Плоской поверхности отрицательной астенической эмоции. Астеническая отрицательная эмоция

Эмоциональные процессы и состояния (ЛД)

(тезисы лекции)

Мотивация

« Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся»

Бертран Рассел

Психологи провели эксперимент, в ходе которого людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили, что данное «лекарство» должно будет вызывать у них состояние эйфории, в другом – состояние гнева. После принятия «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым данной им инструкции.

Давайте попробуем разобраться: что такое эмоции? Как и почему они возникают? Может ли человек направлять и контролировать их? Какие бывают негативные эмоциональные состояния и что с ними делать?

Эмоции человека зависят не только (и не столько) от телесных изменений, как от восприятия и оценки им ситуации, его прошлого опыта, интересов, потребностей.

Эмоции психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

К. Изард же выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании.

Три аспекта целостного определения эмоций:

а) внутреннее переживание;



б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Эмоции выполняют следующие функции:

· отражательно-оценочную;

· переключающую;

· подкрепляющую;

· компенсаторную (замещающую);

· побудительную;

· функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

· дезорганизующую;

· предвосхищающую;

· эвристическую;

· функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

· функцию активации и мобилизации организма;

· экспрессивную.

Классификация эмоциональных явлений (Грановская):

1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности".

Изард "10 базовых эмоций":

· Положительные: радость, интерес;

· Нейтральные: удивление;

· Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

На основе результатов тридцатилетних исследований Пол Экман выделил шесть основных эмоций: счастье, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. При этом он отмечает, что, возможно, лицо передаёт и другие эмоции - стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции.

Классификация по Рубинштейну:

1) Эмоции, связанные с удовлетворением/неудовлетворением органических потребностей;

2) Более высокий уровень, соответствующий предметному чувству (интеллектуальному, эстетическому);

3) Обобщенные чувства, аналог абстрактного мышления.

В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:

1) Эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;

2) Эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;

3) Эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.

Факторы возникновения эмоций (Симонов):

1) Потребность;

2) Вероятность удовлетворения потребности (Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций).

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции , наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам - кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции - на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости».

Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.

Страница 1

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то - к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж - восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости различные люди могут жестикулировать, прыгать, плясать, бить в ладоши, издавать радостные восклицания, громко смеяться, совершать другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Любые эмоции, которые испытывает человек, действуют на него возбуждающе. Происходит активизация нервной системы. В этот бурный процесс сразу же вовлекаются все мозговые структуры. Конечно, такая интенсивная нагрузка не может не затронуть сердце. А потому поговорим про дела душевные, дела сердечные, заболевания, стенические и астенические эмоции, психология которых должна стать вам понятна.

Существует различные классификации эмоций. Но мы с вами поговорим именно о тех, которые отрицательно влияют на состояние и здоровье сердца, и попробуем выяснить, каким образом можно существенно снизить их негативное влияние.

С точки зрения влияния на сердце, все эмоции можно разделить на три основных группы: положительные переживания, отрицательные стенические и отрицательные астенические эмоции.

В первую очередь, поговорим об отрицательных эмоциях. Именно они разрушительно действуют на сердечную мышцу. К ним можно отнести: Стенические (злоба, гнев, ярость и сильное негодование), астенические (чувство тоски, ужаса и страха).

Стенические эмоции появляются и протекают на фоне повышенной активности, затрачивающей большое количество энергии. Во время этого активизируются процессы в организме, стимулируется работа мышц, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Астенические эмоции, в отличие от стенических, вызывают подавление энергетической, психической, интеллектуальной деятельности и снижают мышечную активность организма.

Таким образом, стенические и астенические переживания оказывают на сердце разное воздействие: Например, если при сильном испуге или тоске в сосудах сердечной мышцы снижается кровоток, то при сильном гневе, злобе и ярости, кровоток увеличивается. Как утверждают ученые, обе группы эмоций являются проявлением одного процесса, который появляется в процессе меняющихся условий внешней среды, и являются своеобразным ответом на эти изменения. Этот процесс называется - состояние напряженности (СН).

Принято выделять 4 стадии СН:

Мобилизация сил организма

На первой стадии происходит процесс мобилизации сил и резервов организма в ответ на возникшую ситуацию. В это время происходит активная стимуляция деятельности нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Усиливается работа головного мозга, повышается тонус всего организма, вырабатывается большое количество энергии, усиливается функция мышечной системы.

Также усиливаются механизмы вероятностного мышления. Если эмоция положительная, возникает вдохновение, озарение, что проявляется в высокой творческой активности.

Стеническая отрицательная эмоция

При возникновении стенической отрицательной эмоции, если возникла критическая ситуация, требующая большого расхода энергии, происходит усиление всех систем организма, которые взаимодействуют с внешней средой. В это время резко повышается тонус, сила и выносливость мышц. Происходит резкая мобилизация всех энергетических процессов. Повышается артериальное давление, вентиляция легких, происходит выброс адреналина. Конечно, это не может не сказаться на деятельности сердца.

В отличие от стадии мобилизации, тут все процессы происходят бурно и чрезмерно, к тому же не всегда адекватно ситуации.

Астеническая отрицательная эмоция

Во время этого переживания организм «полагает», что возникла чрезвычайная ситуация и для адекватного реагирования может не хватить имеющихся ресурсов. Поэтому мобилизации ресурсов и сил не происходит. В связи с этим начинается резкое снижение активности: снижается работоспособность, падает тонус организма, появляется умственное утомление, торможение мыслительных процессов.

В это время снижаются иммунологические реакции, угнетается процесс восстановления клеток. Отмечаются случаи временной потери памяти, снижается способность к рациональному мышлению, принятию решений адекватных ситуации. При сильном страхе часто угнетается лишь мыслительная способность, но стимулируется двигательная активность. Сильно испуганный человек начинает тратить огромное количество энергии, совершая ненужные и в основном бесполезные действия, то есть впадает в панику.

Невроз

Это последняя стадия СН, при которой нарушается равновесие процессов в коре головного мозга. Описанная выше «вегетативная буря», которая перестраивает деятельность организма, переходит в «хаос». Если в первом случае возбуждаются или угнетаются определенные органы и системы организма, то во втором, при состоянии хаоса, происходит изменение абсолютно всех процессов. Резко падает работоспособность, полностью изменяются поведенческие реакции и поступки. Нарушаются функции всех внутренних органов, особенно сердца, начинают развиваться заболевания.

Описанная система помогает разобраться в механизме развития стрессового состояния, определяет факторы, приводящие к нему, а главное, помогает понять и выработать методы борьбы с этими состояниями.

Как бороться с последствиями отрицательных эмоций?

Поскольку отрицательные эмоции оказывают негативное состояние на работу сердца, их можно и нужно корректировать. Первая, мобилизационная стадия не требует специальной коррекции, поскольку она не способствует накоплению отрицательных последствий для здоровья.

На стадии стенических эмоций требуется физиологическая разрядка и физическая нагрузка: Полезна быстрая ходьба, легкий бег или обычные физические упражнения и прогулка на свежем воздухе. Полезно пить настои успокаивающих трав (валериана, пустырник). В некоторых случаях рекомендуется принимать транквилизаторы (реланиум, седуксен).

Человек, который знает свою особенность реагировать на стрессовое состояние, должен регулярно принимать витамины группы В. Перед возникающими стрессами, например, перед экзаменами, годовым отчетом и т.п., рекомендуется принимать небольшое количество успокаивающих препаратов и настоев лекарственных растений.

При возникновении астенических отрицательных эмоций, прежде всего, необходимо повысить тонус организма, а главное, нервной системы до возможно нормального уровня. В этом случае, физические нагрузки вряд ли помогут снять напряжение. Тут необходима помощь лекарственных препаратов, которые стимулируют обменные процессы. К таким препаратам относятся рибоксин, кокарбоксилаза, пиридоксаль-фосфат. Часто таким людям рекомендуют препараты, содержащие фосфолипиды: эссенциале, липостабил.

Для стимуляции нервных процессов можно использовать средства, содержащие фосфолипиды: пирацетам, ноотропил.

Помимо этого, полезно принимать витаминные комплексы. Поливитамины обладают антиоксидантными свойствами. Таким людям рекомендуется полноценный глубокий сон. Из лекарственных растений вместо валерианы и пустырника лучше принимать настои из боярышника или пиона. Они не усиливают процессы торможения в головном мозгу. Ну и конечно, при этой стадии не обойтись без помощи профессионального психолога или психотерапевта.

Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности.

Основные характеристики эмоций

Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности. Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.

Виды эмоций

Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.

Определение 1

Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения.

В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.

Определение 2

Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.

В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность личности, астенические, наоборот, подавляют и угнетают все жизненные процессы организма.

Основные функции эмоций

Как активные (стенические), так и пассивные (астенические) эмоции выполняют ряд актуальных функций в жизнедеятельности личности, среди которых следует назвать следующие:

  • функция побуждения, которая позволяет эмоциям стимулировать или притормаживать деятельность индивидуума, направленную на удовлетворение тех или иных потребностей;
  • дезорганизационная функция;
  • следообразующая функция, которая проявляется исключительно в экстремальных состояниях;
  • предвосхищающая, эвристическая функция, дополняющая когнитивные процессы;
  • синтезирующая функция, которая состоит в интеграции эмоциональной и интеллектуальной составляющей, единства когнитивных процессов и эмоционального отношения к результатам познания, что обеспечивает возможность структурирования, целостного отражения переживания и познания;
  • экспрессивная функция, которая находит свое отражение в реализации влияния эмоционального состояния на коммуникативную сферу деятельности личности.

Таким образом, эмоции выступают неотъемлемой составляющей