Скиннер психология. Оперантный бихевиоризм Б

» Оперантная теория Скиннера

© В.А. Роменець, И.П. Маноха

Теория оперантного обусловливания Берреса Ф. Скиннера (1904-1990)

Вторым после К. Халла ведущим необихевиористом считается Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner), но по популярности он значительно его превышает. До самой своей смерти он оставался одним из самых известных психологов мира, его идеи и сегодня влияют на характер психологических исследований, на педагогику и практику психологии. Историки науки задают вопрос: сделал ли Скиннер существенный вклад в человеческое самопознание? И в основном отвечают так: «Он был слишком далек от такого рода вопросов».

Понимание человеком самого себя, или по крайней мере того, что искали философы и психологи на протяжении многих веков, никак не было целью Скиннера. Всю свою долгую жизнь он придерживался крайней бихевиористской позиции, согласно которой «субъективные сущности», такие как ум, мышление, память, аргументация, не существуют вовсе, а есть только «вербальными конструктами», грамматическими ловушками, в которые человечество попало с развитием речи. Скиннер отыскивал детерминанты поведения: каким образом оно обуславливается внешними причинами. Он не сомневался в правильности своей позиции, поскольку считал, что «бихевиоризм нуждается в объяснении».

Теория обусловливания, которую стремился создать Скиннер, должна была подытожить его достаточно необычные исследования: все, что мы делаем и чем мы являемся, детерминировано историей нашей наград и наказаний. Детали его теории исходили из таких принципов, как частичное подкрепление эффекта, изучение обстановки, вызывающей определенное поведение или прекращающей его.

Подобно Дж. Уотсону , Скиннер был общественно активным, в частности как публицист. В одном из своих ранних выступлений по телевидению он привел дилемму, которую предложил еще М Монтень: «Что сделали бы вы, если бы вам надо было выбрать: родить детей или создать книги?» - и ответил, что для себя лично он родил бы детей, однако его вклад в будущее был бы значительным благодаря его трудам.

Скиннер любил смеяться над терминами, которыми специалисты пользовались для понимания человеческого поведения: «Поведение свойственно человеческой природе, и потому должна быть экстенсивная «психология индивидуальных различий», в которой люди сравниваются между собой и описываются в терминах черт характера, способностей, наклонностей. Но за традицией каждый, кто имеет дело с человеческими поступками, продолжает толковать человеческое поведение донаучным способом».

Скиннер также отвергал попытки понять внутреннюю сторону характера личности: «Мы не имели потребности говорить о том, что личности, состояния ума, чувств, черты характера человека реально существуют, чтобы можно было их примирить с научным анализом поведения... Мышление и все другое является поведением. Ошибка заключается в попытках отнести поведение к душе».

По мнению Скиннера, необходимо знать внешние причины поведения и его результаты, которые можно наблюдать. Только исходя из таких предположений можно дать ясную картину активности организма как поведенческой системы.

Согласно этой позиции он выступал как убежденный детерминист: «Мы такие, какие предстаем в нашей истории. Мы хотим думать, что мы выбираем, что мы действуем, но я не могу согласиться с тем, что личность является или свободной, или ответственной». Самодостаточное и автономное человеческое бытие Скиннер считает иллюзией. Для него хороший человек является таковым, потому что полностью обусловлен вести себя определенным образом, а хорошее общество должно быть основано на «бихевиоральной технике», что означает научный контроль за поведением с использованием методов положительного подкрепления.

Современники Скиннера считали его ловким популяризатором науки: он был красноречив, уверенно эгоистичен, умел захватить внимание. Для демонстрации преимуществ техники обусловливания он учил голубя играть мелодию на игрушечном пианино, а пару голубей - в настольный теннис, когда они перекатывали мяч своими клювиками. Миллионы зрителей смотрели это по телевидению как научно-документальный фильм.


Два голубя играют в пинг-понг во время эксперимента по оперантному обучению. Кембридж, Массачусетс, июнь 1950 года.

Скиннер переносил свои натуралистические видения на придуманное им общество. В утопической новелле «Walden Two» (1948) он описывает небольшое сообщество, в котором поведение детей с самого рождения было строго обусловлено наградами (положительное подкрепление), чтобы они стали на путь сотрудничества и социабельности, все поведение научно контролируется ради всеобщего блага. Несмотря на искусственность диалогов и несколько избитый сюжет, эта книга стала любимой среди студентов. Она была быстро продана тиражом более двух миллионов экземпляров.

Популярность Скиннера у публики была намного больше, чем среди коллег-профессионалов. Журнал «Американский психолог» писал: «Скиннер является ведущей фигурой в бихевиористском мифе. Он ученый-герой, Прометей, несущий огонь открытия, мастер-технологист, главный мятежник, который освобождает наши мысли от старых взглядов».

Скиннер родился в маленьком городке в Пенсильвании, его отец был юристом. Мальчиком он увлекался изобретениями, позже, уже как психолог, он создавал оригинальную и эффективную аппаратуру для экспериментов с животными. В школе и колледже Скиннер мечтал стать писателем, а после колледжа пробовал писать. Хотя он вплотную наблюдал различные формы человеческого поведения вокруг себя, он однажды четко понял, что не может ничего сказать о том, что видел и переживал, и в глубокой печали отказался от такого рода усилий.

Но вскоре Скиннер нашел другой, более практичный для себя путь понимания человеческого поведения. Знакомясь с трудами Уотсона и Павлова, он осознал, что его будущее лежит в научном раскрытии человеческого поведения, в частности в изучении реакций обусловливания. Я был очень расстроен моим неудачами в литературе, - говорил он в 1977 г. - я был убежден, что писатель ничего на самом деле не понимает. И это повлекло то, что я вернулся в психологию».

Хотя в Гарварде тогда царила интроспективная психология, Скиннер не интересовался «внутренней историей» человека и пошел своей дорогой, проводя бихевиористские исследования с крысами. В автобиографии он откровенно говорит о том, что вопреки профессорскому обучению он становился все более бихевиористом, а на защите диссертации резко отверг критику бихевиоризма.

Опираясь на свои изобретательские способности, он сконструировал «проблемную клетку» , что было значительным достижением после известной торндайковской модели. Она была довольно просторная для белых крыс, а на стене находился бар с едой и питьем. Когда крыса, прогуливаясь по клетке, случайно упиралась передними лапами в бар, нажимая на него, еда в форме шарика попадала на поднос.

Это позволило получить более объективные данные о поведении, чем это было до скиннеровских опытов. Именно крыса «определяла», какое количество времени проходит между нажатиями на бар. Поэтому за свое открытием принципа обучения Скиннер мог благодарить так называемый «ответ крысы» - класс достижений, когда поведение животного меняется в ответ на подкрепление без вмешательства экспериментатора.

Скиннер построил исследовательскую программу с клеткой таким образом, что приближал ее условия к реальным ситуациям, где поведение подкрепляется либо не подкрепляется. Он, в частности, исследует обучение ответам, если они регулярно подкрепляются или подкрепления внезапно прерываются, а также влияние на обучение временных интервалов с их регулярностью и иррегулярностью.

На этой основе Скиннер сформулировал ряд принципов, которые проливают свет не только на поведение крыс, но и на человеческое бытие. Речь идет, в частности, о его открытии важных вариаций эффекта парциального, частичного подкрепления. Скиннер находит аналогию в поведении игроков с игровым автоматом в казино: ни крыса, ни игроки не могут предсказать, когда появится следующее подкрепление, но в них есть надежда, что оно появится при каждой новой попытке.

Важным вкладом Скиннера в науки о поведении является его концепция оперантного научения. Одним этим он уже заслуживает, по мнению американских историков психологии, видное место в кругу знаменитых психологов мира.

В классическом Павловском обусловливании безусловный ответ животного (слюноотделение) на еду превращается в условный ответ по отношению к предыдущему нейтральному стимулу (звуки метронома или звонка: решающим элементом в поведенческом изменении является новый стимул.

В торндайковском «инструментальном» обусловливании решающим элементом поведенческого изменения является ответ, а не стимул. Нейтральный ответ - случайный шаг (нажатие) на педаль во время случайных усилий получить еду - является подкрепляющим научающим шагом поведения, что приводит к изменению, которому ранее животное не было обучено.

Скиннеровское оперантное обусловливание является важным развитием инструментального. Случайное движение, которое осуществляет животное, в любом случае может быть понято как оперантное для окружающих и поэтому является, по Скиннеру, именно оперантным. Подкрепительное движение приводит к оперантному научению. При подкреплении серии небольших случайных движений экспериментатор может «создавать» поведение животного, пока оно действует такими способами, которые не были частью его оригинального природного репертуара.


Беррес Ф. Скиннер

Данный подход дал возможность Скиннеру «создать» поведение голубя - заставить того клевать большой цветной пластиковый диск, прикрепленный на стенке «скиннеровской» клетки. Он об этом пишет так: «Мы сначала дали птице пищу, когда она медленно повернулась в направлении диска. Это и обусловило частотность такого поведения. Мы поддерживали подкрепление, пока незначительное движение не было направлено к пятну (диску). Это опять меняло общее распределение поведения без выработки нового единства. Мы продолжали с помощью подкрепления позиции успешный подход к пятну, далее подкрепление было только в случае, когда голова двигалась медленно вперед, и, наконец, только тогда, когда клюв действительно имел контакт с пятном.

Таким образом, мы можем построить оперантное поведение, которое никогда не появилась бы в репертуаре организма иным образом. При подкреплении серии успешных приближений мы получаем ответ за короткое время. Возникает функционально связанное единство поведения; оно конструируется продолжающимся процессом дифференциального подкрепления в сторону от недифференциального поведения».

Скиннер уподобил оперантные тренировки голубя детскому обучению разговаривать, петь, танцевать, играть, а со временем и всему репертуару человеческого поведения, созданному из мелких звеньев простых поведенческих актов. Это можно было бы назвать «an Erector-set» (взглядом от человеческого бытия), бездумным роботом, собранным оперантным обусловливанием из многих бессмысленных кусков.

Скиннера так или иначе долго не признавали ведущие психологические учреждения, но постепенно у него появлялись сторонники, что впоследствии выразилось в издании четырех журналов скиннеровских бихевиористских работ, а также в создании специальной секции скиннеровских исследований.

Скиннеровская техника оперантного обусловливания широко использовалась в экспериментальной психологии. В последние годы его труды цитировались в сотнях научных публикаций ежегодно (что-то около седьмой части от частоты упоминаний Фрейда). Кроме того, Скиннер имел большое влияние вне главных направлений психологии.


Дэрби, 13-месячная дочь профессора Б.Ф. Скиннера, с момента рождения жила в пыленепроницаемом, закрытом и застекленном детском манеже, в котором температура и влажность регулировались автоматически. Скиннер постепенно сокращал время, которое Дэрби проводила в своем ящике, так что в конце концов она станет только спать в нем.

В 1956 г.. Во время визита в школу к своей дочери Скиннеру пришло в голову, что оперантная техника, применяемая для обучения голубя игре на пианино, может стать более эффективной для обучения, чем традиционные методы. Сложные предметы можно расчленить на простые шаги в логической последовательности; студентам могут быть поставлены вопросы, и преподавателю следует сразу ответить, какие их ответы являются правильными. Здесь работают два принципа: 1) знания, о которых рассказывают правильно, должны стать подкрепленным поведением; 2) непосредственное позитивное подкрепление работает лучше, чем разрушительное негативное подкрепление. Результат известен как «программируемая инструкция».

Поскольку педагог не может одновременно применять подкрепление в классе, где много учеников, новые учебники должны быть написаны так, чтобы вопросы и ответы следовали одни за другими. Кроме того, Скиннер предложил учебные машины для оперантного самообучения. Механическая модель со временем была отвергнута, но сегодня применение обучающих инструкций, основанных на компьютере с непосредственным подкреплением, переживает второе рождение.

В течение нескольких лет движение за программированное обучение получило широкое распространение. Принципы оперантного обусловливания были приспособлены для обучения в школах и колледжах США и других стран. Но воспитатели поняли, что «атомистические» методы программируемой инструкции являются только частью того, в чем нуждается человеческое бытие: необходимы также цельные, иерархизированные мыслительные структуры. Более поздние исследования показали, что отложенное подкрепление часто дает лучший результат, чем подкрепление мгновенное. Рассуждения о характере ответа может привести к большему эффекту в обучении, чем быстрое получение ответа. Вместе с тем скиннеровское учение о непосредственном подкреплении было квалифицировано как полезное и содержится во многих учебных планах и школьных учебниках.

Беррес Скиннер также имел определенный успех в раскрытии причин умственных и эмоциональных расстройств. Система небольших подкреплений для небольших изменений в сторону здоровья дает возможность изменить поведение пациента. В конце 40-х годов Скиннер и два его студента осуществили первое экспериментальное испытание того, что стало известно как модификация поведения . Они устроили стационар в психиатрическом госпитале близ Бостона, в котором по соответствующей методике психотические пациенты получали конфеты или сигареты, чтобы оперировать машиной соответствующим образом. Терапевты давали стимулы пациентам для соответствующего поведения, такие как средства произвольного внимания, поддержка в хозяйственных задачах, привилегии избрания компании для обеда, разговор с врачом или возможность смотреть телевизор.

Подкрепление желаемого поведения у таких людей срабатывало часто. Одна депрессивная женщина не хотела есть и боялась умереть от голодания. Но она принимала гостей, смотрела телепередачи, слушала радио, читала книги и журналы, имела цветы в своей комнате. Терапевты перевели ее в комнату, лишенную этого комфорта и направили свет прямо на нее. Если она что-то ела, определенные предметы комфорта временно возвращали в комнату. Постепенно женщина вернула свой вес. Через 18 месяцев она уже вела нормальную жизнь.

Движение «бихевиоральной модификации» распространилось на многие психиатрических больницы и школы. Такую модификацию применяли для решения важных проблем, таких как курение, ожирение, робость, тики, речевые затруднения. Это была специализированная техника бихевиоральной терапии, но основана больше на Павловском обусловливании, чем на скиннеровской модификации.


Burrhus F. Skinner

Известная книга Скиннера - «Walden Two» - не осчастливила американское общество или хотя бы часть его, но она, несомненно, повлияла на социальные представления миллионов его читателей. Некоторые усилия были сделаны, чтобы реализовать утопию по модели «Walden Two» - Тwin Oaks Community в Луизиане, штат Вирджиния, и коммуна, основанная восьмерьми людьми в 1966 году. После нескольких лет выживания эта коммуна выросла до 81 члена. Они пыталис на основе соответствующих знаний вызывать идеальное поведение и создавать модели различных его форм по методам скиннеровского подкрепления.

Скиннер как-то заметил: «Мое влияние на других людей было значительно меньшим, чем на крыс и голубей или на людей как объектов эксперимента». Это, видимо, не следует понимать буквально. То, о чем он думал всерьез, было таким: «Я никогда не сомневался в важности моей работы». И добавлял в характерном для него перверсивном стиле: «Когда эта работа начала привлекать внимание, я остерегался этого эксперимента больше, чем был доволен им. Некоторые упрекают меня, что я боялся или впадал в депрессию от так называемого самолюбия и жажды слава. Я отвергаю любой гонор, который забирал бы у меня время от моей работы или слишком подкреплял ее специфические аспекты.

Историк психологии М. Хант, излагая идеи Скиннера, не идет дальше констатации отдельных фактов и описания характерологических черт самого ученого. Но и это изложение не может не наталкивать на мысль: можно ли провести параллель между намерениями Скиннера построить идеальное коммунистическое сообщество, опираясь на идею оперантного научения, и намерениями марксистов изменить мир, опираясь на «научный коммунизм» как технологию социальной трансформации?

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003 .

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма .

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном , условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным , отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции - преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму - это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления - ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш - такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание - это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения , которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления ), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий ). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека - «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.

Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью. Кроме того, его специфические характеристики также представляют интерес для теории. Последствия поведения могут играть роль обратной связи для организма. В этом случае они изменяют вероятность осуществления поведения, породившего их. В английском языке много слов, имеющих отношение к данному эффекту, например «поощрение» и «наказание», но ясное представление о нем мы можем получить только в результате проведения эксперимента.

КРИВЫЕ НАУЧЕНИЯ

В 1898 г. Э. Л. Торндайком была предпринята одна из первых серьезных попыток изучить изменения, обусловливаемые последствиями поведения. Его эксперименты возникли на основе дискуссии, которая впоследствии заинтересовала многих ученых. Ч. Дарвин, настаивавший на преемственности видов, подверг сомнению уникальность человека и его способность думать. В печати распространилось большое количество анекдотов, в которых говорилось о проявлении животными «силы разума». Но распространение особенностей, ранее характеризующих только поведение человека на поведение животных, привело к постановке новых вопросов. Указывали ли наблюдаемые факты на психические процессы или эти очевидные проявления мышления могут быть объяснены иначе? В конце концов отпала необходимость в представлении о внутренних мыслительных процессах. Должно было пройти много лет, прежде чем тот самый вопрос о специфичности поведения человека не возник вновь, но эксперименты Торндайка и его» объяснение мышления (reasoning) животных явились важным шагом в этом направлении.

Если кошка помещается в ящик, из которого она может выбраться, открыв задвижку, она может проявить много видов поведения, некоторые из которых могут оказаться эффективными. Торндайк установил,. что при многоразовом помещении кошки в ящик успешное поведение наступало все быстрее и быстрее, и это продолжалось до тех пор, пока оно не стало предельно простым и быстрым. Кошка решала свою задачу, как разумное человеческое существо, хотя, возможно, и не так быстро. Однако Торндайк не видел за этим «мыслительных процессов» и утверждал, что они ненужны для объяснения. Он описал свои результаты, указав на то, что поведение кошки было «запечатлено» (stamped in), поскольку оно сопровождалось открытием двери.

Тот факт, что поведение запечатлевается или сопровождается определенными последствиями, Торндайк назвал «законом эффекта». В своих экспериментах. он установил, что в рамках одной и той же ситуации определенное поведение протекает все более и более стабильно в отличие от других поведенческих проявлений. Фиксируя промежутки времени, которые требовались кошке для того, чтобы выбраться из ящика, он построил «кривую научения». Эта ранняя попытка описать поведенческий процесс количественно, аналогично описанию физических и биологических процессов, рассматривалась как важный шаг вперед. Он раскрыл процесс, который развертывался в течение длительного времени и который был доступен для наблюдения. Итак, Торндайк сделал открытие. С тех пор было получено много кривых, которые легли в основу многих психологических работ, посвященных научению.

Однако кривые научения не описывают сущность запечатления. Критерий Торндайка - время, необходимое животному для того, чтобы выбраться из клетки, - был связан с устранением других видов поведения, и его кривая зависела от ряда различных действий, которые могла выполнять кошка в определенном ящике. Форма кривой также зависела от поведения, которое было «успешным», и от того, был ли это редкий или обычный способ поведения в данном ящике. Можно сказать, что кривая научения, построенная таким образом, отражает свойства ящика с задвижкой, а не поведение кошки. Это положение распространяется на многие другие устройства, разработанные для изучения научения. Различные лабиринты, через которые белые крысы и другие животные учатся проходить, «ящики выбора», в которых животные научаются различать свойства, или паттерны стимулов, аппараты, посредством которых представляется последовательность стимулов, подлежащих усвоению при изучении памяти человека, - все они порождают различные кривые научения.

Усредняя многие показатели индивидов, мы можем сгладить эти кривые настолько, насколько хотим. Более того, кривые, полученные в различных условиях, могут иметь определенные общие свойства. Например, при измерении данным способом научение обычно «имеет негативную характеристику убыстрения» - улучшение выполнения наступает все более и более медленно до тех пор, пока оно вовсе не прекращается. Однако из этого не следует, что негативная акселерация характеризует сущность процесса. Предположим по аналогии, что мы наполнили стеклянный сосуд песком и так его перемешали, что песчинки одного и того же размера равномерно распределились внутри него. Если мы слегка встряхнем сосуд, то песчинки перераспределяются. Большие песчинки окажутся наверху, маленькие - внизу. Этот процесс также характеризуется негативной акселерацией. Сначала смесь перераспределяется быстро, но по мере приближения к его завершению процессы в распределении наступают реже и реже. Такая кривая может оказаться совершенно ровной и воспроизводимой, но один лишь этот факт не имеет большого значения. Кривая зависит от определенных процессов взаимодействия песчинок различного размера, от силы сотрясения, сосуда и т. д., но в то же самое время она прямо не отражает сами эти процессы.

Кривые научения показывают, как различные виды поведения, порождаемые в сложных ситуациях, отбираются, закрепляются и реорганизуются. Базисный: процесс запечатления отдельного акта осуществляет это изменение, но в самом изменении он прямо не отражен.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Для понимания сущности закона эффекта Торндайка нам необходимо дать четкое определение понятия «вероятность реакции». Это очень важное понятие, но, к сожалению, очень трудное. При обсуждении поведения человека мы часто апеллируем к тенденциям «расположенности» вести себя определенным образом. Почти в каждой теории поведения используются такие термины, как «потенциал возбуждения», «сила привычки» или «детерминирующая тенденция». Но как мы наблюдаем тенденцию? И как можно ее замерить?

Если бы определенное поведение существовало в двух ипостасях - в одном случае оно всегда бы имело место, а в другом - никогда, то мы оказались бы почти в беспомощном состоянии при введении программы функционального анализа. Феномен, имеющий характеристики «все и ничего», имеет только простые формы описания. Гораздо более продуктивным является предположение, что вероятность осуществления реакции последовательно распределяется между этими двумя полюсами «все - ничего». Тогда мы можем рассмотреть переменные, которые в отличие от стимулов порождения (eliciting stimulus), «не являясь причиной данного поведения», делают его наступление более вероятным. Далее мы можем, например, рассмотреть последствия действия нескольких таких переменных.

Распространенные выражения, отражающие вероятностную природу явления, - «тенденция» или «предрасположенность» - характеризуют частоту наступления определенных видов поведения. Мы никогда не наблюдаем вероятность. Мы говорим, что кто-то «обожает бридж», потому что замечаем, что он часто играет в бридж и часто говорит о нем. «Глубоко интересоваться» музыкой означает много играть, часто слушать музыку и много говорить о музыке. «Неисправимый игрок» много играет в карты. Любитель киносъемок делает снимки, проявляет их и любуется своими собственными снимками и снимками других людей и т. д…

Последнее обновление: 04/05/2015

«Последствия поведения определяют вероятность того, что поведение повторится».

В. Ф. Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер - американский психолог, наиболее известный за свой вклад в развитие . Свои собственный взгляды Скиннер называл «радикальным бихевиоризмом»; он предположил, что понятие свободы воли - просто иллюзия. Все человеческие действия, по его мнению, были прямым следствием обусловливания.

В процессе оперантного обусловливания хорошие последствия конкретного действия служат подкреплением, а поэтому такое поведение, скорее всего, повторится в будущем. Поведение, которое приводит к негативным последствиям, становится менее вероятным в будущем.

Среди многочисленных открытий, изобретений и достижений Скиннера особенно выделялись камера оперантного обусловливания (коробка Скиннера), его исследование режимов подкрепления, и использование скорости реакций в качестве зависимой переменной, а также создание кумулятивного регистрирующего устройства, отслеживающего эту скорость реакций.

Беррес Скиннер был назван самым влиятельным психологом ХХ века.

Биография Б.Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер родился и вырос в маленьком городке Саскуэханна (Пенсильвания). Его отец был юристом, мать - домохозяйкой; он рос вместе с братом, который был на два года младше его. Позже он описал своё детство в Пенсильвании как «тёплое и стабильное». Мальчиком он мастерил и изобретал вещи, позже это умение пригодилось ему в проведении собственных психологических экспериментов. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 из-за кровоизлияния в мозг.

В средней школе Скиннер начал проявлять интерес к науке после изучения произведений Фрэнсиса Бэкона. Он продолжил образование в колледже Гамильтон и в 1926 году получил степень бакалавра в области английской литературы. После получения степени он решил стать писателем, и следующий период своей жизни позже он назовёт «тёмными годами». За это время он написал всего лишь несколько газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на поддержку и наставничество знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая клерком в книжном магазине, Скиннер случайно натолкнулся на работы И. П. Павлова и Д. Уотсона, что стало поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновлённый этими работами, Скиннер решил отказаться от своей карьеры в качестве писателя и поступил в аспирантуру в Гарвардский университет.

Коробка Скиннера и накопительное регистрирующее устройство

Во время своего пребывания в Гарварде Скиннер заинтересовался изучением человеческого поведения с точки зрения науки. Он разработал то, что позже назвал аппаратом оперантного обусловливания, - «коробку Скиннера». Устройство представляло собой камеру, в которой имелась кнопка или рычаг, животное должно было нажать её/его, чтобы получить пищу, воду или подкрепление какого-либо другого типа.

Именно во время учёбы в Гарварде он изобрел накопительное регистрирующее устройство, которое замеряло реакции и на бумаге фиксировало их в виде линий. Пронализировав эти линии, указывавшие на скорость реакций, Скиннер смог заметить, что скорость реакции зависит от того, что произошло после того, как животное нажало на рычаг. То есть, более высокая скорость реакции следовала за поощрением, а более низкая - за его отсутствием. Устройство позволяло также видеть, как на скорость реакции влиял используемый режим подкрепления.

Используя это устройство, он обнаружил, что поведение не зависит от предшествующего стимула, как считали Уотсон и Павлов. Вместо этого, Скиннер решил, что поведение зависит от того, что происходит после реакции. Он назвал это явление оперантным поведением.

После получения в 1931 году степень доктора философии Скиннер благодаря стипендии продолжил работать в университете в течение следующих пяти лет. В это время он продолжил свои исследования на тему оперантного поведения и оперантного обусловливания. В 1936 году он женился на Ивонн Блю, и у пары появились на свет две дочери, Джули и Дебора.

Обучение голубей

После свадьбы он начал преподавать в Университете Миннесоты. В этот период, а также во время Второй мировой войны Скиннера интересовала возможность помочь военным. Он получил финансирование для проекта, который был нацелен на обучение голубей для доставки бомб, поскольку тогда системы наведения ракет еще не были разработаны.

В так называемом «Проекте «Голубь» голубей помещали в устройстве наведения ракеты и обучали клевать на точки а карте, направляя тем самым ракету к намеченной цели. Проект так и не был реализован, поскольку в то же время полным ходом шла работа над радаром, хотя Скиннер достиг значительного успеха в своей работе с голубями. Проект был, в конечном итоге, закрыт, однако он всё же привёл к некоторым интересным выводам; и Скиннер смог научить голубей играть в пинг-понг.

«Механическая няня» Скиннера

В 1943 году по просьбе своей жены Б.Ф. Скиннер изобрел также «механическую няню». Важно отметить, что это не та самая «коробка Скиннера», которую он использовал в своих экспериментах. Он создал закрытую отапливаемую кроватку с окном из плексигласа в ответ на просьбу жены о более безопасной альтернативе традиционной детской кроватке. Ladies Home Journal опубликовал статью о кроватке с названием «Ребёнок в коробке», поспособствовав распространению неправильного представления о настоящей цели разработки Скиннера.

Этому способствовал и другой случай. В своей книге Лорен Слейтер «Открывая коробку Скиннера: Великие психологические эксперименты ХХ века» (2004) упомянула о пресловутом слухе о том, что «няня» фактически использовалась в качестве экспериментального устройства. Кроме того, по слухам, дочь Скиннера имела проблемы с психикой и в результате покончила жизнь самоубийством. В книге Слейтер отмечалось, что это не более, чем слух, но позже автор одной из рецензий на книгу ошибочно заявил, что книга как раз поддерживает слухи. Это привело к скандалу и череде опровержений.

В 1945 году Скиннер переехал в Блумингтон (штат Индиана) и возглавил кафедру психологии и университет штата Индиана. В 1948 году он перешёл на кафедру психологии при Гарвардском университете, где оставался до конца своей жизни.

Оперантное обусловливание

В процессе оперантного обусловливания, согласно Скиннеру, оперантным называют любое поведение, которое преобразует окружающую среду и приводит к последствиям. Он противопоставлял оперантное поведение (контролируемое нами) респондентному (рефлекторному или автоматическому - например, отдёргиванию пальца при случайном прикосновении к горячей сковороде).

Скиннер определелил подкрепление как событие, усиливающее поведение, которое за ним следует. Он выделил два типа подкрепления - положительное (благоприятный результат, награда или похвала) и отрицательное (неблагоприятный исход). также может играть важную роль в процессе оперантного обусловливания. Как считает Скиннер, наказание уменьшает или ослабляет последующее проявление поведения. Положительное наказание предполагает неблагоприятный исход (тюрьма, порка, брань), а отрицательное - исключение благоприятного исхода.

Режимы подкрепления

В своем исследовании на тему оперантного обусловливания Скиннер также выделил и описал режимы подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированным интервалом;
  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией.

Обучающие машины Скиннера

Посетив урок математики в школе его дочери в 1953 году, Скиннер стал проявлять интерес к воспитанию и обучению. Он отметил, что ни один из учеников не получал какой-либо непосредственной обратной связи, и не знал о результатах своей деятельности. Некоторые ученики упорно учили, но всё равно не могли решить задачу, другие же справлялись с ней быстро, но на самом деле ничего нового не узнавали. Скиннер решил, что в таких случаях лучше всего было бы использовать устройство, которое помогло бы моделировать поведение ученика, предлагая обратную связь до тех пор, пока желаемый ответ не будет найден.

Он начал разрабатывать обучающую машину, которая предлагала бы немедленную обратную связь после каждой задачи. Тем не менее, самое первое устройство на самом деле не помогало усвоению новых навыков. В конце концов, он смог создать машину, которая обеспечивала обратную связь и предъявление материала в серии небольших шагов, с тем чтобы студенты приобретали новые навыки. Этот процесс получил название программированного обучения.

Дальнейшая карьера и последние годы жизни

Исследования и публикации Скиннера быстро сделали его одним из лидеров бихевиористской психологии, да и вклад в развитие экспериментальной психологии огромен. Опираясь на свое литературное прошлое, Скиннер часто пользовался литературными приёмами для описания многих из своих теоретических идей.

В своей книге «Вальден Два» (1948) Скиннер описал вымышленное утопическое общество, в котором с применением оперантного обусловливания людей делали идеальными гражданами. В книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) он утверждал, что люди на самом деле не обладают свободой воли. А свою работу «О бихевиоризме» (1971) он написал, чтобы частично развеять многочисленные слухи о его теориях и исследованиях.

В последние годы своей жизни Скиннер продолжал писать о себе и своих теориях. В 1989 году у него была диагностирована лейкемия. Всего за десять дней до смерти он получил награду Американской психологической ассоциации; принимая её, он выступил с 15-ти минутной речью в переполненном зале.

Награды и признание

1966 - премия Э.Л. Торндайка, Американская психологическая ассоциация
1968 - Национальная научная медаль от президента Линдона Б. Джонсона
1971 - золотая медаль Американского психологического фонда
1972 - премия «Человек года»


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Американский филолог (по образованию) и психолог по роду деятельности, создатель концепции оперантного бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения.

«По окончании колледжа Скиннер был полон решимости стать писателем. В автобиографии он приводит письмо, в котором отец пытается убедить его отказаться от подобной карьеры: она не позволит ему заработать даже на кусок хлеба. Несмотря на предостережения, молодой Скиннер проявил упорство и целый год занимался художественным творчеством в Гринвич-Виллидж , литературном квартале Нью-Йорка. Письмо, полученное Скиннером от поэта Роберта Фроста, которому он отправлял несколько своих рассказов с просьбой не просто оценить их, но и дать совет по поводу будущей карьеры, стало решающим в выборе жизненного пути. Фрост советовал Скиннеру задуматься об этом до того, как он окончательно станет писателем. За это время Скиннер принял решение поступать в Гарвард на факультет психологии, которую он почти не изучал в колледже. Прежде чем принять подобное решение, он прочел книгу русского физиолога Ивана Павлова , чья теория условных рефлексов, основанная на опытах с собаками, была опубликована на английском в конце 1920-х годов. В 1929 году на международном конгрессе в Гарварде Павлов выступил с лекцией. Скиннер был знаком также с работами Джона Уотсона по бихевиоризму. Его теория и элегантный стиль письма захватили Скиннера. С тою же жадностью в те годы Скиннер поглощал и философские труды Бертрана Рассела . В числе гарвардских педагогов Скиннера были Генри Мюррей , Эдвард Боринг и ещё несколько представителей «интроспективной психологии», которая не соответствовала позитивистским и бихевиористским моделям, преобладавшим в его сознании. Большое влияние на молодого ученого оказал и философ Альфред Норт Уайтхед , благодаря которому Скиннер сблизился с Бертраном Расселом ».

Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. Джоя Палмера, М., «Высшая школа экономики», 2012 г., с. 103.

В 1938 году Беррес Скиннер опубликовал книгу: Поведение организмов / The Behavior of Organisms, где выдвинул концепцию «оперантного» (от термина «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их и только после этого внешние стимулы вызывают его реакции (такова была концепция И.П. Павлова ).

Иногда используют аналогичный термин: инструментальное обусловливание.

«Оперантная методика состоит в том, что животное «тренируют» на выполнение задачи, за которым последует вознаграждение. Крысу можно заставить нажимать на рычаг, голубя - клевать освещённый диск, летучих мышей-вампиров - лизать стеклянную трубку, рыбу - щипать губами стерженёк в аквариуме. Каждое из этих приспособлений играет роль ключевого стимула. Такая методика тренировки обозначается английским словом shaping (шейпинг, т.е. формирование)».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с. 39-40.

В отличие от принципа классического обусловливания по И.П. Павлову : Стимул - Реакция, Эдуард Торндайк , а позже - Беррес Скиннер разработали принцип оперантного обусловливания: Реакция - Стимул, согласно которому, поведение контролируется его результатами и последствиями. Исходя из этой формулы, один из возможных путей воздействия на человека - влияние на его результаты, или: подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г., с. 418-419.

Принципиально, что Беррес Скиннер определял оперантное научение в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей или неких внутренних состояний организма - психических или физиологических.

«Вот как выглядит рассказ самого Скиннера о «дрессировке» лектора в изложении Карен Прайор (1981): И вот виднейший авторитет в области психологии человека и столь же видный хулитель «бесчеловечного» скиннеровского подхода приехал в Гарвард прочитать лекцию. Одни лекторы предпочитают смотреть куда-то в глубину зала и говорить в пространство, другие же выбирают в одном из передних рядов какого-нибудь чутко реагирующего слушателя и обращаются к нему. Этот психолог относился ко второму типу. Скиннер, с которым он не был знаком, отправился на лекцию, сел в первом ряду, слушал с чрезвычайно увлечённым видом и заставил психолога сосредоточиться на себе. Затем Скиннер принялся изображать скуку, когда психолог говорил о любви, но оживлялся и начинал одобрительно кивать всякий раз, когда лектор делал раздражённый или воинственный жест. «К концу лекции, - сказал Скиннер, - он потрясал кулаками не хуже Гитлера».

Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 53.

«Во время Второй мировой войны Отдел стратегических служб ЦРУ был буквально наводнён идеями. Б. Ф. Скиннер, психолог, предложил использовать голубей для наведения управляемых ракет. Дело в том, что эти птицы в состоянии без перерыва в течение четырёх-пяти минут клевать изображение цели на экране. Идея: голуби будут клевать перемещающееся изображение на экране, корректируя тем самым сигналы наведения ракет. Идея Скиннера не нашла применения. В ОСС пришли к выводу, что представители «Трибунала» умрут от смеха раньше, чем успеют рассмотреть идею».

Майкл Микалко, Игры для разума: тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2009 г., с. 433.

В 1948 году Беррес Скиннер издал роман: Уолден-два / Walden Two, описывающий модель общины, основанной на принципах бихевиоризма.

«Заголовок романа, безусловно, отсылает к знаменитой книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), рисующей безоблачную жизнь вдали от городского шума. В своей книге Скиннер выступает в роли - некоего социального изобретателя, описывающего общество, в котором знание о том, как побудить людей к определённым реакциям, скрывается. В романе есть фрагмент, где основатель нового общества, alter ego автора, произносит такие слова:
«За всю мою жизнь меня посетила лишь одна навязчивая идея - но Я был ею поистине одержим. Если говорить предельно прямо, то это идея заставить других поступать по-моему. «Контроль» - можно выразить ее так. Контроль за человеческим поведением. Когда я только начинал свои эксперименты, меня одолевало бешеное желание управлять. Я помню свою злость, когда прогноз оказывался ошибочным. Хотелось закричать своим «подопытным»: «Вы, ублюдки! Ведите себя правильно! Ведите себя, как положено!»
Публикация романа «Уолден-2» (в том же году вышла знаменитая книга Джорджа Оруэлла «1984») была почти не замечена общественностью, по крайней мере, на европейской стороне Атлантики. Но в 1960-х годах, когда в атмосфере разочарования молодёжи в общественном укладе по миру прокатилась волна студенческих возмущений, многие начали реализовывать на практике описанную в романе жизнь в «коммунах», как их называли. Продажи книги резко подскочили и достигли порядка миллиона экземпляров».

Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. Джоя Палмера, М., «Высшая школа экономики», 2012 г., с. 107.

В 1954 году Беррес Скиннер сделал доклад на тему: The Science of Learning and the Art of Teaching / Наука учения и искусство преподавания, где впервые представил концепцию линейного программированного обучения.

«Бихевиористская философия Скиннера основывалась на том, что поведением животного можно полностью управлять, создав соответствующий порядок подкреплений. Эти представления опираются на закон эффекта Торндайка , согласно которому положительное подкрепление какого-либо действия увеличивает вероятность его проявления, а отрицательное уменьшает. Основываясь на своих результатах успешного формирования поведения лабораторных животных (а также и на идеях Эрнста Маха - Прим. И.Л. Викентьева), Скиннер выдвинул, в частности, принцип наименьшего усилия, согласно которому животные стремятся получить вознаграждение самым простым и удобным способом».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.155-156.

«В период расцвета своей карьеры он с оптимизмом взирал на открывающиеся возможности, однако к концу жизни с отчаянием понял, что ему не удалось убедить мир и что наша неуправляемая технология ведет нас к уничтожению. Все его основные проекты - обучающие машины и программное обучение, проекты культур и бихевиористская терапия - оказали своё влияние, но не были приняты в качестве технологии, способной изменить судьбу человечества . Возможно, самого очевидного успеха он добился в самоорганизации. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни, пользуясь принципами «решения задач» во всём до самой старости. В своей работе он в полной мере подчинялся протестантской этике, но делал это безболезненно, скорее применяя приятные подкрепления своим ежедневным достижениям и успехам, нежели требуя от себя идеала служения во имя спасения души».

Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г., с. 573.

«Олдос Хаксли в своей антиутопии «Этот дивный новый мир» (1932) пародировал воззрения Уотсона и Скиннера , описав выращенных в пробирке методами генной инженерии младенцев, специально сформированных для того или иного места в жизни. Дети, обречённые стать чернорабочими, получали электрический удар, если пытались прикоснуться к цветам или книгам, что вырабатывало у них глубокое отвращение к чтению и к красотам природы. В научно-фантастическом рассказе Дж. Макконелла «Теория обучения» профессор-бихевиорист, будучи помещен некими инопланетными учеными - тоже бихевиористами - в «ящик Скиннера», должен был совершать малопонятные для него самого цепочки действий, за вознаграждение в виде пищевых капсул или даже в виде снимка обнажённой киноактрисы».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.16.