Особенности высотной поясности. Высотная поясность (зональность) в горах

Хвойные леса занимают огромные пространства в Северном полушарии. Эта зона расположена южнее тундры и называется тайгой. Почвы в тайге подзолистые; в смешанных лесах - дерново-подзолистые. К югу хвойные леса сменяются лиственными. Хвойные, за исключением лиственницы,- вечнозеленые деревья.

Советский Союз - самая богатая лесом страна в мире. Из 3 млрд. га леса на всей Земле свыше 1 млрд. га находится в СССР. 80% наших лесов состоит из ценнейших хвойных пород.

Хвойные леса СССР и Западной Европы состоят из сосны, ели, пихты, лиственницы. Даурская лиственница образует обширные леса в Восточной Сибири.

Богата хвойными лесами и Северная Америка, особенно полоса вдоль Тихоокеанского побережья, от 42 до 62° с. ш. Часть хвойных лесов этого района относится к лесам лаврового типа, но в горах Сьерра-Невада, при иных климатических условиях, растут хвойные леса. На высоте 1500-2500 м над уровнем моря встречается дерево, которое имеет самый толстый ствол на Земле,- секвоядендрон гигантский. Дерево достигает 150 м высоты и 15 м в диаметре. Секвоядендрон гигантский живет до 4 тыс. лет. В горах Сьерра-Невада насчитывается 32 участка леса из секвоядендрона. Отдельные деревья-гиганты названы собственными именами: «Мать лесов», «Отец лесов», «Седой гигант». В СССР секвоядендрон гигантский разводится на Черноморском побережье и в некоторых районах Средней Азии.

На восток и северо-восток от Тихоокеанского побережья количество видов хвойных деревьев уменьшается. И лишь канадские леса богаче видами хвойных лесов Европы. В Канаде встречается несколько видов сосен: сосна гибкая, сосна смолистая, сосна белая; несколько видов ели, два вида пихты и два вида лиственницы.

В Западной Европе хвойные леса встречаются только в горах. Там растет сосна обыкновенная и ель высокая (обыкновенная), а на равнинах - исключительно лиственные леса.

Для равнины Европейской части СССР характерны еловые леса. Их называют по травяному покрову: ельник-кисличник (с преобладанием в травяном покрове растения кислицы), ельник-брусничник (с преобладанием брусники), ельник-черничник и ряд других типов.

У нас ошибочно называют кедром один из видов сосны, а именно сосну сибирскую. Она и дает так называемые кедровые орешки. На Дальнем Востоке растет сосна корейская, также неправильно называемая корейским кедром. Ее семена несколько крупнее, чем у сосны сибирской, и имеют более твердую кожуру. На Земле известны 4 вида настоящего кедра: кедр гималайский - растет в Гималаях, кедр атласский - в горах Атласа в Северной Африке, кедр ливанский - в горах Ливана в Передней Азии и кедр короткохвойный - в горах о-ва Кипр.

Хвойные леса очень ценны. Они используются для получения строевого и поделочного материала, топлива, бумаги и других изделий. Лесохимическая промышленность производит из древесины кинопленку, пластмассы, вискозу, спирт, синтетический каучук, скипидар, камфару и много других веществ.

Большое количество хвойных деревьев, произрастающих на Земле, можно культивировать в нашей стране. В Ботаническом институте Академии наук СССР ученые обобщили опыт работы наших ботанических садов и парков, составили рекомендательный список хвойных, которые можно разводить в различных районах СССР.

Только на Южном берегу Крыма и Черноморском побережье Кавказа может культивироваться свыше 100 видов хвойных деревьев и кустарников вместо десятка видов, которые встречаются там в диком состоянии.

Летнезеленые леса распространены главным образом в Северном полушарии. Они растут на серых лесных и бурых лесных почвах. В Южном полушарии такие леса имеются лишь в Южной Америке в Патагонии.

В летнезеленых лесах различают две группы деревьев (и кустарников): широколиственные и мелколиственные. Бук, дуб, клен, липа и другие широколиственные деревья имеют довольно крупную пластинку листа. Такой лист испаряет много воды.

У мелколиственных деревьев (береза, осина, ольха и некоторые другие) пластинка листа мельче. Эти породы деревьев образовались в более суровых условиях, чем широколиственные.

Широколиственные леса характерны для приатлантических штатов Северной Америки, Западной Европы и Европейской части СССР. В Азии они занимают южные части Дальнего Востока, большую часть Восточного Китая, Японию.

Широколиственные леса Северной Америки по сравнению с лесами Евразии отличаются богатством видов деревьев и кустарников. В лесах преобладает бук крупнолистный, достигающий 40 м высоты и более 1 м в диаметре. Осенью его листья окрашиваются в красно-бурый цвет и опадают в октябре - декабре. Бук крупнолистный используется в садах и парках южных районов СССР как декоративное дерево.

В лесах Северной Америки много сахарного клена, достигающего 35 м высоты. Он имеет ценную древесину. Сок дерева содержит от 2 до 5% сахара и используется для сахароварения. В буковых лесах Северной Америки хороший травяной покров, много кустарников, встречаются лианы. Здесь растет виргинский виноград, который у нас называют «диким виноградом». Его разводят возле террас и беседок. Он покрывает их сплошной зеленой стеной.

Дубовые леса занимают в Северной Америке более континентальные районы. Для них характерны несколько видов дубов, многочисленные виды кленов, несколько видов грецкого ореха. Все эти деревья встречаются и в СССР, но у нас они представлены другими видами. В Северной Америке встречается также тюльпанное дерево и лианы в дубовых лесах.

Для Западной Европы характерны буковые и дубовые леса. Однако виды бука и дуба там уже другие. Бук лесной, или европейский, не уступает по высоте буку американскому, иногда даже превышает его. Бук, который растет в Крыму, очень похож на бук европейский, но это особый вид - бук крымский. На Кавказе буковые леса образует бук восточный.

Бук можно выращивать в лесной зоне Европейской части СССР вплоть до Москвы и Ленинграда.

В отличие от лесов Северной Америки в буковых лесах Евразии почти отсутствует травяной покров и ярус кустарников. На равнине Европейской части СССР буковые леса произрастают в западной части Украинской ССР (Станиславская, Волынская, Хмельницкая и другие области).

Дубовые леса Западной Европы состоят главным образом из дуба скального. На равнине Европейской части СССР распространен уже другой вид дуба - дуб черешчатый. Широколиственные леса с преобладанием дуба простираются почти сплошной полосой до Уральского хребта. На юге они граничат со степями, а к северу сменяются хвойными лесами. Дуб черешчатый - очень ценная порода. Древесина его идет для строительства и разного рода поделок (паркет, фанера, мебель и т. д.). Кора используется для дубления кожи. Желуди употребляются для приготовления суррогата кофе. Дуб черешчатый - основная порода в полезащитных лесных полосах южной половины Европейской части СССР.

На востоке Азии растут иные виды дуба, липы, клена, вяза, а кроме того, амурское пробковое дерево и другие деревья.

Мелколиственные леса - березовые, осиновые и ольховые - появляются после вырубки хвойных и широколиственных лесов; их называют вторичными. Но в ряде мест мелколиственные леса - первичные (коренные). В более влажном климате северо-востока Азии из мелколиственных деревьев растут: тополь душистый, чозения, береза Каяндера.

Для Предуралья и Западной Сибири характерны леса из березы бородавчатой и березы пушистой. Береза, осина и ольха часто встречаются в хвойных и широколиственных лесах Северной Америки и Евразии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Лес – это природная зона, которая встречается во многих климатических поясах земли. Она представлена деревьями и кустарниками, которые плотно растут и размещаются на обширных территориях. В лесу проживают такие виды фауны, которые способны выжить в подобных условиях. Одна из полезных функций данной экосистемы – это способность самовозобновляться.

Леса бывают различных типов:

  • галерейный;
  • ленточный бор;
  • парковый;
  • перелески;
  • роща.

В зависимости от типа древесины лесные массивы бывают , широколиственные и смешанные.

Леса различных климатических поясов

В экваториальном климатическом поясе, где всегда жарко и высокая влажность, растут вечнозеленые деревья в несколько ярусов. Здесь можно встретить фикусы и пальмы, орхидеи, лианы и дерево какао. Экваториальные леса в основном характерны для Африки, Южной Америки, в Евразии встречается редко.

Жестколистные леса произрастают в субтропическом климате. Лето здесь умеренно жаркое и достаточно сухое, а зима не морозная и дождливая. Растут в субтропиках дубы и вереск, маслины и мирты, земляничное дерево и лианы. Такого типа леса есть в Северной Африке, Европе, Австралии и Америке.

Умеренный климат лесной зоны богат на такие широколиственные породы, как бук и дуб, магнолии и виноградники, каштаны и липы. Широколиственные леса есть в Евразии, на некоторых островах Тихого океана, в Южной и Северной Америке.

Есть и смешанные леса, где наряду с дубом, липой, вязом, растут пихты и ели. В целом, смешанные леса опоясывают узкую полосу Североамериканского и Евроазиатского континентов, простираясь до Дальнего Востока.

В северной части Америки, Европы и Азии находится природная зона тайги, где также доминирует умеренный климатический пояс. Тайга бывает двух видов – светлохвойная и темнохвойная. Здесь растут кедры, ели, пихты, папоротники, а также ягодные кустарники.

В теплых широтах есть тропические леса, которые находятся в Центральной Америке, в юго-восточной части Азии, частично в Австралии. Леса этой зоны двух типов – сезонно и постоянно влажные. Климат в лесной зоне субэкваториального пояса представлен двумя сезонами – влажным и сухим, на что влияют экваториальные и тропические воздушные массы. Леса субэкваториального пояса находятся в Южной Америке, на территории Индокитая и в Австралии. В субтропическом поясе представлены смешанные леса, которые располагаются в Китае и США. Здесь достаточно влажный климат, растут сосны и магнолии, камелия и камфорный лавр.

На планете есть много лесов в различных климатических условиях, что способствует широкому разнообразию мира флоры и фауны. Однако лесам угрожает антропогенная деятельность, из-за чего ежегодно площадь лесов сокращается сотнями гектаров.

План


2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

1. Географическое положение зоны лесов

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА . Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры. Начинают они расти постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

2. Тайга


Тайга – это хвойный лес , он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

3. Смешанный лес


К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
4. Широколиственный лес


Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны : здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения - охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

7. Экологические проблемы
  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Зона лесов» подготовлен с применением кейс - технологии. Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создаёт на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальная активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом (набором материалов) и выполняет предложенные задания. Впоследствии каждая группа отчитывается о проделанной работе. Роль учителя: п омочь детям в поиске источников информации, быть самому источником информации, поощрять активность учащихся на уроке.

Методы, используемые на уроке: разбор деловой корреспонденции, проигрывание ролей, групповая дискуссия, ситуативные упражнения.

Вид кейс-метода: информационный.

Тема урока «Природные зоны России. Зона лесов".

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне лесов.

Задачи урока: познакомить с лесной зоной, её географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений леса, атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока

    Организационный момент. (Слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён чёткий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с двумя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Зона арктических пустынь, тундра.) (Слайд 3)

Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

Вспомните, какую составили схему влияния? (С олнце - климат - почва - растения – животные)

Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото. (Слайд 4)

    Зима в этой природной зоне длится около полугода. Уже в октябре морозы достигают -40 градусов С. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.

    Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.

3. Создание проблемной ситуации.

Послушайте ещё одно описание. (Слайд 5)

    Зима здесь суровая, с морозами до – 40 градусов С и ниже, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Здесь могут вырастать не только кустарники и травы, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой.

Занятия населения: охота, лесозаготовка, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

А есть ли общее? (с тундрой)

Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

(Слайд 6)

5. П остановка цели урока.

Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? (Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы лесной зоны ) (Слайд 7)

6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс № 1 для географов (Слайд 8)

1) Где протянулась зона лесов?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва? Почему?

Источник 1.

У чебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" (стр.124).

Источник 2.

Иллюстрации с изображением леса.

Источник 3.

Карта природных зон.

Источник 4.

Южнее зоны тундры находится лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов находится в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта самая крупная зона раскинулась на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, прихватила немного и Средне- Сибирское плоскогорье. В этой зоне три части: самая большая часть – тайга , она закрашена тёмно- зелёным цветом. Тайга составляет почти 90% площади всей лесной зоны, которая занимает более 1/3 территории России. Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30... 50°С. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима.

Смешанные и широколиственные леса закрашены более светлым зелёным оттенком. Смешанные и широколиственные леса занимают в лесной зоне значительно меньшую территорию, чем тайга. Они произрастают в западной части нашей родины и на юге Дальнего Востока. По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето тёплое. Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 20-30 (на западе) до 80-90 см (на востоке). Держится он в среднем 140-150 дней в году, в южных районах - 30-60 дней.

Источник 5.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк...

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

И.Бунин

Кейс №2 для ботаников: (Слайд 9)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Как выглядит лес в разное время года? Почему?

2) Какие бывают леса? Какие растения растут в лесу?

3) Рассказать о корнях, стеблях листьях растений леса.

4) Почему в лесу снег тает позже, чем на открытой местности?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.126-127).

Источник 2.

Тексты с описанием леса.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Деревья ещё не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Зимой лес замирает. Не слышно щебетания птиц, шелеста листвы и звуков животных, обитателей леса. На деревьях большими сугробами лежит снег, который падает от легкого вздрагивания птицы, сидевшей на ветке. Тишина. Ничто не может нарушить покой зимнего леса. А какая красота, когда нетронутый снег переливается на занесенных им тропинках!

Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом. Всё в лесу обновляется весной. Белые берёзки, например, украшаются пахучими «серёжками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную. По стволам деревьев бегут свежие соки, обновляется даже кора. Яркое весеннее солнце освещает стволы, и они как будто тоже светятся янтарным светом.

В какое время года лес особенно прекрасен? Почему?

Источник 3.

Гербарий растений лесов.

Источник 4.

Атлас "От земли до неба"

Источник 5.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поверхность земли получает меньше тепла. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.

Ель влаголюбива, растёт на влажных почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы.

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20-60 хвоинок.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Хвоя пихты - хорошее средство для ванн и бани. Пихтовый веник обладает большей целебной силой. Хвоинки из живицы пихты получают лечебный бальзам, который в научную медицину был введён профессором А.В. Вишневским

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок, а семена - кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

Кейс №3 для зоологов: (Слайд10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают в лесу? Почему среди них нет земноводных?

2) Как животные приспособились к жизни?

3) Чем питаются лесные животные?

4) Какие животные взяты под международную охрану?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.128-129)

Источник 2.

К

артинки с изображением животных лесной зоны.

Источник 3.

Бурый медведь. С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья в дупла с сотами диких пчел, нередко делает набеги на пасеки. Лес доставляет медведю обильную и разнообразную пищу.

К осени медведи жиреют, накапливая в организме питательные вещества на период зимней бескормицы. Большинство медведей в берлоге впадают в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Однако распространено представление о том, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности это недоразумение, здесь причина другая. У медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосет лапу. Человека медведи боятся и, почуяв его запах, уходят в глухую чащу. Случаи нападения на человека очень редки

Тигр - один из самых красивых зверей на земле. Люди любуются тигром, восхищаются им и даже боятся его – ведь это самый крупный из всех кошачьих и самый свирепый хищник. Амурские тигры самые крупные. Вес взрослого самца достигает до 400кг. Амурские тигры уникальны еще и тем, что в отличие от своих собратьев, живущих в жарких тропиках, облюбовали для себя таёжные леса. Добычей таежных тигров становятся кабаны, лоси и благородные олени.

Лось , прозванный сохатым – один из самых знаменитых обитателей таёжных и смешанных лесов. Неуклюжие, длинноногие, горбоносые, лоси мало напоминают изящных оленей. Тем не менее, лось- это олень, причём самый крупный. Летом лось чувствует себя почти в безопасности. В это сытное время его основные враги – волки и медведи - могут найти более лёгкую добычу. А вот зимой лосям приходится туго. В эту пору голодные волки сбиваются в стаи и медведь – шатун рыщет в поисках любой добычи. К тому же зимой лоси сбрасывают рога. Правда, рога служат лосю не только средством защиты, сколько турнирным оружием в поединках за самку. Но и безрогий, лось не так уж беззащитен - мощный удар большого переднего копыта вполне способен раскроить череп волку.

Кедровки. Эти птицы особенно многочисленны в хвойных лесах Сибири. По размерам они немного меньше галки. Держатся стаями и ведут оседлый образ жизни. До созревания шишек кедровки питаются лесными насекомыми, их личинками, ягодами, позже - кедровыми орехами и семенами ели. На зиму они устраивают кладовые, разыскивая их затем под снегом даже на полуметровой глубине. В гнездовой период забираются в глухую чащу, устраивая гнезда на высоте 4-6 м. Кладка состоит обычно из 3-5 яиц. Насиживание длится более полумесяца. Птенцы через 3-4 недели могут уже покинуть гнездо. Кедровки приносят большую пользу, способствуя расселению кедра на больших территориях.

Кукушка. Эта небольшая птица, несколько меньше голубя. Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукуют только самцы! Самки куковать не умеют. Кукушка не строит гнезда. В течение весны самка сносит 10-20 яиц, причём с большими промежутками во времени, и подбрасывает их в чужие гнезда. Интересно, что по цвету, величине и форме яйцо кукушки очень похоже на яйцо той птицы, в гнездо которой она его подбрасывает. Взрослые и молодые кукушки питаются насекомыми, поедая, в частности, множество волосатых гусениц, которых другие птицы избегают. Кукушка в день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочки.

Источник 4.

А знаете ли вы?

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасёт в год 1т хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

У тигров, оказывается, полосатый не только мех, но и кожа. И, между прочим, рисунок этих полос уникален у каждой особи, как отпечатки пальцев у человека. А на каждой из передних лап этого хищника пять пальцев, в то время как на задних – только по четыре. Кстати, ночное зрение этих могучих хищников в 6 раз лучше, чем у человека, благодаря механизму отражения.

Источник 5.

Из жизни животных. Инсценировка «Почему ёж всю зиму спит, а зайка - нет».

Позавидовал я Мишке, -

как-то ёж сказал зайчишке ,

В лютый холод, в снег, в пургу

Спит себе и не гу-гу!

Чепуха, - сказал зайчишка.

Спать всю зиму – это слишком!

И к тому же, ты заметь,

Спит не кто-нибудь – медведь!

А усну -ка я надолго,

Так проснусь в зубах у волка.

Нет уж, мне дороже жизнь,

Да и ты, брат, не ложись.

Кейс №4 для экологов: (Слайд 10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

    Какие экологические проблемы есть в лесной природной зоне?

    Кто может уничтожить лес? Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.130-131)

Источник 2.

Есть много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:

Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Когда- то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клёны

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают океан зелёный!

Причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.

Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.

В результате аварии на Чернобольской АЭС поражено 2,1 млн. га лесных массивов.

В результате массовых вырубок и пожаров в 17 веке лесистость уменьшилась до 53%, в 18 веке - до 30%, в 19 веке -до 30%, в 20 веке -до 24%. Что же нас ждёт в 21 веке? Как можно этого избежать?

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как, снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения - человек, точнее неосторожное обращение человека с огнём.

Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.

Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым все меньше зверья...

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу, приноси себя.

Стреляет добытчик, и меры не знает,

Вот снова к ружью потянулась рука.

Не слышит, как лис по лисице рыдает.

Зайчиха уже не увидит сынка,

Как лось протрубит нам прощальную песню

И как застонал каждой веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечётся на сердце порез.

Источник 3.

К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?

Источник 4.

Экологические проблемы лесной зоны:

исчезновение животных и растений;

браконьерство;

загрязнение окружающей среды;

разрушение почвы техникой;

вырубка лесов;

пожары;

Выход из проблем: создание заповедников

запрещение охоты

ограничение ловли рыбы

бережно относиться к природным богатствам

восстановление вырубленных участков

предупреждение пожаров

Источник 5.

Растения и животные лесов, занесённые в Красную книгу. (Приложение 1)

    Закрепление.

Показ вариантов дискуссии. Выступления групп (географов, ботаников, зоологов и экологов).

1. Выслушать вариант решения проблемы каждой группы.

2. При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.

3. Нахождение оптимального решения экологической проблемы лесной зоны.

    Рефлексия. Итог урока.

Какое у нас сейчас время года?

Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:

Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зелёный листик.

Если желаете себе быть более активным на уроке – то жёлтый.

Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.

Выслушав утверждения, ответьте на них знаками +, если согласны и -, если нет.

    Зона лесов протянулась с запада на восток России.

    В лесной зоне холодное лето и жаркая зима.

    В лесной зоне обитает бурый медведь.

    Растения лесов травянистые растения, кустарники, деревья.

    У растений лесной зоны корень представлен длинным корневищем, корнями пучками.

    Окраска животных лесов яркая, броская, заметная издали.

    Кукушка – лесная птица.

    В Красную книгу занесены: амурский тигр, речной бобёр, журавль.

    В лесу нет экологических проблем.

Кто может подвести итог урока и сделать вывод? Зона лесов находится южнее тундры, на карте окрашена в зелёный цвет, климат влажный…

9. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека.

Домашнее задание страница 130-131, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию.

Приложение 1.

Растения и животные лесной зоны, занесённые в Красную книгу

Назовите животных.


Амурский тигр

Природная зона лесов располагается южнее зоны тундры и севернее степной зоны, и на карте обозначается зеленым цветом. Находится она в умеренном поясе, благодаря чему ярко выражены все времена года, зимы снежные и холодные, а лето - теплое. Это самая обширная природная зона на планете, и состоит она из тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Тайга - это настоящее царство хвойных деревьев, расположенное к югу от тундры. Значительная часть хвойных массивов находится в холодном климате северных широт, однако могут встречаться и в других регионах планеты.

Зима в тайге очень холодная, суровая, и температура воздуха может опускаться до -60С. Далеко не все растения способны стойко переносить такие холода. Именно поэтому в тайге подавляющая часть флоры представлены хвойными деревьями. Они отличаются неприхотливостью, выносливостью, зимостойкостью. К хвойным деревьям относится ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.

Рис. 1. Тайга.

Главное отличие хвойных деревьев - видоизмененные листовые пластинки, которые выглядят как тонкие иголочки. Это хвоя, благодаря которой деревья могут без ущерба для себя переносить сильные морозы. В любое время года хвоя остается неизменно зеленой, и с наступлением заморозков не опадает. Единственное хвойное дерево, которое сбрасывает на зиму иголки - это лиственница.

Тайга занимает большую площадь зоны лесов и простирается на многие сотни километров. Она является поставщиком ценной древесины, и потому в настоящее время находится в большой опасности из-за бесконтрольной вырубки деревьев.

Рис. 2. Соболь.

В тайге обитает такие животные как росомаха, лось, белка, соболь, норка, песец, бурый медведь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Смешанные и широколиственные леса

С продвижением на юг меняется климат, а вместе с ним и растительность лесов. В зоне смешанных и широколиственных лесов лето продолжительное и теплое, а зима мягкая и снежная. Более теплый и влажный климат благоприятно сказывается на росте разнообразной растительности.

  • Зона смешанных лесов . На смену тайге приходит зона смешанных лесов, в которой наряду с хвойными породами деревьев растут лиственные деревья: береза, ольха, осина. У таких деревьев листовая пластина небольшая, и они сбрасывают листву с приходом холодов. Помимо деревьев, в этой зоне широко распространены кустарники: бузина, малина, лещина.
  • Зона широколиственных лесов . Располагается к югу от зоны смешанных лесов. Здесь преобладают теплолюбивые лиственные породы деревьев, которые на зиму сбрасывают свои крупные листья. Здесь также в изобилии растут кустарники, травы и грибы.

Рис. 3. Широколиственные леса.

Благодаря большому видовому разнообразию в лесной зоне четко прослеживается ярусность. Самый первый ярус занимают наиболее высокие крупные деревья (ель, клен, сосна), второй ярус принадлежит деревьям пониже (ольха, осина, береза), третий ярус представлен кустарниками (малина, калина, шиповник), четвертый - травами, ну а на самом нижнем, пятом ярусе, произрастают мхи и лишайники.

Животный мир смешанных и широколиственных лесов отличается большим разнообразием. Этому способствует комфортный климат и обилие кормовой базы. В лесной зоне обитают олени, кабаны, лисы, волки, белки, куницы. Невероятно богат и мир пернатых.