Сочинение «Импрессионизм в лирике А.А.Фета.

В творчестве А. А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 г. г.) – один из выдающихся лириков 19 века, представитель позднего русского романтизма. Творчество Фета принято относить к направлению романтиков. Как говорилось выше, в романтизме зачастую встречаются вкрапления и целые пласты импрессионизма; эта тенденция не обошла стороной и Афанасия Афанасьевича. Поэтическая позиция Фета долгое время трактовалась неправильно. Его считали «жрецом чистого искусства», но, однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», -должно быть понято не как поэтический «каприз», а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Отношение публики к творчеству Фета было весьма неоднозначно, и, по большей части, творчество его в нелитературных, обывательских кругах осталось недооценённым. И это первый маленький пункт, роднящий его с французскими импрессионистами.

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес!


Чтоб в лицо и в горячую грудь

Хлынул вздох твой студеной волной,

Чтоб и мне было сладко вздохнуть;

Дай устами и взором прильнуть

У корней мне к воде ключевой!

(«Солнце нижет лучами в отвес…», 1863) 11




Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19- начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.


Особым признаком этого стиля было «стрем­ление передать предмет в отрывочных, мгновен­но фиксирующих каждое ощущение штрихах».

Пьер Огюст Ренуар "Лягушатник"






Скрип шагов вдоль улиц белых,

‎ Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

‎ Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

‎ Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

‎ Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,

‎ Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

‎ На мороз дохнуть.



Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..



Мотив «отражения в воде» встречается у Фета необычайно часто. Скорее всего, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.


Импрессионизм проявляется в перечислении отдельных предметов, из которого получается изумительная поэтическая миниатюра, правдивый поэтический рассказ.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна .

Сообщение по литературе на тему

«Новаторство: черты импрессионизма в лирике»

Выполнили:

Гневшева Мария, Мамина Алена,

ученицы 8 «А» класса

Норильск, 2005 – 2006 учебный год
Содержание

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1. Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи

2. Черты импрессионизма в лирике. Новаторство

Список литературы

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1.

Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Сюжеты для своих картин они брали из повседневной жизни, они изображали парижские кафе, улочки, скромные садики, берега Сены, окрестные деревни, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания, обыкновенных людей в будни и праздники. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух – пленэр – чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Главным для художников была система: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах.

Который стал проникать в другие художественные направления и содействовать решению разных эстетических задач. Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

Теоретические идеи. прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота: в силу некоего божественного закона природа всегда стремится к высшему типу, к совершенству. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя был одним из немногих, кто поддержал импрессионистов в начале их пути. Суть Э. Золя видел в «точности передачи впечатления от природы». В импрессионистическом требовании передачи впечатления для Золя звучало натуралистическое требование точно следовать за природой. Золя считал, что художник должен на холсте запечатлеть свое отношение к природе и показать ее «такой, какой он ее видит», отразить жизнь в ее бесконечных изменениях. Любимый лозунг Золя: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент» – вполне может служить определением импрессионизма. То есть для Золя идеи импрессионизма – естественное продолжение его собственных убеждений.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

Особенности метода. Ключевым понятием для импрессионизма стала суггестивность: присутствие в каждом образе бесконечного множества скрытых смыслов, которые обычно не могут быть переданы на языке логически обоснованных понятий. Эти смыслы должны угадываться интуитивно или осознаваться чисто эмоционально, каждый раз оказываясь субъективно окрашенными в восприятии зрителя, читателя или слушателя . Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. Искусство стремится передать мимолетное, эфемерное, спонтанно возникающее чувство красоты, которое таится в скромных пейзажах и в заурядных явлениях будничности. Оно вызывающе противостоит культуре, проникнутой «большими идеями», и доверяет только художественному озарению. Но вместе с тем и основывается на точно рассчитанном эффекте цветовых или звуковых сочетаний, являющихся результатом тщательного анализа, а не импровизации. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

По поводу роли интуиции в художественном творчестве Роден, выражая позицию импрессионистов в этом вопросе, говорит, что в искусстве все получается путем безропотного подчинения бессознательному . Эта тенденция господства бессознательного в акте художественного творчества достигнет высшего своего развития в XX веке в сюрреализме, проповедовавшем «отключение разума» как принцип художественного творчества.

Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Импрессионистический стиль давал тут известные преимущества. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «» в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

2.

«Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен .

Фет, погружаясь в свой внутренний мир, спасался от несовершенного мира. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

предсказывал, что Фет займет значительное место в русской лирической поэзии. Сопоставляя его с Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, Боткин пришел к выводу, что Фет не принадлежит к тем поэтам, которые открывают новые пути «в поэтических пространствах». Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное . В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» , направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), «Стихотворения А. Фета» («Современник», 1857, № 1), которую назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 01.01.01 года), а также статья самого «Стихотворения Ф. Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории . утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:

«… вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался» . Но не только общественные, идеологические «вопросы» неприемлемы в поэзии, с точки зрения Фета. Неприемлема вообще прямо заявленная идея. В поэзии возможна лишь «поэтическая мысль». В отличие от мысли философской, она предназначена «лежать твердым камнем в общем здании человеческого мышления и служить точкою опоры для последующих выводов; ее назначение озарять передний план архитектонической перспективы поэтического произведения, или тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине» .

В путевых очерках «Из-за границы» () Фет говорит о потрясающих впечатлениях, которые пережил в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской. Главная мысль Фета – о непостижимости этих вершинных явлений искусства для рационалистического понимания, о совсем иной природе поэтической мысли. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастию, никогда не постигну». И далее – о Венере: «Что касается до мысли художника, - ее тут нет. Художник не существует, он весь перешел в богиню… Ни на чем глаз не отыщет тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное – его профанация. И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей» . «Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета: «Полон нежного волненья, / Сладостной мечты, / Буду ждать успокоенья / Чистой красоты» (1847); «В благословенный день, когда стремлюсь душою / В блаженный мир любви, добра и красоты…» (1857); «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало. / Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно? / Хоть не вечен человек, / То, что вечно, - человечно» (Между 1874 и 1886 годами).

Выше мы уже упоминали о манере письма художников-импрессионистов. Мы можем указать полотна импрессионистов, наиболее полно отражающие данное направление живописи: О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897) и др.

). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приемапсихологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка» (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В таком духе начали писать уже в начале нашего века, в его 10-20-х годах» . В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

За тремя традиционными строками, говорящиими о том, что песню старого поэта овевает нечто молодое, Фет дает поражающую современным видение м мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

Сфера подсознательного восприятия мира требовала для своего выражения особого метода, который стал существенным элементом в становлении русской литературы. «Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира…», - пишет современный исследователь, намечая различные пути изучения проблемы . Думается, что поэзия Фета на путях такого изучения может сыграть важную роль. Недаром еще в 1889 году председатель Психологического общества Н. Грот на юбилейном чествовании читал от имени членов общества поздравление, в котором говорилось: «…без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека» .

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

Стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

Тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

Способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

Поиск новых способов поэтической выразительности.

Список литературы:

1. Афанасий Афанасиевич Фет. Биография. Лирика // Русская словесность. – М., 1996. - № 4. - С. 87-91.

2. «Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. – М., 1998. - март –апрель. - №2. - С. 66 – 71.

3. Борев. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / . - М.: Астрель, 2003, 575 с.

4. «Там человек сгорел…» // Озеров и волшебство. Книга статей. - М.: Советский писатель, 1976. - С. 153-202.

5. Палиевский // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. /Гл. ред. . – М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 3 – Стб 112-114.

6. Розенблюм и эстетика «чистого искусства» // Вопросы литературы. – М., 2003. - март-апрель. - С. 105-162.

7. Скатов Афанасия Фета. (Истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. - С. 1

8. Фет звезд: Стихотворения. – М.: дом «Летопись – М», 2000. – 444 с.

9. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20с.

Тезисы:

Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи.

· Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

· Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

· Главным для художников была с истема: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах .

· Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

· Теоретические идеи. Импрессионисты не проявляли особой заботы о формулировании своих эстетических принципов. И все же из рассуждений некоторых импрессионистов (скульптора Родена, например) можно узнать о существенных эстетических постулатах импрессионистов, и в частности о взглядах на коренную эстетическую категорию – прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя говорил: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент». Его слова вполне могут служить определением импрессионизма.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

· Особенности метода. Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

· Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

· Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «психологического импрессионизма » в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

Тезисы:

Черты импрессионизма в лирике. Новаторство.

· «Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

· Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена. Сердце поэта «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

· Боткин пришел к выводу, что Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

· Вторая особенность – содержание и цель искусства. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства.

у тверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота.«Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета.

· Пейзажи в стихотворениях Фета воздушны, в них много света, они как бы просвечивают насквозь (пахнуло, дышит, дымка, туманный пар, прозрачный воздух, воздух плывет, изменчивый лик, месяц глядит между длинных ветвей ). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева ) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

· Четвертая особенность тождество человека и природы. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка», «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

То ласточка мелькнет, то длинная ресница.

Фет дает поражающую современным видением мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства» .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

- стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

- тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

- способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

- поиск новых способов поэтической выразительности.

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

1. Бабочка

2. «Барашков буря шлет своих…»

3. «Благовонная ночь, благодатная ночь…»

4. «Блеском вечерним овеяны горы…»

5. «В вечер такой золотистый и ясный…»

6. «В дымке-невидимке…»

7. Весенний дождь

8. «Вот и летние дни убавляются…»

9. «Вчера расстались мы с тобой…»

10. «Глубь небес опять ясна…»

11. Горячий ключ

12. «День проснется – и речи людские…»

13. «Дул север. Плакала трава…»

14. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

15. «Есть ночи зимней блеск и сила…»

16. «Жду я, тревогой объят…»

17. «Жизнь пронеслась без явного следа…»

18. «За горами, песками, морями…»

20. «Из дебрей туманы несмело…»

21. «Измучен жизнью, коварством надежды…»

22. «Как богат я в безумных стихах!..»

23. «Как нежишь ты, серебряная ночь…»

24. «Кляните нас: нам дорога свобода…»

26. Кукушка

27. Ласточки

29. «Летний вечер тих и ясен…»

30. «Людские так грубы слова…»

31. «Моего тот безумства желал, кто смежал…»

32. «Молятся звезды, мерцают и рдеют…»

33. Море и звезды

34. «Мы встретились вновь после долгой разлуки…»

35. «Над озером лебедь в тростник протянул…»

36. На рассвете

37. «Не отнеси к холодному бесстрастью…»

38. Ничтожество

39. «Ночь и я, мы оба дышим…»

40. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»

41. «Одним толчком согнать ладью живую…»

42. «О, как волнуюся я мыслию больною…»

43. «Опавший лист дрожит от нашего движенья…»

44. «Опять осенний блеск денницы…»

45. Осенняя роза

46. Осень («Как грустны сумрачные дни…»)

47. «Прости! Во мгле воспоминанья…»

48. Псевдопоэту

49. «Светил нам день, будя огонь в крови…»

50. «С гнезд замахали крикливые цапли…»

51. «Сегодня все звезды так пышно…»

53. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

54. Смерти («Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»)

55. «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…»

57. Среди звезд

58. «Страницы милые опять персты открыли…»

59. «Теснее и ближе сюда!..»

60. «Только в мире и есть, что тенистый…»

61. «Томительно-призывно и напрасно…»

62. «Ты видишь, за спиной косцов…»

63. «Ты отстрадала, я еще страдаю…»

64. «Ты помнишь, что было тогда…»

65. «Тяжело в ночной тиши…»

66. Угасшим звездам

68. «Устало все кругом: устал и цвет небес…»

69. «Учись у них – у дуба, у березы…»

70. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»

71. Шопену

72. «Я потрясен, когда кругом…»

73. «Я пришел к тебе с приветом…»

74. «Я тебе ничего не скажу…»

Импрессионизм в лирике А. Фета.

Особенности тематики поэзии А. Фета

ПЛАН ОТВЕТА

Вопрос 29. Основные мотивы лирики А. А. Фета.

А. А. Фет

1. Слово о поэте.

2. Особенности тематики поэзии А. Фета.

3. Импрессионизм в лирике А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. Фета.

5. А. Фет о призвании поэта.

1. В русской поэзии трудно найти поэта более ʼʼмажорногоʼʼ, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты. Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота͵ явленная в поэзии Фета͵ - стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - жрец этого храма.

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты,

Здесь на коленях я словно невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединœены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа всœе так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую всœелœенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: ʼʼлес проснулсяʼʼ, ʼʼсолнце встало... затрепеталоʼʼ. И поэт полон жажды любви и творчества.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем всœе больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всœего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ данный предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление принято называть импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всœего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, ʼʼопрокинутыеʼʼ в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении ʼʼИваʼʼ столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и аналогично тому, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, ʼʼблаговонных ночейʼʼ, ʼʼблагоуханных зорьʼʼ:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту всœе-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбинœе.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Импрессионизм в лирике А. Фета. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Импрессионизм в лирике А. Фета." 2017, 2018.

Выстраивая это учебное занятие, мы ставили задачу углубить представление учащихся о диалоге поэзии, живописи и музыки в контексте художественного метода. Движение занятия осуществляется на основе знаний учащихся о творчестве Афанасия Фета и представлений о возможностях диалога разных искусств - к освоению представлений о специфических свойствах импрессионизма как художественного явления. Основной вопрос нашего занятия: “Что связывает творчество А.А. Фета с импрессионизмом?”

Фет-импрессионист

Cпонсор статьи – компания «Авто IronHorse». Перейдя по ссылке http://auto.ironhorse.ru/nissan-qashqai-ii_3413.html, Вы узнаете все о популярном кроссовере ТойотаВенза : технические характеристики, доступные комплектации и цены, отзывы пользователей. Также на сайте Вы найдете тест-драйвы и обзоры на российские, японские, американские и европейские автомобили; полезную информацию об автостраховании и покупке в кредит

В начале занятия читаются эпиграфы - отрывок из стихотворения А.А. Фета и высказывание исследователя Б.Я. Бухштаба, которые используются в ходе развития темы.

1. А.Фет (1887):

“Как беден наш язык! Хочу и не могу -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...”

2. Б.Я. Бухштаб: “Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приёмы реалистического письма... Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом...”

Сразу же необходимо обозначить, какие свойства присущи импрессионизму. Может прозвучать ответ подготовленного ученика, который будет содержать следующие сведения: “импрессионизм” (от франц. “impression” - “впечатление”) - искусство конца XIX - начала XX века. Художникам свойственен интерес к передаче мгновенного движения, ускользающих впечатлений, текучей формы. Термин появился после выставки работ группы французских художников, среди которых выделилась картина К.Моне «Впечатление» - она и послужила поводом для возникновения термина “импрессионизм”.

Знакомим учащихся с этой картиной и предлагаем ответить на вопросы: “По вашему мнению, почему художник назвал картину «Впечатление»? Как он изобразил реальную действительность? Какими изобразительными приёмами при этом пользовался?” Приводим выборочно некоторые ответы учащихся.

1. “На картине К.Моне реальность изображена нереально, как будто сейчас всё исчезнет. Очень сложно сначала вообще понять, что изображено. Все предметы как бы покрыты дымкой, они расплывчаты и нечётки”. (Максим Ф.)

2. “Я думаю, что художник назвал картину «Впечатление», чтобы показать, что он изобразил не действительность, а то, что он видит. Будто мы смотрим на мир через запотевшее окно или будто между нами завеса туманного воздуха. Предметы неестественны и нереальны, кажется, что сейчас они исчезнут”. (Екатерина О.)

Учитель напоминает школьникам, что расцвет творчества А.Фета - середина XIX века, когда в искусстве ещё не существовало понятия “импрессионизм”. А.Фет - русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция. Однако русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А.Фета своим учителем и первым русским импрессионистом. Предлагаем подумать над вопросами: “В чём своеобразие творческого стиля А.Фета? Какова тематика его стихов? Каким было его поэтическое кредо?”

После ответов учащихся предлагаем сделать первый вывод: А.Фет был одним из теоретиков художественного направления “чистое искусство”. Развивая основные принципы этого направления, А.Фет писал о красоте, разлитой вокруг нас, - она и должна стать объектом искусства. Фет считал, что поэтическая действительность слагается из двух элементов: объективного - мира внешнего; субъективного - некоего “шестого” чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Это стремление передать “шестое” чувство человека, оттенки настроения формирует творческий “почерк” А.Фета, благодаря чему поэта назовут родоначальником русского импрессионизма.

Следующий этап работы предполагает активное сотворчество учеников с исследователями, которые интерпретировали творчество А.Фета: это коллективная работа учащихся (беседа), в ходе которой предлагаем выяснить, как “шестое” чувство рождается и проявляется в поэтике А.Фета. Учитель рассказывает о том, что в период раннего творчества Фет считал себя романтиком. Д.Благой пишет, что в творчестве А.Фета прослеживается историческая преемственность романтизма: “Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом - от «битв» - в эстетическую созерцательность - всё это типичные черты того типа литературного романтизма... родоначальником которого у нас был Жуковский”. Однако тот же Благой отмечает, что в идеальном мире творчества Фета нет ничего мистически-потустороннего. Объектом искусства Фета является красота: задача художника - её отразить с помощью внутреннего, “шестого” чувства поэта.

Познакомив ребят с основными выводами Д.Благого, организуем работу практического характера, чтобы школьники получили представление о своеобразии романтизма А.Фета. Предлагаем им в ходе сопоставления стихотворений В.Жуковского «Цветок (романс)» (1811) и А.Фета «Я жду... Соловьиное эхо...» (1842) подумать над вопросом: “Что сближает эти стихи, а что различает их? Как они характеризуют мировосприятие поэтов?” В ответах учитель выделяет основные мысли: в этих стихотворениях изображается пейзаж, особенности восприятия которого помогают понять читателю чувства героев Фета и Жуковского. Герою Фета тоже свойственен уход из реальной жизни в мир мечты, у него нет интереса к общественной жизни. Отличие заключается в том, что Фет пишет о реальных человеческих чувствах героя, а в духовный мир героя Жуковского вмешиваются мистические силы. Ещё одно общее свойство - музыкальность стиха.

Чтобы познакомить школьников с тем, как в стихах А.Фета происходит диалог с музыкой, предлагаем им проанализировать стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» (1877):

Какое настроение создаёт данное стихотворение? Какая музыка ассоциируется с ним? Какое настроение у лирического героя? Как автор это настроение передаёт?

Каким представляете пейзаж стихотворения? Как связаны пейзаж и интерьер комнаты? Каким представляете героя стихотворения?

Сколько частей в стихотворении? Для чего поэт использует такую композицию?

Какими средствами создаётся музыкальность стихотворения? Как синтаксически выстроен в первой строфе третий стих? Влияет ли это построение на напевное звучание поэтических строк? С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе? Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвёртом стихе строфы? Какова функция аллитерации в третьей строфе? Как связаны между собой третья и четвёртая строфы: фонетически или синтаксически? Зачем поэт использует в четвёртой строфе анафору, эпифору? Как они связаны с композицией стихотворения, с его содержанием? Как создаётся динамика стиха?

Чем это стихотворение близко стихотворению А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»? Какой мотив стихотворения Пушкина Фет развивает? Кто главный герой стихотворения Фета: человек или чувство? Какой характер имеет образ-переживание в стихотворении: статический или динамический?

Композитор Н.Ширяев создал романс на слова этого стихотворения; согласны вы с интерпретацией стихотворения, предложенной композитором? По вашему мнению, близка ли музыка этому поэтическому тексту? Аргументируйте свой ответ.

Помогаем школьникам сделать вывод: А.Фет пользуется самыми разными возможностями звука, чтобы создать мелодику стиха. Как отмечает исследователь Б.Бухштаб, Фет пользуется различными типами фразовой интонации, большое значение придаёт словесным повторам; огромную роль в его стихах играют соотношения ритма и синтаксиса. Многие стихи поэта послужили основой для романса, музыкального жанра, развивающего тему любви. Однако, по мнению исследователей (Б.Бухштаба, Е.Маймина), не меньшее значение в стихах А.Фета имеет и изобразительная функция. Предлагаем ученикам проследить, как в его стихах происходит диалог с изобразительным искусством: “Сопоставьте стихо­творение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» с картиной И.Левитана «Лунная ночь»: Левитан - русский художник Серебряного века, его стиль близок к импрессионизму. Может ли эта картина служить иллюстрацией к стихотворению? Ниже представлены некоторые ответы учащихся.

1. “Картина И.Левитана может служить иллюстрацией к стихотворению А.Фета. На этой картине много лунного света, он будто пронизывает всё вокруг, создаёт таинственную, романтическую обстановку. Будто бы природа вокруг нереальная, сейчас всё исчезнет”. (Ирина Ш.)

2. “У Фета пейзаж помогает понять человеческое чувство, поэтому картина Левитана лишь относительно может быть иллюстрацией к стихотворению. Если оценивать пейзаж, созданный Левитаном, по его настроению, то тогда он может быть иллюстрацией к стихотворению. Художник изобразил ночь, где всё пронизано светом луны. Создаётся атмосфера нереальности и загадочности, способствующая представлению о чувстве любви”. (Александр Г.)

Учитель обобщает ответы и предлагает новую информацию: природа в изображении А.Фета и И.Левитана пронизана луной; как и на картине Левитана, зрительные образы стихотворения показаны в движении, в живой игре оттенков и полутонов. А.Фет считал художественное познание мира синтетическим, пытался передать в своих стихах даже запахи. Предлагаем ученикам продолжить знакомство с изобразительными средствами поэтики А.Фета на примере стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...» (1843).

Попробуйте словесно воссоздать пейзаж, который изображён в стихотворении. Можно представить себе человека, изображающего этот пейзаж? Каково его настроение?

Сколько частей можно выделить в стихо­творении? Что изображает поэт в каждой части? Какими эпитетами рисует он пейзаж? Назовите слова, которые определяют смысл, настроение первой строфы. Для чего вводятся повторы? Можно ли звуком, цветом передать словосочетание “весенняя жажда”? Как мы ощущаем это состояние в стихотворении? С помощью каких синтаксических средств объединяет поэт мир природы и мир чувств? По вашему мнению, как объясняют смысл стихотворения последние два стиха?

Сопоставьте картины русского художника И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (1886) и французского художника-импрессиониста Ж.Сера «Поляна» (1882) с этим стихотворением. Какая из них больше подходит в качестве иллюстрации к стихотворению А.Фета?

Ученики отмечают, что герой стихотворения испытывает радость, которая сопутствует чувству любви. Это состояние подчёркивают особая лексика (“привет”, “свет”, “трепет листьев” и др.), словесные повторы. Большинство старшеклассников приходит к выводу, что Ж.Сера ближе по стилю к Фету. И.Шишкин изображает статическую природу, в стихотворении А.Фета и на картине импрессиониста Ж.Сера природа показана в движении.

В финале урока предлагаем школьникам подвести итоги занятия, ответив на основной вопрос “Что связывает А.Фета с импрессионизмом?” и ещё раз обратившись к эпиграфам. Учитель обобщает ответы: А.Фет - импрессионист в поэзии. Развивая принципы “чистого искусства”, он воспевал красоту природы и человеческих чувств. Однако это свойство его поэзии сблизило поэта с творчеством импрессионистов, произведения которых отличаются чувственностью, так как передают красоту мира через ощущения. Специфика поэтического стиля поэта, которая роднит его с импрессионистами, проявляется в изображении предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных или случайных снимках памяти. Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов. Творческому стилю Фета свойственен диалог с изобразительным искусством и музыкой, который впоследствии проявился в стремлении к синтезу искусств в творчестве русских поэтов, художников, композиторов на рубеже XIX–XX веков.

Контрольное задание. Написать сочинение-рассуждение «А.Фет - первый русский импрессионист» на основе стихотворения «На заре ты её не буди...» (1842) в контексте следующих вопросов:

  1. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Какой образ создаёт поэт в этом произведении? Какими средствами он пользуется?
  2. Как в этом стихотворении проявляется диалог с живописью и музыкой? Можно ли сделать вывод, что стихотворение написано в импрессионистической манере?
  3. Работы каких художников вы бы предложили в качестве иллюстраций для этого произведения? Могут ли быть использованы для этой цели следующие картины: А.Куприн. «Пейзаж с луной»; В.Борисов-Мусатов. «Водоём»; Э.Мане. «Молодая женщина среди цветов»? Аргументируйте свой ответ.
  4. Согласны ли вы с музыкальной интерпретацией этого стихотворения, созданной композитором А.Е. Варламовым?