Примером социальной инновации является. Социальные инновации

Социально-экономическое явление это феномен современного развития общественных отношений, система жизнедеятельности, элементами которых являются взаимосвязанные и взаимодействующие между собой социальные и экономические институты. Социально-экономическое явление характеризует системные качества.

Социально-экономическое явление - явление, которое служит результатом совместной экономической деятельности людей. Инновации относятся к такой деятельности и включают в себя технологические, социальные, организационные, маркетинговые процессы. Инновации классифицируются по ряду признаков, характерных для социально-экономического явления. С точки зрения наблюдателя инновация как социально-экономическое явление может быть: постоянным, периодическим, эпизодическим.

Научно-исследовательская деятельность и инновации способствуют экономическому росту, конкурентоспособности и занятости населения страны. В инновациях государство играет свою роль путем создания инновационной политики и стимулов для поддержки научно-исследовательской деятельности, а организации и компании – развивают конкурентоспособность, занятость. Производительность компаний связана с их способностью пользоваться услугами, имеющими инновационную составляющую и компонент ноу-хау, делиться своими исследованиями, инновационным потенциалом, совместно работать с научно-исследовательскими центрами.

Инновационная политика

Инновационная политика может быть определена как любое вмешательство правительства, направленные на решение социально-экономических проблем путем содействия созданию или принятие нового решения, которое порождает новые экономические или социальные значения. Это определение предполагает, что дело уже сделано для государственного вмешательство и что существующий инновационный потенциал не может доставить необходимые решения без дальнейшего вмешательства в существующие системы инноваций. Инновационная политика имеет свой смысл в признании проблем, которые необходимо решить с помощью инноваций.

Системный подход к инновациям

Инновация как социально-экономическое явление в нашей стране еще не получила должного развития. До недавнего времени под инновациями понимались технологические изменения в выпуске продукции, сейчас инновации являются системными. Инновации возникают в результате сложных взаимодействий между многими людьми, организациями и средой. Инновации состоят из следующих взаимосвязанных областей: инновационные бизнес модели; инновационная организация; инновационные процессы; инновационные технологии; инновационный маркетинг; инновационные продукты. Системный подход к инновациям может быть использован для стимулирования и поддержки инноваций, а также преодоления ведомственных барьеров на пути интеграции.

Таким образом, инновация как система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой человеческим капиталом, органами власти, потребителями и инновационным продуктом.

Технологические инновации стали одним из основных факторов прогресса. Инновации опирается на нематериальные активы, такие как творчество, знания и опыт. Эти нематериальные активы являются наиболее ценными ресурсами нашего времени, так же как сырье было в период индустриализации. Инновации рассматриваются как социально-экономическое явление. Социально-экономические инновации необходимы для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей.

В инновационной деятельности для повышения производительности материальные ресурсы замещаются нематериальными активами, человеческим капиталом. Нематериальные активы стали социально-экономическими ресурсами в их собственном праве, принимая привилегированную роль, которую когда-то предоставляли сырьевые ресурсы.

Инновационная экономика включает в себя саму экономику, а также человеческий капитал, деятельность которого направлена на развитие современных, высокотехнологичных, высокопроизводительных конкурентоспособных производств по выпуску востребованной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Источником инноваций является человеческий капитал.

Социальные инновации

Термин «социальные инновации» в настоящее время является самым востребованным трендом в социологии, экономике, социальных и политических науках. Социальная инновация это новые идеи, которые работают для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей и улучшения жизни людей. Социальные инновации это инновации, которые являются социальными в своих целях и средствах.

Социальная инновация представляет собой инициативу, сложный процесс внедрения новых высокотехнологических продуктов, процессов или программ, которые коренным образом изменяют основные процедуры, ресурсы, технологии производства, мировоззрение органов власти социальной системы или убеждения любой социальной системы (например, отдельные люди, организации, районы, общины, общества в целом). Социальная инновация является важным фактором общей социальной и экологической устойчивости. Социальные инновации являются благом для общества и побуждают общество к действиям.

Бедность, беспризорность, насилие все это примеры социальных проблем, которые нуждаются в специализированном решении. Социальная инновация решает эти задачи путем применения новых знаний и стратегий.

Инновации как социально-экономическое явление основываются на знаниях человеческого познания, психологии принятия решений, а также знаниях по математике социально-экономических явлений.

С экономической точки зрения социальные инновации относятся к инновационной деятельности и услуг, которые мотивированы в целях удовлетворения социальных потребностей и которые преимущественно распространяются через социальные организации.

Социальные инновации нельзя отожествлять с социальной экономикой, которая успешно измеряет экономические последствия.

Социально-экономическая инновация построена на некоммерческой составляющей социальной экономики и общественном экономическом развитии, которые сосредоточены на экономических последствиях инновации. Социально-экономические инновации исследуют новые подходы к сообществу и регионального развития, которые пересекают «социальные» и «экономические» области для создания нескольких результатов для сообществ и регионов. Развития знаний социально-экономических инноваций направлено на развитие инструментов, ресурсов и подходов, способных помочь практикам и политикам по-новому решать укоренившиеся проблемы.

В широком смысле социально-экономическое явление инноваций включает в себя политические, социальные, культурные, нормативные и переменные среды. Инновации можно охарактеризовать как взаимодействие социального прогресса и экономического успеха.

Sami Mahroum Innovation Policies and Socio-economic Goals: An Analytic-diagnostic Framework. INSEAD Abu Dhabi Campus P.O. Box 48049. 2012/35/IIPI [Электронный ресурс] URL: http://ssrn.com/abstract=2026444 (дата обращения: 28.10.2012).

Geoff Mulgan, The Process of Social Innovation, in «Innovations. Technology, Governance, Globalizations», Spring 2006, MITpress, Boston, p.146.

Понятие «социальная инновация» можно определить как соз­нательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе разви­тия общества в соответствии с изменяющимися социальными ус­ловиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразова­ния в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими.

1. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разра­ботке материально-технических инноваций преобладает индиви­дуальное авторство.

2. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быст­ро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств.

3. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внеш­ней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осу­ществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.

При классификации социальных инноваций используются различные основания.

1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направлен­ие на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

2. По сферам общественной жизни выделяют инновации соци­альные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

3. По масштабу использования различают единичные социаль­ные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффуз­ные, распространяемые на многие объекты.

4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, за­нятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образо­вательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Американский социолог П.Друкер выделил семь основных источников нововведений:

1) неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие;

2) несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей;

3) выявление недостатков в ходе, ритме, логике какого-либо процесса;

4) изменения в структуре производства или потребления;

5) демографические изменения;

6) изменения в общественном сознании (настроения, установки, ценности);



7) появление нового знания.

Источниками социальных инноваций являются (Холостова Е.И.):

1) изменения внешней среды,

2) возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами,

3) изменения потреб­ностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных со­циальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика , исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений. Ее наиболее важная проблема - изучение процессов распространения нововведений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые на­правлены на создание и материализацию нововведений в обще­стве, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах:

а) в виде программ и документов и

б) как реально разви­вающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Человек стремится внести в окружающий его мир определен­ный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образ­цы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синте­зом», или «онтосинтезом», который становится основой и меха­низмом осуществления эффективных действий.



Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности соци­альных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии , ориентированной на выработку средств поиска и реализации принципиально новых технологий. Одним из таких способов является программное инновирование социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов :

1) ориентация на обновление и трансформацию всей организа­ции и ее связей с непосредственной средой, так как измене­ние лишь отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»: стратегические цели, разрабатываемые для данной организации ее представителями, должны быть на пределе возможного;

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная серия инновационных семинаров, проводящихся с небольшими перерывами, в ходе которых происходит интенсивное взаи­модействие консультантов и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка ре­зультатов предшествующей инновационной работы, в результате чего у представителей социальной системы возрастает мо­тивация к дальнейшим позитивным изменениям, так как фик­сация успехов дает, с одной стороны, уверенность в собственных силах, а с другой стороны, неудовлетворенность при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»: формирование реальной стратегии интегративно, с учетом реальных результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления;

6) принцип «выращивания инновационного ядра»: изменение организации за счет изменения ее сотрудников посредством инициирования их потребности в таком изменении; в ходе программной работы «выращивается» инновационная коман­да организации, которая готовится выполнять функции но­сителя инновационной методологии, способного самостоятель­но реализовать ее на практике.

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные систе­мы и отношения, содержащие механизмы, препятствующие воз­никновению кризисов и конфликтов.

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов :

Наличие многосторонней информации об этих процессах,

Обеспечение социальными средствами регулирования,

Конструирование действенного организационного механизма для каждого конкретного случая. Исходя из этого заниматься иннова­ционными разработками в социальной и организационной сферах могут те специалисты, которые владеют информацией о данном объекте и в то же время обладают практическими знаниями о происходящем. Соответствующие специальности получили распро­странение особенно в последние годы - «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают и обучают практиков инновационным социальным технологиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т.д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития техноло­гий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционно­го исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фаза анализа подразумевает обозначение проблемы, ее иден­тификацию и актуализацию. Далее производится обзор методов решения, после чего дается практическая оценка предполагаемых методов развития. Успешным завершением фазы анализа является принятие решения о возможности или невозможности (целесооб­разности) нововведения.

Фаза разработки состоит из следующих этапов: определение целей и направленности нововведения, установление потребности в нововведении; определение проблем, возникающих в ходе раз­работки; сбор и обработка информации; поиск и отбор альтерна­тивных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедур­ных вопросов его применения или описание способа использова­ния нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличи­вает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было раз­работано.

Фаза развития - это процесс исследования нововведения и его пробного применения, проверки его адекватности и (в случае необходимости) его доводки и переработки. Основное внимание в этой фазе уделяется составлению плана развития, в котором необходимо определить объем работ, состав и последовательность операций, а также подготовке условий для пробного использова­ния и тестирования. На этом завершается этап эволюционного исследования.

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и про­дуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оцен­ки приводит в целом к положительным результатам, это означа­ет, что исследование - этоготовое к использованию нововведе­ние.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепри­нятым методам исследования и требуют особой подготовки и обу­чения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являют­ся негосударственная пенсионная система, основанная на стра­ховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии опре­деляется исходя из прогноза средней продолжительности жизни и т.д.


4. Процесс диффузии нововведений: понятие диффузии нововведений, типы процесса диффузии (Д. Шон), стадии процесса принятия инноваций (Е. Роджерс), элементы успешной инновационной программы (А. Бандура)

Инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать совершенно неожиданные изменения и в других сферах. Так, некоторые ученые полагают, что изобретение стартера, позволившее женщинам самостоятельно заводить автомобиль, привело к тому, что женщины занялись бизнесом, а это в свою очередь открыло дорогу эмансипации.

Диффузия - процесс распространения инноваций внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Если в былые времена процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии. Следующий "большой скачок" будет связан с развитием компьютерных сетей связи.

Значительным разнообразием отличаются процессы диффузии, которые Д. Шон предложил типологизировать следующим образом:

1. Модель "центр - периферия". Распространение нововведения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов центра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

Модель магнита (например, в передовые страны Запада приезжают представители развивающихся стран, осваивают там какие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

Модель "средневекового барда", который путешествуя демонстрирует и внедряет нововведения.

2. Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоятельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику. Д.Шон считает, что по этой модели распространялись колониализм и коммунизм. Эту же модель использует компания Coca-Cola и многие другие транснациональные корпорации.

Е. Роджерс проанализировал более 500 процессов диффузии и выделил следующие пять стадий процесса принятия инноваций :

1) осведомленности - индивид знает о новой идее, но не имеет достаточной информации;

2) интереса - индивид заинтересовался идеей и ищет дополнительную информацию;

3) оценивания - индивид принимает решение, оценивая пользу от нововведения в настоящем и будущем;

4)опробования;

5) усвоения.

Скорость диффузии, по мнению Е. Роджерса, также определяется пятью основными факторами:

1) относительными преимуществами новинки;

2) совместимостью с окружающей средой, существующими ценностями и прошлым опытом;

3) сложностью освоения;

4) возможностью опробования до принятия окончательного решения;

5) коммуникационной наглядностью - степенью, с которой результаты инновации могут быть увидены и оценены другими людьми.

Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В социальной культурологии инновация понимается как изобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем "авангардом", "диссидентами" или "маргиналами". Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе.

Эффективность диффузии нововведений во многом определяется социальной детерминацией, т.е. тем, насколько общество созрело для принятия новинки. Общество может жаждать перемен, но может и устать от неразберихи, вызванной внедрением предыдущей инновации. Спрос на новации зависит также от фазы жизненного цикла социальной системы.

Значительная часть работ в области инноватики рассматривает процесс диффузии нововведений как процесс обучения данной социальной системы (общества, института, фирмы, индивида). Процесс обучения включает в себя инновационное восприятие, оценку и принятие решений, т.е. целый спектр когнитивных факторов. Наиболее последовательно эта линия исследований проводится в социокогнитивной теории американского социального психолога А.Бандуры. Рассматривая социальные аспекты инноватики, американский ученый анализирует влияние нововведений на формы потребления, виды досуга, отдыха и в целом на изменение жизненного стиля. Он считает необходимым отдельное рассмотрение процесса знакомства с новинкой и процесса ее адаптации, т.е. практического использования. По его мнению, успешная инновационная программа должна содержать четыре элемента:

1) выбор оптимального момента для внедрения новинки;

2) предварительная подготовка благоприятных условий;

3) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки;

4) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей, предполагаемое распределение выигрыша между членами социальной системы.

При прогнозировании решений, принимаемых индивидом, необходимо учитывать уровень его информированности, заинтересованности, понимания, имеющиеся у него ресурсы. Важную роль играют также процессы перехода от начальной неопределенности к последующей убежденности, индивидуальное восприятие риска.

А. Бандура подчеркивает неоправданность слепого поклонения новизне как таковой. Слишком велика доля скороспелых, недоработанных новинок, многие из которых не дают ожидаемого эффекта, а иногда приносят ощутимый вред.

Социальные инновации - новый термин, который тесно связан с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Как эти явления развиваются в России сегодня? В каких случаях граждане принимаются активно участвовать в решении проблем общества? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила Ольга Качелкина, руководитель оргкомитета Международной конференции "Социальные инновации", которая завершилась в Москве в октябре.

- Ольга Алексеевна, что такое социальные инновации?

— Это новые проекты, идеи и инициативы, направленные на улучшение жизни общества - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. За рубежом под социальными инновациями понимаются нововведения в социальной сфере, которым не более трех лет, но мы смотрим на этот термин несколько шире.

- Не могли бы вы пояснить его значение на примере конкретного проекта?

— Пожалуйста. Например, автор проекта "Ecopad" Алексей Травин работал в типографии и видел, сколько там после окончания рабочего дня остается ненужной бумаги, которую просто выбрасывают. Он стал собирать эту бумагу и делать из нее недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам. Таким образом решается социальная проблема и экономятся ресурсы. Вот пример социального предпринимательства, которое является частью социальных инноваций. И подобных проектов очень много.

О социальном предпринимательстве в России уже знают. Шесть лет успешно работает Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденный бизнесменом Вагитом Алекперовым именно с целью развития в нашей стране социального предпринимательства. А вот тему социальных инноваций в этом году обсуждали впервые, поэтому нам было важно собрать не только ведущих российских экспертов в области корпоративной социальной ответственности, государственно-частного партнерства в социальной сфере, социального предпринимательства и благотворительности, но и руководителей профильных международных организаций. Эти направления давно существуют в России, но они нуждаются в усовершенствовании, в новых подходах. Например, благотворительности, по мнению экспертов, не хватает прозрачности, которая необходима, чтобы к этому сектору было больше доверия.

Доверие важно и в государственно-частном партнерстве. Это сложный процесс, который строится, в том числе, на взаимном доверии и договоренностях всех сторон - государства, бизнеса и общества. В отдельных регионах, например ХМАО, проекты ГЧП успешно реализуются, но если говорить о России в целом - таких проектов недостаточно. И причиной является, прежде всего, кризис доверия.

Также нужны инновации в сфере корпоративной социальной ответственности. Сегодня, по мнению экспертов, главная инновация заключается в том, чтобы перейти от разрозненных мероприятий и акций к планомерным долгосрочным стратегиям, которые неразрывно связаны со стратегиями самих компаний. Именно поэтому мы собрали на конференции российских и международных экспертов - чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше.

Вы упомянули, что одно из направлений социальных инноваций связано с трудоустройством социально незащищенных групп населения, и привели в пример многодетных матерей. Есть ли проекты, связанные с трудоустройством инвалидов и других групп людей, испытывающих сложности с поиском работы?

— Безусловно. Трудоустройство незащищенных групп граждан - одна из приоритетных задач, которую решают социальные проекты. Например, Евгений Рапопорт, руководитель проекта "Авоська дарит надежду", дал работу слепым людям, под его началом трудятся 60 человек, они делают авоськи. Сейчас, к сожалению, не все и помнят, что такое авоська. Казалось бы, она осталась в Советском Союзе, ведь мы совсем про нее забыли. Между тем, это весьма удобный в быту, легкий, компактный и не загрязняющий окружающую среду предмет (в отличие от пластиковых пакетов, которых хватает на один раз и которые выбрасываются в бесчисленном количестве). Плюс к тому продукция проекта "Авоська дарит надежду" получается по-настоящему яркой, индивидуальной. Неудивительно, что проект Евгения Рапопорта интересен как собственно авоськами, так и тем, что он помогает найти работу людям с ограниченными возможностями.

- А что побуждает предпринимателей заниматься подобными проектами?

— Я думаю, что желание помогать и нести ответственность не только за себя, готовность решать проблемы окружающих. В России много тех, кто думает не только о собственной прибыли и безбедной жизни. Предприниматели понимают, что у нашей страны много проблем, что вокруг много людей с, мягко говоря, скромными финансовыми возможностями, тех, кому трудно получить работу. Через свой бизнес социальные предприниматели и стараются им помогать.

Вы сказали, что сегодня не достаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство. Какие еще острые проблемы препятствуют развитию этой сферы?

— На конференции мы провели 9 воркшопов, каждый был посвящен конкретной теме, например "Молодежь и люди серебряной экономики - как объединить их возможности для создания социальных проектов", "Чего не хватает социальному предпринимательству в России сегодня", "Развитие территорий". Модераторы воркшопов поставили перед участниками четко определенные задачи, и в итоге мы получили цельный анализ проблем и предлагаемых решений. Главная трудность, с которой сталкиваются руководители социальных проектов - это недостаток информации, площадок, где они смогли бы поговорить, найти новых участников, помощников, а возможно, и инвесторов.

Важным итогом конференции стало появление нескольких новых партнерств. Сегодня таким проектам не хватает нескольких очень важных вещей, и прежде всего, поддержки со стороны общества и государства. В свою очередь, обществу не хватает информированности, внимания СМИ к социальным проектам. Мы же мы планируем повышать интерес к данной теме по всем направлениям. В частности, Ростислав Вылегжанин из "Московских новостей" провел специальный воркшоп, на котором учил социальных предпринимателей интересно представлять свои проекты СМИ, чтобы о них захотели рассказывать журналисты.

Вообще, когда мы начинали готовить конференцию, многие говорили: "Что вообще такое социальные инновации? Эти два слова не могут стоять вместе!" Но, например, в Европе и в Америке практически при каждом вузе есть лаборатория социальных инноваций. Там это устоявшийся термин, а в России еще нужно объяснять, что это такое. Бывает, что человек занимается социальным проектом, но он себя не идентифицирует как социального предпринимателя или инноватора, то есть нужна информационная поддержка еще и этого направления.

- Вы уже подвели первые итоги конференции?

— Да, мы проанализировали работу всех воркшопов, выяснили основные потребности руководителей социальных проектов и проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются. Надо отметить, что тех, кто уже занимается социальным бизнесом или готов им заниматься, в нашей стране достаточно. Безусловно, еще предстоит выработать единую стратегию развития социальных инноваций в России, и этим займется Институт развития социальных инноваций, который предложил создать Вагит Алекперов. По мнению всех экспертов и участников конференции, у социальных проектов в России есть все шансы занять лидирующие позиции в области решения социальных проблем.

Введение

    Инновационные социальные технологии: понятие, особенности, структура, типы

    Инновационная практика

    Сущность социальных технологий

    Типологизация технологий. Квазитехнологии

Список литературы

Введение

В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие – изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Одним из главных генераторов такого развития могут и должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества. В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек. В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее.

1. Инновационные социальные технологии: понятие, особенности, структура, типы

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования.

Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу «если..., то...», носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.

Инновационная диагностика происходит в три этапа:

1) до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер);

2) во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей;

3) после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения) - включая в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления. Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений - задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним.

Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном, прежде всего.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.

При классификации социальных инноваций используются различные основания.

1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

2. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

3. По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К первой группе относятся, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых - социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

Критическое отношение к предстоящим нововведениям;

Аргументация в их пользу;

Обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

Изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

Утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:

Создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

Стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

Регулярное проведение конкурсов инноваций;

Материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности - создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности - профессионалы и самодеятельные инноваторы; по количеству участвующих - коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности - инноваторы - разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. При этом:

– под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

– под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;

– под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

Теперь попробуем объединить эти понятия.

Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе2. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

Инновационная игра как метод исследования и развития организаций;

Игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

Социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

«императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

Матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию,

обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

    радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

    улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

    модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

    продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

    технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

    процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

    комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

отраслевые;

    межотраслевые;

    региональные;

    в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

    реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

    стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

    экономическая;

    социальная;

    экологическая;

    Cтраница 1


    Социальное нововведение осуществляется особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и трудно определить конкретное состояние их реализации, насколько полно эти нововведения реализованы.  

    Постоянные и систематические социальные нововведения становятся формой устойчивого функционирования всего социального организма.  

    Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии изготовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических.  

    Раскрывая противоречивый характер социальных нововведений, Н.И. Лапин подчеркивает особую значимость внутреннего различия между радикальными и совершенствующими видами инновационной деятельности. Совершенствование хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение подрывает или даже взрывает эти структуры и потому вызывает противодействие.  

    Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распространенных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в старые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходному состоянию.  

    Комплексным характером воздействия инновационного процесса на технологические, организационные и социальные нововведения, когда способность работников к овладению новыми знаниями выступает основным конкурентным преимуществом предприятий.  

    Однако - оставляя в стороне всякое осуждение и вопрос относительно необходимости такого сдерживания безрассудных социальных нововведений - праздный класс неизбежно и последовательно тормозит процесс приспособления к окружающей среде, который называется продвижением общества или социальным развитием. Позицию, характерную для праздного класса, можно кратко выразить в афоризме: Все, что ни есть, все правильно, тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: Все, что ни есть, все неправильно. Не то чтобы современные институты были совершенно неподходящи для современного общества, но они всегда и неизбежно в той или иной степени не соответствуют ему по своему назначению. Они являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент развития в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Правильно и неправильно употребляются здесь, не выражая, конечно, никаких соображений по поводу того, чему должно или чему не должно быть. Эти слова употребляются просто с эволюционной (нейтральной по отношению к морали) точки зрения с намерением обозначить совместимость или несовместимость с результативным эволюционным процессом.  

    Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений.  

    Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе - основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, - преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования.  

    Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.  

    Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, по Ульриху, можно правильно оценить последствия и побочный эффект внедряемых социальных новаций. Критический подход противопоставляется догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов. Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации.  

    Кроме того, должны быть выявлены нормативные ценности всех заинтересованных сторон. Анализ нормативной составляющей обязан стать неотъемлемым элементом планирования социальных нововведений. Только так, полагает Ульрих, можно правильно оценить последствия и побочные эффекты внедряемых социальных новаций. Критический подход как бы противопоставляется часто догматическому подходу заинтересованных сторон и нередко циничному подходу экспертов.  

    Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качественные критерии социального эффекта в прямом соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оцениваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, самоуправления), или же будет предложено учесть качественную результативность социальных нововведений - ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социального эффекта нововведений - контрольное обследование с использованием точно таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюдения, анализ документов и соответствующей статистики.  

    США), детально изучались взгляды, настроения и политические установки, потребности и интересы, а также образ жизни двухсот тысяч американцев. В результате была разработана стратификация американского общества: выделены три основных слоя в нем и девять групп внутри каждого из них. Это позволяло достаточно точно прогнозировать их реакцию на различные социальные нововведения.  

    Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоряет и удешевляет процесс создания новшества. Конечно, сравнительно невелики расходы на разработку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но социальные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затрагивают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововведений обнаруживаются чаще.