Для чего нужна конфликтология. Конфликтология шпоры

Конфликтология это - теория возникновения, моделирование, анализа и разрешения конфликтов. Основателями конфликтологии являются К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, жившие в XIX - XX вв. Понятие конфликтологической компетентности в отечественной конфликтологии активно разрабатывается в рамках нового научного направления – конфликтологии, которая ныне представляет собой огромное исследовательское, теоретическое, образовательное пространство. Только публикаций в этой самостоятельной научной отрасли насчитывается уже около 2,5 тысяч. В работах отечественных ученых за последние десятилетия был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе. Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций, преподавание конфликтологии включено в вузах, проводятся семинары, конференции и т.п. Всё это свидетельство институализации конфликтологии в нашей стране. И это одна из тенденций, которую мы считаем целесообразным выделить, в первую очередь. Процесс институализации конфликтологии идёт сложно, противоречиво, но неуклонно. Всесторонний анализ состояния отечественной конфликтологии к концу ХХ века осуществлён в трудах А.Я. Анцупова, С.Л. Прошанова, А.И. Шипилова, где впервые в РФ обобщены и систематизированы научные знания о конфликтологии. Истоки кон-ии берут свое начало из различных областей гуманитарного знания, таких как социология, психология, политология, военная наука, искусствоведение, история, педагогика, правоведение и т. д. – всего 11 конкретных наук. Высокая на мировом уровне оценка результатов изучения конфликтов свидетельствует о мощной востребованности конфликтологии в современных условиях. Подводя итог зарубежной и отечественной конфликтологической мысли к началу XXI века, к такому же выводу пришёл и В.А. Светлов Им был сделан акцент на конструировании единой теории конфликта. В.А. Светлов за исходную теоретическую и методологическую установку исследования взял системный анализ, так как возникновение, развитие и разрешение конфликта подчиняется общим законам развития системы. Единая теория конфликта (ЕТК) - направление теории анализа и разрешения конфликтов. Основным мотивом, побудившим к разработке ЕТК, послужил тот факт, что современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т. д.), не имеет универсальных законов , точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Светловым создана единая теория конфликта . Под ней он понимает последовательность моделей конфликта, связанных друг с другом отношением обобщения и допускающих как самостоятельно, так и совместное использование. Такими моделями являются специально разработанные им теоретические модели - структурная, вероятностная, динамическая, теоретико-игровая и структурно-игровая. Единая теория конфликта «тянет» за собой другую институализирующую тенденцию в современной конфликтологии – разработку и совершенствование технологий работы с конфликтом. Имеются в виду социальные и психологические технологии. Преимуществом ЕТК является ее обобщающий характер. Универсальная модель конфликта обобщает и объединяет все известные теории анализа и разрешения конфликтов, когнитивного баланса и дисбаланса, другие концепции нелогического противоречия. Более того, она предоставляет всем этим теориям необходимое логическое и методологическое обоснование,


Теория Столкновения цивилизаций - историко-философский трактат Самюэля Хантингтона. Он утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций. Основные идеи книги Цивилизации - это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время - как правило, более тысячелетия.Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. В процессе глобальных перемен, международные организации, возникшие после Второй мировой войны (ООН и т. д.) должны будут постепенно изменяться в сторону более справедливого учёта интересов всех стран. Например, в Совете Безопасности ООН должна быть представлена каждая цивилизация. Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)Западная цивилизация.Исламская цивилизация.Индуистская цивилизация.Синская цивилизация.Японская цивилизация.Латиноамериканская цивилизация.Православная цивилизация.Буддистская цивилизация.Африканская цивилизация.

Основные направления развития западной конфликтологии

Психологические направления
Психоаналитическое З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм Причины конфликта лежат в сфере бессознательного (освобождение от чувства неполноценности, желание доминировать, недостаток доброжелательности, невозможность реализовать свои потребности)
Социотропное У. Мак-Даугалл, С. Сигеле Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество (людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения)
Этологическое К. Лоренц, Н. Тинберген Причина конфликтов –агрессивность человека и толпы. Агрессия – постоянное состояние живого организма.
Теория групповой динамики К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей Источник конфликта –нарушение равновесия между индивидом и средой (неблагоприятный стиль управления)
Фрустрационно-агрессивное Д. Доллард, Л. Берковетц, Н. Миллер Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации (агрессия всегда следует за фрустрацией и т.д.)
Поведенческое А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс Причины конфликта в социальном окружении, которое изменяет врождённые качества индивида в процессе взаимодействия
Социометрическое Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич В основе взаимодействия людей – эмоциональные отношения (избежать конфликты возможно с помощью учёта эмоциональных предпочтений)
Интеракционистское Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель Причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия. Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение
Современные психологические направления
Теоретико-игровое М. Дойч Причина конфликта- несовместимость целей участников конфликта (два основных типа поведения кооперативное и конкурентное)
Теория организационных систем Р. Блейк, Дж. Мутон Изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях (конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество)
Теория и практика переговорного процесса Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер Изучение условий ведения конструктивных переговоров
Политологические теории
Теории политических групп В. Парето, Г. Моска, Ж.Сорель Борьба между элитами и их смена составляет сущность любого общества. Деградация управляющей элиты преодолевается в революционных изменениях
Теории политической стабильности Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет Поиск факторов, стабилизирующих общественную систему
Этнополитические теории М. Гектер, Т. Нейрн Увязывание проблем неравномерности социально-экономического развития и этнических различий населения
Социологические направления
Социал-дарвинизм Г. Спенсер, У. Бэджгот, У. Самнер Общество и организм сходны, что позволяет объяснить социальную жизнь биологическими законами (борьба за выживание)
Марксизм К. Маркс К причинам конфликтов относятся неравенство и социальная поляризация (основа экономический фактор)
Функциональная теория конфликта Г. Зиммель Конфликт является естественной движущей силой общественного развития
Структурный функционализм Т. Парсонс Конфликт является социальной аномалией. Необходимо поддерживать бесконфликтное взаимодействие между структурными элементами общества
Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козер Положительная роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем
Конфликтная модель общества Р. Дарендорф Невозможно избежать конфликтов в обществе, нужно влиять на специфику их протекания
Общая теория конфликта К. Боулдинг Конфликт есть универсальное явление, присущее всему живому, его нельзя избежать, но можно регулировать

1.1. Современная конфликтология: объект, предмет, задачи, методы

Источниками конфликтологических знаний являются:

· Философские взгляды мыслителей древности и средневековья.

· Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений.

· Осмысление проблемы конфликта в литературе, музыке и других видах искусства.

· Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения и развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приёмы управления ими.

Исходя из объекта и предмета науки, можно сформулировать определение конфликтологии.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приёмах их конструктивного регулирования.

Функции конфликтологии:

· познавательная функция, в рамках которой реализуется познание сущности социального конфликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и её анализа;

· прогностическая функция позволяет формировать на основе существующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управлением социальными конфликтами;

· практическая функция обеспечивает применение разработанных форм и методов конфликтологии управления конфликтным взаимодействием;

· просветительская функция расширяет представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня на решении следующих теоретических задач:

1. выявление сущности конфликтов;

2. установление основных форм конфликтов, своеобразие каждой из них;

3. определение наиболее эффективных методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предупреждения конфликтов;

4. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе.

Изучение конфликтов основано на научных принципах исследования. В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой, признаются следующие:

(1) принцип детерминизма , устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности;

(2) принцип системности , требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;



(3) принцип развития , т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Основными методами, обеспечивающими сбор данных в конфликтологии, являются:

1. Структурно-функциональный метод - выявляет основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явления рассматриваются в состоянии статики.

2. Процессуально - динамический - определяет основные этапы, стадии развития конфликта, дополняет структурно-функциональный метод.

3. Типологизация (классификация конфликтов) – обеспечивает группировку, классификацию форм конфликта.

4. Прогнозирование – предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта.

Разрешительный метод – особенный метод конфликтологии, который формирует:

· основные стратегии и тактики улаживания конфликтов;

· стратегию ухода от конфликта;

· стратегию силового подавления конфликта и т.д.

К частным методам в конфликтологии относят: наблюдение; самоанализ; устный и письменный опрос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.

3. Основные этапы и перспективы развития отечественной конфликтологии . В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:

а) Первый этап (до 1924 г). Конфликт изучается в рамках философии, пра­воведения, психологии, но не выделяется, как самостоятельный предмет исследования.

б) Второй этап (1924-1989 гг.). Конфликт начинает изучаться как самостоя­тельное явление. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии и даже в математике. Затем иссле­дование конфликта продолжается в философии, педагогике, истории и по­литологии. Однако, в силу идеологических соображений, считается, что проблема конфликта при социализме неактуальна.

в) Третий этап (1990-настоящее время). Конфликтология начинает выде­ляться в самостоятельное учение, наблюдается увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 у год), диссертационных работ, создаются научные центры и группы по исследованию и регулированию конфликта, издаются научные сборники, научные работы.

Исследования отечественных конфликтологов сосредотачиваются на сле­дующих направления:

– Обоснование конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание позитивной роли конфликта (Л.А. Петровская, А.А. Гостев, Я.Л. Коломинский);

– Раскрытие роли конфликтологии в анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Дон­цов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);

– Обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозиро­вания и регулирования социальных конфликтов(Б.И. Хасан, В.С. Мерлин, С.М. Емельянов, Т.А. Полозова);

– Прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертыва­ния (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).

14. Динамика конфликта

Конфликт – это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.

Возможные этапы (или стадии) конфликта :

1) предконфликтная стадия (латентный этап);

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликта – это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон – инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация конфликта. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.

15.Эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии

1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.

2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.

3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.

4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта– наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются раз личных целей и интересов.

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и потенциальной опасности.

31. Предупреждение конфликтов. Превентивная дипломатия

Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.

Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:

– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);

– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.

Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :

– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;

– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;

– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;

– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;

– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

9,10 Сущность конфликта, объект и предмет, понятие и природа

Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоц-ми пережив-ми. Под конфликтом поним-ся наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимод-я, заключ-ся в противодей-и субъектов конфликта и обычно сопровожд-ся негатив. эмоциями. Необх-ми и достаточными условиями возник-я конфликта явл. наличие у субъектов соц. взаимод-я противопол-но направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негатив-х. эмоций, или наоборот, переживают негатив-е эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации явл. предконфликтными. Противод-е субъектов конфликта может разворачив-ся в трех сферах: общении, поведении и деят-ти. Можно сформулир-ть общее понятие конфлика, имеющее методологическое знач-е. В этом плане всякий конфликт есть опред-ое кач-во взаимод-я между людьми, которое выраж-ся в противоборстве между его различ. сторонами. Такими сторонами взаимод-я могут выст-ть индивиды, соц. группы, общности и гос-ва. В том случае, когда противоборство сторон осущ-ся на уровне отдельного индивида, такими сторонами выст-ют различные мотивы лич-ти, составл-ие ее внутр-юю струк-ру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утвержд-е своих интересов, и эта борьба сопровожд-ся, как правило, негатив-ми эмоциями. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки - тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия. Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии – это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего. Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:

Причина конфликтов;

Сущность конфликтов;

Различные формы конфликтов;

Динамика конфликтов;

Поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов. Существуют некоторые трудности в процессе изучения конфликтологии: например, среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», «если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, и от нее раз и навсегда надо избавиться, что впереди общество без конфликтов. Но, тем не менее, мы живем и независимо от различных точек зрения существование конфликтов признается. Задачи конфликтологии носят не только теоретический, но и чисто практический характер, так как помимо выявления сущности сущности конфликтов, их причин, этапов и участников, ученым необходимо на основе этого изучения – определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология

ЛЕКЦИЯ «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ» (ТЕМА 1).

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной научной дисциплины предшествовал достаточно продолжительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов сначала в рамках философии, а позднее – в рамках социологии, психологии, педагогики и других наук.

В науке пришло понимание того факта, что конфликты, противоречия и кризисы, переживаемые человеком, являются одним из источников развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Соответственно, проблема изучения конфликтов является фундаментальной для всей психологической науки.

1. Проблематик, предмет, задачи и методы конфликтологии .

· Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.

Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:

а) Философско-социальный уровень, который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;

б) Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;

в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

· Предметом конфликтологии являются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Основными задачами конфликтологии , как науки являются:

1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии ;

2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

1.1. наблюдение;

1.2. опрос;

1.3. тестирование»;

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.1. наблюдение;

2.2. опрос;

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.1. наблюдение;

3.2. опрос;

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.

2. Конфликтология в системе наук.

Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах , а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания , выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:

1.1. Принцип всеобщей связи;

1.2. Принцип детерминизма;

1.3. Принцип развития;

1.4. Принцип системного подхода;

1.5. Принцип социально-деятельностного контекста;

1.6. Принцип личностного подхода;

1.7. Принцип дополнительности;

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических , социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

Изученный материал позволяет сделать вывод:

· Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.

Понятие, объект и предмет конфликтологии

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, о динамике и формах развития конфликтных ситуаций, о способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Существует много определений понятия «конфликтология». Например, некоторые исследователи рассматривают конфликтологию в широком смысле как науку, изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о конфликтах и противоречиях во всех их проявлениях - зооконфликты, конфликты в мире животных и др.

Ниже будут рассмотрены преимущественно социальные и социально-психологические конфликты, возникающие на уровни личности, группы, организации, больших социальных общностей. Все они в той или иной мере охватываются понятием «социальные конфликты». Такие конфликты являются одним из видов социального взаимодействия. В их основе лежат различные социальные проблемы.

Социальное (социальные отношения, социальная сфера) возникает в процессе взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей (в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, в духовном развитии, творчестве и т. д.). В результате такого взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, вырабатываются ценности и нормы, образуются социальные институты, формируется социальная система общества или социальной общности.

Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности, группы, социальной общности. Однако удовлетворение потребностей одних социальных субъектов может затруднить (ограничить) удовлетворение потребностей других. Поэтому в процессе взаимодействия могут возникнуть различного рода противоречия и конфликты (преднамеренная или случайная несогласованность во взаимодействии), которые становятся предметом исследования социальной конфликтологии.

Объект исследования - это некая реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, конфликт может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др.

Объектом исследования общей (социальной) конфликтологии является социальный конфликт как особая форма социального взаимодействия (противодействия) социальных субъектов.

Предмет исследования - это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество объекта и т. д. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Предметом исследования конфликтологии как научной отрасли знания являются общие закономерности возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами.