Уотсон и крик нобелевская премия. Кто открыл двойную спираль ДНК? Думайте о том, как решать насущные проблемы, и не зацикливайтесь на отношениях в семье

Вступление

Языкознание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ(лингвистика) – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всехязыках мира как индивидуальных его представителях, общих законах строения ифункционирования человеческого языка.Различают наиболее общие и частные разделыязыкознания. Общий, один из крупных разделов языкознания, занимается свойствами,присущими любому языку, и отличается от частных языковедческих дисциплин, которыевыделяются в языкознании по своему предмету – либо по отдельному языку(русистика), либо по группе родственных языков (романистика).

Научноеязыкознание зародилось в начале 19 века в форме общего исравнительно-исторического языкознания. Основные направления в историиязыкознания: логическое, психологическое, младограмматическое, социологическое иструктурная лингвистика.

Всовременном языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделениедисциплин.

Дисциплиныо внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика», к нимотносятся: фонетика и фонология, грамматика (с подразделением на морфологию исинтаксис), лексикология (с выделением фразеологии), семантика, стилистика итипология.

Дисциплиныоб историческом развитии языка: история языка:

историческаяграмматика, сравнительно-историческая грамматика, история литературных языков, этимология.

Дисциплиныо функционировании языка в обществе, или «внешняя

лингвистика»,а именно: диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика.

Дисциплины,занимающиеся комплексными проблемами и возникающие

настыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика, инженернаялингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина), прикладные, собственнолингвистические дисциплины: экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика,палеография, история письменностей, лингвистическая дешифровка неизвестных письменностейи другие.

Московскаялингвистическая школа

Сконца XIX столетия в языкознании, как в западном, так и в отечественном, началискладываться школы, в рамках которых развивались те или иные традиции изученияязыка: методологические взгляды на науку, решение принципиальных вопросоввозникновения языков, их эволюция и т.п.В России конца XIX века сложились двебольшие лингвистические школы - Московская и Казанская. Их основателями былидва великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и ИванАлександрович Бодуэн де Куртенэ. Естественно, основные взгляды на язык испособы его изучения «отцов - основателей» повлияли в дальнейшем и наисследования их учеников. В кругу научных интересов Фортунатова, например, выходиливопросы звуковой эволюции языков, отношение языка и мышления, грамматическаятеория, теория синтаксиса и т.д. Фортунатов и его ученики всегда отличалисьстрогостью научных исследований. Среди его учеников были Шахматов, Покровский, Поржезинский,Ляпунов, Томсон, Будде, Ушаков, Петерсон и другие.Идеи основателей школы и ихосновные научные принципы сохранило следующее поколение лингвистов Аванесов, Реформатский,Сидоров, Кузнецов. Это поколение отличали широта взглядов и интерес к новымметодам исследования языка. В науке в то время появилось новое направление - фонология.Именно эта проблема стала одной из центральных уже для третьего поколенияпредставителей Московской лингвистической школы. 30-е– 40-е годаXX века наоснове новых тогда структурных методов исследования языка и учения БодуэнаДеКуртенэ о фонеме сложилась фонологическая теория. Новое направление получилоназвание Московской фонологической школы, впоследствии она стала широкоизвестна во всём мире.

ИванАлександрович Бодуэн Де Куртене(Ян Игнаций) (1845–1929)

Биография

Необычнаяфамилия учёного восходит к древнему французскому родуДе Куртене, а предки егоправили в Латинской империи, государстве, основанном крестоносцами вКонстантинополе. Позже одна ветвь рода переселилась в Польшу, а сам ИванАлександрович принадлежал к польским дворянам. Он родился в Радзымине близВаршавы, в части Польши, которая входила в состав России; окончил Варшавскийуниверситет. Завершив обучение за границей и защитив в 29 лет докторскуюдиссертацию, Бодуэн де Куртене уехал преподавать в Казанский университет.Именно в Казани он нашёл себя как учёный: там сложилась его научная концепция.Позже де Куртене работал в Петербурге, где у него появилось тоже многоучеников. Он активно участвовал в политической жизни, выступая за права языковмалых народов России, за что в 1914 был арестован.В 1918 вернулся в Польшу, гдезанимался политической деятельностью. Умер БодуэнДе Куртене в Варшаве 3 ноября1929.

Научнаядеятельность

БодуэнДеКуртене - крупнейший русский и польский языковед.

Онсовершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовалоисторическое направление, а языки исследовались исключительно по письменнымпамятникам. Бодуэн доказывает, что сущность языка - в речевой деятельности, ипризывает к изучению живых языков и диалектов. Только таким путём можно понятьязыковый механизм и проверить правильность лингвистических описаний. Важностьэтого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую вестественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверкитеория мертва.

Работаяв Казани в 1874-1883 годах, учёный основал Казанскую лингвистическую школу, врамках которой расцвёл талант выдающегося учёногоБогородицкого, под егонепосредственным влиянием проходило становление замечательных русскихлингвистов XX векаЩербы и Поливанова. Позднее он основал и Петербургскую школуязыковедов.

УченикиКуртене принимали активное участие в разработке новых алфавитов для языковнародов бывшего СССР.

СамБодуэнДе Куртене втечение многих лет изучал разные индоевропейские языки, которымивладел настолько, что писал свои работы не только на русском и польском, но ина немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Онпроводил по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия,и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. В то времяподобная методика изучения языка многим казалась странной: ведь лингвистикабыла наукой кабинетной, книжной.Его открытия в области сопоставительного(типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которыепозднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога–слависта Якобсона.Из фонетических работ Бодуэна выросла его теория фонем и фонетическихчередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность.Теория изложенав его «Опыте фонетических чередований» (1895).Логическим развитием теории фонемявилась созданная Бодуэномтеория письма. В ней были заложены многие основныеидеи и понятия, фигурирующие в современных работах. Таким образом, Бодуэн выступилосновоположником фонологии и предшественником теории Трубецкого.

Принципыизучения фонетики и грамматики для Бодуэна де Куртенэ определял психологическийподход к языку. Новый этап в развитии фонетики начался с рождениемэкспериментальной фонетики. Впервые появилась возможность с помощью приборовизучать акустические свойства голосового аппарата человека. В связи с этимБодуэнДе Куртенэ разграничил две разные дисциплины, изучающие звуки речи.Однаиз них - это акустико-физиологическая фонетика, исследующая объективные свойствазвуков с помощью приборов. ДругойДе Куртене дал название «психофонетика», однакопозже для неё установился термин фонология.

БодуэнДеКуртене первым начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, чтона развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать всепроисходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление -экспериментальная фонетика. В XX веке в этой области учёные добилисьвыдающихсярезультатов.

ЛингвистикуБодуэн рассматривал как психологическую и социальную науку, занимая позициипсихологизма, считал единственной реальностью язык индивидуума, однако в то жевремя стремился к объективному подходу к языку, одним из первых поставил вопросо точных методах в лингвистике, предлагал выделять слова на основе строгихпроцедур. Впервые в мировой науке разделил фонетику на две дисциплины:антропофонику, изучающую акустику и физиологию звуков, и психофонетику, изучающуюпредставления о звуках в человеческой психике, т.е. фонемы; впоследствии этидисциплины стали называть соответственно фонетикой и фонологией, хотя некоторыеиз непосредственных учеников Бодуэна пытались сохранить его терминологию. Ввёлв науку о языке термины «фонема» и «морфема» в их современном понимании, объединивв общем понятии морфемы как минимальной значимой единицы языка понятия корня иаффикса. Одним из первых отказался считать лингвистику только историческойнаукой и изучал современные языки. Исследовал вопрос о причинах языковыхизменений, занимался социолингвистикой. Полемизировал с логическим подходом кязыку, младограмматической концепцией звуковых законов, использованием в наукео языке метафоры «организма».

Куртеневпервые выделил главную единицу фонологии - фонему. Этот термин существовал ираньше, но БодуэнДе Куртене придал ему новый смысл: фонема в отличие от звуковсуществует вполне объективно, одинаковым образом для всех. Как мельчайшаяединица языка, она принадлежит сознанию человека, а не потоку звуковой речи. Вфонему объединяются звуки, которые для носителя языка не различаются междусобой. БодуэнДе Куртене при выделении фонемы прямо опирался на «языковое чутьё»носителей языка. Безусловно, психологическое восприятие фонемы отражается вбуквенных письменностях.

Другойединицей языка, впервые выделенной И.А. Бодуэном Де Куртене, была морфема (отгреческого слова «форма»). Понятие морфемыДе Куртене также связывал счеловеческой психикой. Понятие морфемы, как и фонемы прочно вошло в мировуюнауку о языке. Одним из первых в мировой науке БодуэнДе Куртене поставил вопросо том, что такое слово, оказывается, что слово можно определять по-разному, аразличные его свойства требуют выделения разных единиц, которые могут несовпадать друг с другом и с тем, что обычно называют словом.

Всеперечисленные проблемы И.А. Бодуэн Де Куртене рассматривал на материалесовременных языков, не обращаясь к языковой истории. БодуэнаДе Куртенеинтересовало не только, как конкретно изменялся тот или иной звук в каком-либоязыке, но и поиск закономерностей языковых изменений. Он старался выявитьпричины таких изменений.

БодуэнДеКуртене коренным образом переработал и подготовил третью и четвёртую редакциисловаря Даля, сделав его более упорядоченным, уточнив этимологии, исправивразделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнив его новымисловами, в том числе внеся отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику. Засвои дополнения был подвергнут жёсткой критике, в советское время «Бодуэновскийсловарь Даля» не переиздавался. Переиздания советского времени опираются наоригинальный текст второго издания словаря Даля, версия Бодуэна обычносчитается самостоятельным словарём. При активном участииДе Куртене былаподготовлена реформа русской орфографии, осуществлённая в 1917-1918 году.

Первымиз профессиональных лингвистов он обратил серьёзное внимание на создававшиеся вто время искусственные международные языки, неоднократно выступал сторонникомэсперанто.

То,что в своих исторических исследованиях И.А. Бодуэн Де Куртене всегда стремилсявыявить общее направление развития языков, позволило ему понять одну изважнейших закономерностей в истории русского языка. Изучив памятникиписьменности, БодуэнДе Куртене обнаружил, что многие внешне различныефонологические изменения отражают одну и ту же тенденцию. Роль гласных вразличении слов неуклонно ослаблялась, а роль согласных, напротив, усиливалась.ДеКуртенесчитал, чтолингвистика должна уметь не только объяснять факты прошлого, нои предсказывать развитие языков в будущем. БодуэнДе Куртене был прав: и в 20столетии русская фонология развивается именно в указанном направлении. Прав былБодуэн Де Куртене и в том, что современное языкознание обращает наибольшеевнимание на «живые языки, доступные для наблюдения»; возросло значениеэксперимента; языкознание всё более сближается с психологией и социологией, психолингвистикаи социолингвистика сложились как особые дисциплины. Наконец, как и предсказывалБодуэнДе Куртене, лингвистика превратилась в «более точную науку», в которойтеперь всё чаще применяется «количественное, математическое мышление».

Куртененазывал себя «автодидактом» и не считал себя ничьим учеником. В Россиион поправу считается отечественным языковедом. Иван Александрович был выдающимсялингвистом своего времени. Он прожил долгую и в целом счастливую жизнь, хотябыли в ней и вынужденная разлука с родным краем, и даже тюремноезаключение.Научная деятельность БодуэнаДе Куртене была многообразной, онабыланасыщена поисками и творчеством.

Куртеневнёс неоценимый вклад в науку о языке, он разрабатывал разные методы и теорииразвития языка, способствовал разделению его на особые системы. Он обогналсвоёвремя, и многие высказанные им идеи начали углублённоразрабатываться влингвистике лишь десятилетия спустя.

Список литературы

Большаяэнциклопедия Кирилла и Мефодия (Главный редактор Т. Г. Музрукова).

Энциклопедиядля детей. Языкознание. Русский язык. (Главный редактор М. Аксёнова).

Энциклопедическийсловарь юного филолога (языкознание). (Главный редактор Г. В. Степанов).

«Бодуэнде Куртенэ Иван Андреевич» (статья из Энциклопедического словаря Брокгауза иЕфрона)

«Избранныетруды по общему языкознанию» (Бодуэн Де Куртене И. А. 1963 год)

«Бодуэнде Куртене, Иван Александрович» (Статья из свободной интернет-энциклопедии«Википедии») (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бодуэн_де_Куртене,_Иван_Александрович)

«Русскиелингвисты» (Статья с сайтаучебно-справочного материала“Русская фонетика”)

(http://fonetica.philol.msu.ru/nn/n4)

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ - крупнейший русский и польский языковед Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Бодуэн доказывает, что сущность языка - в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов Только таким путем можно понять языковой механизм и проверить правильность лингвистических описаний Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента без экспериментальной проверки теория мертва.

Сам Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучает разные индоевропейские языки, которыми овладевает настолько, что пишет свои работы не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия, и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности В то время подобная методика изучения языка многим казалась странной- ведь лингвистика была наукой кабинетной, книжном

Из фонетических работ Бодуэна выросла его теория фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность Логическим развитием теории фонем явилась созданная Бодуэном теория письма В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.

Внимательный к фактам живых языков, Бодуэн в то же время считал, что самое важное в лингвистических описаниях - отражение системности языка, «группировка по противопоставлениям и различиям» Такое сочетание - богатого языкового материала и системного подхода к его описанию - позволяло Бодуэну не только давать глубоко верные «портреты» различных языков и диалектов, но и делать обобщения, без стремления к которым, по его собственным словам, «не мыслима ни одна настоящая наука».

Бодуэна де Куртенэ отличали новаторство мысли и смелость в высказывании новых идей С должным уважением относясь к достижениям предшественников, он, однако, без колебаний отвергал все рутинное, мешавшее развитию науки, и выдвигал положения, поражавшие его современников необычностью.

Так, он первым начал применять в языкознании математические методы, доказывал, что язык можно не только бесстрастно изучать, но и направлять его развитие, сознательно воздействовать на него (т е. стоял у истоков целого лингвистического направления, получившего впоследствии название теории и практики языкового строительства или языковой политики); своими фонетическими исследованиями, методика которых кардинально отличалась от всего, что было в этой области до него, Бодуэн заложил камень в основание будущей экспериментальной фонетики, давшей особенно значительные результаты в середине XX в

При изучении языка Бодуэн не замыкался в рамках лингвистики. Напротив, он считал, что языкознание должно опираться на достижения психологии и социологии, что полное исследование языковых фактов невозможно без обращения к данным этнографии, археологии, истории культуры Все это Бодуэн не просто декларировал, а практически осуществлял в своих работах, при знакомстве с которыми изумляет широта и глубина познаний автора в самых разных областях

Поразительна ранняя зрелость Бодана де Куртенэ как ученого. Знаменитый Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в томе, вышедшем в 1891 г, называет 46-летнего Бодуэна де Куртенэ «одним из выдающихся современных лингвистов». Сам же Бодуэн был необыкновенно скромным человеком. О себе, например, он писал, что «отличался неудовлетворительною научною подготовкой и небольшим запасом знаний» Этого запаса знаний, однако, ему вполне хватило не только для создания ряда глубоко оригинальных трудов, но и на то, чтобы основать знаменитую казанскую школу лингвистов После Казани, где Бодуэн работал в 1874-1883 гг., он преподавал в Юрьевском (сейчас Тартуский; 1883-1893), Краковском (1893-1900), Петербургском (1900-1918), Варшавском (с 1918 г.) университетах.

Прожив долгую, насыщенную научными поисками и творчеством жизнь, И. А. Бодуэн де Куртенэ внес неоценимый вклад в науку о языке. Он обогнал свое время, н многие высказанные им идеи начали углубленно разрабатываться в лингвистике лишь десятилетия спустя.

Работа по биологии

Романовой Анастасии

Френсис Крик

Джеймс Уотсон

«Открытие вторичной структуры ДНК»

Начало этой истории можно принять за шутку. "А мы только что открыли секрет жизни!" – сказал один из двоих мужчин, вошедших в кембриджский Игл паб ровно 57 лет назад – 28 февраля 1953 года. И эти люди, работавшие в лаборатории неподалеку, нисколько не преувеличивали. Одного из них звали Френсис Крик, а другого – Джеймс Уотсон.

Биография:

Фрэнсис Крик

В военные годы Крик занимался созданием мин в научно-исследовательской лаборатории Военно-морского министерства Великобритании. В течение двух лет после окончания войны он продолжал работать в этом министерстве и именно тогда прочитал известную книгу Эрвина Шрёдингера «Что такое жизнь? Физические аспекты живой клетки», вышедшую в свет в 1944 году. В книге Шрёдингер задается вопросом: «Как можно пространственно-временные события, происходящие в живом организме, объяснить с позиции физики и химии?»
Идеи, изложенные в книге, настолько повлияли на Крика, что он, намереваясь заняться физикой частиц, переключился на биологию. При поддержке Арчибалда В. Уилла Крик получил стипендию Совета по медицинским исследованиям и в 1947 году начал работать в Стрэнджвейской лаборатории в Кембридже. Здесь он изучал биологию, органическую химию и методы рентгеновской дифракции, используемые для определения пространственной структуры молекул.

Джеймс Девей Уотсон

Родился 6 апреля 1928 года в Чикаго (штат Иллинойс) в семье Джеймса Д. Уотсона, бизнесмена, и Джин (Митчелл) Уотсон и был их единственным ребенком.

В Чикаго он получил начальное и среднее образование . Вскоре стало очевидно, что Джеймс необыкновенно одаренный ребенок, и его пригласили на радио для участия в программе «Викторины для детей». Лишь два года проучившись в средней школе , Уотсон получил в 1943 году стипендию для обучения в экспериментальном четырехгодичном колледже при Чикагском университете, где проявил интерес к изучению орнитологии. Став бакалавром естественных наук в университете Чикаго в 1947 году, он продолжил образование в Индианском университете Блумингтона.
К этому времени Уотсон заинтересовался генетикой и начал обучение в Индиане под руководством специалиста в этой области Германа Дж Меллера и бактериолога Сальвадора Лурия. Уотсон написал диссертацию о влиянии рентгеновских лучей на размножение бактериофагов (вирусов , инфицирующих бактерии) и получил в 1950 году степень доктора философии. Субсидия Национального исследовательского общества позволила ему продолжить исследования бактериофагов в Копенгагенском университете в Дании. Там он проводил изучение биохимических свойств ДНК бактериофага. Однако, как он позднее вспоминал, эксперименты с фагом стали его тяготить, ему хотелось узнать больше об истинной структуре молекул ДНК, о которых так увлеченно говорили генетики.

В октябре 1951 года ученый отправился в Кавендишскую лабораторию Кембриджского университета для исследования пространственной структуры белков совместно с Джоном К. Кендрю. Там он познакомился с Фрэнсисом Криком, (физиком, интересовавшимся биологией), писавшим в то время докторскую диссертацию.
Впоследствии у них установились тесные творческие контакты. «Это была интеллектуальная любовь с первого взгляда, – утверждает один историк науки. Несмотря на общность интересов, взглядов на жизнь и стиль мышления, Уотсон и Крик беспощадно, хотя и вежливо, критиковали друг друга. Их роли в этом интеллектуальном дуэте были разными. «Френсис был мозгом, а я – чувством», – говорит Уотсон

Начиная с 1952 года, основываясь на ранних исследованиях Чаргаффа, Уилкинса и Франклин, Крик и Уотсон решили попытаться определить химическую структуру ДНК.

К пятидесятым годам было известно, что ДНК – большая молекула, состоящая из соединенных между собой в линию нуклеотидов. Также ученые знали, что именно ДНК отвечает за хранение и передачу по наследству генетической информации. Неизвестными оставались пространственная структура этой молекулы и механизмы, по которым ДНК передается по наследству от клетки к клетке и от организма к организму.

В 1948 году Лайнус Полинг открыл пространственную структуру других макромолекул – белков. Прикованный нефритом к постели Полинг несколько часов складывал бумагу, которой он пытался смоделировать конфигурацию белковой молекулы, и создал модель структуры, названной "альфа-спиралью".

По словам Уотсона, после этого открытия в их лаборатории была популярна гипотеза о спиральном строении ДНК. Уотсон и Крик сотрудничали с ведущими специалистами по рентгеноструктурному анализу, а Крик умел практически безошибочно обнаруживать признаки спирали на снимках, полученных таким способом.

Полинг тоже считал, что ДНК – спираль, причем, состоящая из трех нитей. Однако, он не мог объяснить ни природы такой структуры, ни механизмы самоудвоения ДНК для передачи дочерним клеткам.

Открытие двуспиральной структуры произошло после того, как Морис Уилкинс тайно показал Уотсону и Крику рентгеновский снимок молекулы ДНК, сделанный его сотрудницей Розалиндой Франклин. На этом снимке они четко узнали признаки спирали и направились в лабораторию, чтобы проверить все на объемной модели.

В лаборатории выяснилось, что мастерская не поставила необходимые для стереомодели металлические пластины, и Уотсон вырезал из картона четыре вида макетов нуклеотидов – гуанина (G), цитозина (C), тимина (T) и аденина (A) – и стал раскладывать их на столе. И тут он обнаружил, что аденин соединяется с тимином, а гуанин – с цитозином по принципу "ключ-замок". Именно таким образом соединяются между собой две нити спирали ДНК, то есть напротив тимина из одной нити всегда будет находиться аденин из другой, и ничто иное.

В течение последующих восьми месяцев Уотсон и Крик обобщили полученные результаты с уже имевшимися, сделав сообщение о структуре ДНК в феврале 1953 года.

Месяцем позже они создали трехмерную модель молекулы ДНК, сделанную из шариков, кусочков картона и проволоки.
Согласно модели Крика-Уотсона ДНК представляет двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединенных парами оснований аналогично ступенькам лестницы. Посредством водородных связей аденин соединяется с тимином, а гуанин - с цитозином.

Можно поменять местами:

а) участников данной пары;

б) любую пару на другую пару, и это не приведет к нарушению структуры, хотя решающим образом скажется на ее биологической активности.


Структура ДНК, предложенная Уотсоном и Криком, отлично удовлетворяла главному критерию, выполнение которого было необходимо для молекулы, претендующей на роль хранилища наследственной информации. «Остов нашей модели в высокой степени упорядочен, и последовательность пар оснований является единственным свойством, которое может обеспечить передачу генетической информации», – писали они.
«Наша структура, – писали Уотсон и Крик, – состоит, таким образом, из двух цепочек, каждая из которых является комплементарной по отношению к другой».

Уотсон написал об открытии своему шефу Дельбрюку, а тот – Нильсу Бору: «Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, Джим Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году». Стоит напомнить, что в 1911 году Резерфорд открыл атомное ядро.

Такое расположение позволило объяснить механизмы копирования ДНК: две нити спирали расходятся, и к каждой из них достраивается из нуклеотидов точная копия ее бывшей "партнерши" по спирали. По такому же принципу, как с негатива в фотографии печатают позитив.

Хоть Розалинда Франклин и не поддерживала гипотезу о спиральном строении ДНК, именно ее снимки сыграли решающую роль в открытии Уотсона и Крика.

Позже предложенная Уотсоном и Криком модель строения ДНК была доказана. А в 1962 г. их работа была отмечена Нобелевской премией по физиологии и медицине «за открытия в области молекулярной структуры нуклеиновых кислот и за определение их роли для передачи информации в живой материи». Среди лауреатов не было скончавшейся к тому времени (от рака в 1958 году) Розалинды Франклин, так как премия не присуждается посмертно.

ём из Каролинского института сказал на церемонии вручения премии: «Открытие пространственной молекулярной структуры ДНК является крайне важным, т к. намечает возможности для понимания в мельчайших деталях общих и индивидуальных особенностей всего живого». Энгстрём отметил, что «расшифровка двойной спиральной структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты со специфическим парным соединением азотистых оснований открывает фантастические возможности для разгадывания деталей контроля и передачи генетической информации».

https://pandia.ru/text/78/209/images/image004_142.jpg" width="624" height="631 src=">

Джеймс Уотсон - пионер молекулярной биологии, который, наряду с Фрэнсисом Криком и Морисом Уилкинсом, считается первооткрывателем двойной спирали ДНК. В 1962 году за свою работу они стали лауреатами Нобелевской премии по медицине.

Джеймс Уотсон: биография

Родился в Чикаго, США, 6 апреля 1928 года. Учился в школе имени Хораса Манна, а затем в средней школе Саут-Шора. В возрасте 15 лет поступил в университет Чикаго по экспериментальной программе стипендий для одаренных детей. Интерес к жизни птиц привел Джеймса Уотсона к изучению биологии, и в 1947 году ему была присвоена степень бакалавра наук в области зоологии. После прочтения эпохальной книги Эрвина Шредингера «Что такое жизнь?» он переключился на генетику.

Получив отказ в Калифорнийском технологическом институте и Гарварде, Джеймс Уотсон выиграл стипендию для поступления в аспирантуру в университете Индианы. В 1950 году за работу о воздействии рентгеновского излучения на размножение вирусов-бактериофагов ему была присвоена докторская степень по зоологии. Из Индианы Уотсон переехал в Копенгаген и продолжил изучение вирусов в качестве сотрудника Национального исследовательского совета.

Разгадать ДНК!

После посещения нью-йоркской лаборатории в Колд-Спринг-Харборе, где он ознакомился с результатами исследований Херши и Чейза, Уотсон пришел к убеждению, что ДНК является молекулой, которая отвечает за передачу генетической информации. Он увлекся мыслью о том, что если понять ее структуру, то можно установить, как данные передаются между клетками. Исследования вирусов уже не интересовали его так сильно, как это новое направление.

Весной 1951 года на конференции в Неаполе он познакомился с Морисом Уилкинсом. Последний демонстрировал результаты первых попыток применения рентгеновской дифракции для съемки молекулы ДНК. Уотсон, взволнованный данными Уилкинса, осенью прибыл в Великобританию. Он устроился в Кавендишскую лабораторию, где начал сотрудничать с Фрэнсисом Криком.

Первые попытки

В попытке разгадать молекулярную структуру ДНК Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик решили использовать подход, базировавшийся на построении моделей. Оба были убеждены, что разгадка ее строения будет играть ключевую роль в понимании передачи генетической информации от родительских к дочерним клеткам. Биологи осознавали, что открытие структуры ДНК будет крупнейшим научным прорывом. В то же время они были осведомлены о существовании конкурентов среди других ученых, таких как Лайнус Полинг.

Крик и Джеймс Уотсон ДНК моделировали с большим трудом. Никто из них не имел химического образования, поэтому они использовали стандартные учебники по химии, чтобы вырезать картонные конфигурации химических связей. Приглашенный аспирант отметил, что, согласно новым данным, отсутствующим в книгах, одни из его картонных химических связей использовались в обратном направлении. Примерно в то же время Уотсон посетил лекцию Розалинд Франклин в соседнем Королевском колледже. Видимо, он не очень внимательно слушал.

Непростительная ошибка

В результате ошибки первая попытка ученых построить модель ДНК потерпела провал. Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик построили тройную спираль с основаниями азота на внешней стороне структуры. Когда они представили модель коллегам, Розалинд Франклин подвергла ее жесткой критике. Результаты ее исследований ясно доказывали существование двух форм ДНК. Более влажная из них соответствовала той, которую пытались построить Уотсон и Крик, но они создали модель ДНК без присутствовавшей в ней воды. Франклин отметила, что если бы ее работы были правильно истолкованы, то основания азота располагались бы внутри молекулы. Чувствуя неловкость от такого публичного провала, директор Кавендишской лаборатории рекомендовал исследователям отказаться от их подхода. Ученые официально занялись другими направлениями, но в частном порядке продолжали думать о проблеме ДНК.

Подсмотренное открытие

Уилкинс, работавший в Королевском колледже с Франклин, находился с ней в личном конфликте. Розалинд была так несчастлива, что приняла решение перенести свои исследования в другое место. Непонятно как, но Уилкинс получил в свое распоряжение один из ее лучших рентгеновских снимков молекулы ДНК. Возможно, она даже сама дала ему его, когда проводила чистку своего офиса. Но определенно, что он вынес изображение из лаборатории без разрешения Франклин и показал его своему приятелю Уотсону в Кавендише. Впоследствии в своей книге «Двойная спираль» тот писал, что в миг, когда он увидел снимок, у него отвисла челюсть и участился пульс. Все было невероятно проще, чем полученная ранее А-форма. Кроме того, черный крест отражений, которые доминировали на фото, мог возникнуть только из спиральной структуры.

Лауреат Нобелевской премии

Биологи использовали новые данные для создания двухцепочечной модели спирали с азотистыми основаниями в парах А-Т и C-G в центре. Такое спаривание сразу же подсказало Крику, что одна сторона молекулы может служить шаблоном для точного повторения последовательностей ДНК для передачи генетической информации во время деления клетки. Эта вторая, удачная модель была представлена в феврале 1951 г. В апреле 1953 года они опубликовали свои выводы в журнале Nature. Статья вызвала сенсацию. Уотсон и Крик установили, что ДНК имеет форму двойной спирали, или «винтовой лестницы». Две цепочки в ней отсоединялись, подобно «молнии», и воспроизводили недостающие части. Таким образом каждая молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты способна создать две идентичные копии.

Аббревиатура ДНК и элегантная модель двойной спирали стали известны всему миру. Уотсон и Крик также прославились. Их открытие произвело революцию в изучении биологии и генетики, которая сделала возможными методы генной инженерии, используемые в современной биотехнологии.

Статья в Nature привела к присуждению им и Уилкинсу Нобелевской премии в 1962 г. Правила Шведской академии позволяют награждение не более трех ученых. Розалинд Франклин умерла от рака яичников в 1958 году. Уилкинс упомянул ее мимоходом.

В год получения Нобелевской премии Уотсон женился на Элизабет Льюис. У них родилось двое сыновей: Руфус и Дункан.

Продолжение работы

Джеймс Уотсон продолжал работать со многими другими учеными на протяжении 1950-х годов. Его гений состоял в умении координировать работу разных людей и объединять их результаты для новых выводов. В 1952 году он использовал вращающийся рентгеновский анод, чтобы продемонстрировать спиральное строение вируса табачной мозаики. С 1953 по 1955 гг. Уотсон сотрудничал с учеными из Калифорнийского технологического института для моделирования структуры РНК. С 1955 по 1956 гг. он вновь работал с Криком над раскрытием принципов строения вирусов. В 1956 году переехал в Гарвард, где исследовал РНК и синтез белка.

Скандальная хроника

В 1968 году увидела свет скандальная книга о ДНК, автором которой был Джеймс Уотсон. «Двойная спираль» была полна уничижительных комментариев и злопамятных описаний многих людей, участвовавших в открытии, особенно Розалинд Франклин. Из-за этого издание Harvard Press отказалось печатать книгу. Тем не менее произведение было опубликовано и имело большой успех. В более поздней редакции Уотсон извинился за свою трактовку Франклин, заявив, что он не знал о том давлении, с которым она столкнулась в 1950 годах как женщина-исследователь. Наибольшую прибыль он получил от издания двух учебников - «Молекулярная биология гена» (1965) и «Молекулярная биология клетки и рекомбинантных ДНК» (обновленное издание 2002 года), которые до сих пор выходят из печати. В 2007 г. он опубликовал автобиографию «Избегайте скучных людей. Уроки жизни в науке».

Джеймс Уотсон: вклад в науку

В 1968 году он стал директором лаборатории в Колд-Спринг-Харборе. В то время институт испытывал финансовые трудности, но Уотсон оказался очень успешным в поиске доноров. Возглавляемое им учреждение вышло в мировые лидеры по уровню работ в области молекулярной биологии. Ее сотрудники раскрыли природу рака и впервые обнаружили его гены. Каждый год в Колд-Спринг-Харбор приезжают более 4000 ученых со всего мира - так глубоко влияние Института международных генетических исследований.

В 1990 году Уотсон был назначен руководителем проекта «Геном человека» Национального института здоровья. Он использовал свои способности сбирать средства, чтобы вести данный проект до 1992 года. Он ушел из-за конфликта по поводу патентования генетической информации. Джеймс Уотсон считал, что это только помешает исследованиям ученых, работающих над проектом.

Спорные высказывания

Его пребывание в Колд-Харборе закончилось внезапно. 14 октября 2007 года по дороге на конференцию в Лондон его спросили о событиях в мире. Джеймс Уотсон, ученый с мировым именем, ответил, что омрачен перспективами Африки. По его словам, вся современная социальная политика основана на том, что интеллект ее жителей такой же, как у остальных, но результаты тестов говорят о том, что это не так. Он продолжил свою мысль идеей, что прогресс в Африке затрудняется плохим генетическим материалом. Публичный протест против этого высказывания вынудил Колд-Спринг-Харбор просить о его отставке. Ученый позже извинился и отказался от своих высказываний, заявив, что «научных оснований для этого нет». В своей прощальной речи он высказал свое видение, что «окончательная победа (над раком и психическими заболеваниями) находится в пределах нашей досягаемости».

Несмотря на эти неудачи, генетик Джеймс Уотсон продолжает делать спорные заявления и сегодня. В сентябре 2013 года в институте Аллена в Сиэтле на встрече, посвященной изучению мозга, он снова сделал противоречивое заявление о своем убеждении в том, что увеличение диагностируемых наследственных заболеваний может быть связано с более поздним рождением детей. «Чем старше вы становитесь, тем у вас больше шансов, что у вас будут дефектные гены», - сказал Уотсон, также высказав мысль о том, что генетический материал должен собираться у людей не старше 15 лет для дальнейшего зачатия через экстракорпоральное оплодотворение. По его мнению, это бы снизило шансы на то, что жизнь родителей будет испорчена рождением ребенка с физическими или психическими расстройствами.

Джеймс Уотсон - один из самых умных людей в мире. Уже с самого раннего детства родители замечали у него способности, которые предрекали ребёнку светлое будущее. Впрочем, о том, как Джеймс шёл к своей мечте, и какие препятствия преодолевал на пути к известности, узнаем из нашей статьи.

Детство, юношество

Джеймс Дьюи Уотсон родился 6 апреля 1928 года в Чикаго. Он рос в любви и радости. Как только мальчик сел за школьную парту, преподаватели уже в то время как один говорили о том, что маленький Джеймс умён не по годам.

Окончив 3-й класс средней школы, он отправился на радио поучаствовать в интеллектуальной викторине для детей. Мальчик продемонстрировал просто потрясающие способности. Через некоторое время Джеймса приглашают учиться в Чикагский четырёхгодичный университет. Там он проявляет неподдельный интерес к орнитологии. Получив диплом бакалавра естественных наук, Джеймс отправляется продолжать обучение в Индианский университет Блумингтона.

Интерес к наукам

Во время обучения в университете Джеймс Уотсон всерьёз увлекается генетикой. На его способности обращает внимание известный генетик Герман Дж. Мёллер, а также бактериолог Сальвадор Лаурия. Учёные предлагают ему работать совместно. Через некоторое время Джеймс пишет диссертацию на тему «Влияние рентгеновских лучей на распространение вирусов, инфицирующих бактерии (бактериофаги)». Благодаря этому молодой учёный получает степень доктора философии.

После этого Джеймс Уотсон продолжает исследование бактериофагов уже в Копенгагенском университете, в далёкой Дании. В стенах заведения он изучает свойства ДНК. Однако всё это быстро надоедает учёному. Он желает изучать не просто свойства бактериофагов, а саму структуру молекулы ДНК, которую так рьяно исследуют генетики.

Достижения в науке

В мае 1951 года, на симпозиуме в Италии (Неаполе), Джеймс встречается с английским учёным Морисом Уилкинсом. Как оказалось, он вместе со своей коллегой, Розалин Франклин, проводит анализ ДНК. Исследования учёных показали, что клетка представляет собой удвоенную спираль, которая напоминает винтовую лестницу.

После этих данных Джеймс Уотсон решает провести химический анализ нуклеиновых кислот. Получив субсидию на исследование, он принялся за работу с физиком Френсисом Криком. Уже в 1953 году учёные сделали сообщение о структуре ДНК, а годом позже создали увеличенную модель молекулы.

После того как исследования были обнародованы, Крик и Уотсон расходятся. Джеймса назначают на должность старшего сотрудника биологической кафедры Калифорнийского технологического института. Спустя некоторое время Уотсону предлагают трудиться профессором (1961 год).

Премии и награды

Джеймс Уотсон и получили Нобелевскую премию по медицине и физиологии. Это была награда «За открытие в области молекулярной структуры нуклеиновых кислот».

С 1969 года теория Джеймса Уотсона проверяется уже всеми генетиками мира. В этом же году учёный занимает должность директора лаборатории молекулярной биологии в Лонг-Айленде. Следует отметить, что от работы в он отказывается. Многие годы Уотсон посвящает изучению нейробиологии, роли ДНК и вирусов в развитии рака.

Кстати, Уотсон награждён премией Альберта Ласкера (1971 г.), Президентской медалью Свободы (1977 г.), медалью Джона Д. Карти. Стоит сказать, что Джеймс является членом Национальной академии наук, Американского сообщества биохимиков, Американского общества по исследованию рака, Датской академии искусства и наук, Американского философского общества, совета Гарвардского университета.

Личная жизнь

В 1968 году Уотсон женится на Элизабет Леви. Девушка в лаборатории, где когда-то трудился сам Джеймс. В браке у пары родилось двое сыновей.

Ходили активные слухи, якобы дочерью Джеймса является Эмма Уотсон. И кстати, попал в категорию якобы рождённых вне брака детей учёного. Хотя, скорее всего, это неправда.

Джеймс Уотсон о расах

Уотсон утверждал, что люди с чёрным цветом кожи обладают более низким уровнем интеллекта, в отличие от человека с белой кожей. За эту теорию известного микробиолога Уотсона хотели призвать к суду. Следует отметить, что учёный не в первый раз позволял себе высказывать подобное мнение. Раньше он точно так говорил и о женщинах.

Такие высказывания породили вокруг массу дискуссий, подобно тем, которые в 90-х годах произвела книга Уотсона и Мюррея. В ней учёные рассматривали отличия между интеллектами различных рас. Данную работу тогда назвали апологией научного расизма.

Пока сложно сказать, накажут ли известного учёного. На данный момент известно, что американская Комиссия по расовому равенству отметила, что этот неприятный инцидент не оставят без внимания.

Кстати, наверняка Уотсон лишился своей должности в качестве директора лаборатории в Лонг-Айленде именно из-за этого высказывания.

Обвинение учёного в политнекорректности

Джеймс Уотсон известен своими провокационными и скандальными высказываниями. К примеру, учёный вопреки всему верит, что глупые люди больны, и что 10% из них необходимо срочно лечить.

Ещё одно утверждение касается женской красоты. Уотсон уверен, что именно с помощью генной инженерии можно сделать всех женщин по-настоящему привлекательными и обаятельными.

В таком же контексте он высказывался относительно людей с нетрадиционной ориентацией. Джеймс и по сей день утверждает, что если можно было бы создать ген, отвечающий за сексуальную ориентацию, он тут же занялся бы его изучением и исправлением.

После такой нелюбви к гомосексуалистам и другим нетрадиционным культурам Уотсон был подвержен осуждениям со стороны не только представителей этих культур, но и власти.

В центре внимания оказалось и его суждение о людях с излишним весом. Уотсон утверждает, что именно «жирного человека» он никогда бы не взял на работу, поскольку считает его интеллектуально неразвитым.

Что ж, у каждого своё мнение! А мы будем наблюдать за дальнейшими исследованиями и высказываниями известного учёного.