Численность населения африки на год составляет. Плотность населения Африки

Буржуази`я (фр. bourgeoisie от bourg — «город») — историко-социо­логический термин, применявшийся в зависимости от исторического, идеологического, ментального и географического контекста для обозначения различных социальных групп. До конца XVIII в. использовался преимущественно во Франции и Швейцарии .
В Античности термины ­«гражданин» и «горожанин» нередко совпадали: полис считался объединением свободных граждан. В XI в. в Европе возник новый тип граждан­ской ­общины: добровольный союз свободных горожан мужского пола, имевших общий, фиксированный правовой статус. Возникший тогда термин «буржуа» (впервые отмечен в 1007) обозначал жителей торгового города, освобожденного согласно дарованной хартии от власти светского или церковного сеньора, т. е. лично свободных людей, противопоставляемых сервам .

Французские горожане в Средние века.
Гравюра. 1844

Примерно с XIII в. наименование «буржуа» все чаще обозначает состоятельных людей, имевших в городах недвижимость и особый правовой статус. Вместе с тем, термин сохранял и значительную полисемию: в разных местах им могли называть и рантье, и купцов, и предпринимателей, и даже горожан вообще в противопоставлении сельским жителям.
Эволюция понятия отражала развитие городских средних слоев, посредников между дворянами и жителями сельской местности. В отличие от граждан античного полиса, буржуа не обладали своим статусом от рождения. Изначально эта категория, обозначавшая принадлежность лица к привилегированной части городского сообщества, была юридической, а не сословной. В германских землях бюргеров даже могли возводить в рыцарское достоинство. Но с XIII в. их постепенно стали воспринимать как полноценное сословие, занимавшее срединное положение между крестьянами и дворянами и специализировавшееся на торговле и ремесле. В рейхстагах и ландтагах у бюргеров появились особые скамьи. С XV в. представители городов (burgesses) начали заседать и в английском парламенте, а с XVII в. — в законодательных собраниях ряда североамериканских колоний Англии. Во Франции «буржуа» так и не выделились в особую сословную категорию, а составляли часть третьего сословия.
В разных городах существовали разные критерии принадлежности к Б.: ценз оседлости (в Париже 1 год и 1 день, в Лионе — 10 лет), наличие недвижимости в данном городе, уплата определенных налогов, порой — морально-нравственные или религиозные цензы. В ряде мест для получения статуса буржуа требовалось совершить определенные формальности: получить особый документ, записаться в специальную книгу, принести клятву в ратуше, уплатить вступительный взнос и др. Постепенно принадлежность к Б. стала наследственной, но могла быть и приобретена, в том числе через брак. В некоторых странах даровать права и привилегии Б. мог король.
Привилегии Б. также разнились в зависимости от места. Это могли быть освобождение от уплаты ряда налогов, право на участие в политической жизни города (право избирать и быть избранным в представительные органы, подсудность определенным судам, экономические преференции). Нередко права влекли за собой и обязанности: платить налоги, участвовать в городском ополчении или городской страже и приобретать для этого оружие или снаряжение за свой счет. Объем прав, которыми обладала Б., их нерушимость на протяжении веков нередко зависели от развития взаимоотношений между городами и государством в целом, от силы или слабости королевской власти. Это средневековое понимание Б. долго сохранялось в Швейцарии, где термином «буржуа» называли горожан, имевших право голоса в своей коммуне, и где существовала даже категория «почетная Б.». Так, магистрат Берна почтил Людовика XI , присвоив ему звание буржуа этого города.


Зажиточный горожанин

С XVI в. Б. стала восприниматься как особая общественная группа, противопоставлявшая себя не только крестьянам, но и дворянству, и обладавшая собственным набором этических ценностей. Основой ее экономического процветания была торговля, поэтому Б. стремилась к миру, стабильности и порядку, противилась стремлению сеньоров взимать таможенные сборы, выказывала недовольство тем, что церковь осуждала ростовщичество. Вместе с тем, в XV—XVIII вв. Б. повсеместно стремилась к переходу в дворян­ство — аноблированию. Во Франции это происходило преимущественно через покупку должностей. Получая дворянский титул, буржуа оставлял занятие торговлей и начинал жить «по-дворянски» (à la noble). В Англии граница между джентри и Б. и вовсе была размытой: если буржуа хотел аноблироваться, он становился землевладельцем, переселялся в сельскую местность, вел благородный образ жизни и затем приобретал дворянство.
К XVII в. в европейском обществе, традиционно ценившем данные от рождения права и благородные виды деятельности, окончательно сформировался слой, рассматривавший богатство как главную социальную ценность. Это богатство основывалось на личных предпринимательских талантах и складывалось из поколения в поколение. Социальный успех конвертировался в увеличение богатства и собственности, и наоборот, денежные средства позволяли вести образ жизни более высоких социальных слоев. Особенно ярко это проявлялось в Англии, где уже произошло зарождение «среднего класса» в современном понимании термина, однако и в других странах Б. начала осознавать себя именно как средний класс — между дворянством и бедными горожанами, ремесленниками. Во Франции Б. тоже воспринимали как особую социальную группу, уже не всегда связанную с городом и состоявшую из людей, хотя и не благородного происхождения, но все же принадлежавших к «верхам» общества.
Богатство обеспечивало и хорошее образование (в частности, востребованное теми, кто делал ставку на карь­еру чиновника): росло количество школ, все большим спросом пользовалось университетское образование, обеспечивавшее социальную мобильность. Капиталы, образование, особая культура — все служило самоидентификации Б. как отдельной социальной категории.
Однако дворянство нередко воспринимало Б. как социальную группу, не знакомую с правилами поведения в обществе, лишенную хороших манер и тонкого вкуса. Такое отношение наглядно отражено в пьесе Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) и в «Максимах» (1665) Ф. де Ларошфуко , писавшего: «Мещанские замашки порою скрадываются в кругу военных, но они всегда заметны при дворе». С этого времени определение «буржуа» в смысле, аналогичном русскому слову «мещанин», порою приобретало негативный оттенок, особенно в кругу людей свободных профессий.

Г-н Журден, герой комедии
Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».
Иллюстрация XVIII в.

Так его и употребляли вплоть до XX в., когда желали подчеркнуть, что богачи и нувориши лишены романтической жилки и не способны понять истинное искусство.
В XVIII в. Б. по-прежнему противопоставляли крестьянам, однако практически перестали противопо­ставлять дворянам. Зато все больше подчеркивались ее отличия от рабочих — и на социально-экономическом уровне, и по менталитету. Постепенно буржуа начинает восприниматься как человек, увлеченный исключительно наживой, твердо стоящий на ногах, консерватор и конформист.
К концу века понятие «буржуа» во Франции постепенно выходит из массового употребления, применение его становится более узким. Если столетием ранее, помня об изначальной коннотации термина, его использовали даже по отношению к жителям античных городов-полисов, то теперь это понятие вытесняется более общей, но также восходящей к Античности категорией «гражданин». Это было связано с распространением в Европе теорий суверенитета, а затем и общественного договора: если буржуа составляли лишь часть населения городов, то понятия «подданный» и «гражданин» предусматривали единство всех категорий населения, подчиняющихся власти или обеспечивающих ее легитимность. Французская революция XVIII в. закрепила законодательно употребление категории «гражданин»: по конституции 1793 все население страны было признано гражданами.
С развитием заморской торговли, появлением глобальных коммерческих и банковских структур, крупных финансовых спекуляций, распространением мануфактурного производства богатство Б. значительно увеличилось. В XIX в. Б. окончательно становится в Европе экономически доминирующей социальной группой. Осмысливая этот феномен, философы и экономисты пытались определить место Б. в новой социальной структуре. Деля общество на классы, А. Смит особо выделял класс «торговцев и ремесленников». А. де Сен-Симон включал Б. в общий класс «трудящихся индустриалов» вместе со всеми занимающимися общественно полезной деятельностью (крестьянами, рабочими, учеными и др.) и противопоставлял всем им «класс праздных собственников» — крупных землевладельцев и рантье. В работах же сен-симонистов Б. противопоставлена рабочим, которых она эксплуатирует. Таким образом, на рубеже XVIII—XIX вв. произошло изменение смысла понятия «Б». Ее средневековое понимание как зажиточной городской верхушки сменилось представлением о ней как классе капиталистов, эксплуатирующих наемных работников и отличных от рантье.
В XIX в. социальная стратификация осмысливалась современниками уже с учетом этого нового понимания термина «Б». А вот ее социальная роль оценивалась по-разному. Одни видели в ней тот класс, который должен играть доминирующую роль в новой структуре общества и государства. Экономическое развитие воспринималось как благо, а собственность — как залог политической стабильности. Исходя из этого, представлялось логичным, чтобы государством управляла именно Б., тем более что с ликвидацией сословных границ в ее ряды мог влиться каждый. Знаменитым стал призыв Ф. Гизо «Обогащайтесь!». Буржуазные ценности и образ жизни воспринимались как умеренность, позволяющая избежать эксцессов. Луи-Филиппа Орлеанского называли «король-буржуа».
Социалисты и коммунисты, напротив, утверждали, что господство Б. противоречит социальной справедливости, ухудшает жизнь людей и не оставляет надежды на ее улучшение. П.-Ж.Прудон писал об отмирании нравственности в «век буржуазной морали».
В это время Б. уже обладала соб­ственной идентичностью, комплексом широко разделяемых морально-этических норм, характерным образом жизни и формами проведения досуга. Однако она так и не стала гомогенной социальной группой, к тому же ее этические ценности сильно варь­ировались в зависимости от региона. Так, в США получил распространение термин «бизнесмен» и приобрел популярность образ self-made man — «человека, который сам себя сделал». Этот последний — не просто успешный предприниматель, но человек, имеющий обязанности перед обществом, верящий, что личное и общественное процветание тесно взаимосвязаны. Это человек предприимчивый, легко меняющий профессии, не специалист, а менеджер.
В Великобритании Б. составляла наиболее богатую часть среднего класса, либо непосредственно владевшую собственностью и капиталом, либо косвенно его контролировавшую благодаря своим профессиональным навыкам. Ее богатство часто было связано с результатами промышленного переворота . На протяжении большей части XIX в. прямое участие Б. в политической жизни Великобритании было относительно невелико и не сопоставимо с тем весьма значительным влиянием, которое она оказывала на общественное мнение через различные общественные объединения и лоббистов.


Костюм богатого буржуа.
Франция. 1790

Немалое влияние Б. оказывала и на культуру, задавая стандарты жизни, при которых приоритет отдавался растущему потреблению, безопасности, доминирующей роли мужчин, разделению дома и работы. К концу века в ряды Б. стали вливаться и менее богатые слои населения, работавшие за зарплату.
Во Франции относительная узость внутреннего рынка привела к тому, что Б. оказалась в значительной зависимости от государства, которое в то же время не допускало ее к местному самоуправлению, предпочитая осуществлять его через чиновников. Подражая аристократии , Б. обзаводилась загородными особняками, приобщалась к занятиям спортом и в то же время идеологически противопоставляла себя дворянству, осуждая его «распущенность» и подчеркивая ценность религии, чест­ного труда, сбережений. Вместе с тем, унаследованный капитал стал цениться больше, чем приобретенный, а рантье постепенно вытесняли предпринимателей. Нормы и стереотипы буржуазного образа жизни включали в себя обязательное наличие слуг, привычку проводить досуг в поездках или на водах, принимать гостей в салонах, отдавать детей в привилегированные школы.
В Российской империи Б. окончательно сформировалась значительно позже, чем в Западной Европе, — в последней четверти XIX — начале XX в. По сравнению с европейскими странами она была относительно немногочисленна, гораздо теснее связана с государством и больше от него зависима: так, состояния ряда крупных ее представителей были обеспечены казенными подрядами на строительство железных дорог. Российская Б. была многонациональна по составу и разнообразна по происхождению: в нее входили выходцы как из крестьянства и купечества, так и из дворянства и чиновничества. Первые буржуазные политические партии также были созданы очень поздно — в ходе Революции 1905-1907 .
Во 2-й половине XIX в. появился ряд социально-экономических теорий, осмысливавших эту новую роль Б. Особенно влиятельным среди них было учение К. Маркса и Ф. Энгельса . Они обосновали унаследованное от ранних социалистов противопо­ставление «Б. — пролетариат». Эти социальные категории определялись как антагонистические классы, между которыми идет постоянная борьба. В «Манифесте коммунистической партии» (1848) Маркс и Энгельс писали: «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается […] тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат». Рассматривая Б. как социальную группу, в которую входят промышленники, финансисты и торговцы и которая постепенно на протяжении Средних веков набирала силу, Маркс и Энгельс считали, что Б. «сыграла в истории чрезвычайно революционную роль». Она лишила средневековое общество его религиозных, политических и этических идеалов. «Эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой». И наконец, она разрушила сам феодализм. Б. «путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим», «менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые». Однако господство Б., полагали они, будет недолгим. Производительные силы достигли уже такого уровня развития, что «буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство». К тому же Б. породила эксплуатируемый ею пролетариат, который и станет ее могильщиком. Впоследствии Энгельс уточнил, что под Б. «понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производ­ства, применяющих наемный труд» (1888).
Уточняя и развивая эту концепцию, Маркс в «Капитале» утверждал, что исходным пунктом капиталистического накопления было первоначальное накопление, «когда значительные массы людей внезапно и насильственно отрываются от средств существования и выбрасываются на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев». Именно оно, считал Маркс, обеспечило становление Б. как экономически доминирующего класса, а политическое господство ей обеспечивают «буржуазные революции ». Темпы этих двух процессов в европейских странах, по мнению Энгельса, не синхронны: «В то время как в Англии с XVII века, а во Франции с XVIII века образовалась богатая и могущественная буржуазия, в Германии о буржуазии можно говорить лишь с начала XIX века».


Горожанки и знатные дамы в Средние века.
Гравюра. 1844

Возникновение различных теорий классовой борьбы, к числу которых относился и марксизм , оказало значительное влияние на развитие историографии. Многие историки конца XIX — XX вв. ретроспективно находили общественные классы (включая Б.) и борьбу между ними на протяжении всей истории человечества, начиная с Античности. О борьбе Б. и пролетариата в Древнем мире писали Р. Пельман, Э. Мейер , М. И. М. И. Ростовцев и др. Еще более значительным было влияние марксизма на советскую историографию, трактовавшую всю историю человечества сквозь призму классовой борьбы.
В XX — начале XXI в. восприятие Б. как относительно целостной социальной категории постепенно уходит в прошлое, термин все чаще применяется либо по отношению к истории Европы и Сев. Америки в Средние века и Новое время, либо к современному обществу развивающихся стран. Хотя богатые слои общества сохраняются, исчезает их самоидентификация в качестве Б. В большинстве развитых стран термин «Б». сменяется термином «средний класс». Это связано как с осознанием экономистами, социологами и историками гетерогенности Б., так и с изменением отношений между Б. и собственностью. С развитием фондового рынка все меньше предпринимателей владеют и управляют предприятиями напрямую. Чем ближе к XXI в., тем в большей степени средний класс составляют уже не владельцы капитала и производства, а высокооплачиваемые специалисты государственного и частного секторов экономики, менеджмент компаний, университетская профессура, т. е. люди, получающие зарплату, и представители свободных профессий. С развитием социального обеспечения, бесплатного образования, бесплатной или страховой медицины, повышением доходов квалифицированных рабочих нижняя граница среднего класса постепенно растворялась; демократизация общества уменьшала социальную роль Б.; возникновение левых политиче­ских партий, активизация рабочего и проф­союзного движения уменьшали ее политическое влияние. Все труднее говорить и об общей для всей Б. системе этических ценностей.
Таким образом, единого понимания Б., общего для разных стран и периодов, не существует. Концепт Б. постоянно эволюционирует: его содержание непосредственно зависит как от самосознания людей, ощущающих свою принадлежность к соответствующей социальной группе, так и от восприятия ее иными слоями общества. Б. всегда была чрезвычайно разнородна: ее самоидентификация и внешний образ, по сути, единственное, что заставляет воспринимать ее как единое целое. Однако и то, и другое, со временем кардинально менялось: между полноправным горожанином XI в. и крупным предпринимателем XX в. нет практически ничего общего. Подобной амбивалентностью термина и обусловлено то, что по мере ослабления влияния марксистской парадигмы и распространения иных представлений о социальной стратификации концепт Б. постепенно выходит из употребления в современной историографии. (См. также Бюргерство .)

Лит.: Canard M. Essai de sémantique. Le mot «bourgeois» // Revue de philologie française et de littérature. 1913. V. 27; Pernoud R. Histoire de la Bourgeoisie en France. 2 vols. Paris, 1960—1962; Ellul J. Métamorphose du bourgeois. Paris, 1998; Artola M. La burguesía revolucionaria (1808—1874). Alianza, 1973; Mattick P. Marxism. Last Refuge of the Bourgeoisie? New York, 2013; Bürgertum im 19. Jahrhundert. Bd II: Wirtschaftsbürger und Bildungsbürger. Göttingen, 1995; The German Bourgeoisie: Essays on the Social History of the German Middle Class from the Late Eighteenth to the Early Twentieth Century. New York, 2013; Crossick G., Haupt H.-G. The Petite Bourgeoisie in Europe 1780—1914. Enterprise, Family and Independence. New York, 1995; The Middling Sorts: Explorations in the History of the American Middle Class. New York, 2001; Maza S. The Myth of the French Bourgeoisie: An Essay on the Social Imaginary, 1750—1850. Cambridge (Ma.), 2005; Круглый стол «Французская революция XVIII века и буржуазия» // Новая и новейшая история. 2002. № 1; Петров Ю. А. Московская буржуазия в начале ХХ в.: предпринимательство и политика. М., 2002; Зомбарт В. Буржуа. М., 2009; Ридель М. Бюргер, гражданин, бюргерство / буржуазия // Словарь основных исторических понятий. Избранные статьи / Под ред. Р. Козеллека. М., 2014. Т. 2. С. 5—92 Д. Ю. Бовыкин.

Мария Оссовская, "Рыцарь и Буржуа"

Существенные черты мелкой буржуазии выводятся из ее места в классовой структуре общества, места, общего для всякой мелкой буржуазии, — ведь именно им определяется сущность мелкой буржуазии как таковой.

Иногда понятие мелкой буржуазии включает в себя и тех, кто солидаризируется с мелкой буржуазией. «... Не следует думать, — пишет Маркс о представителях мелкой буржуазии, — что все представители демократии — лавочники или поклонники лавочников . По своему образованию и индивидуальному положению они могут быть далеки от них, как небо от земли. Представителями мелкого буржуа делает их то обстоятельство, что их мысль не в состоянии преступить тех границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа , и потому теоретически они приходят к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводят практически его материальный интерес и его общественное положение. Таково и вообще отношение между политическими и литературными представителями класса и тем классом, который они представляют. Класс этот во многих странах многочислен и влиятелен. Ленин не пренебрегает ее ролью в России и неоднократно, набрасывая свою программу действий, рекомендует товарищам обращать на мелкую буржуазию серьезное внимание и пробуждать ее политическое сознание, поскольку это союзник, с которым надо считаться . А пробуждение политического сознания состоит прежде всего в уяснении мелкой буржуазией, что только под руководством пролетариата она может бороться с буржуазией.

Как хорошо известно, психология мелкой буржуазии определяется прежде всего промежуточностью ее классового положения . «Подвешенная» между буржуазией и пролетариатом, она находится в состоянии неустойчивого равновесия. Ленин в «Уроках революции» писал (явно имея в виду не только российские условия): «... Мелкие хозяйчики выбиваются из сил, тянутся «выйти в люди», попасть в настоящие хозяева, подняться до положения «крепкого» хозяина, до положения буржуазии ». Мелкие буржуа поставлены перед выбором: «либо перейти самим на положение капиталистов (а это возможно в лучшем случае для одного мелкого хозяйчика из сотни), либо перейти в положение разоренного хозяйчика, полупролетария, а затем — пролетария» .

Деклассация остается постоянной угрозой: навыки ремесленника обесценивает появление новых способов производства, мелкий капитал не выдерживает конкуренции с крупным, войны и кризисы ударяют прежде всего по мелкой буржуазии. Зато ее поддерживает существование чиновничьего и военного аппарата, «дающего верхним слоям крестьянства, мелких ремесленников, торговцев и проч. сравнительно удобные, спокойные и почетные местечки, ставящие обладателей их над народом».

С промежуточным, неустойчивым классовым положением мелкой буржуазии связан ряд черт, которые мы рассмотрим поочередно.

а) Противоречивость психологии мелкого буржуа. Ее неустойчивость. Сидя «между двумя стульями» и пересаживаясь с одного на другой, мелкая буржуазия взращивает в своей психике всевозможные противоречия. «Мелкий буржуа в развитом обществе, в силу самого своего положения, с одной стороны, делается социалистом, а с другой — экономистом, то есть он ослеплен великолепием крупной буржуазии и сочувствует страданиям народа» .

Склонности к противоречиям сопутствует неустойчивость . Класс этот крайне непостоянен в своих взглядах , пишет о мелкой буржуазии Энгельс в работе «Революция и контрреволюция в Германии». «Смиренный и лакейски покорный перед сильным феодальным или монархическим правительством, он переходит на сторону либерализма, когда буржуазия находится на подъеме; его охватывают приступы неистового демократизма, как только буржуазия обеспечивает себе господство, но он впадает в самую жалкую трусость, как только класс, стоящий ниже него, пролетариат, делает попытку предпринять какое-нибудь самостоятельное движение ». Прудон, которого Маркс, как известно, называл чистейшим мелким буржуа, «... хочет парить над буржуа и пролетариями, как муж науки, но оказывается лишь мелким буржуа, постоянно колеблющимся между капиталом и трудом, между политической экономией и коммунизмом».

b) Принципиальная реакционность мелкой буржуазии. Склонная попеременно к восторженным порывам и приступам отчаяния, мелкая буржуазия, однако, в принципе ближе к буржуазии. Ведь мелкая буржуазия живет «по-хозяйски, а не по-пролетарски (в смысле места в общественном производстве), и в образе мыслей она идет за буржуазией ». Даже когда она борется с угрожающей ей буржуазией и требует ограничить крупный капитал, который ее душит, — даже тогда она лишь по видимости революционна. «Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата...».

c) Мнимая надклассовость. Еще одна черта, вытекающая из положения мелкой буржуазии в обществе, — это, согласно классикам марксизма, ее иллюзии относительно собственной надклассовости . В «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта» Маркс пишет о французских мелкобуржуазных демократах: «... Демократ, представляя мелкую буржуазию, то есть переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов, — воображает поэтому, что он вообще стоит выше классового антагонизма. Демократы допускают, что против них стоит привилегированный класс, но вместе со всеми остальными слоями нации они составляют народ. Они стоят за народное право; они представляют народные интересы ». А в другом месте мы читаем о французском мелком буржуа, который «в глубине души... гордится тем, что он беспристрастен, что нашел истинное равновесие, которое имеет претензию отличаться от золотой середины».

d) Индивидуализм, склонность к анархизму. Индивидуальный труд в «собственном деле» не сплачивает, а распыляет мелких буржуа. Поэтому у классиков марксизма мы находим множество высказываний об индивидуализме мелких хозяев, об их неспособности к дисциплине, отсутствии у них духа коллективизма, их разъединенности, ревнивой охране своего частного мира. Характер труда и форма собственности объясняют нам, почему мелкобуржуазная революционность так часто отдает анархизмом, подогреваемым к тому же неприязнью к налогам , и почему мелкий буржуа не способен объединяться и координировать свои действия с другими (см., например, «Детскую болезнь «левизны» в коммунизме» Ленина), Именно поэтому в мелкобуржуазной революционности Ленин видит одного из серьезнейших врагов коммунизма.

e) Миролюбие, стремление к безопасности. Вероятно, потому, что мелкий буржуа, как уже говорилось, больше всего теряет при любом кризисе, классики марксизма часто усматривают в его психологии миролюбие, боязливость, нерешительность. Именно он прежде всего склонен делать «шаг вперед, два шага назад».

Мелкий буржуа вообще не желает понимать борьбы классов. Там, где она заявляет о себе слишком уж очевидно, он стремится затушевать ее. «Ведь все мы хотим одного и того же, все разногласия — просто результат недоразумений» — эти слова Энгельс вкладывает в уста мелкобуржуазным демократам. Для мелкого буржуа классовая борьба — нечто нежелательное и «грубое» . Он руководствуется «истинной любовью к человечеству», пустыми фразами о «справедливости» . Мелкий буржуа ищет мирных решений. Если он и хочет социализма, то без революции. Он склонен к иллюзиям, нередко добросовестным, там, где речь идет о борьбе с социальным злом. Он хотел бы «усовершенствовать» империализм путем реформ. «Насквозь мещанской фантазией» называет Маркс желание Прудона положить в основу переустройства общества отмену процента. Не понимая, что «государство есть орган классового господства», мелкий буржуа хотел бы видеть в нем орган примирения классов.

Миролюбие связано со стремлением к безопасности.
Ж. Сорель, характеризуя мелкобуржуазный дух в своих «Материалах к теории пролетариата», утверждал, что средний класс — идеал слабых правительств, ибо им легче управлять . Его высший слой, претендующий на звание буржуа и на право иметь служанку, — это идеал экономистов, филантропов и моралистов. Он ничего не требует от филантропа, не возмущает моралиста, является предметом уважения экономиста. Он представляет собой мирный элемент. Заразить рабочего этим духом — лучший способ обезвредить его.

f) Бережливость. Самоограничение ради обладания. «Политическая экономия, эта наука о богатстве, есть в то же время наука о самоотречении, о лишениях, о бережливости , и она действительно доходит до того, что учит человека сберегать даже потребность в чистом воздухе или физическом движении, — писал Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». — Эта наука... есть в то же время наука об аскетизме, и ее истинный идеал, это — аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб. Ее моральным идеалом является рабочий, откладывающий в сберегательную кассу часть своей заработной платы... Поэтому политическая экономия, несмотря на весь свой мирской и чувственный вид, есть действительно моральная наука, наиморальнейшая из наук. Ее основной тезис — самоотречение, отказ от жизни и от всех человеческих потребностей. Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр, на балы, в кафе, чем меньше ты думаешь, любишь, теоретизируешь, поешь, рисуешь, фехтуешь и т.д., тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище, не подтачиваемое ни молью, ни червем, — твой капитал. Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь, тем больше ты накапливаешь своей отчужденной сущности. Всю ту долю жизни и человечности, которую отнимает у тебя политэконом, он возмещает тебе в виде денег и богатства, и все то, чего не можешь ты, могут твои деньги». «И экономить ты должен, — продолжает Маркс, — не только на твоих непосредственных чувственных потребностях, на еде и прочем, но и на участии в общих интересах, на сострадании, доверии и т.д.» Так, в конце концов, чтобы жить, приходится терять то, ради чего стоит жить (et propter vitam vivendi perdere causas!).

g) Культ денег и мышление в денежных категориях. Буржуазная политэкономия учит, что «все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы »; «мораль политической экономии — это нажива, труд и бережливость, трезвость...». Мерило ценности человека— деньги. «... То, что могут купить деньги, это — я сам, владелец денег... То, что я есть и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью... Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отталкивающая сила, сводится на нет деньгами... Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит, в почете и их владелец ». Эта характеристика вызывает в памяти известное французское изречение: «Бедный дурак — дурак, богатый дурак — богач».

h) Эгоизм . «Мелкобуржуазный эгоизм» — выражение, часто встречающееся у Ленина. Мелкособственнический взгляд, по Ленину, — это «мне бы урвать побольше, а там хоть трава не расти ». Когда мелкая буржуазия борется с крупным капиталом, она выдвигает требования, преследующие исключительно ее собственные интересы, замечает Маркс в «Классовой борьбе во Франции». Она требует, например, прогрессивных налогов, ограничения права наследования, выполнения крупных работ государством. Но эта черта (как, впрочем, и предыдущая) свойственна не одной лишь мелкой буржуазии. В буржуазном обществе, читаем мы в «Манифесте Коммунистической партии», не осталось никакой другой связи между людьми, кроме голого интереса, никакого другого мотива, регулирующего совместную жизнь, кроме эгоистического расчета. Желать в буржуазном обществе безопасности — значит требовать гарантий для собственного эгоизма.

i) Посредственность .Вернемся к чертам, характерным именно для мелкой буржуазии. Одна из них — посредственность, особенно возмущавшая мир искусства, который сражался с мелким буржуа во имя романтических лозунгов. Мелкий буржуа желает, чтобы все было среднего уровня. В «Мещанах» Горького Тетерев говорит Бессеменову: «И ты нравишься мне. Ибо ты в меру — умен и в меру — глуп; в меру — добр и в меру — зол; в меру — честен и подл, труслив и храбр... ты образцовый мещанин! Ты законченно воплотил в себе пошлость.. ту силу, которая побеждает даже героев и живет, живет и торжествует...».

j) Почтение к общественной иерархии . Маркс, характеризуя Прудона, которого он считал, как известно, классическим образцом мелкого буржуа, высмеивает его почтение к людям на высоких постах (особая учтивость Прудона по отношению к государственному советнику Дюнуайе). Ту же черту подчеркивает Сорель в своей характеристике французского мелкого буржуа. Мелкого буржуа, по его мнению, можно с успехом водить за нос при помощи такой приманки, как допуск в «хорошее общество». Он совершенно счастлив, будучи приглашен к высокопоставленной особе.

k) Сентиментальность. О слащавой сентиментальности мелкого буржуа классики марксизма пишут часто. Сентиментальный Эжен Сю, о котором идет речь в «Святом семействе», сентиментальный Прудон выступают как представители французской мелкой буржуазии. В Германии по мерке мелкой буржуазии возникает социализм, который в «Коммунистическом манифесте» иронически именуется «истинным». Мистический покров, в котором выступали его «вечные истины», был «выткан из умозрительной паутины, расшит причудливыми цветами красноречия, пропитан слезами слащавого умиления». Даже идеалист Гегель жестоко осмеивал «насажденную Шиллером филистерскую наклонность помечтать о неосуществимых идеалах».

1) Филистерство и серость. Лишь тот класс может чего-то добиться, говорит Ленин в письме «Привет венгерским рабочим», «в котором все лучшие люди полны ненависти и презрения ко всему мещанскому и филистерскому, к этим качествам, которые так процветают у мелкой буржуазии, у мелких служащих, у «интеллигенции»...»
В наиболее распространенном понимании филистер — это человек, ставящий свой покой превыше всего, замкнувшийся в своем мирке и не ощущающий ответственности за жизнь общества в целом . Обвинение в филистерстве, предъявляемое мелкой буржуазии, относится обычно к людям, уже обеспечившим себя материально, людям сытым, которые стоят на страже своего права безмятежно вкушать блага мира сего. Это обвинение, следовательно, имеет в виду прежде всего зажиточную мелкую буржуазию, а также слои, стоящие выше ее , но не тех, кому приходится вести аскетический образ жизни и постоянно самоограничивать себя, чтобы хоть как-то связать концы с концами.

Иначе обстоит дело с понятием «серый человек». Это определение относится обычно к низшим слоям мелкой буржуазии, которые не расширили своего кругозора образованием. Серый человек, подобно филистеру, замкнут в мире собственных интересов и безразличен к общественным делам, но он к тому же и твердолоб. Мысли его движутся по привычной колее . Они не меняются, как не меняются привычки комаров, тараканов, лягушек. На все новое он реагирует возмущенным удивлением (над этим смеются люди, находящие удовольствие в том, что французы называют épater les bourgeois290). Филистер, сознавая справедливость каких-то реформ, может противодействовать им, потому что так ему выгоднее. Человек серый ничего не понимает. Его косность вытекает скорее из глупости , чем из желания жить поспокойнее, его поглощенность собственными делами — скорее из эгоцентризма, чем из эгоизма.

Буржуазия – особый класс капиталистического общества, члены которого владеют некоторой собственностью (например, землёй, капиталом, патентами) и получают доход от использования этой собственности. В русский язык термин пришёл из французского “bourgeoisie”.

Виды буржуазии

По отношению к сфере применения капитала, буржуазию можно разделить на:

  • Сельскую буржуазию;
  • Промышленную;
  • Торговую;
  • Банковскую.

Ещё одним критерием классификация буржуазного слоя может быть масштаб прибыли, получаемой от использования капитала в любой отрасли. Выделяют:

  • Крупную;
  • Среднюю;
  • Мелкую буржуазию.

Под термином “мелкая буржуазия” чаще всего понимаю городских или деревенских ремесленников, крестьян, мелких собственников, которые живут за счёт получаемых от производства денег.

Буржуазия в России

Формирования класса буржуазии в России происходило со своими характерными особенностями. Стоит отметить, что появление буржуазии чаще всего связано с промышленным развитием страны, то есть началом мануфактурного или любого другого масштабного производства. Так, в России, начиная с XVII века, начал появляться слой буржуазии, но его развитие и существование напрямую зависело от поддержки государства.

В отличие от других стран, в России буржуазный класс был политически малоактивен. Даже в начале XX века, когда численность буржуазии резко увеличилась, её представители практически не участвовали в политической жизни страны, предпочитая сотрудничество с чиновничеством и консервативным государственным аппаратом.

Во времена СССР, когда буржуазный класс подвергался гонениям со стороны государства, а частная экономическая деятельность полностью исчезла из жизни общества, термины “буржуй” или “буржуазия” приобрели отрицательную окраску. Так называли что-то чуждое, иностранное, пришедшее из капиталистических стран запада, то есть нечто вредное для политического строя советского государства.

Реформы 6070-х годов XIX века и последовавшее за ними бурное экономическое развитие страны привели к значительному повышению роли предпринимательских слоев населения, важнейшей составной частью которых являлось купечество. До начала 60-х годов XIX века купцы подразделялись на три гильдии. В 1863 г. были установлены две купеческие гильдии. При этом принадлежность к той или иной гильдии стала определяться не размером объявленного капитала, как это было прежде, а родом самой предпринимательской деятельности.

Купцы первой гильдии могли производить оптовую торговлю, а купцы второй розничную. Под оптовой торговлей подразумевалась продажа товаров партиями из купеческих контор, амбаров, складов и судов. К розничной торговле была отнесена продажа товаров из лавок, магазинов и других подобных торговых заведений. К торговым действиям причислялись также содержание промышленных предприятий, транспортных средств, комиссионных и страховых контор, акционерных обществ, компаний, разного рода кредитных учреждений и некоторые другие виды деятельности. Таким образом, купечество в пореформенный период занималось практически всеми видами предпринимательства. За пределами купеческого сословия находилась огромная масса мелочных розничных торговцев и мелких товаропроизводителей, составлявших основную социальную базу его пополнения.

За купеческие свидетельства двух гильдий взымались единые пошлины на всей территории России. В середине 80-х годов свидетельство первой гильдии оценивалось в 565 руб., второй гильдии от 120 до 40 руб. в зависимости от местности.

Во второй половине XIX в. из части российского купечества постепенно начала формироваться крупная торгово-промышленная буржуазия. В начале ХХ в. буржуазная элита включала примерно 25 тыс. человек (без членов семей). Всего численность крупной буржуазии в России в начале ХХ в. составляла ориентировочно 150 тыс. человек.

Основными социальными источниками формирования крупной российской буржуазии являлись: представители старых (дореформенных 1861 г.) купеческих династий; зажиточные слои крестьянства; российские дворяне; иностранные коммерсанты.

Ведущую роль в формировании крупной буржуазии играло крестьянство. Еще до реформы 1861 г. наиболее активные крестьяне-пред­при­ниматели выкупались от своих помещиков на волю и записывались в купечество, создавая затем собственные фабричные предприятия, которые стали основой их семейного богатства. Именно так, в частности, складывалась элита московского торгово-промышленного мира: династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Бахрушиных, Коноваловых, Коншиных, Третьяковых. В пореформенный период их текстильные фабрики располагались в Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской и других губерниях Московского промышленного района. В условиях динамичного развития пореформенной российской экономики богатства росли быстро. Так, товарищество мануфактур Саввы Тимофеевича Морозова бы­ло учреждено в 1873 г. с основным капиталом в 5 млн. рублей, а к 1899 г., то есть за 26 лет стоимость недвижимого имущества увеличилась более чем в 6 раз. По самым скромным подсчетам товарищество получило более 30 млн. рублей дохода.

Значительную прослойку среди молодой российской буржуазии занимали лица иностранного происхождения, разбогатевшие в России. Боль­шинство из них действовало в сфере экспортной торговли (Кларки, Брандты, Колли, Миллеры) и банковского предпринимательства (Штиг­лицы, Мейеры). Заметна была их роль и в промышленной сфере. Выходцы из Австрии, сахарозаводчики Бродские, в конце XIX в. располагали капиталом в 35-40 млн. рублей. В 26,7 млн. рублей оценивался в 1884 г. основной капитал товарищества нефтяного производства братьев Нобель. Многих, в том числе и иностранцев, баснословно обогатило форсированное железнодорожное строительство, развернувшееся в России в пореформенный период. Участвуя в железнодорожных концессиях, в короткие сроки создали огромные капиталы Мекки, Дервизы, Поляковы, Губонины и другие крупнейшие буржуазные кланы пореформенной России.

Разные по своему происхождению группы буржуазии имели и определенную профессиональную специализацию, занимали свои ниши в экономике страны и действовали в рамках определенных экономических регионов. Так крупная буржуазия Московского промышленного района, крестьянская по своему происхождению, захватила командные позиции в легкой промышленности, прежде всего в текстильной ее отрасли. Санкт-Петербургская крупная буржуазия, ориентированная на машиностроение и металлообработку, банковское дело и транспорт, рекрутировалась, в значительной своей части, из среды обрусевших иностранцев.

В пореформенный период выросла численно и значительно укрепила свои позиции в экономике нерусская буржуазия, ориентировавшаяся, как правило, на различные виды торгового предпринимательства и на этой базе постепенно овладевавшая промышленным производством. В Поволжье, наряду с русскими предпринимателями, выделялись татарские торговцы и промышленники. Именной список лиц, состоявших в Казанском татарском купеческом обществе, в 1881 г. включал 3-х купцов первой и 71 купца второй гильдии с семьями. В Казани и за ее пределами были известны суконные фабрики Азимова и Утямышева, химические предприятия Арсланова и братьев Юнусовых, заведения по обработке животных продуктов Субаева и Сайдашева.

Немало купцов как первой, так и второй гильдий торговцев и владельцев промышленных предприятий, являлись выходцами из немецких колоний Самарской и Саратовской губерний. Крупнейшими поволжскими предпринимателями из местных немцев были, в частности, саратовские мукомолы Э.И.Борель, Д.Б.Зейферт, братья Шмидт. Исключительно многонациональным составом отличалось купечество Астрахани, где кроме русских, татарских, немецких предпринимателей выделялись своей торгово-промышленной деятельностью армяне и евреи. Современники даже отмечали, что в Астрахани вся торговля находится в руках армян, а пис­чебумажные магазины почти исключительно в руках евреев.

Пореформенный период был отмечен возникновением новых общественных организаций буржуазии. Наряду со старыми организациями дореформенного времени (купеческими обществами, биржевыми комитетами и др.) создавались разного рода объединения, в большей степени соответствовавшие задачам и потребностям пореформенного предпринимательства. В 1868 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество содействия развитию промышленности и торговли. К началу 1879 г. в нем сос­тояло уже 759 членов, в основном это были купцы из Петербурга и Риги. В 1870 г. по инициативе общества был созван первый в России съезд фабрикантов и заводчиков. На его заседаниях обсуждались различные вопросы торгово-промышленной жизни: о железнодорожных тарифах, об оградительных пошлинах, о торговле со Средней Азией и др. Второй съезд сос­тоялся в 1882 г. в Москве, третий в 1896 г. в Нижнем Новгороде.

В этот же период в России начали созываться и первые отраслевые и региональные совещания предпринимателей. В сентябре 1875 г. состоялся первый съезд волжских судовладельцев. В декабре того же года на свой съезд собрались судовладельцы бассейна Оки. В 1899 г. крупные предприниматели добились разрешения созывать в удобные для себя сроки съезды представителей горнопромышленных, металлургических, вагоностроительных, машиностроительных и механических предприятий Северного и Прибалтийского районов.

Правительство с пониманием относилось к необходимости координации деятельности крупного капитала, подчеркивая государственное значение дальнейшего развития торгово-промышленного предпринимательства. Владельцы наиболее значительных фабрик и заводов, оптовые торговцы и судовладельцы награждались чинами, орденами, званиями. К середине 80-х годов многие крупные купцы имели по несколько орденов и других государственных наград. Так, один из богатейших нижегородских предпринимателей, владелец пароходов и крупнейших в Поволжье паровых мельниц Я.Е.Башкиров был награжден орденами св.Владимира 4-й степени, орденами Анны и Станислава 3-й степени, введен в потомственное дворянство и удостоен звания мануфактур-советника.

Опекая купечество, защищая его интересы на внутреннем и внешнем рынке, правительство хотело получить взамен верноподданническое поведение и отказ крупных предпринимателей от каких-либо посягательств на верховную власть. Любой факт проявления самостоятельности буржуазии на общественно-политическом поприще вызывал у самодержавия опасения и тревогу. Инициатива торгово-промышленной буржуазии допускалась и поощрялась в ограниченных пределах чисто купеческих, профес­сиональных интересов. Вплоть до начала ХХ века купечество в России не играло сколько-нибудь значительной роли в либеральном движении, слабо проявляло себя в общественно-политической жизни страны. В массе своей оно находилось на консервативных, проправительственных позициях. Однако главной причиной этому была не столько политическая отсталость и низкий культурный уровень российского купечества, сколько способность правительства проводить торгово-промышленную политику, отвечающую интересам широких кругов российской буржуазии.

Пореформенный период был отмечен появлением новых черт во взаимоотношениях предпринимателей с рабочими и служащими. В России постепенно появлялось все больше предпринимателей, которые организовывали на своих предприятиях профессиональное обучение, проявляли заботу о престарелых, ранее работавших на их предприятиях рабочих и служащих, открывали бесплатные школы для детей рабочих, выделяли средства на создание культурных центров и больничных касс. Эти формы социального патронажа были характерны в основном для крупных, процветающих фирм, владельцы которых начинали осознавать важность уста­новления отношений социального партнерства со своими работниками.

Многие представители купечества реализовывали свои социальные устремления на почве благотворительности и меценатства. Немалую роль в деле благотворительности играла и традиционная религиозность российского купечества, его приверженность христианским ценностям. Щедрость российских купцов поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Одни строили богадельни, церкви и бесплатные квартиры для вдов, другие сооружали сиротские дома, учебные заведения и учреждали стипендии для малообеспеченных студентов, третьи оборудовали лаборатории в клиниках, строили больницы, четвертые выделяли деньги на библиотеки, создавали картинные галереи и открывали театры. Так, братья Бахрушины за 20 лет (1892-1912 гг.) пожертвовали на благотворительные цели 4 млн. рублей, В.Морозов в 1898 г. завещал на строительство детской больницы 800 тыс. рублей, Н.А.Алексеев брат известного театрального режиссера К.С.Станиславского выделил на создание детского приюта 1 млн. рублей. К началу ХХ века Московская купеческая управа, на счет которой переводились крупные суммы, содержала 10 богаделен, 5 домов призрения, 4 училища. Общая сумма годового расхода на эти цели составляла около 20 млн. рублей. Огромные средства были собраны ярмарочным купечеством Санкт-Петербурга и Москвы накануне и в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. для помощи раненым и инвалидам. Ф.И.Шаляпин в своей книге Маска и душа отмечал, что наиболее выдающиеся по уму и культуре купцы накопили несметные сокровища искусства, создали художественные галереи и первоклассные театры.

Всемирную известность приобрела картинная галерея московского купца П.М.Третьякова, переданная им впоследствии городу. Серьезный интерес к коллекционированию произведений изобразительного искусства проявляли купцы П.М.Щукин, К.Т.Солдатенков, И.А. и М.А.Морозовы. Скупая произведения искусства, купцы тем самым материально поддерживали талантливых художников и скульпторов, создавали условия для их дальнейшего творчества. Заметный след в истории русской культуры оставила частная опера, открытая в 1884 г. С.И.Мамонтовым. В его московском доме и усадьбе Абрамцево встречались В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.Д. и Е.Д.Поленовы, В.А.Се­ров, М.А.Врубель, К.А.Коровин, деятели театра К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова, Ф.И.Шаляпин и др.

Безусловно, что благотворительность и тем более меценатство были характерны далеко не для всех представителей предпринимательского сословия. Следует признать, что общая культура, быт и нравы основной массы российского купечества, особенно в провинции, были далеки от высокого нравственного уровня. Пресса тех лет довольно часто сообщала о похождениях того или иного загулявшего купчика. Купеческий разгул, а иногда и отвратительные оргии, купеческие авантюры и чудачества постоянно были предметом обсуждения в обществе. Особенно любили купцы погулять на ярмарках, отмечая завершение успешных торговых сделок. Славилась купеческим разгулом крупнейшая в России Нижегородская ярмарка. И все же не эти черты, безусловно, характерные для части купечества, определяли облик данного сословия в целом. Прежде всего купцы выступали организаторами торговли и производства, наиболее активными субъектами экономической жизни страны.

В пореформенный период правительство и само купечество предпринимали активные меры по подготовке кадров для торгово-промышлен­ной деятельности. В 1871 г. на базе существовавших до этого реальных гимназий были образованы реальные училища. С 1872 г. при них стали открываться специальные коммерческие отделения, на которые зачислялись учащиеся реальных училищ после четырех лет обучения. Еще в течение двух лет, продолжая изучение общеобразовательных предметов, они проходили такие дисциплины, как коммерческие вычисления, коммерческое письмоводство и книговодство, коммерческую географию и экономику. К 1 июля 1899 г. в 117 существовавших в стране реальных училищах обучалось 34 тыс. человек.

В 1896 г. было утверждено положение о специальных коммерческих училищах, которые давали среднее специальное (коммерческое) образование. Существовали училища двух типов: семиклассные, дававшие общее и специальное образование, и трехклассные, где можно было получить только специальное образование. В конце XIX начале ХХ в. Россия пережила бум открытия коммерческих училищ. Таким образом, в этот период специальное коммерческое образование начало получать первое поколение отечественных предпринимателей, шедшее на смену своим предшественникам-практикам.

Во второй половине XIX века в России завершилось формирование достаточно многочисленного и профессионального слоя крупной торгово-промышленной буржуазии, рекрутировавшей в свой состав выходцев из самых разных групп российского общества. Ее деятельность осуществлялась в рамках купеческой сословной организации, доступ в которую открывался для российских и иностранных подданных внесением в казну определенной денежной суммы. Именно купеческому сословию принадлежит главная заслуга в обеспечении динамичного развития страны в пореформенный период, ее участия в межрегиональной и международной торговле. В этот период произошло повышение роли купечества в общественной жизни России, однако эта роль была еще далеко не адекватна значению данного сословия в развитии экономики страны.

Примерно треть Африки - это область внутреннего стока, в основном временных водотоков. Реки Африки порожисты, поэтому даже самые крупные из них судоходны не на всем протяжении.

Три самых больших озера Африки - Викторию, Танганьику, Ньясу - называют Великими Африканскими озерами. Озеро Виктория - одно из самых больших на Земле и самое крупное озеро в Африке. Оно настолько велико, что в течение долгих лет до европейцев доходили слухи о нем как о море в глубине Африканского континента. В Африке живут самые крупные млекопитающие суши - слоны, бегемоты, носороги, жирафы.

Еще в середине прошлого столетия на политической карте Африки преобладали колонии европейских держав: Франции, Великобритании, Бельгии, Португалии, Германии, Испании, Италии. После Второй мировой войны начался подъем национальноосвободительной борьбы. Первыми добивается независимости ряд стран Северной Африки, среди них Тунис, Марокко и Судан (Египет формально обрел независимость в 1922 г.). Через несколько лет - в 1960 г. - суверенными государствами становятся 14 бывших колоний и подопечных территорий Франции, а также Нигерия, Бельгийское Конго и Сомали. Этот год вошел в историю как «Год Африки». Постепенно процесс деколонизации охватывает весь «Черный» континент, последняя колония, Намибия, стала независимой в 1990 г.

Африка — остается экономически наиболее отсталым континентом.

Из 25 стран с самым низким ВВП на душу населения - 20 стран Африки. Все эти страны характеризуются очень низким уровнем развития экономики и быстрорастущим населением: так, в Эритрее, Сомали, Бурунди, БуркиноФасо, Мали, Нигере естественный прирост составляет 3 и более процента в год. Многие страны характеризуются нестабильной политической ситуацией, нередко она обостряется и приобретает самую трагическую для населения и хозяйства страны форму - форму военного конфликта.

Бедность сосредоточена в «Черной Африке», в основном, между 20° с. ш. и 10° ю. ш. (в т. ч. природная зона Сахель, характеризующаяся прогрессирующим опустыниванием и периодическими катастрофическим засухами). В этот «пояс бедности» входят Гвинея, Бисау, Сьерра Леоне, Мали, Буркина Фасо, Бенин, Республика Конго, Нигерия, Нигер, Демократическая Республика Конго, Танзания, Бурунди, Кения, Эфиопия, Эритрея, Сомали. Бедность характерна и для юговосточного «угла» Африки (включая острова у побережья материка), здесь находятся Замбия, Малави, Мозамбик, Коморские острова и Мадагаскар.

Африка отличается большой пестротой этнического состава населения, здесь насчитывается более 200 народов. Поэтому в регионе преобладают многонациональные государства. Наиболее крупные народы (группы народов) - арабы, банту, конго, йоруба, фульбе, сомали, ибо, нилоты, шона, бушмены.

Средняя плотность населения Африки

Средняя плотность населения Африки - 28 чел./км2. Более заселена западная часть материка и отдельные страны Центральной и Южной Африки, меньше плотность наеления в Северной Африке. Территориями с более высокой концентрацией населения являются прибрежные районы, где сосредоточены большие города и крупные плантации, среди них средиземноморские области Магриба, побережье Гвинейского залива и прилегающие равнины Нигерии.

Африка имеет самые высокие показатели естественного прироста населения - 2,2% в год. «Чемпионом» выглядит Нигер, где этот показатель достигает 3,6%, ожидается, что за ближайшие пятьдесят лет население этой африканской страны увеличится в 4,45 раза. В то же время Африка занимает первое место в мире по детской смертности, здесь самая низкая продолжительность жизни. Средний показатель продолжительности жизни в Африке - 49 лет. Это единственный регион, где средняя продолжительность жизни ниже среднего показателя по всему миру, причем разрыв в «четверть жизни»: 49 лет против 65 лет в среднем в мире. На континенте есть существенные различия в показателе продолжительности жизни: более благополучная ситуация в Северной Африке - 66 лет, лидеры - Тунис и Ливия (73 года). Меньше всех живут в Восточной и Центральной Африке - 43 года, это примерно полжизни японца или шведа. В самом низу по ожидаемой продолжительности жизни находятся Замбия и Зимбабве - 32 и 33 года соответственно. Это связано со СПИДом, эти страны находятся в «эпицентре» распространения этой «чумы XX-XXI вв.». В круг «заколдованных СПИДом» государств вовлечены многие страны Африки, в первую очередь это касается южной части континента (Свазиленд, Лесото, Ботсвана, а также Южная Африка).

Доля городского населения Африки

Африка уступает другим регионам мира по доле городского населения, в городах проживает 38,7% африканцев. Только Южная Африка преодолела 50% рубеж доли городского населения (средний показатель в этой части Африки - 53,8%, от 17,9% в Лесото до 56,9% в Южной Африке). Буквально за шаг до 50% отметки находится Северная Африка - 49,6%. Меньше всего процесс урбанизации коснулся Восточной Африки, здесь средний показатель - 26% (от 9,9% в Бурунди до 83,7% в Джибути). Вместе с тем по темпам роста городского населения Африка удерживает мировое первенство.

Для экономики африканских стран характерно преобладание сельского хозяйства, пищевой, легкой (текстильной) и горнодобывающей промышленности. Там, где есть лесные ресурсы, развивается лесная и деревообрабатывающая отрасли (начальные стадии переработки). В последние годы несколько повышается значение металлургии, нефтеперерабатывающей и химической отраслей, машиностроения и электроэнергетики. Однако в целом, обрабатывающая промышленность развита слабо, за исключением ЮА и отдельных районов Северной Африки.

Развитие Африки

В территориальной структуре хозяйства более высоким уровнем развития выделяются немногие территории, как правило, это столица, районы добычи и переработки минеральных ресурсов, а также порты вывоза сырья и отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Остальные районы - это области с преобладанием натурального и полунатурального сельского хозяйства. Развитие этой отрасли характеризуется низкими темпами роста, причем в ряде стран они отстают от темпов роста населения. Ведущая отрасль сельского хозяйства - растениеводство, многие страны специализируются на однойдвух культурах. Например, Котд’Ивуар и Гана специализируются на какаобобах и кофе, Сенегал - на арахисе, Тунис - на оливках, Египет - на апельсинах и хлопке, Кения - на сизале, Танзания - на сизале и чае. Из продовольственных культур большое значение имеют кассава (разновидность маниока), кукуруза, ямс. Животноводство играет важную роль только в тех районах, где ограничены возможности растениеводства изза засушливого климата. В основном, выращивают зебу, овец, свиней и верблюдов; крупнейшее поголовье скота в Эфиопии, Судане, Нигерии, Сомали, ЮА. Большинство стран не могут обеспечить свое население необходимыми продуктами питания и вынуждены импортировать их, некоторые получают иностранную помощь.