уже на следующий день.

В воскресенье, на праздновании Троицы в «Орловском полесье», к подворью Дмитровского района подошла уже знакомая и почти родная делегация руководителей региональных отделений Императорского Православного Палестинского Общества. Тепло поприветствовав друг друга, поздравив с праздником, сделали фотографию на память. На добрую память о перспективном плодотворном общении, которое, даст Бог, станет новым витком в истории императорской семьи.

оглавление

    Введение…………………………………………………с. 2 – 3

    Основная часть…………………………………………..с. 3 – 9

2.1. Мой дедушка………………………………………..с.3 – 5

2.2. Наследие деда - наследие моей семьи……………..с.5 – 9

3.Вывод………………………………………………………с. 9 – 10

4. Список литературы……………………………………….с.10

5. Приложение……………………………………………….с.11 – 14

Введение

Великий классик Л.Н. Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Я позволю себе перефразировать это гениальное изречение в следующее: «Семья, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.
В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи.

Выбор темы моей работы, поэтому и неслучаен : «Наследие деда - наследие моей семьи».

Актуальность моей работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жёсткими, менее добрыми, перестаём видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов её граждан. Одной из их них является судьба моих дедов и их детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией своей семьи.

2. Изучить мир интересов и увлечений своей семьи.

3. Узнать больше о ретро - автомобилях.

Этапы исследования:

I . Подготовительный – определение области исследования и сбор информации.

II . Основной –

1) Обзор литературы, интернет – ресурсов, семейный архив.

2) Определение структуры реферата.

III . Заключительный - формулирование результатов исследования и выводов.

В своей работе использовала следующие методы:

    анализ специальной литературы по теме исследования,

    сравнительный анализ,

    наблюдение

Основная часть

Мой дедушка

Семья играет для нас очень важную роль. Самой природой заложено в человеке трепетное отношение и преданность к тем людям, с которыми он рос. У каждой семьи свои обычаи, свои традиции, своя история. Каждая частица этих знаний бережно передается из поколения в поколение с воспоминаниями бабушек и дедушек. Наша семья бережно хранит все самые дорогие для нас вещи: фотографии, старые книги, документы наших предков, вещи (у нас есть старый патефон и шкаф), иконы.

Но одной, самой дорогой ценностью для моей семьи, для мужчин в моей семье, является автомобиль «ГАЗ – 21» 1969 года выпуска. Этот автомобиль достался моей семье от дедушки, рано ушедшего от нас, по линии моего отца - Изосимова Игоря Дмитриевича.

Мой дедушка родился в сентябре 1940 года в деревне Емуртла Упоровского района. Окончив среднюю школу, поступил в сельскохозяйственный техникум, получил специальность инженера-технолога, отслужил в армии. Свою трудовую деятельность начал трактористом. В дальнейшем, после переезда в город Тюмень работал инженером на Судостроительном заводе, заместителем начальника Областного управления Коммунального хозяйства, в дирекции строящихся предприятий г. Тюмени, в объединении «Сибкомплектмонтаж».

Также дедушка окончил Партийную школу, был депутатом Тюменского областного Совета. Благодаря труду моего дедушки был построен Велижанский водозабор, очистительные сооружения, промышленные предприятия в областной столице и Тюменской области.

Его заслуги перед Тюменской областью были оценены. Он имел много благодарственных наград, награжден орденом «Дружбы народов», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Дедушка увлекался спортом (волейболом, легкой атлетикой), автомобилями, охотой. Автомобили – были его главным увлечением. Своего сына Александра (моего папу), дедушка тоже заинтересовал своим увлечением.

Наследие деда – наследие моей семьи

Ретро-машины - это отдельный подкласс автолюбителей, разбросанных по всему миру. Некоторые собирают марки, другие - модные гаджеты, а любители «старины» не могут и недели прожить без обсуждения (а иногда и, действительно, «собирания») моделей старых авто.

Уже в течение нескольких лет мой папа – Изосимов Александр Игоревич, инженер ОАО «Газпромдобыча Ямбург» и мой старший брат – Изосимов Игорь, выпускник нашей школы, занимаются реставрацией ретро - машин.

Папа- Изосимов Александр Игоревич

Брат – Изосимов Игорь

Первый автомобиль, над реставрацией которого упорно трудились мои папа и брат – ГАЗ – 21 «Волга». (Приложение 1)

В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую, по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 « Победа ». Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки « Форда » - «прародителя» ГАЗ а. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена “Гран-при”. В Бельгии “Волгу” окрестили “танком на колесах”. В Финляндии и Норвегии - “танком во фраке”. В Англии о “Волге” говорили как о “рабочей лошади”.

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.

Свой автомобиль мы называем «Белая молния», охотно катаемся на нём в летнее время года.

Мои папа и брат участвуют в ретро – парадах нашего города.

В 2013 году наша «Белая молния принимала участие в автопробеге Чемпионата России по автомобильному спорту «Упорово 2013», в автопробеге автоклуба «Ретро – Тюмень».


Мой папа общается с автолюбителями других городов и регионов, следит за любыми новинками ретро – индустрии, с этой целью автолюбители создали свой собственный сайт.

Не так давно был отреставрирован ещё один автомобиль – «ГАЗ – 69» 1970 года выпуска. (Приложение 2)


Конструкторские работы над ГАЗ-69 начались тоже на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году.

При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А - для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами. Наш же автомобиль более позднего года выпуска, поэтому и боковину у него уже иные. Позднее, производство данных автомобилей перешло в город Ульяновск.

ГАЗ-69 «газик» больше признан армейским автомобилем, в основном предназначен для комсостава, а позднее для перевозки военного оружия.

На грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козел. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным.

В реставрации этого автомобиля, на момент отсутствия папы, большую часть работ выполнил мой старший брат Игорь.

У Игоря есть и своё увлечение. Он коллекционирует различные автомобили, интересующих его моделей, только в уменьшенном (игрушечном) виде.

В настоящее время мой папа и брат работают над реставрацией известной всему миру инвалидки, созданной Серпуховским мотоциклетным заводом.


В народе этот автомобиль - мотоколяску называли по-разному «жаба», «лягушка», она была в основном предназначена для людей-инвалидов, но после экранизации легендарного фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», где гениальный актёр Евгений Моргунов сыграл так называемого «инвалида», в народе закрепилось и существует поныне прозвище «Моргуновка». (Приложение 3)

Конечно, возникает вопрос, а остальные члены моей семьи, т.е., я и моя мама Надежда Леонидовна, какую роль во всём этом выполняет мы?

Ответ очевиден! Мы с мамой являемся моральной поддержкой и надёжным тылом для наших мужчин. Мы умеем слушать и слышать мужскую половину нашей семьи.

Вывод

В нашем ХХІ веке – сложном, полном инноваций, трудно сохранить доверительные, тёплые отношения между детьми и родителями. Это ведь не только извечная проблема «отцов и детей», но и противостояние разных веков. И мне вдвойне отрадно осознавать, что мой папа и брат нашли общее, то, что их объединило, то, чем они вместе живут и дышат. Они бережно хранят и продолжают то, что начал мой дедушка – Изосимов Игорь Дмитриевич.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что пройдёт время, и потомки нашей семьи продолжат дело, начатое нашим дедом, ведь семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не нужно забывать главного - то, как сложится жизнь ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него всё прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью, и в мир, окружающих его людей.

Список литературы

    В. Зацепин, В. Цимбалюк. Мы и наша семья. Москва «Молодая Гвардия», 1988 с. 78

    Книга о «Газ-21 Волга». Большая книга о машине грёз,- Иван Падерин- 4-е издание, 2006г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9C%D0%97_%D0%A13%D0%90

    Семейные традиции .

    Семейные ценности.

Когда мне было 3-4 года, мы с дедом наводили порядок в гараже, и мне на полке попалась деревянная ложка. Я спросила у деда, кто сделал эту ложку. Дед сказал, что эту ложку сделал мой прадед. А еще он рассказал, что прадед был мастер резьбы по дереву. Я ничего не поняла и забыла про этот разговор. А сейчас, когда я пошла в школу, меня стало интересовать все, в том числе и наследие нашей семьи. И тут я вспомнила давний разговор с дедушкой о деревянной ложке. Вот с этой ложки все и началось.

Актуальность моей исследовательской работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жесткими, менее добрыми, перестаем видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моего прадеда и его детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Ближе познакомиться с биографией прадеда и его сыновей.

2. Изучить мир их интересов и увлечений.

3. Узнать побольше о технике резьбы по дереву.

Прежде чем приступить к данной исследовательской работе, я составила план, мне нужно было ответить на вопрос: «Как я могу узнать что-то новое о том, что исследую». Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами, изучение литературы, получение информации в сети Интернет.

Для выполнения данной работы я использовала документы из семейного архива и сельского краеведческого музея. Систематизировала творческие работы прадеда, беседовала с родственниками, брала интервью, снимала видео. По результатам опроса составила мемораты.

Основная часть

Насколько трудной, настолько и интересной была судьба прадеда. Родился Петр Степанович Пикуль в селе Христиновка Мазановского района Амурской области 18 февраля в 1929 году. (И я родилась 18 февраля) Семья была большая, десять детей. Детство было голодным, одеть нечего.

В годы войны работал в колхозе. После войны прадед строил дома, делал печи. А больше всего любил вырезать из дерева разную утварь (ложки, поварешки, чашки). Прадед делал резные ставни, которые до сих пор сохранились как реликвия. Шли годы, прадед женился, и у него родились дочь да три сына. Когда сыновья подросли, стал их обучать своему ремеслу.

«Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют моего прадеда.

Проводя исследовательскую работу, нам с бабушкой пришлось изучить литературу, обратиться на страницы Интернета, чтобы узнать, какие существуют виды резьбы по дереву. А затем определить, какими из них владеют мои прадед и деды Николай Петрович, Владимир Петрович и Сергей Петрович.

Мы выяснили следующее: художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д

Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить три основных типа:

  1. Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба).
  2. Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы).
  3. скульптурная резьба.
  4. Домовая резьба(является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Проводя исследовательскую работу про деревянную ложку, я узнала следующее. Деревянная ложка состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Держало - черенок, рукоять ложки.
  • Черпало(черпак) - полукруглая «рабочая» часть, ковш, которым зачерпывают пищу.
  • Едало - углубление, полость в черпаке с лицевой стороны.
  • Соединительная перемычка - связывает держало с черпалом.

Творческое наследие не угасло с уходом прадеда из жизни. Его талант к резьбе по дереву передался сыновья Николаю, Владимиру, Сергею. Я еще не знаю, разовьется ли у меня талант резьбе по дереву, но уже сейчас с дедом начинаю вырезать, но пока еще плохо получается. К сожалению, я родилась в тот год, когда не стало прадеда, но я его очень люблю, и у меня складывается впечатление, что я его очень хорошо знаю.

Вот так, шаг за шагом, в процессе исследования открывалась передо мной страничка истории моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе. Работы оставленные прадедом в наследство словно ожили и заговорили.

Заключение

В большой семье живут и передаются из уст в уста семейные предания, семейные реликвии, которые послужили хорошим подспорьем в моей работе. Благодаря моей бабушке, Пикуль Татьяне Викторовне, и моему деду, Пикуль Николаю Петровичу (они меня воспитывают, т. к. моя мама умерла, когда мне было полтора месяца), удалось собрать данный материал, творческие работы моего прадеда и его сыновей.

Моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет, кто-нибудь из моих детей, внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для их работы станет это исследование. Теперь для меня наполнились конкретным смыслом такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья и род».

Выводы, к которым я пришла в процессе исследования:

1. Ближе познакомилась с биографией прадеда.

2. Изучила мир интересов и увлечений его сыновей.

3. Узнала много нового и интересного о технике резьбы по дереву.