Во внимания актуальные потребности социальной. Потребность во внимании

  • Какие внимательные
  • Слава мне!
  • Внимание вместо любви
  • Любой ценой
  • Не только внимание
  • Психотип, жаждущий внимания

«Внимание привлекает!» - говорим мы и о ребенке, который дергает маму за рукав, и о об остромодно одетой женщине. Впрочем, список жаждущих внимания можно продолжить - скандальный политик, талантливый оратор, эпатажный артист эстрады. Что же заставляет нас на них смотреть, а их - делать то, что гарантированно вызывает наш интерес?

Какие внимательные

У слова «внимание» несколько значений - это и концентрация на чем-то , и наблюдательность , и забота (участие). В последнем значении - это одна из естественных психологических потребностей, свойственных и детям, и взрослым. Наше внимание непроизвольно концентрируется на важном и значимом: интересных, талантливых и любимых людях или ярких, эмоционально увлекающих событиях. Верно и обратное: то, к чему привлечено внимание, как по волшебству, становится важным и значимым. Фактически попытка привлечь внимание - это попытка стать стоящими вообще (в масштабах мировой культуры или хотя бы отдельной субкультуры) или в глазах конкретного человека.

Слава мне!

Нам всем как воздух необходимо внимание главных людей в нашей жизни: как правило, семьи и друзей. Важно, чтобы чувства, переживания и события нашей жизни были важны для близких, вызывали в них искренний отклик. А вот количество и форма необходимого для счастья внимания очень различаются. Одному требуется, чтобы его внимательно выслушал и понял верный друг, другие чувствуют себя состоявшимися, только выступая перед аудиторией. Однозначного ответа на вопрос «Почему Сергею достаточно внимания близких, а Саша жаждет внимания толпы, а еще лучше - мировой общественности?» не существует. Этому могут быть самые разные объяснения. И тут мы вольны интерпретировать мотивы и фантазировать сколько нам угодно. Может быть, у мечтающего прославиться Саши достаточно уверенности в себе , а скромный Сергей просто боится успеха . Или Александр осознает свои настоящие желания, а Сергей обходится суррогатами. С тем же успехом можно предположить, что Сергей получает удовольствие от деятельности, а Саша из-за каких-то психологических проблем нуждается в постоянном поднятии самооценки и получает ее за счет внимания публики. Рассматривая похожие примеры, мы можем также говорить о концентрации на своих задачах, принятии собственной жизни, высоких и низких планках, нахождении своего места в жизни .

Увы, если мы не знаем конкретных людей, условий их жизни, их внутреннего мира, ставить «диагноз» по поводу причин потребности в повышенном внимании - бесполезное занятие.

Внимание вместо любви

Хотя нужно отметить, что за историей поиска внимания скрывается недостаток или отсутствие родительской любви. Физическая забота нужна для выживания тела. Любовь и любящее внимание - для выживания здоровой психики.

Если ребенок чувствует, что его не любят безусловной любовью, таким, какой он есть, то он бессознательно «решает» заменить любовь родительским поощрением, гордостью, вниманием, если не к себе самому, то хотя бы к своим поступкам и достижениям. Когда любят (или хотя бы замечают) за что-то, это лучше, чем когда совсем не любят. Из таких детей получаются «маленькие мамины помощницы», «хорошие мальчики», «наша гордость». И в детстве, и вырастая, они стараются быть либо бесконечно удобными в быту, либо поражать окружающих талантами. Каков итог? Знаменитый композитор, дирижер и музыкант Игорь Стравинский писал: «Мое несчастье, я твердо убежден, состояло в том, что отец был мне внутренне совершенно чужд, а мать относилась ко мне без всякой любви. Когда мой старший брат неожиданно умер, мать не перенесла на меня свое отношение к нему, а отец по-прежнему относился ко мне довольно сдержанно. И тогда я решил, что в один прекрасный день покажу им, чего я стою. И что же, этот день прошел, и до сих пор никто, кроме меня, его не помнит».

Безусловную любовь нельзя завоевать или заработать достижениями - в противном случае она уже не безусловная. Если родители в силу каких-то причин не смогли полноценно полюбить ребенка, то они и за что-то его не полюбят. Возможно, оценят, будут гордиться или считать удобным. Но это отнюдь не любовь! Вырастая, человек с опытом «зарабатывания» родительской любви нередко становится отличным собеседником, популярной персоной. Это достаточно распространенный сценарий жизни знаменитостей.

К сожалению, привлекая внимание не своей личностью, а своей деятельностью, можно завоевать восхищение, интерес, желание быть рядом, но все это опять же не заменяет любви. Поэтому даже когда такой человек достигает успеха, купается во внимании, он чувствует себя несчастным и опустошенным. Ведь того, чего он хотел на самом деле - безусловной любви, не зависящей от его достижений, - он не получил.

Но напрасно родители, мечтающие о дочери или сыне-гении, потирают руки: «Оказывается, достаточно не любить ребенка, чтобы заставить его развивать свои таланты!» Если у ребенка, по каким- то причинам нет сил «завоевать» похвалу родителей (например, он депрессивен, невротичен, или требования родителей непомерны или просто абсолютно не соответствуют склонностям маленького человека: они хотят видеть его скрипачом, а он - талантливый спортсмен), малыш бессознательно привлекает отрицательное внимание. Такие дети «выбирают» постоянные физические болезни, хулиганят, влипают в истории. Одна из причин такого поведения - в том, что родительский гнев не так страшен для ребенка, как равнодушие. Рассердить - лучше, чем быть незамеченным.

«Хорошими делами прославиться нельзя…»

…пела старуха Шапокляк. У популярной (!) героини мультфильма немало единомышленников.

С давних времен до сегодняшнего дня разрушительное и саморазрушительное поведение широко используется как средство быть замеченным или снискать славу. Вспомним хотя бы Герострата. В 356 году этот молодой житель Эфеса сжег дотла одно из семи чудес света - храм Артемиды. По его собственным словам, он поступил так с единственной целью - добиться того, чтобы его помнили в веках. И ведь добился…

Люди, желая привлечь к себе внимание любой ценой, согласны обойтись без аплодисментов и похвал, довольствуясь проклятиями. Многие из них сначала пытались получить добрую славу и, лишь потерпев поражение, искали другие возможности остаться в веках.

Как тут не вспомнить Адольфа Гитлера, который начал карьеру политика, только убедившись, что никогда не станет великим художником? Этим путем идут некоторые вандалы, а также люди, мечтающие «сделать карьеру» «самого знаменитого маньяка», «убийцы, на счету которого больше всего жертв» или «стать тем, кто убивал наиболее жестокими способами». Правда, у большинства людей, испытывающих потребность во внимании и предпочитающих «плохое» внимание, масштаб скромнее: ссоры, болезни, деструктивное поведение, попытки демонстративного суицида. Причин этому немало, и они очень разные: в зависимости от конкретного случая, речь может идти о психологической травме (то есть о здоровом человеке, у которого есть проблемы), невротической акцентуации, пограничном личностном расстройстве или психопатологии.

Любой ценой

Эпатаж - скандальное, шокирующее поведение - пожалуй, самый простой способ привлечь к себе внимание. Публикация своих фотографий в обнаженном виде в блоге, не ориентированном на эротику или порнографию, пирсинг на всем лице и футболка с надписью «Я занимаюсь сексом в гамаке на лыжах с плюшевыми медведями» - типичные примеры эпатажа.

Есть и более творческие. Например, к 200-летию А. С. Пушкина в Петербурге вышел журнал «Дантес», создатели которого хотели «бросить вызов обществу - развенчать кумира и развеять миф» с использованием ненормативной лексики и предположением о гомосексуальности поэта. Художник Сальвадор Дали давал эпатажные названия и своим книгам (чего стоит «скромный» заголовок «Дневник одного гения»), и картинам. На одном холсте он написал «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери». Надпись была сделана не от сердца, а ради красного словца, но дорого стоила: отец Дали проклял сына и выставил его из дома. Другой эпатажник от искусства Фил Хансен то Мону Лизу жиром от гамбургеров нарисует, то портрет Джорджа Буша, сложенный из имен солдат, погибших в Ираке.

Не только внимание

Креатив, публичные выступления, красивая и (или) оригинальная манера одеваться, рекорды - все это способы выделиться. Ради привлечения внимания создана индустрия косметики, модной одежды, аксессуаров. С одной стороны, наличие мейнстрима в моде усредняет, с другой, дает четкие ориентиры: одет по последней моде - значит, уже интересен.

Здесь есть место и для целого ряда заблуждений. Например, многие считают, что «артисты - это те, кто любит популярность». На самом деле для многих представителей этой профессии, не испытывающих потребность во внимании , популярность - побочный и порой очень неприятный эффект. Немало актеров просто любят сам процесс вживания в роль. Так, известная актриса Кира Найтли очень хотела бы работать и сниматься, избегая тягостного для нее внимания прессы. Правило тут простое: если человек занимается делом, которое доставляет ему удовольствие, это делает его счастливым, даже если он не достигнет большой популярности. Статистика показывает, что успеха чаще достигают как раз те, кто занимается своим делом из любви, а не ради славы. Разумеется, есть исключения - шедевры пиара и саморекламы , но это другая история. Довольно часто человек, думая, что ищет внимания, пытается удовлетворить другие свои потребности. Например, некоторые женщины надеются, что если они будут выглядеть так, чтобы на них все обращали внимание, это обеспечит им сексуальный успех и счастливую личную жизнь. Но нет. Если женщина следит за собой, любит себя и свою внешность, она пользуется большим успехом, чем неуверенная в себе женщина, даже превратившаяся с помощью пластических операций в эталон красоты.

Психотип, жаждущий внимания


Быть в центре внимания
стремятся также люди определенного психотипа - истероиды. Главная их отличительная черта - демонстративность. Истероидность - не заболевание, скорее акцентуация, так сказать, перекос личности, который, впрочем, может привести к патологии - истерии. Образно мыслящие, нелогичные, склонные к манипулятивному поведению истероиды артистичны и легко вживаются не только в любую роль, но и в любую ими самими выдуманную историю. Это именно те люди, которые, когда лгут, искренне верят своей лжи. При определенном уровне таланта из них получаются замечательные артисты и ораторы, порой они становятся украшением модных салонов, богемы. Истероид может проявить большую смелость, если находится в центре внимания. Именно об истероиде Троцком кто-то из его соратников сказал «Лев Давидович Троцкий готов умереть за революцию, но только если это увидит не менее чем пятьдесят тысяч человек».

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда нужно привлечь к себе внимание.

Кого угодно и где угодно - на совещании, семинаре или на вечеринке - не суть важно. Разумеется, необходимо учитывать обстоятельства места. Но если все это отбросить, то вот что гарантированно вызывает у людей непроизвольное внимание:

  • неожиданные или сильные звуковые раздражители, например громкая реплика в тишине (чудесно, если это будет шутка или классическая цитата - ориентируйтесь на аудиторию);
  • что-нибудь новенькое: по этой причине смена имиджа нередко производит фурор (вспомним фильм «Самая обаятельная и привлекательная»);
  • контрастность цветов: гораздо проще быть заметным, сочетая, например, красный с зеленым или черный с белым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Цинтии было 30 лет. Эту женщину направил ко мне мой друг, психиатр. Ее потребность во внимании стала очевидной еще до того, как она вошла в мой кабинет. Я слышала, как она говорит и смеется в прием­ной, и голос ее звучал примерно вдвое громче любой до­пустимой нормы. Из-за своей привычки бурно жестику­лировать она ухитрилась опрокинуть лампу и разлить свой кофе уже за тот короткий промежуток времени, по­ка представлялась моим сотрудникам. Выйдя, чтобы пригласить ее в кабинет, я увидела, что ее слишком обле­гающее, слишком короткое платье с глубоким вырезом, взлохмаченные волосы и яркий макияж - все было на­правлено на то, чтобы транслировать в окружающий мир то же самое послание, которое передавал оглуши­тельный голос и бурная жестикуляция: «Смотрите на меня!».

Вначале женщина, видимо, собиралась убедить меня, что она - одна из счастливейших клиентов, которых мне приходилось принимать в своем кабинете, и она пришла ко мне вовсе не для того, чтобы избавиться от каких-то проблем. Она сказала, что видела меня по теле­визору и захотела встретиться со мной лично. Что же ка­сается этой ее «потребности во внимании», на которую жалуется психиатр, то с его стороны это просто нелепое преувеличение. В конце концов, кому не нравится внима­ние? И что тут плохого, если внимание окружающих дос­тавляет ей удовольствие? Понятно, что многим это не нравится, но всякому ясно: ей просто завидуют.

Не нужно было иметь экстрасенсорные способности, чтобы через несколько минут этого скорострельного мо­нолога понять, что она протестовала слишком уж на­стойчиво. Видимо, Цинтия пыталась убедить не столько меня, сколько саму себя, будто она - счастливая безза­ботная женщина, которой нравится собственный образ жизни. Полчаса спустя Цинтия уже заливалась слезами и ее голос звучал тихо, спокойно, почти робко. Наконец она впустила меня за свой разукрашенный фасад и пока­зала, сколько одиночества, грусти и беспомощности скрыто в тайниках ее души. Из-за этой потребности во внимании - качества, которое ей будто бы нрави­лось, - ее не раз увольняли с работы, обвиняя в разру­шительном или «несоответственном» поведении. Кроме того, она была импульсивно неразборчива в личных связях и часто соблазняла молодых людей своих подруг, - в результате с ней перестал общаться и новый любовник и давняя подруга. Что же касается ее ухажеров, то, немного попользовавшись ее телом и деньгами, они шли к женщинам, требовавшим к себе уважения, которого Цинтия не требовала или не могла требовать, поскольку не ува­жала себя сама. Она слишком много времени проводила в барах, что вызвало угрозу алкоголизма, - именно эта проблема привела ее к психиатру, поскольку женщина полагала, что все остальное в ее жизни совершенно нор­мально. Но после восьми месяцев работы ни она, ни ее психиатр не достигли никакого заметного успеха. Цин­тия родилась в семье среднего достатка, родители с мла­денчества окружили дочь любовью и заботой, и никакие обстоятельства ее детства не давали ключей к этому не­контролируемому неумолимо возрастающему страху, что ее не заметят.

Гипнотизировать Цинтию было сплошное удоволь­ствие: открытая, отзывчивая, четко формулирующая свои мысли. Поскольку ее проблема была так специфич­на и сложна, я велела ей сразу же отправляться в точку входа. Цинтия немедленно попала в момент своей на­сильственной смерти во время войны между француза­ми и индейцами. Она была тогда семнадцатилетним под­ростком. Следующее, что увидела женщина: она одна среди простирающихся до горизонта пологих зеленых холмов, перед большим каменным домом с соломенной крышей. Как и в описанном выше случае Алана, я внача­ле подумала, что Цинтия рассказывает о Другой Стороне. Но чем дальше она говорила, тем больше я убеждалась, что после той конкретной смерти она попала отнюдь не Домой.

В доме и во дворе играли дети, за ними присматрива­ли женщины в длинных черных одеждах. Цинтия смот­рела на них через окно, и для этого ей приходилось па­рить на некоторой высоте над полом. Она отчаянно хоте­ла присоединиться к детям и поиграть с ними, но понимала, что это невозможно. И еще Цинтия понимала, что, хотя она прекрасно видит и слышит этих людей, они ее не замечают, словно ее не существует. Самое грустное, что она была там уже очень давно; очевидно, женщина попала в какую-то ловушку. Больше всего на свете ей хо­телось уйти оттуда и положить конец этой мучительной изоляции у окна, где она находилась, потерянная, одино­кая, обреченная на это немое невидимое существование. Но никто ее не замечал, и никому не было до нее дела.

Как выяснилось, она оказалась возле католического сиротского дома в Ирландии и была призраком, который попал в ловушку между Землей и Другой Стороной, не принадлежа ни одной из них. Именно это ужасное безна­дежное существование между жизнями и стало причи­ной клеточных воспоминаний, вызвавших у Цинтии не­истовую потребность во внимании. У меня были тысячи клиентов, но тех, кто регрессировал в кошмарное сущес­твование в качестве призраков, можно сосчитать на пальцах одной руки. В этом состоянии им остается толь­ко беспомощно ждать, что придет какой-нибудь спаси­тель (земной или с Другой Стороны) и освободит их. И в нынешней жизни такие клиенты, каждый по своему, страдают от ощущения неприкаянности и всеми силами стараются, чтобы их заметили, приняли и обняли, - ведь именно этого в конечном счете хотела и Цинтия.

Как я уже отмечала в этой книге, наш сознательный ум обмануть легко, но сверхсознательный ум и клеточная память резонируют и отвечают лишь на истину. Цинтия ни на секунду не сомневалась в том, что та псевдожизнь в земном плену, куда она вернулась во время регрессии, не была просто игрой воображения. Она вспомнила нечто настолько же реальное, как тот факт, что утром она оде­лась и поехала в мой офис. И женщина ощутила ослабле­ние боли, которую причиняли ей эти клеточные воспо­минания так же отчетливо, как если бы наконец прекра­тилась мучившая ее долгое время лихорадка.

Через восемь месяцев я получила от нее замечательное письмо на восьми страницах. Благодаря двенадцатишаговой программе и искреннему желанию сделать что-нибудь стоящее в жизни она бросила пить. Кроме того, у нее теперь нет времени ходить по вечерам в бары: она ре­шила стать преподавательницей и поступила в колледж. «Очевидно, мне по-прежнему необходимо внимание де­тей, - писала она, - но теперь я предпочитаю получать его, помогая детям обрести знания. И еще я хочу служить им наглядным примером человека, который совершил в жизни все мыслимые и немыслимые ошибки и все-таки сумел выйти на верный путь». Цинтия на некоторое вре­мя прекратила интимные отношения с мужчинами, - до тех пор, пока не убедится, что стала «достаточно здо­ровой, чтобы строить здоровые взаимоотношения». Она написала, что пытается восстановить дружбу с теми, кого некогда предала.

И еще в конверте была фотография симпатичной молодой женщины с цветущим лицом, чья естественная, не кричащая красота несомненно привлекала достаточно внимания окружающих, - благодаря душевному равно­весию и спокойной уверенности в себе, которые она из­лучала. Я бы подумала, что вижу младшую сестру той не­обузданной женщины, что была у меня в офисе, но под фотографией стояла подпись: «С любовью и благодар­ностью, освобожденная от земного плена Цинтия».

Текущая страница: 9 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Индивид

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.

Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.

Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.

Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.

Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.

Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.

Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.

Потребности человека

«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» (Б. Д. Парыгин )

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверждает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида». Иными словами, потребности духовной направленности, такие как потребность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Также этот класс потребностей можно назвать потребностями, связанными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.

И, наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов – вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании другими людьми остаются безуспешными.

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

Семья

Выбранное мною высказывание касается формирования семейного уклада, значимости семьи для человека. Данный вопрос крайне важен в современном мире, так как общество сейчас быстро меняется, в то время как традиционные связи утрачивают своё значение. Семья была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов. Поведение людей в семье по отношению друг к другу является одним из факторов формирования личности, от этого зависят гармония и внутренний покой человека. Очень важно, чтобы он оставался основополагающей ценностью.

В. А. Сухомлинский, педагог и писатель, полагал, что в семейной жизни необходимо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами и стремлениями её членов. Таким образом, Сухомлинский считает необходимым взаимопонимание, взаимоприятие, поддержку друг друга людьми, связанными кровными узами. Действительно, с его мнением невозможно не согласиться. Я также считаю, что очень важно, чтобы члены семей понимали друг друга, считались с мыслями и убеждениями своих родственников.

Институт семьи можно рассмотреть как малую группу, связанную прежде всего бытовыми отношениями, домашним хозяйством, отношениями брака или родства. Основные задачи семьи в обществе – регулирование отношений полов, рождение физически здоровых детей, формирование и воспитание подрастающего поколения, эмоциональная разрядка, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, установление тесных экономических отношений – совместный быт, ведение домашнего хозяйства. Особенно важна эмоционально-психологическая функция, акцентируемая Сухомлинским. Семья – это прибежище от проблем, житейских неурядиц. С ней у человека должны ассоциироваться дом, получение помощи. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что, чтобы семья нормально функционировала, нужно стараться понять близких, уметь ограничивать собственные интересы и сдерживать эмоции ради других. Многие дети вырастают эгоистичными людьми, считающими, что им все всё должны. Такой человек не сможет чувствовать себя комфортно в обществе, в школе, на работе. Семья – это ячейка общества, проецируемая на него.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях с древнейших времен уделялось много внимания взаимоотношению супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровая отцовская дисциплина, 2) недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточность отцовской привязанности, 4) недостаточность материнской привязанности, 5) отсутствие сплочения в семье. Так что же нужно, чтобы избежать проблем в семейной жизни, чтобы дети росли счастливыми, а родители вели спокойную жизнь? Необходимо, чтобы каждый член семьи мог выслушать другого, чтобы никто не стремился установить свою диктатуру, а цели и желания каждого человека воспринимались с пониманием.

В литературе мы можем увидеть массу примеров того, как самодурство или непонимание приводят к развалу семей, к несчастью их членов. В повести А. Н. Островского «Гроза» Кабаниха заставляла всех слушаться себя, решала всё за других, заставляла их жить по своим правилам, не учитывая желания любимых. Благодаря этому никто её не любил, она довела жену собственного сына до самоубийства.

В современном мире мы тоже сталкиваемся с тем, как важно всегда слушать и слышать любимых людей, всегда им помогать, считаться с мыслями, стремлениями. В моей семье царит атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания, я знаю, что родители всегда поддержат меня в новых начинаниях, дадут полезные советы. Точно так же веду себя я по отношению к ним.

Таким образом, мы понимаем, что Сухомлинский своим высказыванием подтвердил прописную истину о том, как важно считаться со своими родными, с их убеждениями, мечтами. Без этого семейная жизнь потеряет всякую радость, а человек будет жить в постоянном стрессе.

«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак)

Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно, именно благодаря ей сформировались и успешно функционируют государство и право. Проблема благополучия и обеспеченности семьи является очень важной, так как семья является базисом общества, его социального устройства. Папа Пий IX говорил, что «семья более священна, чем государство».

Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что «семья всегда будет основой общества». Этим высказыванием автор отождествляет семью со скелетом, с основой основ всего общества, притом Бальзак не ставит никаких ограничительных временных рамок, а убеждает нас, что пройдут поколения, а общество будет всё так же основываться на семье.

Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.

Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.

Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.

Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями. Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.

Приведём некоторые примеры, доказывающие роль семьи в формировании личности, а значит, и общества. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому дети – Наташа, Николай, Петя, Соня – стали высоконравственными и культурными людьми, с широкой душой и добрым сердцем. В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль выросли безнравственными эгоистами.

Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Жена Рузвельта, Элеонора, всегда и во всём поддерживала мужа и сыграла значительную роль в его политической карьере, особенно после 1921 года, когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.

Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.

Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.

Способности

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов )

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов. Рассматривая человеческую природу и говоря о врождённых и приобретённых качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить своё место в мире. Надо с пониманием относиться к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Таким образом, Теплов считает, что задатки могут получить своё развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека. Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человеку. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека. Деятельность бывает учебная, трудовая и игровая. Учебная деятельность даёт человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений. Труд (а на начальном этапе жизни – игра) развивает социально значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Под способностями учёные понимают врождённые особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врождённый фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьёт. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом. Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты. Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье учёных, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и её развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано. Живя в интеллигентной семье, человек просто не мог вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль. Если педагоги уделяют много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Таким образом, мы понимаем, что Б. М. Теплов в своём высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так, сама по себе, чтобы она развилась, нужно применять её в соответствующей деятельности.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Добрый день, мои дорогие друзья!

Сегодня я предлагаю вам продолжить тему потребностей, и сегодня мы будем говорить о следующей очень важной потребности человека – во внимании . Мне кажется, что это очень насущная потребность, особенно в наше время. Почему я так думаю? Я вижу, что сегодня общение между людьми подменяется различными суррогатами и подменами – общением через интернет в социальных сетях, смс-общением, короткими переписками и так далее. Но вот искреннего, открытого общения между нами становится все меньше.

Итак, что же такое – пристальное внимание? Это означает время, когда другой человек слушает именно вас, он готов понять все ваши переживания, проблемы, чувства и трудности. И при этом слушающий человек не отвлекается на другие дела – не смотрит телевизор, не теребит авторучку, не смотрит на часы и так далее. Кстати, про умение слушать и слышать другого мы еще поговорим с вами, когда будем изучать потребность в том, чтобы нас не только слушали, но еще и СЛЫШАЛИ, что не менее важно. Но пока вернемся к пристальному вниманию.

Психологи говорят, что каждому ребенку очень важно, чтобы его родители хотя бы 1-1,5 часа в день принадлежали бы только ему. Это значит, что родитель (мама или папа) должен на это время отложить все свои дела и проблемы, забыть о своих трудностях и переживаниях и быть полностью во власти ребенка, исполняющим его желания. Конечно, есть разумные пределы исполнения этих желаний, с этим мы не спорим. Но все же – родитель говорит ребенку – вот в этот час я в твоем распоряжении, что ты хочешь делать сейчас? И ребенок может предложить поговорить, поиграть в игрушки или просто лечь рядом и посмотреть любимый мультик. Но важно, чтобы он понимал, что родитель с ним, он сейчас для него. И это ребенку очень важно – знать, что у него есть свое время, когда родители находятся рядом с ним и помогают ему.

Я помню, когда я был в гостях у моей знакомой, мы вечерами вместе смотрели фильмы на компьютере. И дочка этой знакомой обожала такие вечера, потому что в это время мама обнимала ее, и они были рядом. Мама никуда уже не спешила, никаких дел у нее не было, и они спокойно лежали в обнимку. И мне было приятно смотреть на них. И ради таких вечеров девочка была готова перемыть посуду, чтобы только мама снова была рядом с нею.

И я уверен в том, что каждому из нас нужны такие периоды пристального внимания, когда другой человек, важный для нас, садится напротив и выражает свою готовность слушать нас, быть рядом с нами, помочь нам, если это будет необходимо. И очень часто от слушающего не требуется давать умные и важные советы, решать все проблемы рассказчика. Иногда просто необходимо, чтобы он побыл здесь и сейчас, выслушал и поддержал нас. И этого очень часто бывает достаточно.

Что же происходит, если человека никто не выслушивает, не уделяет ему внимание? Если ребенку постоянно говорят родители, что им некогда, что не до него, что у них своих проблем хватает – к каким выводам он придет в итоге? Наверное, он поймет, что он никому не нужен, что он лишний, что его проблемы, боль, переживания никого не интересуют. А это значит, что он, наверное, ПЛОХОЙ. И вот эта установка стыда, ненужности, осознание Я ПЛОХОЙ может закрепиться в его сознании и влиять на всю его жизнь, на все установки и стереотипы.

И постепенно такой ребенок будет все больше уходить в свой внутренний мир, замыкаться в себе, понимая, что он никому не нужен уже. Он перестает верить в то, что его можно любить, ценить и принимать таким, какой он есть. И тут уже варианты развития его жизни могут быть разные – кто-то заканчивает свою жизнь самоубийством, кто-то замыкается и уходит в виртуальный мир интернета или телевидения. А другой может найти друзей, которые готовы его выслушать, понять и поддержать, на улице, в веселой и классной компании. И это очень часто приводит ребенка к раннему употреблению алкоголя, наркотиков, раннего секса, преступности и многим другим вещам. И все это будет делаться из желания быть принятым другими, о чем мы будем говорить еще в дальнейших статьях. Но и потребность в пристальном внимании и времяпровождении тоже играет немалую роль в таком скатывании.

И взрослому человеку тоже очень важны друзья, которые будут готовы выслушать и принять его, поддержать и помочь пережить все сложности и переживания жизни. Если же этого не будет, то примерно все те проблемы, которые мы описали выше, могут ждать и взрослого, как компенсацию вот того невнимания к его проблемам и боли. И последствия могут быть очень страшными и тяжелыми.

И я очень рад, что у меня есть такие друзья, которые всегда готовы выслушать и поддержать меня, уделить мне внимание и помочь пережить мои болячки и тревоги. И я очень часто благодарю Бога за то, что Он посылает таких людей в мою жизнь и Сам тоже всегда готов выслушать меня, принять и помочь. Спасибо большое за это Ему и моим друзьям!

Кстати, еще одна деталь. Чтобы вас выслушали, иногда нужно просить об этом другого человека, так же, как и в удовлетворении большинства других потребностей. Если я не могу попросить, чтобы другой меня послушал и уделил мне свое драгоценное время, то никто и не будет этого делать. Парадоксально, но люди не умеют читать мои мысли, они не знают, что мне нужно. И поэтому очень важно научиться просить других выслушать вас, если вам плохо и накипело на душе. И тогда вы начнете видеть чудеса – люди будут вас выслушивать и помогать вам в этом, и это будет настоящее волшебство! И я искренне желаю вам переживать такие чудеса почаще в вашей жизни, чтобы расти и развиваться.

И еще я предлагаю вам начать делиться вашими переживаниями и с нашим прекрасным и любящим Господом Иисусом Христом. Он всегда готов послушать вас, принять, поддержать и утешить, если вы Его об этом попросите!