Проблема освоения деятельности задатки и способности. Способности в психологии и их виды

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн ).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности;

4. Нестандартность результатов;

5. Мера общественного признания;

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей : обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

Простая деятельность - снижение интересов;

Очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

Талант - это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; осознание способности; включенность способности в характер.

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала; широта переноса; время проявления; соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей : исходная предпосылка - врожденные задатки; время выявления; развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; всестороннее развитие интересов и способностей; соперничество и сотрудничество.

2. Два подхода: Диагностический (= структурный) подход: способности – базовые понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности, осваивающей что-то.

Б. М. Теплов : изучение музыкальных способностей. Прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой. Н. С. Лейтес: проблема одаренности. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных периодов – оптимальные временные условия для развития способностей.

личностный подход (= функциональный). Способность – функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Б. М. Теплов : если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать. Способности формируются в деятельности.
Человеку нужны какие-то функциональные свойства, с которыми можно освоить данную деятельность, и он хочет этого. Такие способности (2) отличаются от (1) способностей. Это псевдоабсолютный слух (К. Левин: при решении задачи появляются новые потребности, которых ранее не было, – квазипотребности). Эти способности построены путем преобразования других природных задатков.
Итог: (1) диагност подталкивает к развитию задатков. Наличие средств – возможность поставить цель. (2) наличие цели (мотива) – возможность создать средства. Но: развитие одних способностей приводит к изменению / утрате других.

Развитие задатков и способностей - это основное направление работы современной психологической науки. Ученые, которые занимаются их изучением, не только углубляют свои знания по вопросу, но и дают рекомендации для родителей о методах формирования способностей у детей.

Общие ведомости

Задатки - это особенности нервной системы человека, они врожденные и устойчивые к влиянию внешних факторов. Все задатки имеют такие характеристики:

  • Из них могут развиваться разные виды способностей.
  • В зависимости от условий приобретают разные качества.

Прочность, скорость образования временных связей в нервной системе и особенности строения анализаторов и областей коры головного мозга непосредственно влияют на задатки. Что такое особенности индивида, можно сформулировать таким образом - это новообразования, которые развиваются на основе задатков. Это происходит только при условии осуществления деятельности и при благоприятных условиях.

Таким образом, можно утверждать, что проявление таланта к любому виду деятельности не зависит от обучения человека, а только от его генетики, на основании которой и формируются задатки.

Что такое виды и уровни способностей?

Все способности делятся на разные группы в зависимости от времени их образования или их направленности. Психологи выделяют природные и приобретенные способности. Основное их отличие в том, что в отношении первого вида ученые подтверждают, что все таланты появляются на основе задатков, а относительно второго - полностью опровергают эту теорию. Приобретенные - это те способности, которые формируются под непосредственным влиянием социума и окружающих условий.

По другой классификации, способность может быть:

  • Общей или специальной. Первый вид контролирует деятельности, а также память, внимание и мышление. Второй - регулирует успехи человека в разных сферах деятельности.
  • Теоретической или практической, в зависимости от типа мышления и доминирующего типа деятельности.
  • Учебной или творческой. Первая помогает получать знания, вторая создавать произведения искусства.

Понимая, и способности, каждый человек может влиять на свою успешность в разных сферах деятельности

Развитие способностей

Для усовершенствования способностей необходимо учитывать такие особенности:

  • Без включения в деятельность развитие невозможно.
  • Формирование многогранных способностей возможно лишь при разнообразных по способу и содержанию действиях.
  • Чем раньше будут созданы все условия для усовершенствования, тем лучше будет результат.
  • Основные критерии саморазвития - трудолюбие и работоспособность.
  • При формировании способностей следует уделить особое внимание воспитанию характера человека и его отношению к окружающим.
  • Только при взаимодействии с окружающими можно раскрыть все задатки. Что такое угасание способностей, можно увидеть после чрезмерного «захваливания» человека.

Задатки - основа гениальности

Отвечая на вопрос «Что такое задатки человека?», нельзя не рассмотреть уровни, которых могут достичь люди:

  • Одаренность - это критерии, заложенные у человека и помогающие ему выполнять работу в разных сферах. Она бывает общей интеллектуальной, академической, художественной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской или творческой.
  • Мастерство - возникает после долгого периода формирования и проявляется в совершенном выполнении деятельности.

  • Талант - проявляется после развития нескольких способностей и представляет собой их уникальное сочетание.
  • Гениальность - это высшее проявление таланта. Встречается редко и является общечеловеческим достоянием.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод про задатки, что такое способности и их значение. Каждый человек может развить у себя одаренность и выработать мастерство, но возможно это только при поддержке социума и наличии интереса.

Понятие способностей. В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний, умений и навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на такие особенности психики человека, которые называют способностями.

Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области. Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: 1) быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение); 2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

Почему при прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают деятельностью и добиваются больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструкторская, литературная и т. п.) предъявляет определенные требования к работе анализаторов человека, скорости его реакций, свойствам личности. Одни люди обладают необходимыми качествами, предъявляемыми той или иной деятельностью, другие – нет. Если человек обладает индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей мере отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что они способны к ней.

Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Это:

Индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого;

Не физиологические (высокий рост, длинные пальцы и т. п.), а именно психологические особенности;

Не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности, потому что не существует отвлеченного от вида деятельности понятия способностей.

Следовательно, оценивать способности надо всегда в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами.

Любая деятельность требует от человека не одной отдельной способности, а целого ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературная деятельность включает в себя, помимо эстетической позиции, еще и впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, образную память, способность к точному и выразительному языку.

Слабое развитие какой-либо одной способности можно компенсировать за счет усиленного развития других. Это дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности и выбора профессии.

Отсутствие частной способности можно возместить также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

В структуре каждой способности можно выделить далеко не равноценные составляющие: ведущие и опорные (подчиненные) свойства. Например, в изобразительной деятельности ведущим свойством является художественное творческое воображение, а опорными – высокая природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки, образная память и др. В математических способностях ведущими свойствами являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мысли, а опорными – математическая память, объем внимания. Для педагогических способностей ведущим свойством является любовь к детям, а опорными – педагогический такт, наблюдательность, потребность в передаче знаний и т. п.

Виды и уровни способностей. Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные. Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

Общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

Умственный потенциал человека, его интеллект;

Совокупность задатков, предпосылок способностей.

В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918).

В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности.

При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают:

– быстрота мышления;

– наблюдательность;

– исключительная память;

– умение легко и свободно излагать свои мысли;

– исключительная способность к решению любых задач;

– он хорошо схватывает абстрактные понятия.

Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:

– чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;

– математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;

– естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.

Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок:

– проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях;

– осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности;

– оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций;

– становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;

– способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;

– любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

– охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых;

– обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения;

– любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

– может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке.

В сфере музыкальной деятельности ребенок:

– проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;

– чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;

– хорошо поет;

– в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;

– любит музыкальные записи;

– стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

– хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – > в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

– сочиняет собственные оригинальные мелодии.

В литературной деятельности:

– любит сочинять (писать) рассказы или стихи;

– может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

– рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

– придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;

– выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;

– умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

– склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

– умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

В артистической деятельности:

– легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.;

– интересуется актерской игрой;

– разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

– склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

– стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

– с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

– любит игры-драматизации.

Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:

– интересуется механизмами и машинами;

– может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

– любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;

– любит рисовать чертежи и схемы механизмов;

– читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

– любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;

– проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

– быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность

– легко приспосабливается к новым ситуациям;

– инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;

– сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

– легко общается с детьми и со взрослыми;

– улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;

– часто руководит играми и занятиями других детей;

– склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

– другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

– обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок:

– энергичен, нуждается в большом объеме движений;

– проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

– обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений;

– прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно;

– любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

– часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях;

– бегает быстрее всех в детском саду, в классе;

– любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

– предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;

– физически выносливее сверстников.

Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок:

– пытлив и любознателен;

– с головой уходит в интересующее его занятие;

– обладает высоким энергетическим уровнем;

– изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.;

– высказывает оригинальные идеи;

– решает задачи нетрадиционным путем.

Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются:

Опережение сверстников в развитии речи и мышления;

Обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности;

Широкая любознательность; исследовательская активность;

Самостоятельный выбор занятий;

Ранняя увлеченность;

Преданность любимым занятиям.

У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению.

К личностным коррелятам креативности относятся:

1) особенности восприятия ребенка – целостность, «свежесть», самостоятельность, способность видеть то, чего не видят другие;

2) внимание – длительное, устойчивое (часто это является причиной мнимой рассеянности);

3) мышление – понимание главного, существенного, беглость, гибкость, оригинальность, открытость. Наиболее привлекательны для ребенка неопределенные, беспорядочно-сложные объекты, из которых он самостоятельно выбирает необходимые ему (кубики, мозаика);

4) память – запоминание легкое, прочное, быстрое, если связано с интересом, но легкое забывание того, что считается второстепенным; богатство ассоциаций; воображение – яркое, образное, нестереотипное;

5) интеллект – самостоятельное нахождение задач и способов решения, инициативность, выдумка;

6) эмоции – высокая эмоциональная возбудимость, стремление к доминированию, риску, независимости, нарушению порядка, прилив стенических эмоций. Эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны, без них собственно креативность не наблюдается;

7) воля – саморегуляция, целеустремленность, самоконтроль, упорство, осознанность действий;

8) личностные характеристики – отклонение от шаблона в поведении, оригинальность, энергичность, находчивость, непосредственность, чувство гордости;

9) мотивационные характеристики – стремление к самому процессу творчества, к сотрудничеству, развитость эстетических чувств, речевая активность и т. п.

Одаренный человек необязательно талантлив. Талант – это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении.

Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту:

Внимательность, собранность, готовность к напряженной работе;

Потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие;

Быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человекапсихологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

В отечественной психологии убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности – это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся:

Некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

Строение мозга;

Строение органов чувств (абсолютный слух);

Типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

Определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

Соотношение первой и второй сигнальных систем;

Генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3–4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева – практически гений в изобразительном искусстве – к 17 годам (умерла в 1969 г.) создала 10 тысяч оригинальных рисунков.

Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – в 65–67 лет.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Классификация способностей кратко
Способности подразделяются на природные (общие для человека и животных) и специфически человеческие. Специфически человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие (определяющие успех в различных видах деятельности) и специальные (определяющие успех в специфических видах деятельности).
Существует также разделение способностей на теоретические (определяющие склонность к теоретическим размышлениям) и практические (определяющие склонность к конкретным практическим действиям).
Способности делятся также на учебные (определяющие успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков) и творческие (определяющие возможность открытий и изобретений).
Выделяют следующие уровни развития способностей:
. способность;
. одаренность — сочетание способностей, обеспечивающее возможность выполнения какой-либо деятельности;
. талант — высокий уровень развития способностей;
. гениальность — высший уровень развития способностей.
Для того чтобы способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне.
Однако для развития способностей изначально должно быть основание, которое составляют задатки.
Задатки — это анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
При этом наличие у человека определенных задатков (например, тонкого слуха) не означает, что у него будут развиваться те или иные способности (например музыкальные). Задатки трансформируются в способности, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях (например, требующих музыкального слуха) и если имеются соответствующие условия воспитания. Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс.
Вопрос о природе человеческих способностей до сих пор остается открытым и вызывает достаточно бурные споры среди ученых.
Один из наиболее распространенных взглядов на происхождение способностей ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что способности обусловлены биологической наследственностью. Этого взгляда придерживался, к примеру, английский психолог Ф. Гальтон.
Представители другой точки зрения считают, что способности, как и другие особенности психики, целиком определяются воспитанием и обучением. Так, еще в 18 в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Этой точки зрения придерживается, например, американский ученый У. Ушби.
В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. Н. Леонтьев и др.
Существуют различные методики, диагностирующие способности:
. творческие способности и креативность (например, тест П. Торренса);
. интеллектуальные способности (например, тест Д. Векслера);
. коммуникативные способности (например, методика « Коммуникативно-организаторские способности (КОС)») и др.

Лекция, реферат. Задатки и способности кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам . Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида.

Природа способностей

В середине XVIII в. способности оценивали в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф). Длительное время их трактовали как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственную предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей — проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Проблема способностей стала предметом научного изучения в XIX в. в связи с исследованиями Ф. Гальтона, применившего экспериментальный и статистический подходы к этой проблеме и ставшего основоположником дифференциальной психологии. С помощью «метода близнецов» Гальтон открыл возможность изучения соотношения между наследственностью и внешними влияниями. Гальтону принадлежит и идея использования тестов (проб) для определения индивидуальных различий («Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883)).

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности, проявляться в виде склонностей . Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к определенным видам деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к определенной деятельности .

Способности и задатки человека

От рождения человек не имеет способностей . Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденными предпосылками формирования художественных способностей.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных , отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Психофизические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности — основной смысл человеческого бытия.