Какого человека можно назвать дисциплинированным. Как воспитать в себе дисциплину

Самодисциплина – это очень важное качество для тех, кто хочет достичь успеха в жизни и бизнесе. Если человек вечно везде опаздывает, не вовремя сдает выполненные проекты, не может усилием воли выйти из социальных сетей и начать работать, то ему не хватает дисциплинированности и самоорганизации. К тому же, дисциплина важна не только в работе. Когда вы разовьете в себе это качество, вы сможете с легкостью ходить в спортзал и заниматься своим здоровьем, будете всегда своевременно решать все возникающие в жизни проблемы и не страдать от их последствий.

Слово «дисциплина» у многих вызывает неприятные ощущения и ассоциируется с каким-то насилием над собой. Такое отношение к дисциплине неправильно. Вместо того, чтобы думать о том, как же скучно и неинтересно будет делать то, что не хочется, но нужно, лучше подумайте о том, какую пользу принесет вам выполненное дело.

Мы собрали для вас ряд полезных советов, следуя которым вы поймете, что быть дисциплинированным перед самим собой не так уж и сложно. Но как полезно!

Сон по графику

Установите для себя оптимальное время для утреннего подъема и вечернего засыпания. Вы прекрасно знаете, во сколько вам нужно проснуться, чтобы спокойно собраться на работу и успеть туда вовремя. Также вы знаете, сколько часов вам нужно поспать, чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать весь день. У каждого человека всё это индивидуально, поэтому составьте себе график, который будет наиболее удобен именно вам. И неукоснительно ему следуйте. Сложно будет только поначалу, затем соблюдение этих правил будет даваться вам очень легко.

Если вдруг вы нарушили расписание, то накажите себя – как бы смешно это ни звучало. Наказанием может быть всё, что угодно – тридцать отжиманий от пола, лишение себя любимого пирожного и так далее. И конечно, чем меньше вы будете нарушать установленные рамки, тем легче в дальнейшем вам будет их соблюдать.

Занятия спортом

Любой спорт дисциплинирует человека, если, конечно, серьезно к нему относиться. Найдите вид спорта, который вам по душе и запишитесь в соответствующую секцию. Вы будете посещать занятия, например, в понедельник, среду и пятницу, с 18.00 до 19.30. Если не будете пропускать занятия без уважительной причины, то соблюдение этого графика приучит вас к дисциплинированности и в других сферах жизни.

Можно также и самостоятельно заняться спортом, например, бегать по утрам определенное количество времени или выполнять комплекс упражнений. Однако, так заставить себя делать это регулярно будет несколько сложнее, так как вы знаете, что вас никто не проконтролирует и не поругает за плохие результаты, к тому же деньги за пропущенное занятие не пропадут, как в случае с посещением секции. Помимо развития в себе дисциплинированности, занятия спортом несут в себе еще одно неоспоримое преимущество – крепкое здоровье и красивое тело.

Ежедневное расписание

Заведите себе небольшой блокнот или ежедневник, куда записывайте все важные дела, которые вам необходимо сделать. Причем записывайте их в таком формате: задание – примерное время на выполнение – приоритетность. Если вы сможете с максимальной точностью определить, сколько времени вам потребуется на выполнение каждой задачи, то это поможет вам рассчитать, сколько заданий вы реально сможете сделать за один день. Приоритет задания нужно определять для того, чтобы понимать, какое задание можно перекинуть на следующий день в случае нехватки времени, а какое нельзя. Например, полочку можно прибить и завтра, а сегодня лучше съездить в гости к бабушке, ведь вы ей уже давно обещали.

Если речь идет о рабочих обязанностях, то учитывайте не только срочность задания, но и вероятность того, что вам возможно придется его переделывать или дорабатывать.

Всё перед глазами

Если вы работаете за компьютером, пишите на стикере текущие задачи и прикрепляйте его к монитору. Постоянно держа перед глазами список дел, они будут казаться вам вполне реальными и неизбежными, а не какими-то абстрактными и неважными. Захочется поскорее избавиться от этого чувства неизбежности, и работа пойдет бодрее и быстрее. Психологами доказано: если вы повесите перед глазами указание к действию, то сделаете его гораздо быстрее, чем если просто будете держать это в голове.

Концентрация внимания

Один из главных врагов дисциплины – это рассеянность. Вот вы работаете над проектом, а вот вы уже залезли в социальные сети, ведь оттуда пришло звуковое уведомление. Всё, концентрация внимания уже утрачена. Теперь, чтобы вернуться к проекту, вам нужно сделать над собой некоторое усилие, к тому же, не всегда получается быстро продолжить работать с того же момента, где вы остановились прошлый раз. Иногда может потребоваться какое-то время, чтобы просмотреть уже выполненную работу и понять, что же нужно делать дальше. Если бы в самом начале вы ни на что не отвлеклись, то не потеряли бы столько времени впустую.

Вы можете тренировать концентрацию внимания различными упражнениями, какие найдете и каким доверяете. И каждый раз, когда вы только-только отвлеклись от выполнения основного задания, мысленно поругайте себя и тут же вернитесь к работе. Внутреннее чувство стыда перед самим собой тоже будет делать свое дело, конечно, если в человеке заложено хоть немного ответственности.

Контроль финансов

Финансовая дисциплина – это отличный способ развить в себе дисциплинированность и других видов. Многие люди часто покупают абсолютно ненужные вещи, потому что захотелось именно в этот момент и именно здесь. Мы все подвластны импульсивным покупкам, но старайтесь хотя бы свести их к минимуму. Покупайте только то, что действительно необходимо. Приучите себя откладывать какую-то сумму с каждой заработной платы – когда возникнет непредвиденная ситуация, требующая срочного вливания денег, вы скажете себе за это «спасибо».

Записывайте все свои расходы и доходы. Видя эти цифры на бумаге или на экране планшета, вам будет легче управлять своими финансами и развивать в себе финансовую дисциплину.

Поощрения

На пути к дисциплинированности используйте не только кнут, но и пряник. Это не менее важно. Любите себя и награждайте за каждую, даже самую маленькую победу. Продуктивно провели день на даче, помогая родственникам сажать помидоры? По приезду домой побалуйте себя вкусным деликатесом. Смогли пробежать сегодня на два километра больше, чем обычно? Сходите вечером в кино. Если вы никак не можете приняться за сложное дело, пообещайте себе награду заранее: «Вот как оформлю эту стопку договоров, дома после работы закажу любимую пиццу и посмотрю наконец фильм, который уже давно лежит в закладках». Предвкушение приятного времяпрепровождения будет мотивировать вас начать работу прямо сейчас и сделать её как можно быстрее.

И последнее. Забудьте фразы «я слабовольный человек», «это слишком сложно для меня», «я слишком ленив и буду лениться всю жизнь». Всё это лишь отмазки для тех, кто не хочет ничего менять в своей жизни. И если вы будете повторять себе подобные фразы, то не ждите никакой внутренней мотивации и воли – они не появятся. Говорите себе, что всё, что вы наметили, у вас получится. И тогда увидите, как внутренняя сила воли начнет наполнять вас и вам не будет составлять никакого труда поддерживать самодисциплину.

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

Дисциплинированность – черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.
Википедия

Дисциплинированность – выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу.
«Психология от А до Я» | www.psyznaiyka.net

  • Дисциплинированность – это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.
  • Дисциплинированность – это умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
  • Дисциплинированность - это умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания.
  • Дисциплинированность – это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его.
  • Дисциплинированность – это основа самовоспитания.
  • Дисциплинированность – неотъемлемая черта характера хорошего воина; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все уставные положения.

Преимущества дисциплинированности

  • Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций.
  • Дисциплинированность обеспечивает быстрое продвижение к намеченной цели - дисциплинированный человек умеет подчинить себя достижению цели, временно отодвинув все иные дела и заботы.
  • Дисциплинированность раздвигает границы возможностей – в работе над собой.
  • Дисциплинированность раздвигает границы времени – дисциплинированный человек способе выполнить больший объем работы (больше успеть) за меньший временной промежуток.
  • Дисциплинированность обеспечивает понимание – того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично.

Проявления дисциплинированности в повседневной жизни

  • Воинская служба. Подчинение общему распорядку и обязательность исполнения уставных требований и приказов командира приучают человека к дисциплинированности.
  • Занятия спортом. Высоких позиций в спортивной иерархии способен лишь человек дисциплинированный, способный к постоянным и планомерным, а не спорадическим, тренировкам.
  • Самоограничение. Даже самые несложные, бытовые случаи самоограничений – например, соблюдение диеты – это проявление дисциплинированности человека.
  • Трудовая деятельность. Человек, вовремя исполняющий порученную ему работу, проявляет дисциплинированность – укладывает ли он рельсы или же пишет научный трактат.
  • Законопослушность. Человек, никогда не преступающий закон, даже если речь идёт всего лишь о переходе улицы на красный свет светофора – проявляет таким образом не только уважение к закону, но и дисциплинированность.

Как достичь дисциплинированности

  • Дисциплинированность – одна из тех черт человеческого характера, которые достаточно легко вырабатываются при должном самоконтроле.
  • Распорядок дня. Привычка составлять распорядок дня и стараться в точности ему следовать – вырабатывает дисциплинированность.
  • Положительный пример. В качестве упражнения по выработке дисциплинированности можно ориентироваться на поведение человека, который является для вас примером – действуя, как действовал бы человек дисциплинированный, можно достичь высокого уровня дисциплинированности.
  • Самоконтроль. В выработке дисциплинированности очень важен самоконтроль, как возможность вовремя заметить тенденцию отклонения от выполнения поставленной задачи и «вернуть себя» к её выполнению.

Золотая середина

Расхлябанность, неорганизованность | полное отсутствие внутренней и внешней дисциплинированности

Дисциплинированность

Педантизм | избыток дисциплинированности

Крылатые выражения о дисциплинированности

Дисциплина – мать победы. - Александр Суворов - Кто не умеет повиноваться, тот не умеет и повелевать. - Русская пословица - Аккумулированный вес нашей дисциплинированности и наших суждений ведёт нас к успеху или неудаче. - Джим Рон, американский писатель - Снаружи себя ничем не свяжешь, коли в нутре у тебя разнузданность. - Максим Горький - Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? - Николай Рерих - Неларин Корнелиус / HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика Обучающее пособие по управлению трудовыми ресурсами (HRМ), рассматривающее среди прочих вопрос трудовой дисциплины. Элизабет Пэнтли / Приучение к дисциплине без слез Книга для вполне дисциплинированных родителей, которые хотели бы привить эту добродетель своему ребенку. Советы помогут добиться от ребенка послушания, приучить его выполнять свои обязанности и в то же время сохранить с ним доверительные, дружеские отношения.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид -- на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность -- это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их -- первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходима внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы -- умение управлять собой в соответствии с уставными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность -- это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на долгие часы остаются наедине, и только самодисциплина руководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и устранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), подтягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить негативные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава -- научно обоснованный вывод о наиболее целесообразном, отвечающем интересам боевой готовности решении того или иного вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую степень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечивает постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являются выполнение распорядка дня, организация боевой учебы, службы суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, организация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помещениях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка способствует постепенному формированию у воинов дисциплинированности и исполнительности. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность".

Важное значение для формирования дисциплинированности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать грубости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уставов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заменить своего товарища у орудия, ракеты, механизма корабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха -- это важные слагаемые высокой дисциплинированности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых воинов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты и матросы с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Взаимоотношения между воинами -- результат их культуры, человеческого в человеке. Чем богаче взаимоотношения, тем более интересна жизнь и служба солдата. Бескультурье всегда агрессивно. Когда воину нечем самоутвердиться как личности, он начинает самоутверждаться своими инстинктами. Агрессивность, которая проявляет себя в неуставных взаимоотношениях, есть проявление животного "инстинкта власти, силы". Каждый военнослужащий должен помнить, что боевая деятельность требует взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Можно ли их ожидать, если в подразделении процветают неуставные взаимоотношения? Если в условиях мирного времени товарищеские взаимоотношения не формируются, то им неоткуда взяться в экстремальной ситуации. Тому, кто пытается строить свои отношения с другими воинами на "неуставных нормах", не стоит рассчитывать на поддержку товарищей в боевых условиях. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в своих рядах даже малейших отклонений от уставного порядка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и развивается в процессе армейской и флотской службы. Каждый военнослужащий должен понимать, что формирование дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Расширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вырабатывая навыки и умения уставного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинированного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накапливается служебный опыт, устанавливаются прочные взаимоотношения в воинском коллективе, у него появляется определенный авторитет среди сослуживцев, нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап -- этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля человека становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисциплинированного поведения каждого воина

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в современных условиях возрастает значение воинской дисциплины?
  • 2. Каким образом воинская дисциплина влияет на повышение боевой готовности подразделения?
  • 3. Что значит быть дисциплинированным воином?
  • 4. Какие факторы и условия влияют на дисциплинированность военнослужащего?
  • 5. Расскажите об основных направлениях формирования дисциплинированности.
  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНА К БОЮ

воин патриотизм дисциплина товарищество

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

Дисциплинированность как качество личности – склонность к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности.

Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждёт приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошёл, а он всё сидит и ждёт приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать. Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит: Вот он — провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Подобно тому, как нашёл для себя и быстро успокоился принц. Только он нашёл истинное объяснение, а генерал — правдоподобное на момент. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперёд, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.

При описании качеств людей, находящихся под воздействием энергии благости обязательно указывают на дисциплинированность. Иными словами, дисциплинированность – благостное качество личности. Люди в благости живут по высоким моральным законам, проявляют ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, чистоту. Умеют поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, проявляют бескорыстие, уважительность и заботливость к людям.

Дисциплинированность многогранна по формам проявления. Качеством личности она становится только в союзе с осознанностью, сознательностью и чувством долга. Насильно, из под палки человека дисциплинированным не сделаешь. Страх перед наказанием, безусловно, понуждает человека к проявлению вынужденной и неискренней дисциплинированности. Но страх, как мотивация дисциплины, его карательная составляющая выгребает из людей активность, энергичность, инициативность и энтузиазм. Стоит карательной системе дать сбой и от дисциплинированности останется пшик.

А.И. Деникин в «Очерках Русской Смуты» пишет, как палочная дисциплинированность царской армии рухнула под напором «демократизаторов», что привело к полной вакханалии в управлении войсками: «Получен был первый приказ военного министра Гучкова, с изменениями устава внутренней службы в пользу «демократизации армии». Этим приказом, на первый взгляд довольно безобидным, отменялось титулование офицеров, обращение к солдатам на «ты» и целый ряд мелких ограничений, установленных для солдат уставом — воспрещение курения на улицах и в других общественных местах, посещения клубов и собраний, игры в карты и т. д. Последствия были совершенно неожиданные для лиц, не знавших солдатской психологии. Строевые же начальники понимали, что, если необходимо устранить некоторые отжившие формы, то делать это надо исподволь, осторожно, а главное, отнюдь не придавая этому характера «завоеваний революции»… Солдатская масса, не вдумавшись нисколько в смысл этих мелких изменений устава, приняла их просто, как освобождение от стеснительного регламента службы, быта и чинопочитания. — Свобода, и кончено! Нарушение дисциплины и неуважительное отношение к начальникам усилились. В частях начала сильно развиваться карточная игра с дурными последствиями для солдат, имевших на руках казенные деньги или причастных к хозяйству. Командовавший 4-ой армией для прекращения этого.явления принял весьма демократическую меру, запретив на время войны карточную игру всем — генералам, офицерам и солдатам. Временное правительство, обеспокоенное последствиями этого, казалось, мелкого изменения устава в пользу демократизации, сочло себя вынужденным особым постановлением «воспретить военнослужащим на театре военных действий, а также в казармах, дворах, военных помещениях и вне театра войны — всякую игру в карты». Но если все эти мелкие изменения устава, распространительно толкуемые солдатами, отражались только в большей или меньшей степени на воинской дисциплине, то разрешение военным лицам во время войны и революции «участвовать в качестве членов в различных союзах и обществах, образуемых с политической целью»… представляло уже угрозу самому существованию армии».

Сознательная дисциплинированность стоит на платформе добросовестного исполнения своего долга, стремления реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела. А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности».

Мало проку и от подражательной дисциплинированности, характерной для работников – конформистов. Они не осознали своего отношения к дисциплинарным требованиям и поэтому выбрали самый удобный и легкий путь – подражать начальникам, командирам, старожилам коллектива. Их дисциплинированность не устойчива и не стабильна, ибо подвержено влиянию социально-психологических факторов. К примеру, пришла «новая метла», которая, как известно, по-новому метет и от прежних дисциплинарных требований может остаться либо ностальгическое воспоминание, либо содрогание и негодование людей.

В одном зоологическом исследовательском институте чтобы повысить дисциплинированность сотрудников стали выпускать в рабочее время львов. Они гуляли по коридорам, люди боялись выходить туда, и им ничего не оставалось, как работать. Через какое-то время один лев съел уборщицу, и их перестали выпускать. Сидят они в клетке и старый лев говорит молодому: — Вот зачем тебе понадобилось жрать эту уборщицу? Я вот десятка два научных сотрудников съел и хоть бы кто заметил!

Не может стать качественной особенностью личности дисциплинированность, основанная на корысти и подхалимаже. Посредством прагматичной дисциплинированности работник стремится добиться командирского или начальственного расположения, получить какие-то преимущества и льготы.

Подлинная дисциплинированность произрастает из самодисциплины и самоконтроля, подчиненных разуму. Самоконтроль как качество личности представляет собой способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния. Сознательно вытесняя с помощью самодисциплины и самоконтроля свои низшие качества, человек делается дисциплинированным.

Природа человека так устроена, что стоит потянуть, к примеру, «ниточку» ответственности и распустишь весь клубок добродетелей. Попутно человек станет обладателем заботливости, обязательности, постоянства, словом, всех достоинств, в том числе и дисциплинированности. Зная этот секрет, разумно не распыляться, а сконцентрироваться на одном – двух достоинствах. Например, воспитайте у человека чувство долга и обязательность, и он синхронно будет приверженцем дисциплинированности.

Петр Ковалев