Социальные нововведения. Будущее россии - социальные инновации

В наше время в обществе создаются и развиваются все новые социальные устои, поведение и социальная политика, тем самым, с профессиональной, академической и даже образовательной точки зрения социальная деятельность приобретает все большую значимость. Это диктует потребность на существующих предприятиях, уметь подстраиваться под изменения в социальной сфере и прогнозировать будущие изменения в обществе. Для осуществления поставленной задачи постоянно создаются и вырабатываются нововведения широкого спектра, направленные на социум. Данный процесс можно обозначить как “социальные инновации”.

То есть это осознанно сформированное явление в деятельности людей, организующееся на следующей ступени прогресса общества под действием изменений общества для его эффективной модификации.

Социальные инновации значительно отличаются от других инноваций по определенным критериям. Во-первых, социальные генерируются под действием группы лиц, в то время как материально-технических в большинстве своем создаются единолично. Во-вторых, результат социальных инноваций более расплывчат во временных рамках и значительно отодвинут, что не характерно для вещественных изобретений. Также особенностью социальных новшеств является обобщенное использование, то есть возможность применить к широкой сфере деятельности.

Аспекты социума очень многочисленны, следовательно, и инновации имеют широкую вариативность. Чтобы их структурировать, разделим на подгруппы в зависимости от того на чем инновации базируются.

В зависимости от охвата, инновации делятся глобальные, региональные, локальные. Пока локальные поднимают узконаправленные вопросы, глобальные оперируют общемировыми задачами. В зависимости от сферы деятельности инновации направлены на экономическую или политическую или духовную и так далее области. В зависимости от направленности: на единичный субъект или рассеянный на множество.

Рассмотрим, что служит предпосылкой к созданию социально ориентированных новшеств. Во-первых, это возникающие или существующие проблемы в обществе, решение для которых еще не нашли. Либо появление решений, которые удовлетворяют потребности более эффективно, чем текущие. То есть изменение внешней среды несет за собой социальные инновации. То есть, можно сказать, что социальные инновации – это способ развития социума. Следовательно, рассмотрим инновационный процесс. Под ним понимается возникновение идеи, ее разработка, а пробирование и внедрение. Продолжительность данного процесса называется инновационный цикл. Данный период занимает различное количество времени в зависимости от тормозящих данный процесс факторов. Они делятся на психологические и социально-экономические.

Сдерживающие причины

Сдерживающая среда

Метод разрешения проблемы

Возражение против инноваций

Косность мысли

Непрекращающееся поддержание

соц-инновац.программ.

Разработка схем увеличения сопричастности людей в эти программы.

Несущественные усилия господдержки соц. инноваций

Нет системности в воздействиях гос-ва в вопросе поддержания соц.инновац. и программ инвестирования.

Уменьшение ставки кредитования, возврат затрат

Ненаправленное и несущественное информирование о соц.инновац.

Большая стоимость маркетинговых

Разработка площадки социальных предпринимателей

Нехватка частного инвестирования в соц.сфере

Нежелания бизнесменов

Вкладывать средства в соц.проекты

Господдержка соц.инвесторов

Нет дорожного маршрута

Малый опыт внедрения социальных инноваций

Внедрить маршруты для соц.новаторов

Несовершенная система финансирования

Не способность к конкуренции

соц.инновац. программ

Доработка закона о

концессионных соглашениях

Высокий уровень риска

Несовершенная

область для приложения активности

возможных соц.новаторов

Внедрение программ

страхования соц.новаторов с повышенной выгодой

Нет требуемых умений в соц.проектировании и предпринимательстве

Непривлекательность

этой области для работников высокой квалификации

Формирование умений менеджмента соц.проектов

Невысокая степень взаимодоверия

Беспринципность действий

стейкхолдеров

Проектирование с большей формальностью.

Социально-технологические процессы являются методами и способами новаторской работы, ориентированную на формирование и внедрение новаций в мир, реализацию подобных инициатив, стимулирующие перемены в различных областях социальной сферы, рационализируют использование ресурсов, в том числе и материальных. Существует два варианта существования социальных технологий: как программы и проекты и как действующие согласно данными проектами технологии.

За последнее время были созданы, к примеру, в медицине - инновационные способы излечения алкогольной зависимости, в сфере производства - способы мотивации работников, а для учителей-новейшие способы преподавания. Основная их особенность это создание активнодействующей единицы социума, который может самостоятельно приспособиться к изменениям внешней среды. Данные примеры и их функциональное содержание являются предметом социальных новшеств.

Для внедрения инновационных решений необходимо их корректировать под определенные условия, в которых данная проблема возникла: устройству общественной системы, обычаям, локации и масштабу, отличительным особенностям менеджмента. Это вынудило создавать и развивать инновационный способ, который кардинально отличается от устоявшихся методик, что позволяет разрешать сложные вопросы любого уровня в системе общественной системы.

Одним из способов разрешение проблем общественных систем считается программное инновирование, которое формируется благодаря новационным методам. Оно базируется на данных принципах:

  • 1) принцип «предельной цели»: стратегии и цели, которые ставятся для организации, формулируются на пределе возможного
  • 2) принцип «пульсируемого инновирования»: программа инновационных сессий, которые проводят через определенные интервалы, в процессе которых совершается активная связь персонала и консультантов;
  • 3) принцип «интегративного программирования»: суть данного принципа заключается в создании действительной стратегии интегративно, принимая к учету существующие результаты деятельности на каждом этапе и соотнося их с концепциями;
  • 4) принцип «накопления мотивации»: рассмотреть результаты предыдущей инновационной деятельности и проанализировать их, как следствие у участников общественной системы возрастет мотивация к последующим положительным изменениям, так как закрепление успехов позволяет почувствовать уверенность в собственных возможностях, а также почувствовать неудовлетворение при нехватке достигнутого;
  • 5) принцип «взращивания инновационного ядра» основывается на изменениях в компании в результате изменений сотрудников с помощью инициализации их нужд в таком изменении;
  • 6)Для более эффективного влияния на всю организацию используется ориентация на модернизацию всей системы и ее взаимосвязей с внешней средой, а не единичных компонентов и ее частей;

Возможность воздействия на социальную сферу определена группой обстоятельств: присутствие неоднозначных данных об этих процессах, предоставление средств управления, проектирование эффективного механизма устройства организации для любого случая. Отталкиваясь от этого, разрабатывать инновации в общественной и организационной сферах могут только люди, которые имеют представление о рассматриваемой системе и к тому же имеющие практические навыки. Такие специальности набирают популярность особенно в последнее время. Например, «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор». Эксперты в данной сфере разрабатывают и учат практиков новаторским социальным методикам.

Новации в соц.службах по всему миру считаются объектом научных изучений. Их можно разделить на несколько направлений: - изучения проектов, эксперименты, изучения в сфере формирования методов. Также нельзя не обозначить новейшую модель, способную на использование к любым методам исследования формирования технологий общественной деятельности – эволюционное изучение. Она состоит из нескольких фаз:

Анализирование предполагает выявление ситуации, требующей разрешения ее инициализацию и насущность. Следующим шагом рассматриваются возможные варианты решения и выбирается наилучшая альтернатива. В конце данного этапа делается вывод о нужности новации.

Разработка включает в себя: постановка стратегии создания новации, выявление возможных осложнений при воплощении, создание информационной базы; компоновка выполненных частей, корректировка новации под практическое применение; создание “инструкции” к разработке.

Продвижение заключается в апробации, оценки действия и при необходимости доработки. Преимущественно на этом этапе занимаются схемой реализации новации пошагово, то есть определение порядка и масштаба конкретных действий. К тому же создается обстановка для опыта и его апробации.

Фаза оценки является новым этапом характеризующийся всеобщим охватыванием и внедрением. Оценка происходит по нескольким параметрам: результативность, расходы, действенность. По итогам оценки делаются выводы о готовности новации.

В итоге новация распространяется и внедряется. При этом необходимо подготовить данные для будущих потребителей. Это последний этап.

После рассмотрения фаз можно сделать вывод, что данный способ будет эффективен, особенно при использовании с традиционными способами внедрения разработок.

Социальные инновации являются ц ентральным элементом действий, направленных на благо общества, а также последним словом в области устойчивого развития. Но есть ли в этом что-то по-настоящему инновационное. Что-то такое, что могло бы направить бизнес на принципиально новый путь? Давайте рассмотрим, каким образом развиваются социальные инновации и какую выгоду они приносят непосредственно компаниям.

В 2014 году, объединяя корпоративных лидеров, инвесторов, и руководителей в области развития, Всемирный экономический форум запустил Совет по осуществлению глобальной повестки дня в области социальных инноваций . Общепринятого определения термина «социальные инновации», тесно связанного с такими понятиями как КСО, социальное предпринимательство и благотворительность, пока что не существует. Всемирный экономический форум толкует его как «применение инновационных, практических, устойчивых, деловых подходов, приводящих к положительном социальным и/или экологическим изменениям» .

Некоторые рассматривают социальные инновации в качестве продуктов, разработанных для общественной пользы. Другие же утверждают, что бизнес не должен вмешиваются в сферу социальных инноваций, так как основная цель рыночных подходов — прибыль, а не благосостояние людей.

Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий КСО, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но и дают возможность развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брендом и потребителем, тем самым способствуя росту лояльности.

Топ-5 трендов социальных инноваций 2015 года

В 2015 году количество сходящихся тенденций позволяет создать оптимальную среду для развития и поддержания социальных инноваций. Основываясь на своих исследованиях и наблюдениях, а также обратной связи членов Leadership Council и CLASSY Awards Nominees , компания Classy составила топ трендов социальных инноваций 2015 года:

1. Увеличение капитала, направленного на инновации.

Растущее влияние Поколения Y (родившиеся после 1981), быстро развивающийся рост краудфандинговых платформ и все большее число институциональных спонсоров, желающих инвестировать в инновации, способствуют увеличению капитала, доступного для социальных инноваций.

Инновационный краудфандинг на онлайн площадках:

- Lava Mae предоставляет мобильные душевые для бездомных.

- Kite Patch защищает людей от москитов.

- Luminaid распространяет легкие, дутые, водонепроницаемые фонари.

2. Сосредоточенность мобильных решений на индивидуальных возможностях.

Масштабный рост использования мобильных устройств становится катализатором для новой категории социальных инноваций, ориентированных на сообщества и индивидуальные возможности.

3. Отдача приоритета инновационной деятельности со стороны крупных НКО.

Непрерывные инвестиции в инновационные лаборатории и совместные форумы иллюстрируют все большее участие крупных НКО и международных учреждений в продвижении социальных инноваций.

«Социальный сектор нуждается в большем количестве НКО, агентств, партнеров и спонсоров, приверженцев долгосрочных и кропотливых усилий, направленных на решение сложных проблем. Это потребует уникальных в своем роде сотрудничеств, уравнивания различных учреждений, уменьшения внимания к конкуренции за ресурсы, и увеличение к коллективным устойчивым обязательствам, направленных на решение социальных вопросов и проблем » — Todd Reeve , Bonneville Environmental.

4. Трансформация Data intelligence способов решения социальных проблем.

Расширение сотрудничества с группами по анализу данных приводит к настойчивому принятию такого вида анализа как Data intelligence, направленного на изменение способов решения социальных вопросов.

5. Вовлеченность корпораций в решение социальных проблем.

Tim Cook , Mark Benioff , Mark Zuckerberg и растущее число видных бизнес лидеров, отстаивающих подход «заинтересованных сторон против акционеров» будут стимулировать корпорации увеличивать размер инвестиций, направленных на решение социальных проблем.

Также, вы можете ознакомиться с рейтингом топ-50 журналов Fast Company и Forbes «Самые инновационные компании мира за 2015 год».

Рейтинг Fast Company «Самые инновационные компаний мира» дает понимание об инновационных звездах будущего. Однако нужно не забывать, что перечисленные компании являются не более чем субъективным мнением редакции Fast Company. Кроме того, редакция не предоставляет никаких пояснений, касающихся составления данного рейтинга и отбора компаний. Методология составления рейтинга и тот факт, что его развитие и сравнение еще долгое время будет невозможным является значительным недостатком для заинтересованных читателей.

Отдел социальных инноваций

«Инновационное развитие отраслей социальной сферы».

Руководитель задания д. с.н.

Тема является продолжением предыдущих исследований «Социальные инновации – источник устойчивого развития белорусского общества: человеческий и организационный потенциал».

Общество понимаемое, как страна-государство, представляет собой целостную многоуровневую систему, структурированную по разным основаниям – территориально-административным, региональным, социально-классовым и др. С методологической точки зрения базовым является подразделение социальной системы на сфере общества, конституированные по их стратегическому назначению, характеру связей и способов взаимодействия с другими сферами, роли в поддержании целостности системы и ее перспективного развития. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы. Социальная сфера отражает социально-классовое строение общества, дифференциацию и стратификацию индивидов по их социальному положению и объединению по данному критерию в определенные группы (классы, страты), с соответствующими отношениями между ними. Стратегическое предназначение социальной сферы состоит в создании оптимальных и эффективных условий жизнеобеспечения населения на основе рационального использования ресурсов других сфер: материальных – из сферы экономики, организационных – политики, интеллектуальных – духовной сферы. К основным экзистенциальным задачам социальной сферы относятся следующие:

недопущение избыточного и неоправданного (несправедливого) расслоения;

предотвращение социальных конфликтов на этой почве;

развитие человеческого и социального капиталов путем расширения доступа к образованию и повышению его качества в соответствии с общественными потребностями, а также созданием атмосферы доверия между людьми, социальными группами, конфессиями и в отношениях и в отношениях населении я к социальным институтам, органам власти;

формирование здорового образа жизни, повышение качества медицинской помощи, профилактики заболеваний и др.;

повышение уровня социального самочувствия за счет оптимизации социальных факторов, определяющих данный феномен;

поддержание и полное осуществление социальных стандартов обслуживания населения, особенно в сельской местности;

удовлетворение потребностей в рациональном питании, жилищно-коммунальных, транспортных и других услугах.

С учетом многообразия общих задач, социальная сфера, как подсистема общества, структурируется по отраслевому принципу. В ней выделяются такие отрасли, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство , общественный транспорт , общественное питание, бытовое обслуживание, спорт и туризм, пенсионное обеспечение , социальная защита , социально-трудовые отношения и безопасность труда. Важнейшим императивом перспективного движения общества, вытекающий из его целостного системного характера, является требование, чтобы инновационный курс развития страны не замыкался на экономике, но распространялся, включал и другие сферы, в том числе, социальную. Относительно социальной сферы это связано, во-первых, с социальной ориентированностью экономики, стратегическими целями повышения уровня и качества жизни людей, во-вторых, с дополнительностью данных сфер, а значит, потенциальным вкладом социальной сферы в экономический рост. Имеется в виду, повышение деловой и инновационной активности на основе отдельной программы, которую в настоящее время разрабатывает Правительство страны. Главное в ней – развитие человеческого капитала и стимулирование инновационной деятельности в народном хозяйстве. Таким образом, инновационное развитие отраслей социальной сферы ведет к росту человеческого и социального капитала, что является основой инновационной восприимчивости, настроенности и активности людей в их производственно-экономической деятельности на конкретных предприятиях (фирмах) и рабочих местах.

За постсоветский период существования суверенного независимого государства Беларусь в социальной сфере постепенно и неуклонно осуществлялись реформы, направленные на создание нормативно-законодательной базы и материально-технического обеспечения всех отраслей. В настоящее время социальная сфера как единый системный комплекс жизнеобеспечения людей включает семнадцать основных направлений (отраслей) – социальная защита, образование, здравоохранение, занятость, рекреация, физическая культура, спорт и туризм, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, питание и др. Трудность состоит в том, что ни одно из указанных направлений не может быть оставлено без внимания, однако проводить реформы «широким фронтом», одновременно по всем направлениям представляется невозможным. Во-первых, по причине распыления средств; во-вторых, из-за риска возникновения негативных эффектов синергии в случае синхронизации процессов либерализации различных отраслей социальной сферы.

Стремительно нарастает потребность общества в инновационных подходах, поиске новых методов, приемов и технологий в усовершенствовании отраслей социальной сферы, решения назревших социальных задач местного уровня и других. Данная потребность вытекает из того, что, с одной стороны, ускоряются общественные процессы, с другой – становиться трудным или невозможным простое заимствование со стороны тех или иных приемов или методик в силу заметных культурных, экономических, исторических, психологических и иных различий. Проблемы существуют, но «чужие» схемы для их решения не подходят, необходимо искать свои оригинальные варианты, исходя из всей совокупности факторов и с учетом прогнозируемых результатов. Особенность социальных инноваций в том, что их нельзя, как технические изобретения, просто перенести из одной среды в другую и укоренить, невзирая на особую констелляцию (constellatio – стечение, расположение) обстоятельств. Самое большое, что можно взять, например, из пенсионной системы Чили, – которую признают обоснованной и прогрессивной, – это общую идею и опыт ошибок; собственно нововведение в этой области необходимо разрабатывать самостоятельно, учитывая не только финансовые возможности, но и психологию, историко-культурный контекст, состояние банковской системы , политическую стабильность и многое другое. Кроме того, возникают определенные противоречия и трудности в реализации любых социальных нововведений.

Необходима опора на собственный опыт социальных инноваций. Так, еще в 70-е годы Минск прославился как невиданными темпами роста населения (в целях получения союзного финансирования для строительства метро), так и высочайшей культурой пешеходного движения. Сегодня многие не верят, что люди стояли на перекрестке в ожидании зеленого сигнала светофора даже тогда, когда на расстоянии пятисот метров не было ни одной машины. И та, и другая инновация осуществлялась «сверху», но при несомненной поддержке населения, то есть фактически «всем миром». Сегодня на повестку дня поставлены такие задачи социетального уровня, как возрождение села, экологическая безопасность , преодоление последствий аварии на ЧАЭС, ресурсо - и энергосбережение (социально-психологические аспекты) и др. Их осуществление объективно требует не только новых технико-технологических решений, но и социальных инноваций.

Что касается гносеологической стороны проблемной ситуации, то здесь большое число неясностей и противоречий. Отметим некоторые из них. Во-первых, полиморфизм исходного термина «социальное» ведет к тому, что понятие социальных инноваций употребляется в разных, часто нестыкуемых друг с другом, значениях. В широком смысле под социальными инновациями понимают все, что по своим последствиям вызывает качественные преобразования общества и его институтов, в том числе демографические, политические, экономические и др.; в узком – это изменения в социальной сфере. Во-вторых, характер самого новшества: следует ли к социальным инновациям относить спонтанные изменения или только целенаправленные; локальные или всеобщие; конструктивные или/и деструктивные ; рациональные или/и нерациональные.

Инновационный поиск должен быть всегда направлен на решение актуальных проблем, он уместен и необходим там и тогда, где и когда прежние оправданные методы не применимы или не дают должного эффекта. С теоретико-методологической точки зрения крайне важно соблюсти должную меру социальных преобразований с тем, чтобы провести общество или его отдельные подсистемы и институты между такими онтологическими категориями как «устойчивость» и «изменчивость», «целостность» и «раздробленность», «порядок» и «хаос», «преемственность» и «обновление». Абстрактно такую меру указать невозможно, но поскольку предметом социальных инноваций выступают повседневные практики, стиль жизни, материальные условия и общественное положение индивидов и социальных групп, то в поисках меры инновационных изменений целесообразно идти от оценок и ожиданий людей. Так, «шоковая терапия» оказалась более или менее применимой в тех странах, где были сильны антисоциалистические настроения и ожидания, но в России ее пришлось серьезно корректировать, а Беларуси и вовсе отказаться.

Двойственное отношение к социальным инновациям – характерная черта умонастроений эпохи перемен. В это время они воспринимаются одновременно и как путь к новой жизни, способ преодоления «транзитивной» неопределенности, и как угроза разрушения смысловых опор того миропорядка, который хоть и не без недостатков, но все-таки был понятен, а главное – не только заставлял приспосабливаться к нему, но и позволял приспосабливать его к себе. Этим объясняется «текучесть» и амбивалентность массового сознания в первые годы после распада Советского Союза. Однако дальнейшая его динамика определяется в основном экспектациями и реакциями людей на те или иные управленческие изменения. Социогуманитарная наука не может ограничиваться констатацией «пост фактум», но должна прогнозировать и потребность в инновациях, и их последствия.

До настоящего времени социальные инновации изучались лишь фрагментарно, в качестве некоторых аспектов технико-технологических нововведений в сфере материального производства (товаров и услуг). Новизна предлагаемого исследования состоит, во-первых, в смене акцентов в основах теории инноватики и расширении предметного поля за счет включения нематериальной сферы (трансформация общественных отношений, упорядочение взаимоотношений , совершенствование повседневных практик поведения и деятельности). Во-вторых, социологический анализ ожиданий населения относительно инновационных решений назревших проблем в отраслях социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты, ЖКХ и др.), а также на местном уровне. В-третьих, разработке специальных методик диагностики проблемной ситуации, требующих нововведений и экспертных оценок предлагаемых нововведений. В-четвертых, выявления влияния нововведений на социальный порядок как общесоциальный механизм поддержания динамического равновесия общества путем снижения социальной напряженности и повышения социальной мобилизованности.

Относительно определения понятий «инновация», «социальная инновация», можно сказать, что «новым» в общественной жизни и науке можно считать:

выявленные потенциальные возможности (эмерджентные свойства социума), существующие в самой социальной ткани в латентной форме;

результаты творческой реорганизации имеющегося опыта и достигнутого знания и формирование новых комбинаций;

творческие разработки (идеи, проекты и др.) футурологического характера, созданные поисковыми методами («идеального типа», моделирования, мозгового штурма и т. д.);

переосмысленное, обогащенное и активированное «старое» знание: в форме ремейка, ретро-стилей и т. д., выступающих в социально-инновационной деятельности в качестве «ретровведения»;

рационализированные современные практики, схемы отношений (паттерны), приемы, огранизационные структуры, нормы и др.

С учетом отмеченного, можно предложить следующее определение. Социальная инновация – есть процесс легитимных управляемых изменений, направленных на системное, целостное обновление общества, его отдельных сфер и институтов через преобразование и рационализацию сложившихся повседневных практик и схем отношений между людьми (группами, классами, общностями).

Прежде всего обратим внимание на цель социальных инноваций: обновление общества как социума (общего дома, общежительства людей), его отдельных сфер и институтов. Термин «обновление» синонимичен улучшению, усовершению, новым открывающимся перспективам, надеждам и ожиданиям. В силу системного характера общество перестраивается как целостность при изменении любого из системообразующих элементов. Однако, системность не существует изначально, ее необходимо еще создать. Только к системе «страна – государство» применим концепт «хорошее общество», «несущий в себе проектное начало, направленное на преобразование социальной реальности».

Что же тогда выступает средством обновления? Ответ кажется очевидным: сами новшества, т. е. новые социальные идеи, проекты, программы, воплощаемые в соответствующих законодательных актах и других решениях. В первом приближении такой ответ приемлем. Однако, с методологической точки зрения, важно избежать скрытой в нем опасности редукционизма, т. е. представлений об обществе как механической конструкции, обновлять которую можно путем замены деталей; или как о живом организме (в прямом биологическом смысле) улучшать который проще всего путем генетической модификации. К обществу – и в этом особенность социальной инноватики – ни то, ни другое не подходит. Сами по себе структурные модификации («замена деталей») не связаны причинно с обновлением, и могут даже тормозить прогрессивные изменения в силу того, что нарушается системный принцип единства структуры и функций: функция рождает орган, а не наоборот.

Таким образом, средством и источником обновления являются изменившиеся повседневные практики и отношения людей, а инновационный процесс выполняет роль механизма как системы мер, преобразующих волевое начало в целенаправленные формы активности масс. Следовательно, конечный результат определяется не только качественными характеристиками самого новшества, но и логикой инновационного процесса. Косыгинская реформа (1965) содержала, по общему признанию, весьма продуктивные творческие идеи, но ее результат оказался незначительным, – как раз в силу того, что не были созданы адекватные механизмы реализации, в том числе и преодоления скрытого саботажа «верхов» и рестрикционизма «низов».

На наш взгляд, к социальным инновациям следует относить не все изменения, а лишь управляемые, то есть те, которые осуществляются сверху как политическая или управленческая воля соответствующего уровня (страны, региона, предприятия, фирмы и т. д.). Необходимо, чтобы инновация была легитимизирована (одобрена общественным мнением) и легализована (разрешена законом), до тех пор - любые изменения остаются личным делом, а значит, не являются управляемыми изменениями, то есть социальными инновациями Легитимность связана с восприятием управленческих действий, в том числе и законов, с точки зрения интересов, ожиданий, ценностей тех, кому они адресованы для исполнения, то есть населения. То, что люди воспринимают по-разному те или иные управляемые изменения, очевидно. При социологическом анализе целесообразно учитывать как минимум семь вариантов (альтернатив): 1) категорическое неприятие в форме официального отказа выполнять новые требования; 2) формальное принятие; 3) индифферентность (меня это не трогает); 4) скрытый саботаж; 5) конъюнктурный активизм («пыль в глаза»); 6) критическая поддержка (с замечаниями и предложениями); 7) полная интериоризация новых идей как своих, т. е. имеющих прямой личностный смысл. Опросы населения позволяют выявить степень поддержки как осуществляемых, так и проектируемых нововведений. Важно учитывать, что именно общественная поддержка и делает управляемые изменения легитимными.

В рамках разработки методологической части программы эмпирико-социологических исследований по плановой теме проведен анализ феномена инновационной активности. Показано, что ее специфика состоит в особой универсальной форме человеческой самодеятельности как адаптации и/или преобразования средовых факторов и направлена на поиск нового (идей, практик, услуг и т. д.) с последующей его ассимиляции . На поведенческом уровне отношение человека к новому проявляется как предприимчивость, новаторство, инициативность, рационализация и изобретательство. Инновационность не является врожденной чертой некоторых людей, она формируется на основе биопсихологического качества любознательности под воздействием образования, воспитания и т. д.

Проведен анализ инноваций в сфере здравоохранения (законодательных, организационных, технологических) в их соотнесении с принципами социальной политики в области охраны здоровья: справедливости, равенства, эффективности и согласования интересов. Разработаны социологические методики, направленные на изучение мотивации самосохранительного поведения различных социальных групп и категорий населения Республики Беларусь, информированности о нововведениях в сфере здравоохранения, отношения к нововведениям, степени удовлетворенности услугами медицинских учреждений , выявление социальных ожиданий населения в сфере здравоохранения, изучение мнения населения относительно перспектив развития отрасли и необходимости усовершенствования тех или иных сторон их деятельности. Для анализа выбраны те инновации, которые существенным образом повлияли на социальные отношения в сфере здравоохранения, связаны с изменением статуса человека в сфере здравоохранения - пациента, медицинского работника, и возможностями улучшения здоровья и повышения качества жизни конкретных социальных групп.

Обоснована актуальность социологического изучения социальных проблем формирования здорового образа жизни детей. Социализация современных белорусских детей происходит в сложных социально-экономических условиях, что негативно сказывается на процессе взросления подрастающего поколения. По сравнению с 2000 годом численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась на 27,4%. Подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Отмечается значительное увеличение общей заболеваемости детей всех возрастов. Прежде всего, следует отметить рост численности детей с хронической патологией, ее доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%. Ухудшение здоровья детей влечет за собой последующее снижение человеческого капитала, сказывается на воспроизводстве поколений, наносит значительный социально-экономический ущерб обществу.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведен республиканский социологический опрос «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача» (гг.). Опрошено 1268 молодых практикующих врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Выявлены социальные ожидания молодых врачей относительно перспектив развития отрасли и мнение о возможностях повышения эффективности ее функционирования.

Обоснована необходимость инноваций в системе социальной поддержки в сфере трудовых отношений, направленных на повышение уровня занятости населения, удержания регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня, интеграции трудоспособного не занятого населения в общественный сектор экономики с помощью разработки инновационных подходов и введения нестандартных форм занятости. Рассматриваются такие направления, как создание системы непрерывного профессионального образования ; развитие системы опережающих мер по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения; оказание поддержки безработным в развитии малого предпринимательства , стимулирование самозанятости, переселение безработных и пр.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведено социологическое исследование «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача». Опрошено 1268 практикующих молодых врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Создана база данных , отражающая отношение молодых врачей к инновационным процессам в системе здравоохранения, социальные ожидания относительно перспектив развития отрасли, мнение о возможностях повышения эффективности работы отрасли. Подготовлен аналитический отчет, разработаны предложения по повышению профессиональной адаптации, трудовой мотивации и социальной защищенности молодых врачей РБ.

Проведен анализ проблемной ситуации в области жилищно-коммунального хозяйства РБ. Отмечается, что социальной потребности в реформировании системы ЖКХ нет, т. к. нет социальной напряженности при существующей государственной организации и управлении. Вместе с тем, в условиях кризиса в отрасли резко обостряется проблема экономической неэффективности и нерентабельности, вызывая существенные и все возрастающие потребности в государственных дотациях. Увеличение государственных тарифов на услуги ЖКХ с сентября 2011 года для населения экономически недостаточно даже для выхода на докризисный уровень. Все это может «подстегнуть» к ускорению процесса реформирования как раз в тот момент, когда это социально неоправданно.

Гендерный аспект в изучении социального потенциала предприимчивости приобретает особое значение, поскольку женщина (как и женщина-предприниматель) в условиях развития постиндустриального общества становится особенно востребованной благодаря не только своим профессиональным, но и социально-психологическим «женским» качествам: способность вызывать доверие у клиентов, развитая интуиция, повышенная наблюдательность, положительная комплиментарность. Актуальность проблемы женского бизнеса в Беларуси заключается в том, что существующие условия социально-экономического и социокультурного характера значительно ограничивают потенциальные возможности белорусских женщин проявлять предприимчивость, инициативность, находчивость в целях получения прибыли или иной выгоды. Выявлена эмпирическая зависимость в формировании качества предприимчивости у представителей гендерных групп населения Республики Беларусь. А именно: белорусские женщины считают себя менее предприимчивыми, чем мужчины. При этом, наблюдаемое различие в самооценках степени предприимчивости, связанное с полом, является значимым.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Яков Рогалин: Социальные инновации...

Субтитры

Исторический аспект термина

Термин «социальная инновация» в его современном значении связывают с именем Мухаммада Юнуса (Muhammad Yunus), автора концепции микрокредитов, лауреата нобелевской премии мира за спасение от нищеты миллионов людей.

Инновация является одним из распространенных социальных процессов , связанных с переходом в иное состояние и сопровождающихся абсолютным пересмотром устаревших положений и норм, образованием новых групповых общностей.

Социальные инновации упоминались в трудах известных деятелей, таких как Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) и Питер Друкер в 1960-е годы. В 1970-е годы термин социальные инновации начали использовать французские авторы, в частности, Жак Фурнье , Жак Аталли и Пьер Розанваллон . Однако социальные инновации и их проявления появились задолго до этого. К примеру, Бенджамин Франклин , предложил ряд модификаций, относящихся к социальной организации общин, и с их помощью они могли бы решать свои обыденные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например, Роберт Оуэн , которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а величайшие социологи, Макс Вебер , Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций стали довольно популярны в 20 веке. Йозеф Шумпетер , например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей, как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг иными современными способами. В трудах, посвященных технологическим изменениям, начиная с 1980-х годов все больше внимания стало уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Классификация социальных инноваций

1) По степени охвата социальных факторов:

Комплексные;

Локальные.

2) По сферам общественной жизни:

Политические;

Экономические;

Инновации в культурно-духовной сфере;

Инновации в социальной сфере.

3) По периоду реализации:

Стратегические;

Тактические.

4) По составляющим социальной сферы организации:

Персонал;

Условия труда;

Организационная культура;

Социальная инфраструктура.

5) В зависимости от среды реализации:

Внутренние;

Внешние.

6) По форме реализации:

Вещественные;

Организационные;

Культурные.

7) По масштабу использования:

Единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

Диффузные, распространяемые на многие объекты.

8) в зависимости от конечной цели:

Инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;

Инновации направленные на создание нового продукта деятельности.

Роль социальных инноваций в развитии общества

Социальные инновации имеют огромное значение для экономического развития и улучшения качества жизни людей в больших городах

  • Согласно результатам исследования, проведенного Frost & Sullivan в сотрудничестве с компанией Hitachi Europe Ltd., к 2020 г. 56% населения Земли будет проживать в городской среде, а к 2025 г. более 35 городов станут гигантскими мегаполисами .
  • К 2025 г. в мире появится 26 «умных» городов, а к 2020 г. объем рынка технологий интеллектуальных городов достигнет феноменального объема 1,57 трлн. долл. США .

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мега-тенденциями. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом. В отчете содержатся сведения о том, как возможно капитализировать рынок социальных инноваций, и приведены рекомендации по оценке влияния инноваций на уровень удобства, благосостояния, возможности выбора для граждан, а также уменьшение стресса и повышение уровня безопасности в обществе. Подробный отчет можно изучить тут.

К 2020 г. 56% населения планеты будет жить в городах. К 2025 г. более 35 городов по всему миру станут гигантскими мегаполисами. Это рождает потребность в новых инновационных решениях, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации. В этой области активно ведутся разработки, однако еще мало сделано для того, чтобы определить это понятие и оценить его потенциальное влияние на мировую экономику и качество жизни людей.

«Бизнес способен помочь в достижении устойчивого развития, а также сбалансированных экологических, социальных и экономических потребностей, - говорит Дитер Реннерт (Dieter Rennert), исполнительный директор Hitachi Europe Ltd . - Однако необходимо, чтобы бизнес-стратегия социальных инноваций базировалась на измеряемых показателях влияния на общество».

Согласно результатом исследования, существует пять мега-тенденций и, соответственно, пять областей, в которых социальные инновации могут помочь решить задачи, стоящие перед человечеством.

  • Урбанизация . К 2025 г. в результате массовой миграции более 35 городов по всему миру превратятся в гигантские мегаполисы и, соответственно, крупные экономические центры. Мегаполисы вместе с пригородами сформируют мега-регионы, мега-коридоры или мега-трущобы. Города будущего будут иметь несколько деловых центров, а девелоперы будут возводить здания с учетом неизбежных будущих изменений. Перераспределение богатства приведет к значительному экономическому неравенству в пределах города.
  • Интеллектуальность, как новая экологичность. «Зеленые» продукты и услуги будут все активнее улучшаться или даже заменяться «умными» продуктами и услугами. «Интернет вещей» объединит более 80 миллиардов устройств по всему миру. Интеллектуальные цифровые технологии станут ключевым фактором эффективности и устойчивого развития. Умные, экологически устойчивые города будут возводиться «с нуля» с применением новейших эко-инноваций, позволяющих сократить энергопотребление и улучшить все аспекты человеческой жизни. К 2025 г. в мире появится 26 таких «умных» городов; объем соответствующего рынка составит 1,57 трлн. долл. США к 2020 г.
  • Энергетика . Урбанизация и стремление к энергетической безопасности определяют развитие энергетики, однако будущее данной индустрии не будет всецело зависеть от выбора энергоносителей. Растущие расходы на электроэнергию и внимание к вопросам защиты окружающей среды стали катализатором инноваций в сфере управления энергоэффективностью, таких как «умные» электросети, обеспечивающие контроль, наглядное отображение инфраструктуры и, как следствие, более экологичное, надежное и интеллектуальное энергопотребление.
  • Мобильные технологии. Урбанизация и современные средства связи оказывают значительное влияние на городскую мобильность и логистику . Перед компаниями, которые позиционируют себя как партнеры и поставщики услуг для городов, открываются заманчивые деловые и инвестиционные перспективы. По прогнозам, к 2020 г. почти 1 млн. парковок будут оборудованы системами управления парковочным пространством, предоставляющими водителям нужную им информацию в режиме реального времени. Около 26,2 млн. человек будут пользоваться услугами каршеринга , а число таких автомобилей достигнет 450 000. В период 2010–2020 гг. во всем мире более 500 млрд. долл. США будет потрачено на высокоскоростные железнодорожные линии. Их общая протяженность составит более 70 000 км. Сети железных дорог свяжут не только города и страны, но даже континенты. В 2035 г. поездка на поезде из Лондона в Пекин станет реальностью.
  • Здравоохранение . Смещение акцента с лечения на профилактику заболеваний посредством своевременной диагностики приведет к сокращению расходов на лечение с 70% в 2007 г. до 56% к 2020 г. Интеллектуальные лекарства, виртуальные больницы и электронные документы изменят облик здравоохранения. Ключевым элементом такой программы будут инновации, направленные на удовлетворение потребностей конкретного пациента. В развитых странах - несмотря на требования пациентов - изменения в сфере законодательства и предоставления медицинских услуг происходят медленно, в то время как в развивающихся странах создаются новые бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей пациентов с помощью экономичных инновационных разработок.

«Компании из разных отраслей сегодня осознают, что инновации - это не только стратегический инструмент для получения прибыли, но возможность помочь в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством, - уверен Джон Распин (John Raspin), Frost & Sullivan. - Социальные инновации оказывают огромное влияние на качество жизни человека, не говоря уже об их преимуществах для экологии. С их помощью люди смогут решить насущные проблемы - именно эта реальная польза реальному человеку делает социальные инновации такой важной и востребованной областью».

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

Итак, мы приходим к следующему выводам:

    Для развертывания эффективной управленческой деятельности в современном сложном и глобализированном мире, для надлежащего встраивания человека в коэволюционные процессы нужно уметь мыслить глобально и действовать активно и интерактивно, адекватно ситуации, быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием, созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир.

    Конструктивная и творческая позиция современного руководителя и специалиста в сфере управления призвана определяться возможностью преднамеренного резонансного возбуждения сложных структур в соответствующих нелинейных средах и системах, тех структур, которые отвечают метастабильно устойчивым собственным формам организации этих сред.

Глава 10. Инновационное управление

10.1. О природе инноваций в социальной среде.

Эпоха инноваций.

В современном динамично изменяющемся обществе возрастает сложность форм социальной организации, сокращаются масштабы исторического времени, ускоряется его ход. Вследствие этого увеличиваются неопределенности и риски, в том числе и риски соскальзывания на катастрофические сценарии развертывания исторических событий. Мир, в котором мы живем, является нелинейным, причем возрастающая сложность означает одновременно и увеличивающуюся нелинейность, а в нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий. Слова древнегреческого историка Еврипида о том, что ожидаемое не случается, неожиданному Бог открывает дверь , отвечают духу сегодняшнего дня.

Неопределенности и риски, в основе которых лежит внутренняя спонтанность бытия, иначе говоря, случайность как его имманентное свойство, имеют и иную сторону: всякий акт рождения нового как в природе, так и в обществе так или иначе связан со случайностью. Эта мировоззренческая позиция лежит в русле философии становящегося бытия Гераклита Эфесского (ок. 550-480 до н.э.), философии жизни Анри Бергсона (1859-1941) и философии процесса Альфреда Уайтхеда (1861-1947). В настоящее время лишь тот человек (и лишь та организация) может надлежащим образом вписаться в общество, если он (или соответствующая организация) готов(а) к восприятию нового и обладает способностью созидать новое, т.е. креативностью. Те организации, которые не способны к инновациям, скорее всего потерпят поражение в соревновании с теми, которые ведут активную инновационную политику.

В обществе, ориентированном на инновации, управление, чтобы отвечать требованиям такого общества, должно быть, в сущности, инновационным и креативным. Оно должно способствовать производству и диффузии инноваций.

Что такое инновация?

Инновация есть рождение нового, новшество, нововведение. Понятие нового связано с одной из вечных философских проблем – проблемой развития – и попытками решить так называемый парадокс развития . Социальная инновация – это нововведение в обществе.

Социальная инноватика опирается на философское изучение природы нового и способов его возникновения в бытии. Новое предстает самыми разными гранями в зависимости от контекста обсуждаемых проблем:

Новое как эмерджентное , рождающееся сразу, вдруг, неожиданно и не выводимое из наличного;

Новое как проявление непроявленного, потенциально заложенного ;

Новое как воспоминание старого , уже виденного (déjà vu), как уже бывшее в иных формах;

Новое как возобновление старых смыслов , возвращение к утраченному, забытому;

Новое как совпадение результата со скрытой установкой.

Инновацию можно рассматривать на двух уровнях. В связи с этим необходимо понимать различие между понятиями «инновация» и «открытие» . На индивидуальном уровне человеческой деятельности рождение нового предстает как открытие , а на коллективном (социальном, культурном) – собственно как инновация .

Открытие становится научной, культурной или социальной инновацией, лишь тогда, когда получает определенное признание в научном или культурном сообществе, в обществе в целом.

Отнюдь не всем открытиям суждено стать инновациями. Многие открытия являются лишь открытиями для себя и «умирают» вместе с их творцом, ибо введение инновации в социум, как правило, сопряжено с трудностями. Другие открытия имеют ограниченный круг трансляции и изменяют только локальную среду для дальнейшей поисковой и конструктивной деятельности. И лишь очень немногие открытия пробиваются на уровень общего течения событий в культуре и социуме или даже определяют становление нового культурного и социального образца.

Новации нередко первоначально отвергаются социумом как неприемлемые и неправомерные отступления от господствующей культурной парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка, а носители новаций третируются обществом как безумцы или люди не от мира сего. Для того чтобы новация была признана культурным или социальным сообществом, чтобы новация стала инновацией, ее носитель должен быть достаточно настойчив в достижении своей цели, должен использовать особые состояния социальной среды – состояния ее неустойчивости, когда среда чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, которые могут привести к становлению нового культурного или социального образца.

Признавая ценность инноваций, необходимо отдавать себе отчет в том, что инновация невозможна без возобновления старых смыслов, без возвращения к утраченному современным обществом. Нельзя открывать новое, не пытаясь, прежде всего, вернуться к прежним, забытым, но хранящимся в сокровищнице культуры смыслам. Это тоже своего рода открытие, своего рода новация. Ведь уже древние даосы говорили, что «хороший правитель управляет как можно меньше », указывая, по сути дела, на путь самоорганизации социальных структур, на способы мягкого, нелинейного управления.

В аспекте глубокой связи старого и нового в обществе, традиции (преемственности) и ее прерывания, ломки, «нового слова» в культуре, науке, социальной жизни, инновации можно рассматривать как:

 Инновация как забытое старое. Тот, кто обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Возобновление исторических традиций есть проявление цикличности в развитии общества. Умение включать элементы исторической и культурной памяти – это нетривиальное умение синтеза, по сути креативная способность.

 Инновация как пересечение (культурных, национальных и т.п.) традиций. Замыкание традиций в новой точке – это механизм творческого роста, приводящего к культурным и социальных инновациям.

 Инновация как «мутация» культурных и социальных эстафет. «Мутация» – это не просто пересечение, а спонтанное изменение традиций.

Социальные инновации.

Классическое определение социальной инновации включает в себя указание на:

1) процесс улучшения в обществе путем введения чего-то нового (новых методов или технологий, новых форм социальной практики или социальных отношений, новых продуктов или услуг),

2) новые идеи, методы, устройства или технологии,

3) успешную эксплуатацию новых идей,

4) изменения, которые создают новые измерения в производительности или эффективности социальных действий.

Инновации обычно рассматриваются как основной двигатель развития общества и социальных отношений. А те факторы, которые ведут к социальным инновациям, рассматриваются как решающие для принятия решений, на которых строится эффективная социальная политика. В организационном контексте инновации связаны с ростом усовершенствований, ведущих к повышению эффективности, продуктивности работы организации (предприятия, компании), с повышением ее статуса и позиции в соревновании с другими компаниями, увеличением ее удельного веса на рынке товаров, услуг, технологий. Организации на всех уровнях (начиная с местных, локальных до государственных и конфедеративных), в том числе школы и университеты, больницы и поликлиники, местные органы власти и др. – все они способны производить инновации и быть источником инновационной волны в обществе.

Хотя социальные инновации являются «кипучим и брызжущим котлом», из которого питается социальный прогресс, некоторые инновации могут быть и негативными, деструктивными. Подвижки к новому могут и ухудшать положение дел и социальный статус организации. Поэтому к инновационному процессу нужно относиться взвешенно, с известной долей критичности, здравого скепсиса.

В отличие от нововведений в области техники и инженерии (технические инновации) и экономических инноваций (новые товары и услуги), которые к настоящему времени наиболее исследованы, природа социальных инноваций изучена далеко не в достаточной мере. Социальные инновации – это новые и значимые формы социальной практики, социальных взаимодействий и отношений, а также существенные сдвиги в менталитете, умонастроении в обществе (новые формы духовной практики). Изменения в технической сфере общества происходят в наиболее быстром темпе, но несмотря на это основные тренды развития техники и виды технических нововведений лучше поддаются прогнозированию, причем не только краткосрочному (1-5 лет), но и среднесрочному (5-10/15 лет). Изменения в экономике также происходят достаточно быстро и поддаются прогнозированию. Существуют технологии экономических и финансовых прогнозов, в том числе и применением математических методов. Экономическая инноватика, занимающаяся изучением инновационных процессов в маркетинге, появления новых товаров и услуг и их продвижением на рынке, разработана сегодня в наибольшей степени в сравнении с другими областями инноватики. Сфера социальных отношений и взаимодействий наиболее инертна, существенные и тем более радикальные изменения в ней происходят не столь быстро, но такого рода изменения затрагивают более глубинные слои общественной жизни, влияющие и на техническое, и на экономическое развитие.