Фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Базовые эмоции

«Развивающая среда в ДОУ» - Социальный эффект. Проект: «Родители - управление образовательным учреждением – качество». ЦЕНТР МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ г. ТОЛЬЯТТИ. Уровень образования педагогических кадров. Квалификационные категории. Система психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Предметно-развивающая среда» - Организация предметно-развивающей среды для дошкольников в ОУ района. Цель: Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Задачи: (вытекают из проблем). Создание в ОУ предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.

«Методика Марии Монтессори» - Катушки. Система Марии Монтессори. Прищепки. Развитие слуха. Задача Монтессори-учителя. Вкладыши. Письмо и чтение. Переливание воды. Подготовленная среда. Переносные столы и стулья. Зона математического развития. Жизненная практика. Основная идея метода. Двигательное развитие. Методика Марии Монтессори.

«Развивающая среда» - Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Основная идея проекта. После реализации проекта. Реализация модульного проекта физкультурного зала. Значение предметно - развивающей среды. Цели и задачи проекта.

«Кризис трёх лет» - Если истерика все же началась. Основные признаки кризиса. Истерика. Упрямство. Внутреннее противоречие. Изменения в развитии ребенка. Негативизм. Кризис 3-х лет. Самый острый кризис. Проявление вредности.

«Особенности развития ребёнка» - Общее недоразвитие речи. Комплексное воздействие. Шепотной речи тоже нужно учить. Эхо. Режим. Золотая серединка. Щетка. Быстрая речь. Леворукость. Мелкая моторика. Юла. Жесты дополняют нашу речь. Отсутствие фразовой речи. Хорошо устроенный мозг. Умственное развитие. Подражание. Язык. Плохое настроение.

Базовые эмоции – это эмоции, которые одинаково проявляются у представителей разных культур, проживающих на разных континентах. Критерий выбора – внешнее сходство.

Базовые эмоции — это врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные явления.

Большинство списков базовых эмоций включает от 3 до 10 эмоций, например:

Радость
Печаль
Гнев
Удивление
Страх
Отвращение
Презрение
Интерес

Базовые эмоции возникают при стимуляции различных подкорковых зон мозга. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от ½ до 4 секунд.

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.

Возможное проявление — смех, покраснение лица, прыгание, сжатие поднятых вверх рук, жест «на большой палец», громкость голоса. Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием.

Печаль — одна из основных отрицательных эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо, бедности, недостатке, и направленная в прошлое или настоящее. Печаль является нормальным состоянием человека, вызывающим у него такие переживания, которые не оставляют глубокого следа. При неблагоприятных обстоятельствах печаль может обостриться до скорби и тем самым создать почву для возможного возникновения невротических заболеваний.

Гнев — отрицательная эмоция, направленная против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Гнев может сочетаться с любовью, презрением, ненавистью, нетерпимостью, страданием. Может сменяться другими чувствами.

Удивление когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Оно может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Это самая кратковременная эмоция.

Страх — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т.д.). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути избегания. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).

Отвращение — антипатия, ненависть, внутренняя негативная реакция на кого- или что-либо. Оно может быть кратковременным и длительным, устойчивым и неустойчивым.

Презрение — чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения, безразличия, пренебрежительного отношения к кому- или чему-либо. Презрение может проявляться в горячности своего выражения или, наоборот, сочетаться с холодностью. Может также сочетаться с гордостью индивида, спесью, чувством собственного достоинства, ригоризмом, самоуверенностью.

Интерес — внимание человека к чему- или кому-либо привлекательному. Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия.

Таким образом, значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций :
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

В конце статьи на сайте сделана ремарка:

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса.

Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> =((

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных , которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

– одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.

Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.

Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.

Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.

Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.

Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.

Техники управления страхом
1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.

Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип , новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

В данном вопросе мы рассмотрим 10 базовых эмоций и варианты (шкалы) проявлений каждой из них; кратко дадим характеристику каждой эмоции для того, чтобы воспитатель четко представлял себе, что скрывается за каждым понятием. Тогда более ясно можно представлять себе, что и как надо воспитывать у ребенка.

Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:

  • биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;
  • мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;

социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.

Необходимо помнить о том, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость - всегда радость; печаль - печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости - разная.

Шкала дифференциальных эмоций

1. Интерес - базовая эмоция, проявляющаяся в процессах:

  • внимательность;
  • сконцентрированность;
  • настороженность.

2. Радость -

  • восторг;
  • счастье;
  • удовольствие.

3. Удивление -

  • удивление (испуг);
  • изумление;
  • ошеломление (шок).

4. Печаль -

  • унылость;
  • печальность;
  • обескураженность.

5. Гнев -

  • разгневанность;
  • злость;
  • бешенство.

6. Отвращение -

  • неприязнь;
  • отвращение;
  • омерзение.

7. Презрение -

  • высокомерие;
  • пренебрежительность;
  • надменность.

8. Страх -

  • испуг;
  • боязнь.

9. Стыд -

  • сконфуженность;
  • стыдливость;
  • стеснительность.

10. Вина -

  • раскаивание;
  • виновность;
  • заслуживающий порицания.

Исследуя особенности опыта ребенка при переживании базовых эмоций ученые (Бартлетт, Изард, Ноулис и др.) исходили из того. Что эмоциональный опыт - это многогранное явление, которое отражает разные стороны чувств, мышления и поведения человека. Каждая из 10 базовых эмоций представлена тремя эффективными состояниями, через которые они и проявляются.

Самая главная эмоция в человеке - это интерес, т.к. именно эта эмоция обеспечивает работоспособность ребенка, человека.

Вот, иногда на занятии ребенок выключается, вертится, мешает другим - значит, ему не интересно. А воспитатель надрывается, используя разного рода административные установки: вот, сейчас накажу; будешь мешать - не пойдешь с нами гулять; ты у меня повертись-повертись - потом получишь и т.п.

А всего-то надо подойти и сказать: “Ты, наверное придумал что-то новое, необычное, но не знаешь, как это сделать. Скажи мне на ушко, о чем ты думаешь, я постараюсь тебе помочь, если смогу...(или, что-то в этом роде).

При таком варианте общения делается попытка активизировать интерес ребенка к его действиям; и если это получится - то тогда будут действия ребенка по лепке, рисованию, рассказыванию и т.п.

А если нет? То тогда воспитатель должен использовать любые ухищрения, спец. эффекты, чтобы этого добиться. Ну например, не хотят дети, не могут, отхлопать ритм, повторить движения, запомнить последовательность операций - прикрепите яркие кусочки ткани, игрушки, лампочки к своим ногам и рукам, телу и пусть дети повторяют ритм движения, последовательность действий и т.п.

Перемены, одушевленность, новизна - вот далеко неполный перечень причин, которые вызывают интерес. Запомните это и используйте в работе не одни и те же средства наглядности, а разнообразные схемы, таблицы и пр.

Приходите на работу в разной одежде, различном макияже; меняйте свои тапочки (или их детали, помпоны, прикрепляйте кусочки разноцветных тканей и т.п.) в детском саду и обращайте на это внимание малышей.

“Какого цвета сегодня мои тапочки? Что изменилось в них? Почему? Попробуйте определить мое настроение, и если можете - исправьте его”

Примерная символика цветов: синие тапочки - грусть; красные тапочки - радость; зеленые тапочки - удовольствие...

И еще такой факт! Мозг новорожденного ребенка имеет почти 90% нервных клеток мозга взрослого человека, но это не завершенный в развитии субстракт. Учитывая, что формирование межанализаторных связей обусловлено влиянием окружающей среды, а эмоция интереса является мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия ребенка со средой, то напрашивается вывод о том, что эмоция интереса способствует развитию мозга .

Взаимодействие интереса с сенсорными, познавательными процессами приводит к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности. Эмоция интереса является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимания, познания.

Радость вызывают социальное взаимодействие (общение), игра, преодоление восприятий, реальных или воображаемых, настойчивость в достижении поставленных целей (решимость, упорство, труд) и пр.

Радость - позитивная эмоция, имеющая большое значение для формирования социальной контактности ребенка, для его состояния организма, для его психического состояния.

Радость нельзя запланировать, но можно сделать так, чтобы наши дети чаще испытывали радостные переживания. Главное, что может и должен сделать для ребенка воспитатель и родители - это чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности, радостные улыбки взрослых создают благоприятную почву для развития у ребенка исследовательской активности и служат источником радостных переживаний.

Предлагаемая нами программа “Развитие личностных начал” Е. Яковлевой строилась с учетом именно этих положений. Обратите внимание на инструкции , оценочные суждения, которые использует воспитатель в своей речи. Вот ваш арсенал формирования эмоции радости.

Удивление вызывается резким изменение стимула. Например, вы ставите перед детьми экран, за который вбежала мышка, а выбежала - лиса; или вбежал котенок - выбежал кот. Будет удивление или нет? Удивление очень кратковременное состояние. Его задача - подготовить ребенка к эффективному адекватному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент изменения в окружающей среде, соорганизовать действия ребенка, позволившие бы ему адаптироваться.

Эта эмоция очень важна именно для нашего контингента. Который не умеет быстро перестраиваться. Значит для того, чтобы развить перестроечные механизмы, необходимо включать в занятия задания, которые бы вызывали эмоцию удивления и требовали бы от детей воспроизведения каких-то иных действий.

Например, за экран вбежала птичка; воспитатель просит детей поймать ее, показав место, откуда она должна вылететь. Дети группируются около другого конца экрана, готовясь ее поймать. А вылетают две птички и одна вверху экрана, другая - внизу. Детям надо быстро перестроить свои действия, чтобы поймать этих птичек. А сам вылет двух птичек в разных местах вызвал эмоцию удивления (изумления, испуга - может быть у кого-то...)

Печаль вызывается разлукой, отделением, смертью, разочарованием, неудачами в достижении поставленной цели. Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра; интенсивное переживание печали доставляет человеку боль.

Печаль, замедляя общий темп человека, дает возможность “оглянуться назад”. Эмоция печали выполняет и коммуникативную функцию, сообщая самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии. Выражая печаль, ребенок дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

Печаль может выполнять и мотивационную функцию: добиться цели, установить контакт.

Так, например, если ребенок печалится, воспитателю можно обратиться к нему с такими фразами: “Тебе плохо, я могу чем-то помочь тебе?” Или “Тебе плохо, грустно потому, что ты не сделал... Хочешь, я покажу тебе, как бы сможешь сам это исправить?”

Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии (способность понять другого). Печальные сопереживания побуждают ребенка к альтруистическому поведению: помочь зайке, спасти девочку от медведей и пр.

Однако, на практике нередко бывает, что ребенок оказывается в ситуации “замкнутого круга”, которая не дает ребенку возможности выразить печаль, гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание. Становится источником самоизоляции ребенка, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, источником апатии и усталости.

Например. Воспитатель одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать и за игрушки, и за то, что он плохо чувствует себя. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль ребенка, порождая к жизни самозащитные формы поведения, ухода в себя.

Поощряющий тип социализации печали с нашим контингентом детей способствует профилактике стрессов поведения, развитию механизмов преодоления печали, что в конечном итоге формирует доверие, честность, готовность к общению с воспитателем.

Гнев вызывается, как правило, чувством физической или психической несвободы. Так, например, ученые Сампос и Стенберг (1981) обнаружили, что сковывание свободы движений рук вызывает даже у 4-х месячных младенцев реакцию гнева. Запреты подросткам на что-то побуждают их делать именно это.

Препятствия в достижении цели, постоянно действующие неприятные события, чувство провала, разочарования в себе, чувство несправедливого устройства мира, чувство, что тебя обманули, предали, использовали - все эти факторы могут выступать в качестве причин гнева.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. А это, в свою очередь, стимулирует индивида. Отстаивать свои права, т.е. защищать себя как личность! Вот почему необходимо развивать у малышей механизмы, при помощи которых можно регулировать эмоцию гнева. Гнев подавляет страх. А ведь у наших детей нередки не просто страхи, а фобии различного рода. А если использовать гнев, как “противоядие” против страхов. Именно это и делается в терапевтических целях.

Уже в раннем младенческом возрасте крик, плач есть эмоция гнева, вызванного, как правило физическим страданием, болью. Для младенца - это самая естественная адаптивная реакция. Однако, по мере развития и приобретения возможности избегать неприятностей стимуляции реакция гнева приобретает другие формы. С помощью родителей и воспитателей ребенок должен научиться тем формам поведения, которые помогут ему снизить интенсивность причины гнева. Воспитатель должен научить ребенка отличать ситуации, в которых совершение действий (проявление злости, наказание, обида, отказ от совместных действий и т.п.) против источника боли необходимо, от тех ситуаций (укол, прививка, мытье головы шампунем...) в которых такие действия будут неадекватными).

Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения - это непростая проблема. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может привести к серьезным нарушениями адаптации и развитию психосоматических симптомов.

Страх складывается из ряда физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, обусловленного ожиданием угрозы, опасности, боязни физического повреждения (особенно у малышей).

Причинами страха могут стать: любая эмоция, результат оценки какой-то ситуации, как потенциально опасной, чувств неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности, ожидание боли.

Наши малыши часто боятся выйти и прочитать стишок, спеть, объяснить что-то, хотя они умеют это делать, но они боятся! И этот страх продиктован ощущением собственной неадекватности, неуверенности в себе...

Являясь очень сильной эмоцией, страх оказывает влияние на познавательные процессы и поведение ребенка.

Когда малыш испытывает страх, его внимание резко суживается, заостряется на объекте, предмете. Сильный страх создает эффект “тоннельного восприятия”, т.е. ограничение восприятия, мышления, свободы поведения человека.

С другой стороны страх - это адаптивная эмоция в норме, побуждающая поиск безопасной ситуации; он заставляет нас учитывать возможный риск.

Процесс социализации (формирования) страха у ребенка в значительной мере обусловлен родителями. Разумный подход предполагает включение некоторой доли страха, обучение приемам противостояния страху, а также развитие навыков избегания опасных стимулов, или снижения их интенсивности.

Согласно описанию Томкинса (1963), он считает полезным научить своих детей спец. приемам противостояния страху; делиться с ребенком своим собственным опытом переживания страха.

Я пошел в лес один, мне было очень страшно, но я вспомнил, что совсем недалеко есть маленький домик...

Однажды мне надо было выступать на Новогоднем празднике. Я очень боялся, что забуду слова, но я подумал, хлопну 3 раза в ладошки и воспитатель мне подскажет...

- Высказывать готовность встретить опасность вместе, противостоять ей, поддерживая любые действия ребенка самостоятельно справиться со страхом.

“Ты боишься идти на укол, но давай я пойду первая и ты будешь держать меня за руку, чтобы посмотреть, как что происходит, потом. Если хочешь посмотреть на то место, где мне сделали укол, что там осталось;

- Учить ребенка избегать потенциально опасных ситуаций : не ходить с незнакомыми людьми, не есть землю, т.к. ... и пр.

Совершенно ясно, что есть ряд методов, используемых воспитателем в своей работе, которые несут в себе негативные последствия .

Среди таких методов:

Переживание страха происходит довольно редко, но это не означает отказ от формирования у ребенка адекватных форм поведения и развития у него защитных механизмов.

Стыд - эмоция малоизученная. Однако, некоторые материалы позволили нам рассмотреть ее в аспекте личностного развития ребенка.

Стыд - это, как правило, ощущение поражения, унижения, отчужденности. Х. Льюис так определяет стыд: “Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки. Он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность. Неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, которые в свою очередь вызывают переживания стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.

Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и презирать его. Любой вправе отвернуться и отречься от него. Комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение” .

Причинами стыда являются и чувства (разочарование в себе, ощущение изоляции, печаль, неловкость, скованность), и мысли (о неудачах, о том, что сделал что-то не так, грязные, аморальные мысли, мысль о совершенной глупости, о том. Что над вами насмехаются), и действия (аморальный поступок, вредный для окружающий).

Эмоция стыда выполняет жизненно важные функции для человека.

Во-первых, переживание стыда повышает восприимчивость ребенка к чувствам и оценкам окружающих, и таким образом активизирует самооценку своего “Я”.

Во-вторых, стыд разоблачает “Я”.

В третьих, обостренное переживание стыда пробуждает более острое, нежели другие эмоции, осознание собственного тела. Это внимание по отношению к своему физическому “Я” заставляет ребенка обратить внимание на чистоплотность, на гигиену, одежду и пр.

Эмоция стыда обладает особой отзывчивостью способности к личностной целостности. При первых признаках посягательства на “Я” (ну, посмотри, какой ты грязный...) стыд встает на его защиту, побуждая ребенка противостоять (я не грязный; все такие; сама такая).

Отрицание выступает в роли барьера на пути стыда, т.к. стыд - крайне болезненная эмоция, которую мучительно переживать и трудно скрыть. Отрицание - это способ отодвинуть стыд. Надо это помнить в работе. Когда дети начинают упорно не соглашаться с чем-то, отрицают что-то, вспомните о предварительных ваших действиях и словах.

Другим способом защиты от стыда является подавление , когда люди пытаются не думать о ситуациях, стимулирующих их, вызывающих стыд. Используя механизм подавления, человек “сжигает все мосты”, которые могли бы заставить его переосмыслить ситуацию. Он удовлетворяется своим “Я”, самоутверждаясь, как Нарцисс. (Льюис, 1971).

Самоутверждение - это тоже один из способов защиты от стыда.

Нередко дети начинают хвастать друг перед другом своими родителями (“А вот мой папа может...”), или какими-то своими достоинствами (“А вот я могу съесть целого слона...”) и т.п. Что представляет собой попытку защитить свое “Я”. Подумайте, как в такой ситуации можно поддержать ребенка, найдите за что реально его можно похвалить.

Переживая стыд, ребенок опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, заливается румянцем. Способность к стыду означает, что ребенок реагирует на мнения других, и это способствует развитию адекватных форм поведения.

Стыд обеспечивает развитие навыков самоконтроля и обучение самостоятельности. Эмоция стыда неразрывно связана с другими аффектами и социальным поведением. Стыд участвует в развитии социальных способностей: контактности, обходительности, скромности и т.п. Воспитатель в своей работе должен уделять внимание отработке адекватного проявления стыда, развитие у ребенка способов его переживания и защиты своего “Я”.

Вина - эта эмоция, как и другие, прошла долгий путь развития. Человека не обучают эмоции вины, она заложена социокультурным фактором. Она не имеет ярко выраженного мимического проявления, зато оказывает сильное влияние на внутреннюю жизнь.

Причиной вины, как правило, выступает неправильный поступок, результаты которого потом и переживаются. Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она побуждает ребенка исправить ситуацию. Но для этого он должен научиться понимать, что его поступки могут причинить вред другим людям. Ребенок должен уяснить, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него. Многие исследователи (Зан-Уокслер, Радке-Ярроу, Кинг...) отмечают, что уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют признаки понимания последствий своего поведения. Конечно, эти данные относятся к норме; но тем не менее эта информация должна быть учтена. Как часто мы слышим: “Он маленький, и ничего не понимает. Вот вырастет и поймет”. При таком подходе вряд ли возможно реагировать на осознание ребенком вины при совершении плохого поступка: кошку замучил, сделал больно другу и т.п. А ведь именно вина играет ключевую роль в процессе становления совести, которая потом и выступает в роли регулятора нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, которая пробуждает альтруизм, переживания положительных эмоций, и именно они обеспечивают освоение, усвоение ребенком высших форм поведения : поведения этического, нравственного.

Мы рассмотрели основные “базовые” эмоции (за исключением “отвращения” и “презрения”, которые находятся на стадии экспериментальной обработки) применительно к понятию “общей готовности ребенка к школе”. Именно это направление в работе воспитателя с детьми, имеющими ОВЗ, позволяет ему наиболее эффективно справиться с этой задачей. Мы предлагаем в “обходные пути развития” аномального ребенка включить систематическую работу по развитию базовых эмоций и механизмов их регуляции.

А эти базовые эмоции рассматриваются как диапазон, веер направлений работы воспитателя по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, через которую можно будет скорректировать и поведение и речь, и мышление!

Еще раз подчеркнем, что программа, материал останется тот, по которому вы работаете. Мы предлагаем вам календарное планирование работы воспитателя для средней, старшей, подготовительных групп - на каждый день. Но при реализации нашего подхода воспитатель берет занятие из нашего плана и проводит по схеме, которую мы рассмотрим в разделе “Планирование занятий воспитателя”. Здесь же отметим тот факт, что мы предлагаем воспитателю стать на стезю работы над личностью ребенка, его мотивами, эмоциями, его поведением, а не усвоение величины, формы, цвета, размера предметов. Это пусть станет пищей, материалом для отработки малышом эмоции радости, печали, удивления и пр. Итак, рассматривая блок “общей готовности” ребенка к школе, мы подробно остановились на личностном развитии ребенка: мотивах дошкольника, базовых эмоциях личности.

В “общую готовность” ребенка к школе отечественные психологи относят и умственное развитие (А.Запорожец, Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохин, Л.А. Венгер)