Кризисы возрастов психология. Что такое возрастные кризисы

Возрастные кризисы развития личности

Из них состоит вся наша жизнь...

В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития. В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии. Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.

На каждой стадии личность приобретает определенное качество (новообразование), которое сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы могут возникать на всех возрастных стадиях. Это поворотные моменты, когда решается вопрос, вперед мы пойдем в своем развитии или назад. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть как позитивным, так и негативным. Очень интересно узнать, какие же кризисы подстерегают вас в жизни, тем более, что в их описании многие из нас могут узнать и ситуации из собственной жизни.

Другими словами, вся наша жизнь состоит из кризисов. Ведь мы постоянно решаем проблемы, ставим перед собой задачи и снова решаем их. А еще взрослеем, развиваемся, меняемся.

Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Форма, длительность и острота протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей, условий среды и окружения, в которых находится человек.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни. Все кризисы могут смещаться во времени и не имеют четких временных рамок.

Сколько по времени длятся кризисы и как они протекают?
Кризисы длятся недолго, около нескольких месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года или даже двух лет. Обычно это краткие, но бурные стадии.

Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Могут появиться яркие эмоциональные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Для взрослого человека кризисы также играют значительную роль в жизни. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается и что-то новое, необходимое для преодоления дальнейших жизненных трудностей.

Это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) из-за препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.
Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования. Например, в детстве это рост человечка, размер собственных ручек и ножек, умение или неумение ходить, говорить, самостоятельно кушать, привычное и обязательное присутствие рядом значимых взрослых. Для взрослого это может быть счет в банке, автомобиль, жена и дети, социальный статус, а также духовные ценности. А кризисное состояние лишает его этой опоры, пугает переменами и неуверенностью в завтрашнем дне.

Однако, следует выделить и большое количество положительных моментов. Кризис дает увидеть главное и настоящее в человеке, разрушает бессмысленные и внешние атрибуты его жизни. Происходит очищение сознания, понимание истинной ценности жизни.
Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и перестройка, развитие и личностный рост - с другой. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. И психологи полагают такое течение ситуации необходимым.

Преодоление и исход кризисов
Исход кризиса зависит от того, насколько конструктивным (созидательным) или деструктивным (разрушительным) был выход из этого кризиса. Другими словами, пользу или вред принес этот период человеку. Это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека, и обязательно должны привести к какому-то решению и поступку. Это неприятный момент, так как человек выбивается из своего привычного ритма. Все жизненные кризисы подобны матрешке: один сменяет другой, и с каждым из них мы становимся больше как личности. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает «застревает» в нем, не решаю собственных проблем, уходя в себя. Правильное разрешение кризиса ведет к эволюции в развитии личности – лучшего понимания наших целей, желаний, стремлений, гармонии человека в отношениях с самим собой.

У каждого из нас имеются внутренние резервы (адаптационные свойства) для того, чтобы решить возникающие психологические трудности. Но эти защитные механизмы не всегда справляются со своей задачей. Рассматривая кризисы как закономерность, можно предсказать и смягчить неизбежные последствия и перемены, а также избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Кризис как «индикатор» развития, показывает, что человек уже изменился физически и психически, но еще не может справляться с этими изменениями. Человек может преодолеть его и, тем самым, войти в новую реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в прежних тесных рамках, которые ему уже не подходят. Самостоятельное преодоление кризиса считается наиболее благоприятным для развития человека.



Однако в жизни могут возникать различные ситуации, ведь иногда мы стоим лицом к лицу с психологическими проблемами и просто не знаем как можно с ними справиться. Иногда лучше получить помощь профессионала, чтобы как следует разобраться в собственных жизненных обстоятельствах.

Современные психологи рассматривают такие периоды
в развитии человека, как:

  • новорожденный (1-10 дней);
  • грудной возраст (10 дней - 1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • первое детство (4-7 лет);
  • второе детство (8-12 лет);
  • подростковый возраст (13-16 лет);
  • юношеский возраст (17-21 год);
  • зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
  • второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
  • пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
  • старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
  • долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации. Далее мы приведем основные периоды психического развития человека и опишем соответствующие каждому из них возрастные кризисы.

Кризисы бывают:

· Большие – изменение взаимоотношений ребенка с окружающим миром (кризис новорожденности, 3 лет, подросткового возраста – 13-14 лет);

· Малые – перестройка внешних отношений. Протекают более сглажено. Кризис завершается новообразованием – сменой вида деятельности (кризис 1 года, 6-7 лет, 17-18 лет).

Переход от одного кризиса к другому – это изменение сознания и отношения ребенка к окружающей действительности, ведущей деятельности. Кризис обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. В этот период происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих.

В период критической фазы дети трудно воспитуемы, у них проявляется упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

Негативизм – когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется только потому, что этого требует взрослый. Эта реакция обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослому.

Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает не потому, не потому, что ему этого хочется, а потому он этого потребовал.

Строптивость – бунт ребенка против всего образа жизни, норм воспитания, всех взрослых. Если взрослый не изменяет своего поведения, строптивость долго удерживается в характере.

Позитивная роль кризиса: Стимулирует поиск новых форм реализации себя в данной профессии. Конструктивная функция выражается в стремлении повысить квалификацию, занять новую высокую должность.

Деструктивная роль кризиса: выражается в образовании профессионально нежелательных качеств личности. Эскалация (дальнейшее продвижение) данного процесса приводит к формированию несостоятельных работников, пребывание которых на данной должности становится нежелательным. Выход – хобби, спорт, быт. нежелательный выход – алкоголизм, правонарушения, бродяжничество.

Обзор кризисов

1. Кризис новорожденности – переход от внутриутробного к внеутробному, от одного типа питания к другому, от темноты к свету, к другим температурным воздействиям. Эти изменения могут нанести удар по органам чувств и нервной системе. Решающие обстоятельства нормального развития создаются взрослыми, иначе ребенок погибнет через несколько часов. Приспособиться к новым условиям помогают наследственно закрепленные безусловные рефлексы: 1) пищевые рефлексы (при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся); 2) защитные и ориентировочные (схватывание палочек или пальцев, вложенных в его ладони). Важное психическое новообразование возникает в конце 1 месяца – «комплекс оживления» (улыбается, увидев маму).

2. Кризис одного года – своеобразное отделение ребенка от взрослого. Связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций при непонимании желаний, слов, жестов ребенка, или понимании, но не выполнении того, что он хочет (некоторые при очередном «нельзя» или «нет» пронзительно кричат, падают на пол – что связано со стилем воспитания – мало самостоятельности, непостоянство требований – большая самостоятельность, терпение и выдержка помогут избавиться). Наблюдается непослушание – любознательность наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. Новообразование – появление автономной речи (би-би, ав-ав, другие собственно придуманные слова), связанное с потребностью общения со взрослым.

3. Кризис 3 лет (Я сам) – выражен в потребности ребенка к повышенной самостоятельности. Выражается это в форме упрямства, несговорчивости. Этот кризис связан со становлением самосознания ребенка (узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, активно начинает пользоваться местоимением «Я»). Т.о. новообразованием является – «Я» - происходит первый шаг на пути формирования как личности, осознающему себя как личность (начинает сравнивать себя с окружающими, постепенно складывается самооценка, уровень притязаний, чувство стыда, потребность в самостоятельности и достижении успехов).

4. Кризис 7 лет – ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности. Игры перестают его удовлетворять (именно это, а не умение читать и выводить буквы – важный признак готовности к школе). Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научиться учиться, освоить деятельность учения. Основное психическое новообразование – возрастание произвольной регуляции активности, осознание своих изменений как субъективных, так и приобретенных новых знаний, умений, новых положений.

5. Кризис подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Выражается в стремлении заявить о себе, показать свою индивидуальность. Формируется новое представление о себе. Часто проявляется в резких и неустойчивых формах поведения. Связан с активным половым развитием и снижением интеллектуальной деятельности. Проявляется в негативизме, эгоцентризме.

6. Кризис 17 лет – период приобретения социальной зрелости – достойное и оправданное место в обществе еще должно быть обретено. «Копирование» взрослых.

Кризис новорождённости (биологический кризис) – 0 – 2 мес.

Младенческий возраст (2м. – 1 год).

Кризис 1 года.

Раннее детство (1 г. – 3 г.).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 г. – 7 лет).

Кризис 7 лет.

Младший школьный возраст (7 лет – 11 лет).

Подростковый кризис.

Подростковый возраст (11 лет -16 лет).

Юношеский возраст (16 лет – 18 лет).

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».


Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет ). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

возрастные Кризисы - обыденное и в то же время загадочное явление , о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное - помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

даша татаркова


Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно - решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое - естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах

Кризис самоидентификации - это не только попытки понять, кем ты «хочешь быть, когда вырастешь». Куда важнее, что именно в этот момент происходит формирование оценки своей личности. Девушки зачастую сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до принятия своего меняющегося тела. Культурное давление не облегчает задачу, когда со всех билбордов глядят модели Victoria’s Secret, а тебе раз в месяц надо подтягивать брекеты. Исследование собственной сексуальной ориентации до сих пор приводит к огромному количеству трагедий из-за того, что окружающие (как ровесники, так и люди старшего возраста) далеко не всегда принимают гомосексуальных подростков. Тяжело приходится и транссексуальным тинейджерам, для которых половое созревание в чужом теле может обернуться тяжелейшей психологической травмой.

Одновременно происходит социальная идентификация - поиск себя в контексте окружающего общества. Разобраться со всем этим порой непросто без психолога, коуча или даже психоаналитика, но начинать нужно с себя, в какой бы роли вы ни находились. Любящая семья, готовая принимать своего взрослеющего ребенка, а не только контролировать и одергивать, - залог успешного взросления даже с учетом подросткового бунта и отчуждения. Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит разумно поощрять, не чинить препоны, а позволить ему открыто демонстрировать свои эмоции и желания. Взросление - это билет на очень, очень долгий поезд, так что торопиться и злиться на то, что оно не происходит одномоментно, бессмысленно.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Основные кризисы, которые выделяются психологами в жизни человека, - это кризисы детского возраста. Кризис новорожденности, раннее детство, дошкольный возраст, школьный пубертат и так далее. Если говорить о кризисе уже у более-менее взрослого человека, то у него в принципе нет четкой привязанности к возрасту - скорее к событиям. Если детские кризисы - это практически полный распад старой системы и сборка новой, то взрослые - это всегда некий выбор. Конфликт противоречий: плыть по течению или всё полностью изменить, быть как все или идти к своей цели наперекор правилам. Раз мы говорим про точку выбора, то, как мне кажется, большинство российских подростков сразу же поступают в вуз, так что переживания и момент кризиса, скорее, предшествуют моменту выбора. Когда выбор уже свершился и смена условий прошла успешно, то, в общем-то, и выбора нет: теперь надо приспосабливаться.


Кризис четверти жизни

Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме - у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка».

За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять - приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.

Родители современных 30-летних старались обеспечить им максимально комфортную жизнь. Многие «дети», привыкнув к этому, не хотят жить самостоятельно: Ричард Линклейтер подметил это в своем фильме «Бездельник » еще в далеком 1991-м. Не в пример родителям, сегодняшние 30-летние не стремятся поскорее заводить детей и не ставят во главу успеха карьерную стабильность. В то же время глобальные социальные настроения не поспевают за их взглядом на мир, а опыт отцов и матерей внушает дополнительную неуверенность в своем выборе и провоцирует чувство вины. За «нежелание вырастать» миллениалов даже прозвали поколением Питера Пэна.

На всё это еще и , появившийся в эпоху соцсетей. Нам неизменно кажется, что мы делаем что-то не так, потому что, если верить мифу, сформированному фейсбуком и инстаграмом, то только у нас есть проблемы - но не у наших друзей или коллег. Когда страх оказаться менее успешным и интересным, чем ваши друзья, не отпускает, напомните себе, что аккаунт в соцсети любого человека - это лишь выжимка лучшего из лучшего, социальный конструкт, созданный усилием мысли. Попытайтесь сосредоточиться на том, чего вы хотите и можете добиться здесь и сейчас, и приступайте к выполнению плана.

Популярные советы о том, как преодолеть и даже принять состояние неопределенности, характерное для кризиса четверти жизни, чаще всего опираются на дзен-практики. Во-первых, полезно составлять списки, но не хвататься за сто дел одновременно, а приниматься за поставленные задачи постепенно, делая по чуть-чуть каждый день. Нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны - и не бояться их. Важно наконец честно признаться себе в том, что вам интересно и какие увлечения действительно нравятся вам, а не навязаны родными или друзьями. Главный совет, особенно полезный в свете сказанного выше о соцсетях, - это научиться не сравнивать себя с другими. Общество постепенно начинает осознавать, что путь только вверх - не единственно возможный и точно не самый лучший, так что самое время найти что-то комфортное каждому в отдельности. По дороге всегда поможет на происходящее. Кризис четверти жизни на самом деле даже полезен, он помогает вырваться из навязанных ожиданий, привести жизнь в порядок и перестроить ее на свой вкус.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Кризис по сути своей не деструктивен - он дает возможность личностного роста. Из-за смещения взрослости сместились и рамки. Кто-то в двадцать пять только окончил университет, а у кого-то в тридцать уже 5–7 лет карьеры за плечами и наступает переоценка достижений. Другой сценарий: карьера движется, но личной жизни нет; или с точностью до наоборот - есть ребенок, но ни года карьеры. Кризис - это ощущение либо полного тупика, либо продолжительного застоя. После вуза он может наступить, если, например, человек учился не для себя, а ради «корочки», мам и пап, а сам мечтал о совершенно другом. Когда приходит понимание, что вы уделяли время совсем не тому, о чём всегда мечтали, то новые вещи начинают казаться важными и происходит перестройка жизни под новые идеалы.


Кризис среднего возраста

Если предыдущий тип кризиса был связан, по сути, со страхом за свое будущее, то этот целиком и полностью завязан на прошлое. Кризис среднего возраста подразумевает, что однажды вы просыпаетесь и на вас накатывает незваный ужас: всё, чего вы добились к настоящему моменту, как будто теряет всякий смысл. Работа, дом, партнер, дети - всё кажется унылым и бессмысленным: дело, на которое потрачена вся жизнь, не приносит удовольствия, любовь и влюбленность кажутся далекими, а дети, скорее всего, так заняты своими делами, что едва ли обращают на вас внимание. Именно в связи с этим этапом принято вспоминать клише вроде покупки дорогих машин, злоупотребления алкоголем, тяги к романам с более молодыми партнерами на стороне, неизбежного развода и всяческих попыток прикоснуться к ушедшей молодости. Такие истории мы не раз видели в «Красоте по-американски», «Гринберге», «Большом разочаровании», апатовской «Любви по-взрослому» или в новом «Пока мы молоды».

Термин «кризис среднего возраста» придумал канадский психоаналитик Эллиот Жак. Им он обозначил переходный период жизни, охватывающий время где-то между 40 и 60 годами, когда жизнь теряет краски и начинается переосмысление всего случившегося ранее. Знаменитый психоаналитик Эрик Эриксон, разработавший теорию развития личности, описывал две последние стадии человеческой жизни (зрелость и старость или стагнацию и отчаяние) очень похоже на общие положения кризиса среднего возраста. В частности, Эриксон кратко характеризовал этот жизненный этап двумя вопросами: «Как сделать так чтобы моя жизнь проходила не впустую» и «Как понять, что быть собой незазорно?».

Несмотря на то, что концепция кризиса среднего возраста прочно осела в современной культуре (есть теория , что «Бонд» - результат такого периода в жизни Яна Флеминга), однозначно описать его не легче, чем все вышеперечисленные кризисы. У разных людей он проявляется по-разному, настигает их в разном возрасте, для кого-то становясь положительным опытом, а для кого-то - началом тяжелой депрессии. Финансовое положение, состояние личной жизни и прочие социокультурные факторы сильно влияют на то, случится с человеком кризис среднего возраста или нет.

Впрочем, есть и постоянные переменные: для кризиса среднего возраста характерно давящее чувство разочарования, а также осознание человеческой смертности. В этот период жизни многие переживают смерть ближайших родственников, например родителей. Такая утрата - это не только горе, с которым тяжело справиться: она также заставляет задуматься о неизбежности своей смерти и провоцирует экзистенциальный страх. В этом же возрасте для многих наступает конец карьеры или как минимум появляются ограничения в условиях или продолжительности работы. Возраст дает о себе знать на уровне физиологии: снижается мобильность, а у женщин наступает менопауза, связанная не только с сильной гормональной, но и психологической перестройкой. Вопреки популярному мнению, мужской организм тоже переживает изменения, так называемую андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Психологи отмечают, что все перечисленные выше симптомы вызывают стресс, но вовсе не обязательно вводят в состояние кризиса. Даже когда они накладываются друг на друга, человек совершенно не обязательно окажется в глубокой депрессии. Кризис среднего возраста - это прежде всего время рефлексии и переосмысление жизни. То, что он чаще всего настигает тех, кому за сорок, не значит, что он не случится с вами позже или раньше при прочих равных.

С кризисом среднего возраста (как и любым другим) важно не пропустить момент, когда он переходит в клиническую депрессию. В этом случае нужно обязательно обратиться за профессиональной помощью. Во всех остальных случаях практические советы по преодолению психологических проблем можно кратко охарактеризовать как «не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике». Физические нагрузки помогут не только чувствовать себя так же активно, как и раньше, но и естественным способом улучшат настроение. Самое сложное и самое полезное - принять перемены, постараться направить страх родительских ошибок в продуктивное русло и наладить отношения с детьми. Как бы по-капитански это ни звучало, но поиски новых недеструктивных увлечений действительно помогут облегчить экзистенциальный страх. Старение, как и взросление, неизбежная часть жизни, и его нужно принять и работать с тем, что есть.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Если большинство кризисов, о которых ранее шла речь, являются не столько кризисами (несмотря на их названия), сколько продуктивными периодами изменения и роста, то под кризисом среднего возраста принято подразумевать действительно кризис в психологическом смысле. Он выражается в непродуктивных депрессии, обесценивании и отрицании всего достигнутого. Вызвать такое состояние может и рутина, и мысли о смерти, и синдром опустевшего гнезда. Появляется нигилистическая позиция: всё плохо просто потому, что плохо.

Классический пример: столкнувшись со смертью близкого и ощутив животный ужас, многие ищут утешения в религии и, казалось бы, находят. На самом деле большинство находит себе уютный домик, спрятавшись сразу от нескольких экзистенциальных данностей, с которыми рано или поздно сталкивается каждый и которые нужно принять, - речь о смертности и одиночестве. По сути, человек остается в неразрешенном конфликте, судорожно хватаясь за то, что есть жизнь после смерти. В итоге нет роста, нет принятия, нет следующего шага. Поэтому главное правило, которому нужно следовать независимо от того, какой жизненный кризис вас застал: нельзя прятать голову в песок - нужно попытаться переработать настигшее вас откровение во что-то продуктивное.

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале сайт.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и . Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в .

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Кризис – противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

Стадия

Подпериоды и стадии

Возраст

Характерное поведение

Сенсомоторная

(доречевой период) –

От рождения до 1,5-2 лет

1. Упражнение рефлексов2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции3. Вторичные круговые реакции4. Начало практического интеллекта5. Третичные круговые реакции6. Начало инт. Схем

0-1 месяц1-4 мес. 4-8 мес.8-12 мес.12-18мес.18-24мес.

Дети младенческого возраста пользуются сравнительно небольшим количе­ством схем, многие из которых представляют собой такие действия, как рассматри­вание, хватание, сосание, кусание или жевание.

Репрезентативный интеллект и конкретные операции

Дооперациональная

От 2 до 7 лет

Начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. Здесь дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не делают обобщений о целом классе объектов (например, все бабушки), не могут они и придумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

Конкретных операций

До 11-12 лет

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам (терьеры – это подгруппа внутри более широкой группы собак.) и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. Их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

Формальных операций

Подростки способны провести анализ решения логических задач как конк­ретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обду­мывать все возможности, воображать вещи, противоречащие фактам, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?». Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

1 стадия: сенсомоторный интеллект (до 2-х. лет).

I стадия развития сенсомоторного интеллекта занимает 1 месяц жизни ребенка. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них способны изменяться. Например, после некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки .

II стадия : 1-4 месяцев – стадия элементарных навыков. На основе упражнения (многократного повторения) рефлекса формируются навыки: элементарные и первично круговые реакции. Здесь ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции – повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребенок повторяет снова и снова (напр. дергает за шнур) ради самого процесса, который доставляет ему удовольствие. Здесь ребенок сосредоточен на собственной активности.

III стадия : вторичные круговые реакции. 4-8 месяцев. Ребенок сосредоточен не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действия повторяются для того, чтобы продлить интересные впечатления. Его цель – то интересное впечатление, которое получается в результате действия (плачет, чтобы ему дали красивую игрушку; долго трясет погремушкой, чтобы продлить заинтересовавший его звук).

IV стадия : 8–12 месяцев – стадия практического интеллекта. Ребенок сосредотачивается на изменениях вызванных его действиями. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект – новые впечатления - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

V стадия : 12 – 18 месяцев – появляются третичные круговые реакции (ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приведет - экспериментирует).

VI стадия : 18 –24 месяца – начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он может комбинировать схемы действий в уме и приходить к правильному решению. Здесь ребенок может найти новые средства для достижения цели. Около 2 лет формируется внутренний план действий – с этим заканчивается сенсомоторный период и наступает следующий.

2 стадия: Репрезентативный интеллект (с 2 до 7 лет) - мышление с помощью представлений. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие (думает, что ветер дует, потому, что раскачиваются деревья; солнце все время следует за ним – явление реализма ). На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению (опыт, когда воду из одинаковых стаканов перелили в узкий – дети изменили свое первоначальное мнение).

Для ребенка на этой стадии характерны так же нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены глиняной особенностью мышления ребенка – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной, ему недоступны понимание относительности познания мира и координации разных точек зрения (не может представить себе, что у других может быть другая позиция, отличная от его).

3 стадия: конкретно операционная (с 7до 14 лет). На этой стадии у детей формируются способности к логическим рассуждениям, доказательству, соотношениям разных точек зрения. Одна из причин возникновения логического мышления то, что теперь ребенок может объединять объекты классификации и понимает отношения принадлежности предмета к классу. Он начинает понимать, что любой объект может принадлежать к нескольким классам одновременно. Главное в этом периоде овладение классами. Все конкретные операции можно разделить на конкретные группы:

1. комбинаторная (объединение классов в более крупные образования)

2. обратимая операция

3. ассоциативная операция

4. равноценная или сводимая к нулю операция.

Следует отметить, что на этой стадии ребенок может рассуждать только о тех вещах, с которыми непосредственно сталкивался. Логические операции, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане. Данная способность складывается у ребенка примерно к 11 годам и подготавливает почву для формирования научных понятий.

4 стадия: формально операционная (11-12 лет и старше) - когда рассуждение связано с гипотезами, а не с конкретными объектами (предположим, у Сары более темные волосы, чем у Лили, Сара более светлая, чем Сюзанна; кто из троих имеет самые темные волосы?). Формируется экспериментальное мышление. Она начинается в раннем подростковом возрасте. На раннем этапе подростки еще не умеют систематично и строго доказать свои убеждения. Этот этап был назван зарождающимся формально операционным мышлением. Достигнув, следующей стадии дети могут доказывать свои убеждения с помощью систематических рассуждений. Подросток способен строить теории, проверять уже с помощью логических научных методов. Возникают при взаимосвязанной характеристике мышления:

1. способность выявить связь между 2-мя или большим числом перемен или разобраться в сложных отношениях.

2. способность строить мысленные предположения о возможном влиянии 1-ой или несколько переменных на др. переменную.